Раннее портретное творчество Антониса ван Дейка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 72 72 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 27.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3

1 Особенности фламандской школы живописи в эпоху А.Ван Дейка 7
1.1 Основные черты фламандской живописи XVII века 7
1.2 Портретное творчество Питера Пауля Рубенса – учителя А. Ван Дейка 12

2 Ранняя портретная живопись А.Ван Дейка 21
2.1 Портретное творчество А.Ван Дейка в Антверпене 21
2.2 Итальянские годы А. Ван Дейка (1621–1627 гг.) 31

Заключение 38
Список использованной литературы 43
Список иллюстраций 42
Альбом иллюстраций 45

Фрагмент для ознакомления

После Турина Ван Дейк отправился в Рим, но уже без леди Эрендел. По пути он побывал во Флоренции, где также успел написать несколько портретов, среди которых портрет Лоренцо диМедичи, брата герцога КозимоII. С октября по ноябрь 1623 года Ван Дейк пробыл в Риме. Весной 1624 года художник отправился в Сицилию, где написал поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта, принца Савойского (ил. 27). Сейчас этот портрет хранится в Картинной галерее Далвичского колледжа.В Риме Ван Дейк получил два заказа от кардинала Гвидо Бентивольо, который в 1617 году был папским легатом во Фландрии. Первый из заказов – «Распятие Христа», который не поддается сегодня идентификации. Второй заказ –великолепный портрет кардинала в рост (ил. 28). «С этого князя церкви Ван Дейк написал лучший из всех созданных им до тех пор портретов», – написал К. Браун. Над композицией доминирует повернутое вправо и одаренное потоком света лицо кардинала. Но лучше всего на полотне передано его ало-белое одеяние. «Мерцание алого шелка и белых кружев, словно живущих собственной жизнью, создает острый зрительный эффект, подобный тому, какой производит драгоценность, меняющая цвет, когда её вертят в руках».Английский художник Джонатан Ричардсон Младший в начале XVIIIвека написал об этой картине: «Я никогда не видела ничего подобного. Я любовался картиной два часа и ещё раз двадцать приходил смотреть ее снова. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Лицо его выражает силу, далеко превосходящую все, что я видел, но в то же время мудрость и твердость, не уступающую рафаэлевским, хотя гораздо более языческие. Воистину нельзя не признать, что, сравнивая трактовку сходных сюжетов у Рафаэля и Ван Дейка, предпочтение приходится иногда отдавать последнему. Колорит у него – дополненные плоть и кровь, свет и прозрачность, а у Рафаэля коричневат и несколько тяжеловесен, по крайней мере, в сравнении с этим полотном. Алые тона Ван Дейка теплы и ярки, но тем не менее положены так удачно, что лишь ещё больше выделяют голову. Богатство картины умножается лежащими на столе вещами, которые как бы составляют единое целое с одеянием и телом кардинала, сливаясь в невыразимо чарующую гармонию».Мария Яковлевна Варшавская в своей книге также дает этому портрету положительную и даже восторженную оценку: «В этой работе он показал себя мастеромграндиозного декоративного размаха, создав портрет, насыщенный движением и страстью, обладающий такой силой внушения, какой до сих порне встречалось в европейском портретном искусстве. И это удалось емутолько потому, что даже в новой для него атмосфере придворной молодой приезжий не забывал вскормивших его художественных традиций: и свойственного нидерландскому искусству пристального наблюдения действительности, и рубенсовского героического обобщения увиденного. Особенно же важным было то, что он вкладывал в эти работы всю свою лирическую взволнованность перед тем чудом, каким представлялась ему каждая новая человеческая индивидуальность».В месяцы, которые Ван Дейк провел в Риме, он познакомился с Джорджем Гейджем, английским дворянином, который охотился за произведениями искусства. Позже этот человек стал агентом Карла I по закупке картин для большой королевской коллекции. Ван Дейк написал портер Гейджа(ил. 29) в характерной ситуации – англичанин разглядывает статуэтку, которую, предположительно, ему показывают с целью продажи. Непринужденная, можно даже сказать, небрежная поза Гейджа контрастирует с официальным портретом Бентивольо. Ван Дейк сделал беглую зарисовку пейзажа, неба, архитектурного декора, но при этом искусно вмонтировал герб Гейджа в парапет, на который тот облокотился. Свободная манера этого портрета соответствует сюжету: она помогает передать суть – предложение продать статуэтку, но сделать это с «ледяной сдержанностью». Видно, что на картине Гейдж безусловно заинтересован намерениями продавцов, но, как опытный игрок в покер, он старается никак этого не выдать.Одним из примечательных полотен того времени можно назватьэрмитажный «Мужской портрет» (ил. 30), который ранее назывался портретом антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса и считался написанным уже после возвращения Ван Дейка из Италии. Но имя Махаркейзюса стоит только на одной позднейшей гравюре с этого портрета. Это никак не может служить документальным доказательством. Тот факт, что это полотно создано в первые годы пребывания в Италии говорят не только ее стилистические особенности, но и рентгеноскопическое исследование, проведенное в середине XXвека Эрмитаже. Исследование показало, что портрет написан поверх изображения мужской фигуры в рост, сидящей в кресле, в широкой одежде. Это, несомненно, эскиз знаменитого портрета Бентивольо. М. Я. Варшавская в своей книге писала, что этот эрмитажный портрет не был официальным заказом.Она считала, что художник вряд ли использовал бы для этого подвернувшийся ему под руку отработанный уже холст. «Вернее будет предположить, что здесь перед нами кто-то из ближайшего окружения ван Дейка».На портрете изображен мужчина в темной одежде. Стремительным движением своего худого тела он повернулся в кресле. Кажется, что он убеждает или упрекает кого-то, всматриваясь в собеседника пристальным взглядом. Его губы приоткрыты, изможденное лицо наполнено мягкой, но настойчивой страстностью. Для нас совершенно не важно – повернулся ли он к слуге, который вошел в комнату, или веден беседу, спорит с кем-то. Важно то, как художник, желая показать внутреннее напряжение мужчины, которое оживляет слабое, почти тщедушное тело, желая раскрыть силу духовной личности человека, подчеркивает и даже преувеличивает драматизм незначительного столкновения с противоречащей ему волей.Лицо мужчины обращено к свету. Его чистый и высокий лоб озарен ярким сиянием. Блестят белки черных глаз. Щеки мужчины, его подборок и шею окутывают легкие тени. «Плотные жирные мазки, которыми написан воротник, своей материальной весомостью оттеняют одухотворенность лица, так же как сверкающая белизна манжет подчеркивает теплоту тонких нервных рук. Все остальное тонет в густом горячем полумраке, как бы насыщенном страстностью того эмоционального порыва, которым охвачен изображенный здесь человек. Художник не нуждается в цветистости колорита для того, чтобы создать богатое красочное впечатление» – так описывает этот портер М. Я. Варшавская.Позже стало известно, что на портрете изображен ВирджиниоЧезарини – камергер и приближенный кардинала Барберини, будущего папы Урбана VIII. Он был яркой фигурой итальянской культурной и интеллектуальной жизни своего времени: автор элегантных стихов на латинском и итальянском языках, защитник Галилео Галлилея и издатель его трудов. Чезариниизображен в одеянии, выдающем в нем обладателя духовного сана. Бледность его лица с болезненным румянцем на щеках говорит о серьезной болезни этого человека, умершего от туберкулеза в самом расцвете лет. Динамическая манера, в которой написана работа, и венецианский колорит, напоминающий произведения Тициана, особенно "Концерт" (1510-1512, Палаццо Питти, Флоренция), свидетельствует о том, что портрет был создан во время пребывания художника в Италии в 1623-1624 гг.Теперь перед нами уже не просто встреча с моделью с глазу на глаз. Это целое драматическое действие. Композиция полотна построена таким образом, что мы как будто оказываемся участниками этой сцены. Кажется, что можно подойти к человеку на портрете вплотную и почувствовать силу излучаемой духовной энергии. А человек увлекает нас дальше – в глубь своих впечатлений и переживаний, он раскрывается нам в своих связах с внешним миром, в своих столкновениях с ним.Такое активное драматическое раскрытие внутренней духовной значимости человека стало настоящим достижением Ван Дейка. Художник представлял себе своего современника как волевую, динамичную личность. Он был первым, кто поставил цель показать человека не просто как один из объектов изучения окружающей художника действительность, а в новом аспекте, так сказать, изнутри, как живое начало в восприятии человеком внешнего мира. При этом Ван Дейк часто вкладывал в создаваемый им образ частицу себя. Такое отношение к поставленной задаче своеобразно окрашивало всё, что было создано Ван Дейком в Италии. Хотя в Италии он и оказался открыт для различных воздействий, в первую очередь воздействий Тициана. Принято считать, что в Италии, под влиянием Тициана и окружающей аристократической среды смогли раскрыться свойства художественного таланта Ван Дейка, которые были у него врожденные, но не смогли проявиться на родине, в буржуазной обстановке. «Ведь утонченность и изысканность восприятия, претворяющие все реальные впечатления в благородно-гармоничные формы, это то, к чему обычно сводят все значение ван Дейка. Отныне, будто бы, ореол, окружающий сильных мира сего, окончательно заслонил от ван Дейка-портретиста интерес к обыкновенным людям».Чтобы опровергнуть такое суждение о Ван Дейке, можно посмотреть на другой эрмитажный «Мужской портрет» (ил. 31) (предположительно – Марка-Антуана Люманя), написанный Ван Дейком в Италии несколько позже предыдущего, возможно в Генуе, где он создал немало изображений аристократов. В этом портрете совершенно по-тициановски доминирует фигура, которая очерчена мощным и плавным контуром. Человек повернулся лицом к свету непринужденным величественным движением. В одной руке он сжимает перчатки, а в другой держит письмо. «И лицо это, почти по-рембрандтовски выделяющееся на общем темном фоне, прежде всего привлекает к себе взгляд зрителя. Обрюзгшее и мясистое, оно кажется одухотворенным каким-то внутренним огнем. Тем же огнем пронизаны пылающие тона ковра на столе и, особенно, взволнованно трепещущей драпировки. Они освещают, согревают своим теплом и черную массу фигуры, и сумрак, окутывающий колонну в глубине. Нельзя отделаться от ощущения живого человеческого присутствия; человек, и не только его социальная роль, но трепет его дыхания, его чувств и страстей – основное содержание картины. Начинаешь понимать, что тайна воздействия на ван Дейка великого венецианца с самого начала и прежде всего заключалась в том подлинном гуманизме, в том высоком понимании человека как одухотворяющего и облагораживающего начала жизни, которые сумел разглядеть у Тициана молодой фламандец».На итальянские работы Ван Дейка накладывает свой отпечаток наряду с жизнерадостным, человечным искусством венецианцев и чувствительно-риторическое искусство таких мастеров болонской Академии, как Гвидо Рени иАльбани. Даже венецианские образы художник показывает двойственно, противоречиво: он увлекается не только их «высоким гуманистическим пафосом», но и тем «облагороженным идеалом действительности», который смогли создать Тициан и его школа.ЗаключениеВ процессе написания данной курсовой работы мы рассмотрели основные черты фламандской живописи XVIIвека, познакомились с портретным творчеством Питера Пауля Рубенса, изучили основные черты раннего портретного творчества А. Ван Дейка в Антверпене, изучили основные черты портретного творчества А. Ван Дейка в Италии и влияние, которое на Ван Дейка оказали работы Тициана.Расцвет фламандского искусства приходится на первую половину XVII века. Ведущая роль в искусстве Фландрии была отведена живописи. Именно в первой половине XVII столетия сложились основные особенности фламандской школы.Одним из самых значимых художников фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс. Мастерская Рубенса была очагом формирования многих крупнейших фламандских живописцев.Талант Рубенса формировался под влиянием эпохи итальянского Возрождения, которое создало у художника восприятие целостной картины мира. Эта черта позволила ему передать в своих полотнах глубокое понимание единства картины мира и дать ей яркую, полную жизненной непосредственности оценку.В иерархии живописных жанров в XVIIвеке искусство портрета занимало достаточно низкое положение. Многие художники той поры в первую очередь считали себя историческими живописцами, потому что это казалось им самой возвышенной областью искусства. Портреты писали только ради заработка. По их мнению, портретная живопись была лишь простым упражнением для развития творческой фантазииУченикРубенса Ван Дейк в своих портретах стремился передать, прежде всего, психологическое состояние человека, его глубокий внутренний мир.Еще одной характерной чертой портретов Ван Дейка можно назвать их разнообразие. В одних ощущается глубокий психологический подход, истинное знание характеров людей, в других с необычайным мастерством передана светская праздность парадных портретов. Но при всем своем разнообразии его портреты всегда убедительны. Портреты Ван Дейка– это яркие художественные документы своей эпохи, раскрывающие ее дух и характер. С полотен Ван Дейка на нас глядят знаменитые художники и ученые, надменные короли и блестящие аристократы, деловые бюргеры и хитрые прелаты, прославленные красавицы и хрупкие дети. Все они запечатлены кистью проницательного и тонкого художника, всегда умевшего найти решение, наиболее полно раскрывающее характер его моделей. Такое активное драматическое раскрытие внутреннего духовного мира человека было подлинным достижением мастера.В ходе работы мы рассмотрели несколько ранних периодов творчества художника: до 1621 года в Антверпене и с 1621 по 1627 год в Италии. Можно сказать, что в ранние годы манера письма Ван Дейка схожа с его учителем Рубенсом, поэтому не редки случаи, когда искусствоведы затруднялись сказать, кому принадлежит работа – ученику или учителю. Кристофер Браун в своем исследовании склоняется к мнению, что Ван Дейк полностью преобразовал портретное искусство в тех городах и странах, где он работал: в Антеверпене, в Генуе, в Лондоне (в поздние годы своего творчества). В Генуе его портретному стилю подражало целое поколение местных живописцев. В Антверпене стиль Ван Дейка был перенят портретистами, а потом распространился по всем Нидерландам. Я не могу не согласиться с мнение Кристофера Брауна о важном вкладе Ван Дейка в мировое искусство портрета.Целью данной работы было подробное исследование раннего портретного творчества Антониса Ван Дейка. Задачи данного исследования решены в полном объеме, цель достигнута.Список использованной литературы1.Браун, К. Ван Дейк : Пер. с англ. / К. Браун. – М. : Искусство, 1987.2.Варшавская, М. Я. Ван Дейк. Картины в эрмитаже / М. Я. Варшавская – Л.: Эрмитаж, 1963.3.Варшавская, М. Я. Рубенс и его картины в Эрмитаже / М. Я. Варшавская. Л. – М., 1940.4. Виппер, Б.Р. Фламандская и Голландская живопись / Б.Р. Виппера. – М.: Изобр. Иск., 1957.5.Гершензон-Чегодаева, Н. М. Фламандские живописцы / Н.М. Гершензон-Чегодаева. – М., 1949.6.Гордеева, М.Г. Питер Пауль Рубенс, 1577-1640 : альбом / М. Г. Гордеева. – М. :Директ-Медиа, 2009.7.Доброклонский, М. В. Рисунки Рубенса / М. В. Доброклонский. М. – Л., 1940.8.Колпинский, Е.И., Каптерева, Т.П. Искусство Фландрии / Всеобщая история искусств : в 6-ти т. Т. 4. Искусство 17-18 веков / под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. – М. : Искусство, 1963.9.Лебедянский., М.С. Портреты Рубенса / М. С. Лебедянский. – М. : Изобразительное искусство, 1991.10.Левинсон-Лессинг, В. Ф. Снейдерс и фламандский натюрморт / В. Ф. Левинсон-Лессинг.– Л., 1926.11.Лекуре М. –А. Рубенс / М. -А. Лекуре ; [пер. с фр. Е. Головиной; предисл. А. П. Левандовского]. – М. : Молодая гвардия, 2002.12.Раздольская, В.И. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков / В.И. Раздольская. – М.: Изобр. Иск., 1982.13.Смольская, Н.Ф. Живопись Фландрии и Голландии XVI-XVIII веков / Н.Ф. Смольская, И.В. Линник. – Л.: Изобр. Иск., 1971.14.Смольская, Н.Ф. Якоб Йорданс / Н.Ф. Смольская. – М., 1959.15.Фромантен, Э. Старые мастера: Пер. с фр. / Э. Фромантен, Предисл. А. Кантора. – М. : Советский художник, 1966.16.Шапиро, Ю. Г. Искусство Фландрии XVII века / Ю. Г. Шапиро. – Ленинград : Издательство Государственного Эрмитажа, 1962.17.WilhelmvonBode, GreatMastersofDutchandFlemishPainting / WilhelmvonBode, 1909.18.Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.hermitagemuseum.org19.Национальная галерея искусства. Вашингтон [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.nga.gov/20. Национальный музей Прадо. Мадрид [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.museodelprado.es/СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ1.Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами. Около 1615, доработана в конце 1630-х – начале 1640-х годов. Холст, масло. 175х137,5. Санкт-Петербург. Эрмитаж2.Якоб Йорданс. Семья Йорданса в саду. Около 1621-1622. Холст, масло. 181х187. Испания, Мадрид. Прадо3.П. П. Рубенс. Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606.Холст, масло. 77,5х101. Кельн. Музей Вальраф-Рихартц4.П. П. Рубенс. Маркиза БриджидаСпинола-Дориа. 1606–1607. Холст, масло. Вашингтон. Национальная галерея5.П. П. Рубенс. Герцог Мантуанский.Деталь. 1605.Холст, масло. 67х51,5. Вена, Австрия. Музей истории искусства6.П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.1609–1610. Холст, натянутые на дерево, масло. 178х136. Мюнхен. Старая пинакотека7. П. П. Рубенс. РубенсМария Медичи, королева-мать Франции. 1622. 130х108. Испания, Мадрид. Прадо8.П. П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Середина 1620-х. Дерево, масло. 64х48. Санкт-Петербург. Эрмитаж9.П. П. Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмен (Соломенная шляпка). Около 1625. Дерево, масло. 79х54,5. Лондон. Национальная галерея10.П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1639. Холст, масло. 109х85. Вена. Музей истории искусства11.П. П. Рубенс. Елена Фоурмен с детьми. Около 1638. Дерево, масло. 113х82. Париж. Лувр12.П. П. Рубенс. Шубка. Около 1638–1640. Дерево, масло. 175х96. Вена. Музей истории искусства13.А.Ван Дейк. Поклонение пастухов. Около 1616–1618. 111х161. Холст, масло. Галерея института Курто. Лондон14.А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1618. Холст, масло. 133х109. Королевский музей изящных искусств. Брюссель15.А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1620. Холст, масло. 107х91,5. Картинная галерея. Дрезден16.А. Ван Дейк. Корнелисван дер Гест. Около 1620. Дерево, масло. 37,5х37,5. Национальная галерея. Лондон17.А. Ван Дейк. Франс Снайдерс. Холст, масло. 142х105,4. Собрание Фрика. Нью-Йорк18.А. Ван Дейк. Маргарета де Вос. Холст, масло. 130,7х99,3. Собрание Фрика. Нью-Йорк19.А. Ван Дейк. Семейный портрет. Холст, масло. 113,5х93,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург20.А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1615. Дерево, масло. 25,8х19,5. Академия изобразительных искусств. Вена21.А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1617–1618. Холст, масло. 81х69. Старая пинакотека. Мюнхен22.А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1621. Холст, масло. 119,4х87. Метрополитен-музей. Нью-Йорк23.А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1622–1623. Холст, масло. 116,5х93,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург24.А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1626. Холст, масло. 153х120. Национальная галерея искусства. Вашингтон25.А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1620–1621.Холст, масло. 172х117. Национальная галерея искусства. Вашингтон26.А. Ван Дейк. Лукас и Корнелис де Валь. Холст, масло. 120х100. Капитолийский музей. Рим27.А. Ван Дейк. Принц Эммануил Филиберт Савойский. 1624. Холст, масло. 126х99,6. Картинная галерея Далвичского колледжа. Лондон28.А. Ван Дейк. Кардинал Бентивольо. 1622–1623. Холст, масло. 196х145. Галерея Питти. Флоренция29.А. Ван Дейк. Джордж Гейдж, разглядывающий статуэтку. Холст, масло. 115х113,5. Национальная галерея. Лондон30.А. Ван Дейк. Портрет ВирджиниоЧезарини. 1622–1623 гг. Холст, масло. 104,8х86,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург31.А. Ван Дейк. Мужской портрет (Портрет Марка-Антуана Люманя ?). Середина 1620-х гг. 124х95,5. Эрмитаж. Санкт-ПетербургАЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ1. Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами. Около 1615 г.2. ЯкобЙорданс.Семья Йорданса в саду. Около 1621-1622 гг.3. П. П. Рубенс. Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606 г.4. П. П. Рубенс.Маркиза БриджидаСпинолаДориа. 1606–1607 гг.5. П. П. Рубенс. ВинченцоII Гонзага, герцог Мантуанский.Деталь. 1605 г.6. П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609–1610 гг.7. П. П. Рубенс. Мария Медичи, королева-мать Франции. 1622 г.8. П. П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Середина 1620-х гг.9. П. П. Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмен (Соломенная шляпка). Около 1625 г.10. П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1639 г.11. П. П. Рубенс. Елена Фоурмен с детьми. Около 1638 г.12. П. П. Рубенс. Шубка. Около 1638-1640 гг.13. А. Ван Дейк. Поклонение пастухов. Около 1616–1618 гг.14. А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1618 г.15. А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1620 г.16. А. Ван Дейк. Корнелисван дер Гест. Около 1620 г.17. А. Ван Дейк. Франс Снайдерс18. А. Ван Дейк. Маргарета де Вос19. А. Ван Дейк. Семейный портрет20. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1615 г.21. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1617–1618 гг.22. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1621 г.23. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1622-1623 гг.24. А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1626 г.25. А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1626 г.26. А. Ван Дейк. Лукас и Корнелис де Валь27. А. Ван Дейк. Принц Эммануил Филиберт Савойский. 1624 г.28. А. Ван Дейк. Кардинал Бентивольо. 1622–1623 гг.29. А. Ван Дейк. Джордж Гейдж, разглядывающий статуэтку30. А. Ван Дейк. Портрет ВирджиниоЧезарини. 1622–1623 гг.31. А. Ван Дейк. Мужской портрет (Портрет Марка-Антуана Люманя ?). Середина 1620-х гг.

Список использованной литературы
1. Браун, К. Ван Дейк : Пер. с англ. / К. Браун. – М. : Искусство, 1987.
2. Варшавская, М. Я. Ван Дейк. Картины в эрмитаже / М. Я. Варшавская – Л.: Эрмитаж, 1963.
3. Варшавская, М. Я. Рубенс и его картины в Эрмитаже / М. Я. Варшавская. Л. – М., 1940.
4. Виппер, Б.Р. Фламандская и Голландская живопись / Б.Р. Виппера. – М.: Изобр. Иск., 1957.
5. Гершензон-Чегодаева, Н. М. Фламандские живописцы / Н.М. Гершензон-Чегодаева. – М., 1949.
6. Гордеева, М.Г. Питер Пауль Рубенс, 1577-1640 : альбом / М. Г. Гордеева. – М. : Директ-Медиа, 2009.
7. Доброклонский, М. В. Рисунки Рубенса / М. В. Доброклонский. М. – Л., 1940.
8. Колпинский, Е.И., Каптерева, Т.П. Искусство Фландрии / Всеобщая история искусств : в 6-ти т. Т. 4. Искусство 17-18 веков / под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. – М. : Искусство, 1963.
9. Лебедянский., М.С. Портреты Рубенса / М. С. Лебедянский. – М. : Изобразительное искусство, 1991.
10. Левинсон-Лессинг, В. Ф. Снейдерс и фламандский натюрморт / В. Ф. Левинсон-Лессинг. – Л., 1926.
11. Лекуре М. –А. Рубенс / М. -А. Лекуре ; [пер. с фр. Е. Головиной; предисл. А. П. Левандовского]. – М. : Молодая гвардия, 2002.
12. Раздольская, В.И. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков / В.И. Раздольская. – М.: Изобр. Иск., 1982.
13. Смольская, Н.Ф. Живопись Фландрии и Голландии XVI-XVIII веков / Н.Ф. Смольская, И.В. Линник. – Л.: Изобр. Иск., 1971.
14. Смольская, Н.Ф. Якоб Йорданс / Н.Ф. Смольская. – М., 1959.
15. Фромантен, Э. Старые мастера: Пер. с фр. / Э. Фромантен, Предисл. А. Кантора. – М. : Советский художник, 1966.
16. Шапиро, Ю. Г. Искусство Фландрии XVII века / Ю. Г. Шапиро. – Ленинград : Издательство Государственного Эрмитажа, 1962.
17. Wilhelm von Bode, Great Masters of Dutch and Flemish Painting / Wilhelm von Bode, 1909.
18. Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.hermitagemuseum.org
19. Национальная галерея искусства. Вашингтон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nga.gov/
20. Национальный музей Прадо. Мадрид [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.museodelprado.es/




СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами. Около 1615, доработана в конце 1630-х – начале 1640-х годов. Холст, масло. 175х137,5. Санкт-Петербург. Эрмитаж
2. Якоб Йорданс. Семья Йорданса в саду. Около 1621-1622. Холст, масло. 181х187. Испания, Мадрид. Прадо
3. П. П. Рубенс. Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606. Холст, масло. 77,5х101. Кельн. Музей Вальраф-Рихартц
4. П. П. Рубенс. Маркиза Бриджида Спинола-Дориа. 1606–1607. Холст, масло. Вашингтон. Национальная галерея
5. П. П. Рубенс. Герцог Мантуанский. Деталь. 1605. Холст, масло. 67х51,5. Вена, Австрия. Музей истории искусства
6. П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609–1610. Холст, натянутые на дерево, масло. 178х136. Мюнхен. Старая пинакотека
7. П. П. Рубенс. Рубенс Мария Медичи, королева-мать Франции. 1622. 130х108. Испания, Мадрид. Прадо
8. П. П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Середина 1620-х. Дерево, масло. 64х48. Санкт-Петербург. Эрмитаж
9. П. П. Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмен (Соломенная шляпка). Около 1625. Дерево, масло. 79х54,5. Лондон. Национальная галерея
10. П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1639. Холст, масло. 109х85. Вена. Музей истории искусства
11. П. П. Рубенс. Елена Фоурмен с детьми. Около 1638. Дерево, масло. 113х82. Париж. Лувр
12. П. П. Рубенс. Шубка. Около 1638–1640. Дерево, масло. 175х96. Вена. Музей истории искусства
13. А. Ван Дейк. Поклонение пастухов. Около 1616–1618. 111х161. Холст, масло. Галерея института Курто. Лондон
14. А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1618. Холст, масло. 133х109. Королевский музей изящных искусств. Брюссель
15. А. Ван Дейк. Пьяный Силен. Около 1620. Холст, масло. 107х91,5. Картинная галерея. Дрезден
16. А. Ван Дейк. Корнелис ван дер Гест. Около 1620. Дерево, масло. 37,5х37,5. Национальная галерея. Лондон
17. А. Ван Дейк. Франс Снайдерс. Холст, масло. 142х105,4. Собрание Фрика. Нью-Йорк
18. А. Ван Дейк. Маргарета де Вос. Холст, масло. 130,7х99,3. Собрание Фрика. Нью-Йорк
19. А. Ван Дейк. Семейный портрет. Холст, масло. 113,5х93,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург
20. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1615. Дерево, масло. 25,8х19,5. Академия изобразительных искусств. Вена
21. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1617–1618. Холст, масло. 81х69. Старая пинакотека. Мюнхен
22. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1621. Холст, масло. 119,4х87. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
23. А. Ван Дейк. Автопортрет. Около 1622–1623. Холст, масло. 116,5х93,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург
24. А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1626. Холст, масло. 153х120. Национальная галерея искусства. Вашингтон
25. А. Ван Дейк. Портрет Изабеллы Брант. Около 1620–1621. Холст, масло. 172х117. Национальная галерея искусства. Вашингтон
26. А. Ван Дейк. Лукас и Корнелис де Валь. Холст, масло. 120х100. Капитолийский музей. Рим
27. А. Ван Дейк. Принц Эммануил Филиберт Савойский. 1624. Холст, масло. 126х99,6. Картинная галерея Далвичского колледжа. Лондон
28. А. Ван Дейк. Кардинал Бентивольо. 1622–1623. Холст, масло. 196х145. Галерея Питти. Флоренция
29. А. Ван Дейк. Джордж Гейдж, разглядывающий статуэтку. Холст, масло. 115х113,5. Национальная галерея. Лондон
30. А. Ван Дейк. Портрет Вирджинио Чезарини. 1622–1623 гг. Холст, масло. 104,8х86,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург
31. А. Ван Дейк. Мужской портрет (Портрет Марка-Антуана Люманя ?). Середина 1620-х гг. 124х95,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург


Вопрос-ответ:

Какие особенности отличали фламандскую школу живописи в эпоху Антониса ван Дейка?

Фламандская школа живописи в эпоху Антониса ван Дейка отличалась особой выразительностью и реализмом. Художники этой школы превосходно владели техниками масляной живописи, создавали детальные и точные изображения с проработкой каждой мельчайшей детали. Они также обращали особое внимание на светотень и цветовую гамму, создавая яркие и насыщенные картины. Еще одной особенностью фламандской школы живописи было использование больших форматов для портретов и масляных пейзажей.

Какие основные черты можно выделить в фламандской живописи XVII века?

В фламандской живописи XVII века можно отметить несколько основных черт. Во-первых, это мастерство в создании масляных портретов и пейзажей с проработкой каждой детали. Во-вторых, фламандские художники уделяли большое внимание светотени и создавали эффект трехмерности на своих картинах. В-третьих, они использовали насыщенные и яркие цвета, что делало их работы еще более выразительными. Также характерной чертой фламандской живописи была детализация и реалистичность изображений.

Какое портретное творчество представлял Питер Пауль Рубенс, учитель Антониса ван Дейка?

Питер Пауль Рубенс был выдающимся фламандским художником эпохи барокко. Его портреты отличались яркостью и эмоциональностью изображений. Рубенс создавал крупноформатные портреты, на которых очень точно передавались черты лица и характер модели. Он использовал широкую цветовую гамму, создавая яркие и выразительные картины.

Что характеризует раннюю портретную живопись Антониса ван Дейка?

Ранняя портретная живопись Антониса ван Дейка характеризуется высокой степенью реализма и проработкой каждой детали. Ван Дейк создавал очень точные и детальные портреты, передавая черты лица и мимику модели с большой точностью. Он также умело использовал светотень, что придавало его работам особую глубину и объемность. Картины Ван Дейка отличались насыщенными и яркими цветами, что делало их еще более привлекательными и живыми.

Какие особенности фламандской школы живописи в эпоху А. Ван Дейка?

Основными чертами фламандской школы живописи в эпоху А. Ван Дейка были детализация, реализм, использование масляных красок и преобладание портретной живописи.

Какие основные черты фламандской живописи XVII века?

Основными чертами фламандской живописи XVII века были мастерство в технике, тщательное изображение деталей, изысканный реализм, преобладание портретной живописи и использование масляных красок.

Какое портретное творчество Питера Пауля Рубенса учителя А. Ван Дейка?

Портретное творчество Питера Пауля Рубенса, учителя А. Ван Дейка, отличалось мастерством в изображении людей, использованием ярких красок и динамичностью композиции.

Какие особенности ранней портретной живописи А. Ван Дейка?

Особенности ранней портретной живописи А. Ван Дейка включают использование мастером масляных красок, детализацию и реализм в изображении лиц и нюансировку в тоне кожи.

Какое портретное творчество А. Ван Дейка в Антверпене?

В Антверпене А. Ван Дейк создал много портретов высокого качества, отличающихся детализацией, аккуратностью и реализмом в изображении лиц. Он также использовал мастерский гармоничный цветовой палитру.

Какие особенности фламандской школы живописи в эпоху А. Ван Дейка?

Фламандская школа живописи в эпоху Антониса ван Дейка отличалась тщательным изображением деталей, мастерством использования светотени, богатой цветовой палитрой и аккуратностью при нарисовке. Также ван Дейк активно исследовал технику холодного объединения масел, что позволяло ему создавать красивые и долговечные произведения искусства.

Какие основные черты фламандской живописи XVII века?

Основными чертами фламандской живописи XVII века были ослепительные детали, реализм в изображении, выразительность лиц и яркость цветов. Художники этого времени были мастерами холодного объединения масел и искусства создания живописных пигментов. Они также отличались виртуозным искусством обработки ткани и создания текстур, что особенно ярко выражалось в портретной живописи.

Каковы особенности портретного творчества Питера Пауля Рубенса, учителя А. Ван Дейка?

Питер Пауль Рубенс, учитель Антониса ван Дейка, прославился своими грандиозными и эмоциональными портретами. Он изображал своих субъектов силой и душой, использовал динамичные позы и интересные композиции. Рубенс также был известен своими навыками использования разных цветов и оттенков, чтобы создать гармонию и привлекательность в своих работах.