Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 23.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1Физиологические условия развития мелкой моторики 6
1.2 Влияние игровой деятельности на общее и физическое развитие детей раннего возраста 9
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА) 18
2.1 Виды пальчиковых игр и их использование при работе с детьми в ДОУ 18
2.2 Разработка рекомендаций по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом М. Кольцовой. Задания теста были таковы:1.Мы выставили на стол некоторые предметы, с которыми ребенок был знаком ранее, к примеру, это мячик, чашка, ложечка, машина. Затем попросили ответить на вопрос: что это за предмет. Детям необходимо было дать ответ на вопрос. Ответы оценивались согласно следующей шкале:0 баллов- ребенок не может назвать предметы1 балл –ребенок называет только один или два предмета, 2 балла-ребенком было названо три предмета. 3 балла- ребенок почти все предметы назвал правильно.2. Мы попросили детей «Покажи вот так» (показывая один указательный палец)0 баллов- ребенок испытывает затруднения с показом1 балл- у ребенка не вызывает затруднения показать.3. Затем мы выполняем упражнение «Покажи вот так» (Демонстрируем два пальца- указательный и средний)0 баллов – ребенок не может показать1 балл- ребенок может показать один палец2 балла- задание выполнено полностью. 4. Затем задание «Покажи вот так» усложняется (показываем три пальца- указательный, средний и безымянный)0 баллов- ребенок может показать один палец1 балл- ребенок показывает только два пальца. 2 балла-задание выполнено верно и в полном объеме. 5 . затем мы показали детям картинки, на которых были изображены различные предметы и животные. Ребенку необходимо было ответить на вопрос «Что это?»0 баллов- ребенок называет только 1- 2 предмета1 балл- ребенок может назвать 3-5 предметов2 балла- 7-10 предметов3 балла- 10- 18 предметов4 балла- 19- 25 предметовРезультаты теста представляют собой следующее: из 26 детейВысокий уровень развития речи- 6 детейСредний- 11 детейНизкий- 9 детейВ процентном соотношении это выглядит так: 15,5 %- высокий уровень, 46 %- средний, 38,5 %- низкийРисунок 1. Соотношение показателей речевого развития и развития мелкой моторики у детей3 этап.Мы произвели разделение детей на подгруппы, дети, имеющие высокий уровень развития речи и мелкой моторики, были исключены из эксперимента. Каждая подгруппа содержала 6 детей со средним уровнем развития речи и мелкой моторики и по 5 детей, имеющих низкий уровень развития речи и мелкой моторики. Так у нас получаются подгруппы по 11 человек.В экспериментальной группе два раза в неделю на протяжении полугода проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторикии речи посредством пальчиковых игр. 4 этапЧерез 6 месяцев было осуществлено проведение повторного тестирования, цель которого заключалась в выявлении развития речи в обычной и экспериментальной группе детей. Результаты теста показали, что в экспериментальной группе произошло значительное улучшение показателей развития речи и мелкой моторики:Высокий уровень- 4 ребёнкаСредний уровень- 5 детейНизкий уровень- 1 ребёнокНа этом основании мы можем сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр позволило улучшить развитие детей. Итак, был разработан и предложен такой план работы:План работы с детьми и родителями на год (развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр)месяцнеделя Работа с детьмиРабота с родителямисентябрь11 занятие- Знакомство с ручкой и пальчиками. Играем в пальчиковую игру « Пальчики» 2 занятие - Играем в пальчиковую игру «Моя семья» Проведение родительскогоСобрания и беседы с детьми.Знакомство.23 занятие- Пальчиковая игра «Сорока». 4 занятие- Пальчиковая игра «Кошка и мышка»»35 занятие-Разнообразные пальчиковые игры 6 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог» Рисование пальчиками гуашью «Дождик»Для родителей оформляемИнформационный стенд иПроводим консультациюПо теме важности развития мелкойМоторики в детском возрасте. Рассказываем родителям, какСледует играть в пальчиковые игры,Выстраивать занятия. 47 занятие- Пальчиковая игра «Моя семья». 8 занятие- Пальчиковая игра «Апельсин». Рисование ватными палочкамиоктябрь59 занятие- Пальчиковая игра « Пальчик-мальчик». 10 занятие- Пальчиковая игра «Кошка и мышка». Далее – лепка из пластилина611 занятие- Пальчиковая игра (любая из картотеки)12 занятие- Пальчиковая игра «Сорока» Работа со шнурками и тесьмой. 713 занятие- Пальчиковая игра «Ладушки». 14 занятие- Пальчиковая игра «Замок». Работа с тестом. Лепка 815 занятие- Любые пальчиковые игры для раннего возраста. Рисование пальчиками. «16 занятие- Проведение пальчиковых игр. Знакомство с лесными орехами. ноябрь917 занятие- Проведение пальчиковых игр, а затем лепка. 18 занятие- Пальчиковые игры, работа с крупой. Проведение консультации Для родителей на тему того, какРазвивать мелкую моторикуВ домашних условиях.1019 занятие- Пальчиковая игра «Улитка». Аппликация из риса 20 занятие- Пальчиковая игра «Осьминог». Рисование пальчиками1121 занятие- Пальчиковые игры. Знакомство со счётными палочками. Строим дорожку и забор.22 занятие- Проводим разнообразные пальчиковые игры. 1223 занятие- Сначала проводим пальчиковые игры. Затем приступаем к рисованию ватными палочками по контуру 24 занятие- Проводим пальчиковые игры, гимнастику. Занятие с фасолью и лесными орехами- учимся отделять одно от другого. декабрь1325 занятие- Пальчиковая игра «Ладушки». Затем учимся вминать пальчиками горох в пластилин. 26 занятие- Сначала проводим пальчиковые игры. Далее работаем со счётными палочками. Строим квадрат, треугольник, домик.Проведение конкурса поделок 1427 занятие- Пальчиковые игры. Далее делаем аппликацию из смятых салфеток. 28 занятие- Проведение пальчиковых игр. Рисование пальчиками (любая новогодняя тематика, например, снежные узоры).1529 занятие- Проведение пальчиковой гимнастики. Далее лепим из пластилина. 30 занятие- Пальчиковая игра «Рыбки». Затем работаем со счётными палочками. Строим домик, елочку.1631 занятие- Проводим пальчиковые игры.Затем делаем аппликацию из фольги «Новогодние шарики» 32 занятие- Рисуем пальчиками елочки.январь17Зимние каникулы1833 занятие-Пальчиковые игры. Далее строим фигуры «Домик, очки». Знакомим с мелкими бусинами. 34 занятие- Пальчиковые игры. Затем строим из пальчиков фигуры « Стол, грабли». 1935 занятие- Пальчиковая игра «Шарик». Нанизываем на шнур крупные бусины 36 занятие- Пальчиковая игра «Сорока». Далее рисуем ватными палочками. Обводим по контуру квадрат, треугольник.2037 занятие- Пальчиковая игра «Цепочка». Далее работаем со шнуровками. 38 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Рисуем пластилином на картоне «Звёздное небо»февраль2139 занятие- Пальчиковая игра «Рыбки». Далее учим наматывать нитки на катушку 40 занятие- Пальчиковая игра «Зайчик». Затем рисуем пальчиками «Снежинки»Домашнее задание2241 занятие- Пальчиковая игра «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори. 42 занятие- Любые пальчиковые игры по выбору. Работа с крупами. Учим искать в рисе мелкие бусинки. 2343 занятие- Пальчиковая игра «Зайчик». Далее учим застегивать пуговицы. 44 занятие- Пальчиковая игра « Шарик». Затем работаем со счётными палочками. Строим снежинки, лесенки.2445 занятие- Пальчиковая игра «Апельсин». Рисуем пальчиками по стеклу. «Полосатый коврик» 46 занятие- Пальчиковая игра «Кошка и мышка»». Далее учимся развязывать узелки. март2547 занятие- Пальчиковая игра «Мы капусту». Нанизывание на шнур мелких бусин 48 занятие- Пальчиковая игра «Осьминог». Создание совместной аппликации из манной крупы «Млечный путь»Совместная работа с родителями.Форма – по выбору воспитателя2649 занятие- Пальчиковая игра «Рыбки». Работа со шнуровками Монтессори. 50 занятие- Пальчиковая игра «Сорока». Далее работаем с крупами.2751 занятие- Пальчиковая игра «Капуста». Работа со шнуровками. Завязывание узелков 52 занятие- Пальчиковая игра «Пальчики». Затем работаем с застёгиванием пуговок.2853 занятие- Любые пальчиковые игры, затем повторяем работу с нитками. 54 занятие- Пальчиковая игра «Зайчик». Знакомим детей с карандашом, чтобы они научились его держать, обводить линии. апрель2955 занятие- Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик». Далее делаем аппликацию из крупы. 56 занятие- Пальчиковая игра «Замок». Затем лепим из теста. Домашнее задание.По выбору воспитателя3057 занятие- Пальчиковая игра « Осьминог». Учим детей сматывать нитки в клубок. 58 занятие- Пальчиковая игра «Моя семья». Работаем с различными крупами.3159 занятие- Пальчиковая игра «Кошка и мышка»». Далее раскрашиваем пальчиками цветок, которые нужно выполнить на предыдущих занятиях. 60 занятие- Пальчиковая игра «Улитка». Затем работаем со шнуровками Монтессори.3261 занятие- Пальчиковая игра «Ладушки». Далее рисуем карандашом. Учимся обводить по контуру геометрические фигуры. 62 занятие- Пальчиковая игра «Цепочка». Изучаем правила – как использовать посуду. май3363 занятие- Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик». Затем наклеиваем пластилин на картон «Цветочный луг» 64 занятие- Пальчиковая игра «Капуста». Продолжаем работу с крупами. 3465 занятие- Пальчиковая игра «Шарик».Затем рисуем пальчиками цветы. 66 занятие- Пальчиковая игра «Моя семья». Работаем со шнуровками Монтессори.3567 занятие- Пальчиковая игра «Осьминог». Учимся нанизывать мелкие бусины на верёвочку 68 занятие- Пальчиковая игра «Зайчик». Далее рисуем, работаем с трафаретами.36 Проводим диагностики и подводим итоги программыЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в том, чтобы развивать мелкую моторику. Эта задача обладает огромным воспитательным значением. Если у ребенка развита мелкая моторика, то это положительно влияет на развитие речи, общее личностное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст – это этап формирования основы для того, чтобы ребенок и в дальнейшем обучался успешно, развивался комплексно. В ДОУ осуществляется использование различных методов, способов развития мелкой моторики, в частности, используются дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные и, конечно же, пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастикаотносится к числу наиболее эффективных методов развития мелкой моторики, поскольку она развивает все необходимые двигательные навыки. Пальчиковая игра является методом, способствующим творческому развитию детей. В работе был описан эксперимент, проведенный в ранней дошкольной группе на базе ДОУ. Посредством данного эксперимента была поставлена задача выявить степень развития мелкой моторики и речевого развития у детей раннего возраста, выявить эффективность использования пальчиковой игры как средства, направленного на развитие мелкой моторики. Согласно проведенному эксперименту можно сделать вывод, что далеко не все дети обладают развитой речью, это также связано с отсутствием развития у них мелкой моторики. Мы предложили программу, основанную на пальчиковых играх, их подборе с учетом индивидуальной составляющей их эффективности того, чтобы комплексно развивать ребенка. После того, как программа была внедрена, мы наблюдали за детьми, эти наблюдения говорят о положительной динамике, улучшении процесса физического и речевого развития детей. Таким образом, согласно эксперименту, пальчиковая игра является самодостаточным, важным методом развития мелкой моторики при работе с детьми раннего дошкольного возраста. Пальчиковая игра отличается универсальностью, разнообразием, благодаря чему воспитатели обретают богатые возможности ее использования. Мы также выявили педагогические условия применения пальчиковой игры как средства развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. А именно, применение игр должно быть системным, важно придерживаться личностно-ориентированного подхода, принципа разнообразия, принципа комплексности.Пальчиковая игра также формирует коммуникативные навыки. Играя, важно общаться с детьми, проявлять корректность в обращении, быть доброжелательным. Кроме того, следует соблюдать определенные правила использования пальчиковых игр. Начиная играть, мы обязательно обсуждаем, что будем делать, отрабатываем движения, жесты. То есть, важно подготовить детей к правильному выполнению пальчиковых движений. Если дети успешно будут справляться с заданием, то это создаст у них необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони посредством лёгких поглаживаний до приятного ощущения тепла.Все упражнения должны выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом и двумя руками вместе.Осуществляя выполнение упражнений вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать, что вы увлечены игрой. Это даст возможность увлечь и детей игровым процессом. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.Необходимо следить, чтобы постановки кисти руки была правильной, чтобы было точное переключение с одного движения на другое.Нужно добиваться выполнения всех упражнений без напряжения, трудностей, только тогда дети будут испытывать радость. Также не следует навязывать детям ту или иную игру, если они не хотят сейчас играть, то лучше предложить им что-то другое. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. - СПб.: ВВМ, 2004.Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htmБольшая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. - М: Эксмо, 2011 Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4.Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannikaЛебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.Полянская С. Классификация подвижных игр.// http://pedsovet.su/publ/199-1-0-4071Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - Спб: Кристалл, 1997Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб: Лань, 1996Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании дошкольника и младшего школьника. - М., 1974. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика- Синтез, 2010.ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. - СПб.: ВВМ, 2004.
2 Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3 Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. - М: Эксмо, 2011
4 Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4.
5 Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika
6 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.
7 Полянская С. Классификация подвижных игр.// http://pedsovet.su/publ/199-1-0-4071
8 Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - Спб: Кристалл, 1997
9 Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994.
10 Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.
11 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб: Лань, 1996
12 Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании дошкольника и младшего школьника. - М., 1974.
13 Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика- Синтез, 2010.
Вопрос-ответ:
Какая проблема связана с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста связана с физиологическими условиями и игровой деятельностью.
Какие физиологические условия влияют на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Физиологические условия, такие как развитие мозга, нервной системы и мышц, влияют на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Какой эффект оказывает игровая деятельность на общее и физическое развитие детей раннего возраста?
Игровая деятельность способствует формированию когнитивных и моторных навыков, развитию мелкой моторики, координации движений и социальной адаптации у детей раннего возраста.
В чем заключается роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Пальчиковые игры помогают развивать ловкость пальцев, координацию движений, мелкую моторику и концентрацию внимания у детей дошкольного возраста.
Какие виды пальчиковых игр могут быть использованы для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте?
Для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте могут быть использованы различные виды пальчиковых игр, такие как игра "Ладошки-ладошки", "Пальчиковая гимнастика" и другие.
Какие проблемы возникают при развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
В процессе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста могут возникать различные проблемы, такие как затруднения в управлении конечностей, неспособность делать точные движения пальцами, слабость мышц, неустойчивость руки, затруднения в письме и другие проблемы, связанные с координацией движений.
Какую роль игровая деятельность играет в развитии общего и физического развития детей раннего возраста?
Игровая деятельность играет важную роль в развитии общего и физического развития детей раннего возраста. Она способствует развитию координации движений, улучшает моторику, развивает физическую силу и гибкость, развивает воображение и фантазию, учит детей общаться и взаимодействовать с другими детьми, развивает навыки решения проблем и концентрации внимания.
Как пальчиковая гимнастика помогает развитию мелкой моторики у детей в раннем возрасте?
Пальчиковая гимнастика, включающая в себя различные пальчиковые игры и упражнения, помогает развитию мелкой моторики у детей в раннем возрасте. Эти игры и упражнения помогают развивать навыки координации движений пальцев, улучшают моторику рук, развивают силу и гибкость пальцев, а также способствуют развитию навыков письма и чтения.
Какие виды пальчиковых игр можно использовать для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте?
Для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте можно использовать различные виды пальчиковых игр. Например, игры с песочком или рисованием пальцами на бумаге, игры с пазлами и конструкторами, игры с шнурками и пуговицами, игры со счетными палочками и многое другое. Все эти игры помогают улучшить координацию движений пальцев и развить мелкую моторику у детей.