музеи в контексте современных международных отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 50 50 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 29.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Особенности международной деятельности музеев РФ 5
1.1. Определение и классификация музеев 5
1.2. Музей как форум для диалога и международного сотрудничества 10
Глава 2. Опыт музеев в контексте современных международных отношений 22
2.1. Международная деятельность музея музыки 22
2.2. Международная деятельность музея СПб ГБУК «Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско» 24
2.3. Международное сотрудничество в музеях самарского университета на современном этапе 32
Глава 3. Направления совершенствования деятельности музеев в контексте современных международных отношений 38
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44

Фрагмент для ознакомления

В частности, один из принципов гласит: «При осуществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодёжи в духе дружбы, международного взаимопонимания и мира. Это сотрудничество должно помочь государствам осознать важность пробуждения дарований в самых различных областях и облегчения профессиональной подготовки новых поколений». Сотрудники музея археологии, этнографии и истории бывшего Самарского государственного университета поддерживают рабочие контакты с коллегами из Нидерландов (реконструкция экспозиции 2009 г., выставка «Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность»), археологами из Канады (выставка в СОИКМ им. П. В. Алабина 2008 г. «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады»). В фондах Самарского университета находятся археологические, этнографические и биологические коллекции. Кроме этого, на биологическом факультете д.б.н., профессором С. А. Сачковым была создана крупнейшая в регионе научная коллекция чешуекрылых насекомых (более 3500 видов), известная на международном уровне. Для выявления результатов международного сотрудничества обратимся к записям Книги отзывов и предложений музея авиации и космонавтики 2015–2018 гг. (далее – Книга). Самым запоминающимся отзывом стала подпись работников металлургического завода: «Посещение музея вызывает чувство гордости за прошлое, грусть за настоящее, но вселяет надежду на будущее». Нельзя не сказать, что это те чувства, с которыми должны выходить посетители музея, однако в этой фразе мысль, объединяющая в себе чувства людей и время – прошлое, настоящее, будущее. А это именно то действие, к которому стремится каждый музей – затронуть чувства людей, заставить задуматься о времени и истории, ценности жизни, а не вещей. В Книге на трёх сотнях страницах множество отзывов с благодарностями сотрудникам музея, пожеланиями удачи и дальнейшего развития, многие иностранные посетители благодарят за интересный рассказ экскурсоводов, что свидетельствует о взаимопонимании. В книге от общего количества отзывов 30–40 % – от иностранцев. Таким образом, примерно на семь русскоязычных отзывов один – иностранный, что показывает стабильный интерес к музею истории авиации и космонавтики в Самарском университете у иностранных посетителей. На эти вопросы ответим следующим образом. В определении статуса музея в образовательных учреждениях важную роль играет их правовое положение, прописанное во внутренних организационных документах. Музеи университета функционируют на основе положений о деятельности, директора вузовских музеев подчиняются непосредственно ректору. Поэтому самостоятельность у университетских музеев практически отсутствует. Университетские музеи сохраняют полученные знания в высшей школе, углубляют и визуализируют историю, развивают тенденции взаимодействия, а экспозиция и атмосфера музейных помещений способствует погружению посетителей в исследуемую в университете среду. Работа в музейном пространстве помогает выстроить более многоуровневый и углубленный диалог между участниками тематического общения. Положительным эффектом слияния двух университетов явилось увеличение количества иностранных посетителей и упрочнение важных межнациональных и международных научных связей в области авиационной техники, двигателестроения, квантовой химии, физики и культуры. Однако существуют и проблемы взаимодействия, среди которых: изолированность музеев объединённых университетов; проблематичная логистика между двумя корпусами; слабая техническая оснащённость музеев и музейных центров; малочисленность музейного персонала; возможное разглашение информации ограниченного доступа; отток подготовленных специалистов за границу. Естественным образом возникает вопрос: что нужно для улучшения международного сотрудничества научного сообщества. Во-первых, плановая техническая подготовка помещений для проведения встреч с иностранными партнёрами, во-вторых, проведение бесед о недопустимости разглашения информации, содержащей коммерческую тайну, тайну создания и изобретения, в-третьих, создание благоприятных условий для работы уже подготовленных специалистов. Глава 3. Направления совершенствования деятельности музеев в контексте современных международных отношенийМузеи культурной направленности, которые последовательно поддерживают связи со своими общинами, — функционируют не только как площадка для диалога с конкретными группами, но способны служить и куда более широкой аудитории. Ключ к успеху — разработка эффективных методик по работе с посетителями и оживление культурного пространства в социальном контексте.Уделяя больше внимания историческому и культурному контексту, помогая выйти на свет «историям, рассказанным экспонатами», создавая платформы для выражения различных точек зрения, музеи находят возможность выйти за рамки своей традиционной деятельности. Если говорить о ситуации в мире, концептуально музеи перестают быть «кабинетами редкостей», меняют стратегию интерпретации и работы с посетителями. Музеи обладают огромным потенциалом, они могут снабдить людей информацией, позволяющей лучше понять прошлое; но сегодня нам крайне важно выявить проблемы нынешнего и завтрашнего дня. Большую роль в нашей работе играет поиск равновесия между сохранением и толкованием прошлого — и движением вперед, чтобы улавливать настоящее.Стремясь выполнить эту работу как следует, необходимо собирать то, что относится к дню сегодняшнему, то есть самые разные объекты повседневности. Особый интерес представляют те современные события и явления, которые, как нам кажется, проявят свое историческое значение в будущем. Выработка приоритетов при формировании коллекции, внедрение надлежащих стратегий управления коллекциями и методов интерпретации, расширение публичного доступа, а также отбор сопутствующих программ, — все эти трудоемкие задачи требуют особых навыков и серьезных усилий со стороны всех сотрудников учреждения. Внедрять такой междисциплинарный подход непросто, здесь требуется четко распределить обязанности и финансовые ресурсы: трудная задача для большинства музеев.В течение последних трех десятилетий учреждения культуры всё чаще вовлекаются в дискуссии, связанные с политическими и социальными проблемами: от политики в области охраны окружающей среды до сохранения языков, от культурной самобытности до расовых отношений. Возникли музеи, посвященные конкретным событиям и явлениям мировой истории: геноциду, войнам, рабству, правам человека, терроризму, миграции и культурной памяти. По всему миру резко возросло число музеев и культурных центров, посвященных отдельным культурам. Целенаправленно разрабатывая подобные темы, музеи привлекают специалистов, тесно связанных с конкретными группами и сообществами, знающих их культурные особенности; такие специалисты помогают определять, что необходимо собирать и как можно использовать коллекции на благо сообщества — в исследовательских и образовательных целях.Выставки — это не просто набор экспонатов; они подобны эссе, развернутым в пространстве. И анализировать их надо подробно». (Это относится ко всем составляющим выставок, включая тексты на стенах.) «Только посредством тщательного изучения текстов и предметов, а также анализа того, как выставка организована и какие прочтения она подразумевает, мы можем прояснить выводы (и заблуждения). Такие выставки соединяют два разных подхода: стремятся предъявить визуальные качества и историческую значимость самих кспонатов — и собственную интерпретацию» . У музеев есть своя точка зрения, многие занимают определенную идеологическую позицию или выдвигают конкретные аргументы относительно той или иной темы. Музеи могут быть дискуссионными: «Они делают заявления, — не удивительно, что на это может последовать ответ».Современное искусство может быть исключительно сложным с формальной точки зрения, но многие работы представляют собой репортаж о том, что действительно важно, будь то вопросы экологии, проблемы в племенных сообществах, отношения (иногда напряженные) между этими сообществами и большинством населения, комментарии относительно стереотипов и опровержение предрассудков. Произведение искусства может быть повешенным на стену или инсталлированным как-то иначе — и притом создавать площадку для дискуссий и служить для них поводом, а присутствие художника только усиливает общественный резонанс.Подобные усилия стимулируют искреннее желание людей узнать правду и поделиться ею; потому так важно, чтобы общество знало неоспоримые факты, хотя, если честно, для многих музеев осуществить это на деле чрезвычайно сложно. Например, Национальный музей американцев японского происхождения собрал для разговора государственных чиновников и бывших интернированных. Руководство музеев, являющихся частью подобного дискурса, должно понимать, какие методы и подходы — в философском и практическом смысле — помогают вовлекать общество в диалог. Оно обязано хорошо ориентироваться в методах коммуникации и риторических моделях, а также иметь представление о различных точках зрения на ключевые проблемы современности, о которых идет речь. Делая упор на новейшие технологии и новые медийные подходы, музей получает больше шансов привлечь заинтересованную аудиторию к обсуждению самых важных вопросов. Это позволяет музеям служить посетителям осмысленно и конструктивно. Учреждения, способные внятно транслировать свои знания, оставаясь открытыми для различных заинтересованных сообществ, — лучше готовы к честному и полноценному диалогу как со специалистами, так и с широкой публикой. Информирование общества и укрепление коллективных связей — достойная цель для всех нас, работающих в музейной сфере. Ключ к достижению этой цели — призвать посетителей взглянуть на историю с разных позиций, владея информацией.Перед лицом сложнейших задач, которые ставит современный мир, работа музея неизбежно усложняется. Продвижение курса на сохранение этнического разнообразия и мультикультурализма, активная поддержка участия коренных народов в обсуждении и решении ключевых вопросов, в том числе вопросов обеспечения основных прав человека, экономического равноправия, уважения к культурной истории и языкам этих народов, — непростая задача, и выполнять ее приходится на национальном и международном уровне. Основой здесь выступает расширение инклюзивного подхода в экономике, социальной, политической и культурной жизни. Как правило, музеям недостает силы или власти, чтобы отвечать на сложные вопросы непосредственно; тем не менее музеи служат главными площадками, где общество может обсуждать эти вопросы и лучше понимать разнообразие точек зрения.У каждого из нас есть собственная позиция, и благодаря музейной работе мы можем сосредоточиться на чем-то особенном, важном для нашей конкретной ситуации. Однако свой вклад в глобальный дискурс мы вносим за счет того, что постоянно стремимся обрести нечто общечеловеческое.ЗаключениеМузеи являются местом, способным объединять научное сообщество, устанавливающее и укрепляющее международные связи, местом культивирования и обобщения знаний, а тезисно – «площадкой мира и знаний». Музеи участвуют в формировании идейного контекста двусторонних и многосторонних отношений. Выставки и публикации о проводимых ими мероприятиях в средствах массовой информации создает достойный образ страны за рубежом. На улучшение взаимопонимания между народами влияют интернациональные просветительские, образовательные и научные проекты, которые они осуществляют. Российские музеи стараются донести мысль о том, что если взаимопонимание существует в культурной сфере, то возможно перенести его и на другие аспекты межгосударственных отношений. Работники российских музеев проводят постоянную работу, которая позволяет установить прочные «мосты взаимопонимания» между различными странами и знакомит жителей разных стран с нашей культурой. Ведущие музеи России имеют возможность обмениваться взаимным опытом в реализации музейной и выставочной деятельности. Благодаря музейному обмену у людей есть возможность проследить исторические и современные связи, объединяющие нашу страну с зарубежными государствами, открыть для себя или оживить в памяти культурно-историческое наследие друг друга. Неслучайно, важность международного общения на уровне музеев нашла подтверждение и во внешнеполитических документах РФ, в которых говорится о развитии межмузейного сотрудничества как важного направления нашей культурной политики. В итоге можно сказать, что российские музеи обладают большим потенциалом для дальнейшего развития, а благодаря инновационным форматам своей деятельности они смогут привлечь к себе внимание большего количества людей. В том числе придать новый стимул развитию международных отношений, которые только благодаря совместным усилиям могут стать более гармоничными. Таким образом, музеи могут помочь России в формировании ее образа как глобального центра культурного притяжения. В ходе своей работы они помогают ей повышать свой авторитет на международной арене в качестве страны, являющейся одним из мировых центров культуры, проводя с этой целью международные выставки, 65 фестивали, дни культуры других стран и многочисленные научно-исследовательские проекты. Для улучшения международного сотрудничества научного сообщества университета через музеи необходимы: плановая техническая подготовка помещений для проведения встреч с иностранными партнёрами, проведение бесед о недопустимости разглашения информации, содержащей коммерческую тайну, тайну создания и изобретения, создание благоприятных условий для работы уже подготовленных специалистов. Список использованных источников и литературыИсточникиКонцепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf/ Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/224550 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. //http://archive.mid.ru//bdomp/nsosndoc.nsf/4e5fa867101effb4432569fa003a705a/de43a8a4bcd17daac325784500296ef8! OpenDocument/ Основы государственной культурной политики, утверждены указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdfРаспоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30577Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/424Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-85. 67 Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». URL: http://www.mid.ru/about/legal_status/-/asset_publisher/sznBmO7t6LBS/content/id/185766Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020Александров А.А. Музеи в контексте современных международных отношений / А.А. Александров // Человек и общество перед судом истории: сборник статей / Отв. ред. Н.И. Басовская. - М.: РГГУ, 2012. - С. 340-363.Белоусова Н. А. Музеи высшей школы западной Сибири: История и современное состояние (конец XIX — начало XXI в.): дис. … канд. культурологии. Кемерово, 2009. 449 с. Лозовая Л.А. Мемориальный кабинет академиков-геологов В.А. Обручева и М.А. Усова / Л. А. Лозовая, Д. В. Хаминов // Томские музеи. Музеи университетов : материалы к энциклопедии "Музеи и музейное дело Томской области" / Нац. исслед. Том. гос. ун-т ; Науч.-образоват. центр "Музей и культурное наследие" ; под ред. С.Ф. Фоминых и Э.И. Черняка. - Томск, 2018. - С. 272-274.Хрустова Е.В. Музыкальная коммуникация в рекреационно-образовательной деятельности музея (на примере "Мемориального музея "Разночинный Петербург") // Российская культура глазами молодых ученых : сб. тр. молодых ученых / Рос. творч. Союз работников культуры, Рос. акад. образования. - СПб. : КультИнформПресс, 2017. - Вып. 21. - С. 144-154.ЛитератураБоголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб.: СПбКО, 2019. – 416 cДолак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. - 2015. - № 1. - С. 106-117 Книга отзывов и предложения Музея авиации и космонавтики имени С. П. Королёва [рукопись]. Самара, 2015–2018. 300 с. Ковешникова Е.А. Музейная коммуникация и межкультурный диалог // Глобализация и пути сохранения традиционной культуры : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 16 нояб. 2019 г.) / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КГУКИ, 2019. - С. 128-136.Комлев Ю.Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. - 2017. - Т. 27, № 3. - С. 22-26 Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений. – Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С.116- 125. Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. - 2013. - № 2(8). - С. 45-55.10. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 103. - С. 245-252Сергеева Г.П. Феномен цикла и циклизации в экспозициях литературно-мемориальных музеев-заповедников (к постановке проблемы) // Михайловская Пушкиниана / Гос. мемор. ист.-лит. и природно-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское". - 2011. - Вып. 15. - С. 44 - 55.Соболева Н.А. Музейный сервис: пути развития // Проблемы истории сервиса: здравоохранение, культура, досуг : сб. науч. тр. Всерос. науч. конф. / Ин-т рос. истории, Моск. гос. ун-т сервиса, Моск. гос. обл. ун-т ; отв. ред. Ю.А. Поляков. - М., 2014. - С. 25-34.Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями : дис. … канд. культурол. / Щепеткова Ирина Анатольевна. – СПб., 2006. - 249 с. Лещенко А. Г. Кеннет Хадсон о социальной истории музеев //Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2018. – №. 10. Ляпин С. Х., Куковякин А. В. Виртуальный музей: методология и технология создания интерактивных тематических экспозиций в мультимодальной информационной среде //Научный сервис в сети Интернет. – 2004. – С. 43-45. Мастеница Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности //Триумф музея. – 2005. – С. 139 Мастеница, Е. Н. Интерпретация культурного наследия в музее: гуманитарный дискурс / Е. Н. Мастеница // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – С. 6–9. Мастеница, Е. Н. Социальные функции музея в глобальном мире / Е. Н. Мастеница // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры и искусств. – 2015. 63 – Т. 210.Мурзинова, Т. Н. Музей как ресурс профессиональной ориентации детей / Т. Н. Мурзинова, Т. Н. Понамарева, В. В. Свирида // Социальные отношения. – 2014. – № 1. – С. 71 На пути к музею XXI века: сборник научных трудов НИИ культуры. – М., 1989. – С.205-209 Никонова А. А. Визуальные технологии и сохранение культурного наследия России //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №. 1 (18). Овчинникова З. А. Музей в контексте социально-культурных трансформаций информационного общества //Вестник культуры и искусств. – 2017. – №. 3 (51).Муравская С. В. Особенности университетских музеев и коллекций в культурно-образовательном пространстве: на примере Украины // Вопросы музеологии, 2014. № 2 (10). С. 97–103. Интернет ресурсыКопацкая С.А. Управление музеем в рамках стратегии создания музейных комплексов : дис. … канд. экон. наук / Копацкая Светлана Алексеевна. – СПб., 2000. - 206 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-muzeem-v-ramkakh-strategii-sozdaniya-muzeinykh-kompleksov (Дата обращения: 19.02.2020)Лебедев А. Сколько в России музеев? /Лаборатория музейного проектирования. URL: https://vk.com/topic-50718060_27930864 (Дата обращения: 19.02.2020)Музеи России. http://www.museum.ru 2. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: И.И. Санжаревский. Изд.6- е, испр. и доп. Тамбов. 2010. URL: http://www.glos.virmk.ru/01_i.htm (Дата обращения: 19.02.2020)Музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва. URL: http://museum.ssau.ru/index.php/o-muzeeОсновные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. //http://archive.mid.ru//bdomp/nsosndoc.nsf/4e5fa867101effb4432569fa003a705a/de43a8a4bcd17daac325784500296ef8! OpenDocument/ (Дата обращения: 19.02.2020)Российский национальный музей музыки// URL: https://music-museum.ru/(Дата обращения: 19.02.2020)Что такое ИКОМ? [Электронный ресурс]. URL: http://www.icom-russia.com/data/chto- eto/ (Дата обращения: 19.02.2020)Мухин А.С. Музей на перепутье: новые вызовы и перспективы // Вестник СПбГУКИ. 2018. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-na-pereputie-novye-vyzovy-iperspektivy(Дата обращения: 19.02.2020)Насруллаева П.Н. Музейное дело в системе туризма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23949 (Дата обращения: 19.02.2020)Материалы рейтингов: 2. 10 лучших музеев России/Рейтинги BaseTop // https://basetop.ru/10-luchshihmuzeev-rossii/ (Дата обращения: 19.02.2020)IMUSET & CSTM Training: Developing Science Exhibitions: From Idea to Opening Day [Электронныйресурс]. URL: http://network.icom.museum/cimuset/about-us/cimuset-cstm- training-developing-science-exhibitions-from-idea-to-opening-day/(Датаобращения: 19.02.2020)ExecutiveBoard [Электронный ресурс]. URL: https://icom.museum/en/about-us/executive- board/(Дата обращения: 19.02.2020)ICOM Committees [Электронныйресурс]. URL: https://icom.museum/en/about- us/committees/ (Датаобращения: 19.02.2020)XXII Генеральная конференция Международного Совета Музеев (International Council of Museums - ИКОМ) - «Музеи для гармоничного общества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/ms/news/icr/detaiLphp?ELEMENT_ID=1314 (Дата обращения: 19.02.2020)

Список использованных источников и литературы

Источники
1. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf/
2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/224550
3. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. //http://archive.mid.ru//bdomp/nsosndoc.nsf/4e5fa867101effb4432569fa003a705a/de43a8a4bcd17daac325784500296ef8! OpenDocument/
4. Основы государственной культурной политики, утверждены указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
5. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30577
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/424
7. Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-85. 67
8. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». URL: http://www.mid.ru/about/legal_status/-/asset_publisher/sznBmO7t6LBS/content/id/185766
9. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020
10. Александров А.А. Музеи в контексте современных международных отношений / А.А. Александров // Человек и общество перед судом истории: сборник статей / Отв. ред. Н.И. Басовская. - М.: РГГУ, 2012. - С. 340-363.
11. Белоусова Н. А. Музеи высшей школы западной Сибири: История и современное состояние (конец XIX — начало XXI в.): дис. … канд. культурологии. Кемерово, 2009. 449 с.
12. Лозовая Л.А. Мемориальный кабинет академиков-геологов В.А. Обручева и М.А. Усова / Л. А. Лозовая, Д. В. Хаминов // Томские музеи. Музеи университетов : материалы к энциклопедии "Музеи и музейное дело Томской области" / Нац. исслед. Том. гос. ун-т ; Науч.-образоват. центр "Музей и культурное наследие" ; под ред. С.Ф. Фоминых и Э.И. Черняка. - Томск, 2018. - С. 272-274.
13. Хрустова Е.В. Музыкальная коммуникация в рекреационно-образовательной деятельности музея (на примере "Мемориального музея "Разночинный Петербург") // Российская культура глазами молодых ученых : сб. тр. молодых ученых / Рос. творч. Союз работников культуры, Рос. акад. образования. - СПб. : КультИнформПресс, 2017. - Вып. 21. - С. 144-154.

Литература
14. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб.: СПбКО, 2019. – 416 c
15. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. - 2015. - № 1. - С. 106-117
16. Книга отзывов и предложения Музея авиации и космонавтики имени С. П. Королёва [рукопись]. Самара, 2015–2018. 300 с.
17. Ковешникова Е.А. Музейная коммуникация и межкультурный диалог // Глобализация и пути сохранения традиционной культуры : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 16 нояб. 2019 г.) / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КГУКИ, 2019. - С. 128-136.
18. Комлев Ю.Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. - 2017. - Т. 27, № 3. - С. 22-26
19. Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений. – Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С.116- 125.
20. Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. - 2013. - № 2(8). - С. 45-55.
10. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 103. - С. 245-252
21. Сергеева Г.П. Феномен цикла и циклизации в экспозициях литературно-мемориальных музеев-заповедников (к постановке проблемы) // Михайловская Пушкиниана / Гос. мемор. ист.-лит. и природно-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское". - 2011. - Вып. 15. - С. 44 - 55.
22. Соболева Н.А. Музейный сервис: пути развития // Проблемы истории сервиса: здравоохранение, культура, досуг : сб. науч. тр. Всерос. науч. конф. / Ин-т рос. истории, Моск. гос. ун-т сервиса, Моск. гос. обл. ун-т ; отв. ред. Ю.А. Поляков. - М., 2014. - С. 25-34.
23. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями : дис. … канд. культурол. / Щепеткова Ирина Анатольевна. – СПб., 2006. - 249 с.
24. Лещенко А. Г. Кеннет Хадсон о социальной истории музеев //Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2018. – №. 10.
25. Ляпин С. Х., Куковякин А. В. Виртуальный музей: методология и технология создания интерактивных тематических экспозиций в мультимодальной информационной среде //Научный сервис в сети Интернет. – 2004. – С. 43-45.
26. Мастеница Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности //Триумф музея. – 2005. – С. 139
27. Мастеница, Е. Н. Интерпретация культурного наследия в музее: гуманитарный дискурс / Е. Н. Мастеница // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – С. 6–9.
28. Мастеница, Е. Н. Социальные функции музея в глобальном мире / Е. Н. Мастеница // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры и искусств. – 2015. 63 – Т. 210.
29. Мурзинова, Т. Н. Музей как ресурс профессиональной ориентации детей / Т. Н. Мурзинова, Т. Н. Понамарева, В. В. Свирида // Социальные отношения. – 2014. – № 1. – С. 71
30. На пути к музею XXI века: сборник научных трудов НИИ культуры. – М., 1989. – С.205-209
31. Никонова А. А. Визуальные технологии и сохранение культурного наследия России //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №. 1 (18).
32. Овчинникова З. А. Музей в контексте социально-культурных трансформаций информационного общества //Вестник культуры и искусств. – 2017. – №. 3 (51).
33. Муравская С. В. Особенности университетских музеев и коллекций в культурно-образовательном пространстве: на примере Украины // Вопросы музеологии, 2014. № 2 (10). С. 97–103.
Интернет ресурсы
34. Копацкая С.А. Управление музеем в рамках стратегии создания музейных комплексов : дис. … канд. экон. наук / Копацкая Светлана Алексеевна. – СПб., 2000. - 206 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-muzeem-v-ramkakh-strategii-sozdaniya-muzeinykh-kompleksov (Дата обращения: 19.02.2020)
35. Лебедев А. Сколько в России музеев? /Лаборатория музейного проектирования. URL: https://vk.com/topic-50718060_27930864 (Дата обращения: 19.02.2020)
36. Музеи России. http://www.museum.ru 2. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: И.И. Санжаревский. Изд.6- е, испр. и доп. Тамбов. 2010. URL: http://www.glos.virmk.ru/01_i.htm (Дата обращения: 19.02.2020)
37. Музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва. URL: http://museum.ssau.ru/index.php/o-muzee
38. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. //http://archive.mid.ru//bdomp/nsosndoc.nsf/4e5fa867101effb4432569fa003a705a/de43a8a4bcd17daac325784500296ef8! OpenDocument/ (Дата обращения: 19.02.2020)
39. Российский национальный музей музыки// URL: https://music-museum.ru/(Дата обращения: 19.02.2020)
40. Что такое ИКОМ? [Электронный ресурс]. URL: http://www.icom-russia.com/data/chto- eto/ (Дата обращения: 19.02.2020)
41. Мухин А.С. Музей на перепутье: новые вызовы и перспективы // Вестник СПбГУКИ. 2018. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-na-pereputie-novye-vyzovy-iperspektivy(Дата обращения: 19.02.2020)
42. Насруллаева П.Н. Музейное дело в системе туризма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23949 (Дата обращения: 19.02.2020)
43. Материалы рейтингов: 2. 10 лучших музеев России/Рейтинги BaseTop // https://basetop.ru/10-luchshihmuzeev-rossii/ (Дата обращения: 19.02.2020)
44. IMUSET & CSTM Training: Developing Science Exhibitions: From Idea to Opening Day [Электронный ресурс]. URL: http://network.icom.museum/cimuset/about-us/cimuset-cstm- training-developing-science-exhibitions-from-idea-to-opening-day/(Дата обращения: 19.02.2020)
45. Executive Board [Электронный ресурс]. URL: https://icom.museum/en/about-us/executive- board/(Дата обращения: 19.02.2020)
46. ICOM Committees [Электронный ресурс]. URL: https://icom.museum/en/about- us/committees/ (Дата обращения: 19.02.2020)
47. XXII Генеральная конференция Международного Совета Музеев (International Council of Museums - ИКОМ) - «Музеи для гармоничного общества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/ms/news/icr/detaiLphp?ELEMENT_ID=1314 (Дата обращения: 19.02.2020)