Исследование лексического строя речи у дошкольников с ЗПР.КОРРЕКЦИЯ РАБОТЫ,НЕ НАПИСАНИЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 47 47 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 29.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития 6
1.1.Психолингвистический и лингвистический аспект изучения лексики.....................................................................................................................6
1.2. Формирование лексического строя речи в онтогенезе 9
1.3. Понятие задержки психического развития, классификация 11
1.4. Особенности лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития 13
Глава II. Исследование лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития 18
2.1. Цель, задачи, методы и организация констатирующего 18
2.2. Анализ результатов исследования словообразования имен прилагательных у дошкольников, участвовавших в исследовании 21
2.2.1. Анализ результатов исследования словаря существительных 21
2.2.2. Анализ результатов исследования словаря глаголов 22
2.2.3. Анализ результатов исследования словаря прилагательных 23
2.2.4. Анализ результатов исследования словаря синонимов 24
2.2.5. Анализ результатов исследования словаря антонимов 26
2.2.6. Анализ результатов исследования способности объяснять значения слова 27
2.2.7. Анализ результатов исследования способности объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях. 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1. Содержание методики исследования 39

Фрагмент для ознакомления

Изд.5,испр. / Л.С. Выготский –М.:Лабиринт,1999. – с. 252.Л.С. дефектологии./ Л.С. Выготский.- М.:Просвещение,1995.- с. 313.П.Я. развития и умственных операций// Общая психология/ под ред. А.Г. Маклакова. – Спб.: Питер 2001. – 244 с.Т.В. Нейролингвистический синтаксиса / Т.А. Ахутина. – М., 1989.- 127 с.Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. №3.Гвоздев А.Н. Вопросы речи. / А.Н. Гвоздев. М.:Педагогика.1961.- 113 с.Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. – М.: Медицина, 2012. – 302 с.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных обра- зовательныхучреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 200 сКаше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе А.И. Лаврентьева //Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1992. – с. 54.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.:Владос,2004. – 206 с.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В, Зорина С.В.-М.:Владос-2004. – с. 107.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999. – с. 69.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003. – с. 48.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев. – М., 1969. – с. 24.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. Мастюкова, Е.М Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2015. – 354 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -- М.: Форум, 1999.Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 331 с.Штерн А. С. Лингвистические факторы в восприятии речи // Слух и речь в норме и патологии - № 3. – Л., 1980.Береснева А. Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 37-38.ПитковскаяИ.Б. Формирование речевых лексических навыков как основа языковой компетенции // Электронный журнал «Экстернат.РФ» - 2017. / Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/11214-Formirovanie_rechevykh_leksicheskikh_navykov_kak_osnova_yazykovoy_kompetentsii.html.Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. – М.: Лабиринт, 1999 - 315 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - 1958. - 115с.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб., 2003.Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Сухарева Г.Е. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.К.С. Лебединская. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980 - № 3. – с 407-412.Павалаки И.Ф., Рассказова Н.П. Классификация задержки психического развития и перспективы обучения / Научная статья / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-i-perspektivy-obucheniya/viewerЧупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психологии. / Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. / 2012 - № 2.Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. – М.: АПН РСФСО, 1966. – 256 с.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-1960г.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – 1960г.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей с ЗПР. – М., 1975г.Лебединский В.В., Шахнарович А.М. и др. Роль образа в онтогенезе речи. – Материалы Четвёртого Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М.,1972г.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова / - М., 1949Власова Т.А. и др. ЗПР у детей и пути их преодоления. Обзорная информация/ № 8 – М., 1976г. Цыпина Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с ЗПР / Дефектология. –№2 - М., 1978г. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / М., 1978г.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯСтруктура методики:1. Исследование словаря существительных;2. Исследование словаря глаголов;3. Исследования словаря прилагательных;4. Исследование словаря слов-синонимов;5. Исследование словаря слов-антонимов;6. Исследование умения объяснять значения слова;6.1. Исследование умения объяснять значения слов имен существительных;6.2. Исследование умения объяснять значения слов имен прилагательных;6.3. Исследование умения объяснять значения слов имен глаголов7.Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях.Содержание методики1. Исследование словаря существительных. "Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.Процедура проведения:Исследование производится посредством показывания испытуемому картинок. Ребёнку необходимо их правильно назвать.Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень - объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы; 3 балла - уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный; 2 балла средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно; 1 балл - уровень ниже среднего - низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы; 0 баллов - низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.2. Исследование словаря глаголов.Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень - правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; 3 балла - уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора; 2 балла - средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; 1 балл - уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью экспериментатора; 0 баллов - низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.3. Исследование словаря прилагатльныхМатериал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее вопросу "Какой?" "Какая?" "Какое?".Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень - правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; 3 балла - уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора; 2 балла - средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; 1 балл - уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью экспериментатора; 0 баллов - низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.4. Исследования словаря синонимовРечевой материал - напечатанные на карточках слова:сердечный -примчался -грубый -навредить -капризный -хвалить -Колючий -рыбачить -Процедура и инструкция. Испытуемый получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень - задание не вызывает затруднений; 3 балла - уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить; 2 балла - средний уровень - систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь экспериментатора позволяет выполнить его до конца; 1 балл - уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора; 0 баллов - низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.5. Исследования словаря антонимовРечевой материал - напечатанные на карточках слова:длинный -добрый -высокий -выбегать -далеко -щедрый -впереди -давать -Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому карточку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них противоположное по смыслу слово. Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень - задание не вызывает затруднений; 3 балла - уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить; 2 балла - средний уровень - систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь экспериментатора позволяет выполнить его до конца; 1 балл - уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора; 0 баллов - низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.6. Исследование умения объяснять значения словаА. Имена существительныеРечевой материал - слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина.Процедура и инструкция. Испытуемым предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое...?".Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; 3 балла - уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; 2 балла - средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; 1 балл - уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; 0 баллов - низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?").Речевой материал - напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.Процедура и инструкция. Испытуемым предлагается внимательно прочесть слова и объяснить их значение с помощью вопроса "Это какой?".Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; 3 балла - уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; 2 балла - средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; 1 балл - уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; 0 баллов - низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.В. Глаголы (по вопросу "Что значит...?").Материал - напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.Процедура и инструкция. Учащийся получает карточки со словами, внимательно их прочитывает и объясняет значение, ответив на вопрос "Что значит...?".Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; 3 балла - уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; 2 балла - средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; 1 балл - уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; 0 баллов - низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.7. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложенияхРечевой материал - словосочетания: золотое сердце, колючий взгляд, тяжелый характер, добрые дела; предложения: На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию: "Я буду произносить сочетания слов и предложения. Внимательно послушай и скажи, что они обозначают".Критерии оценки: 4 балла - высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; 3 балла - уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; 2 балла - средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; 1 балл - уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; 0 баллов - низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.Оценка результатов осуществляется по бальной системе. Каждый пункт методики оценивается от 0 до 4 баллов. Максимальный показатель составляет 36 баллов. Исследование активного словаря у дошкольника определяется согласно следующим данным:Высокий уровень (36 - 29 баллов) - объём активного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы;Уровень выше среднего (28 - 22 баллов) - словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родовидовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный;Средний уровень (21 - 15 балла) - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно;Уровень ниже среднего (14 – 8 баллов) - низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы;Низкий уровень (7 – 0 баллов) - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии / Б.Г. Ананьев // Психология чувственного познания.– М., 1968. –212 с.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПБ.:Детство-Пресс,2008.- 207 с.
3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.- 84 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд.5,испр. / Л.С. Выготский –М.:Лабиринт,1999. – с. 252.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии./ Л.С. Выготский.- М.:Просвещение,1995.- с. 313.
6. Гальперин П.Я. Теория развития и формирования умственных операций// Общая психология/ под ред. А.Г. Маклакова. – Спб.: Питер 2001. – 244 с.
7. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.А. Ахутина. – М., 1989.- 127 с.
8. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. №3.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. М.:Педагогика.1961.- 113 с.
10. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. – М.: Медицина, 2012. – 302 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных обра- зовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 200 с
13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
14. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
15. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе А.И. Лаврентьева //Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1992. – с. 54.
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.:Владос,2004. – 206 с.
17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
18. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В, Зорина С.В.-М.:Владос-2004. – с. 107.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999. – с. 69.
20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003. – с. 48.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев. – М., 1969. – с. 24.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
23. Мастюкова, Е.М Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2015. – 354 с.
24. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.
26. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
27. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
28. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -- М.: Форум, 1999.
29. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 331 с.
30. Штерн А. С. Лингвистические факторы в восприятии речи // Слух и речь в норме и патологии - № 3. – Л., 1980.
31. Береснева А. Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5. — С. 37-38.
32. Питковская И.Б. Формирование речевых лексических навыков как основа языковой компетенции // Электронный журнал «Экстернат.РФ» - 2017. / Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/11214-Formirovanie_rechevykh_leksicheskikh_navykov_kak_osnova_yazykovoy_kompetentsii.html.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. – М.: Лабиринт, 1999 - 315 с.
34. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - 1958. - 115с.
35. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб., 2003.
36. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.
37. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003.
38. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Сухарева Г.Е. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.
39. К.С. Лебединская. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980 - № 3. – с 407-412.
40. Павалаки И.Ф., Рассказова Н.П. Классификация задержки психического развития и перспективы обучения / Научная статья / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-i-perspektivy-obucheniya/viewer
41. Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психологии. / Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. / 2012 - № 2 .
42. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. – М.: АПН РСФСО, 1966. – 256 с.
43. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-1960г.
44. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – 1960г.
45. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей с ЗПР. – М., 1975г.
46. Лебединский В.В., Шахнарович А.М. и др. Роль образа в онтогенезе речи. – Материалы Четвёртого Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М.,1972г.
47. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова / - М., 1949
48. Власова Т.А. и др. ЗПР у детей и пути их преодоления. Обзорная информация/ № 8 – М., 1976г.
49. Цыпина Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с ЗПР / Дефектология. – № 2 - М., 1978г.
50. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / М., 1978г.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты изучения лексики рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматриваются психолингвистический и лингвистический аспекты изучения лексики. Психолингвистический аспект связан с психическим развитием ребенка, а лингвистический аспект направлен на изучение структуры и функций слов в речи.

Как формируется лексический строй речи у детей?

Лексический строй речи формируется в онтогенезе, то есть в процессе развития ребенка. В ходе развития ребенок учится использовать слова для обозначения предметов, действий и отношений между ними. Он также осваивает лексические средства выражения эмоций и мыслей.

Что означает понятие "задержка психического развития"?

Задержка психического развития - это состояние, при котором ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников. Задержка может затрагивать разные аспекты развития, включая лексический строй речи. Задержка может быть обусловлена разными факторами, такими как генетическая предрасположенность или неблагоприятные условия воспитания.

Какие проблемы связаны с лексическим строем речи у дошкольников с задержкой психического развития?

У дошкольников с задержкой психического развития может наблюдаться недостаточный словарный запас, затруднения в понимании и использовании сложных слов и фраз, а также проблемы в создании связных высказываний. Эти проблемы могут влиять на понимание и продуктивность речи, а также на общий коммуникативный опыт ребенка.

Каковы перспективы коррекции лексического строя речи у детей с задержкой психического развития?

Перспективы коррекции лексического строя речи у детей с задержкой психического развития связаны с использованием специальных методик и техник обучения. Коррекционная работа может проводиться индивидуально или в групповой форме. Важно учитывать особенности каждого ребенка и создать адаптированную программу, направленную на расширение словарного запаса, развитие понимания и умение использовать слова в связных речевых высказываниях.

Что такое ЗПР?

ЗПР - это задержка психического развития, которая характеризуется недостатками в различных сферах психической деятельности у детей.

Какие аспекты изучаются при исследовании лексического строя речи у детей?

При исследовании лексического строя речи у детей изучаются психолингвистический и лингвистический аспекты, которые связаны с формированием лексического строя речи в онтогенезе.

Что означает формирование лексического строя речи в онтогенезе?

Формирование лексического строя речи в онтогенезе - это процесс развития лексического строя речи у детей с ростом их возраста и накоплением опыта. В данном исследовании рассматривается формирование лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.