Профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников средствами различных видов арттерапии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 65 65 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 03.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников средствами арт-терапии 5
1.1. Психологическая характеристика дошкольного возраста 5
1.2. Варианты эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников 12
1.3. Сущность арт-терапии и области ее применения 18
1.4. Возможности арт-терапии в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию возможностей арт-терапии как средства профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников 27
2.1. Констатирующий этап (исследование эмоциональных и поведенческих нарушений дошкольников) 27
2.2. Формирующий этап (апробация коррекционной программы) 46
2.3. Контрольный этап (проверка эффективности программы) 47
Заключение 61
Список литературы 63
Фрагмент для ознакомления

Возможно, их тревожность влияет на психологическое состояние детей.По оси абсцисс – степень выраженности негативных тенденций в эмоциональном состоянии детей; по оси ординат – процент детей с такой степенью выраженности. Синий столбец – ДС №80, оранжевый столбец – ЧОУ «Классикум»Рисунок 3 – Результаты тестирования детей при помощи методики «Оценка тревожности»Таким образом, на основании проведенного исследования эмоционального состояния дошкольников двух групп было выявлено, что у большинства детей были выявлены следующие источники напряженности: не складываются отношения со сверстниками; родители уделяют ребенку мало внимания или больше заняты собой, своими делами, игнорируют ребенка; родители больше фиксированы на опрятности, аккуратности.Важно отметить тот факт, что в основном все дети, которые испытывают чувство тревожности в процессе работы, достаточно молчаливы, не сразу отвечают на заданный вопрос, так как боятся ответить неправильно или пытаются его проигнорировать, выполняют работу в более медленном темпе.2.2. Формирующий этап (апробация коррекционной программы)Для оценки эффективности арт-терапии при коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста нами была составлена программа занятий с применением следующих подходов:1.1 Песочная терапия (методики: «Песочные картины», «Игра в ассоциации»)1.2 Сказкотерапия1.3 Мультикотерапия1.4 Изотерапия с элементами музыкотерапии (техника «марания», рисование под музыку).Данные подходы были выбраны на основании анализа литературных данных по коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста. В каждой возрастной группе было проведено 5 занятий с использованием методов арт-терапии из упомянутых выше направлений. Занятия проводили в группе. Длительность одного занятия - от 30 до 60 минут, в зависимости от возраста детей в группе. Каждое занятие имело универсальную структуру.1. «Разминка». Этот этап предполагал вовлечение детей в работу. Как правило, он занимал около 5 минут. В ходе этого этапа психолог общался с детьми, спрашивал их о самых значимых событиях, которые происходили с ними в последнее время, об их настроении, просил назвать любимые цвета, время года и так далее.2. Основной этап. В зависимости от длительности занятия, он включал одно-два упражнения из арт-терапии и небольшую физкультминутку, которая проводилась в стихотворной форме. 3. «Заминка». Данный этап длился около 10 минут. Его задача состояла в получение обратной связи от детей, а также в формировании положительного настроя у детей по окончании занятия.В ходе занятий комбинировали различные методы арт-терапии, в зависимости от возраста детей и от конкретной ситуации в группе. В силу организационных особенностей, порядок проведения занятий варьировал.После проведения коррекционного этапа были повторно проведены тесты диагностического этапа, с целью выявления различий и оценки эффективности предлагаемой программы психокоррекции.2.3. Контрольный этап (проверка эффективности программы)В каждой из экспериментальных групп была проведена специальная программа психокоррекции нарушений эмоциональных состояний. Поскольку на диагностическом этапе основными выявленными проблемами во всех группах оказались повышенная тревожность, нарушение социализации и неумение взаимодействовать со сверстниками и преподавателями, склонность к агрессии и другим интенсивным негативным переживаниям, то акцент в психокоррекционной работе был сделан именно на указанные нарушения. Для этого использовали следующие подходы.1. Предпочтение групповых форм работы.2. Работа с негативными эмоциями через цвет и образ, сопровождая их словесным описанием.3. Реализация правила безусловного принятия результата работы (отсутствие критики, указаний на ошибки).4. Поддержание комфортных и конструктивных взаимоотношений в группе, своевременное предотвращение конфликтов, демонстрация неагрессивных моделей поведения со стороны педагога.5. Эмоциональная поддержка со стороны педагога.6. Создание условий для работы детей с учетом их индивидуальной скорости выполнения заданий.Поскольку для детей дошкольного возраста рисование и творчество являются теми видами деятельности, к которым они сензитивны, то методы арт-терапии очень хорошо подходят для коррекции нарушений эмоциональных состояний. Они практически не вызывают сопротивления, вызывают значительны эмоциональный отклик со стороны детей. Групповые формы работы позволяют детям развивать навыки сотворчества, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях в коллективе и социализации.В современной научной литературе отмечено, что методы арт-терапии не отличаются значительной эффективностью и длительным терапевтическим эффектом. Некоторые специалисты склонны считать, что положительное воздействие арт-терапии обусловлено тягой человека к творчеству и медитативному эффекту, который возникает при работе с арт-материалами. Следовательно, вопрос о возможности и эффективности применения арт-терапии как средства психокоррекции остаётся открытым.Проведённое исследование ориентировано на оценку эффективности методов арт-терапии в коррекции расстройств эмоционального состояния у детей. Для этого после проведения курса коррекционных занятий в каждой из групп были повторно проведены тесты диагностического этапа. Результаты тестирования были сравнены между группами и с результатами диагностического этапа.В приложениях 10 и 11 представлены результаты тестирования детей из двух выборок при помощи методики "Рисунок несуществующего животного". Отметить, что не обнаружено значимых отличий между двумя выборками из частного и государственного учреждений. Средний балл выраженности негативных проявлений в выборке из детского сада №80 составляет 2,5, из частного детского сада - 2,7. В случае большинства групп значение среднего балла можно охарактеризовать как низкие. Только в группе трехлеток из частного образовательного учреждения этот балл можно охарактеризовать как средний (3,5). Таким образом, во всех предложенных группах коррекционная работа прошла эффективно. В обоих выборках до нуля снизилось число детей с выраженными негативными проявлениями в данном тесте. В обоих случаях у детей присутствует низкая степень негативных проявлений. Такие результаты достигнуты в основном за счёт снижения общего негативного фона рисунков, улучшение взаимодействия с педагогом, а также увеличение творческих способностей. Стоит отметить, что поскольку арт-терапия представляет собой творческий процесс, то она способствует развитию фантазии и креативности. Кроме того, у ряда детей на рисунках исчезли детали, указывающие на высокую тревожность и агрессивность. Наибольший эффект был достигнут в группах детей 6 лет.На рисунке 4 приведены результаты сравнения итогов тестирования при помощи методики «Несуществующее животное» до и после проведения коррекционной работы.Во всех группах, как в детском саду №80, так и в частном дошкольном учреждении "Классикум", наблюдалось снижение числа детей с негативными проявлениями в тесте. Поскольку в группе из государственного детского сада эти негативные черты изначально были выражены меньше, то и результат коррекционной работы здесь менее очевиден. В обеих выборках наибольший результат был достигнут в группах трехлетних детей. Наименьший результат был достигнут в группах детей 5 лет. Стоит отметить также успешность коррекционной работы с детьми возрастом 6 лет из детского сада номер 80.На рисунке 5 представлена накопительная диаграмма обеих выборок по значению баллов теста. На ней приведено процентное соотношение детей с низким, средним и высоким баллом тестом. Из рисунка следует, что в результате коррекционной работы у детей снизились негативные проявления эмоционального состояния с высокого уровня до среднего. В обоих учреждениях также увеличилось количество детей с низким баллом данного теста. Это говорит о том, что предлагаемая программа коррекционной работы достаточно эффективно. Поскольку схожие результаты в обеих выборках, это подтверждает эффективность методики в части коррекции негативных проявлений эмоционального состояния, в частности, агрессии и тревожности.В приложениях 12 и 13 представлены результаты тестирования детей из двух выборок по методике "Дерево - человек - дерево" (ДЧД). Средний балл негативных проявлений в группе детей из детского сада №80 составляет 2,3, из частного образовательного учреждения - 3,1. В обоих случаях этот результат можно классифицировать как низкий. В выборке детей из государственного образовательного учреждения отсутствует дети с выраженными негативными проявлениями в тесте, в выборке из частного образовательного учреждения один ребёнок имеет выражен негативные проявления. Стоит отметить, что более выражен положительный результат психокоррекционной работы в группе из детского сада номер 80. Здесь наблюдалось резкое снижение числа детей с выраженными негативными компонентами эмоционального состояния так что практически все дети (34) демонстрировали низкие значения негативных проявлений. (А) (Б)Рисунок 4 – Оценка эффективности психокоррекционной работы методикой «Несуществующее животное». А – средний балл выборки ДС №80; Б – средний балл выборки ЧДО «Классикум»Результат психокоррекционной работы чуть меньше в частном образовательном учреждении. Однако в обеих выборках наблюдалось снижение агрессивности, развитие навыков социализации и командной работы детей. Также снизилась тревожность, в рисунках отсутствуют элементы, характеризующие высокую потребность в агрессивной защите себя. Рисунок 5 – Процентное соотношение детей из ДС №80 и ЧДО «Классикум» (методика «Несуществующее животное»)В обоих случаях наиболее эффективно осуществлена психокоррекция в группе детей возрастом 4 лет. Стоит отметить, что в обоих образовательных учреждениях эти группы отличались нарушенной социализацией. Таким образом, психокоррекционной эффект предлагаемой программы связан, видимо, в значительной степени в развитие навыков социализации. В тех группах, где дети были более социализированы, тест ДЧД показал небольшие изменения. В частности, согласно результатам этого теста, программа была наименее эффективна в группе детей возрастом 6 лет.В целом по результатам данной методики можно оценить предлагаемый психокоррекционной курс как эффективный. Вероятно, значительная часть эффекта связано с развитием творческих способностей детей, а также с развитием навыков социализации.На рисунке 6 представлены результаты коррекционной работы в сравнении с результатами диагностического этапа. (А) (Б)Рисунок 6 – Оценка эффективности психокоррекционной работы методикой «Дерево – человек - дерево». А – средний балл выборки ДС №80; Б – средний балл выборки ЧДО «Классикум»Как в предыдущем случае, наблюдалось устойчивое снижение баллов теста во всех возрастных группах. Поскольку показатели этого теста в группе из ЧДО "Классикум" были выше, то результат коррекционной работы здесь более выражен. Если в разных возрастных группах ЧДО "Классикум" снижение балла примерно одинаково, то в детском саду номер 80 удалось достичь наилучшего результата в младших группах (3-4 года).На рисунке 7 представлена накопительная диаграмма и процентное соотношение детей с различным уровнем выраженности негативных симптомов в указанном тесте. Согласно этому рисунку в детском саду номер 80 удалось существенно снизить количество детей со средним уровнем выраженности негативных проявлений и полностью скорректировать выраженный показатель негативных проявлений. В частном образовательном учреждении также удалось добиться снижения количества детей с высоким и средним баллом тесто, однако здесь эффективность работы не столь выражена.Рисунок 7 – Процентное соотношение детей из ДС №80 и ЧДО «Классикум» (методика «Дом-человек-дерево»)В приложениях 14 и 15 представлены результаты тестирования групп государственного и частного дошкольных учреждений по методике "Тест тревожности". В обеих группах наблюдалось снижение тревожности. В частности, в выборки из детского сада №80 среднее значение индекса тревожности составило 23,8, в выборке из ЧОУ "Классикум" - 31,8.В каждой из 4 рассмотренных групп наблюдалось снижение количества детей с высоким уровнем тревожности, повышалось количество детей с низким уровнем тревожности. Впервые по результатам теста у нескольких детей отсутствовали негативные проявления. Общее количество детей с высоким уровнем тревожности в детском саду номер 80 составляет 2 человека, в ЧОУ "Классикум" - 7 человек. При этом в государственном дошкольном учреждении наблюдается большее количество детей с низким уровнем тревожности, в то время как количество детей с низким и средним уровнем тревожности в частном образовательном учреждении примерно одинаково.В случае группы детского сада номер 80 наибольшее количество тревожных детей приходится на группу трехлеток. В случае частного образовательного учреждения дети с высоким уровнем тревожности обнаружены в группах трехлеток и пятилеток. Стоит отметить, что в обоих случаях эти группы изначально отличались большей тревожностью детей, а также более высоким средним индексом тревожности. Таким образом, в обоих случаях сохранились достаточно высокие показатели тревожности в самой младшей группе. Наиболее эффективно проведённая психокоррекция повлияла на тревожность детей 4-5 лет. Это может объясняться как возрастными особенностями,так и спецификой указанных групп. В частности, в обоих образовательных учреждениях у детей 4 лет наблюдались проблемы с социализацией, которые были эффективны решены путем введения групповых форм работы. В обоих случаях, в группе трехлеток наблюдалось наибольшее количество тревожных детей. Таким образом, изначальное соотношение тревожных и спокойных детей сохранилось, хотя увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности. Можно сказать, что разработанная программа психокоррекции не очень эффективна для детей трехлетнего возраста. Это может быть связано как с использованием определенных методов работы, так и с некоторыми возрастными особенностями. Этот вопрос требует дополнительных исследований.Обнаружено, что по результатам психокоррекции программа сработало более эффективно в государственном образовательном учреждении. Это может объясняться как изначально более низким уровнем тревожности в этой выборке, так и некоторыми другими особенностями. В частности, возможно, что в детском саду номер 80 создан более благоприятный психологический климат, отсутствует негативные воздействия на детей, взаимоотношения педагогов и воспитанников носит более конструктивный характер. Также можно предположить, что дети, которых родители отдали в частный детский сад, изначально обладают более высоким уровнем тревожности, которая связана с поведением их родителей и поэтому не может быть полностью скорректирована. Можно сделать вывод о том, что для полноценного снижения тревожности у таких детей необходимо содействия как педагогического коллектива, так и родителей воспитанников.На рисунке 8 представлен сравнительный анализ изменения уровня тревожности в результате коррекционной работы.Согласно данному тесту, также удалось добиться снижения уровня тревожности и негативных проявления эмоциональных состояний. Во всех возрастных группах выражено данная тенденция. Однако стоит отметить, что, как и в предыдущем случае больших результатов удалось достичь в государственном детском саду. Среди возрастных групп этого образовательного учреждения максимального эффекта по снижению тревожности удалось добиться в возрастных группах детей 3 лет и 5 лет. В случаи частного образовательного учреждения максимальный эффект был выражен в группах детей 4 лет, минимальный - в группе детей 6 лет. (А) (Б)Рисунок 8 – Оценка эффективности психокоррекционной работы методикой «Тест тревожности». А – средний балл выборки ДС №80; Б – средний балл выборки ЧДО «Классикум»На рисунке 9 представлено процентное соотношение детей с высоким, средним и низким баллом за тест тревожности. Согласно рисунку, как в государственном, так и в частном детском саду удалось добиться снижения тревожности, то есть уменьшение процентного соотношения детей с высоким и средним уровнем тревожности. Стоит отметить, что в государственном образовательном учреждении удалось добиться значительного снижения числа детей с высокой тревожностью. В частном дошкольном учреждении это менее выражена. Кроме того, в последнем случае также больше количество детей со средним уровнем тревожности.Рисунок 9 – Процентное соотношение детей из ДС №80 и ЧДО «Классикум» (методика «Тест тревожности»)Исходя из данных анализа, можно сделать вывод о том, что предлагаемые коррекционная методика негативных эмоциональных состояний при помощи арт-терапии достаточно эффективно позволяет снизить тревожность, агрессивность детей. При групповой работе она позволяет развить навыки социализации, улучшить психологический климат коллектива. Однако стоит отметить, что две выборки существенно отличаются по указанному терапевтическому эффекту. В случае государственного учреждения эффект во всех тестах, кроме тестов тревожности, меньший, чем в случае частного образовательного учреждения. Таким образом, предлагаемой методики коррекции негативных эмоциональных состояний недостаточна для видимого долгосрочного эффекта. Для этого необходимо полноценное участие педагогического коллектива и родителей учащихся. Следовательно, можно рекомендовать образовательным учреждением делать акцент на создание благоприятного психологического климата, неконфликтная взаимодействие воспитанников и воспитателей, а также на работу с родителями воспитанников. В противном случае предлагаемые методы коррекции будут оказывать лишь временное, симптоматическое воздействие. К сожалению, исходя из дизайна эксперимента, невозможно сделать вывод о том, в каком возрасте методы арт-терапии наиболее эффективны. Однако косвенно на это указывает тот факт, что практически во всех случаях в младших группах (дети 3-4 лет) удалось добиться большего снижения агрессивности и более качественное социализации детей. Однако, вероятно, скорее это характеризует предлагаемую коллекционную методику, чем методы арт-терапии в целом. Для прояснения указанного вопроса требуются дополнительные исследования. В случае с тревожностью было показано, что методы арт-терапии наиболее эффективны для детей 4-5 лет, однако здесь следует учитывать специфику учреждения, где проходит коррекционная работа. Положительный эффект предлагаемого метода коррекции связан не только с развитием навыков социализации и снятия негативных эмоциональных проявлений, а также с развитием фантазии и творчества. Предлагаемые тесты ("Несуществующее животное" и "ДЧД") включают также критерии, позволяющие оценивать креативность ребенка. Поскольку методы арт-терапии предполагают развитие таких способностей, то дети смогли реализовать их в данной коррекционной программе. Благодаря этому, во всех тестах существенно уменьшилось количество негативных критериев, связанных с общей композицией, идеей и методом реализации этой идеи. Таким образом, можно говорить о том, что через предлагаемые коррекционную программу дети существенно развили свои творческие способности. Этим же можно объяснить, что в младших группах были достигнуты более выраженные положительные результаты. Дети 3-4 лет любят рисовать и работать с нестандартными материалами, пожалуй, в большей степени, чем дети 5-6 лет. Кроме того, они легко откликаются на различные способы работы, предлагаемые взрослым.По итогам анализа можно отметить, что в целом предлагаемые коррекционный курс достаточно эффективен, однако оценка длительности этого эффекта требует дополнительных исследований. Представляется перспективы проведение лонгитюдного исследования в группах, где проведено коррекционная работа. Тогда можно будет сделать вывод о том, насколько длительно сохраняется эффект от воздействия или он работает только с конкретными актуальными симптомами.ЗаключениеВ ходе экспериментального исследования было показано, что наиболее распространенными проблемами развития детей является нарушение социализации и эмоциональные проблемы. Они встречаются практически повсеместно и не зависят от типа детского учреждения, где пребывает воспитанник. Однако стоит отметить, что тревожность выше в частных образовательных учреждениях. Предварительно мы объясняем это повышенной тревожностью родителей, которые, чрезмерно беспокоясь о состоянии своего ребёнка, отдают его не в государственное учреждение, а в частное. Обнаруженная тенденция требует дополнительных исследований.Арт-терапия - это подход, который позволяет эффективно работать с негативными проявлениями эмоциональных состояний детей в возрасте от 3 до 6 лет. Его основой является творческий процесс, который благотворно сказывается как на текущем состоянии ребенка, так и дает хороший результат в долгосрочной перспективе. Методы арт-терапии позволяют не только заниматься корректировкой индивидуальных особенностей детей, но и способствуют их социализации при групповой работе.Стоит отметить, что даже небольшого цикла занятий достаточно для появления устойчивых во времени результатов. Удается скорректировать такие негативные проявления, как неумение общаться в коллективе, страхи, повышенная тревожность, агрессивность. В краткосрочной перспективе удается снизить интенсивность этих переживаний, в долгосрочной возможно их полное устранение. Однако нами были получены только результаты в краткосрочной перспективе, поэтому в дальнейшем представляется важным проведения лонгитюдного исследования. Нами было показано, что для полноценной коррекции состояния ребенка недостаточно проведения определенных занятий - для этого необходимо создание полноценной среды с комфортным психологическим климатом, в формировании которой участвуют все сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Мы отмечаем особую важность работы с последними, поскольку любые усилия терапевта по коррекции могут быть сведены на нет при неблагоприятной психологической атмосфере в семьях. Большинство родителей не осознают необходимость коррекции негативных эмоциональных состояний, что в будущем может привести к существенным проблемам для ребёнка. В этот период любые познавательные процессы связаны с эмоциями, поэтому при накопленных негативных переживаниях они будут заблокированы. В дальнейшем это послужит причиной проблем в обучении, развитие волевых качеств и интеллектуальных способностей ребёнка [13, c. 52]. Следовательно, для полноценного формирования гармоничной личности в детском саду необходимо участие всех агентов образовательного и воспитательного процесса.Список литературыАнтонова Е.В., Томашевская О.А. Изучение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 560-564.Ахметзянова А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - №3 (88). - С.489-504.Белецкая Е.А. Специфика формирования эмоциональной культуры детей в условиях ДОУ [Электронный ресурс] / Е.А. Белецкая // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №11. - с. 11-15.Власова С.В. Развитие изобразительных и творческих способностей у детей с нарушением интеллекта через нетрадиционные методы изобразительной деятельности / С.В. Власова [Электронный ресурс]. - 5 с. - Режим доступа: poisk2020.ru/izo5.poisk/doc/vlasova.doc.Волгуснова Е.А. особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников [Электронный ресурс] / Е.А. Волгуснова // Дошкольное образование. – 2015. – №4. – с. 51-54.Володина К.А., Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология 2017, т. 7 (2). C. 58-66.Георгиевская Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - с. 320-322.Георгиевская Д.А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2015. - №22. - с. 896-899/Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 288 c.Детская практическая психология в кратком изложении. - М.: Флинта, МПСИ, 2015. - 224 c.Джукенова, Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника [Электронный ресурс] /Г.Д. Джукенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. - №28. – с. 43-48.Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / ТК. Донская // Наука. Искусство, культура. – 2013. - №2. – с. 144-152.Екжанова Е.А. Методика педагогического обследования Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 49-59. 21Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.Захарова Ю.А. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники изображения» / Ю.А. Захарова [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/29/konsultatsiya-dlya-roditeley-netraditsionnye 26Знаменская, Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - №2. – с. 80-87 - http://elibrary.ru/ Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с. 27Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2011. - 576 c.Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, Москва 2007, с. 68.Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] /Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №11. – с. 218-225 - http://elibrary.ruКолошина Т.Ю., Арт-терапия и ее возможности в настоящее время, [в] Арт-терапия в психиатрической практике, ред. А.Л. Шмилович, Е.А. Загряжская. 4ТЕ Арт, Москва, 2012, с. Копытин А.И. Техники семейной арт-терапии, Вестник практической психологии образования 2010, т. 1 (22), с. 98.Копытин А.И., Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии, Московский психотерапевтический журнал 2005, т. 4, с. 5.Кремнёва Я.В. Методы арт–терапии как способ самовыражения личности через творчество, Europeanscience 2017, т. 1, с. 1-2.Кудрина А.В., Методы арт-терапии в практике психологического консультирования, Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» 2009, т. 3, с. 1.Рабцевич Е.А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании / Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 175–179. 59Романов А.М. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А.М. Романов, Ю.А. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - №3. - С.28-36. 61Сафроненко Е.В. Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Т. 10 (112). - С.102-106. 63Свенцицская В., Арт-терапия в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением, [в] Арт-терапия: новые горизонты, ред. А.И. Копытин. Когито-центр, Москва 2006.Сомова Н.А. Система оценивания достижений детей с расстройствами аутистического спектра посредством портфолио учащегося / Н.А. Сомова, Т.Н. Богдановская / Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. –С. 81-84. 65Сучилин А.А., Тихонович Л.А., Арт-терапия как культурный феномен, Московский психологический журнал 2005, т. 4, с. 46.Borowsky Jr. M., The Modern History of Art Therapy in the United States, Art Therapy : Journal of the American Art Therapy Association 2012, № 29 (2), p. 3.Cook R. An historical and psychological context for the phenomenon of art therapy, 1994, http://ro.ecu.edu.au/theses/1103.Eaton L.G., Doherty K.L., Widrick R.M., A review of research and methods used to establish art therapy as an effective treatment method for traumatized children, The Arts in Psychotherapy 2007, vol. 34, p. 258.Malchioidi C.A. Expressive therapies: History, theory and practice [in] Expressive Therapies, ed. C.A. Malchiodi, New York 2005, p. 2.

1. Антонова Е.В., Томашевская О.А. Изучение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 560-564.
2. Ахметзянова А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - №3 (88). - С.489-504.
3. Белецкая Е.А. Специфика формирования эмоциональной культуры детей в условиях ДОУ [Электронный ресурс] / Е.А. Белецкая // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №11. - с. 11-15.
4. Власова С.В. Развитие изобразительных и творческих способностей у детей с нарушением интеллекта через нетрадиционные методы изобразительной деятельности / С.В. Власова [Электронный ресурс]. - 5 с. - Режим доступа: poisk2020.ru/izo5.poisk/doc/vlasova.doc.
5. Волгуснова Е.А. особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников [Электронный ресурс] / Е.А. Волгуснова // Дошкольное образование. – 2015. – №4. – с. 51-54.
6. Володина К.А., Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология 2017, т. 7 (2). C. 58-66.
7. Георгиевская Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - с. 320-322.
8. Георгиевская Д.А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2015. - №22. - с. 896-899/
9. Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 288 c.
10. Детская практическая психология в кратком изложении. - М.: Флинта, МПСИ, 2015. - 224 c.
11. Джукенова, Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника [Электронный ресурс] /Г.Д. Джукенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. - №28. – с. 43-48.
12. Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / ТК. Донская // Наука. Искусство, культура. – 2013. - №2. – с. 144-152.
13. Екжанова Е.А. Методика педагогического обследования Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 49-59. 21
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
15. Захарова Ю.А. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники изображения» / Ю.А. Захарова [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/29/konsultatsiya-dlya-roditeley-netraditsionnye 26
16. Знаменская, Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - №2. – с. 80-87 - http://elibrary.ru/
17. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с. 27
18. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2011. - 576 c.
19. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.
20. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, Москва 2007, с. 68.
21. Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] /Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №11. – с. 218-225 - http://elibrary.ru
22. Колошина Т.Ю., Арт-терапия и ее возможности в настоящее время, [в] Арт-терапия в психиатрической практике, ред. А.Л. Шмилович, Е.А. Загряжская. 4ТЕ Арт, Москва, 2012, с.
23. Копытин А.И. Техники семейной арт-терапии, Вестник практической психологии образования 2010, т. 1 (22), с. 98.
24. Копытин А.И., Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии, Московский психотерапевтический журнал 2005, т. 4, с. 5.
25. Кремнёва Я.В. Методы арт–терапии как способ самовыражения личности через творчество, European science 2017, т. 1, с. 1-2.
26. Кудрина А.В., Методы арт-терапии в практике психологического консультирования, Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» 2009, т. 3, с. 1.
27. Рабцевич Е.А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании / Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 175–179. 59
28. Романов А.М. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А.М. Романов, Ю.А. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - №3. - С.28-36. 61
29. Сафроненко Е.В. Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Т. 10 (112). - С.102-106. 63
30. Свенцицская В., Арт-терапия в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением, [в] Арт-терапия: новые горизонты, ред. А.И. Копытин. Когито-центр, Москва 2006.
31. Сомова Н.А. Система оценивания достижений детей с расстройствами аутистического спектра посредством портфолио учащегося / Н.А. Сомова, Т.Н. Богдановская / Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 26 марта 2015 г. / под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. –С. 81-84. 65
32. Сучилин А.А., Тихонович Л.А., Арт-терапия как культурный феномен, Московский психологический журнал 2005, т. 4, с. 46.
33. Borowsky Jr. M., The Modern History of Art Therapy in the United States, Art Therapy : Journal of the American Art Therapy Association 2012, № 29 (2), p. 3.
34. Cook R. An historical and psychological context for the phenomenon of art therapy, 1994, http://ro.ecu.edu.au/theses/1103.
35. Eaton L.G., Doherty K.L., Widrick R.M., A review of research and methods used to establish art therapy as an effective treatment method for traumatized children, The Arts in Psychotherapy 2007, vol. 34, p. 258.
36. Malchioidi C.A. Expressive therapies: History, theory and practice [in] Expressive Therapies, ed. C.A. Malchiodi, New York 2005, p. 2.

Вопрос-ответ:

Какие виды арттерапии помогают предотвратить эмоциональные и поведенческие нарушения у дошкольников?

Арттерапия включает в себя различные виды творческой деятельности, такие как рисование, лепка, музыка, танец и др. Все эти виды арттерапии могут быть полезными в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников.

Какие эмоциональные и поведенческие нарушения могут возникнуть у дошкольников?

У дошкольников могут возникнуть различные эмоциональные и поведенческие нарушения, такие как агрессия, тревожность, нарушения сна, энурез и другие. Арттерапия может помочь предотвратить возникновение этих нарушений.

Что такое арттерапия и для чего она используется?

Арттерапия - это психотерапевтический метод, основанный на использовании творческой деятельности как способа выражения и осознания эмоций и чувств. Она может быть использована для лечения различных психологических проблем и профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений.

Какая роль арттерапии в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников?

Арттерапия играет важную роль в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников. Эта методика позволяет детям выразить свои эмоции и чувства, развивать творческие способности и улучшать самооценку. Она также помогает улучшить коммуникацию и взаимодействие с окружающими.

Каковы возможности арттерапии в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений?

Арттерапия имеет широкие возможности в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников. Она помогает развивать эмоциональную интеллектуальность, улучшать самоконтроль и саморегуляцию, повышать мотивацию и уверенность в себе. Арттерапия также способствует развитию коммуникативных навыков и социализации ребенка.

Какие виды арттерапии могут использоваться для профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников?

Для профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников можно использовать различные виды арттерапии, такие как рисунок, живопись, скульптура, музыка, танец и др.

Какие эмоциональные и поведенческие нарушения могут возникать у дошкольников?

У дошкольников могут возникать различные эмоциональные и поведенческие нарушения, например, нервное поведение, гиперактивность, агрессивность, страхи, панические атаки, эмоциональная замкнутость и др.

Что представляет собой арттерапия и в каких областях она может быть применена?

Арттерапия - это метод психотерапии, основанный на использовании творчества и художественных материалов для выражения эмоций и решения психологических проблем. Она может быть применена в различных областях, включая психологию, медицину, социальную работу, образование и др.

Какие возможности предоставляет арттерапия в профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников?

Арттерапия предоставляет дошкольникам возможность выразить свои эмоции и чувства через творчество, улучшает самооценку и самовыражение, развивает социальные навыки, способствует адаптации к новым ситуациям и снижает уровень стресса, что в свою очередь помогает предотвратить эмоциональные и поведенческие нарушения.