Психоанализ как основа теории личности фрейда
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 19.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ПСИХОАНАЛИЗ КАК ОСНОВА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА 5
1.1. Биография З. Фрейда 5
1.2. Психоанализ: основные концепции и принципы 10
2. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА 21
2.1. Развитие личности по теории З. Фрейда 21
2.2. Структура личности по теории З. Фрейда 25
2.3. Особенности воззрений Фрейда на сущность взросления и самоопределения растущего человека 28
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Он работает для подавления всех неприемлемых побуждений ид и пытается заставить эго действовать на идеалистических стандартах, а не на реалистических принципах. Суперэго присутствует в сознательном, предсознательном и бессознательном[14].Говоря обид, эго и суперэго, важно помнить, что это не три совершенно отдельные сущности с четко определенными границами. Эти аспекты личности являются динамичными и всегда взаимодействуют с человеком, чтобы влиять на общую личность и поведение человека.С таким количеством конкурирующих сил легко увидеть, как может возникнуть конфликт между ид, эго и суперэго. Фрейд использовал термин «сила эго» для обозначения способности эго функционировать, несмотря на эти дуэльные силы. Человек с хорошей силой эго способен эффективно справляться с этим давлением, в то время как те, у кого слишком большая или слишком низкая сила эго, могут стать слишком непреклонными или слишком разрушительными.Фрейд полагал, что эти три части ума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая часть имеет различную главную цель. Иногда, когда конфликт слишком велик для человека, его или ее эго может задействовать один или несколько защитных механизмов для защиты личности.Эти защитные механизмы включают в себя:•Репрессия: эго выталкивает беспокоящие или угрожающие мысли из сознания;•Отрицание: эго блокирует расстраивающие или подавляющие переживания от осознания, заставляя человека отказываться признавать или верить в происходящее;•Проекция: эго пытается решить дискомфорт, приписывая человеку неприемлемые мысли, чувства и мотивы другому человеку;•Смещение: человек удовлетворяет импульс, действуя на замещающий объект или человека социально неприемлемым образом (например, вместо этого выпуская разочарование, направленное на вашего босса на вашего супруга);•Регрессия: как защитный механизм, человек движется назад в развитии, чтобы справиться со стрессом (например, перегруженный взрослый человек ведет себя как ребенок);•Сублимация: Подобно перемещению, этот защитный механизм включает в себя удовлетворение импульса, воздействуя назаменителя, но социально приемлемым способом (например, направляя энергию на работу или конструктивное хобби) [27].Таким образом, согласно концепции Фрейда, структура личности состоит из нескольких взаимосвязанных между собой, но конфликтующих структур. В ходе данного конфликта активизируется ряд некоторых защитных механизмов психики.2.3.Особенности воззрений Фрейда на сущность взросления и самоопределения растущего человекаНа протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения. Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом, охватывающим и мальчиков, и девочек, все слои общества, стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — относят к юности. Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива. Почему так трудно определить момент пересечения границы взрослости?Сам термин «взрослость» многозначен. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная — экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека, понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода. Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.В теории психоанализа понятие «взрослый» можно рассматривать под двумя углами. Фрейд называет «взрослой генитальной сексуальностью» итоговое состояние сексуального развития человека. Эта сексуальность формируется начиная с пубертата, с того момента, когда «отдельные влечения», то есть волны либидо, исходящие из разных «эрогенных зон», начинают организовываться «при доминировании генитального». Понятие «взрослый» в теории Фрейда можно также вывести, опираясь на «принцип удовольствия» и «принцип реальности». «Ребенок, вырастая, постепенно признает и принимает требования реальности (если его воспитывают), – считает психоаналитик Клод Альмос. – Он может понемногу отказаться от того, чтобы руководствоваться только удовольствием, и это, конечно, свидетельствует об эволюции в направлении зрелости».Согласно воззрениям Фрейда, процессы взросления и самоопределения берут своё развитие из некоторого противоречия между стремлением и системой культурных норм, которые предписывают индивиду конкретный стереотип поведения. Подобная система навязывает поведение невропатического характера.Во избежание этого, индивиду необходимо осуществить перемещение энергии либидо в самые разнообразные области своего существования.Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его Оно, Я, Сверх-Я и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по З. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры. Э. Эриксон в своих работах показывает, как влияние окружающей действительности находит свое отражение в становлении самоопределения, особенно в период выделенных им нескольких первых стадий психосексуального развития. Автор не отрицает в основе личности индивида бессознательного начала, но не считает его полностью детерминирующим сознание. С развитием личности, с обретением опыта взаимодействия с взрослыми происходит постепенное самоопределение растущего человека. Разработав понятие «психосоциальная идентичность», Э. Эриксон тем самым вплотную подходит к проработке понятия «личностное самоопределение», т. к. именно осознание своей ценности, обретение целей и смысловых ориентиров позволяют человеку успешно преодолеть юношеский кризис и обрести готовность к самостоятельной жизни [10].Если З. Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Разработанная А. Адлером концепция индивидуальной психологии прямо указывает на проблемы самоутверждения личности. Крайне важным для личностного роста взрослеющего человека, по мнению А. Адлера, является феномен комплекса неполноценности, присущего всем без исключения [1].Наличие умеренно выраженного чувства неполноценности позволяет личности развиваться без ограничения возможностей управления своими ресурсами и достигать личностного совершенствования, в случае же неадекватного усиления данного феномена происходит формирование комплекса превосходства, ведущего к чувству неудовлетворенности жизнью и разнообразным невротическим проявлениям. Несомненно, взросление и личностное самоопределение наиболее интенсивно происходят в пору подросткового и юношеского возраста. Это наиболее продуктивный период, когда взрослеющий человек начинает соотносить свои цели, желания со своими возможностями, способностями и с теми требованиями, которые ставит перед ним общество. В наше нестабильное время, когда человек вынужден буквально перекраивать свою смысловую сферу ценностей, зачастую происходит утрата своего Я. Поэтому следует отметить, что развитие описываемых феноменов не останавливается на этапе взросления, а сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Э. Эриксон описывал кризис «середины жизни», когда действительность ставит перед человеком свои границы и только переформулировка жизненных позиций и обретение новых смыслов способствуют преодолению кризиса и выходу на качественно новый уровень самоопределения [3].ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы провели теоретическое исследование некоторых аспектов психоаналитической концепции З. Фрейда. Исследование проводилось нами в рамках некоторых задач.Во-первых, мы изучили краткую биографию знаменитого «отца психологии». Фрейд сыграл важную роль в развитии психоанализа. Его теории оказались противоречивыми, но часто служат ориентиром либо для тех, кто поддерживает Фрейда, либо для тех, кто придерживается альтернативной точки зрения. Во-вторых, нами были проанализированы основные принципы и концепции психоанализа. Основные принципы психоанализа следующие:•развитие человека определяется часто забываемыми событиями в раннем детстве, а не только унаследованными чертами;•человеческое поведение и познание во многом определяются инстинктивными побуждениями, которые коренятся в бессознательном;•попытки привнести эти побуждения в сознание вызывают сопротивление в форме защитных механизмов, особенно репрессий;•конфликты между сознательным и бессознательным материалом могут привести к психическим расстройствам, таким как невроз, невротические черты, беспокойство и депрессия;•бессознательный материал может быть найден во снах и непреднамеренных действиях, в том числе в манерах и обмолвках;•освобождение от последствий бессознательного достигается путем введения этого материала в сознательный разум посредством терапевтического вмешательства;•«центральным элементом психоаналитического процесса» является перенос, посредством которого пациенты переживают свои детские конфликты, проецируя на аналитика чувства любви, зависимости и гнева.В течение двадцатого века появилось много различных клинических и теоретических моделей психоанализа. В данной работе мы рассмотрели такие направления, как эго-психология, современная теория конфликтов, теория объектных отношений, я-психология, лаканский психоанализ, межличностный психоанализ, культурный психоанализ, феминистский психоанализ, адаптивная парадигма психоанализа и психотерапии, реляционный психоанализ, межличностно-реляционный психоанализ, интерсубъективный психоанализ, современный психоанализ.Далее, в-третьих, нами проанализировано то, как развивается личность согласно теории Фрейда. З. Фрейдомбыла сформулирована теория психосексуального развития, согласно которой формированиеконституциональных особенностей личноститесно связано с изменениями в биологическом(сексуальном) функционировании индивида.На каждой фазе (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная) этого развитиячеловеком приобретается определенный опыт,связанный в первую очередь с основной в данный период эрогенной зоной, в которой происходит концентрация либидо, и формирующийсоответствующие установки, ценности и черты личности. В случае если нормальное протекание какого-либо из периодов нарушается, может возникнуть фиксация и, как следствие, невроз.В-четвёртых, в данной курсовой работе отображена структура личности согласно концепции исследователя. Он говорит о том, что существуют три взаимосвязанных, но постоянно конфликтующих составляющих личности: Ид, Эго и Супер-Эго. Каждая из данных составляющих предполагает реализацию различных целей и задач.Наконец, в-пятых, необходимо было изучить особенности воззрений Фрейда на сущность взросления и самоопределения растущего человека. По мнению З. Фрейда, взросление растущего человека и его жизненное самоопределение происходят под влиянием противоречий между собственными желаниями и стремлениями, и нормами культуры, предписывающими ему определенное поведение. Эти нормы навязывают человеку невропатическое поведение и, чтобы избежать этого, человек вынужден перемещать свою нерастраченную энергию либидо из жизненных, в первую очередь сексуальных потребностей, в другие сферы жизни – искусство, политику, науку.Вместо главного итога нелишним будет сказать следующее. К личности Фрейда и его концепции можно относиться по-разному. Но остаться равнодушным не представляется возможным, поскольку Фрейд был впереди своего века и разрушил ригидные границы здравого смысла того времени, тем самым предоставил новое пространство для изучения человеческого поведения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. Марсон П. Психопатология повседневной жизни. З. Фрейд // 25 ключевых книг по психоанализу = 25 motsclésdelapsychologieetdelapsychanalyse. — 1993.Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во Московского университета, 1982.Фрейд З. Знаменитые случаи из практики.– М.: Когито-Центр, 2007.Фрейд З. Моисей и монотеизм – М.: REFL-book, Ваклер, 1998.Фрейд З. Недовольство культурой – Омск: OMIKO, 1930.Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. М. К.. — М.: Современные проблемы, 1913. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности — М.: Просвещение, 1990.Фридан Б. Загадка женственности — М.: «Прогресс», «Литера», 1994.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006.The Journal | Center for Modern Psychoanalytic StudiesBargh J.A, Morsella E. The Unconscious Mind. PerspectPsychol Sci. 2008.Beauvoir Simone de. The Second Sex / Trans. Constance Borde and Sheila Malovany-Chevallier. — New York: Alfred A. Knopf, 2009.Boag S. Ego, drives, and the dynamics of internal objects. Front Psychol. 2014.Carhart-harris R.L., Friston K.J. The default-mode, ego-functions and free-energy: a neurobiological account of Freudian ideas. Brain. 2010.Churchill R, Moore T.H, Davies P, et al. Psychodynamic therapies versus other psychological therapies for depression. Cochrane Database Syst Rev. 2010.Evans D. From Lacan to Darwin, in The Literary Animal; Evolution and the Nature of Narrative, eds. Jonathan Gottschall and David Sloan Wilson, Evanston: Northwestern University Press, 2005.Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.Freud S. Jokes and their relation to the unconscious (J. Strachey, Trans.). New York: W. W. Norton. (Original work published 1905)J. Guimón Relational mental health: beyond evidence-based interventions, 2003.Janse B. Sigmund Freud Theory. Retrieved [08.02.2020] from ToolsHero: https://www.toolshero.com/psychology/sigmund-freud-theory/Kovačićpetrović Z, Peraica T, Kozarić-kovačić D. Comparison of ego strength between aggressive and non-aggressive alcoholics: a cross-sectional study. Croat Med J. 2018.Lacan J., Television/A Challenge to the Psychoanalytic EstablishmentLangs R., Fundamentals of Adaptive Psychotherapy and Counseling, London: Palgrave-MacMillanMcLeaod S. Unconscious Mind. - Simply Psychology. Retrieved from http://www.simplypsychology.org/unconscious-mind.htmlMcLeod, S. Defense Mechanisms. - Simply Psychology. Retrieved December 3, 2013, from http://www.simplypsychology.org/defense-mechanisms.htmlMitchell S., Influence and Autonomy in Psychoanalysis, The Analytic PressRapaport G., «The Points of View and Assumptions of Metapsychology», The International Journal of Psycho-Analysis, 40: 153–62Zajko V. and Leonard M., eds. Laughing with Medusa. Oxford University Press, 2006.
1) Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997.
2) Марсон П. Психопатология повседневной жизни. З. Фрейд // 25 ключевых книг по психоанализу = 25 mots clés de la psychologie et de la psychanalyse. — 1993.
3) Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во Московского университета, 1982.
4) Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. – М.: Когито-Центр, 2007.
5) Фрейд З. Моисей и монотеизм – М.: REFL-book, Ваклер, 1998.
6) Фрейд З. Недовольство культурой – Омск: OMIKO, 1930.
7) Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. М. К.. — М.: Современные проблемы, 1913.
8) Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности — М.: Просвещение, 1990.
9) Фридан Б. Загадка женственности — М.: «Прогресс», «Литера», 1994.
10) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006.
11) The Journal | Center for Modern Psychoanalytic Studies
12) Bargh J.A, Morsella E. The Unconscious Mind. Perspect Psychol Sci. 2008.
13) Beauvoir Simone de. The Second Sex / Trans. Constance Borde and Sheila Malovany-Chevallier. — New York: Alfred A. Knopf, 2009.
14) Boag S. Ego, drives, and the dynamics of internal objects. Front Psychol. 2014.
15) Carhart-harris R.L., Friston K.J. The default-mode, ego-functions and free-energy: a neurobiological account of Freudian ideas. Brain. 2010.
16) Churchill R, Moore T.H, Davies P, et al. Psychodynamic therapies versus other psychological therapies for depression. Cochrane Database Syst Rev. 2010.
17) Evans D. From Lacan to Darwin, in The Literary Animal; Evolution and the Nature of Narrative, eds. Jonathan Gottschall and David Sloan Wilson, Evanston: Northwestern University Press, 2005.
18) Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.
19) Freud S. Jokes and their relation to the unconscious (J. Strachey, Trans.). New York: W. W. Norton. (Original work published 1905)
20) J. Guimón Relational mental health: beyond evidence-based interventions, 2003.
21) Janse B. Sigmund Freud Theory. Retrieved [08.02.2020] from ToolsHero: https://www.toolshero.com/psychology/sigmund-freud-theory/
22) Kovačić petrović Z, Peraica T, Kozarić-kovačić D. Comparison of ego strength between aggressive and non-aggressive alcoholics: a cross-sectional study. Croat Med J. 2018.
23) Lacan J., Television/A Challenge to the Psychoanalytic Establishment
24) Langs R., Fundamentals of Adaptive Psychotherapy and Counseling, London: Palgrave-MacMillan
25) McLeaod S. Unconscious Mind. - Simply Psychology. Retrieved from http://www.simplypsychology.org/unconscious-mind.html
26) McLeod, S. Defense Mechanisms. - Simply Psychology. Retrieved December 3, 2013, from http://www.simplypsychology.org/defense-mechanisms.html
27) Mitchell S., Influence and Autonomy in Psychoanalysis, The Analytic Press
28) Rapaport G., «The Points of View and Assumptions of Metapsychology», The International Journal of Psycho-Analysis, 40: 153–62
29) Zajko V. and Leonard M., eds. Laughing with Medusa. Oxford University Press, 2006.
Вопрос-ответ:
Кто такой Зигмунд Фрейд?
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр и невропатолог, основатель психоанализа и один из самых известных психологов исследователей личности.
Какие основные концепции и принципы психоанализа?
Основные концепции и принципы психоанализа включают в себя: бессознательное, ид, эго и суперэго, преодоление детских травм и конфликтов, использование свободных ассоциаций и толкование снов, понятие о сексуальности и развитии личности.
Как развивается личность по теории Фрейда?
По теории Фрейда личность развивается через несколько стадий: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. На каждой стадии происходит развитие определенных психических конфликтов и эрогенных зон, которые оказывают влияние на личностное развитие.
Какова структура личности по теории Фрейда?
По теории Фрейда личность состоит из трех основных инстанций: ид, эго и суперэго. Ид представляет собой неосознаваемую часть личности, отвечающую за основные инстинкты и желания. Эго - это рациональная и осознаваемая часть личности, которая согласовывает требования ид и реалии общества. Суперэго - это внутренний голос морали и совести, который влияет на принятие решений и поведение человека.
Какие особенности воззрений Фрейда на сущность взросления и самоопределения растущего человека?
Фрейд считал, что взросление и самоопределение человека связаны с подавлением неприемлемых побуждений ид и установлением контроля над ними с помощью эго. Он считал, что это процесс требует времени и конфликтов, и может привести к формированию неврозов и психических расстройств, если не пройдет успешно.
Какую роль играет психоанализ в теории личности Фрейда?
Психоанализ является основой теории личности Фрейда и является ключевым инструментом для изучения и понимания психологических процессов, особенно в неосознаваемых уровнях.
Какие основные концепции и принципы лежат в основе психоанализа?
Основные концепции и принципы, лежащие в основе психоанализа, включают понятия бессознательного, сексуальности, психической энергии (либидо), инстинкта смерти, переноса и свободной ассоциации.
Каковы особенности воззрений Фрейда на сущность взросления и самоопределения растущего человека?
Фрейд полагал, что взросление и самоопределение растущего человека связаны с преодолением неосознаваемых инстинктивных желаний и нахождением баланса между идом (принципом удовольствия) и эго (принципом реальности).
Какой вклад в развитие теории личности внес Фрейд?
Фрейд внес значительный вклад в развитие теории личности, представив понятия о бессознательном, о динамике психических процессов и об уровнях сознания. Его работы оказали огромное влияние на современную психологию и психотерапию.
Какие основные принципы развития личности по теории Фрейда?
Основные принципы развития личности по теории Фрейда включают преодоление конфликтов между идом, эго и суперэго, формирование половой и агрессивной сексуальности, процессы интроекции и экструзии, а также роль родителей в формировании личности ребенка.
Какова основная идея психоанализа Фрейда?
Основная идея психоанализа Фрейда заключается в том, что большая часть нашего поведения и мыслей определяются подсознательными и неосознанными процессами.