Особенности самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 03.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 5
1.1. Психологические закономерности и специфика развития личности в подростковом возрасте 5
1.2. Влияние семейного неблагополучия на самооценку и самоотношение у подростков 15
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования и их анализ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….35
До сих пор психологи не могут дать ответа на вопрос, почему некоторые подростки страдают от завышенной самооценки, а другие от заниженной, ведь большинство из них находится примерно в одинаковом положении.Однако важно чтобы в этот сложный период жизни подросток встретил «правильных»людей, которые смогли бы не только оказать эмоциональную поддержку, но и помочь подростку довести его самооценку до адекватного уровня. По мере того, каксамооценка будет расти,будут раскрыватьсяи истинные возможности. В большинстве случаев требуется помощь психологов-профессионалов, для того, чтобы вывести подростка из состояния длительной депрессии.Таким образом, неблагополучная семья – это семья, которая имеет низких социальный статус в различных сферах жизнедеятельности человека; это семья, в которой игнорируются и теряются главные семейные функции, преобладают скрытые и явные дефекты воспитания, вследствие чего и появляются «трудные дети».Главной отличительной особенностью неблагополучной семьи является её разрушительное и отрицательное влияние на формирование личности ребёнка, которое приводит его к отклонениям в поведении. Неблагополучие в семье способствуют формированию у ребенка чувства собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в жестоком мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ2.1. Организация и методы исследованияЭкспериментальное исследование было проведено нами на базе Центра помощи семье и детям. Исследование проводилось с участие 20 подростков из неблагополучных семей в возрасте от 14 до 16 лет. Из них 11 девушек, и 8 юношей.Цель - изучить особенности самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей.Для диагностики особенностей самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей нами использовались следующие методики:1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношейМетодика может проводиться фронтально - с целым классом или группой учащихся - и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой.Каждая линия имеет название сверху и снизу: 0 здоровый — больной;1 хороший характер — плохой характер;2 умный — глупый;3 способный — неспособный;4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;5 красивый — некрасивый;6 уверенный в себе — не уверенный в себе.Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;высота самооценки — от «0» до знака «-»;величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.2.Опросник Самоотношения(В.В. Столин и С.Р. Пантелеев).Данный многомерный психодиагностический метод, разработанный В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым (1985) был создан согласно иерархической модели структуры самоотношения В.В. Столина. И представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Тест-Опросник Самоотношения применяется для выявления уровня самоотношения человека к самому себе. Данная версия направлена на выявление трех уровней самоотношения, обладающих разной степенью обобщенности: 1)глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя;2)самоотношение, дифференцированное по самоуважению (шкала, состоящая из 15 объединенных утверждений связанных со шкалами «самоуверенности», «саморуководства» и «самопонимания», объединяющие содержательно и эмоционально веру в себя, свои силы, самостоятельность, способности, понимание себя), аутосимпатии (шкала, состоящая из 16 объединенных утверждений, которые связанны со шкалами «самопринятия», «самообвинения» и отражающие дружеское – враждебное отношение к собственному «Я»), ожидаемому отношению от других людей (шкала, состоящая из13 утверждений, которые показывают ожидание негативного или позитивного отношения к себе окружающих людей) и самоинтересу (шкала, состоящая из 8 утверждений показывающих меру близости к самому себе, внимание к своим чувствам и мыслям, уверенность в своей интересности для других людей); 3)уровень готовности к совершению конкретных действий в отношении к своему «Я». Методика содержит:-55 вопросов-суждений, ответ на которые должен быть либо положительным («да») либо отрицательным («нет»);-Основные шкалы: Шкала S (измеряет чувство «за» или «против» собственного «Я»), Шкала I (самоуважение), Шкала II (аутосимпатия), Шкала III (ожидаемое отношение от других), Шкала IV (самоинтерес).-Дополнительные шкалы, измеряющие выраженность установок на внутренние действия в отношении собственного «Я»: Шкала 1 (самоуверенность), Шкала 2 (отношение других), Шкала 3 (самопринятие), Шкала 4 (саморуководство), Шкала 5 (самообвинение), Шкала 6 (самоинтерес), Шкала 7 (самопонимание). Показатель по каждой шкале подсчитывается посредством складывания а) утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в шкалу с положительным знаком; б) утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в шкалу с отрицательным знаком. Ответы на прямые вопросы опросника переводятся в накопленные частоты (%) по таблицам перевода «сырого балла», затем показатели каждой шкалы оцениваются следующим образом: - признак не выражен, самооценка человека занижена (меньше 45 баллов); - признак выражен, человек адекватно воспринимает себя и достаточно правильно оценивает свое поведение (45-55 баллов), - признак ярко выражен, самооценка человека завышена (55-70 баллов и выше). Инструкция приведена в приложении 1.3. Диагностика общей самооценки ( опросник Г.Н. Казанцевой).Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме: очень часто – 4 балла; часто – 3 балла; иногда – 2 балла; редко – 1 балл; никогда – 0 баллов.Далее результаты исследования были подвергнуты анализу на основе математических методов обработки данных, с помощью программы «MicrosoftExcel» и многофункциональной программы «Statistika 6.02.2. Результаты исследования и их анализРезультаты проведения теста-опросника cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) отражены на рисунке 1.Рис.1 Результаты проведения теста-опросника cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Проведенная методика показала, что: у большей части подростков (70%) из неблагополучных семей заниженный уровень самооценки, у 20 % подростков – завышенная самооценка, только для 10% подростков из неблагополучных семей характеризуются адекватной самооценкой (рис. 2).Рис. 2 Анализ результатов проведения теста-опросника cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)Анализ результатов опросника Г.Н. Казанцевой показал, что большая часть подростков (60%) болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».30% подростков из неблагополучных семей не отягощены «комплексом неполноценности», правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в своих действиях.Только 10% подростков из неблагополучных семей редко страдают от «комплекса неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.Таким образом, данный опросник показал, что у 60% подростков из неблагополучных семей заниженная самооценка, у 30% - завышенная, и только у 10% - адекватная (рис. 3).Рисунок 3 – Анализ результатов диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой).Результаты методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей представлены на рисунке 4.Рисунок 4 – Результаты методики измерения самооценки Дембо-РубинштейнаНа основании данного рисунка можно сделать вывод, что у большей части подростков из неблагополучной семьи низкий уровень притязаний и самооценки. 30% подростков отличаются высоким уровнем самооценки и притязаний. Они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия длядостижению этих целей. По 20% и 10% пришлось на подростков с нормальны уровнем притязаний и самооценки.Таким образом, проведенная диагностика показала, что у большей части подростков из неполноценной семьи заниженный уровень самооценки и самоотношения. У части подростков отмечается завышенная самооценка, как защитная реакция на окружающих. Только незначительное количество подростков из неблагополучной семьи могут адекватно себя оценивать.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Самооценка подростка отражает особенности осознания им своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. Самооценка подростков имеет ряд модусов: она может быть правильной или ошибочной, дифференцированной и недифференцированной. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: подросток четко осознает и выделяет те сферы жизни, те зоны деятельности, в которых он имеет преимущества, может достичь высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его ограничены. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – прежде всего общение подростков с другими людьми.Неблагополучная семья – это семья, которая имеет низких социальный статус в различных сферах жизнедеятельности человека; это семья, в которой игнорируются и теряются главные семейные функции, преобладают скрытые и явные дефекты воспитания, вследствие чего и появляются «трудные дети».Главной отличительной особенностью неблагополучной семьи является её разрушительное и отрицательное влияние на формирование личности ребёнка, которое приводит его к отклонениям в поведении. Неблагополучие в семье способствуют формированию у ребенка чувства собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в жестоком мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.Экспериментальное исследование было проведено нами на базе Центра помощи семье и детям. Исследование проводилось с участие 20 подростков из неблагополучных семей в возрасте от 14 до 16 лет. Из них 11 девушек, и 8 юношей.Цель - изучить особенности самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей.Для диагностики особенностей самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей нами использовались следующие методики:1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей2.Опросник Самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантелеев).3. Диагностика общей самооценки ( опросник Г.Н. Казанцевой).Проведенная диагностика показала, что у большей части подростков из неполноценной семьи заниженный уровень самооценки и самоотношения. У части подростков отмечается завышенная самооценка, как защитная реакция на окружающих. Только незначительное количество подростков из неблагополучной семьи могут адекватно себя оценивать.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАсекритова Т.А. Характеристика особенностей самооценки в подростковом возрасте. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34-1. С. 127-130.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.Вилкова И.А. Самооценка неуспевающих в обучении подростков с нарушением адаптации / И.А. Вилкова//Colloguium-journal. – 2019. –№1(25). – С.33-36Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Наука. - 1931. – 300 с.Григорьева С. А. Семейное неблагополучие как главный фактор заниженной самооценки подростка // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - №1 – 2018Захарова Э.А. Самооценка подростков как отражение одиночества / В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет. 2016. С. 229-235.Истратова О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия ЮФУ. Технические науки. 2015. №10 С.242-249.Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте//Мир науки, культуры и образования - №3 – 2018Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики 52 переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133.Кошкаров В.И., Бородина В.Н., Кадетова Л.А. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 201-205.Мачурина Т. Н. Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков // EUROPEANRESEARCH. 2016. № 12 (23) стр. 106-109Прохорова Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков.// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-2 (62). С. 118-120.Романенкова А.С. Особенности самооценки подростков из неблагополучных семей. М. 2015Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957. - 328 сУмарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка //Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. – М.: Крылья, 2015. – С. 158–161.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
3. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.
4. Вилкова И.А. Самооценка неуспевающих в обучении подростков с нарушением адаптации / И.А. Вилкова//Colloguium-journal. – 2019. –№1(25). – С.33-36
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Наука. - 1931. – 300 с.
6. Григорьева С. А. Семейное неблагополучие как главный фактор заниженной самооценки подростка // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - №1 – 2018
7. Захарова Э.А. Самооценка подростков как отражение одиночества / В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет. 2016. С. 229-235.
8. Истратова О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия ЮФУ. Технические науки. 2015. №10 С.242-249.
9. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте//Мир науки, культуры и образования - №3 – 2018
10. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики 52 переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133.
11. Кошкаров В.И., Бородина В.Н., Кадетова Л.А. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 201-205.
12. Мачурина Т. Н. Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков // EUROPEANRESEARCH. 2016. № 12 (23) стр. 106-109
13. Прохорова Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков.// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-2 (62). С. 118-120.
14. Романенкова А.С. Особенности самооценки подростков из неблагополучных семей. М. 2015
15. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957. - 328 с
16. Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка //Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. – М.: Крылья, 2015. – С. 158–161.
Вопрос-ответ:
Какие особенности самооценки и самоотношения могут присутствовать у подростков из неблагополучных семей?
У подростков из неблагополучных семей могут быть низкая самооценка и негативное самоотношение. Они часто испытывают чувство неполноценности, страх неуспеха и отвержения. Они могут иметь проблемы в общении, низкую уверенность в себе и повышенную тревожность.
Какие психологические закономерности и специфика развития личности проявляются в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте происходит активное формирование личности. Подростки начинают строить свое представление о себе и разрабатывать свои ценности и идеалы. Они ищут свое место в социуме и могут испытывать сомнения и неуверенность. Подростки начинают осознавать свои эмоции и развивают свою самостоятельность и автономию.
Влияет ли семейное неблагополучие на самооценку и самоотношение подростков?
Да, семейное неблагополучие значительно влияет на самооценку и самоотношение подростков. Подростки из неблагополучных семей могут испытывать негативные эмоции, низкую самооценку и чувство неполноценности. Они могут иметь проблемы с доверием, общением и установлением здоровых отношений со сверстниками и взрослыми.
Какие особенности самооценки и самоотношения выявлены в результате эмпирического исследования?
Проведенное эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей имеют низкую самооценку и негативное самоотношение. Они испытывают больше тревоги и страха неуспеха. Их уровень социальной поддержки и уверенности в себе также снижен. Однако у некоторых подростков из неблагополучных семей были высокие показатели самооценки, что говорит о том, что каждый подросток уникален и нельзя обобщать все случаи.
Какие особенности самооценки и самоотношения есть у подростков из неблагополучных семей?
Подростки из неблагополучных семей могут иметь сниженную самооценку и негативное самоотношение. Они часто чувствуют себя неполноценными, неуверенными в себе и могут страдать от чувства вины и неполноценности. Возможно, у них также развиваются повышенные тревожность и депрессия.
Какие психологические закономерности и специфика развития личности в подростковом возрасте могут повлиять на самооценку и самоотношение у подростков из неблагополучных семей?
Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием личности, поисковым характером и формированием самоидентичности. У подростков из неблагополучных семей эти процессы могут быть нарушены из-за отсутствия поддержки и стимуляции со стороны родителей или семьи. Это может приводить к снижению самооценки и проблемам в самоотношении.
Как семейное неблагополучие влияет на самооценку и самоотношение подростков?
Семейное неблагополучие может оказывать отрицательное влияние на самооценку и самоотношение подростков. Они могут испытывать чувство вины или неполноценности из-за отсутствия поддержки и внимания со стороны родителей. Также, конфликты и нарушение коммуникации в семье могут повлиять на формирование положительного самоотношения.
Какие особенности самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей выявлены в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании было выявлено, что подростки из неблагополучных семей имеют более низкую самооценку и менее положительное самоотношение, чем подростки из благополучных семей. Они чаще испытывают тревожность, депрессию и имеют проблемы в коммуникации с окружающими. Однако, было выяснено, что поддержка со стороны социальной среды может смягчить негативное влияние семейного неблагополучия на самооценку и самоотношение подростков.
Какие особенности самооценки и самоотношения у подростков из неблагополучных семей?
У подростков из неблагополучных семей может наблюдаться низкая самооценка и проблемы в самоотношении. Это связано с тем, что они часто испытывают недостаток поддержки и внимания со стороны родителей, а также могут быть вынуждены сталкиваться с негативными событиями в семье, такими как конфликты, насилие, расставания и др. В результате, они могут считать себя неполноценными, неуспешными и непривлекательными, что отражается на их самооценке и самоотношении.