Формирование музыкальной культуры школьников среднего возраста в условиях самодеятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 64 64 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 15.04.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Музыкальная культура : теоретические аспекты изучения 8
1.1 Определение и суть музыкальной культуры 8
1.2 Учет психофизиологических особенностей школьников среднего возраста в культурно-досуговой деятельности 20
1.3 Технологические аспекты формирования музыкальной культуры 41
2 Реализация музыкально-воспитательных возможностей самодеятельности в формировании музыкальной культуры детей подросткового возраста 42
2.1 Анализ деятельности Арт-дома «NOT Ballet» 42
2.2 Концепция программы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Фрагмент для ознакомления

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.В ходе анализа было установлено, что художественные и педагогические технологии (по хореографии, актерскому мастерству, музыке и т.д.) культурно-досуговых программ, предназначенных для детей подросткового возраста, находясь в органическом единстве и взаимодействии, представляют собой целостные технологические процессы, обеспечивающие высокую эффективность эстетического воспитания детей в учреждениях культуры. При этом нравственно-эстетическое и художественное наполнение образовательных программ в совокупности с интерактивными компонентами, является основным фактором, которые способствуют формированию ценностных эстетических ориентаций и представлений подростков в процессе реализации культурно-досуговой программы. Организационную и методическую основу данного процесса обеспечивает коммерческий подход к реализации данных программ, «обеспечиваякачество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры».Реализация коммерческого подхода в деятельности «NOT Ballet» не только оптимизирует административный процесс постановки программ, но и помогает внедрению инновационных художественно-педагогических технологий в процессе нравственно-эстетического воспитания подростков. Автором работы были предприняты попытки исследования возможностей использования коммерческого подхода в процессе реализации педагогических технологий в процессе обучения в «NOT Ballet». При помощи метода опроса подростков (с разрешения или в присутствии родителей) были получены следующие результаты. Подростки уделяют большое внимание:- искусствоведческому наполнению культурно-досугового курса – 55 %,- использованию интерактивных элементов 30 %,- содержанию 15%. Также подросткам важны визуальные составляющие преподавания курсов:- костюмы, грим, реквизиты – 42 %- использование спецэффектов – 20 %- культурную среду программ (художественное и музыкальное оформление) - 22 %,- остальные художественные элементы равномерно распределились между 16 % опршенных подростков.Параллельно был произведен опрос родителей, которым нравятся:- образ героев – 32 %- технические эффекты – 11 %- культурную среду – 15 %- художественный, музыкальный, литературный ряд в курсах – 42 %.Кроме того, из бесед с подростками мы выяснили, что дети высоко оценивают возможности активного участия в занятии: 72% детей и 84% родителей соответственно.Содержание каждого занятия, направленного на нравственное, художественное, эстетическое воспитание было отмечено 90 % родителей, 74 % детей.Также необходимо отметить, что 43 % родителей отметили качественную рекламную и PR-кампании «NOT Ballet» (афиши, видеоролики и фотосессии, продвижение в социальных сетях), которые помогают с выбором учреждения культуры. Кроме того, по мнению родителейPR-мероприятия являются необходимыми в процессе создания положительного имиджа «NOT Ballet», его руководителей и педагогов, предоставляемых услуг и др. При условии грамотного и продуманного использования инструментов PR, в сознании населения складывается образ «NOT Ballet», формируется представления и его престиже. Формы и методы PR, которые наиболее часто используют «NOT Ballet», интегрируются в единое пространство маркетинговых коммуникаций, организующих систему взаимодействия с обществом, такую целостную структуру, которая способная решать задачи и социальные цели, поставленные перед «NOT Ballet».Такие высокие оценки как детей, так и их родителей объяснимы также коммерческим компонентом деятельности «NOT Ballet» . В частности,кразработкеобразов привлекаются профессиональные театральные художники по костюмам. Костюмы персонажей были ими разработаны с использованием многочисленных персонализированных аксессуаров. Для усиления внешних художественных компонентов, гримерами был разработан красочный грим героев культурнодосуговых программ. Сценарии для актерских курсов создавались также при участи профессиональных сценаристов. К созданию музыкальных компонентов всех курсов также были привлечены профессиональные музыканты. Специально сочинившие песенный и инструментальный материал; а также был подобран разнообразный репертуар классической музыки. Также с детьми работают профессиональные фотографы, IT-специалисты, специалисты по ораторскому искусству и другие. Весь образовательный процесс «NOT Ballet»проявляется в дискретных по языку формах, стремящихся к чистой визуализации. Появление новых форм привело к стремлению освободиться от традиционных форм обучения, устоявшихся оценок художественных произведений, постоянной интеллектуальной перегруженности, доминирования массовой культуры. Процессу образования и воспитания в арт-доме присущи черты перформанса, новой формой осмысления реальной и нереальной действительности.Именно этим и объясняется использование новейших технологий интернет-пространства, визуальных технологий, театра, хореография, событий из жизни, политических и социальных процессов. Использование разных способов и средств перформанса на занятиях способствует мультидисциплинарности всех видов искусств, лежащих в основе современного искусства, отражающих не только художественные, но и социальные процессы.Если давать философскую оценку данных процессов, то можно отметить, что авангардные поиски привели к исчезновенью объекта искусства как материальной формы, ему на смену пришла презентация субъективности, человеческих отношений, интимные (закрытые) раннее мысли человека.На занятиях подростки становятся организаторами действия, в котором важное значение имеет не предмет, а процесс коммуникаций между ними, ребенком и педагогом, между личностью и обществом. Перфомативное действие направлено на создание новых форм искусства, перформанса, когда действие и противодействие создают устойчивое сопротивление в процессе восприятия и отражения происходящего события. Это, конечно же, значительно повышает коммерческий компонент «NOT Ballet». При этом, анализ результатов опроса родителей показал также, что несмотря на наличие коммерческой составляющей курсов «NOT Ballet», все единогласно высказали высокую эстетическую значимость курсов, которая эффективно развивает художественные, пластические, музыкальные, речевые и другие способности детей.В заключении отметим, все курсы и программы арт-дома «NOT Ballet» являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания подростков. Курсы и программы оказывают значительное влияние на процесс формирования творчески активной личности, способной к восприятию, оценке категорий «красоты», «прекрасного» как в повседневной жизни, так и в произведениях искусства, жить и совершать поступки «по законам красоты», суть которых выстраивается на основе принятой общественной морали и чувстве совести. Результат нравственно-эстетического воспитания сотрудники «NOT Ballet» видят в материализации общественно ценных свойств и качеств личности, проявляющихся в отношениях, поступках, общении.2.2 Арт-дом «NOT Ballet» как площадка для формирования музыкальной культуры подростковАнализ практики художественного, в частности, музыкального образованияарт-дома «NOT Ballet» показал, что в последнее время, после небольшого спада, выявляются резкий рост количественных и качественных показателей. В учреждении осуществляют деятельность многочисленные хоровые, эстрадные коллективы, вокально-инструментальные ансамбли, организуются фестивали, смотры и конкурсы музыкальной самодеятельности, в которых начали принимать участие все большее количество детей. В немалой степени этому способствовало повышение уровня педагогов, а также внедрение инновационных методов и форм работы с подростками.Подчеркнем, что в сложной и противоречивой современной социально-культурной ситуации приоритетными задачами в развитии музыкальной культуры детей подросткового возраста, педагоги уделяют достаточно большое внимание и проблемам социализации личности, что предполагает реализацию полихудожественного подхода к преподаванию. Таким образом, полихудожественный подход предполагает осуществление целостной динамической системы деятельности, каждый компонент из которой преследует свою цель, отвечающую общим задачам и социальным ожиданиям. Взаимодействие различных видов искусств, по мнению педагогов, является главным условием развития музыкальной культуры, общей культуры, творческих способностей детей. Исходя из целей нравственно-эстетического, в частности, музыкального образования подростков, педагоги «NOT Ballet» в своей деятельности решают следующие задачи:- развитие музыкальной культуры подростков,- обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,- формирование представлений о музыкальной и, в целом, художественной культуре как явлении синкретическом, полифункциональном, органично слитым с жизнью,- оказание помощи в усвоении этико-эстетических понятий, обогащения духовного мира подростков, помогающего им «открыть в себе человека» (Ф. Достоевский),- активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л. С. Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества,- развитие интегративных качеств восприятия (ассоциативного синтеза) и оптимизация навыков целостного и динамичного охвата явлений музыкального искусства,- формирование основы художественных знаний как необходимых предпосылок для реализации собственного творческого опыта подростков и выработки критериев осмысления явлений действительности.Педагоги утверждают, что развитие музыкальной культуры подростков помогает им познавать окружающую жизнь, формировать свои собственные суждения и эстетические оценки, своего художественного вкуса. Музыкальное развитие осуществляется путем активизации его музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагоги помогают им осмысливать воспринимаемые произведения, сравнивать, проявляя интерес, любознательность. У подростков начинает проявляться сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Содержание интегративных курсов «NOT Ballet», направленных на формирование музыкальной культуры подростков, складываться из анализа общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, изучения ярких и разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретную историческую эпоху от древности до наших дней.Основу программы составляют межпредметные отношения, способствующие решению данной проблемы, а также учитывающие:- историко-стилевые межпредметные связи. Их реализация предполагает сопоставление художественных образов разных видов искусств в историческом контексте.- ассоциативно-образные межпредметные связи, решающие культурологические задачи, предполагающие сопоставление разных художественных образов вне конкретного исторического контекста. (Например, нахождение ассоциативного ряда художественного образа пьесы К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»).- художественно-аксиологические межпредметные связи. Рождаются на «стыке» этико-философской, эстетической и музыковедческой проблематики. В процессе их реализации можно решать соответствующие культурологические задачи.- художественно-аналитические межпредметные связи, отражающие возможности привлечения для анализа музыки «внемузыкальных» факторов (литературы, живописи и т. д.).- художественно-конструктивные межпредметные связи, возникающие при конструировании занятий с помощью музыкального, зрительного и литературного рядов.Выдвинутые теоретические положения о роли и типах межпредметных связей позволяют включать культурологические задачи в процессы развития музыкальной культуры подростков в системе дополнительного образования, в рамках которого на примере классического и современного художественного материала раскрывается система миропонимания, философское осмысление триединства Истина – Добро – Красота.Стержневым видом искусства в программах является музыка. Это обусловлено рядом причин. Во все времена музыка, интегрируясь в различные виды искусства и науку, являлась главным инструментом формирования социально-ценностных, созидательных параметров личности. Музыке присуща ассоциативная интегративность, что делает ее способной отчетливо вызывать ассоциации и образы иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавая иллюзии драматического движения, объединяя разные виды искусства. Кроме того, музыка – это самое демократичное искусство. Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования.Эти положения основываются на данных из музыкальной психологии. Речь идет о том, что острый эмоциональный отклик при восприятии музыки (любого стиля, любой эпохи) способствуют выработке у подростков различных представлений (зрительных, слуховых и др.). Субъективные образы служат для ребенка наглядной опорой, помогающие понять содержание музыки. Кроме того, они служат переводом содержания музыки в плоскость определенного сюжета. Воспринимая музыку, подросток не только начинает выражать свое «Я», но и познавать идейно-эмоциональное содержание. В сознании подростка начинает отражаться звуковой материал, воссоздаваться переживания, образы и мысли, объективированные композитором в этом материале. Высокая культура восприятия является отображением формирования высокого уровня развития музыкальной культуры подростка. Этому способствует раскрытие детям содержания музыки, истории музыки, особенностей национальных художественных школ, жанров, стилей, музыкальных форм и индивидуального композиторского замысла. Кроме этого, серьезное внимание должно уделяться особенностям творчества, исполнения, восприятия, подчиненных закономерным особенностям человеческой психики.Реализуемые программы базируются также и на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, использующем художественно-творческие формы и методы обучения и нацеленном на связь всех видов продуктивной деятельности школьников в процессе постижения различных видов искусства в их взаимосвязи.В основе общетипологического подхода лежит принципиально иная модель анализа художественной культуры, для которого основополагающим является рассмотрение мировой художественной культуры как сложной многомерной, целостной системы, развивающейся на протяжении всей истории человечества.Перечисленные задачи выражают главную идею концепции – «Человек – Искусство (Музыка) – Жизнь», которая организует понимание единства картины мира и выявляет место человека в этом единстве, помогает в развитии музыкальной культуры подростков.Методологическое основание реализуемых курсов перекликаются с идеями М. М. Бахтина, касающихся специфики гуманитарного знания: - полифонизма как принципа художественно-педагогического мышления, предполагающего в обучении синтез различных научно-практических направлений.- установку на формирование ценностного сознания, сопричастного отношения к миру и человеку, воспитание у подростков посредством музыки и мировой художественной культуры таких духовных качеств как сострадание, милосердие, сопереживание, развитие творческого начала как способа самовыражения и освоения культуры.- диалогакак основа понимания и интерпретации, как форма межличностного общения. По Бахтину, диалогирующий субъект выражает свое отношение к миру всей своей «телесно-душевно-духовной целостностью».Ценностно-осмысляющий контакт подростка с произведением искусства (в том числе и музыкальным) осуществляется в процессе со-интонирования мимикой, жестом, движением, словом, звуком, цветом и т. д. Вовлечение детей в разнообразную художественную деятельность по «определению» своих внутренних впечатлений, предоставление возможности исполнить роль «автора» – эффективный путь формирования ценностного сознания, расширения ассоциативного фонда, развития полихудожественного мышления и продуктивного воображения.В связи с этим художественное освоение мира средствами музыкального искусства не представляет собой в программах «NOT Ballet» обыкновенного хронологически выстроенного ретроспективного экскурса по шедеврам искусства, не сводится к конгломерату имен композиторов и исполнителей, художников, архитекторов, скульпторов и т. д., биографических данных и т. д. Принцип программ построен на оказании помощи детям в преодолении трудностей восприятия музыкального (и других видов искусств) искусства, помогает включать подростков во временное и внепространственное поле музыкальной культуры и указывает верные направления в художественно-образном освоении мира.Таким образом, процесс формирования музыкальной культуры детей подросткового возраста должен происходить на основе принципов целостности, образности, тематического единства, ассоциативной интегративности. Творческое и духовное развитие детей должно основываться на осмыслении триединства Истина – Добро – Красота. Важно, чтобы дети учились не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное музыкальное явление, не только слушать и слышать его, но и размышлять о нем.Такой подход способствует превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю их потребность, содействует максимально полной реализации познавательной и эвристической активности. Это путь от со-творческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений, к познанию истинных ценностей человеческой жизни. И в этом процессе значительную роль играет система дополнительного музыкального образования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов.Одной из важнейших задач современного социокультурного пространства являетсяповышение нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, выработки у них не только определенной системы знаний, умений и навыков, но и ценностного отношения к искусству в целом, и к музыке в частности.Подростковый возраст является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. Подростковый возраст отличается чертами маргинальности, с присущими ей признаками эмоциональной неустойчивости и чувствительности, застенчивости и агрессивности, эмоциональной напряженностью и конфликтным отношением с окружающими, склонностями к крайним суждениям и оценкам.Подростковый возраст – это период принятия ответственных решений, который оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка: его мировоззрения, круга общения, профессии и т. д. Именно в этом возрасте у детей начинает формироваться интерес к музыке, «музыкальные странствия» современных подростков. Музыка начинает сопровождать подростковво всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций, главное, объединяя множество разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний ребенка. Именно поэтому формирование общей музыкальной культуры детей подросткового возраста является актуальной задачей, т. к. через познание норм, ценностей, общественных требований, способов поведения и т. д. происходит формирование всей системы личностных ценностей подростка. И в этом процессе сегодня значимую роль играют учреждения дополнительного образования.В работе показано, что деятельность учреждения культуры в системе дополнительного образования следует рассматривать не только как пространство выявления возможностей личности, ее индивидуальности, но и как среду, оказывающую влияние ее социальное поведение подростка, определяющую мотивы его деятельности, влияющую на его развитие. На примере арт-дома «NOT Ballet» раскрыты социально-педагогические условия развития музыкальной культуры подростков на основе познания ими базовых, духовных ценностей отечественной и мировой культуры. Развитие музыкальной культуры подростков в данном учреждении представляет собой синтез доминирующих духовных потребностей подростков, учета их психологической направленности и сосредоточенности, тенденций массовых и групповых форм культурно-досуговой деятельности, индивидуальных потребностей ребенка.Проанализировав содержательную сторону программ «NOT Ballet» автор пришел к выводу, что развитие музыкальной культуры подростков осуществляется на основе организации творчески ориентированной образовательной среды, комплексной работы всех структурных единиц арт-дома, объединяющим фактором которых выступают художественно-методического совета. Данные решения объединяют все возможности и усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростков ко всем сферам их жизнедеятельности.Рассматривая деятельность арт-дома как качественно новое явление, как новый образовательный социально-педагогический институт, можно говорить и его инновационности как в плане реализации вариативных, неформальных программ обучения, способствующих воплощению принципа непрерывности образовательного процесса, активизирующего способности подростков к анализу, обобщению, проектированию и т. д. Кроме того, такая организация работы арт-дома стимулирует и членов семей подростков, разъясняя им интересы, особенности психического становления, адаптации детей в окружающем мире. Это также способствует развитию и открытию новых возможностей формирования музыкальной культуры подростков.Исследованиедеятельности арт-дома «NOT Ballet» выявило основные задачи по осуществлению развития музыкальной культуры подростков, которыезаключается в том, что, во-первых, дети начинают осознавать и принимают систему дополнительного образования как особую образовательную сферу, которая помогает им сформировать и поддержать их ценностные ориентации, мотивы, потребности, деятельностные возможности личности; во-вторых, педагоги арт-дома создают те условия, которые учитывают и развивают индивидуальные способности каждого ребенка, учитывают его мнение и интересы в области музыки, литературы, искусства в целом. В-третьих, программы по развитию музыкальной культуры детей способствуют также и расширению кругозора подростков, приобщая их к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, что способствует определению стратегии собственного развития. И, наконец, дети подросткового возраста, понимая свою индивидуальность и личностную ценность, видя уважительное отношение взрослых к высказываемым точкам зрения, начинают воспринимать ценности музыкальной культуры, проходя при этом путь нравственного, духовного, эстетического развития. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 2018. – С. 8-38.Апарина А. Нравственное здоровье нации / А.Апарина, С. Кальник // Клуб. - 2002. - №8. - С. 4-5.Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум. – М.: Мир. 2006. – 140 с. Бражников М. В. Теория музыки / М. В. Бражников. – СПб.: Нева, 2017. – 120 с.Бялик М. Дети и легкая музыка / М. Бялик //Музыка – детям. – М., 2016. – Вып. 3. – С. 82-97.Голутва А. Культура российского села: кризис или развитие? / А. Голутва // Встреча. - 2002. - №10. - С.3-5.Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов: аналитический обзор / И.И. Горбатова, А.В. Каменец. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2016.-35с.Горюнова Н. На пути к педагогике искусства / Н. Горюнова // Музыка в школе. - 2007. – № 3. – С. 3-14.Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – М.: Музыка, 1959. – 574 c.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.Деготь К. Сердце автора // Каталог: Динамические пары. Галерея Гельмана. – М. 2000. – С.6.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2016.- 49 с.Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка / В.И. Ерзунов и др.. - М.: Просвещение, 2006.– 79 с.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - М., 2014. - 288с.Жарков А. Д.  Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013.– № 2.– С. 108-112.Житомирский Д. Бунт и слепая стихия / Д. Житомирский // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 68-108.Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии / Э. В. Ильенков // Вопросы эстетики. – М.: Просвещение, 2014. – № 6. – С. 22-23.История русской музыки: В 10 Т. Сост. Ю. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова и др. – М.: Музыка, 2014. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспоминание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 2013. –333с.Каган М. Культура – философия – искусство. – М.: Знание, 1988. – 63с.Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры/ Г. С. Кнабе. – М.: РОССПЭН, 2006. – 420 с.Козлова С.А. Развитие подростков / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Содержание и методика воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2016. – С. 136-162.Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М.: Искусство, 2008. – 360с.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Искусство, 1992. – 359с.Манихин А. А. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. - 2010. - № 4. - с.136.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 1993. – С. 130-250.Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-педагогические статьи / В. Ф. Одоевскмй. – М.-Л.: Музгиз, 1991. – 120 с.Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Музыка, 2005. – 367с.Писарев Д.И. Полное собрание сочинений /Д.И.Писарев. – СПб. : Нева, 2017. – 207 с.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. А. В. Мокшина. – М.: ИНФО, 2017. – 280 с.Психология и психология образования. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2014. – 384 с.Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс. // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 56-60.Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Н. Сохор. – СПб.: Нева, 2016. – 310 с. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю.А. Стрельцов. - М.: Просвещение , 2015. - 427с.Сухомлинский В.А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 2012. – 410 с.Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.Триодин В.Е. Педагогика клубной работы / В.Е. Триодин - М: Просвещение, 2004. - 329с.Уайзман Р. 59 секунд, которые изменят вашу жизнь / Р. Уайзман.- М.: Центрополиграф, 2013. – 516 с.Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Эрика Фишер-Лихте; [пер. с нем. Н. Кандинской] / под общ.ред. Д.В. Трубочкина. – М.: Канон+, 2015. – 375 с.Хейни У. «Новая музыка» в американской начальной школе/ У. Хейни // Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: Сфера. – 216 с. Чепуров В. Н. Музыка и пение в школе: Из опыта работы / В. Н. Чепуров. – М.: Просвещение, 2015. – 112с.Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992. – 477с.Эдвардс П. Закрытый Мир: компьютеры / П. Эдвардс. – Нью-Йорк, 2018. – 140 с.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека / Т. В. Яковенко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100399/Adorno T. Einleitung. N. Y., 1989. P. 138.NOTBallet – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/notballet

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 2018. – С. 8-38.
2. Апарина А. Нравственное здоровье нации / А.Апарина, С. Кальник // Клуб. - 2002. - №8. - С. 4-5.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
4. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум. – М.: Мир. 2006. – 140 с.
5. Бражников М. В. Теория музыки / М. В. Бражников. – СПб.: Нева, 2017. – 120 с.
6. Бялик М. Дети и легкая музыка / М. Бялик //Музыка – детям. – М., 2016. – Вып. 3. – С. 82-97.
7. Голутва А. Культура российского села: кризис или развитие? / А. Голутва // Встреча. - 2002. - №10. - С.3-5.
8. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов: аналитический обзор / И.И. Горбатова, А.В. Каменец. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2016.-35с.
9. Горюнова Н. На пути к педагогике искусства / Н. Горюнова // Музыка в школе. - 2007. – № 3. – С. 3-14.
10. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – М.: Музыка, 1959. – 574 c.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.
12. Деготь К. Сердце автора // Каталог: Динамические пары. Галерея Гельмана. – М. 2000. – С.6.
13. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2016.- 49 с.
14. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка / В.И. Ерзунов и др.. - М.: Просвещение, 2006.– 79 с.
15. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - М., 2014. - 288с.
16. Жарков А. Д. Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013.– № 2.– С. 108-112.
17. Житомирский Д. Бунт и слепая стихия / Д. Житомирский // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 68-108.
18. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии / Э. В. Ильенков // Вопросы эстетики. – М.: Просвещение, 2014. – № 6. – С. 22-23.
19. История русской музыки: В 10 Т. Сост. Ю. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова и др. – М.: Музыка, 2014.
20. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспоминание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 2013. –333с.
21. Каган М. Культура – философия – искусство. – М.: Знание, 1988. – 63с.
22. Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры/ Г. С. Кнабе. – М.: РОССПЭН, 2006. – 420 с.
23. Козлова С.А. Развитие подростков / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Содержание и методика воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2016. – С. 136-162.
24. Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М.: Искусство, 2008. – 360 с.
25. Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Искусство, 1992. – 359с.
26. Манихин А. А. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. - 2010. - № 4. - с.136.
27. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 1993. – С. 130-250.
28. Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-педагогические статьи / В. Ф. Одоевскмй. – М.-Л.: Музгиз, 1991. – 120 с.
29. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Музыка, 2005. – 367с.
30. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений /Д.И.Писарев. – СПб. : Нева, 2017. – 207 с.
31. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. А. В. Мокшина. – М.: ИНФО, 2017. – 280 с.
32. Психология и психология образования. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2014. – 384 с.
33. Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс. // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 56-60.
34. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Н. Сохор. – СПб.: Нева, 2016. – 310 с.
35. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю.А. Стрельцов. - М.: Просвещение , 2015. - 427с.
36. Сухомлинский В.А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 2012. – 410 с.
37. Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.
38. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы / В.Е. Триодин - М: Просвещение, 2004. - 329с.
39. Уайзман Р. 59 секунд, которые изменят вашу жизнь / Р. Уайзман.- М.: Центрополиграф, 2013. – 516 с.
40. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Эрика Фишер-Лихте; [пер. с нем. Н. Кандинской] / под общ. ред. Д.В. Трубочкина. – М.: Канон+, 2015. – 375 с.
41. Хейни У. «Новая музыка» в американской начальной школе/ У. Хейни // Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: Сфера. – 216 с.
42. Чепуров В. Н. Музыка и пение в школе: Из опыта работы / В. Н. Чепуров. – М.: Просвещение, 2015. – 112с.
43. Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.
44. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992. – 477с.
45. Эдвардс П. Закрытый Мир: компьютеры / П. Эдвардс. – Нью-Йорк, 2018. – 140 с.
46. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека / Т. В. Яковенко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100399/
47. Adorno T. Einleitung. N. Y., 1989. P. 138.
48. NOT Ballet – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/notballet

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье изучается определение и суть музыкальной культуры, а также учет психофизиологических особенностей школьников среднего возраста в культурно-досуговой деятельности. Также рассматриваются технологические аспекты формирования музыкальной культуры.

Какие психофизиологические особенности школьников среднего возраста учитываются в культурно-досуговой деятельности?

В культурно-досуговой деятельности учитываются возрастные особенности школьников, такие как их физическое и эмоциональное развитие, интересы и потребности. Также учитывается их способность к самостоятельной творческой деятельности и социальной активности.

Какие технологические аспекты рассматриваются в статье по формированию музыкальной культуры?

В статье рассматриваются различные методы и приемы, которые помогают развивать музыкальные способности и воспитывать музыкальный вкус у школьников. Это включает в себя проведение музыкальных занятий, организацию концертов и выступлений, использование современных технологий и творческих заданий.

Какую роль играет самодеятельность в формировании музыкальной культуры детей?

Самодеятельность играет важную роль в формировании музыкальной культуры детей, так как позволяет им развивать свои музыкальные способности и выражать свои творческие идеи. Через самодеятельность дети осваивают музыкальные навыки и получают опыт в выступлениях перед публикой.

Какие возможности предоставляет самодеятельность в формировании музыкальной культуры детей?

Самодеятельность предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать и пробовать разные виды музыкальной деятельности, такие как пение, игра на инструментах, написание песен и т. д. Также они могут самостоятельно организовывать концерты и выступления, что помогает им развивать самоуверенность и коммуникативные навыки.

Что такое музыкальная культура?

Музыкальная культура - это совокупность музыкальных знаний, навыков и представлений, а также их применение в практической деятельности. Она включает в себя знакомство с различными жанрами музыки, умение слушать, анализировать и интерпретировать музыкальные произведения, умение играть на музыкальных инструментах и многое другое.

Какие психофизиологические особенности школьников среднего возраста должны учитываться в культурно-досуговой деятельности?

В данном возрасте должны учитываться особенности развития слуха, ритма, музыкальной памяти и восприятия. Также важно учитывать изменения в физическом и эмоциональном развитии, особенности социализации и формирование индивидуальной музыкальной индивидуальности.

Какие технологические аспекты важны при формировании музыкальной культуры школьников?

Важными технологическими аспектами являются выбор и организация активностей, которые способствуют формированию музыкальных навыков и знаний. К ним относятся проведение музыкальных игр, практических занятий, концертов и выступлений, работа с музыкальным материалом и творческие проекты.

Какую роль играет самодеятельность в формировании музыкальной культуры у детей?

Самодеятельность играет важнейшую роль в формировании музыкальной культуры у детей. Она позволяет детям самостоятельно выбирать музыку, заниматься игрой на инструментах, творчески исполнять и создавать музыкальные произведения. Такая активность способствует развитию музыкальных навыков, выражению эмоций и самовыражению через музыку.