Сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗКОЙ 5
1.1 Особенности развития словаря как объекта изучения детьми 5
1.2 Сказка, как средств обогащения словаря детей 10
Вывод по первой главе 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Содержание методики обследования состояния словаря 15
2.2 Результаты исследования 19
2.3 Методические рекомендации по формированию словаря у детей дошкольного возраста посредством сказки 22
Вывод по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Главная задача февраля – помочь соотнести личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.Основными задачами марта и апреля были:- поддерживать интерес и внимание детей к слову, героям произведения;- помочь установить простые причинно-следственные связи между событиями, увидеть действия персонажей и правильно их оценить.В мае при работе со сказкой большое внимание следует уделить расширению словарного запаса детей посредством эпитетов, синонимов, действий.В ходе реализации программы происходит знакомство с такими сказками, как: «Лиса лапотница», «Три поросенка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заяц — хваста», «Красная шапочка», «Айога», «Лиса и козел», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Телефон» К.Чуковский, «Привередница», «Бабушка, внучка да курочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Зимовье», «Лисичка сестричка и серый волк», «Маша и медведь».Чтобы заинтересовать ребенка, важно не только выбрать интересную книгу для чтения, но и правильно ее преподнести[4, с. 18]. Рассказ, прочитанный педагогом с использованием выразительности, вызовет у детей интерес, сделает их чуткими, ребенок надолго запомнит содержание произведения, поэтому, когда читаются детям сказки, используются все средства выражения. Сказка — прекрасный художественный материал для обогащения словарного запаса детей[2], потому в разработанной программе большая работа уделяется расширению словаря детей за счет эпитетов, синонимов, обстоятельств.Например, в сказке «Зимовье»:- Петух, какой? (горластый, маленький, хвостатый, яркий); - Бык, какой? (рогатый, большой, сильный).В сказке «Три поросенка» главные герои убегают от волка.- Как я могу сказать по-другому? (бегут, мчатся);- «Как они убегают?» (стремительно, быстро). В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» можно учить детей подбирать действия к предмету. - Что делает? (солнце — греет, печет, пригревает, жарит; мороз — морозит, остужает; ветер — дует, задувает). Непосредственно, при каждом знакомстве со сказкой, большое внимание должно уделяться словарной работе. К примеру, из сказки «Бабушка, внучка да курочка» дети должны узнали, что слово «ведра» можно сказать по-иному: ведерки (средние — у внучки), ведерушки (совсем маленькие — у курочки). При работе со сказкой «Заяц — хваста» можно упражняться с детьми в образовании существительных с -ищ- Например: лапы — лапище, усы — усище, зубы — зубище. Для наилучшего запоминания слов на занятиях можно применять картинки (коромысла, кадка, короб), разные предметы (деревянная ложка, металлическая ложка, наперсток, скалка, лапоть,..).Сказка расширяет словарный запас, влияет на развитие логической и связной речи, так что дети в данном случае могут пересказывать сказку на основе рисунков, иллюстраций[10, с. 115]. Лучше всего, если сказка была прочитана несколько раз. Например, «Гуси-лебеди» можно обыгрывать при помощи кукольного театра.В то же время, такую сказку как «Заюшкина избушка» дети могут пересказывать при помощи настольного театра и театра на фланелеграфе. Умение задавать вопросы, задавать их разумно, является одним из показателей успешного развития речи у дошкольников. Поэтому на занятиях с детьми нужно задавать вопросы героям сказок.Например: герою сказки «Жихарка» — «Не боялся лисы?» — «Как ты лису перехитрил?». Почти во всей деятельности, касающихся развития речи, можно придумывать новые названия известных сказок. Например: «Лисичка-сестричка и волк»: — «Как лиса смогла обхитрить волка»; — «Как лиса волка обманула»; — «Как волк рыбу ловил». К сказке «Красная шапочка» придумали следующие названия: «Бабушка и внучка»; «В гости к бабушке».Рекомендовано работу со сказками проводить не только на занятиях по развитию речи. Обогащение словаря, активизация и закрепление новых слов, развитие воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою должно проходить и на занятиях по рисованию: «Хитрая лиса» (сказка «Лисичка сестричка и волк»), Веселый человечек» (сказка «Жихарка», «Два медвежонка» (сказка «Два жадных медвежонка»). На аппликации: «Петушок» (сказка «Петушок и бобовое зернышко»), «Курочка» (сказка «Бабушка, внучка да курочка»).Такие занятия, как правило, детям особенно нравятся, т.к. со сказкой они уже знакомы. И героя, которого непосредственно рисуют и лепят, они знают и с удовольствием делятся своими впечатлениями о сказке и о герое. Также рекомендуется на занятиях по физкультуре и на прогулке разучивать с детьми подвижные игры по теме сказок: «Гуси — лебеди», «Маша и медведь». «Волк и семеро козлят». Это в свою очередь содействует поддержанию интереса к сказкам, активизации словаря детей.Следует отметить, что в работе с детьми посредством сказки можно проводить с детьми дидактические игры. К примеру: «Расскажи сказку по картинке», «Сложи сказку» (из частей составить картинку сказки) и т.д.В завершении программы рекомендуется предложить детям с их родителями сочинять сказки по индивидуальному заданию. Например: «Сочините сказку о том, как зайчик отправился на поиски друзей»; «Сочините сказку о том, как мышонок убежал от своей мамы».Таким образом, развитию речи детей необходимо уделять большое внимание как при работе с детьми, так и с родителями.Вывод по второй главеТаким образом, в базе проведенных исследований были реализованы дальнейшие выводы.1. Формирование лексики у детей из исследуемой группы характеризовались ограниченностью лексикографического запаса. Резким расхождением объёма словарей. Дошкольники осознавали фактически все фразы. Объём из пассивного словаря почти у нормы, однако использование определенных слов в речи провоцируют трудности.2. В глагольном словаре дошкольников доминировали фразы, которые означали действия, их ребёнок каждый день осуществлял либо видел. Смены прилагательных указывали на то, что ребята не акцентировали главных признаков, не разграничивали качества объектов, особенностей высоты, величины ширины, толщины.3. В подменах глаголов обращало на себе интерес неспособность ребят разделить отдельные действия, что в ряде случаев приводило к использованию глаголов всеобщего значения.4. Рассмотрение выполнения абсолютно всех задач указывало на потребность направленной коррекционной деятельности согласно формированию словаря. Для этого нами была разработана программа по обогащению словаря посредством сказки, предназначенная для детей старшего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие словаря детей – овладение богатствами родного языка составляет одной из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры. Оно вплотную связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Научные исследования целого ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сенситивным для освоения речи.Развитию лексики в целом в дошкольном возрасте относится достаточно значимая роль в речи детей. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на формирование мышления, но с 2-ой на формирование абсолютно всех речевых частей: фонетико-фонематического также грамматического строя речи. По мере того, как ребята дошкольного года осваивают новые предметы, им является большой потенциал формулировки личных мыслей, осознанного отражения в речевой деятельности различных взаимосвязей среди предметов также явлений.Оказывает содействие активизации познаний и взглядов о находящемся вокруг. Формирование лексического порядка приобретает особенную важность как в плане речевого и познавательного развития детей, так и непосредственно развитии коммуникативных способностей, что подготавливает к школьному обучению. При рассмотрении научной литературы в первой главе нами было установлено, что главной единицей языка считается слово. Также мы сделали вывод, что формирование лексики, лексической стороны речи является основополагающим для речевого развития детей. Во второй главе было проведено исследование, направленное на изучение словаря детей старшего дошкольного возраста. В результате у нас получились такие выводы:У дошкольников развития можно отметить скудный словарный запас с превалирующей бытовой лексикой, в то же время преимущественно развит пассивный словарь, значительные трудности наблюдаются при применении некоторых частей речи, в особенности, имен прилагательных. Следовательно, данные проявления приводят к сложностям в общении, как с ровесниками, так и непосредственно с взрослыми, тормозят развитие познавательной сферы дошкольников, затрудняют формирование устной и письменной речи детей, а самое главное, это ставит препятствие в обучении и воспитании детей.Таким образом, детям из исследуемой группы необходима регулярная и направленная работа с использованием игр, упражнений, заданий посредством сказок, она в свою очередь должна дать положительную динамику в развитии словаря старших дошкольников. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – с. 4-16.Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Ком Книга, 2013. – 576 с.Васькова, О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина, – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 112 с.Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 640 с.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 472 с.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 84 с.Громова, О. Е. Путь к первым словам и фразам. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.Даркулова, К.Н. Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста при чтении сказок [Электронный ресурс] / Даркулова К.Н., Адырбаева К. // Студенческий научный форум - 2016: VIII Международная студенческая электронная научная конференция. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/23024.pdf (дата обращения 21.01.2020).Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: КАРО, 2013. – 336 с.Куликовская, Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М: ВЛАДОС, 2010. – 288 с.Мирошкина, Р.А. Художественная литература в развитии речи дошкольников : метод. пособие / Р.А. Мирошкина. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 303 с.Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО, 2017. – 64 с.Слонь, О.В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 5-4. - С. 132-134.Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 6-17.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.Травина, Т.С. Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Т.С. Травина. – Режим доступа: http://www.moidetsad.ru/metod24-5.htm (дата обращения 20.01.2020).ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Таблица 1 - Исследование словаряФ.И. дошкольника/ состояние словаряЯша У.Василиса Ф.Арина О.Марк З.Аделина С.Артем С.Тимофей Ц.Тэя А.Юля Т.Саша О.Номинативный151216810129161210Словарь глаголов42333834363731383431Атрибутный30263727313029362828Предлоги7573564844Антонимы11793686865Синонимы7461040643Часть-целое9694674874Итог114951228794104841209593Итого – уровень развитиясреднийнизкийсреднийнизкийнизкийсреднийнизкийсреднийнизкийнизкийПриложение 2Таблица 2 - Исследование пассивного словаря Имя ребенкаПонимание обобщающих словПонимание названия детей животныхПонимание слов с противоположным значениемСреднее число балловУровень развитияЯша У.0211среднийВасилиса Ф.1221,6среднийАрина О.0110,6низкийМарк З.0211среднийАделина С1211,6среднийАртем С.0120,6низкийТимофей Ц.1211,3среднийТэя А.1111,3среднийЮля Т.0221,3среднийСаша О.0110,6низкийПриложение 2 - продолжениеТаблица 3 - Изучение активного словаря Имя ребенкаСловарь глаголовНоминативный словарьАтрибутивный словарьЧисло баллов, среднее значениеУровень развитияIIIIIIIVVVIVIIVIIIЯша У.101110110,7низкийВасилиса Ф.111221211,3среднийАрина О.111221211,3среднийМарк З.101110100,6низкийАделина С101111100,7низкийАртем С.101110110,7низкийТимофей Ц.111110110,8низкийТэя А.111221211,3среднийЮля Т.111220111,1среднийСаша О.101110100,6низкий
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – с. 4-16.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Ком Книга, 2013. – 576 с.
4. Васькова, О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина, – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 112 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 640 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 472 с.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 84 с.
8. Громова, О. Е. Путь к первым словам и фразам. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
9. Даркулова, К.Н. Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста при чтении сказок [Электронный ресурс] / Даркулова К.Н., Адырбаева К. // Студенческий научный форум - 2016: VIII Международная студенческая электронная научная конференция. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/23024.pdf (дата обращения 21.01.2020).
10. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: КАРО, 2013. – 336 с.
11. Куликовская, Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.
12. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М: ВЛАДОС, 2010. – 288 с.
13. Мирошкина, Р.А. Художественная литература в развитии речи дошкольников : метод. пособие / Р.А. Мирошкина. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 303 с.
14. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО, 2017. – 64 с.
15. Слонь, О.В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 5-4. - С. 132-134.
16. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 6-17.
17. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
18. Травина, Т.С. Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Т.С. Травина. – Режим доступа: http://www.moidetsad.ru/metod24-5.htm (дата обращения 20.01.2020).
Вопрос-ответ:
Что такое обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста?
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста - это процесс расширения и углубления словарного запаса детей путем введения новых слов, их значений и употребления в контексте.
Какие особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста включают увеличение словарного запаса, развитие понимания и употребления слов в контексте, а также более глубокое понимание значений слов.
В каком виде представлена сказка в качестве средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста?
Сказка представлена в виде текста или рассказа, который дети могут слушать или читать. Через сказку вводятся новые слова, их значения и употребление, что помогает детям расширять свой словарный запас.
Какие результаты исследования показали состояние словаря у детей дошкольного возраста?
Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста словарный запас постепенно увеличивается, но еще остается ограниченным. Дети имеют некоторые трудности в понимании и употреблении некоторых слов, поэтому необходимо работать над его дальнейшим развитием.
Какие методики были использованы для обследования состояния словаря у детей дошкольного возраста?
Для обследования состояния словаря у детей дошкольного возраста были использованы различные методики, включающие тестирование, наблюдение за использованием слов в разных ситуациях и анализ коммуникации между детьми.
Какие теоретические аспекты рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются особенности развития словаря как объекта изучения детьми и сказка как средство обогащения словаря детей.
Какие методики использовались для обследования состояния словаря у детей дошкольного возраста?
Для обследования состояния словаря у детей дошкольного возраста использовались определенные методики, которые подробно описываются во второй главе статьи.
Какие результаты были получены в исследовании состояния словаря у детей дошкольного возраста?
Результаты исследования состояния словаря у детей дошкольного возраста приведены во второй главе статьи и подробно описываются.
Какая связь у сказки и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста?
Рассматривается связь между сказкой и обогащением словаря детей старшего дошкольного возраста. Более подробную информацию можно найти в первой главе статьи.
Какие выводы делаются в первой главе статьи?
В первой главе статьи делаются выводы по поводу особенностей развития словаря как объекта изучения детьми и влияния сказок на обогащение словаря детей. Более подробные выводы можно найти в самой главе.
Какие особенности развития словаря изучаются в статье?
В статье изучаются особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.