Формы социально-культурной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.02.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности 5
1.2 Функции социально-культурной деятельности 8
Глава 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Особенности социально-культурной деятельности в РФ 13
2.2 Классификация форм СКД 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Содержание деятельности обязательно должно быть облечено в определенную форму. Формами работы клубных учреждений являются способы и приемы организации клубной аудитории. В зависимости от того, как организована клубная аудитория, существуют индивидуальные, групповые и массовые формы. Индивидуальные формы-это беседы, консультации и т. д. к групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и кружки самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (кафе-вечера, дискуссионные формы, литературные, музыкально-поэтические вечера и др.) Массовые формы работы предполагают включение большого количества участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).К наиболее современным формам социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и досуга относятся: - "Библионочь" - это социально-культурное мероприятие образовательного, воспитательного и развивающего характера; масштабное сетевое мероприятие. В основе организации лежат специальные проекты: детские, молодежные и другие проекты, направленные на популяризацию чтения, поиск новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и др. Сетевое взаимодействие и совместная организация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштаб оригинальных форматов. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий, спектакли, акции по свободному обмену книгами, мастер-классы по созданию фигурок оригами, икебана, встречи и диалоги с известными деятелями культуры и искусства. - Мега-квесты - интеллектуальные игры в рамках молодежного проекта "Лига творческих игр". Типология мега-квестов различается по сложности (продвинутые, гиперсложные); по длительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тем предполагает предоставление участникам пространства для действий на основе получения только базовой информации в качестве исходного звена для дальнейшего детального изучения моделируемой проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных задач, имеющих увлекательный смысл, оптимизация поиска выбора конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических способностей, а главное-желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях. - Онлайн-конкурс. Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию различных направлений молодежной культуры: музыки, танцев, спорта и др. позволяет индивиду осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активный участник, наблюдатель, общественный эксперт. Вызывая положительную мотивацию, интернет-конкурсы формируют у молодежи ценностные суждения об организации конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым подтверждая их жизненные позиции, стимулируя создание новых социальных и культурных связей. - Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, художественных галереях. Использование интернет-технологий для ознакомления с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений-характерные черты этих выставок. Усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеороликов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений с экспертами и организаторами выставок в режиме онлайн достигается за счет использования мультимедийных, дизайнерских и других программ. Информационно-образовательные функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурологической компетентности в значимой для пользователя области знаний. - Фейерверк. Сущность и назначение фейерверков как формы праздничного досуга сводится к индивидуальной и коллективной организации досуга. В зависимости от цели развлечения выделяют основные виды фейерверков: наземные, высотные, дневные и музыкальные. Являясь выразительным средством уличного искусства, фейерверки являются неотъемлемой частью создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у индивида целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет найти единомышленников, вместе с которыми вы испытываете эстетические чувства по поводу конкретных фрагментов презентации. - Фестиваль "Круг света" - это грандиозный праздник света, где световые дизайнеры из России и других стран соревнуются в своем искусстве, демонстрируя зрителям масштабные световые шоу, архитектурный видеомэппинг и необычные световые инсталляции. Используя технику видеомэппинга, мастера аудиовизуального искусства преображают архитектурный облик символических зданий, фасады которых становятся полотнами для красочных видеопроекций и др. В сфере досуга произошли значительные изменения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды досуга имеют особенности, существенно отличающие их от традиционных видов. Под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления в данной сфере деятельности, которых не было на предыдущем этапе развития общества, но которые появились на этом этапе и проявляются либо в совершенно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформации ранее существовавших форм, а также в условиях и последствиях этих изменений. Таким образом, можно отметить, что с учетом реальных и потенциальных возможностей культурно-досуговых учреждений необходимо содействовать развитию и распространению новых форм социально-культурной деятельности и создавать условия для их успешной реализации. При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло быть раскрыто наиболее полно. Форма не может быть изолирована от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные. Сами по себе формы-программы культурно-досуговой деятельности-не существуют. Их выбор определяется содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма-программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм-программ культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают определенной самостоятельностью, они могут оказывать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. Выбор форм часто определяет результат деятельности. Выбранная форма программы влияет на выбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует форму. Форма-это способ существования содержания.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность и способность творчески выражать себя в мире культурных ценностей.Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, формы функционирования и развития общества, образа жизни самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, понимания своего бытия во временном континууме-прошлом, настоящем и будущем.Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнедеятельность общества.Одной из основных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурно-пространственно-временной развивающейся среды, организованной особым образом и призванной включить индивида в реальную, а не вымышленную жизнь.Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что к ее осуществлению привлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, а также сами зрители.Форма социально-культурной деятельности представляет собой внутреннюю структуру содержания учебно-досуговой деятельности социальных учреждений свободного времени, определяемую системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.К формам СКД относятся: интервью, тематический вечер, утренник, Афиша, рецензия, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.Праздник является самой крупной формой СКД. Здесь используются все методы и инструменты СКД, обширный художественный и документальный материал. Праздник-это сложная форма массового досугового труда, включающая в себя несколько одновременных событий, объединенных темой и идеей, сочетающих активное действие участников с их восприятием зрелища.Работая над идеей культурно-досуговой программы, он выбирает лишь некоторые из многообразия жизненных явлений, окружающих автора, и многообразия свойств каждого из них. Тема и идея составляют идейно-тематический план идеи культурно-досуговой программы.Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на выбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, так сказать, форму.Рассматривая авторскую работу над идеей сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что идея будет отражать основные черты, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композицию.Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только как сценарист, но и как режиссер предстоящей программы и работа над его идеей сочетает в себе литературные и режиссерские линии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Андриенко, Е. С. Основы социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Е. С. Андриенко. - Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 197 с. – Доступ из ЭБ НОККиИ 2.Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 571–575. 3.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 246 с.4.Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 370 с.5.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с. 6.Куличкина, Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Куличкина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 197 с.7.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебное пособие для вузов/ М. В. Воротной, Н. П. Гончарова, Т. Н. Егорова и др. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. - 448 с. -13 8.Организация досуговых мероприятий [Текст]: учебник / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, А. Е. Подобин и др.; под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Академия, 2017. - 288 с. -49 9.Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 205 с.10.Чистюхина Е. В. Социально-культурная направленность развития и формирования художественно-творческого потенциала будущих специалистов сферы культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018.11.Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях [Текст]: учебное пособие/ Е. Л. Шекова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. - 416 с.12.Якушкина М. С. Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 440—452. 13.Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kultura-socio.ru/shpargalki-po-sotsialno-kulturnoj-deyatelnosti/265-osnovnye-gruppy-socialno-kulturnyx-texnologij-ix.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андриенко, Е. С. Основы социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Е. С. Андриенко. - Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 197 с. – Доступ из ЭБ НОККиИ
2.Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 571–575.
3.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 246 с.
4.Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 370 с.
5.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с.
6.Куличкина, Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Куличкина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 197 с.
7.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебное пособие для вузов/ М. В. Воротной, Н. П. Гончарова, Т. Н. Егорова и др. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. - 448 с. -13
8.Организация досуговых мероприятий [Текст]: учебник / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, А. Е. Подобин и др.; под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Академия, 2017. - 288 с. -49
9.Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 205 с.
10.Чистюхина Е. В. Социально-культурная направленность развития и формирования художественно-творческого потенциала будущих специалистов сферы культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018.
11.Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях [Текст]: учебное пособие/ Е. Л. Шекова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. - 416 с.
12.Якушкина М. С. Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 440—452.
13.Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kultura-socio.ru/shpargalki-po-sotsialno-kulturnoj-deyatelnosti/265-osnovnye-gruppy-socialno-kulturnyx-texnologij-ix.html

Вопрос-ответ:

Какую сущность имеет культурно-досуговая деятельность?

Культурно-досуговая деятельность имеет сущность организации и проведения различных культурно-развлекательных мероприятий и программ, направленных на удовлетворение потребностей в досуге и совершенствование культурного развития общества.

Какие функции выполняет социально-культурная деятельность?

Социально-культурная деятельность выполняет такие функции, как социализация, саморазвитие личности, создание условий для творчества и самовыражения, формирование общественного сознания, сохранение и передача культурного наследия, организация досуга и отдыха.

Какие особенности имеет социально-культурная деятельность в РФ?

В РФ социально-культурная деятельность имеет такие особенности, как государственная поддержка и финансирование, наличие развитой инфраструктуры, многообразие культурных традиций и национальностей, а также высокий уровень участия граждан в культурной жизни.

Какие формы социально-культурной деятельности существуют?

Формы социально-культурной деятельности включают различные способы и приемы организации и проведения мероприятий, такие как культурные фестивали, выставки, концерты, театральные представления, клубы интересов, кружки, мастер-классы, экскурсии и многое другое.

Существует ли классификация форм социально-культурной деятельности?

Да, существует классификация форм социально-культурной деятельности. Они могут быть разделены на крупные культурно-досуговые мероприятия (фестивали, концерты, выставки) и малые формы (кружки, клубы, мастер-классы). Кроме того, формы социально-культурной деятельности могут быть разделены по направлениям и целевым группам.

Какова сущность культурно-досуговой деятельности?

Сущность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она представляет собой различные формы и виды активности людей во временных промежутках, свободных от основной трудовой деятельности. Она направлена на удовлетворение культурных потребностей и развлечение людей, а также на формирование социальных связей и общественной активности.

Что такое социально-культурная деятельность?

Социально-культурная деятельность - это разновидность деятельности, которая направлена на удовлетворение различных потребностей людей в социальной и культурной сферах. Она включает в себя различные формы и способы организации деятельности, такие как клубные учреждения, социально-культурные центры, а также проведение различных мероприятий и культурных программ. Эта деятельность имеет важное значение для развития личности, формирования социальной активности и укрепления общественных связей.

Какие функции выполняет социально-культурная деятельность?

Социально-культурная деятельность выполняет несколько функций. Она способствует укреплению социальных связей и формированию общественных отношений. Кроме того, она помогает развивать личность через удовлетворение потребностей в культуре, искусстве, творчестве и досуге. Эта деятельность также является важным фактором социальной интеграции и поддержки межкультурного диалога. Кроме того, она способствует формированию социально-культурной идентичности и помогает предотвращать социальную напряженность и конфликты в обществе.