Анализ поэтического произведения
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основные задачи и принципы литературоведческого анализа…….4
2. Анализ и интерпретация……………………………………………….7
3. Стиховедческий анализ, его специфика…………………………….10
4. Стиховедческий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»…...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...16
Примером такого стихотворения является стихотворение «Анчар» (1828 г.).Работа основана на легенде о дереве Анчар, которое предположительно является источником сильнейшего яда. Пушкин изображает яркую картину выжженной солнцем пустыни. Только в такой мрачной местности «в день гнева» может появиться зловещее дерево. Оно полностью насыщен ядом и не приносит никакой пользы, малейшее прикосновение к анчару передает смертоносный яд.Только человек с безжалостным характером мог подумать о том, чтобы воспользоваться ядовитым деревом. Этим человеком является царь, пославший своего слугу, который впоследствии умер, за ядом – он нужен был для ведения войны с соседними государствами. Стихотворение содержит скрытые намеки на самодержавие. Реакционный режим Николая I безжалостно подавлял все проявления свободы и независимости. Величие Пушкина заключается не только в его художественном таланте, но и в решении самых острых социальных проблем. Стихотворение «Анчар» является достойным вкладом поэта в осуждение тирании.Жанр этого текстаможно определить как лирическое стихотворение. Основной темой стихотворения является описание дерева, яд которого решил использовать царь для ведения войны с соседними государствами, а идея заключается в демонстрации пагубного влияния неограниченной власти одного человека.Чтобы усилить эту мысль, автор прибегает к контрасту: все живущее в природе избегает прикосновения к смертельному дереву, а царь, наоборот, тянется к нему, пусть и не с помощью своих рук.Композиция текста представляет собой две части: первые пять строф – описание дерева, последующие четыре строфы – сюжетная линия.Образ лирического героя связан с образом автора. Герой рассказывает о смертоносном дереве довольно спокойно, но зловещий холод ощущается в его интонациях. Когда же лирический герой говорит о человеке, который послал другого человека на верную смерть, читатель может почувствовать скрытую ненависть к происходящему, которая присуща не только герою стихотворения, но и самому автору. Для раскрытия богатого художественного мира стихотворения А.СПушкин использует следующие выразительно-изобразительные средства:метафоры − «природа жаждущих степей», «дней гнева», «древо смерти», «гибель разослал к соседям в чуждые пределы»;эпитеты − «в пустыне чахлой и скупой», «зноем раскаленной», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный, … тлетворный», «лист его дремучий», «песок горючий», «властным взглядом», «смертную смолу», «ветвь с увядшими листами», «бледному челу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки», «послушливые стрелы».сравнения − «анчар, как грозный часовой»;олицетворение – «вихорь набежит»инверсии −«в пустыне чахлой и скупой», «зноем раскаленной», «зелень мертвую», «вихорь черный», «стекает дождь»;антитеза: «бедный» раб – «непобедимый» владыка[10]. Поэтический размер − четырехстопный ямб, крестообразная рифма.Первое впечатление о стихотворении заключается в негативном отношении к власти одного человека, который может жертвовать чужими жизнями ради достижения собственных целей. При более внимательном прочтении стихотворения и обращении внимания на детали («послушно в путь потек») появляется ещё одна толкование идеи произведения. Пока есть рабы, тирания будет процветать. Когда человек достаточно храбр, чтобы защитить себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться до конца, зло не будет иметь над ним власти.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования мы определили основные задачи и принципы литературоведческого анализа, разграничили понятия «анализ» и «интерпретация», определили специфику стиховедческого анализа. Задача читателя и исследователя состоит в том, чтобы пробиться сквозь текст к субстанции, лежащей за ним. Можно выделить следующие принципы анализа художественного текста: целостный, лингвистический, методологический, операционный, структурный. Любой исследовательский анализ в конечном итоге основан на непосредственном восприятии читателя. Он представляет собой проверку субъективного впечатления объективными методами. В процессе анализа первоначальное представление о значении и художественной идентичности произведения подтверждается текстовыми и логическими данными и превращается из гипотезы в научную концепцию.В литературной критике термин «интерпретация» означает толкование, понимание целостного значения произведения искусства, его идеи, концепции. Существует первичная, научная и творческаяинтерпретации.Таким образом, поставленные нами задачи привели креализации цели исследования, а анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» помог закрепить полученные знания на практике.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т.2.3. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. − М., 1991.4. Зырянов О.В. Принципы анализа поэтического текста. – Екатеринбург, 2000.5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. 6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. − СПб., 1996.7. Мирошникова О.В. Анализ лирического текста и книги стихов. – Омск, 2001.8. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Уч. зап. Саратовского госуниверситета. − Саратов, 1994. − Т.1.9. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.10. Пушкин А.С. Анчар [Электронный ресурс], 2013. – Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/4434/anchar
2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т.2.
3. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. − М., 1991.
4. Зырянов О.В. Принципы анализа поэтического текста. – Екатеринбург, 2000.
5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.
6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. − СПб., 1996.
7. Мирошникова О.В. Анализ лирического текста и книги стихов. – Омск, 2001.
8. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Уч. зап. Саратовского госуниверситета. − Саратов, 1994. − Т.1.
9. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.
10. Пушкин А.С. Анчар [Электронный ресурс], 2013. – Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/4434/anchar
Вопрос-ответ:
Какие задачи и принципы литературоведческого анализа?
Основными задачами литературоведческого анализа являются изучение и анализ художественного текста с целью выявления его основных характеристик и особенностей. Принципы литературоведческого анализа включают в себя системность, комплексность, историчность, контекстуальность и адекватность.
Чем отличается анализ от интерпретации поэтического произведения?
Анализ поэтического произведения заключается в его разборе на составные элементы, определении структуры и особенностей формы. Интерпретация же направлена на раскрытие смысловых и эмоциональных аспектов произведения, анализ его тематики и символики.
Что такое стиховедческий анализ и чем он отличается от обычного анализа?
Стховедческий анализ отличается от обычного анализа тем, что он фокусируется на исследовании структуры и особенностей стихотворного текста, таких как размер, ритм, рифма, речевые фигуры. Он раскрывает специфику стихосложения и выражения поэтического образа.
Какие принципы стиховедческого анализа?
Принципы стиховедческого анализа включают в себя изучение структуры стихотворения, анализ особенностей его стихосложения, определение ритма и рифмы, а также внутреннюю связь и взаимодействие стиховых форм с содержанием произведения.
Что можно сказать о стихотворении А.С. Пушкина "Анчар"?
Стихотворение "Анчар" А.С. Пушкина было написано в 1828 году и основано на легенде о дереве Анчар. Оно является примером стихотворения, в котором происходит стиховедческий анализ, отражающий специфику стихосложения, ритма, рифмы и взаимодействие формы и содержания.
Какие основные задачи и принципы литературоведческого анализа?
Основные задачи литературоведческого анализа включают изучение и анализ литературного произведения с целью выявления его основных идей, художественных приемов и структуры. Принципы литературоведческого анализа опираются на точный и глубокий анализ текста, а также на знание литературных и культурных контекстов, в которых произведение было создано.
Чем отличается анализ от интерпретации?
Анализ и интерпретация - это два важных аспекта литературоведческого исследования. Анализ предполагает разбор текста на составные элементы и изучение их характеристик и взаимосвязей, в то время как интерпретация стремится к пониманию и объяснению смысла произведения, его символической и эмоциональной подоплеки.
Чему посвящен стиховедческий анализ?
Стиховедческий анализ поэтических произведений направлен на изучение стихотворной формы, метрики, ритмики и структуры стихотворения. В ходе такого анализа исследуются особенности использования стихотворных приемов, расположение ударений и рифмы, а также их связь с содержанием произведения.
Каким примером стиховедческого анализа является стихотворение А.С. Пушкина "Анчар"?
Строфическая форма, использование стихотворных приемов (рифмы, метра), ритмические особенности, разделение текста на строфы - все эти аспекты делают стихотворение "Анчар" примером стиховедческого анализа. Кроме того, в стихотворении наблюдается тесное взаимодействие стихотворной формы и содержания, что также может быть предметом стиховедческого анализа.
На чем основано стихотворение "Анчар" А.С. Пушкина?
Стихотворение "Анчар" А.С. Пушкина основано на легенде о дереве Анчар, которое является предположительным источником сильнейшего яда. В стихотворении Пушкин описывает силу и опасность этого яда, а также его связь с темными силами природы и магическими элементами.