Дидактические игры в сенсорном развитии детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Характеристика сенсорной сферы детей раннего возраста 5
1.2 Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей 12
Вывод по первой главе: 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 17
2.1 Педагогическая диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 17
2.2 Организация дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста 22
Вывод по второй главе: 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Можно предположить, что активное использование развивающих игр улучшит результаты детей.2.2 Организация дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возрастаНа основании результатов диагностики нами разработан комплекс предметных (дидактических) игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста. Идея состоит в том, чтобы использовать предметные игры для развития сенсорных способностей детей.Цель педагогической работы: развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни в процессе применения серии предметных игр. Задачи: 1. Формировать у детей первичные представления об основных свойствах и отношениях предметов в окружающем мире: форма, цвет, размер, количество, число, часть и целое, пространство и время; о многообразии предметной среды ее функции, цели, свойства и свойства объектов;2. Научить детей различать и называть цвета, систематизировать объекты на этой основе.3. Вовлекать детей в создание групп однородных предметов; научиться различать количество предметов (один – много);4. Величина: привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький дом, большая матрешка – маленькая матрешка, большие шары – маленькие шары и т. д.);форма: научиться различать объекты по форме и называть их (куб, кирпич, шар и т. д.).5. Развивать у детей умение ориентироваться в различных свойствах предметов (по цвету, форме, размеру);6. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в процессе предметно-игровой деятельности с дидактическим материалом;7. Воспитывать основные волевые черты характера в процессе овладения целевыми действиями с объектами (способность не отвлекаться от задания, выполнять его, стремиться к положительному результату, и т.д.).Направления работы: формирование первичных представлений о сенсорных стандартах (свойства объектов); научиться изучать предметы; развитие аналитического восприятия (подбор элементов: цвет, форма, размер, количество).Принципы организации труда: технико-экономические требования; постепенные осложнения; последовательность.Методы и приемы исследования свойств предметов: применение, примерка, воздействие на шаблон, сравнение объектов или их частей, наложение объектов друг на друга или наложение объектов друг на друга, ощущение, группировка по цвету, форме или другим элементам вокруг стандартных образцов, а также последовательный осмотр и описание выбранных признаков субъекта, способ выполнения систематических операций.Соответствующая среда развития была создана для сенсорной сферы в группе детей раннего возраста. Было выделено место для дидактических материалов и учебников (цветные вставки, пирамиды разных цветов, «ящики для игрушек» разных цветов, наборы ниток для бисера разных цветов, матрешки, пирамиды, конструкторы и т.п.).Подбор игр проводился на основании результатов диагностики детей на данном этапе обучения, с учетом теоретических положений о сенсорном воспитании детей и требований Федерального стандарта.Комплекс предметных игр по развитию сенсорики детей раннего возраста представлен в таблице 5. Таблица 5 - Комплекс дидактичексих игр по сенсорному развитию детей раннего возрастаИгрыЗадачи«Найди предметы такогоже цвета»Знакомить с цветом в ходе практических действий.«Покорми птичек» «Веселые зонтики»Закрепить способность группировать однородные объекты по цвету, коррелировать неоднородные объекты по цвету.«Огурчики ипомидорчики»Отличать круг от овала, размещая фигуры в соответствующих пазах«Соберем пирамидку»Научить строить пирамиду из последовательно уменьшенных колец«Веселые матрешки»Научить соотносить объекты по размеру, развивать визуальное восприятиеВыкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»Обращать внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов.«Тут и там»Познакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: здесь, там, далеко, близкоТаблица 5 - продолжение«Ловись, рыбка»Учить (продолжить)самым элементарным использованием вспомогательных предметов как орудие для осуществлениязадач.«Чудесный мешочек»Закреплять умение выбирать предметы на ощупь (по форме и величине)Продолжительность игры не превышает десяти минут. Игры организуются индивидуально или в небольших подгруппах.Современные психологические исследования показывают, что ребенок имеет множество разных цветов и оттенков с самого раннего возраста. Поэтому дети в возрасте 2-3 лет могут познакомиться с шестью основными цветами, а затем добавить и ознакомиться с цветами спектра. Тренировка начинается с красного цвета[2].Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане. Во-первых, не нужно требовать, чтобы дети сразу помнили и независимо использовали название цвета, формы и размера предмета, потому что важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как в практической деятельности знания накапливаются.Необходимо выделить время для самостоятельной деятельности детей, в которой они будут использовать все доступные игровые средства, пытаться делать ошибки, повторяться, взаимодействовать друг с другом[10].Управление игрой включает в себя естественное эмоциональное поведение педагога, который впитывает идеи всех детей, гарантирует свободу и непринужденность и дарит ребенку радость от игры. Это помогает детям развить желание самостоятельно освоить игровые приемы и действия.Вывод по второй главе:Таким образом, по результатам всех заданий выявлено, что максимальный результат показали 2 ребенка. Они самостоятельно выполнили пять заданий.Минимальный результат получил один ребенок, выполнивший одно задание. Трое детей выполнили задания и показали высокий уровень сенсорного развития. Дети самостоятельно выполняли 4-5 заданий: по образцу и по просьбе взрослого они правильно находили предметы одного цвета, расположенные в контрастных размерах, без труда перемещались по формам. Пятеро детей показали среднее сенсорное развитие. Они справились с 3 задачами самостоятельно. Ребята на предложенной модели с помощью воспитателя обнаружили предметы упомянутого цвета. Двое детей показали слабое сенсорное развитие. Этим детям также было трудно выполнить задачу поиска объектов определенного цвета на модели, перепутанных цветов. Можно предположить, что активное использование развивающих игр улучшит результаты детей.Разработанная серия дидактических игр и педагогические условия, созданные специально для ее реализации, позволят добиться успехов в сенсорном развитии детей раннего возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования был проведен научно-теоретический анализ сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.Сенсорное образование считается намеренным развитием и улучшением сенсорных процессов (ощущений, восприятий, репрезентаций посредством выполнения перцептивных действий (обнаружение, различение, идентификация, сравнение, изоляция, классификация и т. д.).Целью сенсорного развития у детей рассматриваемого нами возраста является выработка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, обонянии, вкусе и т. д.В раннем детстве ведущая деятельность носит предметный характер. Предметные игры, как вид дидактической игры считаются основным средством сенсорного воспитания. Во время действий с объектами маленькие дети изучают признаки и свойства объектов, знакомятся с функциями объектов. Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, создаются объективные условия для вовлечения детей в деятельность предмета, и накапливается этот минимум игрового опыта, который является основой сенсорного воспитания.Теоретические определения и методологические выводы позволили диагностировать и разработать серию игр для сенсорного развития детей на третьем году жизни.Эмпирическое исследование было проведено на базе дошкольного учреждения ДОО «Солнечный» г. Новосибирска Новосибирской области. В ходе диагностики формирования сенсорных стандартов были разработаны индикаторы (форма, цвет, величина, цвет и величина, зрительное восприятие) и определены уровни сенсорного развития.Диагностическое исследование развития сенсорных паттернов у детей на стадии детерминации показало, что у детей возникают трудности с распознаванием цвета, формы и размера объекта. Уровень сенсорного развития низкий и требует дальнейшего развития.Во многом это связано с неэффективностью традиционного подхода к развитию этой психической функции.Результаты диагностики и возможности объективных игр послужили основой для разработки и набора дидактических - предметных игр, направленных на развитие сенсорных стандартов и сенсорного восприятия у детей.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - № 155 – 17.10.2013.Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду. 2015. № 4. С.17-20.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Венгера Л. А. М.: Просвещение, 2010. 144 с.Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2019. – № 3. – С. 1822.Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 7680.Загрудняк М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М.А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.Игнатович И.И. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста средствами развивающей игры /И.И. Игнатович, М.Н. Хоняк //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2018. – № 2. – С. 217-219.Капитанова Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н. Капитанова, С. Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 72-76.Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян //Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 2 (2). – С. 57-59.Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 483-484Ковальчук С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребёнка в младшем дошкольном возрасте /С.П. Ковальчук //Евразийский научный журнал. – 2015. – № 10. – С. 200-201.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет /Д.Н. Колдина. – М.: ТЦ Сфера. 2011. – 114 с.Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 144-149.Курилова И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста 2-е изд. Мозырь: Содействие, 2010. 142 с.Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2018. – С. 232-236.Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 280-282.Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников /О.Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 138-142.Чувашлева О.В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1 (1). – С. 28-29.ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 2 - Содержание диагностических заданийПоказателиЦельСодержаниеСтимульный материал1. ФормаОпределение уровня развития ребенка, практическое руководство по форме предметов, а также наличие соответствующих действий, понимание жеста, способность подражать взрослымВложить геометрические фигуры в гнезда соответствующей плоскости.Пластмассовые доски с 4-мя прорезями и соответствующими прорезям фигуры.2. ЦветВыделение цвета как символа, различение и наименование цветов.Группировать объекты по цвету, выбирая из 4, например, красный, желтый, синий и зеленый кубики.Цветные кубики.3. ВеличинаВыявление уровня развития у ребенка практической направленности на размер предметов, а также наличие соответствующих действий, понимание жеста и умения имитировать действия взрослого.СложитьшестисоставнуюматрешкуМатрешка 6шт.Таблица 2 - продолжение4. Цвет и величинаВыявление уровня развития у ребенка практической направленности на размер и цвет, соответствующие действия, ведущие руки, координация действий обеими руками, обдуманные действия.Сложить три пирамидки по цвету и величине.Пирамидки (3 шт. разного цвета красная, синяя, желтая) из 3 убывающих по величине колец5. Зрительное восприятиеВыявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.Сложитьпредметнуюкартинку,разрезаннуювертикально на 3части.Картинка разрезная «Морковка»
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - № 155 – 17.10.2013.
2. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
3. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду. 2015. № 4. С.17-20.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Венгера Л. А. М.: Просвещение, 2010. 144 с.
6. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2019. – № 3. – С. 1822.
7. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 7680.
8. Загрудняк М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М.А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
9. Игнатович И.И. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста средствами развивающей игры /И.И. Игнатович, М.Н. Хоняк //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2018. – № 2. – С. 217-219.
10. Капитанова Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н. Капитанова, С. Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 72-76.
11. Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян //Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 2 (2). – С. 57-59.
12. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 483-484
13. Ковальчук С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребёнка в младшем дошкольном возрасте /С.П. Ковальчук //Евразийский научный журнал. – 2015. – № 10. – С. 200-201.
14. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет /Д.Н. Колдина. – М.: ТЦ Сфера. 2011. – 114 с.
15. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 144-149.
16. Курилова И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста 2-е изд. Мозырь: Содействие, 2010. 142 с.
17. Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2018. – С. 232-236.
18. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 280-282.
19. Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников /О.Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 138-142.
20. Чувашлева О.В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1 (1). – С. 28-29.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой сенсорная сфера детей раннего возраста?
Сенсорная сфера детей раннего возраста включает в себя все ощущения и восприятия, которые ребенок получает через свои чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Это важный аспект развития ребенка, который влияет на его познавательные способности, моторику и эмоциональное состояние.
Какая роль дидактической игры в сенсорном развитии детей?
Дидактическая игра является одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста. Она позволяет не только активизировать работу всех органов чувств ребенка, но и развивать его интеллект, логическое мышление, внимание, память и координацию движений.
Какие методы исследования используются для педагогической диагностики сенсорного развития детей раннего возраста?
Для педагогической диагностики сенсорного развития детей раннего возраста используются различные методы: наблюдение за реакциями ребенка на разные стимулы, проведение специальных тестов и экспериментов, анкетирование родителей и педагогов. Это позволяет определить уровень развития сенсорной сферы ребенка и выделить проблемные зоны, на которые следует обратить особое внимание при планировании занятий и игр.
Как организовать дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста?
Для организации дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста необходимо подбирать разнообразные и интересные игровые материалы, которые стимулируют работу всех органов чувств ребенка. Важно создавать атмосферу игры и радости, чтобы ребенок получал удовольствие от участия в игровых деятельностях. Также важно быть гибким и адаптировать игры под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Что такое сенсорная сфера детей раннего возраста?
Сенсорная сфера детей раннего возраста относится к области восприятия сигналов и стимулов через органы чувств. В данном возрасте дети активно развивают свои сенсорные способности, воспринимая информацию от окружающего мира через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра - это специально организованная игровая деятельность, направленная на обучение и развитие детей. Она основана на принципе взаимодействия, самостоятельности и активности ребенка, при этом обладает целенаправленностью и педагогической задачей, которую несет в себе.
Какие преимущества имеют дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста?
Дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста. Они позволяют детям улучшить восприятие окружающего мира через зрение, слух, осязание и другие органы чувств. Дидактические игры также улучшают моторику рук, развивают координацию движений и способности к анализу и синтезу информации.
Как проводится педагогическая диагностика сенсорного развития детей раннего возраста?
Педагогическая диагностика сенсорного развития детей раннего возраста проводится с помощью специальных тестов и заданий, которые позволяют выявить уровень развития каждого органа чувств у ребенка. В процессе диагностики оценивается качество и точность восприятия, способность к распознаванию и сравнению различных сигналов и стимулов.
Какие игры можно использовать для сенсорного развития детей раннего возраста?
Для сенсорного развития детей раннего возраста можно использовать различные игры, такие как забавы с разноцветными предметами, игры с тактильными материалами, музыкальные занятия и т.д. Главное, чтобы игры были разнообразными и увлекательными, чтобы дети получали удовольствие от активной игровой деятельности, развивали свои сенсорные навыки и учились воспринимать мир вокруг себя.