Зарубежная практика разработки и применения нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (на примере страны или группы стран).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Учёт в торговле
  • 30 30 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 21.03.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правовая база и механизм реализации мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами 5
1.1. Основные аспекты применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.2. Инструменты поддержки экспортоориентированных предприятий в странах ЕАЭС 10
2. Анализ международного опыта применения мер нетарифного регулирования в таможенной практике на современном этапе 14
2.1. Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли 14
2.2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в условиях ЕАЭС 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Основной целью этих видов пошлин является предотвращение создания недобросовестной конкуренции на мировых рынках и установление международной ценовой дискриминации. Но вместе с тем важно отметить, что особые виды пошлин и других протекционистских мер могут быть использованы не только для защиты экономических интересов, но и во внешнеполитической сфере. Их установление может служить рычагом экономического воздействия на определенные страны по политическим мотивам. Эти виды пошлин нередко применяются как инструмент принуждения вероятных конкурентов к приемлемым для них уступкам.Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в условиях ЕАЭС В условиях динамично меняющейся внешней среды, когда мировые державы «…пытаются сохранить лидерство в мировом хозяйстве и политике …» [9], государства-члены ЕАЭС в преддверии значительных геоэкономических движений вперед на евразийском континенте должны реализовать имеющий научно-технический потенциал для формирования и развития внешней торговли, перевода экономику в целом на инновационный путь развития. Решая приоритетные задачи по обеспечению устойчивого экономического роста, проводя ответственную социально-экономическую политику, государствами – членами ЕАЭС, кроме подписания Договора, принят такой важный документ как Таможенный кодекс ЕАЭС. В данном документе уточняются такие приоритетные направления в сфере таможенного регулирования внешней торговли как определение страны происхождения товаров, определение таможенной стоимости, декларирование товаров и транспортных средств, процедура предоставления тарифных преференций и льгот и др. Развитие глобализационного процесса в целом не завершается, но впредь он вряд ли будет иметь устойчивый ипоступательный характер [6]. Поэтому в таких динамично меняющихся условиях необходимо по-новому переосмыслить ключевые направления развития внешнеторговой политики ЕАЭС с учетом ее возросшей ответственности. В соответствии с высшим приоритетом экономического роста государств ЕАЭС, базирующихся на освоении новых и развитии традиционных рынков, успешной активизации работы по упрощению развития таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности главные усилия должны быть сосредоточены на реализации следующих стратегических задач: 1. В числе приоритетов остается активное использование всех имеющихся ресурсов и возможностей для обеспечения защиты экономических интересов в соответствии с нормами и правилами международного права, а также противодействие торгово-политическим мерам иностранных государств, создающим недобросовестную конкуренцию предприятиям стран ЕАЭС. Ключевой задачей остается расширение интеграционных процессов в целях технологического обновления, повышения конкурентоспособности экономик государств - членов ЕАЭС.2. Неотъемлемой составляющей современной торговой и таможенной политики стран ЕАЭС становится развитие и совершенствование проведения переговорного процесса по дальнейшему заключению соглашений о свободной торговле с третьими странами. Основными целями проведения переговорного процесса должны стать ослабление протекционистской политики и содействие развитию торговле товарами путем снижения мер нетарифных барьеров, ставок таможенных тарифов и упрощение таможенных процедур. К ключевым стратегическим трендам, формирующим облик ликвидации протекционистских мер и снижения ставок таможенных тарифов, в первую очередь относятся содействие, продвижение и расширение инвестиционных возможностей стретьими странами, и достижение дальнейшего развития благоприятной инвестиционной среды. Кроме того, заключение соглашений о свободной торговле с третьими странами может способствовать эффективной защите интеллектуальной собственности и продвижению сотрудничества в этой сфере. 3. В качестве одного из важнейших элементов современного таможенного регулирования ВЭД является формирование эффективной системы «единого окна» с учетом практики международного таможенного регулирования и опыта государств-членов ЕАЭС в целях повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг. Качественное функционирование института «единого окна» позволит улучшить управление возможными рисками и нейтрализовать случаи несоблюдения операторами ВЭД требований, предусмотренных нормативными документами стран ЕАЭС, а также упростить административные процедуры и повысить их эффективность при осуществлении экспортно-импортных операций. 4. Первостепенной задачей становится создание благоприятных условий для реализации мероприятий, направленных на формирование единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности на территории ЕАЭС. Дело в том, что на таможенной территории стран ЕАЭС действуют разнообразные системы регистрации физических и юридических лиц. В странах ЕАЭС один и тот же оператор ВЭД может быть зарегистрирован под разными идентификационными номерами. А это приводит к тому, что отслеживание и анализ всей цепочки перемещения товаров превращается в достаточно сложную процедуру. Во избежание такой путаницы необходимо ускорить процесс начавшегося формирования Единой системы идентификации на базе использования очень важного идентификационного номера. Единая система способствует упрощению формы электронных документов, порядок их оформления, а также повысить достоверность изложенных в них сведений. 5. Важным ресурсом продвижения на межгосударственном уровне остается снижение масштабов и величин данных, обязательных для сбора, хранения и обработки в электронном виде документов, используемых при осуществлении таможенного регулирования ВЭД. Продвижение современных информационных технологий в таможенном регулировании ВЭД способствует упрощению совершения таможенных операций и таможенного контроля. С этой целью необходимо совершенствовать действующие технологические схемы в данной сфере, сформировать благоприятные условия для участников ВЭД при максимальном нарушении таможенных правил. 6. Предстоит существенно развивать и усовершенствовать систему обеспечения по информационному обмену с третьими странами о ввозимых и вывозимых товарах, перемещаемых через таможенную границу. В настоящее время у таможенных органов стран ЕАЭС существуют в основном отдельные двусторонние соглашения об информационном обмене с другими странами. В этой связи необходимо заключить многосторонние соглашения для установления согласованного обмена таможенной информацией по отслеживанию перемещающих товаров через таможенную границу ЕАЭС. Согласованный и конструктивный обмен таможенной информацией позволит создать взаимовыгодные условия для всеобъемлющего контроля ввозимых товаров по всему периметру таможенной территории. Формирование согласованного и эффективного обмена информацией - комплекс мер, содействующих развитию торговли с третьими странами, совершенствование таможенных операций и достоверности определения таможенной стоимости, повышения эффективноститаможенного декларирования товаров и транспортных средств. 7. Среди перспективных направлений развития таможенного регулирования ВЭД с учетом приоритетов инновационного развития необходимым условием остается устранение технических и административных барьеров в торговле. К ключевым трендам совершенствования работы по устранению технических и административных барьеров в торговле, формирующим облик данного приоритетного направления в первую очередь, являются санитарные и ветеринарные барьеры, квоты, запреты на вывоз и ввоз товаров, контроль цен и меры, препятствующие свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Устранение технических барьеров во взаимной торговле – ключевой фактор успешного функционирования региональных экономических объединений. Поэтому при применении технических барьеров обязательным условием является соблюдение норм и правил международной торговли, сформулированные в Соглашении по техническим барьерам в торговле (ГАТТ-94). 8. Ключевым звеном и важным ресурсом продвижения эффективного таможенного регулирования внешней торговли стран ЕАЭС является отмена изъятий из единого рынка, оказывающих весьма негативное влияние на развитие единого рынка товаров ЕАЭС. Поэтому для последовательного развития и расширения системы взаимной торговли стран ЕАЭС товарами и услугами следует сокращать количества изъятий во взаимной торговле на основе сформированного предварительного списка изъятий. 9. В целях оптимизации единой внешнеторговой политики государств – членов ЕАЭС в отношении третьих стран, необходимо постоянно совершенствовать свою нормативно-правовую базу. Для этого необходимо проводить дальнейшую унификацию законодательства государств ЕАЭСпо основным инструментам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - таможенно-тарифной и нетарифной политики в соответствии с современными международными нормами и правилами (в частности, Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации). 10. Важным стратегическим направлением таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС является установление постоянного обмена информацией в целях осуществления качественного таможенного контроля и тщательного отслеживания товарных потоков во взаимной торговле государств – членов ЕАЭС. В заключение следует сказать, что в условиях продолжающейся экономической и политической неустойчивости важнейшей особенностью развития глобальной экономики становится обострение борьбы за минеральные ресурсы, беспрепятственный доступ к товарам и услугам, всеобъемлющий контроль над транспортными магистралями. Развитие международной торговли все больше становится зависимым от политических амбиций, подменяя собой законы развития рыночной конкуренции. Санкции различного характера стран Европейского союза и США по отношению к Российской Федерации – наглядное проявление этого негативного явления. Исходя из этих негативных тенденций, государства – члены ЕАЭС вынуждены ответить на эти глобальные вызовы и угрозы, принимать ответные меры по защите своих национальных интересов посредством внесения значительного вклада в обеспечение стабильности глобальной экономики, способствовать формированию в мировом сообществе объективной торгово-экономической системы, позиционировать себя как глобального игрока на международной арене.ЗаключениеИз опыта АСЕАН для ЕАЭС особый интерес представляет система регионального таможенного «единого окна», поскольку подобная схема таможенного оформления могла бы повысить оперативность работы таможенных органов. В ЕАЭС с 2015 г. действует план мероприятий по реализации основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Однако по итогам исследования Евразийской экономической комиссии, опубликованного в 2017 г., выявлен разноуровневый характер развития национальных систем «единого окна» в странах-членах ЕАЭС. Так, концепция «единого окна» утверждена на законодательном уровне и реализуется в Армении, Казахстане и Киргизии. В Беларуси на законодательном уровне принята и реализуется программа по внедрению национальной системы безбумажной торговли. В России отсутствует концепция внедрения принципа «единого окна» в сфере внешней торговли, принятая на законодательном уровне, однако ее разработка ведется Министерством экономического развития РФ, причем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в первую очередь будет охвачен экспортный сегмент. При этом в Армении, Казахстане и России развиты сервисы оплаты платежей, налогов и сборов в электронном виде, а электронное таможенное декларирование на высокомуровне развито в Беларуси, России, частично – в Армении, Казахстане. Тем не менее проведенная работа по цифровизации взаимодействия участников внешней торговли с профильными государственными органами пока не привела к снятию необходимости непосредственного обращения в соответствующие инстанции, предоставления документов на бумажном носителе. Кроме того, существующие электронные сервисы зачастую не интегрированы между собой, в результате чего сохраняются дублирующие запросы предоставления документов (в том числе по отличающимся формам). Все это актуализирует заимствование лучших мировых практик (в том числе опыта АСЕАН) в части организации регионального таможенного «единого окна».Список использованных источниковВарнавский В. Глобализация и структурные сдвиги в мировом производстве. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 1, сс. 25-33. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений ВЭД в Республике Корея за 2017 год г. Сеул // Министерство экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. -2018 г. - 222 с.Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14 мая 2018 года). Дынкин А., Телегина Е., Халова Г. Роль Евразийского экономического союза в формировании Большой Евразии. Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 4, т. 62. Кряжев, А. В. Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешне-торгового партнерства с деловыми партнерами / А. В. Кряжев, И. Н. Тен // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2016. - №3(76). - С. 62-66.Оболенский В.П. Открытость национальных экономик: мир и Россия. Мировая экономика и международные отношения, 2017, № 10, т. 61, с. 5-15. Оболенский В.П. От легитимного протекционизма к торговым войнам?. Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 9, т. 62, сс. 18-25. Смыслов Д. Эволюция глобализации мировой экономики: современные тенденции. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, сс. 5-12. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-5-12.Спартак А.Н. Экономические, внешнеторговые и глобализационные аспекты четвертой промышленной революции// Российский внешнеэкономический вестник, 2018, № 5, с. 7-23. Спартак А.Н. Четвертая промышленная революция и международная торговля//Международная торговля и торговая политика, 2018, № 2. Телегина Е., Халова Г. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, с. 13-20.

Список использованных источников

1. Варнавский В. Глобализация и структурные сдвиги в мировом производстве. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 1, сс. 25-33.
2. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений ВЭД в Республике Корея за 2017 год г. Сеул // Министерство экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. -2018 г. - 222 с.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14 мая 2018 года).
4. Дынкин А., Телегина Е., Халова Г. Роль Евразийского экономического союза в формировании Большой Евразии. Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 4, т. 62.
5. Кряжев, А. В. Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешне-торгового партнерства с деловыми партнерами / А. В. Кряжев, И. Н. Тен // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2016. - №3(76). - С. 62-66.
6. Оболенский В.П. Открытость национальных экономик: мир и Россия. Мировая экономика и международные отношения, 2017, № 10, т. 61, с. 5-15.
7. Оболенский В.П. От легитимного протекционизма к торговым войнам?. Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 9, т. 62, сс. 18-25.
8. Смыслов Д. Эволюция глобализации мировой экономики: современные тенденции. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, сс. 5-12. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-5-12.
9. Спартак А.Н. Экономические, внешнеторговые и глобализационные аспекты четвертой промышленной революции// Российский внешнеэкономический вестник, 2018, № 5, с. 7-23.
10. Спартак А.Н. Четвертая промышленная революция и международная торговля//Международная торговля и торговая политика, 2018, № 2.
11. Телегина Е., Халова Г. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, с. 13-20.

Вопрос-ответ:

Какие меры нетарифного регулирования применяются в других странах внешнеторговой деятельности?

В других странах внешнеторговая деятельность регулируется с помощью различных мер нетарифного характера. Они включают в себя ограничения на экспорт и импорт определенных товаров, контроль цен, нормирование качества и безопасности продукции, лицензирование, антидемпинговые и субсидиарные меры и другие. Каждая страна выбирает свою собственную комбинацию мер в зависимости от своих экономических и политических потребностей.

Какие инструменты поддержки применяются для развития экспортоориентированных предприятий в странах ЕАЭС?

В странах ЕАЭС используются различные инструменты поддержки экспортоориентированных предприятий. Это включает в себя финансовую поддержку, такую как государственные субсидии и финансовые инструменты, направленные на снижение затрат на экспорт и обеспечение доступа к финансированию. Также существуют программы обучения и консультации для предпринимателей, помогающие им развивать навыки экспорта и адаптироваться к новым рынкам.

Какие основные аспекты применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности?

Основные аспекты применения нетарифных мер внешнеторговой деятельности включают в себя контроль качества и безопасности импортируемой продукции, лицензирование, ограничения на экспорт и импорт определенных товаров, антидемпинговые меры, санитарные и фитосанитарные требования, технические барьеры, а также контроль цен и торговых условий. Эти меры помогают защитить национальных производителей, обеспечить безопасность и качество продукции, а также сбалансировать торговый баланс страны.

Какие основные меры нетарифного регулирования применяются в зарубежной практике?

В зарубежной практике применяются различные меры нетарифного регулирования, такие как лицензирование экспорта и импорта, квотирование, антидемпинговые меры, санитарные и фитосанитарные требования, технические барьеры и другие.

Какова нормативно-правовая база и механизм реализации мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности?

Нормативно-правовая база и механизм реализации мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности различаются в зависимости от страны или группы стран. Обычно это законы, постановления правительства, нормативные акты таможни и других соответствующих органов. Механизм реализации включает в себя процедуры и формальности, которые необходимо выполнить для применения конкретной меры регулирования.

Какие инструменты поддержки экспортоориентированных предприятий существуют в странах ЕАЭС?

В странах ЕАЭС существуют различные инструменты поддержки экспортоориентированных предприятий, такие как государственные программы субсидирования, льготные кредиты, помощь в промоушене товаров на внешних рынках, упрощение таможенных процедур и др.

Каковы основные аспекты применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности?

Основные аспекты применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности включают определение конкретных целей и задач, выбор подходящих мер, осуществление контроля и надзора за их применением, учет интересов различных групп заинтересованных сторон, обеспечение прозрачности процесса и рациональное использование ресурсов.

Какой международный опыт применения мер нетарифного регулирования в таможе?

Международный опыт применения мер нетарифного регулирования в таможенной сфере включает такие меры, как контроль качества и безопасности импортируемых товаров, введение технических стандартов и сертификации, регулирование процедур таможенного оформления и декларирования товаров, антидемпинговые меры и другие. Каждая страна или группа стран может выбирать и применять соответствующие меры в зависимости от своих потребностей и целей.

Какова нормативно-правовая база и механизм реализации нетарифного регулирования внешней торговли товарами?

В нормативно-правовой базе нетарифного регулирования внешней торговли товарами обычно содержатся законы и нормативные акты, которые определяют правила и принципы применения таких мер. В механизме реализации этого регулирования важную роль играют государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением этих мер и обеспечивают их реализацию.