Лингвостилистические средства создания образа Е.Базарова в романе И.С Тургенева
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 25.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ЛИНГВОСТЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 5
1.1. Лингвостилистический анализ художественного текста романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» 5
1.2. Лингвостилистический анализ художественного образа И.С Тургенева "Отцы и дети" 7
Выводы по первой главе 11
2. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА Е.БАЗАРОВА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» 12
2.1. Поэтика образа Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 12
2.2. Лингвостилистический анализ образа Е. Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 19
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Ясно, что недовольство, сфокусированное во многих отзывах и буквально расколовшее русское общество, сильно задело автора, ибо он счел нужным вернуться к объяснениям спустя почти 8 лет после публикации.Однако внимательное изучение текста романа и восприятие его и интерпретация самим Тургеневым ясно показывают нам, что искать в образе Базарова только классовое содержание, учитывать только политические взгляды самого Тургенева явно недостаточно. Учитывая драматические ситуации, в которых оказывается Евгений Базаров, а их немалое количество в пространстве романа, можно сделать вывод, что этот образ можно рассмотреть с учетом трагического восприятия жизни самим Тургеневым.Стоит напомнить, что в 1862 г. Тургенев выразил в письме к Достоевскому восхищение его метким замечанием относительно характера Базарова. Слова Достоевского «беспокойный и тоскующий Базаров (признак великого сердца)», по мнению Тургенева, как нельзя лучше характеризуют то, что он хотел воплотить в своем герое. Действительно, краткое и меткое замечание Достоевского заставляет задуматься, как соединяются в образе Базарова беспокойство и тоска.С одной стороны, базаровский категорический протест против закосневших аристократических устоев питает «беспокойный» элемент его характера; с другой - сам Тургенев от природы наделен нерешительностью и меланхолией, что отзывается в образе Базарова жаждой тепла и любви. А это как раз то, что составляет «тоскующий» элемент личности героя. Более того, неожиданная и безвременная его кончина указывает на трагические размышления автора о судьбах таких людей и вообще о превратностях судьбы, в частности...Случайность, сыгравшая роковую роль в смерти Базарова (он получил заражение крови при вскрытии тела человека, умершего от тифа, что не совсем точно с медицинской точки зрения, но что могло произойти от простого инфицирования раны, обусловленного его рассеянностью и невнимательностью к процедуре обеззараживания пореза), усиливает трагичность происходящего. И неожиданно в описании ощущений Базарова на смертном одре у Тургенева появляются трогательные ноты. А это указывает на то, что Базаров по сравнению с другими персонажами (братья Кирсановы, друг героя Аркадий и пр.) ближе автору. Тургенев явно испытывает к нему симпатию. И все же больше потрясает автора сама непредвиденная и роковая возможность гибели человека, находящегося в расцвете сил. Вот как развивает эту мысль Б.К. Зайцев, написавший одну из интереснейших биографий писателя: «...хотя Базаров умирает и очень трогательно, самая смерть его (выделено нами. - Ч.Ю.) волновала автора. Действительно, по всему произведению буквально рассыпаны намеки на то, как по мере разочарования в любви усиливаются трагические философские размышления героя о жизни и происходящих в ней событиях, что буквально отнимает у него силы к сопротивлению ударам судьбы и делает его беззащитным перед роковой случайностью. Следовательно, при всем уважение и интересе автора к «протестным» нотам в его характере, большее внимание уделено его тоске.Первый раз глубокие размышления посещают Базарова перед встречей с Одинцовой. Если раньше он отделывался остроумными афоризмами, как бы отгоняя от себя даже мысль о возможности серьезного восприятия существа другого пола, то здесь он неожиданно глубоко задумывается. А испытав неудачу в любовном объяснении, он покидает «поле боя» и по дороге к родителям делится с Аркадием сокровенными, вдруг посетившими его мыслями, о непредсказуемости будущего (ранее было совершенно очевидно, что он не сомневается в успешности любого своего предприятия). Вот как звучит это размышление: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». Обращает на себя внимание указание на зависимость человека от чего-то, находящегося вне его разумения, подспудное сравнение человека с марионеткой («на ниточке висит»), которую может выпустить кто-то из рук...Поведение героя в родительском доме лишь подтверждает смятение его души: с одной стороны, он нуждается в теплоте и любви, а с другой, убеждает себя в бессмысленности и ничтожности любви. И только реальные практические занятия помогают ему избежать окончательного погружения в жизненную пустоту. Однако мысль о малости человека и скоротечности его жизни на этом свете не оставляет его: «...я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...я.Роман «Отцы и дети» в большом количестве содержит слова, предложения и словосочетания, характеризующие психические состояния как главных, так и второстепенных персонажей. Наше наблюдение над текстом «Отцы и дети» охватывает контексты, выражающие исключительно психическое состояние. При выявлении основных психических состояний, мы обратились к классификации отечественного психолога А.В. Петровского. По А.В. Петровскому могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния, каждое их которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений: интерес (как эмоция), радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх (ужас), стыд, любовь. Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общее число эмоций, название которых фиксируют словари, огромно) не подчинен какой-либо классификационной схеме. Важно отметить, что каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающая по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе. В искомых контекстах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», выражающих психическое состояние, мы отобрали лишь наиболее яркие и произвели их анализ: 1. - А что дядя? здоров? – спросил-спросил Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшуюПсихическое состояние в этом контексте-радость, наполняющая главного героя. Автор сравнивает радость героя с радостью детства, когда мы искренни в выражениях своих чувств, меньше подавляем в себе эмоции. Данный пример иллюстрирует психическое состояние субъекта через субстантив. 2. - Впрочем, -прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови рукою, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения,- я тебе сейчас сказал, что ты не найдешь перемен в Марьине.Психическое состояние, по классификации А. В. Петровского, -смущение, относится к состояниям градационным. Если учитывать, что от смущения человек способен испытывать стыд или презрение, то данную лексему в семантическом поле можно рассматривать как переходную. В данном примере состояние субъекта также представлено через субстантив. 3. - Полагать надо, что в город. В кабак,- прибавил он презрительно и слегка наклонился к кучеру, как бы ссылаясь на него. [6: 332]. В приведенном примере наречная модель психического состояния передает состояние главного героя. Специфика наречных моделей заключается в том, что они передают безотчетные и непроизвольные чувства, состояние героя ощутимо словно «изнутри». 4. - А вы говорите с ним и презираете его в то же время. [6: 357]. Глагольные предложения обычно указывают на внешнее обнаружение состояния. При этом, глагольные предложения отчетливо реализуют валентностный потенциал стержневой лексемы, например: Полагать надо, что в город. В кабак,- прибавил он презрительно и слегка наклонился к кучеру, как бы ссылаясь на него». (Ср.: Он презирает его- Он презрительно прибавил). 5. - Что ж, коли он заслуживает презрения!. Обнаруженная лексема «презрение» выражает состояние героини через субстантив. 6. - Изобразив на лице своем презрительную насмешку и отпуская ядовитые замечания, он дерзко поглядывал кругом и, казалось, чувствовал истинное наслаждение. Адъективная модель выражает качество. Но, по наблюдением В.В. Гака, ―…качество, ограниченное во времени, переходит в другую семантическую категорию-состояние. Роль адъективных конструкций-передача состояния со стороны, акцент на его внешние проявления. Примеры предложений из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» отчетливо демонстрируют частоту употребления лексемы «презрение». По нашим подсчетам, роман содержит около 20 предложений различной структуры, выражающих это психическое состояние. Примечательно, что данное состояние присуще, в основном, главному герою – Евгению Васильевичу Базарову. На наш взгляд, это связано с мировосприятием главного героя. И.С. Тургенев выбирает психическое состояние-презрение в связи с тем, что оно в полной мере отражает нигилистическое воззрение Базарова, описывает его отношение к жизни и людям. Важно и то, что аналогичное психическое состояние по отношению к Евгению Базарову испытывают некоторые герои романа. 7. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда, при первых звуках мазурки, он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил не единого слова. Но он робел и волновался недолго, спокойствие Одинцовой сообщалось и ему:четверти часа не прошло, как он уже свободно рассказывал о своем отце, о дяде, о жизни в Петербурге и в деревне. Психические состояния- робость, спокойствие, выраженные через субстантив, раскрывают состояния второстепенных персонажей. По частоте употребления, подобные психические состояния, способ выражения которыхсубстантив, присущи второстепенным героям романа «Отцы и дети»- Аркадию, Кате, Фенечке и др. В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Данный фрагмент из романа иллюстрирует, какие психические состояния в какой форме выражения присуще главному герою. Субстантивы- уныние, тревога, выражение состояния посредством глагольной лексики- раздражался, наречной лексики- сердито, адъективной- влюблен. Для передачи гаммы состояний автор прибегает к различным формам выражения. Выводы по второй главеОписывая психическое состояние Е.В. Базарова, мы видим, что ему чужда статика в восприятие окружающего мира, пусть он и утверждает, что эмоциональное состояние его статично. Анализ приведенных лексем позволяет предположить, что исследуемое семантическое поле «Психическое состояние» в романе И.С. Тургенева обширно и разнообразно. Лексема ‗презрение‘ по частоте употребления занимает главенствующую позицию и способы выражения ее различны. Такое употребление неслучайно. На наш взгляд, лексема презрение раскрывает не только мировосприятие главного героя – Евгения Базарова, но и является причиной его гибели. Психическое состояние человека всегда отражается на самочувствии и окружении. Любой негатив имеет свои последствия, а нигилизм вперемешку с презрением, даже если местами он напускной, не позволяет в полной мере жить и наслаждаться жизнью. Совокупность всех этих факторов приводят к трагическому концу. На основании чего, мы считаем, что позиция автора по отношению к главным и второстепенным персонажам находит свое отражение через семантическое поле «Психическое состояние» в романе «Отцы и дети».ЗАКЛЮЧЕНИЕИ еще очень важный момент, свидетельствующий, как изменился Базаров в последние дни: он с готовностью принимает родительскую заботу и с нетерпением ожидает приезда Одинцовой для прощания. Когда же он ее видит перед собой накануне смерти, меняется даже лексическое наполнение его речи, и она становится несколько напыщенно-величавой», с одной стороны: «Это по- царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих»; а с другой - естественной и простой: «Скажу я лучше, что какая вы славная!».Следовательно, перед лицом смерти Базарову становятся не нужны его эксперименты с лягушками, а единственной ценностью оказывается любовь, которую он так презирал. Но Базаров не был бы Базаровым, если бы не попытался снизить переполняющие его восхищение и благодарность, переведя все в материалистический план: «Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается»). Но одновременно эта ироническая реплика говорит об ужасе уничтожения всего сущего с приходом смерти.Тургенев в письме М.Е. Салтыкову в 1876 г. откровенно признался: «Тут был - не смейтесь, пожалуйста, - какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него. Знаю одно: никакой предвзятой мысли, никакой тенденции во мне тогда не было; я писал наивно, словно сам дивясь тому, что у меня выходило». Эти слова можно понять так: описание смерти героя настолько захватило автора, что он стремился передать, прежде всего, ее ужас, ее всемогущество, ничтожность всего перед ее властью.Думается, что к философским размышлениям Базарова «причастен» сам автор (напомним, что о близости автора и героя убедительно писал Д.Н. Овсянико-Куликовский, доказывавший, что вся жизнь Тургенева едва ли не проходила «под знаком смерти»). Такое же истолкование мы можем найти у создателя жанра беллетризованной биографии Андре Моруа, заметившего, что «в романах Тургенева неизменно ощущаются его мягкая, сентиментальная и честная натура, его призыв, всегда тщетный, к властной женщине, что силком бы принудила его испытать ту страсть, которой ему вечно не хватало». А это и есть источник «тоскующего» элемента в характере Базарова. Б.К. Зайцев считал, что первая любовная неудача Тургенева привела к его неприятию семьи, а поэтому писатель «<...> не любил семьи, не пожелал любимым своим героям полнеть в тепле и уюте. Он для них приберег смерть». С этим утверждением можно и поспорить, однако применительно к роману «Отцы и дети» совершенно очевидно, что, опираясь на свои собственные любовные переживания, Тургенев наделил Базарова несостоявшейся любовью, что и определило трагизм его судьбы.Почувствовав дуновение любви, найти в себе силы от нее отказаться, пережив жажду заботы и тепла, в конце концов, подчиниться всесилию смерти - в этом и суть трагедии Базарова и, как нам видится, точное отражение трагического восприятия жизни Тургеневым.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКУчебные и научные изданияКонт-Спонвиль, А. Философский словарь / Андре Конт-Спонвиль; перевод с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012. – С. 355–357Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М. : Эксмо, 2008. – 944 с.Недзвецкий, В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя : курс лекций / В. А. Недзвецкий. – М. : Стерлитамак, 2008. – 230 с.Недзвецкий, В. А. Статьи о русской литературе XIX – XX веков. Научная публицистика. Воспоминания. / В. А. Недзвецкий. – Нальчик : Тетраграф, 2011. – 628 с.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008. – 944 с.Степин, В. С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. – М. : Мысль, 2010. – Т. 3: Н. – С. 85–86.Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28-томах / И. С. Тургенев. – М.–Л. : Наука, 1964. – Т. 8: Сочинения. – 654 с.Полтавец Е. Ю. Отцы и дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». К вопросу о смысле названия / Тургеневские чтения – 4.: Русский путь, 2009. 416 сБезелянский Ю. Тысяча и два поцелуя: Занимательная энциклопедия. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2004. 336 с.Тяньхань. Обзор русских литературных направлений // Миньдо журнал. Китай, 1919.Т. 1, № 6.С. 85-130.Ван Лие. Столетнее исследование прозы Тургенева в Китае // Вестник Института ино-странных языков НОАК. Китай, 2016.№ 6.С. 138-146.Половцев А. В. Русские писатели о своем труде // Пустовойт П. Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964Сватиков С. Г. Русские студенты в Гейдельберге // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964Мечников И. И. Александр Онуфриевич Ковалевский // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964.Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 10 т. – М.: Художественная литература, 1961.Водовозова Е. Н. На заре жизни // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964Фурат, К. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке В. А. Недзвецкого / К. Фурат // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал) [Электронный ресурс] – 2016. – № 2. – Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения 10.01.2020)
2. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М. : Эксмо, 2008. – 944 с.
3. Недзвецкий, В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя : курс лекций / В. А. Недзвецкий. – М. : Стерлитамак, 2008. – 230 с.
4. Недзвецкий, В. А. Статьи о русской литературе XIX – XX веков. Научная публицистика. Воспоминания. / В. А. Недзвецкий. – Нальчик : Тетраграф, 2011. – 628 с.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008. – 944 с.
6. Степин, В. С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. – М. : Мысль, 2010. – Т. 3: Н. – С. 85–86.
7. Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28-томах / И. С. Тургенев. – М.–Л. : Наука, 1964. – Т. 8: Сочинения. – 654 с.
8. Полтавец Е. Ю. Отцы и дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». К вопросу о смысле названия / Тургеневские чтения – 4.: Русский путь, 2009. 416 с
9. Безелянский Ю. Тысяча и два поцелуя: Занимательная энциклопедия. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2004. 336 с.
10. Тяньхань. Обзор русских литературных направлений // Миньдо журнал. Китай, 1919.Т. 1, № 6.С. 85-130.
11. Ван Лие. Столетнее исследование прозы Тургенева в Китае // Вестник Института ино-странных языков НОАК. Китай, 2016.№ 6.С. 138-146.
12. Половцев А. В. Русские писатели о своем труде // Пустовойт П. Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964
13. Сватиков С. Г. Русские студенты в Гейдельберге // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964
14. Мечников И. И. Александр Онуфриевич Ковалевский // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964.
15. Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 10 т. – М.: Художественная литература, 1961.
16. Водовозова Е. Н. На заре жизни // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1964
17. Фурат, К. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке В. А. Недзвецкого / К. Фурат // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал) [Электронный ресурс] – 2016. – № 2. – Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения 10.01.2020)
Вопрос-ответ:
Какие лингвостилистические средства используются для создания образа Е. Базарова в романе "Отцы и дети"?
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева для создания образа Е. Базарова автор использует различные лингвостилистические средства. Например, он обращается к использованию специфической лексики, характерной для Базарова, такой как "нильтоновщина", "енотовство", "котелок", которые выражают его скептицизм и оторванность от мира обычных ценностей. Также, автор использует характерные стилистические приемы, такие как диалоги с повторениями, сарказмом и иронией, что позволяет создать образ Базарова как яркую, контрастную личность.
Какие лингвостилистические приемы используются для создания образа Базарова в книге "Отцы и дети"?
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева для создания образа Е. Базарова используются различные лингвостилистические приемы. Например, автор использует прямую речь Базарова, в которой присутствуют повторы и эмоциональная окраска, что помогает подчеркнуть его характерные черты. Также, в описании действий и мыслей Базарова использованы специфические лексические единицы, которые отражают его отношение к миру и окружающим людям.
Какие стилистические приемы использует Тургенев для создания образа Е. Базарова в романе "Отцы и дети"?
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева для создания образа Е. Базарова автор использует различные стилистические приемы. Например, в диалогах Базарова с другими персонажами присутствует сарказм и ирония, что помогает подчеркнуть его критическое отношение к общественным нормам и ценностям. Также, автор использует повторы и эмоциональную окраску в прямой речи Базарова, что создает ощущение его непосредственности и энергичности.
Что такое лингвостилистический анализ?
Лингвостилистический анализ - это метод исследования, который позволяет изучать литературные произведения с точки зрения языковых средств, используемых автором для создания образов и передачи смысла.
Какие лингвостилистические средства использовались при создании образа Е. Базарова?
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева для создания образа Е. Базарова используются различные лингвостилистические средства. Например, автор придает герою острый и язвительный стиль речи, использование разговорной лексики, сарказма и иронии. Также в речи Базарова присутствуют некоторые лексические и фразеологические единицы, характерные для интеллигентного слоя общества.
Какое впечатление производит образ Е. Базарова на читателя?
Образ Е. Базарова в романе "Отцы и дети" вызывает различные впечатления у читателя. С одной стороны, он предстает как яркий и обаятельный персонаж, производящий впечатление умного и открытого человека, готового менять мир. С другой стороны, его характер и отношение к окружающим вызывают сомнения и контрастные ощущения. Базаров выражает свои революционные и дерзкие идеи, но при этом не всегда обосновывает их и слишком резко критикует общество.
Какую роль играет речь Е. Базарова в создании его образа?
Речь Е. Базарова играет важную роль в создании его образа. Через свою речь Базаров открывается перед читателем как интеллигентный и размышляющий человек. Он использует остроту и сарказм в своей речи, что создает образ умного и насмешливого персонажа. Также в речи Базарова отражается его мироощущение, его отношение к обществу и его идеалам.
Какие есть лингвостилистические средства, используемые Тургеневым для создания образа Е. Базарова в романе "Отцы и дети"?
Тургенев использует различные лингвостилистические средства для создания образа Е. Базарова в своем романе "Отцы и дети". Он использует языковые приемы, такие как диалоги, монологи, метафоры, описания внешности и поведения героя, чтобы передать его личностные качества и отношение к окружающему миру. Базаров часто выражает свои взгляды на жизнь через сарказм и иронию. Также Тургенев использует различные грамматические и лексические особенности речи Базарова, чтобы подчеркнуть его интеллектуальность, независимость и бунтарство.