КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ЗВУКОВОГО ОБРАЗА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Звукорежиссура
  • 25 25 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 28.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
1. Введение.....................................................................................................................3
2. Специфика создания звукового образа в театральном искусстве........................5
2.1 Театр Древней Греции........................................................................................5
2.2 Современные технические возможности..........................................................6
3. Способы создания звукового образа на театральной площадке............................7
4. Звуковой образ, как вид художественного и технического образа......................13
5. Взаимодействие звукорежиссера со всей труппой в процессе создания звукового образа спектакля..................................................................................................16
6. Заключение................................................................................................................20

Фрагмент для ознакомления

Вся аппаратура выезжает и устанавливается заранее, до того, как на площадку прибывают артисты. Схема установки одна и та же, но каждое помещение может диктовать свои условия, под которые приехавшим специалистам приходится подстраиваться. Особенно это касается места работы звукорежиссера.Часто таким местом может служить оркестровая яма, первые ряды зрительного зала, каморка под потолком, балконы или ложи и т.д. Непривычное месторасположение, присутствующие рядом зрители и другие люди, неудобство при работе – все это может сказаться на работе звукорежиссера. Однако это простой человеческий фактор неудобства, который настоящие профессионалы успешно умеют выключать и работать так же хорошо в непривычных для себя условиях. Взаимодействие звукорежиссера со всей труппой в процессе создания звукового образа спектакляСвои замыслы и идеи спектакля режиссер начинает озвучивать еще на начальных репетициях.Весь образ (и звуковой, и световой) строится совместно с актерами, с их передвижениями и положениями на сцене. Зачастую актеры могут подсказать звукорежиссеру какие-то идеи, иногда происходит обратное – отталкиваясь от звукового решения, актеры приходят к каким-то новым видениями своих ролей. Но всем этим, конечно же, руководит режиссер, одобряет идеи или же нет. В период репетиций приходят музыканты (если спектакль проводится со специально для него написанной музыкой) или же сидит звукорежиссер с фонограммой. Если необходимая музыка еще не написана, используется похожая по жанру, звучанию и характеру (только если под эту музыку не ставится специальных сцен). Могут назначаться отдельные репетиции с постановочными сценами – танцы, сцены боя, какие-либо миниатюры, требующие определенной музыкальной композиции и т.д.Если спектакль ставится под написанную композитором музыку, то до ее оркестровки актеры работают под фортепиано. Как только композитор пишет музыку для оркестра, оркестр начинает репетировать вместе со всей труппой. Музыка начинает звучать совершенно по-другому в исполнении большого коллектива. Актеры чувствуют себя на сцене тоже по-другому, потому что оркестровая музыка оказывает влияние на их эмоциональное состояние, на их «оценки» в процессе спектакля и даже на пластику и ритмику их движений. На репетициях режиссер и композитор выясняют место расположения оркестра (вместе с дирижером). Не каждый театр может позволить себе наличие оркестровой ямы, поэтому часто это является проблемой. Оркестр ни в коем случае не должен заглушать актеров, поэтому на репетициях выясняется уровень громкости оркестра в целом и каждого инструмента в отдельности. Если того не диктует драматургия постановки, музыка оркестра должна лишь поддерживать эмоциональную картину той или иной сцены в постановке, а не перекрикивать ее. Часто во время репетиции выясняется много нюансов, и от композитора просят «резать» композицию. Приходится вырезать какие-то отдельные куски произведения, переставлять их в другие места, повторять и так далее. К моменту генеральной репетиции все изменения уже сделаны, итоговый вариант музыки готов, оркестр ее разучил и вся музыкальная часть считается полностью готовой для выступления.Если музыкальное сопровождение спектакля ведется с записанных фонограмм, а не под живой оркестр, то звукорежиссер вместе с композитором и дирижером проводят студийную запись оркестра. С готовой записью могут совершаться те же самые манипуляции, что и с оркестром. Композитора точно так же просят сократить музыку или наоборот увеличить ее, повторить и др. Но в случае с записью весь монтаж происходит намного проще – в компьютерной программе звукорежиссер может разрезать, вырезать, склеить, удалить или повторить абсолютно любой кусочек фонограммы. Это упрощает работу. Если написание специальной музыки не требуется, она подбирается из уже когда-то написанных произведений. Режиссеру важно, чтобы она сочеталась с характером спектакля, мизансценами, настроением и вообще с его полным замыслом. Подобранную музыку лучше не склеивать в один длинный трек, а резать на небольшие кусочки – акты. Часто актеры репетируют много раз одну и ту же сцену. И если у звукорежиссера весь спектакль будет склеен в одну длинную запись, это сильно усложнит ему и жизнь, и работу в процессе репетиций. Звукорежиссер обязательно присутствует на репетициях и совместно с режиссером пробует вставлять разную музыку в разные сцены. На репетициях разрозненные звуки и образы героев начинают складываться в единое большое представление, в единую картину. Часто только услышав полное звучание и увидев спектакль от начала и до конца, можно понять, где и в каком месте неудачно подобранный звук, где неудачно сделанная мизансцена и так далее. Все мелочи можно увидеть, лишь увидев картину на расстоянии. В процессе репетиций и в процессе создания всего звукового образа у звукорежиссера несколько задач:- найти и понять моменты включения и выключения фонограмм, для себя определить ключевые реплики для этого;- найти и установить необходимый уровень звучания в зрительном зале, пользуясь и техническими характеристиками и субъективным оценочным мнением;- включаться во весь процесс спектакля, все время быть готовым к неожиданным поворотам постановки; В театрах существуют и технические репетиции, когда свои «номера» ставят и репетируют технические службы. В такие репетиции звукорежиссеру необходимо наладить микрофонный прием, исключить любую микрофонную «заводку». Так же согласуются между собой места расположения шумовых спец. эффектов и время их срабатывания в спектакле. Нужно, чтобы они не помешали звуковому сопровождению, не заглушали его, а тем более актеров. Часто режиссеры присутствуют на таких репетициях, хотя бы на первых нескольких, чтобы определить подобные нюансы. Эффект от музыки часто зависит от момента ее включения и выключения. Если музыка или звук несет описательный характер, здесь проще. Например, герой стреляет из ружья или пистолета на сцене, и в этот же момент мы слышим звук выстрела. В такой ситуации все максимально просто и понятно, главное, чтобы звукорежиссер и актер ориентировались друг на друга, чтобы актер не сделал своего действия сильно раньше или сильно позже нужного звука. Если музыка в сцене условна, выбрать момент для ее включения намного сложнее. Такая музыка может заканчивать одну сцену и переходить плавно в настроение другой, она может усиливать драматизм происходящего или же наоборот его ослаблять. Именно в такие моменты нужно внутреннее чутье, которое подскажет звукорежиссеру моменты включения и выключения музыки. Чаще всего музыкой заполняют паузы, чтобы на сцене не было тишины, только если она не несет сильного смысла. Звукорежиссер сам определяет время включения музыки – как только реплика героя закончится, либо чуть позже, чуть раньше – в зависимости от происходящего на сцене. Окончание спектакля здесь не менее важно. Бывают случаи, когда финальная музыка обязательно должна дозвучать до конца, даже если в этот момент уже происходят поклоны и аплодисменты. Финальная музыка просто постепенно переходит в фоновую, на которой зрители постепенно покидают зал. Есть же такие спектакли, в конце которых нужно поставить очень однозначную точку. Подбирается музыка с определенным акцентом и выключается сразу же после такого акцента, тем самым создавая жирную точку. И уже потом после поклонов можно включить музыкальный фон, дабы избежать полной тишины в зале. ЗаключениеСоздание звукового образа в театральном искусстве – это сложный и продолжительный процесс, который требует кропотливой работы, большого опыта, ремесла и понимания замыслов творческих коллег. Зачастую звукорежиссерам не приходится соблюдать объективные грамотные характеристики звучания для создания нужного эффекта, в этом случае именно драматургия задумки выходит на первый план.Различные постановки, различные режиссеры, актеры, отличающиеся друг от друга площадки – все это, несомненно, играет роль на конечном результате и всего спектакля в целом, и его звуковой части. Хорошо, когда у звукорежиссера есть время, чтобы приспособиться к новым условиям и добиться оптимального результата, но очень часто времени не остается и приходится работать буквально «в полевых условиях».Так же не стоит забывать о разнице жанров. Создать музыкальный звуковой образ в мюзикле, например, намного проще, чем придумать и продумать его в драматической постановке, режиссер которой целиком и полностью отказался от музыкальных фрагментов. В этой ситуации звукорежиссер пользуется лишь шумовыми и сценическими эффектами. Чтобы довести до зрителя полностью всю идею и замысел режиссера, требуется кропотливая работа абсолютно всей труппы. Это и каждодневные репетиции актеров, и выстраивание световых сцен световиками, и продумывание всех сценических спец. эффектов, их место расположения и время срабатывания, и, конечно, работа звукорежиссера. И зачастую, звукорежиссер дорабатывает образ совместно с режиссером. Дополняя друг друга творческими идеями и техническими возможностями, они совместно продумывают звучание всего спектакля – от открытия занавеса до последнего хлопка зрителя. И недостаточно просто знать содержание спектакля. Звукорежиссеру нужно обладать определенными техническими знаниями и умениями, эстетическим вкусом, ремеслом, большой библиотекой музыки и звуков и огромным багажом знаний.

.

Вопрос-ответ:

Какие концептуальные основы воплощения звукового образа существуют в театральном искусстве?

Основные концептуальные основы воплощения звукового образа в театральном искусстве включают выбор звуковых эффектов, использование музыки, создание атмосферы и эмоциональной окраски, а также работу со звуковыми инструментами и техническими возможностями театральной постановки.

Какие специфические методы создания звукового образа использовались в театре Древней Греции?

В театре Древней Греции для создания звукового образа в основном использовались музыкальные инструменты, такие как аулос, лира и кифара. Они сопровождали представления, создавая определенную атмосферу и подчеркивая эмоциональность сцен. Также использовались голосовые эффекты, например, мимика и различные интонации, чтобы передать эмоции и характер персонажей.

Какие современные технические возможности используются для создания звукового образа в театральном искусстве?

Современные технические возможности для создания звукового образа в театральном искусстве включают использование микрофонов, звуковых эффектов, аудиоаппаратуры и компьютерной обработки звука. Также используются специальные технические средства, такие как динамические системы звукового воспроизведения и мультиканальные звуковые установки, которые позволяют достичь высокой качества звучания и создать осязаемую акустическую обстановку.

Какие способы создания звукового образа существуют в театральном искусстве?

Для создания звукового образа в театральном искусстве используются различные способы, включающие в себя музыку, звуковые эффекты, голосовые интонации, а также работу со звуковыми инструментами и техническими средствами. С помощью музыки и звуковых эффектов можно создать определенную атмосферу и передать эмоциональность сцен. Голосовые интонации и мимика помогают передать характер и эмоции персонажей. А работа со звуковыми инструментами и техническими возможностями позволяет создать акустическую обстановку и достичь высокого качества звучания.

Какое значение имеет создание звукового образа в театральном искусстве?

Создание звукового образа в театральном искусстве является одним из важных аспектов, поскольку звуки и звуковые эффекты позволяют передавать эмоции, создавать атмосферу и усиливать впечатление от спектакля.

Какие способы используются для создания звукового образа в театре?

Для создания звукового образа в театре используются различные способы, включающие использование музыки, звуковых эффектов, речи актеров, а также современные технические средства, такие как микрофоны, звуковые системы и компьютерная обработка звука.

Какие особенности были свойственны созданию звукового образа в древнегреческом театре?

В древнегреческом театре звуковой образ создавался с помощью актерской игры, музыкальных инструментов, например, аулоса и лиры, и ритмичных хоровых песен, которые позволяли передавать эмоции и сопровождать действие на сцене.

Какие современные технические возможности помогают создавать звуковой образ в театре?

Современные технические возможности включают использование микрофонов для усиления звука, звуковых систем для распределения звука по залу, компьютерной обработки звука для создания различных звуковых эффектов и многоканальных звуковых инсталляций.

Каким образом звуковой образ помогает передать эмоции и создать атмосферу на сцене?

Звуковой образ может помочь передать эмоции и создать атмосферу на сцене путем выбора подходящей музыки или звуковых эффектов, использования актерской речи и интонации, а также создания звуковых коллажей, которые соответствуют содержанию и настроению спектакля.

Каковы основные концептуальные основы воплощения звукового образа в театральном искусстве?

Основные концептуальные основы воплощения звукового образа в театральном искусстве включают создание атмосферы, передачу эмоций, поддержку драматургии, иллюстрацию событий и создание звукового окружения. Звук должен быть органично вплетен в спектакль и служить его целям и задумке.