Игровые упражнения и задания в коррекции свистящих звуков детского дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 81 81 страница
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 31.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 5
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 5
1.2. Особенности нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 12
1.3. Методические подходы к коррекции звукопроизношения детей 15
Выводы по Главе I 18
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения детей дошкольного возраста 20
2.1. Организация и методика исследования 20
2.2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 29
Выводы по Главе II 38
Глава 3. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 39
3.1. Цели, задачи, принципы формирующего эксперимента 39
3.2. Содержание коррекционной работы. Игровые упражнения в коррекции свистящих звуков 40
Выводы по Главе III 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 49

Фрагмент для ознакомления

При различения свистящих звуков в словах были отмечены следующие особенности:- 2 ребенка не различают звук [з] в середине слова, смешивают их со звуком [ж],- 4 ребенка не выделяли звук [ц] в слове.Таким образом, состояние фонематического восприятия свистящих звуков у 4 детей (40 %) находится на высоком уровне, у 6 дошкольников (60 %) на среднем уровне, низкий уровень после проведения коррекционных мероприятий у детей не выявлен.Данные нарушения также могут быть обусловлены нарушениями функций слухового внимания и памяти, недостаточностьюрегулирующей и контролирующей функции речи.Таким образом, анализ результатов контрольного эксперимента выявил положительную динамику коррекционных мероприятий, что свидетельствует об эффективности использования игровых упражнений и заданий при постановке, автоматизации свистящих звуков и их дифференциации с корреляционными звуками.Выводы по Главе IIIКоррекция произносительных умений и навыков у дошкольников, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речиорганизуется с учетом характера и структуры речевого дефекта. Работа опирается на знания онтогенеза формирования фонематических функций и операций в норме при соблюдении дидактических принципов: наглядности, индивидуализации процесса обучения и коррекции, доступности, последовательности. При выборе коррекционных мероприятий учитывались результаты констатирующего эксперимента, выявленные виды свистящего сигматизма. Коррекционная работа с 2 детьми была направлена на устранение межзубного сигматизма и не включала исправление фонематических процессов, с остальными 8-ю детьми логопедическая работа предполагала, как исправление звукопроизношения свистящих звуков, так и формирование, и развитие фонематических процессов, самоконтроля. Коррекционная работа строилась с учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, а именно игровой.Анализ результатов контрольного эксперимента позволили произвести сравнительный анализ состояния звукопроизношения свистящих звуков у детей, участвующих в эксперименте:- улучшилось состояние артикуляционной базы, у 3 детей отмечен высокий уровень и 7 детей – средний, хотя до коррекции высокий уровень не был выявлен, средний определен у 7 детей и 3 детей – низкий уровень,- развитие артикуляционной моторики положительно повлияло на работу над произношением свистящих звуков,- изменился уровень состояния свистящих звуков у детей, выявлен высокий уровень у 1 ребенка,- средний уровень состояния звукопроизношения свистящих звуков после коррекции отмечен у 6 детей, до коррекции средний уровень – у 3 детей,- низкий уровень остался у 3 детей, до коррекции низкий уровень выявлен у 7 детей,- незначительная динамика отмечена при исправлении звука [ц], - длительность автоматизации отмечена при коррекции межзубного сигматизма.Таким образом, положительная динамика коррекции произношения свистящих звуков у детей экспериментальной группы свидетельствует об эффективности коррекционных мероприятиях, основанных на игровых упражнениях и заданиях на разных этапах работы над звукопроизношением. ЗаключениеАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевых нарушениях детей дошкольного возраста, в частности о нарушении произношения свистящих звуков и их видах и способах коррекции. При составлении методики эксперимента использовались разработки Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной. Выбор методики констатирующего эксперимента позволил определить ряд особенностей:- артикуляционной моторики,- произношения свистящих звуков у детей,- сформированности фонематического восприятия.По результатам проведенного эксперимента было отмечено:состояние артикуляционной моторики- высокий уровень не выявлен,- у 7 детей (70 %) средний уровень,- у 3 детей (30 %) низкий,состояние звукопроизношения свистящих звуков- высокий уровень отсутствует,- у 3 детей (30 %) средний уровень,- у 7 детей (70 %) низкий,состояние фонематического восприятия- высокий уровень не выявлен,- у 5 детей (50 %) средний уровень,- у 5 детей (50 %) низкий уровень.Звукопроизношение детей экспериментальной группыхарактеризуется искажениями и заменами в произношении.Артикуляционная моторика детей данной категории сформирована частично, отмечаются ограниченный объем движений, трудности при переключении с одного движения на другое, при удержании артикуляционной позы. Нарушена как кинетическая, так и кинестетическая основа артикуляционных движений.Фонематические процессы сформированы частично. Дети испытывают трудности при дифференциации твердых и мягких звуков, глухих и звонких звуков, нарушена дифференциация свистящих и шипящих звуков.Полученные экспериментальные данные позволили определить основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.Логопедическая работа с детьми данной группы требует системного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики, развитие навыков звукопроизношения и фонематического восприятия.Коррекционная работа по исправлению нарушений звукопроизношения строилась на основе дидактических заданий и упражнений на всех этапах: постановка звука, артикуляционные упражнения, автоматизация звука, дифференциация звуков.Задача педагога заключалась в организации и руководстве игрой, обеспечивающем максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей (зона актуального развития) и формирование уровня его потенциального развития (зона ближайшего развития), что повышает коррекционную ценность игры.По результатам контрольного эксперимента были получены следующие результаты:По результатам проведенного эксперимента было отмечено:состояние артикуляционной моторики- у 3 детей (30 %) высокий уровень,- у 7 детей (70 %) средний уровень,- низкий уровень не был зафиксирован,состояние звукопроизношения свистящих звуков- у 1 ребенка (10 %) высокий уровень,- у 6 детей (60 %) средний уровень,- у 3 детей (30 %) остался низкий уровень,состояние фонематического восприятия- у 4 детей (40 %) высокий уровень,- у 6 детей (60 %) средний уровень,- низкий уровень не выявлен.У детей по результатам контрольного эксперимента отмечена положительная динамика исправления нарушений свистящих звуков.Правильно организованная коррекционная работа с использованием игровых заданий и упражнений показала эффективность в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Список использованных источниковВолкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — Издательство "Лабиринт", М., 2001. 304с.Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения школьников / Пособие для учителей-логопедов. - М: 1952Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1990. 115с.Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 2005. 92с.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2003. 211с.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. М., 1972. 343с. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2007. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1997Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. 152 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 2007 г. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. М., 2006. 56с. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2005. 321с. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2003. 263с. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010 г. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. 272 с. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1963. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. М.: Медгиз, 2009. 312с. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: / Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.164 с. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 г. Уракшиева С.И. Логопедические игры для дошкольников с общим недоразвитием речи / С.И. Уракшиева // Логопед в детском саду. – 2019. - №3. – С. 87-92 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 1993. 346с. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. М.; 1989.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184с. Флерова Ж.М. Логопедия "Учебники, учебные пособия" Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 395с. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244с. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов / ю.В. Черноусова // Логопед. – 2006. - №5. – С.41-42Чихладзе Л.О. Особенности развития восприятия и речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего школьного возраста/ Л.О. Чихладзе// Школьный логопед. -2005. -№2. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с. Яхина Ф.М., Чугай Г.Ф., Абакарова Н.З. Использование лего-конструктора в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками / ф.М. Яхина Ф.М., Г.Ф. Чугай, Н.З. Абакарова //Логопед в детском саду. – 2019. - №3 – С. 43-51Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. ПриложениеПриложение № 1Список детей экспериментальной группы№ п/пФамилия, имяДата рожденияЗаключение1Богданова Алиса13.03.2014ффнр, дислалия2Воробьев Сергей19.08.2014ффнр, дислалия3Игнатов Максим21.06.2014ффнр, дислалия4Костенко Вика08.05.2014ффнр, дислалия5Макаров Слава06.07.2014ффнр, дислалия6Половикова Оля08.07.2014ффнр, дислалия7Рыбкина Марина18.04.2014ффнр, дислалия8Соболев Антон23.05.2014ффнр, дислалия9Субботина Ира22.06.2014ффнр, дислалия10Фомин Саша25.09.2014ффнр, дислалияПриложение № 2Комплекс игровых заданий и упражнений по коррекции свистящих звуковПервый этап- нормализацию моторики артикуляционного аппарата;- нормализацию речевого дыхания«Эхо»Цель: развитие силы голоса и речевого выдоха.Инструкция: чередование громкого и тихого произнесения «АУ».«Повтори, как я»Цель: развитие переключаемости артикуляционного аппарата.Инструкция: повторить за логопедом звуковые ряды: А-У-О-И, У-А-И-О, И-О-А-У, У-А-О-У.«Задуй свечу»Цель: выработка сильной воздушной струи.Инструкции: подуй на свечи, так сильно, чтобы они погасли.«Надуй шарик»Цель: развитие длительности правильного выдоха.Инструкция: надуй шарик.«Поиграй на дудочке»Цель: отработка целенаправленной воздушной струи.Инструкция: подуй в дудочку, чтобы получился музыкальный звук.«Пальчик мой»Цель: развитие дыхания, голоса, переключаемости артикуляционного аппарата.Инструкция: повтори речевкиОй-ой-ой – уколола пальчик мой.Уй-уй-уй – ты на пальчик подуй.Ай-ай-ай – пальчик, ты, не подставляй.«Самолет летит»Цель: координация движений и дыхания.Инструкция: вдох – руки поднимаются на уровне плеч, выдох опускаются.Второй этап - подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;- развитие фонематического восприятия;- постановка звуков;- автоматизация звуков;- дифференциация звуков.Артикуляционные подготовительные упражнения- «Дразнилки»Цель: расслабление языка. - «Печем блинчики»Цель: удержание расслабленного языка.- «Остудим блинчик»Цель: формирование целенаправленной воздушной струи- «Чистим зубки»Цель: активизация кончика языка.- «Желобок»Цель: образование средней линии на языке- «Подуть через желобок»Цель: формирование тонкой воздушной струи- «Собачка сердится»Цель: образование оскала.Развитие фонематического восприятия- «Поймай звук»Цель: выделять заданный звук хлопком в звуковом, слоговом, словесном рядах- «Так или не так»Цель: определять на слух правильность звучания отрабатываемого звука в словах с опорой на картинку.- «Эхо»Цель: соотнесение акустического и артикуляторного восприятия поставленного звука - «Твоя картинка»Цель: формирование фонематического восприятия заданного звука в словах в разной позиции с опорой на предметную каартинкуПостановка звука- «Насос»Цель: вызывание звука [С]- «Комарик»Цель: вызывание звука [З]- «Тишина»Цель: вызывание звука [Ц]Автоматизация звука- «Повтори слоги»Цель: повторение слоговых рядов с заданным звуком- «Наоборот»Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах- «Продолжи ряд»Цель: автоматизация звука в слоговых радах, состоящих из одинаковых слогов (са-са-са-са-…), разных чередующихся слогов (са-сы-са-сы-са-…)- «Отгадай загадку»Цель: образование слов на заданный слог (са – сани, сапог, салют)- «Назови картинку»Цель: правильное называние предмета- «Подбери рифму»Цель: автоматизация поставленного звука в середине слова (са-са – лиса, коса, роса)- «Соревнование»Цель: активизация активного словаря с заданным звуком - «Подбери словечко»Цель: составление предложений, подбор слова с заданным звуком и подходящим по смыслу (В лесу живет … лиса.)- «Запомни, повтори»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах на основе фонематических представлений.- «Подбери слово к схеме»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах в разной позиции, развитие звукового анализа слов- «Один-много»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах, образование существительных единственного и множественного числа- «Жадина»Цель: автоматизация свистящих звуков в словосочетаниях, согласование местоимений (мой, моя, мое, мои) с существительными - «Что на картинке?»Цель: автоматизация свистящих звуков в предложениях с опорой на сюжетную картинку Дифференциация звуков- «Флажки»Цель: дифференциация звуков [С], [Ш] в звуковом ряду, в слогах, в словах.Инструкция: подними синий флажок, когда услышишь звук [С], желтый – звук [Ш]- «Скажи наоборот»Цель: дифференциация звуков [С], [З]Инструкция: замени звук [С] на звук [З], назови новое слово (суп – зуб, коса – коза, лиса – Лиза, сыпь – зыбь)- «В магазине «Овощи-фрукты»Цель: дифференциация звуков [С], [Ц] в словах в разной позицииИнструкция: в синюю корзинку положи овощи или фрукты со звуком [С], в желтую со звуком [Ц]. Предметные картинки: салат, слива, персик, абрикос, капуста, редис, огурец, перец.- «Картинки для Сани и Шуры»Цель: дифференциация звуков [С], [Ш]Инструкция: раздай игрушки со звуком [С] Сани, а игрушки со звуком [Ш] Шуре. Предметные картинки игрушек: самолет, самосвал, совок, мишка, машинка, шарик.Третий этап -стихи, чистоговорки, скороговоркиВ лесу темно, все спят давно,Одна сова не спит, на суку сидит,Во все стороны глядит.Сидит сова – большая голова.Ночью летает, малышей пугает.У Сани и Сони в сетях сом с усамиКиска, киска где твоя миска.У киски в миске суп и вискас.Пустая миска, сытая киска.Зайку бросила хозяйка.У зайки Бубы заболели зубы.В цветнике цветут цветы.Саша спешит в школу.Саша сушит сушки. - рассказов по картине, серии сюжетных картин, - пересказ сказок и рассказов.На столе стоит стакан. В стакане сок. Сок кислый. Соня насыпала сахар в стакан. Сок стал сладкий. Соня выпила сладкий сок. Вкусный сок.Это Сонина комната. В комнате стоит стол, стул, скамейка. На стене висит полка. На полке стоит слон. На стуле сидит кукла Света. На скамейке спит киска.У Маши кошка Салли. Кошка Салли пушистая. Салли греется на солнышке. Ночью Салли ловит мышей. Приложение № 3Консультация для родителейРоль дидактических игр в развитии речи ребенка старшего дошкольного возрастаСовременные ученые рассматривают игру как особый вид деятельности, который способствует познавательному развитию ребенка на определенном возрастном этапе. Распространению детской игры в жизни ребенка способствуют взрослые через игрушки, игровые правила, превращая игру в часть культуры общества.В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает значительное значение в формировании личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.Различают разные игры, учитывая их содержание и воспитательно-развивающую направленность. Особенность дидактических игр заключается в их обучающем характере. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.Большое значение для детей имеют дидактические игры, так как содержание данного вида игр имеет обучающий характер. Дидактические игры решают нравственные задачи, а именно соблюдение правил игры. А.Н. Леонтьев отмечал важное значение игр с правилами для ребенка. Выполнять правила – значит научиться подчинять свое поведение определенной задаче. Также игры с правилами способствуют формированию умения вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами других, выстраивать правильные взаимоотношения с детьми.Кроме того, дидактические игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, психических и познавательных процессов (памяти, внимания, операций мышления), формированию навыков общения.Итак, дидактическая игра – важный компонент развития ребенка, так как в своей структуре содержит игровую и обучающую деятельность одновременно. Научить ребенка играть задача взрослого. Перед проведением игры необходимо продумать как будет протекать игра, нужно использовать правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей, чтобы добиться положительного результата.Консультация для педагоговСтруктура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речиИгра – важнейшее средство воспитания и развития ребенка, включенного в организуемый и управляемый педагогический процесс. Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов. Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны личности ребенка. Для этого необходимо:- вызвать интерес к игре у детей (сюрпризный момент), - создать условия для игр: подбор соответствующего дидактического материала,- правильное определение дидактических задач,- выполнение игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил,- правильное соотношение времени на занятии,- вызвать у детей интерес к продолжению игры, создать радостную перспективу. Структура дидактической игры:дидактическая задача, которая отражает обучающую деятельность,2. игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельностиДидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи. Только в этом случае дидактические игры могут выполнить функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться игровая деятельность.3. игровые действия, которые составляют основу дидактической игры, 4. игровые правила организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между детьми и педагогом.Правила игры носят обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. 5. результат дидактической игры выступает как показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, развитии умственной деятельности, взаимоотношений.Приложение № 4Настольно-печатная игра «Назови ласково» (средний дошкольный возраст).Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере слов со свистящими звуками.Задачи:- автоматизировать правильное произношение свистящих звуков в речи ребенка,- обогащать активный словарь детей,- закреплять умения сравнивать предметы по размеру,- практически формировать умение словообразования суффиксальным способом.Оборудование: предметные картинки большого и маленького размера. Ход игры. I вариант. Дети составляют пары, классифицируя предметные картинки по размеру (большой-маленький). Затем называют предметы: стол-столик, нос-носик, замок-замочек, цепь-цепочка, коза-козочка и т.д. II вариант. Взрослый просит показать большой предмет и назвать его (большая собака), показать маленький предмет и назвать его (маленькая собака – собачка). Аналогично проводят работу с другими предметными картинками.Словесная игра «Подбери слово»Цель: автоматизировать звук [ц], развивать навыки звукового анализа слов.Задачи: - учить подбирать слова на заданный звук[ц], - расширять словарный запас, - развивать фонематические процессы (представления), - продолжать учить слышать и выполнять инструкции.Оборудование: не требуется.Ход игры.Взрослый дает инструкцию детям «Подбери слово на звук [ц] в начале слова». Дети называют слова со звуком [ц] в начале слова: цапля, цыплята, цирк, царевна и т.д.Варианты игры могут разнообразны: звук в середине, конце слова, слова на заданный звук по лексической теме.Игра с предметами «Чудесный мешочек" (старший дошкольный возраст)Цель: развитие сенсорных эталонов, автоматизация свистящих звуков.Задачи: - закреплять произношение свистящих звуков в речи детей,- развивать способность на ощупь определять форму предмета,- учить соотносить форму с соответствующим предметом,- расширять словарный запас по теме, - закрепить названия овощей,- согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Оборудование: мешочек, муляжи овощей.Ход игры.Предварительная работа – знакомство с муляжами овощей, которые будут находится в мешочке, выделение их свойств. Все муляжи кладутся в мешочек. Ребенок ощупывает предмет и называет его на основе соотнесения с формой предмета. Затем достает предмет и определяет правильно или неправильно он назвал предмет. Затем он строит словосочетание: название предмета и форма предмета (напр., круглая капуста и т.д.).Муляжи овощей: огурец, свекла, редиска, капуста, перец, морковь, чеснок. Приложение № 5Конспект фронтального занятия Тема: Звуки [ц-с].Цель: учить различать (дифференцировать) звуки [ц-с] на слух и в произношении слов (в начале слова)Задачи:- развивать артикуляционную моторику,- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («подъемный кран», «вертолет» - упражнения с карандашом),- формировать фонематическое восприятие и представления на материале звук [ц-с], учить различать звуки в словесном ряду в позиции - начало слова, - закреплять использование грамматических категорий, навыков словоизменения (изменение по падежам, согласование существительных с числительными),- развитие психических функций и процессов (зрительное восприятие «Чего не стало», слуховые представления «Четвертый лишний»).Ход занятия Орг. момент с элементами психотерапии. Объявление темы занятия.Артикуляционная гимнастика - комплекс артикуляционных упражнений для звуков [ц-с] Произношение звуков изолированно, в слогах, словах по предметным картинкам.Анализ артикуляции звуков по плану: губы, зубы, язык, воздушная струя.Развитие умения различать звуки на слух - д/и «Магазин» - разложить предметы на полки со звуком [с] и со звуком [ц],- д/и «Сигнальщик» - послушай слова, подними соответствующий флажок (оранжевый для слов со звуком [ц], синий для слов со звуком [с]),- д/и «Продолжи ряд» - без проговаривания подобрать картинки в первый ряд со звуком [ц], в другой со звуком [с] в начале слова (сом, цепь, коса, цветы, суп, кольцо, палец, нос). 5. Игра «Телеграф»Деление слов на слоги (односложные и двусложные слова разной конструкции).6. Упражнения для пальцев рук («подъемный кран», «вертолет» - упражнения с карандашом)7. Закрепление навыка изменения слов по падежам (Р.п. имен существительных)д/и «Нет кого, чего?Согласование количественных числительных с существительными лошадь, лампа, лопата – д/и «Посчитай»Развитие психических процессов:зрительного внимания (д/и «Чего не стало»»),слуховых представлений («Четвертый лишний»). Задание для повторения. Итог занятия. Оценка деятельности детей.Конспект подгруппового занятияТема: Дифференциация звуков [З]- [С], [З']- [С']. Цель: учить дифференцировать звуки. Задачи: - закреплять знания детей о звуках [З]- [С], [З']- [С'], их артикуляторных и акустических характеристиках,- учить дифференцировать звуки [З]- [С], [З']- [С'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, - обогащать словарный запас на материале темы, - развивать связную речь. Ход занятия: I. Организационный момент: - повторение временных понятий: число, день недели; время года,- артикуляционная гимнастика. II. Основная часть: 1. Сообщение темы.Д/игра «Общий звук»Цель: определить по предметным картинкам общий звуки в каждой группе слов. 2. Сопоставление звуков по артикуляции. Характеристика звуков, [З]- согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком; [З']- согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком; [С] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик с наушниками; [С'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик с наушниками. 4. Различение звуков [З]- [С], [З']- [С'] на слух. Игра «Какой звук»Инструкция: прослушайте слоги, определите звук и поднимите соответствующую карточкуСлоги: АС, ЗИ, ЗЮ, СЕ, СА, АЗИ, ЗО, СЫ, СЯ, ИЗ, ОСЕ, ЗУ, ЗЮ, СО, СЁ. Слова: зима, снегирь, мороз, сугроб, снежинка, зимовье, санки, зимородок, синий, заморозки, снегопад, суровая, зимушка, сосулька. 5. Игра «Запомни и повтори» воспроизведение слоговых рядов. - Прослушайте слоговые цепочки, запомните их и повторите их: СА – ЗА – СА СПА – СПА – ЗПА СА – ЗА – ЗА ЗМО – СМО – ЗМА СИ – ЗИ – СИ ЗИМ – СИМ – ЗИМ 6. Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?» -Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец) - Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони) - А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге) - Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову) - Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок) - Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть) - Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой) - А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем). 7. Слогового анализа и синтеза. Игровое задание «Разложи картинки»- Разложить картинки в соответствии с количеством слогов (1 слог, 2 слога, 3 слога). 8. Развитие слухового восприятия и внимания. Игра «Скажи правильно»Слова: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет кразных рос, высанка хворозта, рузая коза. III. Итог занятияКакие звуки мы разбирали? Какие слова запомнили? Конспект индивидуального занятияТема «Звуки [С], [Ш]»Цель: формирование навыков дифференциации звуков в словах.Задачи:- учить дифференцировать звуки,- различать их в словах,-закрепить правильное произношение звуков с-ш в словах,- совершенствовать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза;-развивать внимание, память.- активизировать словарь.- упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.Ход занятия1. Орг.момент:Психологический настройСообщение темы занятия.2. Артикуляционная гимнастика.4. Уточнение артикуляции звуков.Игра «Какой звук»5. Дифференциация с-ш в слогах. Развитие фонематических процессов.Игра «Повтори, как я»6. Разложи предметные картинки для Сани и Шуры.Игра «Одежда для Сани и Шуры»7. Пальчиковая гимнастика «Дорожка»8. Дифференциация с-ш в словах, поднимать соответствующие фишки.Игра «Подними фишку»9. Формирование лексико-грамматического строя речи, составление предложений по схеме.10. Итог занятия.

Список использованных источников

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — Издательство "Лабиринт", М., 2001. 304с.
5. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения школьников / Пособие для учителей-логопедов. - М: 1952
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1990. 115с.
7. Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 2005. 92с.
8. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2003. 211с.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. М., 1972. 343с.
10. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2007.
11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
12. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1997
13. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
14. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с.
15. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. 152 с.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
17. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 2007 г.
18. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. М., 2006. 56с.
19. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2005. 321с.
20. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000
21. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2003. 263с.
22. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010 г.
23. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
24. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1963.
25. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. М.: Медгиз, 2009. 312с.
26. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.
27. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: / Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.164 с.
28. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 г.
29. Уракшиева С.И. Логопедические игры для дошкольников с общим недоразвитием речи / С.И. Уракшиева // Логопед в детском саду. – 2019. - №3. – С. 87-92
30. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
31. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 1993. 346с.
32. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. М.; 1989.
33. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
34. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184с.
36. Флерова Ж.М. Логопедия "Учебники, учебные пособия" Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 395с.
37. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244с.
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
39. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов / ю.В. Черноусова // Логопед. – 2006. - №5. – С.41-42
40. Чихладзе Л.О. Особенности развития восприятия и речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего школьного возраста/ Л.О. Чихладзе// Школьный логопед. -2005. -№2.
41. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.
44. Яхина Ф.М., Чугай Г.Ф., Абакарова Н.З. Использование лего-конструктора в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками / ф.М. Яхина Ф.М., Г.Ф. Чугай, Н.З. Абакарова //Логопед в детском саду. – 2019. - №3 – С. 43-51
45. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

Вопрос-ответ:

Какие игровые упражнения и задания используются в коррекции свистящих звуков у детей дошкольного возраста?

В коррекции свистящих звуков у детей дошкольного возраста используются различные игровые упражнения и задания. Например, игра "Кто пересвистел?" может помочь ребенку различать и правильно произносить свистящие звуки. Также используется игра с пластилином, где ребенку предлагается изготовить предметы, название которых начинается со свистящего звука, и произнести эти слова. Еще одно задание - "Найди свистящие звуки в словах", где детям предлагается выделить в словах звук, который они слышат. Все эти игры и задания помогают ребенку осознать свистящие звуки и научиться правильно их произносить.

Какие особенности нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста?

Особенности нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста могут быть разными. Некоторым детям может быть сложно правильно выдвигать язык для произнесения звуков "с" и "ш", они могут заменять их на другие звуки. Другие дети могут иметь трудности с различием этих звуков и путать их произношение. Еще одной особенностью может быть неправильное распределение силы выдува воздуха при произношении свистящих звуков, что может приводить к слабому звучанию или искажению звуков. Все эти особенности требуют коррекции и тренировки со стороны логопеда.

Какие методические подходы используются в коррекции звукопроизношения у дошкольников?

В коррекции звукопроизношения у дошкольников используются различные методические подходы. Один из них - артикуляционный подход, который направлен на развитие правильного двигательного навыка артикуляции. В рамках этого подхода используются упражнения на развитие органов артикуляции, а также задания на правильное произношение звуков. Еще один подход - логопедическая игра, которая позволяет разнообразить упражнения и задания, делая их более интересными и мотивирующими для ребенка. Также используется комплексный подход, который сочетает в себе различные методики и подходы в зависимости от возможностей и особенностей каждого конкретного ребенка.

Какие игровые упражнения и задания помогают исправить свистящие звуки у детей дошкольного возраста?

В статье описаны различные игровые упражнения и задания, которые применяются в коррекции свистящих звуков у детей дошкольного возраста. Это могут быть игры на проговаривание слов с заданными звуками, игры-соревнования на произношение звуков, рифмовки, игры-ассоциации и другие. Они помогают развить правильное произношение свистящих звуков и отработать правильное артикулирование.

Какие теоретико-методологические основы использованы в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

В работе используются различные теоретико-методологические подходы, такие как фонетико-фонематический подход и артикуляционно-фонетический подход. Они позволяют разобраться в причинах нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и определить оптимальные методы коррекции.

В чем особенности нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста нарушение свистящих звуков может проявляться различными способами. Некоторые дети могут заменять свистящие звуки другими звуками, например [с] на [т]. Другие дети могут искажать свистящие звуки, делая их более шумными или неправильно артикулируя. Особенности нарушений могут зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какие методические подходы используются в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

В коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста применяются различные методические подходы. Например, это могут быть занятия с использованием специальных материалов (игрушек, картинок), артикуляционная гимнастика, проговаривание сочетаний звуков в словах и предложениях, работа с рифмами и другие методы. Каждый методический подход выбирается в зависимости от особенностей ребенка и его нарушений звукопроизношения.