Готовность обучению грамоте дошкольников с фонетико фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 20.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7
2. ОНР ДЕТЕЙ С ФФНР. ЭТИОЛОГИЯ. МЕХАНИЗМЫ ПО Р.Е. ЛЕВИНОЙ И Е.М. МАСТЮКОВОЙ 12
3. ПОНЯТИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Таким образом, связь фонематического процесса и развитие памяти обусловлена «функциями программирования и контроля». Социальные требования к ребенку обычно выражаются в необходимости добровольного выслушивания (прослушивания рассказа педагога), произвольной саморегуляции в поведении (сидение за столом на протяжении занятия и выполнение необходимых действий), самоорганизации времени (не опаздывать на уроки после перемены, делать уроки вовремя). Постепенно дошкольник учится умению делать то, что «необходимо», а не только то, что «я хочу». Дошкольник учится контролировать свое поведение самостоятельно. Развитие памяти достигается в сложных творческих самостоятельных действиях (проектировании, исследовании, конструировании), когда ребенку нужна независимая постановка целей, умение находить способ ее решения, преодолевать существующие трудности, прилагать усилия для реализации идеи, и т. д. [2].
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой и др.
Формирование грамматического строя речи, в т.ч. словоизменения и словообразования, осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании словоизменения ребёнок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения, так как, прежде, чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи дошкольник должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепления их в собственной речи.
Слухоречевая память — это формирование фонематического слуха и произношения звука, лексических и грамматических аспектов речи, достаточного количества пассивного и активного словарного запаса, связной речи, общения со сверстниками и взрослыми. Хорошо развитая слухоречевая память предполагает подготовку речи к грамотности, подготовку к письму и чтению.
Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко, И.М. Жукова, Г.В. Гуровец, Ю.Ф. Гаркуша занимались вопросами слухоречевой памяти.
Особенности памяти в онтогенезе в раннем детстве таковы:
- обогащенное содержание представлений;
- увеличивает объем и прочность материала при консервации;
- появляется новый процесс памяти - воспроизведение;
- словесная память получает быстрое развитие.
C.О. Лебедева считает, что в дошкольном возрасте основным типом памяти является образная. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного изучения речи при прослушивании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании историй, в общении со взрослыми и сверстниками. В отличие от С.О. Лебедевой, H.И. Зинченко считает, что непроизвольная память преобладает на протяжении дошкольного возраста. Дошкольник остается зависимым от запоминания материала от таких особенностей эго, как эмоциональная привлекательность, яркость.
Формирование фонематического слуха и произношения звука, лексических и грамматических аспектов речи, достаточного количества пассивного и активного словарного запаса, связной речи, общения со сверстниками и взрослыми - все это предполагает подготовку речи к грамотности.
Общее речевое развитие ребенка является основой грамотности. Развитие речи включает в себя несколько компонентов: фонематическая (звуковая), лексическая культура, грамматика, связная речь. Правильная речь - один из основных показателей готовности ребенка учиться в общеобразовательном учреждении, обеспечивающий успешное развитие чтения и письма. Письменная речь формируется на основе устной речи, а у детей, страдающих недоразвитием фонематического слуха, часто наблюдаются дисграфия и дислексия (нарушение письма и чтения). В свою очередь, чтение и письмо являются видами речевой деятельности, основой которой является устная речь.
Показателями определенного уровня речевой осведомленности и готовности научиться читать и писать можно считать такие навыки как: сосредоточенность на словесном задании; произвольное и преднамеренное выравнивание своих высказываний; выбор наиболее подходящих и подходящих языковых инструментов для выполнения словесного задания; обдумывание различных вариантов его решения; независимая оценка их речевой активности [14].
Подготовка к грамотности во многом зависит от логопеда. Прежде всего, он должен уметь различать то, что должно формироваться в детской речи в данном возрасте, и то, что только начинает развиваться. Можно провести такой анализ и оценку речевой активности ребенка, имея определенные сведения о формировании речи в норме [5].
Основной задачей подготовки к дошкольной грамотности с помощью ФФНР является коррекция произношения звука и распознавание фонем в речевом потоке. Устранение неправильного произношения звука осуществляется поэтапно. Обычно выделяют четыре основных этапа: подготовительный, производство звука, автоматизация звука и, при необходимости, этап дифференциации [2].
Подготовительный этап предполагает подготовку речево-слуховых и речево-моторных анализаторов для правильного восприятия и воспроизведения звука. На этом этапе ведутся работы по следующим направлениям: формирование точных движений органов суставного аппарата, направленного воздушного потока, развитие мелкой моторики рук, фонематический слух, развитие поддерживающих звуков.
Этап производства звука включает в себя работу над правильным звучанием исправленного звука. Логопед сочетает в себе ранее проработанные движения артикуляционного аппарата и помогает ребенку создать артикуляционную основу звука, при необходимости использовать голос, правильно произносить звук.
На этапе автоматизации израсходованный звук вводится в речь. Работа с ребенком осуществляется постепенно, последовательно. Сначала звук вводится в слоги, затем в слова, предложения и, наконец, в самостоятельную речь.
Завершающим этапом является этап дифференциации звуков. Логопед учит ребенка различать смешанные звуки и правильно их использовать в речи. Важно различать звуки по артикуляционным и акустическим характеристикам, в то время как работа должна выполняться постепенно: различать отдельные звуки в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах, а затем в независимой речи.
При фонетически-фонемическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний [4]:
- трудности с анализом звуков, нарушаемых при произношении;
- неразличимость звуков, связанных с различными фонетическими группами, с формирующимся артикуляцией;
- сложность в попытках определить наличие и последовательность звуков в слове.
Текущий уровень развития речи зависит от способности ребенка учиться и писать.
Этап в работе логопеда обусловлен тем, что речь - это система, усвоение элементов которой тесно взаимосвязано и протекает в определенной последовательности.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
- распознавание неречевых звуков;
- различение высоты тона, силы, тембра голоса (просодическая сторона речи);
- отличительные слова, похожие по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков анализа звука для звуков, слогов, слов.
При работе над формированием фонемного восприятия необходимо развивать слуховое внимание и слуховую память, поскольку неспособность слушать чужую речь является одной из основных причин неправильного произношения звука.
Дефектное звукопроизношение оказывает тормозящее действие как на развитие самой речи, так и на развитие мышления ребенка и на его подготовку к овладению грамотой. Недостатки устной речи отрицательно сказываются на письме, так как четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Данные проблемы могут повлиять на интерес ребенка к учебе в целом, снизят уровень успеваемости, помешают усвоению школьной программы. Поэтому очень важно уделять внимание нарушению звукопроизношения в дошкольном возрасте и своевременно осуществлять меры коррекционного воздействия.
По словам А. Н. Гвоздева, к семи годам ребенок полностью осваивает устную речь как основа освоения письменной речи (сохраняя при этом иннервацию речевого аппарата, умственное и интеллектуальное развитие, нормальную речь и социальную среду [6].
Таким образом, при фонетически-фонемическом недоразвитии речи у детей звуковая сторона не формируется, что обусловлено дефектами восприятия и произношения. Кроме того, при фонетически-фонемическом недоразвитии речи некоторые дети могут испытывать отставание в лексико-грамматическом развитии.
Формирование слоговой структуры слова, а также фонетической стороны речи будет успешным, если будет развиваться фонематическое восприятие. Недостаточное развитие фонематического слуха ведет за собой нарушение звукового анализа слов, что, в свою очередь, вызывает трудности в обучении детей навыкам чтения и письма. Предупреждение вторичных отклонений значительно легче, нежели исправление сформировавшихся нарушений.
Таким образом, без специального коррекционного воздействия самостоятельное различение и узнавание фонем на слух, анализ звукобуквенного состава слова будет затруднено, что скажется на овладении письменной речью. Полноценная речь ребенка является необходимым условием его успешного обучения в школе. Поэтому чем раньше начата работа по устранению всех недостатков произношения у детей с ФФНР, тем вероятнее предотвращение появления стойкого сложного дефекта в школьном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое внимание уделено изучению произношения стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются отсутствие определенных звуков в речи, замещение звуков, искажение одного или нескольких звуков. Интонационная выразительность речи, восприятия, а также фонематический слух не сформированы.
Готовность к грамотности - это сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Основой для овладения детской грамотностью является достаточное формирование компонентов устной речи, звукового произношения, просодической стороны речи, лексической и грамматической структуры, фонетических и фонематических процессов, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), аналитические системы (слух, зрение, двигательные навыки), зрительно-двигательная и моторно-двигательная координация, пространственная ориентация, зрительное восприятие, слуховая память, слухо-двигательная координация, мелкая моторика рук.
У детей с ФФНР выраженность речи, восприятия и фонетического слуха плохо сформирована, что приводит к трудностям в обучении чтению и письму. Учитывая эти недостатки, общее состояние готовности к грамотности у детей с ФФНР ниже возрастной нормы.
Анализ результатов эксперимента позволил выявить особенности уровня развития речевых функций у детей с ФФНР.
Фонетически-фонематическое недоразвитие речи оказывает негативное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является основой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи следует начинать с восстановления базы, обеспечивающей ее формирование.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и экспериментальной работе, проведенной с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволили сделать следующие выводы:
- для обучения грамоте детей, страдающих от фонетически-фонематического недоразвития речи, требуется специальная логопедическая помощь, поскольку с помощью традиционных методов невозможно предотвратить конкретные ошибки в письме;
- экспериментальное исследование подтвердило, что характерной особенностью фонетически-фонемического недоразвития речи является неравномерное формирование высших психических функций и процессов. У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в определенной степени одни функции и процессы нарушались с достаточной сохранностью других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
30
1. Бадалян, Л. О. Невропаология [Текст] / Л. О. Бадалян. – М.: Академия, 2016. - 115 с.
2. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сборник упражнений [Текст]. М.: Сфера, 2005. - 125 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для вузов [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
4. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]. М.: Академия, 2002. - 231 с.
5. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М.: ТЦ Сфера, НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 140 с.
7. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М.: 1983. - 112 с.
8. Звездина, Г. Н. Готовность к обучению грамоте детей подготовительной группы массового дошкольного учреждения: дис. на соиск. акад. степ. магистра образования [Текст] / Г. Н. Звездина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 151 с.
9. Зыкова, И. Е. Формирование произносительной стороны речи [Электронный ресурс] / И. Е. Зыкова// Талантливый педагог: Интернет-журнал. - 2012. - № 3 - Режим доступа: http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_3_2012/zykova_i_e/3-1-0-130.
10. Кривцун, М. Программа практического курса по обучению грамоте дошкольников [Электронный ресурс] https://pandia.ru/text/79/565/14075.php.
11. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 2011. - 273 с.
12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
13. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Сохина. М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
14. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2015. - 96с.
15. Топчий, М.В. Междисциплинарный аспект проблемы системных нарушений речи [Текст] /Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Махачкала, 2015. - 120 с.
16. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Школьная Пресса, 2002. -90 с.
17. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. - М. : ГНОМ и Д, 2010. – 80 с.
18. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М.: Эскимо, 2017. - 320 с.
19. Фокина, М.М. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФНР / IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2017» [Электронный ресурс] // Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/10/2364.
20. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. училищ [Текст] / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 211с.
21. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М. : Академия, – 2012. – 200 с.
22. Цвирко, О. Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей [Текст] / О. Ю. Цвирко. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 103 с.
23. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г. В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
24. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
25. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999. - 134 c.
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические основы изучения проблем готовности к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Основные теоретические основы изучения проблем готовности к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием включают в себя анализ этиологии и механизмов ОНР у детей, изучение понятия подготовки к обучению грамоте и связь фонематического процесса с развитием памяти.
Какова этиология и механизмы фонетико-фонематического недоразвития у детей?
Этиология и механизмы фонетико-фонематического недоразвития у детей могут быть различными, но чаще всего связаны с нарушениями моторики органов артикуляции, аутистическими расстройствами, задержками в развитии речи и другими факторами.
Что понимается под подготовкой к обучению грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Под подготовкой к обучению грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием понимается комплекс мероприятий, направленных на развитие основных навыков чтения и письма, а также на формирование у детей интереса к грамоте и мотивации к учебной деятельности.
Как связан фонематический процесс с развитием памяти у детей?
Фонематический процесс имеет прямую связь с развитием памяти у детей. Программирование и контроль фонематического процесса непосредственно зависят от работы памяти, а социальные требования к ребенку также могут оказывать влияние на развитие его памяти.
Какие социальные требования могут быть выдвинуты к ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием?
К ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием могут быть выдвинуты различные социальные требования, например, требование произносить звуки четко и правильно, понимать и запоминать слова, писать буквы и слова без ошибок и др. Все эти требования могут оказывать дополнительное влияние на развитие его памяти и грамотности.
Какая теоретическая база лежит в основе изучения проблем готовности к грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Теоретической основой изучения проблем готовности к грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются исследования в области фонетики, фонематики, психолингвистики и психологии развития. Они позволяют понять механизмы возникновения и причины данного недоразвития и разработать методики работы с такими детьми.
Какие механизмы лежат в основе фонетико-фонематического недоразвития у детей?
Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей имеет этиологическую связь с нарушениями уровня генетики (наследственность, хромосомные аномалии), уровня биологии (физиологические изменения, нарушения слуховой функции) и уровня психологии (нарушения в развитии памяти, внимания, мышления и речи).
Что подразумевается под подготовкой к обучению грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Подготовка к обучению грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием включает комплекс мероприятий, направленных на развитие речи, фонетики, слухового восприятия, памяти и внимания. Она также включает в себя работу с родителями и педагогами, чтобы создать благоприятную обучающую среду для таких детей.
Как связан фонематический процесс и развитие памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Фонематический процесс, который связан с различением и анализом звуков речи, имеет прямую связь с развитием памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Это связано с функциями программирования и контроля, которые выполняются фонематическим процессом и требуют хорошо развитой памяти.
Какие основные теоретические основы изучения проблем готовности к овладению грамотой у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Основные теоретические основы изучения проблем готовности к овладению грамотой у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием включают в себя рассмотрение этиологии и механизмов развития данного нарушения, а также понятие подготовки к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие и какова его этиология и механизмы развития?
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речевого развития, которое проявляется в слабости и неточности произношения звуков. Этиология данного нарушения может быть связана с генетическими факторами, неврологическими отклонениями, нарушениями слухового восприятия и другими причинами. Механизмы развития фонетико-фонематического недоразвития связаны с особенностями формирования звуковой системы ребенка и его слуховым восприятием.
В чем заключается подготовка к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Подготовка к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием включает в себя различные методы и приемы работы с ребенком, направленные на развитие его фонематической слышимости, артикуляционных навыков, восприятия и формирования звуков речи. Такая подготовка основывается на комплексном подходе, включая элементы логопедической работы, игровых и развивающих занятий, а также тесное взаимодействие с родителями ребенка.