Выбор слов в творческих работах младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 17.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы совершенствования выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «предложение» 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи младших школьников 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 14
Глава II. Методические основы совершенствования выразительности речи младших школьников в процесс. 21
2.1. Методы и приемы совершенствования выразительности речи детей младшего школьного возраста 21
2.2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи младших школьников 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Важность работы над предложением в начальной школе определяется в первую очередь его социальной функцией. Обучение младших школьников осознанному использованию предложений помогает развить способность разделять поток речи, изолировать структурные смысловые единицы, изолировать объект мышления, интегрируя слова в предложения. Работа над предложением о языковой подготовке является центральной, так как изучение морфологии, лексики, фонетики и правописания основано на синтаксисе.
Пять направлений условно выделяются в работе над предложением в младших классах (Г. А. Фомичева, М. Р. Львов, О. С. Ушакова и др.) [8, с. 62]:
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, пониманием грамматической основы в предложении, характеристиками основных и дополнительных членов, прямым и обратным порядком слов, общими и нераспределенными предложениями. ).
3. Формирование выразительности речи - умение использовать разные цели в своих речевых предложениях с целью выражения и интонации. Овладение правильной интонацией предложения.
4. Развитие способности точно использовать слова в предложении.
5. Формирование умения формулировать предложения в письменном виде (с использованием заглавной буквы в начале предложения, установки знаков препинания).
Как минимальная коммуникативная единица, предложение выполняет функцию формирования и выражения мыслей в устной и письменной речи. Предложение состоит из фраз, это блок для построения текста. Поэтому в начальном ходе родного языка работа над предложением организована таким образом, что учащиеся разрабатывают идеи о связи между формой предложения как лингвистической единицы и ее функциональной ролью в речи. Такой подход в современной методологии создает условия для изучения предложений, а также других языковых единиц на функциональной основе.
Для развития выразительности речи важно овладеть нормами построения синтаксических структур, формирования навыков нахождения грамматической основы в предложении, использования синтаксических единиц в соответствующем интонационном дизайне в соответствии с коммуникативной ситуацией; обогащение детской речи синонимическими синтаксическими средствами [9].
Необходимо учить младших школьников четко выражать каждое слово (полное и неполное) с медленным чтением. Для того чтобы разработать устойчивые навыки использования слов в предложении, необходимо систематически обучать младших школьников созданию собственных предложений (в соответствии с схемами, основанными на рисунках, из представленных слов, по названной теме и т. д.).
Чтобы правильно организовать работу над предложением в направлении развития выразительности речи, необходимо ввести упражнения по строительству предложений. Среди аналогичных в практике начального образования достаточно распространены следующие:
- пнесение предложений по вопросам учителя (какие насекомые могут помочь предсказать погоду? погоду могут предсказать пчелы);
- вопросы учеников друг к другу и ответы на них;
- определение границ предложений (зимой очень холодно, все животные прячутся в норах);
- распространение предложений по вопросам (Весна пришла. Весна какая? Когда наступает весна?);
- составление предложений, путем ссылок, словосочетаний (если, кошка, их, трогать, котят, скрыть, может);
- работа с деформированным предложением;
- выбор слов, пропущенных в предложении, нужного по содержанию (когда вы говорите, не стоит волноваться ... вы не должны много разговаривать ...);
- выбор однородных членов предложения (в прекрасные дни в небе появляются ..., ..., ... облака);
- составление предложений по конкретной теме по рисункам на основе наблюдений;
- составление предложений по схемам [1, с.22].
Наблюдая за структурой устной и письменной речи младших школьников на уровне одного предложения, мы можем выделить следующие недостатки в речи: многословие, монотонность синтаксических моделей, нечеткие грамматические ссылки (неизвестно, о ком мы говорим).
Эффективен для развития выразительности речевых упражнений по формулировке предложений или фраз по основным вопросам и рисункам с этой задачей: Сделайте предложение, чтобы его можно было использовать: а) в художественном тексте (основные фразы: мощная красивая, гибкая ива); б) в научных поддерживающих фразах: ест насекомых, улетает с наступлением холодной погоды, живет на далеком Севере); в) в бизнесе (основные фразы: для изготовления салфеток, инструментов, для поддержания порядка) [7,11].
Упражнения для преобразования предложений одного стиля в другой имеют непосредственное значение в формировании способности адекватно моделировать предложения для речевых задач. Задача этих упражнений может быть сформулирована следующим образом: используя представленный образец, передайте содержание предложений другими словами.
Сидящая Марушка в семи мундирах, кто будет смотреть на нее, будет плакать. - При чистке лука слезы текут из глаз[3,4,9].
Таким образом, индекс выразительности речи представляет собой ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных возможностей языка, использование различных интонаций, умение делать паузы и способность вызывать реакцию у слушателя. Развивая выразительность речи, вы можете использовать различные методы и приемы, в частности упражнения для составления предложений, составления предложений по вопросам учителя, составления предложений по основным словам, фразам, работы с искаженным предложением. Кроме того, упражнения для разработки предложений или фраз по основным вопросам и рисункам эффективны для развития выразительности речи.
Знание четвертого грейдера о предложении расширяется путем ознакомления с однородными членами и получения наиболее общего (на практическом уровне) понятия сложных предложений. Кроме того, теперь, на основе ознакомления со значениями словосочетаний, школьники получают возможность изучать семантические вопросы, чтобы различать типы второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство: это упражнения под числа: 469, 470, 471. Затем ученики знакомятся с синтаксическими средствами выразительности, это однородные термины предложения. Они используются в речи для уточнения и точности описания.
В четвертом классе такие упражнения, как знакомство с построением простого текстового рассуждения, посвящены заданию с предложением (эти упражнения - 640, 643, 644, 655). Среди освоенных жанров - история, сказка (сказочная история), объявление, запись в дневнике и т. д. В конце года понятие «композиция» вводится как системное обобщающее понятие (упражнения с номерами 648 , 649, 651, 652, 654, 656.). Это общий для всех тех текстов, которые младшие школьники научились создавать, и эти упражнения даются, чтобы школьники продемонстрировали, как они будут использовать средства выразительности. Таким образом, в четвертом классе определенное количество упражнений (30 из 91) посвящено развитию выразительности речи. Дети учатся образной речи, строят общие предложения, учатся писать композиции.
Однако, проанализировав учебники методической системы «Гармония», можно сделать вывод, что задачи по развитию речи в теме «Предложение» представлены в небольшом количестве и в основном беспорядочно. Знакомство с предложением начинается со второго класса, наибольший слой упражнений для развития выразительности приходится на 4-й класс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, работа по выбору слов в творческих работах включает в себя ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных способностей языка, использование различных интонаций, умение останавливаться и способность вызывать реакцию. слушателю. Развивая выразительность речи, вы можете использовать различные методы и приемы, в частности упражнения для составления предложений, составления предложений по вопросам учителя, составления предложений по основным словам, фразам, работы с искаженным предложением. Кроме того, упражнения для разработки предложений или фраз по основным вопросам и рисункам эффективны для развития выразительности речи и выбора слов в творчестве учеников начальной школы.
Словообразование рассматривается как основной способ и средство пополнения словарного запаса языка новыми словами, механизм создания производных слов. Процесс развития словообразования у детей обычно начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. Последовательность встречаемости словообразовательных форм в детской речи определяется их функцией в структуре языка. Следовательно, изначально появляются семантически простые, визуально воспринимаемые, хорошо различимые словообразовательные формы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
21
1. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) [Текст] / Е. Н. Винарская. – Воронеж : ВГУ 2003. – 170 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. — 1136 с.
3. Матюхина, М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций Матюхииа М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций но пед. психол.— Волгоград: Перемена, 1996. — 52 с.
4. Пиаже Жан, Теория, эксперименты, дискуссии Сборник статей. — М. : Гардарики, 2001. — 624 с.
5. Рибо, Т. А. Эволюция общих идей Пер. с фр. Изд. 2-е. — М. : Издательство ЛКИ, 2007. — 224 с.
6. Эльконин, Д. Б. Детская психология М. : Академия, 2007. - 384 с.
7. Лурия, А. Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. — М. : Смысл, 2003. — 431 с.
8. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. - М. : Академия, 2010. – 230 с.
9. Горелов, И. Н., Седов, К. Ф. Основы психолингвистики [Текст] : Учебное пособие. – Изд. 4-е, перераб. и доп. М. : Издательство Лабиринт . М., 2010. 320 с.
10. Эриксон, Э. Детство и общество Летний сад, 2010. — 416 с.
11. Бондарко, Л. В., Вербицкая, Л. А., Гордина, М. В. Основы общей фонетики [Текст] / Л. В. Бондаренко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2004. – 160 с.
12. Ладыженская, Т. А. Связная речь [Текст] // Метoдика развития речи на уроках русского языка. – М. : Просвещение, 1980. - 222с.
13. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике [Текст] / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. – 1986. – №1. – С. 122-132.
14. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики 4-е изд-е. — М. : Смысл, 2005. — 310 с.
15. Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников [Текст] : Дис. в форме науч. доклада ... д.п.н.; 19.00.07 / М. И. Боришевский. – Москва, 1990. – 77 с.
16. Люблинская, А. А. Детская психология Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М. : «Просвещение», 1971.
17. Брызгунова, Е. А. Интонация и синтаксис [Текст] / Р. К. Потапова, В. В. Потапов // Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. – М. : Языки славянских культур, 2012. – С. 409-438.
18. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии 2е изд. — М. : Академия, 2008. — 176 с.
19. Головин, Б. Н. Основы культуры речи 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с.
20. Бабич Н. Д. Основы культуры речи / Н. Д. Бабич. – Львов : Мир, 1990. – 280 с.
21. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М. : Просвещение, 1975. – 144 с.
22. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь- М. : Рус. яз., 1989. — 240 с.
23. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку М. : Учпедгиз, 1957. — 188 с.
24. Пентилюк, М. И. Культура речи и стилистика. Пробный учебник для гимназий. – К. : Башня, 1994.- 432 с.
25. Сапунова, Е. М. Неподготовленное чтение как вид речевой деятельности и тип устного спонтанного монолога [Текст]: дис. канд. пед. наук (10.02.01) / Е. М. Сапунова. – СПб. :СПГУ, 2010. – 237 с.
26. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи: учебное пособие [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский Центр Академия, 2007. – 574 с.
27. Жеребило,Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] /Т. В. Жеребило. – Изд. 5-е, испр. и доп. — Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. – 486 с.
28. Культура профессионального речи: учеб.пособ. для студ. Вузов / под ред. Н.Д. Бабич. – Черновцы: Книги-XXI, 2005. – 572 с.
29. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. Соловейчик М .С., Кузьменко Н. С. «К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка» Часть I - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
30. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С.Ахманова. – М. : Либроком, 2016. – 576 с.
31. Степихов, А. А. Соотношение синтаксического и интонационного членения в спонтанном монологе [Текст]: дисс. канд. пед. наук (10.02.01) / А. А. Степихов. – СПб. : СПГУ, 2010. – 334 с.
32. Кoрoстелева, Е. Ю. Система технoлогическoй подготовки учителей пo развитию речи младших школьников [Текст] // Вектор науки ТГУ. – 2010. – №3. – С. 319-321.
33. Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы существуют для совершенствования выразительности речи младших школьников?
Теоретические основы совершенствования выразительности речи младших школьников включают психолого-педагогические и лингвистические аспекты. Психолого-педагогические основы включают изучение психофизиологических особенностей детей данного возраста и разработку методик, направленных на развитие эмоциональной и психологической сферы. Лингвистические основы включают изучение основных закономерностей и правил русского языка, а также разработку специальных заданий и упражнений, направленных на развитие и совершенствование речи учащихся.
Какие методические основы существуют для совершенствования выразительности речи младших школьников?
Методические основы совершенствования выразительности речи младших школьников включают разработку специальных уроков и занятий, в которых используются различные методы и приемы работы с речью. Важным аспектом является применение игровых форм обучения, заданий на развитие логического мышления и внимания, а также использование групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Какие психолого-педагогические основы существуют для совершенствования выразительности речи младших школьников?
Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи младших школьников включают изучение психофизиологических особенностей детей данного возраста. Важно учитывать возрастные особенности развития учащихся, их эмоциональный фон, развивать их эмоциональную сферу и психологические навыки. Для этого используются различные методики и психологические упражнения, направленные на развитие речи и выразительности.
Зачем нужно совершенствовать выразительность речи младших школьников?
Совершенствование выразительности речи младших школьников имеет несколько причин. Во-первых, это способствует развитию их коммуникативных навыков и умений. Во-вторых, выразительная речь помогает детям более точно и эмоционально выражать свои мысли и чувства. Наконец, умение говорить выразительно может быть полезно в будущем, когда дети будут участвовать в публичных выступлениях, презентациях и других ситуациях, где важно иметь хорошую речь.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе совершенствования выразительности речи младших школьников?
Основной психолого-педагогической основой совершенствования выразительности речи младших школьников является учет возрастных особенностей детей. Дети на данном этапе развития обладают более широким образным мышлением, активно развивается их фантазия и воображение. Педагоги должны учитывать эти особенности и создавать задания, которые стимулируют детей выражать свои мысли и чувства.
Какие лингвистические основы могут использоваться для совершенствования выразительности речи младших школьников?
Для совершенствования выразительности речи младших школьников можно использовать различные лингвистические приемы. Например, детям могут предлагаться задания, в которых они должны будут использовать разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Также можно работать над использованием разнообразной лексики, различными стилями речи (например, описательным или лирическим).
Какие методические основы используются для совершенствования выразительности речи младших школьников?
Для совершенствования выразительности речи младших школьников можно использовать различные методические подходы. Например, педагоги могут предлагать детям задания на чтение и декламацию стихотворений, рассказов или отрывков из книг. Также полезным методом может быть работа с репродукцией, при которой дети описывают картину или фотографию с использованием выразительной речи.
Зачем нужно совершенствовать выразительность речи младших школьников?
Совершенствование выразительности речи у младших школьников имеет несколько важных причин. Во-первых, это помогает им лучше выражать свои мысли и идеи. Во-вторых, развитие выразительности речи способствует развитию ума и логического мышления.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе совершенствования выразительности речи младших школьников?
Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи младших школьников основаны на том, что в этом возрасте дети активно развиваются и способны быстро усваивать новую информацию и навыки. Педагоги должны создавать стимулирующую обстановку для развития речи, включая игры, диалоги, чтение, творческие задания и пр.
Какие лингвистические основы заложены в совершенствовании выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы "Предложение"?
Лингвистические основы совершенствования выразительности речи младших школьников включают изучение основных грамматических и синтаксических конструкций предложения, а также расширение словарного запаса и формирование грамотного письма. Это помогает детям структурировать свои мысли и корректно передавать их с помощью языка.
Что входит в методические основы совершенствования выразительности речи младших школьников?
Методические основы совершенствования выразительности речи младших школьников включают различные подходы и методы обучения. Важно использовать игровые формы работы, взаимодействие с другими детьми, чтение художественной и ненаучной литературы, проведение дискуссий и дебатов. Это помогает детям разнообразить свою речь и делает процесс обучения интересным и продуктивным.
Какие основы лежат в основе совершенствования выразительности речи младших школьников?
Основы включают психолого-педагогические и лингвистические аспекты.