Наглядное моделирование как средство развития моно логической речи детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 38 38 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 16.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Сущность понятия «монологическая речь» 7
2. Особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста…. 15
3. Возможности наглядного моделирования для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста 23
Заключение 32
Список литературы 34


Фрагмент для ознакомления

); - умение использовать пространственно-временную модель при пересказе и составлении рассказов; - самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту[23].Метод наглядного моделирования применяется в процессе работы со всеми видами связного монологического высказывания: -пересказ; -составление рассказов по картине и серии картин; -описательный рассказ; -творческий рассказ[17].В ходе использования метода наглядного моделирования дети старшего дошкольного возраста знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Модель может быть представлена как схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание, например, свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, это средства внутритекстовой связи. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка. На занятиях по развитию речи ребята учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы[9].Наглядное моделирование способствует овладению связной речью старших дошкольников. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной монологической речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок; при заучивании стихов. Практический опыт В.В. Кескевич и О.В. Гоглачевой[15]позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования в развитии связной монологической речи старших дошкольников, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов. Работу по формированию самостоятельных связных высказываний стоит начинать с пересказа, как наиболее легкого вида монологической речи. Наиболее интересными и эффективными методиками наглядного моделирования при составлении пересказа являют методики Л. Е. Белоусовой [3] и Г. Е. Сычевой [26]. Предлагаемые в пособит предметные и сюжетные картинки к текстам помогают обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания.Остановимся на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий.При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами сюжета, и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагмент. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия. Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Прежде чем описывать предмет, сначала учим детей выделять его существенные признаки на наглядных моделях. При составлении описательных рассказов помогают мнемотаблицы Т. А. Ткаченко [27], Т. В. Большовой [5] и схемы-модели Л. Е. Белоусовой [3].Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Болыпева, Т. А. Ткаченко предлагают готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы и предложенную схему-модель. Наличие наглядной модели обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создает предпосылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Представленные приемы наглядного моделирования позволяют повысить эффективность работы при развитии связной монологической речи старших дошкольников.Таким образом, значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом как познавательного и речевого развития дошкольников, так и личности воспитанников в целом.ЗаключениеИзучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы:- Проблемой развития монологической речи занимались такие ученые, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Лурия А.Р., Львов М.Р., Алексеева М.М., Яшина Б.И., Ефимова О.В., Шадрина Л.Г., А.М. Леушина, Овсянникова С.А. и др. Авторы определяют монологическую речь как связную речь одного лица, обращенную к одному человеку или группе слушателей. Для монологической речи характерны развернутость, связность, логичность, обоснованность, смысловая завершенность, наличие распространенных конструкций, грамматическая оформленность.- Развитие связной речи происходит постепенно, и одновременно с этим у ребенка происходит развитие высших психических функций, а также развивается общение и деятельность. Появление монологической речи у детей возможно лишь к 5 годам. Видоизменение жизни ребенка, создание новых отношений с окружающими взрослыми, появление новейших видов деятельности, все это ведет к тому, что происходит дифференциация форм и функции речи. Функции речевой деятельности ребенка формируются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок осваивает важнейшие формы устной речи, характерные взрослым.- Перспективным направлением в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является внедрение наглядного моделирования поскольку, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным средством как познавательного и речевого развития дошкольников, так и личности воспитанников в целом.Список литературыАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.Бадалян Н.Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н.Р. Бадалян // Международный научный журнал Молодой ученый. – № 17 (203). – 2018. – С. 271-273.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Литера, 2009. – 62 с.Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 144 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 135 с.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. – 366 с.Грудинина Л.А. Развитие связной монологической речи у старших дошкольников методом наглядного моделирования // Л.А. Грудинина В.И. Мишанина // Научный поиск: Технологический центр. – 2019. – С.7-8.Ефимова О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста / О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2. – С. 43-47.Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С.З. Желтухина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С.69-72.Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2016. – 370 с.Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня, 2017. – № 5 (16). – С. 49–52.Иванова Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №1. – Том II. – С.107-111.Кескевич В. В. Использование метода наглядного моделирования при формировании связного монологического высказывания у дошкольников / В. В. Кескевич, О. В. Гоглачева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. – Екатеринбург, 2013. – Ч. 1. – С. 141-145.Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. – М.: РГГУ, 2013. – 314 с.Лира Т.Л. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Т.Л. Лира, Е.И. Мельник. – М.: Содействие, 2008. – 100 с. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2014. – 266 с.Малетина Н.С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н.С. Малетина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С.64-68.Нищеева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2009. – 288 с.Овсянникова С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста / С.А. Овсянникова // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 225–228.Ожегов С.И.Словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: новое издание / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – М.: Мир И образование, 2015. – 1375 с.Панфиленко Г.И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г.И. Панфиленко, Л.В. Кудрина, Н.П. Кислинская и др. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2015. – С. 74-77.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: мозаика синтез, 2014. – 325 с.Смирнова М.В. Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников / М.В. Смирнова // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – С.302-305.Сычева Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов / Г. Е. Сычева. – М.: Книголюб, 2003. – 12 с.Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 16 с.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 80 с.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 384 с.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 445 с.

Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Бадалян Н.Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н.Р. Бадалян // Международный научный журнал Молодой ученый. – № 17 (203). – 2018. – С. 271-273.
3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Литера, 2009. – 62 с.
4. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
5. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 144 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 135 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. – 366 с.
9. Грудинина Л.А. Развитие связной монологической речи у старших дошкольников методом наглядного моделирования // Л.А. Грудинина В.И. Мишанина // Научный поиск: Технологический центр. – 2019. – С.7-8.
10. Ефимова О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста / О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2. – С. 43-47.
11. Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С.З. Желтухина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С.69-72.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2016. – 370 с.
13. Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня, 2017. – № 5 (16). – С. 49–52.
14. Иванова Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №1. – Том II. – С.107-111.
15. Кескевич В. В. Использование метода наглядного моделирования при формировании связного монологического высказывания у дошкольников / В. В. Кескевич, О. В. Гоглачева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. – Екатеринбург, 2013. – Ч. 1. – С. 141-145.
16. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. – М.: РГГУ, 2013. – 314 с.
17. Лира Т.Л. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Т.Л. Лира, Е.И. Мельник. – М.: Содействие, 2008. – 100 с.
18. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2014. – 266 с.
19. Малетина Н.С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н.С. Малетина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С.64-68.
20. Нищеева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2009. – 288 с.
21. Овсянникова С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста / С.А. Овсянникова // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 225–228.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: новое издание / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – М.: Мир И образование, 2015. – 1375 с.
23. Панфиленко Г.И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г.И. Панфиленко, Л.В. Кудрина, Н.П. Кислинская и др. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2015. – С. 74-77.
24. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: мозаика синтез, 2014. – 325 с.
25. Смирнова М.В. Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников / М.В. Смирнова // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – С.302-305.
26. Сычева Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов / Г. Е. Сычева. – М.: Книголюб, 2003. – 12 с.
27. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 16 с.
28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
30. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 80 с.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 384 с.
32. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 445 с.

Вопрос-ответ:

Что такое монологическая речь?

Монологическая речь - это способность высказывать свои мысли, идеи и представления в форме связного высказывания, в отличие от диалогической речи, где присутствует общение с другим человеком.

Каковы особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность выстраивать связную и логически правильную речь, использовать богатый словарный запас, подробно описывать предметы и явления, пересказывать прочитанное или увиденное, составлять рассказы из нескольких предложений.

Как наглядное моделирование помогает развивать монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста?

Наглядное моделирование представляет собой использование различных наглядных средств, таких как картинки, рисунки, модели и игрушки, для помощи детям в построении своей речи. Это способствует развитию их наблюдательности, воображения, логического мышления, умению описывать, объяснять и рассказывать о чем-то.

Какую роль играют пространственно-временные модели в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Пространственно-временные модели позволяют детям лучше понимать и описывать процессы, связанные с пространством и временем. Они помогают ребенку развивать навыки описания, пересказа, сравнения и классификации, а также учат логическому мышлению и последовательности.

Какие еще методы помимо наглядного моделирования можно использовать для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Помимо наглядного моделирования, можно использовать игры, задания на пересказ и составление рассказов, чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного, проведение диалогов и дискуссий, проведение ролевых игр, использование разнообразных учебных пособий и материалов.

Что такое монологическая речь и как она развивается у детей старшего дошкольного возраста?

Монологическая речь - это форма речи, при которой ребенок строит высказывания, не ожидая ответа собеседника. Она развивается у детей старшего дошкольного возраста и характеризуется более сложными и связными высказываниями. Дети начинают использовать грамматические правила, правильно строить предложения, использовать логические связки и шире рассказывать о событиях и предметах.

Как наглядное моделирование может помочь развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Наглядное моделирование - это использование визуальных материалов (моделей, картинок, рисунков и т.д.) для обучения и развития. Оно может помочь развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, так как визуальные образы помогают им визуализировать информацию, улучшая понимание и запоминание. А использование визуальных моделей также способствует развитию логического мышления и умения выстраивать связные и структурированные высказывания.

Какие есть возможности использования пространственно-временной модели для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Пространственно-временная модель - это модель, которая визуально представляет пространственные и временные отношения между объектами или событиями. Ее использование помогает детям лучше представлять и понимать последовательность действий и событий, улучшает их речь, умение пересказывать и составлять рассказы. Такие модели могут быть полезны при изучении истории, географии, при решении математических задач и т.д.

Какие особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать?

В старшем дошкольном возрасте развитие монологической речи характеризуется более сложными предложениями, использованием грамматических правил, логическими связками и шире рассказами о событиях и предметах. Дети начинают проявлять умение описывать, объяснять, анализировать и делать выводы. Они также улучшают свои навыки пересказа и составления рассказов.

Как наглядное моделирование помогает развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Наглядное моделирование является эффективным средством развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет детям визуализировать представления и ситуации, расширять словарный запас, развивать пространственное и логическое мышление, учиться выстраивать связные высказывания и логическую последовательность, а также улучшать навыки пересказа и составления рассказов.