- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи в младшем дошкольном возрасте 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности речевого развития в онтогенезе 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с песком 21
2.1. Обследование детей раннего возраста и анализ результатов 21
2.2. Содержание работы по развитию речи младших дошкольников с использованием игр с песком 25
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
У остальных наблюдается явная задержка развития речи. 2.2. Содержание работы по развитию речи младших дошкольников с использованием игр с пескомВ настоящее время интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы значительно возрос, и не случайно, ведь игра с песком как процесс развития у ребенка самосознания и спонтанной "самотерапии" известна с древних времен. Принцип "песочной терапии" был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основоположником аналитической терапии. Игра на песке - одно из естественных занятий ребенка. Вот почему вы можете использовать песочницу во время занятий по разработке и обучению. Кроме того, игра с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои эмоциональные переживания, освобождается от страхов, помогает избавиться от психологического напряжения, что способствует установлению тесного контакта с детьми. Ожидаемый результат:- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;- развитие всех компонентов детской устной речи (лексической стороны, грамматической структуры речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;- практическое овладение учащимися речевыми нормами. При составлении программы формирующего эксперимента мы опирались на следующие работы:- Рабочая программа по логопсихологии нарушений у детей "Песочная терапия песком" Е. Н. Моторина, В. М. Тернер; - "Песочная терапия в развитии дошкольников" О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова; - Да.Кузуб В., Осиюк Е. И. " В гостях у песчаной феи. Организация "развивающей песочницы" и игр с песком для детей дошкольного возраста»; - Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. "практикум по креативной терапии". В работе с детьми мы использовали следующие методы и приемы: 1. Визуальное (наглядно-дидактическое использование опыта, ИКТ) 2. Игры (игры, эксперименты, игра с песком) 3. Вербальные (беседы, чтение художественной литературы) 4. Практично (игры с песком).Главным условием решения задач является организация предметно-развивающей среды. Для этого группа создала центр песочной терапии. При оснащении центра песочной терапии мы учитывали следующие требования: - безопасность для жизни и здоровья детей; - коэффициент занятости; - доступность локации. Основное оборудование-песочница и дополнительные предметы, с которыми можно играть в песке.: - объекты природного мира (ракушки, шишки, камни, веточки); - лопасти, широкие щетки, сита, воронки; - различные пластиковые формы различных размеров-геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формы для теста; - миниатюрные игрушки (высотой 5-10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растений; транспорт и др. (не используйте игрушки из киндер-сюпризовдля занятий в младших группах); - набор игрушечной посуды и детских кроваток (для игр "песочный детский сад" и «Семейный»); - различные здания и сооружения; - другой материал. Игры в центре песочной терапии проводятся утром и вечером, как самостоятельно, так и в совместной деятельности взрослого с ребенком. С целью развития умения отображать расположение предметов в речи с помощью предлогов (на, над) мы использовали игру "норка для ежей". Здесь дети работали с мокрым песком. Мы использовали эту технику как "живую сказку". Дети строили сказку на песке с помощью миниатюрных фигурок. Задача экспериментатора состояла в том, чтобы познакомить детей с сущностью сказки, то есть научить детей понимать действия персонажей, понимать сущность каждого из них и анализировать правильность их действий. В ходе беседы они выясняли, как поступил персонаж, хорошо ли он поступил, для сравнения ставили детей на место героя сказки, спрашивали о том, как бы вы себя чувствовали в той или иной ситуации, конечно, одновременно направляя детей, подсказывая им. Когда "живут" сказки, в лексикон ребенка уже включаются новые слова, обозначающие качества личности и характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и др.)Мы также использовали игру "Найди названный предмет", целью которой было закрепить умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы труда), научиться находить предмет по описанным признакам, закрепить умение называть предметы обобщенным словом, научить их связно выражать свои мысли. Была запланирована и проведена большая работа с родителями – в том числе семинар по использованию песочной терапии в развитии речи, совместные развлечения и викторины, разработаны консультации для родителей: "Что такое песочная терапия?", "Использование песочных игр в домашних условиях" и др. Также были даны различные задания придумывать истории и сюжеты на заданную тему, придумывать собственные игры с песком. Не менее интересным был конкурс на лучшую фотографию "мы с мамой играем в песочнице". Долгосрочный план занятий в формирующем эксперименте представлен ниже.Образовательная деятельностьСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьБудем знакомы.Цель: помочь составить представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях.Методы и приёмы: беседа; игровое упражнение на развитие чувства близости «ласковое имя»; проигрывание игровых ситуаций «знакомство».Чтение художественного произведения: Г. Остера» «Будем знакомы». Игры «Молчок», «Вежливый котёнок». Игровые ситуации знакомства.Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Встречаем гостей».Всё начинается со слова «здравствуй».Цель: раскрыть значение слова «здравствуй», употребление в зависимости от партнёра, времени суток вариативных слов приветствия.Методы и приёмы: беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; художественное слово.Чтение А. Кондратьева «Добрый день», А. Барто «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игра – драматизация «Страна вежливости».Использование этикетных формул во время приветствия.Расставаясь, говорим мы «до свидания».Цель: раскрыть значение слова «до свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания.Методы и приёмы: слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания.Чтение произведения «Пора прощаться».Игра «До свидания». Упражнение «Карлсон». Моделирование ситуаций прощания.Использование этикетных формул при прощании. Игра «Факиры».Волшебное слово «спасибо».Цель: обучить уместному использованию различных слов, формул благодарности.Методы и приёмы: моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ «Что было бы, если бы…»; чтение отрывков из художественных произведений, проигрывание ситуаций; игровые упражнения. Игра – драматизация «Добрый день». Игры «В гостях у Кати», «Подарки».Использование различных формул благодарности в ролевых играх. Игры парами, дидактические игры.Вежливая просьба.Цель: познакомить с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнёрам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.Методы и приёмы: беседа; художественное слово; приём ТРИЗ «Что было бы ,если …»; проигрывание ситуаций.Чтение С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова» «Был ослик очень вежливый», С. Погореловский «Что значит быть вежливым». Игра – драматизация «Как Буратино стал вежливым». Литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…». Сочинение этикетной сказки.Драматизация сказки «Колобок». Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение «Пожалуйста».Как быть уступчивымЦель: объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.Методы и приёмы: беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; приём ТРИЗ «Цепочка слов».Чтение рассказов о дружбе. Басня «Два барана». Игра-драматизация «Катание кукол на санках».Этюд «Кто виноват?».Игра «Что такое хорошо, что такое плохо».Игры парами «Мозаика», «Рукавички».Игры «Старенькая бабушка в транспорте», «На мостике».Я учусь культурно разговариватьЦель: познакомить с правилами культурного поведения при общении с окружающими.Методы и приёмы: беседа; художественное слово; игра- драматизация.Чтение произведений устного народного творчества. Игры – обсуждения «Взаимоотношения», «Воздушный шарик, прилетай!». Дидактическая игра «Скажи наоборот».Упражнения «Часы», использование в речи скороговорок, потешек, прибауток.Разговор с другом (взрослым или сверстником).Цель: обучать умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению.Методы и приёмы: игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций.Чтение произведения В. Катаева «Цветик - семицветик», В. Осеевой «Три товарища». Игровые упражнения «Опиши друга», «Подари подарок другу», «Сравнения». Игра – драматизация «Три товарища».Игры – драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: зрители –артисты).Сострадание, утешение, милосердие, забота.Цель: учить соединять сопереживание со словесными выражениями сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.Методы и приёмы: беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; приём ТРИЗ «Хорошо - плохо»; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация.Использование ТРИЗ «Хорошо - плохо». Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок. Упражнения «Связующая нить», «Цветок вежливости». Чтение сказки «Кукушка». Рассказ Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад».Дидактические игры, изготовление поделок для младших групп. Игры – драматизации сказок. Добрые дела, волшебные слова.Цель: формировать доброжелательное отношение к окружающим и взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, и мыслей. Методы и приёмы: рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок – перевёртышей; этюд; игровое упражнение.Сочинение сказок - перевёртышей, вежливых сказок.. Игры «Улыбка», «Комплимент», «Добрые мысли». Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций.Сделать своими руками подарки для детей младших групп, родителей. Обыгрывание волшебных слов в ролевых играх.Таким образом, проведение формирующего эксперимента должно способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста.ЗаключениеРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста рассматривается как развитие умений понимать и использовать язык: развитие фонематического слуха и звукового анализа, лексики, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие навыков общения и связная речь.Изучение языка является важным условием психического развития, поскольку содержание исторического опыта, закрепленного за ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в форме речи, особенно в значениях слов (А. Н. Леонтьев.)Развитие речи – это своеобразный, сложный процесс, протекающий по-разному у разных детей. У некоторых детей раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не вызывайте речевую активность ребенка. Поэтому детям не следует читать вслух, рассказывать, запоминать с ними стихи, чтобы защитить их от нежелательных осложнений.При нормальном развитии ребенок за три года накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него возникают первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.Наиболее интенсивно он развивается через полтора года, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период происходит так называемая автономная речь - искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словообразование - изобретение новых слов для предметов и явлений.На формирующем этапе исследовательская работа проводилась по развитию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с песком. Для достижения цели исследования мы выбрали песочную терапию, поскольку игры с песком воспринимаются детьми позитивно, элементы песочной терапии в игровой форме и с привлечением сказок хорошо согласуются с ведущей деятельностью дошкольников. Для обогащения речи младших дошкольников с ОНР с привлечением приемов песочной-терапии нами была создана развивающая среда в ДОУ, проводились специальные игры и занятия, организовывалась работа с родителями.Список литературыАксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2006.Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика-Пресс, 2009.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во «Союз», 2004. - 224 с. Развиваем речь у детей 3-4 лет. – М.: Академия Развития, 2008.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем речь у детей 3-4 лет. – М.: Академия Развития, 2008. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. АПН. РСФСР, 2010. – 417 с.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. АПН. РСФСР, 2010. – 417 с.Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.,2001.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.Еремина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи. – Рязань, 2001.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 1981.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: ПитерКон, 2008.Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.: Просвещение, 1988)Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2005. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение. В 2-х т. Т.1 – М.: Просвещение, 2005.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М., 2005. Логопедия / Под ред. Волковой. - М., 2003. - 678сЛопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С. - Пб. - 2001. - С.11.Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. –М., 1985Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/д., 2008. С. 38Правдина О. В. Логопедия. Учеб, пособие для студентов дефектолог. – М., “Просвещение”, 2008. – 272 с.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988. — С. 30Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2008. – 240 с. ил.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М., 2005. - С.36.Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. –М.,1999.Шахнарович А.М., Негневицкая Е.И. Язык и дети. М.,2001.Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. – М., 2000.Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. –М.,2006.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.,2009.Интернет-ресурсы: Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL:http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html(дата обращения 13.05.2019).Развитие речи у ребёнка/http://hippocrate.narod.ru/r/razvitie.htm
1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика-Пресс, 2009.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.
6. Развиваем речь у детей 3-4 лет. – М.: Академия Развития, 2008.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем речь у детей 3-4 лет. – М.: Академия Развития, 2008.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. АПН. РСФСР, 2010. – 417 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. АПН. РСФСР, 2010. – 417 с.
10. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002.
11. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.,2001.
12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.
13. Еремина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи. – Рязань, 2001.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 1981.
15. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: ПитерКон, 2008.
16. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с.
17. Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.: Просвещение, 1988)
18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2005.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение. В 2-х т. Т.1 – М.: Просвещение, 2005.
20. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М., 2005.
21. Логопедия / Под ред. Волковой. - М., 2003. - 678с
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С. - Пб. - 2001. - С.11.
23. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. –М., 1985
24. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/д., 2008. С. 38
25. Правдина О. В. Логопедия. Учеб, пособие для студентов дефектолог. – М., “Просвещение”, 2008. – 272 с.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
27. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988. — С. 30
28. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2008. – 240 с. ил.
29. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М., 2005. - С.36.
30. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. –М.,1999.
31. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.И. Язык и дети. М.,2001.
32. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. – М., 2000.
33. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. –М.,2006.
34. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.,2009.
Интернет-ресурсы:
35. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL:http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html(дата обращения 13.05.2019).
36. Развитие речи у ребёнка/http://hippocrate.narod.ru/r/razvitie.htm
Вопрос-ответ:
Какие игры с песком помогут развитию речи у детей младшего дошкольного возраста?
Игры с песком, такие как лепка разных фигурок, создание песочных замков, игра с песочными формами и инструментами, способствуют развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. При этом дети могут описывать свои действия и представлять свои творения словами, что развивает их речевые навыки.
Почему игры с песком важны для развития речи у детей младшего дошкольного возраста?
Игры с песком позволяют детям младшего дошкольного возраста экспериментировать и исследовать мир. Они могут создавать разные формы и фигуры, что способствует развитию их воображения и творческого мышления. Кроме того, через игры с песком дети могут обогащать свой словарный запас, описывая свои действия и общаясь с другими детьми.
Какие результаты были достигнуты в опытно-экспериментальной работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием игр с песком?
В результате опытно-экспериментальной работы было обнаружено, что использование игр с песком способствует развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Дети стали активнее использовать слова для описания своих действий и общения с другими детьми. Они также стали более творческими и уверенно выражали свои мысли и идеи.
Какие особенности речевого развития в онтогенезе детей младшего дошкольного возраста?
В онтогенезе детей младшего дошкольного возраста наблюдаются различные особенности речевого развития. В этом возрасте дети активно учатся говорить и обучаются новым словам. Они начинают использовать простые предложения и развивают свои коммуникативные навыки. Кроме того, дети начинают улавливать и понимать различные звуки и интонации речи взрослых.
Какие именно игры с песком помогают развитию речи детей младшего дошкольного возраста?
Одной из игр, которая помогает развитию речи у детей младшего дошкольного возраста, является игра в "песочницу". Дети могут выгребать песок, делать из него различные формы и игрушки, при этом они могут описывать свои действия и рассказывать о том, что они делают. Также игра с песком может включать диалоговые игры, где дети коммуницируют друг с другом, обмениваясь информацией и выражая свои мысли и чувства.
Как игры с песком сказываются на развитии речи у детей младшего дошкольного возраста?
Игры с песком способствуют развитию речи у детей младшего дошкольного возраста, так как они занимаются активной деятельностью и одновременно могут описывать свои действия и общаться с другими детьми. В процессе игры дети учатся употреблять новые слова и выражения, описывать предметы и действия, формулировать свои мысли и выражать свои чувства. Это развивает словарный запас, грамматические навыки и речевую логику у детей.
Какие психологические и педагогические особенности у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста наблюдается быстрый рост интеллектуальных способностей и развитие речи. Они становятся все более активными и самостоятельными, хорошо социализируются и начинают интересоваться окружающим миром. Однако у них еще не полностью сформированы грамматические навыки и словарный запас, поэтому им нужно помогать развивать речь с помощью игр и других педагогических методик.
Какие есть теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста включают психолого-педагогическую характеристику детей данного возраста и особенности речевого развития в онтогенезе.
Какие игры с песком используются для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста можно использовать такие игры с песком, как лепка фигурок из песка, создание песочных картин, игра с песочными формочками и простыми инструментами, создание песочных пирамид и замков, игра в песочнице с игрушками.