оптимизация социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 55 55 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 6
1.1. Характеристика понятия "социальный статус" 6
1.2. Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье 13
Глава II. Эмпирическое исследование социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методики исследования 20
Глава III. Результаты эмпирического исследования социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 24
3.1. Результаты исследования социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 24
3.2. Организация работы по оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 30
3.3. Оценка динамики социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье 36
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47

Фрагмент для ознакомления

На занятии используются аудиозаписи с шумом моря, карта путешествия. Упражнение «Снежный ком». Работа с именем – игра-обсуждение «История моего имени». Называние порта своим именем, нанесение этого порта на карту путешествий. Этюд из психогимнастики «Я - капитан!» (с использованием аудиозаписи). Занятие №5 Тема: «Мое отражение в воде». Цель: формирование образа Я. Принятие себя на уровне тела и чувств. Взаимопринятие. Задачи: познать свою индивидуальность. На занятии используется музыкальное сопровождение, зеркала, цветные карандаши. Игра-приветствие «Друг к дружке», упражнение «Свет мой зеркальце, скажи...» (дети разглядывают свое отражение и рассказывают о своем лице), игра «Зеркало» в круге. Итоговое упражнение «Самого себя любить». Занятие №6 Тема: «Родники моей души». Цель: раскрыть способности, повысить самооценку, мотивацию сотрудничества, способствовать самопознанию и познанию других. Задачи: организовать самоисследование интересов, склонностей, творческих способностей детей. На занятии используетсяупражнение «Совместно рисуем свой портрет», по результатам рисование устраивается выставка автопортретов с последующей рефлексией. Занятие №7 Тема: «Плывем на корабле». Цель: сплочение, формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом в коллективе. Задачи: сформировать стремление к совместной деятельности, представление о зависимости результата общей работы от личного вклада каждого. На занятии дети в процессе сюжетной игры, совместно вырабатывают «морские законы», моральные нормы и их соблюдение. Занятие №8 Тема: «Кораблекрушение». Цель: развитие групповой активности, навыков взаимодействия в общении. Задачи: развитие умения выдвигать и отстаивать собственную точку зрения, формирование уверенности в себе, лидерских качеств. На занятии используются ролевая игра «Кораблекрушение», в ходе которой дети должны были найти совместный выход из проблемной ситуации. Занятие №9. Тема: «Мы - команда». Цель: сплочение, формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом. Задачи: сформировать стремление к совместной деятельности, представление о зависимости результата общей работы от личного вклада каждого. На занятии разыгрываются: этюд «Любящий сын», рисование «Семейный портрет», ролевая игра командного характера «Необитаемый остров», упражнения на рефлексию. Занятие №10. Тема: «Препятствия на пути» Цель: учить детей и родителей навыкам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения и тревоги. Задачи: учить контролировать и управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение. На занятии используются упражнения «Горячий стул», «Любимый уголок». Занятие №11 Тема: «Внутренние резервы» Цель: формировать понимание трудностей, учить снимать эмоциональное напряжение, сохранять положительное мнение о самом себе даже в ситуации неудачи и стресса. Задачи: снизить эмоциональное напряжение и тревожность, повысить мотивацию саморазвития, способствовать развитию волевой сферы личности. На занятии используются психогимнастические упражнения и этюды «Я -силач», «Моя мама», «Изобрази эмоцию», «Теплый как солнце, легкий как дуновение». Занятие №12. Тема: «Остров капитанов». Цель: укреплять чувство доверия к взрослым и желание с ними сотрудничать, развивать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: развитие навыков взаимодействия со взрослыми, воспитание уважительного отношения ко взрослым. На занятии использовалась сюжетная игра «Путешествие на остров взрослых», рефлексия, беседа. Занятие № 13 Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!...». Цель: формирование потребности в совместной деятельности детей друг с другом и взрослыми. Задачи: развитие мотивации к совместной деятельности, сотрудничеству, закрепление навыков конструктивного и эмпатийного общения. На занятии используются ролевая игра «Дочки-матери», индивидуальное рисование «Моя семья», беседа «Что значит любить маму?». Занятие №14. Тема: «Гавань моей мечты». Цель: отработка навыков целеполагания, рефлексии, самодиагностика своего эмоционального и личностного самочувствия. Задачи: закрепить полученные навыки и умения самоанализа, самораскрытия, снятия тревожности. Подвести итоги работы. На занятии используются игра «Моя тихая гавань» с нанесением ее на карту путешествий и описанием. Общий рисунок с обсуждением «Остров веселья». В заключении проводятся рефлексивная беседа и ритуал прощание - чаепитие. 3.3. Оценка динамики социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семьеРезультаты повторной социометрии в экспериментальной группе дошкольников представлены в таблице 7 в Приложении.По результатам видно, что все дети делают хотя бы два выбора, все дошкольники получили выборы.Результаты подсчета социометрического статуса дошкольников из неполных семей, типы социометрического статуса и уровень удовлетворенности межличностными отношениями представлены в таблице 8.Таблица 8Индекс, социометрический статус и уровень удовлетворенности межличностными отношениями у дошкольников экспериментальной группы№Число выборовСтатус КУ13Предпочитаемый67,724Предпочитаемый2532Принятый5043Предпочитаемый67,752Принятый5062Принятый5072Принятый5085Предпочитаемый0,092Принятый50М2,845,6Результаты показали, что на контрольном этапе исследования дошкольники из неполных семей получают 2 – 3 выбора. 4 дошкольников являются предпочитаемыми (получили 3 – 5 выбора); 5 детей получили статус принятых, непринятых в данной группе нет. Коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями в группе у большинства детей средний, у 2-х дошкольников - низкий. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе (КУВ) = 45,6% - средний.Сравнительные результаты сделанных, полученных и взаимных выборов в экспериментальной группе на двух этапах исследованияпредставлены на рисунке 4.Рис. 4. Сравнительные результаты сделанных, полученных и взаимных выборов в экспериментальной группе на двух этапах исследования.По сравнительным денным видно, что после проведения коррекционно - развивающей программы у детей экспериментальной группы увеличилось количество положительных выборов, взаимных выборов, также они стали больше делать выборов.То есть, на данном этапе статус детей из неполных разведенных повысился, они стали более популярны среди сверстников, у них повысилась потребность во взаимодействии с другими и удовлетворенность своими отношениями со сверстниками.Социоматрица по методике "Капитан корабля" для экспериментальной группы представлена в таблице 9 в Приложении. Количество полученных различных выборов в экспериментальной группе представлено в таблице 10.Таблица 10Количество полученных различных выборов в экспериментальной группе№Выбор помощникаПоложительные выборыОтрицательные выборы113522703181404451446062715283509190М1,15,72,0Сравнительные результаты количества выборов в экспериментальной группе на двух этапах исследования представлены на рисунке 5.Рис. 5. Сравнительные результаты количества выборов в экспериментальной группе на двух этапах исследования. По сравнительным данным видно, что после проведения коррекционно - развивающей программы дети экспериментальной группы стали чаще выбирать в качестве помощника (для совместной деятельности), у них увеличилось количество положительных выборов и снизилось количество отрицательных выборов. Таким образом, социальный статус детей из неполных семей возрос.Результаты повторной диагностики по методике «Особенности межличностных отношений» (ОМО) в экспериментальной группе представлены в таблице 11. Таблица 11Результаты методики «Особенности межличностных отношений» (ОМО) в экспериментальной группе на контрольном этапе№Содержание общенияОсобенности отношений со сверстникамиШирота круга общенияОтношение к лидерствуАвтономия или подчинение сверстникуПоведение в случае отверженияАктивность в общенииОсобенности общения со взрослымОбщий балл146332545322452324452933832145430438232455325473225453265622245430738332644338594415453794634254432М3,97,02,82,91,84,74,34,631,9σ0,81,30,70,80,40,70,50,52,3По результатам методики ОМО выяснилось, что у дошкольников из неполных семей средний уровень компетентности в общении.В содержании общения у них преобладает игровой, у них нейтральное отношение к сверстникам, средний круг общения. Дети иногда стремятся к лидерству, проявляют стремление к независимости и автономии. Они применяют и конструктивные и неконструктивные стратегии в ситуациях отвержения, проявляют среднюю активность в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда стремятся сотрудничать со взрослым.Сравнительные результаты по методике ОМО (относительные значения) в экспериментальной группе на двух этапах исследования отражены на рисунке 6.По сравнительным данным видно, что после проведения коррекционно - развивающей программы у детей экспериментальной группы стал чаще проявляться познавательный или личностный мотив общения, они стали более положительно относиться к сверстникам, расширился круг общения. Дети стали больше стремиться к лидерству, конструктивнее реагировать на ситуацию отвержения, повысилась активность в общении. Рис. 6. Сравнительные результаты по методике ОМО в экспериментальной группе на двух этапах исследования (относительные значения).Результаты сравнительного статистического анализа динамики социального статуса и коммуникативных навыков детей из неполных семей от констатирующего этапа к контрольному представлено в таблице 12.Таблица 12Результаты сравнительного статистического анализа (Т - критерий Вилкоксона)Параметры сравненияТZрСоциометрический статус0,02,4<0,05Удовлетворенность отношениями0,02,5<0,05Выбор помощника0,01,8>0,05Положительные выборы4,51,9>0,05Отрицательные выборы7,01,5>0,05Содержание общения0,02,2<0,05Особенности отношений со сверстниками0,02,0<0,05Широта круга общения0,01,6>0,05Отношение к лидерству0,01,8>0,05Автономия или подчинение сверстнику1,50,0>0,05Поведение в случае отвержения0,02,4<0,05Активность в общении0,01,8>0,05Особенности общения со взрослым0,01,3>0,05Общий балл0,02,7<0,01Результаты сравнительного статистического анализа показали значимую динамику в уровне социального статуса и коммуникативных навыков детей из неполных семей от констатирующего этапа исследования к контрольному.После проведения работы по оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семьеу дошкольников повысился социальный статус в группе детей (р<0,05), повысилась удовлетворенность отношениями со сверстниками в группе (р<0,05), содержание общения детей стало более личностным (р<0,05), улучшилось эмоциональное отношений к сверстникам (р<0,05), дети стали вести себя более конструктивно в случае отвержения (р<0,05), у них повысилась общая компетентность в общении (р<0,01).Таким образом, коррекционно-развивающую работу по оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье можно считать эффективной.ЗаключениеДанноеисследование проведено с целью оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, чтосоциальный статус человека раскрывается через набор ролей, которые он играет в данной группе. Социометрический статус – более узкое понятие. Это то положение, которое занимает субъект в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе. В группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей более старшего возраста, — высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные дети. Популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или индифферентное отношение других детей. Неполная семья – это форма семьи, состоящей из одного родителя и детей. Разведенная семья является самой уязвимой категорией неполных семей. Развод родителей – это всегда психологическая травма для ребенка, последствия которой могут проявляться спустя годы. Психологический климат разведенной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Последствия развода для ребенка таковы, что среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации, одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, нарушения поведения, формирование дефектного типа личности. Наиболее часто указывается на наличие более низкой самооценки; сложности с построением собственной семьи в будущем; возможно, неадекватные поло-ролевые стереотипы у детей, выросших в неполных семьях. Однако, неполная семья для развития ребенка лучше, чем полная неблагополучная. В ходе эмпирического исследования выяснилось, что детей из неполных разведенных семей значительно ниже социометрический статус, они получают меньше выборов, они меньше удовлетворены отношениями со сверстниками, их реже выбирают в качестве товарищей по совместной деятельности, чем детей из контрольной группы.У детей из неполных разведенных семей значительно уже круг общения, они тяжелее реагируют на ситуацию отвержения, у них ниже уровень коммуникативной компетентности по сравнению с детьми из контрольной группы.На основе результатов исследования была организована работа по оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье. Занятия проводились с экспериментальной группой - 18 человек (9 детей и 9 взрослых - матерей). Методы, применяемые в ходе реализации программы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, арт-терапевтические методы, групповая дискуссия, техники и приемы саморегуляции. Результаты повторной диагностики показали значимую динамику в уровне социального статуса и коммуникативных навыков детей из неполных семей от констатирующего этапа исследования к контрольному. После проведения работы по оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье у них повысился социальный статус, повысилась удовлетворенность отношениями со сверстниками в группе, содержание общения детей стало более личностным, улучшилось эмоциональное отношений к сверстникам, дети стали вести себя более конструктивно в случае отвержения, у них повысилась общая компетентность в общении.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: социальный статус дошкольников из неполных, разведенных семей ниже, чем у их сверстников. Специально организованная психолого-педагогическая работа способствует оптимизации социального статуса детей, воспитывающихся в неполной семье.Список литературыАвдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Г.Р. Хузеева, Т.П. Авдулова. - М.: Прометей, 2013.Алфеева Е.В. Особенности работы психолога в семье / Е.В. Алфеева. – Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2013.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007.Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. - июль 2014. - №7(168).Аристова М. Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 54-58. Вишневский А. Г., Захаров С. В., Иванова Е. И. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь, №9, 2010.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.Дармодехин, С.В. Социальные институты семьи и воспитания: методология и стратегия развития / С.В. Дармодехин, Г.Н. Филонов. – М.: Ин–т семьи и воспитания Российской акад. образования, 2015. – 219 с.Захарова С. Е., Холопова А. Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82–93.Иванченко В.А. Эмоциональное состояние и личностные свойства детей из неполных семей в переходные периоды обучения // Наука и просвещение: материалы III Международной научно-практической конференции/ под ред. В.А. Иванова. – Киев: Изд-во «Простобук», 2011. – С. 287-292. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский, Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.:Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1990. – 212 с.Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь. – 2015.Левая Н.А. Институт неполной (материнской) семьи: исследование потенциала социальной неустойчивости / Н.А. Левая; отв. ред. В.В. Ковалев. – Ростов–на–Дону: Фонд науки и образования, 2016. – 170 с.Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.МатейчекЗ.Родителиидети. Книга для учителя – М.: Эксмо, 2011. –320с.Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. – М. : Школьная пресса, 2003. – 144 с.Садовникова Д.С. Влияние родительского воспитания на формирование ценностей безопасности у детей младшего школьного возраста // Достижения вузовской науки. – 2016. – № 25-1. – С. 168-173.Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики. – М., 2009. - № 1. - С. 192.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2011. – 365с.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 128с.Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников [Текст] // Психология развивающейся личности/ Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.Собкин В.С., Мурсалиева Г.Ш. Не живи за меня, мама! // Новая газета. - 2013. - №57. - С. 18.Соловьева Е. А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.Степанов С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 384 с.Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 2010. 184 с.Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник.Психологияипедагогикавозраста. – М.: Дрофа, 2008. – 176с.ПриложениеТаблица 1Социометрическая матрица1э2э3э4э5э6э7э8э9э12345678910111213141516171819∑1э+++32э+++33э+++34э+15э+++36э+++37э++28э+++39э++21+++32+++33+++34+++35+++36++27+++38+++39+++310++211+++312+++313+++314+++315++216+++317+++318+++319+++3∑1320201300725342378132400473ВВ1010100000112210121012200031Таблица 3Социоматрица по методике "Капитан корабля" на констатирующем этапе1э2э3э4э5э6э7э8э9э123456789101112131415161718191э- 1      -1  11 -1  1     -12  2э -1  -1  1   112   1    -1   13э   - 1 -1 -1-1   -1 2          214э 1-1 -11-1   1  11-1  11  -11 2  5э-1    --1      21 1-1  -1 2 -1  1 6э      - 2 -11 1     1   1   1 7э       -1  11  -1 12 -11      -18э-1  1    --1 2  12  1    1   219э-121   1  -  -1 -1   2 -12-1 1 1  1 -111-1 -1  - -12 1-1-1  1   1 1  2-1  1  1    - 1  -12     1     3  -1 -11 1  1 -1 1    -1 11-1  2 4    1 -1   2  - -1     12-11-111 5  1      -1    - 111111  1-121 6-1    1   -1   -1 - 11   -1 2-1   7-11   -1  1   111 -     -11  2 -18  2   -1      1   - 1      12 9  11 11 1  11  -1-1 - 111   2  10-12         -11      -    1-1 2 11  -11  -1 1           - 1 1 21 12-1       1 12     1 2 -    11 13 1 -1     -1    1  11-1  -2 -1   14 1   1 11-1     1-1 2  1 -  12 15-1  -1      2  -1 -1      -1 --1 1 16 -1    2   11  -1 -1        -   17 1      1 1   1 -11  12    - 218      1 1-1         2  1  1 --119   11-1   -11112         -1-1  -Таблица 5Результаты методики «Особенности межличностных отношений» (ОМО) на констатирующем этапе№Содержание общенияОсобенности отношений со сверстникамиШирота круга общенияОтношение к лидерствуАвтономия или подчинение сверстникуПоведение в случае отверженияАктивность в общенииОсобенности общения со взрослымОбщий баллГруппа детей из неполных семей после развода145232344272252323352533731145428428222335275363124452864522234426738231633298493424453593533234427М3,16,42,42,41,83,73,84,328,0σ0,81,60,51,00,41,00,70,72,9Контрольная группа1394113322624104413443433632143426429342533315582426523464934155334758332444338494316633695744256538103843156636114634245533125644256436135743155434144523144528154732264432163933143329175622255633184834166537192743145430М3,97,63,33,21,44,74,64,032,6σ1,01,40,70,90,50,91,11,23,5Таблица 7Социометрическая матрица для экспериментальной группы на контрольном этапе1э2э3э4э5э6э7э8э9э∑1э+32э+33э++34э++35э36э++37э+28э+39э+31234+5++67+8+91011+12+13+14+1516++17++18+19∑342322252ВВ211211101Таблица 9Социоматрица по методике "Капитан корабля" на контрольном этапе (для экспериментальной группы)1э2э3э4э5э6э7э8э9э1э- 11     2э 1-1  11 13э   - 1 1 14э 1 -112 5э    -   6э 2    1 - 2 7э 1      -1 8э 111    -19э21   1  -1-1-1   2  1  1  3 1 -1 -11 1 4   1 -1  5  1      26-1    -11   71     18  2   -1  9  11 1 110-12 -1    2 11  1 -1  112  1   -1  113-1 -1   1 14 1   1 115-1  -1     16 1   2   17 1 -1    1118   1   1 119   1-1 2

1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Г.Р. Хузеева, Т.П. Авдулова. - М.: Прометей, 2013.
2. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога в семье / Е.В. Алфеева. – Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2013.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007.
4. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. - июль 2014. - №7(168).
5. Аристова М. Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 54-58.
6. Вишневский А. Г., Захаров С. В., Иванова Е. И. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь, №9, 2010.
7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
8. Дармодехин, С.В. Социальные институты семьи и воспитания: методология и стратегия развития / С.В. Дармодехин, Г.Н. Филонов. – М.: Ин–т семьи и воспитания Российской акад. образования, 2015. – 219 с.
9. Захарова С. Е., Холопова А. Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82–93.
10. Иванченко В.А. Эмоциональное состояние и личностные свойства детей из неполных семей в переходные периоды обучения // Наука и просвещение: материалы III Международной научно-практической конференции/ под ред. В.А. Иванова. – Киев: Изд-во «Простобук», 2011. – С. 287-292.
11. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский, Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.
12. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
13. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1990. – 212 с.
14. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь. – 2015.
15. Левая Н.А. Институт неполной (материнской) семьи: исследование потенциала социальной неустойчивости / Н.А. Левая; отв. ред. В.В. Ковалев. – Ростов–на–Дону: Фонд науки и образования, 2016. – 170 с.
16. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
18. Матейчек З. Родители и дети. Книга для учителя – М.: Эксмо, 2011. – 320с.
19. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
20. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. – М. : Школьная пресса, 2003. – 144 с.
21. Садовникова Д.С. Влияние родительского воспитания на формирование ценностей безопасности у детей младшего школьного возраста // Достижения вузовской науки. – 2016. – № 25-1. – С. 168-173.
22. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики. – М., 2009. - № 1. - С. 192.
23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2011. – 365с.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 128с.
25. Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников [Текст] // Психология развивающейся личности/ Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.
26. Собкин В.С., Мурсалиева Г.Ш. Не живи за меня, мама! // Новая газета. - 2013. - №57. - С. 18.
27. Соловьева Е. А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.
28. Степанов С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 384 с.
29. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 2010. 184 с.
30. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2008. – 176с.