Теоретические аспекты формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 46 + 46 источников
- Добавлена 02.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы и средства формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Влияние средств учебной деятельности на формирование творческоговоображения у детей младшего школьного возраста 21
Выводы по первой главе 32
2. Экспериментальное исследование формированиятворческого воображения у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 34
2.1 Диагностика и анализ уровня развития формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста 34
2.2 Содержание и методы работы по формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 42
2.3 Динамика формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в условиях экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60
Приложение 64
Содержательное наполнение данной программы согласовано с концептуальными принципами и основными требованиями ФГОС и действующих программ развития, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Вместе с тем, в ней расширено и уточнено содержание работы с художественно-эстетическим направлением в учебной деятельности.В программе «Сказочная палитра» освещены основные теоретические и практические подходы к организации педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей младшего школьного возраста в учебной деятельности, представлены задачи и ориентировочные показатели жизненной компетентности по определённым тематическим разделам, раскрыты основные методы и приёмы образовательной деятельности. В соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными способностями детей и запросами родителей предусмотрена дифференциация образовательных задач (представлены задания повышенной сложности для детей с высоким уровнем развития) и углублённое изучение отдельных программных вопросов. В основе программы лежит использование нетрадиционных методик рисования ввиду их высокого развивающего потенциала и восприимчивости детей к данному виду деятельности.Таблица 4 – Планирование содержания программы «Сказочная палитра» МесяцКоличество занятийНетрадиционная техникаСентябрь3Рисование по замыслуОктябрь6Выкладывание ватойЛепка из солёного тестаОбрывные аппликацииРисование жёсткой кисточкойШтамповки с помощью листьев с деревьевАппликация из салфетокНоябрь8Рисование мятой бумагойОтпечаток пенопластомРисование по мокромуЛепка из солёного тестаОбрывная аппликацияАбстракцияНиткографияДекабрь8ВыцарапываниеОбъёмная поделкаРисование ладошкойЗатирка пластилиномРисование с аппликациейНиткографияЯнварь8Конструирование из бумагиРисование жёсткой кистьюПоделка из салфетокРисование свечойАбстракцияПоделка из броссовых материалаФевраль8Выкладывание нитьюАппликация разноцветными шарикамиНиткографияПечать через трафаретВыцарапыванияГрупповая работа над созданием последовательной цепочки рисунковПоделка из салфетокМарт8АппликацияПоделка из перинокПальчиков рисования с преподаванием по формеЛепка из солёного тестаКоллажНиткографияПреподавание крупамиАпрель8Тонировка пластилиномОтпечатки нитками, тканью, кистямиЛепка из солёного тестаПоделка из броссовых материалаНабрызгКоллективная аппликацияПоделка из макаронных изделийПоделка из салфеток и гофробумагиМай8АппликацияРисование ладошками красками, тонировкаРисование по влажномуКляксографияРабота по замыслуБумагопластикаКоллективная работа по замыслу* развернутое тематическое планирование приведено в Приложении 1В рамках разработанной программы были реализованы 28 занятий по 10-20 мин. На каждом занятии использовались нетрадиционные техники, были получены продукты деятельности (изображения, поделки). Содержание занятий подбиралось тематически (по времени года, праздникам и др.). Для оптимизации деятельности было осуществлено вводное занятие, целью которого стало определение направлений деятельности в рамках программы, и итоговое занятие по результатам проведенной деятельности.Направление работыРеализацию концепции осуществляем комплексно через основные традиционные направления:- Работа с кадрами;- Работа с родителями;- Работа с детьми.С этой целью предусмотрены различные формы работы с педагогами и родителями:- Проведение семинаров - практикумов и методических объединений;- Консультации по вопросам интеллектуального, творческого, художественного, эстетического развития детей;- Разработка конкретных рекомендаций для родителей способных, одарённых детей, воспитателей и музыкальных руководителей, других специалистов, работающих с ними;- Организация семейных праздников и развлечений;- Совместимы конкурсные программы для детей и взрослыхТаким образом, совместная деятельность родителей и педагогов будет способствовать достижению эффективности в работе с детьми.Ожидаемые результаты1. Обучение детей художественно-эстетической деятельности в виде нетрадиционных методик рисования в учебной деятельности;2. Организация совместной художественно-эстетической деятельности младших школьников в рамках проекта;3. Развитие творческих качеств младших школьников;4. Расширение кругозора детей;Примерный план занятий приведен в приложении 2.УсловияреализациипрограммыОсновной формой организации образовательного процесса в рамках нашего проекта является работа кружка «Сказочная палитра». В отличие от занятий, которые ограничены программным содержанием и тем, и на которых кое-где трудно осуществлять индивидуальный подход и отмечать творческие проявления младших школьников, кружковая работа позволяет построить свою работу так, чтобы интересно было и детям и педагогу.Кроме этого, в течение дня с детьми проводятся различные формы работы:- «Цветные минутки»;- «Минуты любования природой»;- Самостоятельная деятельность детей в уголке творчества (заранее продуманная и подготовленная педагогом)Для того чтобы работа по выбранной теме проходила наиболее продуктивно и эффективно, во время проекта целесообразно придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества:1). Принцип интегральности: он состоит в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут сочетать различные области науки, искусства.Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.Психологические условия: формировать у ребёнка чувство собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.Интеллектуальные условия: создаются путём создания творческих задач, обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности, всё это помогает заинтересовать ребёнка, побуждать его к творчеству.2). Использование принципа синестезии: он основан на явлении, суть которого в том, что любой раздражитель, действуя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но и дополнительное представление или ощущение, что характерно для другого органа чувств. На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения и образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы. Формирование личности ребёнка - одна из самых важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективный для этого способ - изобразительная деятельность. Именно изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески изображать свои представления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувство гордости и удовлетворения результатами труда.Заинтересованность именно нетрадиционными техниками изображения обусловлена тем, что нетрадиционное рисование предоставляет возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, такая работа удивляет своей непредсказуемостью. Именно работа с необычными материалами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить свою фантазию и творчество.2.3 Динамика формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в условиях экспериментальной работыПосле проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика выявления уровня развития творческого воображения детей младшего школьного возраста данной выборки. Отталкиваясь от гипотезы исследования, предполагаем, что результаты будут иметь положительную тенденцию.В целях чистоты эксперимента, диагностика проводилась по тем же методикам и критериям оценивания (только изменен иллюстративный материал методик), что и во время входной диагностики на констатирующем этапе эксперимента.Результаты трех методик представлены ниже (см. таблицы 4-6, рисунки 4-6):Таблица 4Результаты исследования по методике «Дорисуй» (контрольный эксперимент)уровеньколичество детей%очень низкий413низкий619средний2168Рисунок 4. Показатели исследования по методике «Дорисуй » (контрольный эксперимент)Как видим, полученные данные повторной диагностики показали, что результаты действительно выявили положительную динамику развития такого компонента творческого воображения детей младшего школьного возраста в учебной деятельности как оригинальность.По методике «Дорисуй» большинство детей в группе (20 детей – 68%) смогли справиться с заданием, и их уровень развития оригинальности теперь относится к среднему: рисунки детей достаточно оригинальны, с элементами творческой фантазии, но изображение не является авторским (например, губка-боб, фея, колобок).Низкий и очень низкий уровень творческого воображения сохраняется у 10 детей (22%): эти дети, по-прежнему, не могут уложиться в отведенное время; их рисунки неоригинальны, фантазия просматривается слабо.Таблица 5Результаты исследования по методике «Художник» (контрольный эксперимент)уровеньколичество детей%очень низкий13низкий620средний2377Рисунок 5. Показатели исследования по методике «Художник » (контрольный эксперимент)Результаты методики «Художник», также показывают существенные положительные сдвиги в уровне развития беглости у детей: большинство детей в группе показывают средний уровень (77%); низкий остается у 6 детей (20%); очень низкий уровень у 1 ребенка.Среднему уровню соответствовало выполнение задания с элементами творческой фантазии, которые в целом являются не новым, но оказывают на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Работы детей были средне проработанными. Одна девочка по сравнению с констатирующим этапом на контрольном уже сумела придумать и нарисовать фею, сидящую на сиреневом облаке. Ее работа заинтересовала девочек (в дальнейшем они придумали сюжетно-ролевую игру «В феи»).На низком уровне осталось 23 % детей младшего школьного возраста, не сумевшие за определенный короткий срок придумать и нарисовать что-то необычное.Таблица 6Протокол исследования по методике «На что похоже? »(контрольный эксперимент)уровеньколичество детей%очень низкий27низкий930средний1963Рисунок 6. Протокол исследования по методике «На что похоже? »(контрольный эксперимент)По методике «На что похоже? » больше половины детей (63%) показало средний уровень развития гибкости, как компонента творческого воображения и 37% детей – низкий уровень.63% младших школьников данной выборки при рассматривании предложенных чернильных пятен назвали множество образов близких по содержанию, что свидетельствует о среднем уровне рассматриваемого компонента творческого воображения.К примеру, один мальчик, рассматривая чернильные пятна, представил и назвал: морское чудовище, краб-одиночка, медуза, гребень Ундины, головастик-всезнайка и т.д. На низком уровне осталось 37% детей, назвавшие данные пятна-кляксы почти одним и тем же названием.Таким образом, результаты трех методик контрольного эксперимента показали, что большинство детей в группе показывают средний уровень развития оригинальности (68%), беглости (77%) творческого воображения; уровень развития гибкости, как компонентатворческого воображения детей младшего школьного возраста данной выборки(63%). Сравнительный анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования.Таблица 7. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментаРисунок 7. Показатели констатирующего и контрольного экспериментаКак видно из рисунка 7 статистически достоверные различия между показателями констатирующего и контрольного эксперимента у испытуемых данной выборки получены по всем переменным. Показатели на контрольном этапе эксперимента выше показателей на констатирующем этапе эксперимента.Таким образом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенных развивающих занятий, которые были разработаны с учетом выявленных особенностей развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.Выводы по второй главеОпираясь на теоретические и методические аспекты формирования и развития творческого воображения детей младшего школьного возраста, было проведено опытно-экспериментальное исследование, цель которого - выявить особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста, и на основе полученных данных разработать цикл занятий и методические рекомендации по формированию творческого воображения младших школьников в учебной деятельности.В процессе опытно экспериментальной работы проводилась входная диагностика детей с целью выявления особенностей развития у них творческого воображения. Результаты диагностики показали, что большинство испытуемых имеют низкий уровень развития творческого воображения, а значит, существует необходимость в работе по формированию творческого воображения в условиях учебной деятельности. В связи с чем, в формирующем эксперименте были реализованы занятия по формированию творческого воображения в учебной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования, построенные с учетом выявленных особенностей развития творческого воображения исследуемых детей, основная цель которых - развитие творческого воображения младшего школьника.После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика измерения уровня развития творческого воображения детей младшего школьного возраста данной выборки. Результаты контрольной диагностики показали, что показатели уровня творческого воображения детей значительно улучшились, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы. статистически достоверные различия между показателями констатирующего и контрольного эксперимента у испытуемых данной выборки получены по всем переменным. Показатели на контрольном этапе эксперимента выше показателей на констатирующем этапе эксперимента.Таким образом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенных развивающих занятий, которые были разработаны с учетом выявленных особенностей развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.ЗаключениеМладший школьный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем воображение и способности. Воображение выполняет и такие важные функции: защитную функцию, которая позволяет разрешить проблемную ситуацию, и регулирует психическое состояние путем создания воображаемой ситуации, которая отвлечена от реальности; познавательную, которая связана с формированием практических навыков познания окружающего мира.Воображение имеет тесную связь с творческой деятельностью, поскольку в процессе воображения всегда участвуют элементы творчества.Выделены четыре основные формы, которые связывают воображение и творческую деятельность: в образе воображения всегда присутствует опыт и действительность человека; когда образ воображения складывается, он становится элементом действительности; эмоции оказывают влияние на процесс творческого воображения; в образе воображения может присутствовать нечто новое, которого никогда не было раньше в опыте человека. Существую факторы, от которых зависит творческое воображение, которое является сложным явлением. Например, у ребенка и взрослого отличается деятельность творческого воображения, так в разные возрастные периоды по-разному воспринимается окружающая реальность.Самым сенситивным возрастом для развития творческого воображения является дошкольный и младший школьный возраст, что связано с активным формированием в данном возрасте всех психических процессов, которые определяют деятельность воображения, такие как: мышление, внимание, восприятие, память, речь.В учебной деятельности для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста можно использовать формы и образы окружающего мира, совершенствовать технические приемы, использовать различные материалы для творчества. Таким образом, достигается развитие у ребенка умения видеть и различать форму, цвет, пропорции и вкладывать в процесс творчества свое эмоциональное состояние. Применяя средства развития воображения в учебной деятельности, педагог должен понимать, что творчество невозможно под давлением и насилием. Направляя творческий процесс, учитель способствует развитию наблюдательности, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей у ребенка младшего школьного возраста.Учитель, используя в учебной деятельности изобразительную деятельность для развития творческого воображения, может направлять внимание учащихся при изучении различных предметов. Интерес детей обостряется при использовании нетрадиционных материалов и техник рисования.Проведенное нами экспериментально исследование позволило сделать следующие выводы. На констатирующем этапе эксперимента различий в уровне развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста не выявлено. Большая часть детей младшего школьного возраста данной выборки обнаруживают низкий уровень развития оригинальности: 24 детей из 30, что составляет 80% от общего числа. Дети не смогли уложиться в отведенное на задание время; рисунки детей не отличаются оригинальностью, не отличаются рисунки и сложностью (детали рисунков не прорабатываются, изображение является схематичным: у людей отсутствуют носы или пальцы, нет листьев у цветка, домик изображается как коробка с окном и т.п.), можно предположить, что у детей в данном задании фантазия не проявилась.10 детей в группе показали очень низкий уровень оригинальности (33%): 2 детей, то есть за отведенное время дети ничего не нарисовали, не смотря на поощрение экспериментатора, дополнительные вопросы, намеки; 8 детей – нарисовали простые линии (не смогли объяснить, что он нарисовали) инее смогли уложиться в отведенное время. Средний уровень развития беглости выявлен у 17% обследованных детей. То есть были нарисованы предметные сюжеты. К предметным сюжетам относятся такие работы, в которых изображения являются хорошо знакомыми. Но элемент творческой фантазии в данных работах все-таки присутствует. Рисунки детей производят эмоциональное впечатление на зрителя. Однако, в деталях и образах младшие школьники проявляют однообразие, то есть развитие беглости находится на среднем уровне. Например, ребенок изображает сказочных принцесс, гуляющих по цветущему лугу. Очень тщательно ребенок прорисовывает детали костюмов, украшения. Данная работа относится к среднему уровню развития беглости.У 73% младших школьников данной выборки выявлен низкий уровень способности находить идеи и образы в ограниченный промежуток времени. К низкому уровню развития беглости относятся такие работы младших школьников, где изображение является схематичным, отсутствует проработка деталей, отсутствует фантазия. В рисунках присутствует шаблонность.30% младших школьников данной выборки показали низкий уровень развития гибкости. Средний уровень развития гибкости предполагает умение связать в уме образы предметов, которые в обычной жизни не связаны, умение дать название оригинальное, воздействующее эмоционально на собеседника. 40% младших школьников данной выборки показали низкий уровень развития умения связать в уме образы предметов, которые в обычной жизни не связаны. Были названы максимум четыре образа из всех представленных карточек. Что свидетельствует о неумении анализировать и отбирать нужные представления, неумении трансформировать их в новые образы. Что свидетельствует о низком развитии творческого воображения.30% младших школьников продемонстрировали очень низкий уровень развития творческого воображения. Они не смогли справиться с заданием. Дети испытывают сложность при оценке контурных изображений, что свидетельствует о низком развитии фантазии и о том, что дети не имеют опыта творческой работы с кляксами и контурными изображениями. Таким образом, младшие школьники данной выборки в большинстве случаев демонстрируют низкий уровень развития таких компонентов творческого воображения как оригинальность, беглость и гибкость.К концу педагогического эксперимента произошел определенный рост уровня компонентов творческого воображения. Статистически достоверные различия между показателями констатирующего и контрольного эксперимента у испытуемых данной выборки получены по всем переменным. Показатели на контрольном этапе эксперимента выше показателей на констатирующем этапе эксперимента.В ходе исследования доказана эффективность работы с художественными нетрадиционными техниками рисования для развития творческого воображения ребенка в учебной деятельности. Опираясь на сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, удалось определить эффективность формирующей части.Основные выводы и полученные результаты дают основание считать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотеза подтверждена.Список использованных источников и литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Алещенко М. В. О чем рассказал детский рисунок / М. В. Алещенко // Начальная школа. –2002. – № 4. – С.75-76.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, серия Мастера психологии, 2016. – 288с. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2015. - 447 с.Ануфриев А. А. Психология творчества / А. А. Ануфриев. – М. : Инфра-М, 2013. – 456 с.Аракелов, Г. Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности/ Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова.// Психологическая наука и образование. — 2015.№ 2. — С.52–60.Баранова В. Возрастной кризис младшего школьника: рядом социальный // Социальная педагогика в России. 2008. №4. С. 51-55.Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов / Ю. Белополова. – М. : Инфра-М, 2013. – 245 с.Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Когито, 2015. – 672с.Боровик О. В. Развитие творческого воображения : метод.рекомендации / О. В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.Брушлинский А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский. – М. :Эксмо, 2014. – 145 с.Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 24-32 .Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб.пособие. М.: Гаудемаус, 2015.Выготский Л. С. Психология творчества / Л. С. Выготский. – М. : Инфра-М, 2011. – 487 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1984. – 198 с.Гин С. И. Мир фантазни : метод.пособие для учителя нач. школы / С. И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2001. – 128 с.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.Дербенев Д. П. Социальная адаптация младших школьников // Социс. – 2004. – № 3. – С. 17-21.Казакова Т. Г. Занятие с младшими школьниками по изобразительной деятельности / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2006. –159 с.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : обучение детей техническим навыкам и умениям / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. -4-5 .Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. -15-17 .Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2018. 238 с. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979. –144 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. – М. : Знание, 1977. – 64 с.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.Лескова А. А. Психологические особенности младшего школьного возраста // Психолог в школе. - 2015. - 9 № 4 (16). - С. 9 - 13.Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). М.: ТЦ «Сфера», 2017. 350 с.Медведев В. П., Лоскучерева Т. Д. Пособие «Тренинги. Психокоррекционная работа в школе».под ред. В. П. Медведева, Т. Д. Лоскучеряевой – М.: Российский семейный врач. 2013. Т. 17. №1. 3 – 15 с.Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. – 360 с.Пономарева Л. Г. В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с младшего школьниками // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/21/2165/ Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2011.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Рибо Т. А. Творческое воображение / Т. А. Рибо. – М., 2013. – 328 с.Рыбалко Ю. А. Диагностика творческой деятельности / Ю. А. Рыбалко. – М. :Эксмо, 2013. – 263 с.Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. С. 172-176.Соловьева О. М. Психология развития творчества / О. М. Соловьева. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.Сорокин Г. Л. Воображение и фантазия в младшем школьном возрасте / Г. Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 58.Старостина Е.Г. Психологические упражнения и коррекционные программы // -2016.-№2. – С.28-31. – 29 с.Терентьев Р. О. Творческое воображение и способы его развития / Р. О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 45-51.Тутельян В. А., «Тренинги и психокоррекционная работа в школе» – Волгоград: Учитель, 2018.Фролова Ю.Г., СкугаревскийО.А.Социальные факторы формирования негативного образа тела//Социология. – 2016, - №2. – С.61 – 68.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с. Ярусь О. Л. Воспитание творчеством / О. Л. Ярусь // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 13-19.Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.ПриложениеПриложение 1Примерный план занятийПриложение 2Диагностические методики на выявление у детей уровня развития воображения
2. Алещенко М. В. О чем рассказал детский рисунок / М. В. Алещенко // Начальная школа. –2002. – № 4. – С.75-76.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, серия Мастера психологии, 2016. – 288с.
4. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2015. - 447 с.
5. Ануфриев А. А. Психология творчества / А. А. Ануфриев. – М. : Инфра-М, 2013. – 456 с.
6. Аракелов, Г. Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности/ Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова.// Психологическая наука и образование. — 2015.№ 2. — С.52–60.
7. Баранова В. Возрастной кризис младшего школьника: рядом социальный // Социальная педагогика в России. 2008. №4. С. 51-55.
8. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов / Ю. Белополова. – М. : Инфра-М, 2013. – 245 с.
9. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Когито, 2015. – 672с.
10. Боровик О. В. Развитие творческого воображения : метод.рекомендации / О. В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.
11. Брушлинский А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский. – М. :Эксмо, 2014. – 145 с.
12. Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 24-32 .
13. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб.пособие. М.: Гаудемаус, 2015.
14. Выготский Л. С. Психология творчества / Л. С. Выготский. – М. : Инфра-М, 2011. – 487 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1984. – 198 с.
16. Гин С. И. Мир фантазни : метод.пособие для учителя нач. школы / С. И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2001. – 128 с.
17. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.
18. Дербенев Д. П. Социальная адаптация младших школьников // Социс. – 2004. – № 3. – С. 17-21.
19. Казакова Т. Г. Занятие с младшими школьниками по изобразительной деятельности / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2006. –159 с.
20. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : обучение детей техническим навыкам и умениям / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. -4-5 .
21. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. -15-17 .
22. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2018. 238 с.
23. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979. –144 с.
24. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
25. Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. – М. : Знание, 1977. – 64 с.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.
27. Лескова А. А. Психологические особенности младшего школьного возраста // Психолог в школе. - 2015. - 9 № 4 (16). - С. 9 - 13.
28. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). М.: ТЦ «Сфера», 2017. 350 с.
29. Медведев В. П., Лоскучерева Т. Д. Пособие «Тренинги. Психокоррекционная работа в школе».под ред. В. П. Медведева, Т. Д. Лоскучеряевой – М.: Российский семейный врач. 2013. Т. 17. №1. 3 – 15 с.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. – 360 с.
31. Пономарева Л. Г. В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с младшего школьниками // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/21/2165/
32. Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.
33. Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2011.
34. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
35. Рибо Т. А. Творческое воображение / Т. А. Рибо. – М., 2013. – 328 с.
36. Рыбалко Ю. А. Диагностика творческой деятельности / Ю. А. Рыбалко. – М. :Эксмо, 2013. – 263 с.
37. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. С. 172-176.
38. Соловьева О. М. Психология развития творчества / О. М. Соловьева. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.
39. Сорокин Г. Л. Воображение и фантазия в младшем школьном возрасте / Г. Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 58.
40. Старостина Е.Г. Психологические упражнения и коррекционные программы // -2016.-№2. – С.28-31. – 29 с.
41. Терентьев Р. О. Творческое воображение и способы его развития / Р. О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 45-51.
42. Тутельян В. А., «Тренинги и психокоррекционная работа в школе» – Волгоград: Учитель, 2018.
43. Фролова Ю.Г., СкугаревскийО.А.Социальные факторы формирования негативного образа тела//Социология. – 2016, - №2. – С.61 – 68.
44. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
45. Ярусь О. Л. Воспитание творчеством / О. Л. Ярусь // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 13-19.
46. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет творческое воображение у детей младшего школьного возраста?
Творческое воображение у детей младшего школьного возраста играет важную роль в их учебной деятельности. Оно позволяет детям лучше понимать и усваивать учебный материал, развивает их креативное мышление и способность к самовыражению. Благодаря творческому воображению дети могут прийти к нестандартным решениям задач, улучшить свои навыки анализа и решения проблем.
Каким образом можно развивать творческое воображение у детей младшего школьного возраста?
Существует множество методов и средств, которые способствуют развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Это могут быть различные игры, творческие задания, музыкальные занятия, изобразительная деятельность. Важно создавать условия для свободного проявления творческого потенциала детей, поощрять их интересы и идеи, стимулировать их самостоятельность и самовыражение.
Какое влияние оказывает учебная деятельность на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста?
Учебная деятельность имеет значительное влияние на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста. В то время как рутинные и однообразные задания могут ограничивать развитие творческого мышления, задания, предлагающие исследование, экспериментирование и самостоятельное решение проблем, наоборот, способствуют его развитию. Важно создавать стимулирующую и поддерживающую обстановку в классе, где дети могут ощутить свою значимость и уникальность.
Каково понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе?
Творческое воображение в психолого-педагогической литературе определяется как способность создавать и конструировать новые образы, идеи и представления в умах детей. Оно является важной составляющей творческого мышления и позволяет детям преодолевать ограничения реальности, выходить за рамки привычного и находить новые способы решения проблем.
Какое понятие творческого воображения существует в психолого-педагогической литературе?
Творческое воображение в психолого-педагогической литературе понимается как способность ребенка создавать новые образы, идеи и представления, связывать их с реальностью и использовать в практической деятельности.
Какие методы и средства помогают формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста?
Для формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста используются различные методы и средства, такие как игровая деятельность, приемы художественной деятельности, чтение художественной литературы, решение задач творческого характера и другие манипулятивные игры и упражнения.
Какие методы и средства формирования творческого воображения наиболее эффективны для детей младшего школьного возраста?
Наиболее эффективными методами и средствами формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста являются игровая деятельность, выполнение творческих заданий, чтение художественной литературы, рисование, конструирование и другие виды художественной и творческой работы.
Какие средства учебной деятельности оказывают влияние на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста?
Различные средства учебной деятельности, такие как учебные игры, упражнения по развитию логического мышления, творческие задания и проекты, литературные сочинения, изучение искусства и культуры, способствуют развитию и формированию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Какое влияние оказывают средства учебной деятельности на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста?
Средства учебной деятельности оказывают значительное влияние на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Они развивают способность к ассоциативному мышлению, фантазии, креативности, помогают ребенку видеть нестандартные решения и находить новые способы решения проблем.
Какое значение имеет творческое воображение у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности?
Творческое воображение играет важную роль в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Оно способствует развитию их креативного мышления, позволяет генерировать новые идеи, находить нестандартные решения задач. Творческое воображение также помогает детям самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и развивать творческий потенциал. Благодаря формированию творческого воображения у детей, их учебная деятельность становится более интересной и эффективной.
Как определяется понятие "творческое воображение" в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе творческое воображение определяется как когнитивный процесс, в рамках которого дети создают, преобразуют и сочетают образы или идеи, отличающиеся от уже известных. Оно предполагает способность детей к генерации новых идей, созданию нестандартных решений, использованию воображения в процессе познания и творчества. Творческое воображение также связано с формированием эмоционально окрашенных образов внутреннего мира ребенка.
Какие методы и средства используются для формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста?
Для формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста могут применяться различные методы и средства. К ним относятся игровые методы, которые позволяют развивать фантазию и творческое мышление. Также используются методы стимулирования интереса к предмету, создания ситуаций, требующих нестандартного мышления, и способы активизации воображения через рассказы, истории или визуальные материалы. Некоторыми из средств формирования творческого воображения являются раскраски, моделирование, использование конструкторов и творческих наборов.