Проблемы организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних. (Тактико-психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних).
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 07.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Особенности допроса несовершеннолетнего…………………………………4
2. Особенности участия педагога, психолога, представителя органов опеки и попечительства, иных социальных организаций в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних……………………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемых источников……………………………………………..15
Как правило, в отечественной научной литературе психолог определяется как специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. В уголовном процессе под психологом понимают участника судопроизводства, обладающего соответствующими специальными знаниями, привлекаемого для участия либо в допросе несовершеннолетнего, либо для производства экспертизы, дачи заключения, оказания консультативной помощи и т.д.. Безусловно, не только педагоги (психологи), но и сотрудники органов опеки и попечительства обязаны иметь профильное высшее образование (по специальностям: «социальная работа» или «социология и социальная работа», «социальная педагогика», а в идеальном варианте еще и являться выпускниками ведущих юридических вузов страны). Целесообразно пояснить, что участие на ранних стадиях уголовного производства социального работника позволяет своевременно оказывать социальную помощь несовершеннолетним гражданам и членам их семей (то есть еще до вынесения судебного решения). В последующем (например, если дело касается хронического алкоголизма или наркомании подростка) суд может использовать составленный специалистом конкретного социального центра (где ранее наблюдался несовершеннолетний) или работником органов опеки и попечительства план социального сопровождения (а в ряде случаев и комплексной реабилитации). Профессионализм педагога (психолога), ювенального врача-психиатра, представителя социальных служб не может рассматриваться в отрыве от высоких общественных и нравственных качеств, а в более узком аспекте (применительно к запросам уголовного судопроизводства) компетентность перечисленных специалистов включает в себя знания в сфере возрастной психологии, юриспруденции (имеются в виду основы ювенальной юстиции и ювенального права), а также в умении наладить быстрый и продуктивный контакт с несовершеннолетними, правоохранителями, судьями, адвокатами. Изучение роли педагога, психолога и т.д. при досудебном и судебном производстве по делам с участием несовершеннолетних предполагает комплексный, междисциплинарный и динамичный подход. Однако никакие, даже самые эффективные научно-обоснованные рекомендации не принесут положительных результатов, если сотрудники правоохранительных органов, судьи не будут ориентироваться в вопросах возрастной психологии, педагогики, конфликтологии, психиатрии и сексологии. Кроме того, на них лежит важная задача – сориентировать педагогов (психологов) в вопросах уголовного судопроизводства, четко сформулировать задачи и побудить к максимальной творческой активности, к сотрудничеству.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование практики применения уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать выводы, что правоприменительная практика продолжает сталкиваться с трудностями, связанными с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса в ходе предварительного расследования по уголовному делу. Изучение данного вопроса позволило прийти к выводу о наличии недостатков в правовом обеспечении представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.Основываясь на вышеизложенном, заключаем следующее: 1) Необходимо определить цель участия законного представителя несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, обозначив ее в ст. 48 УПК РФ; 2) Следует расширить круг лиц, которые могут быть представлены в качестве законного представителя несовершеннолетнего, с их указанием в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Для этого предлагается рассмотреть отдельные категории родственников из числа указанных в п. 4 ст. 5 УПК РФ «близких родственников» и п. 3 ст. 5 УПК РФ «близких лиц» несовершеннолетнего. 3) Допустимо продление полномочий «законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)» лица, признанного таковым в ходе расследования уголовного дела, если в ходе производства по делу несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) достиг восемнадцатилетнего возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019)) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // URL: http://base.garant.ru/12182757/#ixzz5Z0sKCKs1Бакурина А.И. Роль педагога и психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних // Бюллетень инновационных технологий. – 2017. – Т. 3. – № 3. – С. 27-30.Варлова А.О., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7(33). С. 112–117. Вершинин А.Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 504–506. Дударев В.А. Тактические особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними при их допросе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2(1). С. 186–191. Лаврова О.Н. К вопросу о производстве следственных действий с участием несовершеннолетних лиц // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 143–146. Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) // Научные исследования. 2018. № 4. С. 42–45.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // URL: http://base.garant.ru/12182757/#ixzz5Z0sKCKs1
3. Бакурина А.И. Роль педагога и психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних // Бюллетень инновационных технологий. – 2017. – Т. 3. – № 3. – С. 27-30.
4. Варлова А.О., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7(33). С. 112–117.
5. Вершинин А.Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 504–506.
6. Дударев В.А. Тактические особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними при их допросе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2(1). С. 186–191.
7. Лаврова О.Н. К вопросу о производстве следственных действий с участием несовершеннолетних лиц // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 143–146.
8. Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) // Научные исследования. 2018. № 4. С. 42–45.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет процесс допроса несовершеннолетнего?
Процесс допроса несовершеннолетнего имеет несколько особенностей. Во-первых, несовершеннолетний должен быть допрошен в присутствии его родителей или представителей органов опеки и попечительства. Во-вторых, несовершеннолетний должен быть допрошен с учетом его психологических особенностей и возрастных особенностей. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего важно обеспечить его комфортную атмосферу, чтобы не навредить его психическому и физическому здоровью.
Какова роль педагогов-психологов, представителей органов опеки и попечительства и других социальных организаций в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних?
Педагоги-психологи, представители органов опеки и попечительства и другие социальные организации играют важную роль в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Они предоставляют профессиональную помощь и поддержку несовершеннолетним во время допроса и следственных действий. Они также участвуют в процессе принятия решений о мерах воспитательного воздействия и реабилитации несовершеннолетнего.
Какие проблемы возникают при организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних?
При организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних возникают некоторые проблемы. Одной из них является отсутствие подходящих помещений для допроса и проведения следственных действий с несовершеннолетними. Также возникают трудности с привлечением и участием родителей или представителей органов опеки и попечительства в процессе досудебного производства. Кроме того, необходимо учитывать психологические особенности несовершеннолетних и обеспечивать соответствующую поддержку и защиту их прав.
Какие особенности есть в организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних?
Организация производства следственных действий с участием несовершеннолетних имеет свои особенности, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей. Важно учитывать внушительность помещения, наличие обилия незнакомых людей, ограничение детей в движении, а также наличие педагога-психолога, представителя органов опеки и попечительства или иных социальных организаций, которые помогут справиться с проблемами, возникающими у несовершеннолетнего в процессе допроса.
Какие особенности есть в допросе несовершеннолетнего?
Допрос несовершеннолетнего имеет свои особенности. Во-первых, нужно обеспечить конфиденциальность процесса, чтобы ребенок не чувствовал себя запуганным или ущемленным. Во-вторых, важно позволять детям проявлять свою творческую активность и выразительность, например, рисовать или играть. Таким образом, можно установить контакт с ребенком и улучшить его психологическое состояние. Кроме того, следует использовать простой и понятный для ребенка язык, чтобы он смог правильно отвечать на вопросы и понимать, о чем его спрашивают.
В чем состоят особенности участия педагога-психолога и представителя органов опеки и попечительства в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних?
Участие педагога-психолога и представителя органов опеки и попечительства играет важную роль в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Они помогают детям справиться с эмоциональными и психологическими трудностями, которые могут возникнуть в процессе следствия. Педагог-психолог готовит ребенка к допросу, разъясняет ему его права и оказывает психологическую поддержку. Представитель органов опеки и попечительства следит за соблюдением прав и интересов ребенка в ходе процесса.
Какие проблемы возникают при организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних?
При организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних возникают несколько проблем. Во-первых, несовершеннолетние могут испытывать чувство страха и тревоги в связи с допросом или другими следственными действиями. Они могут не понимать происходящего или испытывать затруднения в изложении своей позиции. Кроме того, организация производства следственных действий с участием несовершеннолетних требует наличия специалистов, знакомых с их психологическими особенностями и способных обеспечить адекватную защиту и участие в процессе.
Какие особенности у допроса несовершеннолетних?
Допрос несовершеннолетних имеет свои особенности. Во-первых, несовершеннолетним нужно обеспечить понятность и доступность информации, так как они могут не иметь полного понимания ситуации. Во-вторых, необходимо учитывать их чувствительность и эмоциональную уязвимость, чтобы избежать дополнительной травмы или стресса. Также важно учесть возможность влияния третьих лиц на показания несовершеннолетнего и принять меры для защиты его прав и интересов.
Какая роль играют педагоги-психологи, представители органов опеки и попечительства и других социальных организаций в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних?
Педагоги-психологи, представители органов опеки и попечительства и других социальных организаций играют важную роль в досудебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Они обеспечивают психологическую и педагогическую поддержку несовершеннолетним, помогают им понять происходящее, защищают их права и интересы. Они также могут предоставлять специализированные услуги, такие как консультирование, терапия или реабилитация, чтобы помочь несовершеннолетнему справиться с последствиями преступления или его свидетельства.