Диагностика коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 29.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Подходы к изучению коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Методы диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Организация и методы экспериментального этапа исследования 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
32% детей предлагали агрессивные варианты поведения в конфликте («Всех побить», «Стукнуть»). При этом, как правило, агрессивные варианты предлагали одни и те же дети в различных вариантах конфликтных ситуаций.20% детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объяснить, что так не нельзя»).12% детей предлагали продуктивные и действенные решения («Поиграть в другие игры», «Подождать, пока они поиграют», «Починить поломанную игрушку», «Построить новый домик» и т.д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высоком уровне коммуникативных способностей детей в общении со сверстниками.Результаты проведения методики «Рукавички» представлены на рисунке3.Рис. 3. Результаты изучения коммуникативных умений по методике «Рукавички»Полученные данные свидетельствуют о том, что только 16% детей умеют договариваться, приходить к общему решению, используют такое средство как убеждение. Контролируют действия друг друга, переживают за общий результат. Стараются прийти на помощь, если необходимо, подсказывают, что надо делать.Большая часть детей (52%) показали средний уровень сформированности коммуникативных умений. Они могут договариваться, приходить к общему решению, но чаще уговаривают, «подкупают». Контролируют действия друг друга, и очень переживают, если замечают отступление от первоначального замысла. Переживают за общий результат. Подсказывают, что надо делать. Не всегда рационально используют средства деятельности. 32% детей показали низкий уровень сформированности коммуникативных способностей. Это дети, которые не умеют договариваться, приходить к общему решению, чаще заставляют делать, так как им надо. Контролируют действия другого ребенка, критикуют, если замечают отступление от первоначального замысла. Смеются над другим ребенком, если у него, что-то не получилось. Не всегда рационально используют средства деятельности. Могут отказаться давать карандаши «Это мое, мне дали» Анализируя данные диаграммы, мы пришли к выводу, что дети с высоким уровнем коммуникативных способностей с желанием вступают в контакт с окружающими, умеют организовать общение, знают нормы и правила поведения. При решении конфликтных ситуаций выбирают конструктивное решение. Дети со средним уровнем развития коммуникативных способностей знают нормы и правила общения с окружающими, но не всегда им следуют. В конфликтных ситуациях, используют вербально-оценочное решение. Дети с низким уровнем коммуникативных способностей чаще остальных отказываются от контакта, не умеют и не желают организовывать общение, даже если и знают правила и нормы, не соблюдают их. В конфликтных ситуациях могу уйти от ее решения или проявить агрессию.Таким образом, результаты исследования показали, что дети имеют преимущественно низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. Они в основном отказывались от контакта, не умели и не желали организовывать общение, даже если и знали правила и нормы, не соблюдали их. В конфликтных ситуациях не могли уйти от ее решения или проявляли агрессию, либо использовали вербально-оценочное решение. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Коммуникативные умения ребенка — это его индивидуальные способности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с другими детьми, а также установление оптимального взаимоотношения с ними Коммуникативные умения относятся к умениям, требующим развития. Иными словами, существует необходимость воспитания у детей навыков эффективной и успешной коммуникации и коммуникационного взаимодействия. Начинать развитие по данному направлению требуется как можно раньше, используя при этом широкий методологический инструмент.В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению коммуникативных умений и критериев развития коммуникативной деятельности, из-за чего следует разнообразие предлагаемых методик их диагностики и интерпретаций. Для диагностики коммуникативных умений могут использоваться различные способы: психологические тесты, практическое выполнение коммуникативных действий и решение ситуаций общения в диагностическом режиме и др. Диагностики коммуникативных умений в период дошкольного детства должны соответствовать специфике возрастной группы, быть интересны ребенку, поэтому чаще всего они проводятся в игровой форме. 38 Для получения более точных результатов педагог может использовать метод наблюдения, записывая результат в таблицу и делая выводы, согласно имеющимся методикамЭкспериментальное исследование было проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБ ДОУ «Детский сад №3 » г. Междуреченска. В исследовании участвовали дети в количестве 25 человек, посещающих подготовительную группу в возрасте от 6 лет до 7 лет. Исследование проводилось нами с разрешения родителей. Для диагностики коммуникативных способностей мы использовали следующие методики: 1. Беседа (на основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой)2. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина). 3. Методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).Результаты исследования показали, что дети имеют преимущественно низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. Они в основном отказывались от контакта, не умели и не желали организовывать общение, даже если и знали правила и нормы, не соблюдали их. В конфликтных ситуациях не могли уйти от ее решения или проявляли агрессию, либо использовали вербально-оценочное решение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАгафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). С.103Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус.и чешек, яз. Прага, 1981.Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А Бодалев. - М.,2011, с. 850Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21.Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» DubnaPsychologicalJournal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ П.М Ершов - М. 2001Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб.пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 с.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов, 1979. с. 323.Лисина, М.И. Развитие познавательно активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии./ М.И Лисина. №- 4, с 52-67Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62.Ляпкина Т.Ф. Культурное пространство России: генезис и трансформация. Коллективная монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 312 с.Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27.Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. – М. 2013. – 57 с.Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб.пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011Султанбаева К.И, Особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения//Интерактивная наука - №3 – 2018Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Показатели развития коммуникативных умений детей старшего школьного возраста по уровнямГруппыкоммуникативныхспособностейНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньИнформационно-коммуникативные не вступает вобщение,не проявляеттенденции кконтактам,действуетиндивидуальноне способенвысказывать своюточку зрениялегко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьмилегко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействияРегуляционно-коммуникативные не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других, провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействияобсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; не всегда следует нормам организованного взаимодействияактивно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение; знает нормы взаимодействияЭффективно-коммуникативные слабо проявляетэмоциональнуюотзывчивость,выражаетпереживаниесостоянию другого,не проявляетинтереса ксверстникамспособен проявлятьпереживание поповоду чувствдругого, не всегдаучитывает интересысобеседников,проявляет интерес ксверстникам своегополаспособен ккритическомуосмыслению своегопоступка, стремитсяк оказанию помощи,с удовольствиемобщается со всемисверстниками
2. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус.и чешек, яз. Прага, 1981.
3. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78
4. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А Бодалев. - М.,2011, с. 850
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
9. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103
10. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21.
11. Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» DubnaPsychologicalJournal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.
12. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ П.М Ершов - М. 2001
13. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6
14. Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб.пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 с.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.
16. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов, 1979. с. 323.
17. Лисина, М.И. Развитие познавательно активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии./ М.И Лисина. №- 4, с 52-67
18. Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62.
19. Ляпкина Т.Ф. Культурное пространство России: генезис и трансформация. Коллективная монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 312 с.
20. Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27.
21. Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. – М. 2013. – 57 с.
22. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
23. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51
24. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.
25. Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб.пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.
26. Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.
27. Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.
28. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
30. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011
31. Султанбаева К.И, Особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения//Интерактивная наука - №3 – 2018
32. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются при изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
При изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста применяются различные подходы, включая психологический, педагогический и социологический. Психологический подход предполагает изучение коммуникативных умений с позиции развития речи и мышления ребенка. Педагогический подход связан с оценкой эффективности коммуникативной деятельности детей в образовательном процессе. Социологический подход направлен на изучение коммуникативных умений детей в контексте социальной среды, в которой они взаимодействуют.
Какие методы используются при диагностике коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста применяются различные методы, включая наблюдение, беседу, тесты, анкеты и эксперименты. Наблюдение позволяет оценить коммуникативные действия ребенка в естественной ситуации. Беседа проводится с целью выявления уровня развития речи и способности ребенка вести диалог. Тесты и анкеты используются для получения объективной информации о коммуникативных умениях ребенка. Эксперименты позволяют изучить влияние различных факторов на коммуникативные умения детей.
Как организовано исследование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Исследование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста организуется с помощью проведения экспериментов. В рамках эксперимента детям предлагаются различные задания и ситуации, в которых они должны проявить свои коммуникативные умения. Наблюдатели ведут записи и анализируют результаты эксперимента, определяя уровень развития и способности детей вести коммуникацию.
Какие основные подходы используются при изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
При изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста применяются различные подходы, такие как наблюдение, интервью, тесты и эксперименты. Наблюдение позволяет оценить коммуникативные навыки ребенка в естественных ситуациях. Интервью позволяет получить информацию о коммуникативных умениях от самого ребенка или от его родителей и учителей. Тесты представляют собой стандартизированные задания, которые оценивают уровень развития коммуникативных умений. Эксперименты позволяют исследовать влияние различных факторов на развитие коммуникативных умений детей.
Какие методы используются для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста используются различные методы, такие как наблюдение, тестирование, интервью, анализ детской речи. Наблюдение позволяет оценить коммуникативные навыки ребенка в естественных ситуациях общения. Тестирование представляет собой проведение стандартизированных заданий, которые позволяют оценить уровень развития коммуникативных умений. Интервью позволяет получить информацию о коммуникативных умениях от самого ребенка или от его родителей и учителей. Анализ детской речи позволяет выявить особенности развития коммуникативных умений на основе содержания и структуры речи.
Какие подходы используются при изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
При изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста используются различные подходы. Один из них - наблюдение, которое позволяет оценить коммуникативные навыки ребенка в естественных ситуациях общения. Другой подход - интервью, которое позволяет получить информацию о коммуникативных умениях от самого ребенка или от его родителей и учителей. Также применяются тесты, которые представляют собой стандартизированные задания для оценки коммуникативных умений. Кроме того, используются эксперименты, которые позволяют исследовать влияние различных факторов на развитие коммуникативных умений детей.
Какие подходы существуют к изучению коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Существует несколько подходов к изучению коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, включая психолингвистический подход, социокультурный подход, психосоциальный подход и практический подход.
Какие методы используются для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста используются различные методы, такие как наблюдение, интервью, тестирование, анализ речи, а также множество специальных психологических тестов и заданий.