Проблема лингвоэкологии в школе: лексические нормы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 50 50 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 04.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы лингвоэкологии в школе 5
1.1. Современное состояние развития лингвоэкологии 5
1.2. Лексические нормы языка 12
Глава 2 Методы и формы работы над лексическими нормами в школе 15
2.1. Традиционные методы работы над лексическими нормами в школе 15
2.2. Нетрадиционные методы работы над лексическими нормами в школе 37
Заключение 48
Список литературы 50
Фрагмент для ознакомления

Если же ученик не привык вникать в смысл слова, плохо понимает или совсем не знает его настоящего значения и не владеет навыками свободно оперировать им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка, изучая любой другой предмет.
Объектом словарной работы является слово как сложная и многогранная языковая единица, которая охватывает лексическое значение, грамматические свойства, произношение и правописание, возможности сочетаться с другими словами. Именно поэтому словарная работа должна сопровождать изучение школьниками всех разделов начального курса языка. Согласно этому определяют и виды словарных упражнений (лексико-семантические, лексико-грамматические, лексико-орфографические, лексико-стилистические). При их выполнении внимание учащихся сосредотачивается вокруг:
—слов, значение которых они не понимают;
—лексико-семантических рядов слов; лексико-грамматических разрядов;
—лексических средств, их функционирования в текстах разных типов и стилей;
—ошибок и недочетов в употреблении слов, соответствия лексического запаса литературной норме.
Современный взгляд на процесс порождения высказывания предполагает поиск слова, выбор из нескольких вероятных лексических единиц одной самой точной. Вещателю нужно обеспечить нормативные связи слов в составе речевого целого, правильность лексических комбинаций.
В структуре лексического речевого навыка современные ученые-методисты выделяют такие компоненты:
—нахождение нужного слова в памяти;
—произношение слова на основе владение его фонетической формой;
—построение сочетания слов на основе смысловой согласованности и владения грамматической нормой;
—введение словосочетание в предложение, текст.
Накопление словаря всегда было и сейчас является важным элементом в системе работы по развитию речи школьников. Методика ознакомления учащихся с новыми словами подробно описана в различных методических пособиях и рассматриваемая нами.
Ученые советуют сопровождать объяснение, раскрытие смыслового значения слова использованием наглядности, мотивируя это усилением влияния на восприятие образа слова вместе с его предметным значением.
Учитель должен постоянно помнить о том, что сформировать у детей читательскую самостоятельность, коммуникативную компетентность нельзя, не научив их самостоятельно объяснять слова, выяснять их значение. Основными приемами здесь должны стать использование контекста, элементарный словообразовательный анализ, обращение к толковому словарю.
Различные словари все более становятся важными справочниками, которые помогают ученикам узнать о семантике слова, его происхождение, произношение и правописание и тому подобное. Для обогащения детской речи особенно ценным является пользование толковым словарем. Учителю лишь необходимо дать учащимся элементарные сведения о толковый словарь и словарную статью. Выполняя задачи на отыскание определенного слова, школьники постепенно усваивают структуру словарной статьи, учатся точно ориентироваться в ее содержании. Главное же то, что они видят, как слово употребляется в речевой практике: в словосочетании, предложении, связном высказывании. Слово становится понятным, «своим».
Исходя из понимания слова как совокупности формы, значения и назначения, всю работу над ним следует организовывать, обеспечив усвоение «формальной» правильности слова, его семантики, различных смысловых связей слова с другими словами, соотнесенности слова с речевой ситуацией.
Современная методика предлагает технологию целостного овладения лексикой через функцию. Это означает, что прежде всего необходимо вызвать у учащихся желание участвовать в общении, обсуждении. Этого можно достичь при условии тематического принципа отбора лексического материала, организации ситуативного усвоение слов и их связей с другими словами. Тематические группы слов легче запоминаются младшими школьниками и способствуют выработке у них умений правильно употреблять лексические единицы в разных условиях общения.
Во время создания связных высказываний, реализации авторского замысла чрезвычайно важно владеть умениями формулировать мысли, подбирать слова, согласно с лексическими нормам соединять их, контролировать точность, выразительность речи и др. Итак, прорабатывая тему «Слово. Значение слова», учитель прежде всего добивается предотвращения лексических ошибок, исправление их, тренировки школьников в нормативном (правильном) употреблении лексических единиц.
Одновременно следует позаботиться о формировании точности и выразительности детской речи, максимального соответствия языковых средств коммуникативной целесообразности, речевой ситуации, речевой задаче.
Современной методической наукой разработана типология упражнений, с помощью которых школьники будут учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи:
1)наблюдение за употреблением языковых средств в образцовых текстах (найти слова, помогающие нам увидеть, представить... Найти слово, которое точно описывает... и т. др.);
2)лингвистический (стилистический) эксперимент («портится» текст, а далее сравнивается с оригиналом и делается вывод о преимуществах первого варианта);
3)редактирование высказывания с точки зрения употребления в нем языковых средств;
4)конструирование сложных языковых единиц из элементов низшего уровня (словосочетаний, предложений из слов);
5)трансформация (перестройка) синтаксических конструкций;
6)подбор слов, словосочетаний для определенного текста.
Среди всех возможных факторов влияния на речи школьников прежде всего следует выделить речь учителя. Всяческого одобрения заслуживают стремление молодых педагогов овладеть такими качествами профессиональной речи, как четкость, смысловая точность, доходчивость, выразительность, образность, эмоциональность, уверенность, оптимальный темп. Для преодоления недостатков в речи, подъема его культуры чрезвычайно важно вырабатывать привычку постоянно пользоваться словарями, воспитывать в себе чувствительность к родному языку, внутреннюю потребность систематически читать лучшие произведения классиков и зарубежной литературы.
В работе над лексическим значением слова важную роль играют логические ряды слов, слова одной тематики, но размещенные по степени обобщения смысла, по родо-видовым признакам, например: сосна — дерево — растение. Действующей программой по языку предусмотрено обучение младших школьников подбирать родовое название к ряду видовых и, наоборот, распределять слова на тематические группы и группировать ряды слов по определенному содержательному признаку (видовому или родовому). Следовательно, у учащихся 1-4 классов должен быть сформирован достаточно широкий круг логических понятий.
Наблюдения показывают, что дети часто не понимают смысловой разницы между группами слов для обозначения видовых и родовых понятий. Так, к мебели они ошибочно причисляют телевизор, ковер, к фруктам — малину, крыжовник. В сознании учеников насекомые, рыбы, пресмыкающиеся относятся к животным. Следовательно, перед учителем встает задача систематического включения специальных упражнений с целью формирования у младших школьников логических и лексических понятий, умений соотносить слова с соответствующими объектами, определять существенные признаки предмета, обобщать их, выяснять смысловые отношения между словами.
Анализ литературы дает возможность выявить типологию упражнений. Основными их видами являются:
1)называние предметов (кто это? или что это?);
2)определение признаков предметов по цвету, размеру, форме, материалу, вкусу, запаху и т. п;
3)подведение видовых понятий под родовое и расчленение родового понятия на видовые;
4)определение предмета по его признакам (цвет, форма, размер, материал, вкус и т. д);
5)определение предмета по его действиям;
6)сравнение предметов по определенному признаку;
7)исключение лишнего предмета или слова, его называющего;
8)дополнения группы однородных предметов;
9)распределение предметов или слов, которые их называют, по группам;
10)логическое определение предмета.
Выполнение учащимися словарно-логических упражнений является эффективным при определенных методических условиях:
—активизации умственной деятельности детей, развитие их логического мышления;
—связи с лексикой учебников;
—связи с изучаемой темой;
—введением «конфликтных» слов;
—связи с работой над связными высказываниями разных типов и стилей;
—использованием наглядности (предметы, рисунки);
—постепенным усложнение упражнений.
При работе с лексическими нормами учитель может использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы на изучение лексических норм. Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.
Группы нестандартных уроков
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
В ходе проведения исследования нами был проанализирован сборник упражнений по русскому языку «Мир Слова», направленный на формирование лексических норм младших школьников».
Сборник текстовых упражнений по русскому языку соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённым в Федеральном государственном образовательном стандарте. Сборник «Мир слова» реализует принцип непрерывного языкового образования, который может быть составной частью комплексно-целевой программы педагога и школы, и, способствует формированию лексических норм младших школьников на уроках русского языка.
Сборник предназначен для использования на уроках русского языка в 3 классе. Система представленных заданий поможет учителю повысить эффективность проведения учебных занятий, даст возможность развивать лексические умения при изучении и закреплении материала.
Особенностью сборника является то, что весь языковой материал основан на грамматических сказках, что вызовет интерес у учащихся. Выполняя упражнения из сборника на уроках русского языка, учащиеся будут не только заниматься лексикой, но и развивать кругозор. Каждая грамматическая сказка направлена на какую-то определённую лексическую норму. Затем, идёт упражнение по данной норме. Для обобщения знаний, в конце сборника учащимся представлено задание, которое охватывает все ранее изученные лексические нормы.
В упражнении № 5 из сборника «Мир слова» формируется такая лексическая норма, как омонимы.
Упражнение «Уточни одним словом».
Учитель записывает на доске омонимы: мир, свет, лук, побег, кисть, ручка, ключ, норка, лисички.
Задача учащихся-записать данные омонимы парами и дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить его значение. Победителем считается тот, кто скорее и правильнее всех решит эту задачу.
Еще одной особенностью сборника «Мир Слова» является то, что в нем представлены упражнения в игровой форме. Выполняя такие упражнения, ребёнок получает удовольствие, ему интересно, он проявляет творчество и воображение, также присутствует состязательный момент..
Третья особенность сборника – наличие упражнений разного уровня сложности. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка. Упражнения, представленные в сборнике, в силу своей разноуровневой сложности могут быть предложены как обучающие, так и контрольно-обобщающие по изученным темам лексики.


Заключение

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что возникновение эколингвистики обусловлено необходимостью решения проблем взаимодействия между языком, человеком и природой. Она охватывает чрезвычайно разновекторные исследования, отражающие важность экологической проблематики в обществе.
Стилистические нормы регулируют правильность применения языковых средств в целях выражения речевой ситуации. Для каждого стиля есть свои стилистически маркированные средства и принимать их нужно только в той речевой ситуации, которой они касаются. Так, например, для официально- делового стиля характерны стандартные высказывания, обладающие воспроизводимостью, устойчивостью семантики, нейтральностью окраски. И если говорящий будет принимать канцелярские выражения в других стилях, то это приводит к забавным ситуациям.
Итак, по нашему мнению, сегодня языковая норма характеризуется высокодинамичностью, что приводит к изменению и сдвигам языковой нормы. Этот факт обусловливает необходимость систематизации существующих концепций нормы в лингвистических трудах. Кроме этого, обращая внимание на динамику изменения языковой нормы, требуется анализ ее факторов и вышеуказанных изменений.
В заключении можно сказать, что использование сборника лексических упражнений по русскому языку «Мир Слова» будет способствовать формированию у младших школьников лексической нормы, направленной на развитие умения самостоятельно находить решения учебных проблем, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Список литературы

Бернацкая А.А. О трех аспектах экологии языка/ А.А. Бернацкая - Режим доступа: http://www.russian.slavica.org/article433.html
Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика : словарь-справочник / Т. В. Жеребило. - Назрань : ООО “Пилигрим”, 2011
Иванова Е.В Цели, задачи и проблемы эколингвистики/ Е.В.Иванова// Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сб. науч. трудов.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 41- 47
Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. - М. : Знак, 2009. - 145 с.
Молодкин А.М. Предисловие/ А.М. Молодкин// Эколингвистика: теория, проблемы, методы. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Научная книга, 2003. - С. 3-6
Пузырев А. В. Лингвоэкология (эколингвистика) с точки зрения субстратного подхода к языку / А. В. Пузырев // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шахов- ский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 77-89.
Сковородников А.П. Экология современного русского языка и роль средств массовой информации в этом процессе/ А.П. Сковородников - Режим доступу: http: //gazeta. sfu-kras .ru/node/307
Шаховкий В. И. Модус экологичности в эмоциональной коммуникации / В. И. Шаховский // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 53-61
Шаховский В. И. Экологическое пространство языка: критические аспекты / В. И. Шаховский, С. В. Ионова // Экология языка: Материалы 5-й Междунар. науч. конференции. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2012. - С. 311-324
Шаховский В. И., Солодовникова Н. Г. Экологизация современной науки и параметры экологичного общения / В. И. Шаховский, Н. Г. Солодовникова // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 23-34
Demi A.The Ecolinguistic Paradigm: An Integrationist Trend in Language Study/ Demi Ammaria//The International Journal of Language, Society and Culture. - № 24.- 2008. - P.21-30
Ehlich K. Medium Sprache / K. Ehlich // Strohner H., Sichelschmidt L., Hielscher M (Hrsg.). Medium Sprache. – F/M, Lang, 1998
Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
Finke P. The Ecology of Science and its Consequences for the Ecology of Language: Potentials for a Major Scientific Change // Language Sciences. - 2014. -N 41. - P. 71-82.
Haarmann H. Language in ethnicity: a view of basic ecological relations/ Haarmann Harald. - Berlin, 1986. - 286 P.
Halliday, M.A.K. (1990). New ways of analysing meaning: A challenge to applied linguistics. Journal of Applied Linguistics, 6, 7-36
Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Standford: Standford University Press, 1972. 396 p
Ohnheiser I. Эколингвистика и тенденции развития современных славянских языков / І. Ohnheiser // Jazyki slovianskie w perspektywie ekolingwistycznej. - Opole, 2003. - S. 9 - 34
Trampe, W. Sprache und ökologische Krise. Aus dem Wörterbuch der industriellen Landwirtschaft / W. Trampe // Feldbusch, E., Pogarell, R., Wei, C. Neue Fragen der Linguistik, Akten des 25. – Ling. Kolloquiums. – Bd. 2. Innovation und Anwendung. – Tübingen, 1991. – C. 128.
Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Standford: Standford University Press, 1972. 396 p
Haarmann H. Language in ethnicity: a view of basic ecological relations/ Haarmann Harald. - Berlin, 1986. - 286 P.
Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
Finke P. The Ecology of Science and its Consequences for the Ecology of Language: Potentials for a Major Scientific Change // Language Sciences. - 2014. -N 41. - P. 71-82.
Trampe, W. Sprache und ökologische Krise. Aus dem Wörterbuch der industriellen Landwirtschaft / W. Trampe // Feldbusch, E., Pogarell, R., Wei, C. Neue Fragen der Linguistik, Akten des 25. – Ling. Kolloquiums. – Bd. 2. Innovation und Anwendung. – Tübingen, 1991. – C. 128.
Ehlich K. Medium Sprache / K. Ehlich // Strohner H., Sichelschmidt L., Hielscher M (Hrsg.). Medium Sprache. – F/M, Lang, 1998
Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
Halliday, M.A.K. (1990). New ways of analysing meaning: A challenge to applied linguistics. Journal of Applied Linguistics, 6, 7-36
Сковородников А.П. Экология современного русского языка и роль средств массовой информации в этом процессе/ А.П. Сковородников - Режим доступу: http: //gazeta. sfu-kras .ru/node/307
Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
Иванова Е.В Цели, задачи и проблемы эколингвистики/ Е.В.Иванова// Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сб. науч. трудов.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 41- 47
Бернацкая А.А. О трех аспектах экологии языка/ А.А. Бернацкая - Режим доступа: http://www.russian.slavica.org/article433.html
Demi A.The Ecolinguistic Paradigm: An Integrationist Trend in Language Study/ Demi Ammaria//The International Journal of Language, Society and Culture. - № 24.- 2008. - P.21-30
Молодкин А.М. Предисловие/ А.М. Молодкин// Эколингвистика: теория, проблемы, методы. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Научная книга, 2003. - С. 3-6
Иванова Е.В Цели, задачи и проблемы эколингвистики/ Е.В.Иванова// Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сб. науч. трудов.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 41- 47
Шаховский В. И. Экологическое пространство языка: критические аспекты / В. И. Шаховский, С. В. Ионова // Экология языка: Материалы 5-й Междунар. науч. конференции. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2012. - С. 311-324
Ohnheiser I. Эколингвистика и тенденции развития современных славянских языков / І. Ohnheiser // Jazyki slovianskie w perspektywie ekolingwistycznej. - Opole, 2003. - S. 9 - 34
Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика : словарь-справочник / Т. В. Жеребило. - Назрань : ООО “Пилигрим”, 2011
Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. - М. : Знак, 2009. - 145 с.
Пузырев А. В. Лингвоэкология (эколингвистика) с точки зрения субстратного подхода к языку / А. В. Пузырев // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шахов- ский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 77-89.
Шаховкий В. И. Модус экологичности в эмоциональной коммуникации / В. И. Шаховский // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 53-61
Шаховский В. И., Солодовникова Н. Г. Экологизация современной науки и параметры экологичного общения / В. И. Шаховский, Н. Г. Солодовникова // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 23-34









2


1. Бернацкая А.А. О трех аспектах экологии языка/ А.А. Бернацкая - Режим доступа: http://www.russian.slavica.org/article433.html
2. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика : словарь-справочник / Т. В. Жеребило. - Назрань : ООО “Пилигрим”, 2011
3. Иванова Е.В Цели, задачи и проблемы эколингвистики/ Е.В.Иванова// Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сб. науч. трудов.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 41- 47
4. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. - М. : Знак, 2009. - 145 с.
5. Молодкин А.М. Предисловие/ А.М. Молодкин// Эколингвистика: теория, проблемы, методы. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Научная книга, 2003. - С. 3-6
6. Пузырев А. В. Лингвоэкология (эколингвистика) с точки зрения субстратного подхода к языку / А. В. Пузырев // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шахов- ский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 77-89.
7. Сковородников А.П. Экология современного русского языка и роль средств массовой информации в этом процессе/ А.П. Сковородников - Режим доступу: http: //gazeta. sfu-kras .ru/node/307
8. Шаховкий В. И. Модус экологичности в эмоциональной коммуникации / В. И. Шаховский // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : кол. моногр. /науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 53-61
9. Шаховский В. И. Экологическое пространство языка: критические аспекты / В. И. Шаховский, С. В. Ионова // Экология языка: Материалы 5-й Междунар. науч. конференции. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2012. - С. 311-324
10. Шаховский В. И., Солодовникова Н. Г. Экологизация современной науки и параметры экологичного общения / В. И. Шаховский, Н. Г. Солодовникова // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. проф. В. И. Шаховский. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ “Перемена”, 2013. - С. 23-34
11. Demi A.The Ecolinguistic Paradigm: An Integrationist Trend in Language Study/ Demi Ammaria//The International Journal of Language, Society and Culture. - № 24.- 2008. - P.21-30
12. Ehlich K. Medium Sprache / K. Ehlich // Strohner H., Sichelschmidt L., Hielscher M (Hrsg.). Medium Sprache. – F/M, Lang, 1998
13. Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
14. Fill A. Language and Ecology: Ecolinguistic Perspectives for 2000 and beyond/ Alwin Fill// Applied Linguistics for the 21st Century. -Tokyo, 2000. - P.60-75
15. Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
16. Fill A. The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment/ Alwin Fill, Muhlhausler Peter. - New York, 2001.- 291P
17. Finke P. The Ecology of Science and its Consequences for the Ecology of Language: Potentials for a Major Scientific Change // Language Sciences. - 2014. -N 41. - P. 71-82.
18. Haarmann H. Language in ethnicity: a view of basic ecological relations/ Haarmann Harald. - Berlin, 1986. - 286 P.
19. Halliday, M.A.K. (1990). New ways of analysing meaning: A challenge to applied linguistics. Journal of Applied Linguistics, 6, 7-36
20. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Standford: Standford University Press, 1972. 396 p
21. Ohnheiser I. Эколингвистика и тенденции развития современных славянских языков / І. Ohnheiser // Jazyki slovianskie w perspektywie ekolingwistycznej. - Opole, 2003. - S. 9 - 34
22. Trampe, W. Sprache und ökologische Krise. Aus dem Wörterbuch der industriellen Landwirtschaft / W. Trampe // Feldbusch, E., Pogarell, R., Wei, C. Neue Fragen der Linguistik, Akten des 25. – Ling. Kolloquiums. – Bd. 2. Innovation und Anwendung. – Tübingen, 1991. – C. 128.

Вопрос-ответ:

В чем заключается проблема лингвоэкологии в школе?

Проблема лингвоэкологии в школе заключается в нарушении лексических норм языка.

Что представляют собой лексические нормы языка?

Лексические нормы языка - это правила и ограничения, которые регулируют использование слов и лексических выражений в языковой среде.

Какие методы используются для работы над лексическими нормами в школе?

В школе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы для работы над лексическими нормами.

Какие преимущества есть у нетрадиционных методов работы над лексическими нормами в школе?

Нетрадиционные методы работы над лексическими нормами в школе позволяют более эффективно развивать словарный запас учеников, создавая интересные и познавательные занятия.

Что делать, если ученик не привык вникать в смысл слов?

Если ученик не привык вникать в смысл слов, необходимо использовать разнообразные методы и формы работы, которые помогут ему лучше понимать значение слов и обогатить свой словарный запас.

Что такое лингвоэкология?

Лингвоэкология - это научная область, изучающая взаимодействие языка и окружающей среды, а также проблемы связанные с использованием языка в современном обществе.

Каково современное состояние развития лингвоэкологии?

Современное развитие лингвоэкологии характеризуется активным изучением влияния языковых факторов на окружающую среду и поиском путей решения проблем, связанных с экологической стороной языковой деятельности.

Что такое лексические нормы языка?

Лексические нормы языка - это правила использования слов и выражений, принятые в данном языковом сообществе. Они определяют допустимые и недопустимые слова и выражения для использования в различных ситуациях.

Какие традиционные методы работы над лексическими нормами в школе существуют?

Традиционные методы работы над лексическими нормами в школе включают изучение правил правописания, составление словарных списков, выполнение упражнений на запоминание и использование новых слов в контексте.

Какие нетрадиционные методы работы над лексическими нормами в школе существуют?

Нетрадиционные методы работы над лексическими нормами в школе включают использование интерактивных технологий, игровые формы обучения, проектную деятельность, создание ситуаций коммуникативной практики и др. Они направлены на активное участие учащихся в процессе усвоения новой лексики и формирования лексических навыков.

Какая проблема рассматривается в статье?

В статье рассматривается проблема лингвоэкологии в школе, с фокусом на лексические нормы языка.