Налоговая система и система налогов и сборов в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 02.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1.Понятие налогов в российской правовой системе
1.2. Функции налогов в российской правовой системе
1.3. Понятие налоговой системы
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
2.1. Принципы построения налоговой системы
2.2. Классификация налогов в налоговой системе России
2.3. Система налогов и сборов в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Ю.А. Крохина отмечает, что «отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено, исходя от объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции».
Согласно ч. 5 статьи 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, часть 6 статьи 12 НК РФ устанавливает императивное правило, согласно которому, указанные виды налогов могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ. На важность данного правила указывает А.И. Землин: «важным является то, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством, равно как и повышать их ставки. Таким образом, на территории Российской Федерации действует единая система налогов и сборов, основанная на принципе единства налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 1 НК РФ)».
Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, а также определяется порядок установления таких налогов, введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.
К федеральным налогам и сборам согласно статье 13 Налогового кодекса РФ относятся:
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
Региональные налоги включают в себя, согласно статье 14 Налогового кодекса РФ, следующие налоги: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц (статья 15 Налогового кодекса РФ).
Учитывая анализ принципов построения налоговой системы и структуры налогов и сборов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что налоговая система Российской Федерации находится на стадии реформирования, имеющего подчас революционный характер. Первоначально концепция налогообложения в России базировалась на зарубежном опыте, при этом принципы ее построения не вполне совпадали с традиционно применяемыми в развитых странах. Особенности национального налогообложения наличествуют и в настоящее время и имеют существенный характер.
Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого (полного) перечня налогов, действующих на всей его территории. Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.
В настоящее время легального определения налоговой системы российское законодательство не содержит. В широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, привлечением к финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и т. п.
Одной из важных характеристик налоговых систем является соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем налоги прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше.
Пониманию тенденций развития системы налогообложения в Российской Федерации способствует анализ значимости прямых и косвенных налогов и сборов. Современная налоговая политика Российской Федерации направлена на активизацию процессов формирования бюджета за счет косвенных налогов. Однако прямая форма представляется более привлекательной и прозрачной, поскольку сразу видно, кто, как и сколько платит в государственную казну.
К недостаткам российской системы налогообложения можно отнести и то, что она основывается на налогообложении результатов производства (прямые налоги) и товарооборотов (косвенные налоги).
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к упрощению системы налогообложения, показателем чего стало, например, введение специальных налоговых режимов. Очевидно, что ряд нововведений (пропорциональное обложение налогом на доходы физических лиц, регрессивное налогообложение единым социальным налогом), являющихся во многом исключительно отечественной новацией, имеют одну единственную цель — заставить налогоплательщика платить налог.

Заключение
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991—1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все это непосредственно повлияло на становление российской налоговой системы.
Исходя из анализа определения «налога», данного в Налоговом кодексе РФ, а также признаков налога, его сущности можно сделать вывод о том, что налог является необходимой мерой государственного регулирования, которая позволяет органам публичной власти осуществлять свою деятельность. Наличие нормативного определения налога и установление его правовых признаков необходимо всем участникам налоговых правоотношений.
Роль налогов в любом государстве очень велика, её нельзя недооценивать. При этом нельзя выделять какую-то одну главенствующую функции налогов, все без исключения налоги выполняют и фискальную, и стимулирующую функции одновременно – нет таких налогов, которые выполняли бы только фискальную функцию и не оказывали бы при этом никакого влияния на развитие объекта налогообложения.
Классификация налогов важна не только для теории налогового права, но и в практическом смысле. Наиболее полная и отражающая действительность классификация налогов позволяет определить слабые стороны в налоговом регулировании, избежать двойного налогообложения и помогает в толковании норм налогового законодательства. Кроме того, классификация налогов позволяет определить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что очень важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп.
Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого (полного) перечня налогов, действующих на всей его территории. Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.
В настоящее время легального определения налоговой системы российское законодательство не содержит. В широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, привлечением к финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и т. п.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к упрощению системы налогообложения, показателем чего стало, например, введение специальных налоговых режимов. Очевидно, что ряд нововведений (пропорциональное обложение налогом на доходы физических лиц, регрессивное налогообложение единым социальным налогом), являющихся во многом исключительно отечественной новацией, имеют одну единственную цель — заставить налогоплательщика платить налог.

Библиография
Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 1. - Ст. 1.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. - N 32. - ст. 3340.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997—1998/ Отв: ред. Т.Г. Морщакова. М.: Юристъ. - 2000. – 158 с.
Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. – 144 с.
Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. – 127 с.
Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики/ В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина// Финансы и кредит. - 2007г. - № 12. - с. 69-73.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 304 с.
Крупенин Г.Р. Современные подходы к определению налога как категории юридической науки// Налоги. – 2010. - № 5. – с. 6-9.
Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов.// Финансовое право. – 2010. - № 1. – с. 22-27.
Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федеральное агентство по образованию; Краснояр. Гос. Ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
Налоговое право в вопросах и ответах: учебное пособие/ Под ред. А.А. Яблуганова. М.: Юстицинформ, 2007. — 408 с.
Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов. Электронный ресурс. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=4186.
Терехина А.П. Система и принципы налогообложения физических лиц в наиболее развитых странах// Финансовое право. – 2010. - № 11. – с. 36-39.
Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2004. – 576 с.
Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей// Налоги. – 2009. - № 4. – с. 11-16.
 Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. - N 2. - С. 3 - 8.
Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010.
 Ялбулганов А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ// Финансовое право. 2011. N 7. С. 29 - 36.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - ст. 3824.
Там же.
Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. –с. 319.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – с. 21.
Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. –с. 319.
Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федеральное агентство по образованию; Краснояр. Гос. Ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – с. 57.
Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. - с. 43, 144.
Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 1. - Ст. 1.
Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997—1998 / Отв: ред. Т.Г. Морщакова. М.: Юристъ, 2000. - с. 46.
Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федеральное агентство по образованию; Краснояр. Гос. Ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – с. 57.
Там же.

Там же.
Налоговое право в вопросах и ответах: учебное пособие./ Под ред. А.А. Яблуганова. М.: Юстицинформ, 2007. — с. 45.
Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – с. 403.
Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики / В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина // Финансы и кредит. - 2007г. - № 12. - с. 71.
Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей// Налоги. – 2009. - № 4. – с. 14.
Петрова Г.В. Налоговое право. М., 1997. - с. 14.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов.// Финансовое право. – 2010. - № 1. – с. 25.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2004. - с. 325.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – с. 34.
Там же.
Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. - N 2. - с. 5.
Ялбулганов А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ// Финансовое право. 2011.- N 7. - С. 30.
Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов. Электронный ресурс. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=4186.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – с. 29.
Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов. Электронный ресурс. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=4186.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – с. 31.

Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федеральное агентство по образованию; Краснояр. Гос. Ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – с. 75.

Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. –с. 447.

Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. –с. 450.
Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – с. 45.










2

1.Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 1. - Ст. 1.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - ст. 3824.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. - N 32. - ст. 3340.
4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
5.Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997—1998/ Отв: ред. Т.Г. Морщакова. М.: Юристъ. - 2000. – 158 с.
6.Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. – 144 с.
7.Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. – 127 с.
8.Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики/ В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина// Финансы и кредит. - 2007г. - № 12. - с. 69-73.
9.Землин А.И. Налоговое право: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 304 с.
10.Крупенин Г.Р. Современные подходы к определению налога как категории юридической науки// Налоги. – 2010. - № 5. – с. 6-9.
11.Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов.// Финансовое право. – 2010. - № 1. – с. 22-27.
12.Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федеральное агентство по образованию; Краснояр. Гос. Ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
13.Налоговое право в вопросах и ответах: учебное пособие/ Под ред. А.А. Яблуганова. М.: Юстицинформ, 2007. — 408 с.
14.Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов. Электронный ресурс. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=4186.
15.Терехина А.П. Система и принципы налогообложения физических лиц в наиболее развитых странах// Финансовое право. – 2010. - № 11. – с. 36-39.
16.Финансовое право России: учебник/ Ю.А. Крохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
17.Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2004. – 576 с.
18.Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей// Налоги. – 2009. - № 4. – с. 11-16.
19. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. -
N 2. - С. 3 - 8.
20.Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010.
21. Ялбулганов А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ// Финансовое право. 2011. N 7. С. 29 - 36.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют налоги в российской правовой системе?

Налоги выполняют несколько функций. Основная функция налогов – это сбор средств в бюджет государства. Кроме этого, налоги выполняют функцию регулирования экономики, стимулируя или ограничивая определенные виды экономической деятельности. Налоги также могут выполнять функцию социальной защиты, направляя средства на финансирование социальных программ и поддержку нуждающихся категорий граждан. И наконец, налоги могут выполнять функцию наказания, например, в виде штрафов за нарушения налогового законодательства.

Как определяется понятие налоговой системы в России?

Понятие налоговой системы в России определяется как совокупность налогов и сборов, которые существуют в стране. Она включает в себя все законодательные и нормативные акты, регулирующие сферу налогообложения, а также органы, ответственные за сбор и контроль за уплатой налогов.

Какие основные принципы лежат в основе налоговой системы в России?

Основными принципами налоговой системы в России являются следующие: принцип законности, который предполагает, что налоги должны взиматься только на основании законодательных актов; принцип равенства плательщиков перед налоговыми обязательствами, который означает, что все граждане и организации должны быть равными перед законом в плане налогообложения; принцип прогрессивности, который предполагает, что налоговая ставка должна возрастать по мере увеличения доходов плательщика; и принцип преемственности, который гарантирует, что налоговые законы и правила не могут быть изменены сразу и без предупреждения.

Как классифицируются налоги в налоговой системе России?

В налоговой системе России налоги классифицируются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги взимаются на всей территории страны и их доходы идут в федеральный бюджет. Региональные налоги взимаются на территории конкретного субъекта Федерации и идут в региональный бюджет. Местные налоги взимаются на территории конкретного муниципального образования и идут в местный бюджет.

Что такое налоги в российской правовой системе?

В российской правовой системе налоги - это обязательные платежи, которые граждане и организации должны уплачивать в бюджет для финансирования государственных нужд.

Какие функции выполняют налоги в российской правовой системе?

В российской правовой системе налоги выполняют несколько функций. Основные из них: финансирование государственных нужд, регулирование экономики и социальная защита.

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это совокупность всех налогов и сборов, а также правил и процедур, регулирующих их уплату и распределение.

Какие принципы лежат в основе построения налоговой системы в России?

В основе построения налоговой системы в России лежат такие принципы, как принцип конституционной обязательности налогов, принцип неотвратимости уплаты налогов, принцип равенства налогоплательщиков и принцип экономической целесообразности.