Семиотика и лингвистика как источники и составные части лингвистической методологии
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 10.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы рассмотрения семиотики и лингвистики как источников и составных частей лингвистической методологии….................................................................................................4
1.1. Семиотика как наука ……………………………………………….4
1.2. Лингвистика как наука …………………………………………..…8
ГЛАВА 2. Исследование семиотики и лингвистики как источников и составных частей лингвистической методологии…………………………...13
2.1. Семиотика как источник и составная часть лингвистической методологии…………………………………………………………………….13
2.2. Лингвистика как источник и составная часть лингвистической методологии…………………………………………………………………….16
2.3. Взаимодействие лингвистики и семиотики…………………….....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….26
Мы не исключаем возможности образования принципов анализа поэтики различных искусствза счет языка, используемого в качестве семиотического стандарта.Лингвосемиотикапозволяет рассмотреть наиболее важные особенности языка, что предполагает понимание его содержания, структуры и функций.Лингвистическая семиотика основана на типологии семиотических систем ирассматривает положение языка в социальной и естественной семиотике. Лингвосемиотика обладаетбольшим потенциалом в объяснении природы языка и в терминах эвристики («эврика» − нашел – открытие новых знаний о тех или иных объектах). Стоит отметить тот факт, что лингвистическая теория знаков не заменяет других понятий, но при этомзанимает особое место в лингвистических знаниях:сопоставительный анализ лингвосемиотикии какой-либо другой семиотики помогает обнаружить свойства языка. Этот тип исследований не создал специальных методов для описания речи, грамматики и лексики, то есть не превратился в специальный метод. Поэтому семиотика взаимодействует с другими языковыми понятиями и методами, но не находится выше или ниже них.С точки зрения логики представления знаний семиотический метод определенной системы символов соответствует этапу логического определения объекта.В классическом случае предполагается, что только объект обладает уникальными характеристиками.Естественный язык тесно связан с системой символов, а видовые различия − это символы, которые отличают естественный язык от искусственных, к которым можно отнести язык жестов и выражения лица, художественные языки, языки программирования и другие.Таким образом, знаковая теория языка выступает как его «макроопределение» [Мечковская, 2007: 22] или как семиотическое введение в теорию языка.Из значимых факторов развитиялингвосемиотикиможно отметить следующие: предмет лингвосемиотики представлен как более широкий и значительный, теперь он исследует не свойства языковых единиц и правила их сочетания, а строение языка;стала рассматриваться целая совокупность теорий языка, а не отдельно взятая её часть, то есть были отмечены разнообразие и распространенность семиотических представлений;лингвосемиотика не ограничивается структурными рамками; история лингвосемиотики обогатилась более чем на два тысячелетия; вместо знаменитой, но для многих «дискуссионной фигуры основоположника структурализма Фердинанда де Соссюра семиотику связывают с трудами Вильгельма фон Гумбольдта − величайшего и общепризнанного авторитета, родоначальника теоретического языкознания Нового времени, лингвистической типологии и философии языка» [Мечковская, 2007: 23].Как видим, в доказательствах лингвоцентризма семиотики Н. Д. Мечковская делает акцент на том, в чем заключается ценность семиотики для языкознания. Нам же для наших целей хотелось бы перенести акцент на то, в чем заключается ценность лингвистики для семиотики и таким путём показать семиотическую сущность языковой системы. Для этого, прежде всего, обратимся к вопросу о том, какую роль сыграл язык и языковая система в становлении самой семиотики и, стало быть, лингвосемиотики. Различают разные виды языка. Первым видом являются непроизвольные знаки, возникающие стихийно. На втором месте − «крики от радости, боли, страха и т. д.») и третья, высшая категория, − это знаки «для себя», которые имеют конвенциональную связь с нашими идеями.«Мозг и использование знаков будут развиваться к взаимной выгоде и в направлении прогресса обоих слагаемых» [Соломоник,1992: 17]. Это последнее замечание «о взаимной выгоде языка и мышления» является одним из центральных постулатов, который затем был активно разработан Ф. Соссюром. Фердинанд де Соссюр и его влияние на последующее развитие общеизвестно. Ф. де Соссюра часто называют «отцом современной лингвистики» или «ключевой фигурой на историческом повороте от XIX к XX столетию» [Соломоник, 1992: 17]. Фердинанд де Соссюр внес значимый вклад в лингвистику, который, в первую очередь, заключается в рассмотрении языкознания с точки зрения общей семиотики, то есть он соединил лингвистику с семиологией, что послужило основой для образования новой науки − лингвосемиотики [Соссюр, 1999: 239].Базовым концептом лингвосемиотики является вербальный знак. Наиболее принятой в отечественной лингвистике является следующее определение языкового знака: «Знак языковой − материально-идеальное образование (двустронняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительности, в своей совокупности знаки языковые образуют язык» [Уфимцева, 1986: 167]. Из определения явствует, что структурное своеобразие языкового знака заключается в его материально-идеальной билатеральности и репрезентативности − в свойстве представлять разнообразие внеязыковых объектов, внеязыковуюреальность [Соломоник, 1992: 236]. А. А. Уфимцева подчеркивает взаимосвязь материальной и идеальной знаковых сторон, которые образуют устойчивое единство. Обе стороны знака позволяет воспринимать его полностью: материальный носитель репрезентирует социально-приданное значение знака [Уфимцева, 1986: 167]. Существование знаков языка и знаков речи невозможно в отрыве одного от другого. Однако эти знаки необходимо различать между собой. Без последовательного различения знаков языка и знаков речи сложно определить, как язык объективизирует в сознании человека те факты, которые ему уже известны.Этот процесс можно описать следующим образом: человек получает новое сообщение посредством речи, и это сообщение находит отклик в сознании человека, воспроизводятся знаки, которые так или иначе взаимосвязаны с новыми речевыми знаками. В связи с этим утверждается, что знак − понятие, прежде всего гносеологическое. Когнитивно-семиотический подход позволяет перейти к другому важнейшему концепту лингвосемиотики − языковому семиозису в процессе познания. А.А. Потебня утверждает, что такие переходы в сознании осуществляются только при помощи слова, реализующего эвристическую функцию языка, заключающуюся в способности находить новое в лингвосемиотическом пространстве.Данное положение было выражено им крылатой для когнитивносоциологической теории фразой: «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее; он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность» [Потебня, 1999]. Вербальные языки помогают реализовать эту функцию. Каждый речемыслительный шаг, связанный с их возникновением, направлен на обеспечение онтологической предназначенности языка. Итак, анализ основных концептов лингвосемиотики свидетельствует о том, что она, действительно, по словам Ю. С. Степанова, «и есть прообраз общей семиотики», определяющий её перспективные направления развития[Степанов, 2001]. Между семиотикой и лингвистикой существуют более сложные отношения, чем те, которые обозначены в традиции их изучения. Они состоят в том, что языковая знаковая система является не просто одной из многих знаковых систем, занимающих срединное положение в семиотическом континууме, не просто наиболее оформленной и важной знаковой системой, а в том, что функционально она абсолютно специфична: её знаки служат не только для передачи информации, как во всех знаковых системах, но и являются «орудием» общения в любых сферах деятельности человека, то есть она является, в отличие от других знаковых систем, универсальной знаковой системой «с неограниченной информационной мощью» [Сусов, 2007: 59].Этими двумя основными отличиями не ограничивается специфичность языковой знаковой системы. Специфичность лингвосемиотики проявляется в том, что язык заслуженно можно считать первичной знаковой системой, которой присущи множественность функций. Это и отличает язык от других знаковых систем, характеризующихся однофункциональностью. Лингвосемиотикапо праву считается уникальной системой, так как соотношения, подобные соотношению языка и речи, не рассматриваются ни в одной из существующих знаковых систем.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе мы рассмотрели семиотику и лингвистику как источники и составные части лингвистической методологии. Семиотика представляет собой в широком смысле междисциплинарную область исследований, которая изучает знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке. Лингвистика – наука, изучающая существующие, существовавшие и возможные в будущем языки. Можно сказать, что лингвистика изучает человеческий язык в целом. Семиотика и лингвистика не могут существовать друг без друга, одно понятие невозможно без другого, что приводит к формированию лингвосемиотики, которая представляет собой науку, изучающую коммуникативную функцию языка. Эта функция заключается в рассмотрении языка как способе передаче той или иной информации и осуществляется благодаря знаковой природе языка.Все эти понятия рассматриваются в рамках лингвистической методологии − сформированной в процессе развития языкознаниясовокупности стандартных приемов и средств (методов и методик) исследования, основанных на правдоподобных предположениях о природе языка. Таким образом, семиотика и лингвистика – сложные и неоднозначные понятия, требующие более пристального рассмотрения под разными научными углами. Они, с одной стороны, выступают источниками лингвистической методологии, а с другой – являются её составной частью.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. − М.: Наука, 2005. 2. Алпатов В. М. Бахтин и лингвистика. −М.: Языки славянских культур, 2005.3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. − М.: Прогресс, 1974. − 448 с.4. Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень. − Минск: Высшая Школа, 1985. – 116 с. 5. Всеволодова, М.В. Функционально-коммуникативная модель языка // Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы: тез. Междунар. конф. − М., 1995. − Т. 1. – 400 с.6. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Психология как объективная наука. − М.: Институт практической психологии, 1998. − С. 430-4417. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – 448 с.8. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. − М.: КомКнига, 2006. 9. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1964.10. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. − М.: Языки русской культуры, 2004. − Т. 1. − 811 с.11. Ирисханова О.К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена: моногр. − М.: ВТИ, 2004. − 352 с.12. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке): моногр. − М.: Эдиториал УРСС, 2002. − 336 c. 13. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. − М.: Флинта, 2016. − 820 c.14. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. − М.: Знак, 2012. − 612 c.15. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии, 2001. − №1.16. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 208с.17. Матезиус В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Едиториал УРСС, 2010.18. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. − М.: Академия, 2007. − 432 с.19. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. − М., 1983. − С. 37-89.20. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотнесенности естественных и искусственных языков. 3-е изд. − М.: Водолей Publishers, 2003. − 368 с.21. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В.Кирюшенко, М.В.Колопотина. − СПб.: Алетея, 2000. – 352 с.22. Пирс Ч.С. Начала прагматизма / Перевод с английского В.В.Кирюшенко, М.В.Колопотина, послесловие В.Ю.Сухачева. − СПб.: Алетея, 2000. – 318 с.23. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. − М.: АСТ, 2007.24. Потебня А.А. Мысль и язык. − М.: Лабиринт, 1999.25. Соломоник А.Б. Язык как знаковая система. – М.: Наука, 1992.26. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 432 с. 27. Степанов Ю.С. Семиотика: Антология. − М.: Академический Проект, 2001.— 702 с.28. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. − М.: АСТ, 2007. − 379 с.29. Татаринов В.А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь / Российское терминологическое общество «РоссТерм». − М.: Московский лицей, 2006. − 528 с.30. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. − М.: Наука, 1986. − 239 с. 31. Хомский Н. Язык и мышление / Перевод с английского Б.Ю. Городецкого. − М.: Изд. МГУ, 1972. − 123 с.32. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность − Л.: Наука, 1974. – 427с.33. Якобсон Р.О. В поисках сущности языка / Семиотика. − М., 1983.
1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. − М.: Наука, 2005.
2. Алпатов В. М. Бахтин и лингвистика. − М.: Языки славянских культур, 2005.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. − М.: Прогресс, 1974. − 448 с.
4. Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень. − Минск: Высшая Школа, 1985. – 116 с.
5. Всеволодова, М.В. Функционально-коммуникативная модель языка // Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы: тез. Междунар. конф. − М., 1995. − Т. 1. – 400 с.
6. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Психология как объективная наука. − М.: Институт практической психологии, 1998. − С. 430-441
7. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – 448 с.
8. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. − М.: КомКнига, 2006.
9. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1964.
10. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. − М.: Языки русской культуры, 2004. − Т. 1. − 811 с.
11. Ирисханова О.К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена: моногр. − М.: ВТИ, 2004. − 352 с.
12. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке): моногр. − М.: Эдиториал УРСС, 2002. − 336 c.
13. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. − М.: Флинта, 2016. − 820 c.
14. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. − М.: Знак, 2012. − 612 c.
15. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии, 2001. − №1.
16. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 208с.
17. Матезиус В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Едиториал УРСС, 2010.
18. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. − М.: Академия, 2007. − 432 с.
19. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. − М., 1983. − С. 37-89.
20. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотнесенности естественных и искусственных языков. 3-е изд. − М.: Водолей Publishers, 2003. − 368 с.
21. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В.Кирюшенко, М.В.Колопотина. − СПб.: Алетея, 2000. – 352 с.
22. Пирс Ч.С. Начала прагматизма / Перевод с английского В.В.Кирюшенко, М.В.Колопотина, послесловие В.Ю.Сухачева. − СПб.: Алетея, 2000. – 318 с.
23. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. − М.: АСТ, 2007.
24. Потебня А.А. Мысль и язык. − М.: Лабиринт, 1999.
25. Соломоник А.Б. Язык как знаковая система. – М.: Наука, 1992.
26. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 432 с.
27. Степанов Ю.С. Семиотика: Антология. − М.: Академический Проект, 2001.— 702 с.
28. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. − М.: АСТ, 2007. − 379 с.
29. Татаринов В.А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь / Российское терминологическое общество «РоссТерм». − М.: Московский лицей, 2006. − 528 с.
30. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. − М.: Наука, 1986. − 239 с.
31. Хомский Н. Язык и мышление / Перевод с английского Б.Ю. Городецкого. − М.: Изд. МГУ, 1972. − 123 с.
32. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность − Л.: Наука, 1974. – 427 с.
33. Якобсон Р.О. В поисках сущности языка / Семиотика. − М., 1983.
Вопрос-ответ:
Чем занимается семиотика?
Семиотика занимается изучением знаковых систем и процессов их функционирования. Она изучает различные типы знаков, их структуру, значение и взаимосвязи.
В чем заключается основная задача лингвистики?
Основная задача лингвистики - изучение языка как системы знаков и правил, которая используется для коммуникации. Она изучает звуки, слова, грамматические правила и смысловые отношения в языке.
Какие научные методы использует семиотика?
Семиотика использует различные научные методы, такие как анализ, классификация, сравнение, интерпретация и моделирование. Она также использует экспериментальные и наблюдательные методы для изучения знаковых систем.
Какими областями знания связана лингвистика?
Лингвистика связана с такими областями знания, как фонетика, морфология, синтаксис, семантика, прагматика и социолингвистика. Она также связана с когнитивной наукой, психологией и антропологией.
Как семиотика и лингвистика взаимосвязаны с лингвистической методологией?
Семиотика и лингвистика являются составными частями лингвистической методологии. Семиотика предоставляет теоретические основы для анализа знаковых систем, которые используются в языке. Лингвистика, в свою очередь, предоставляет методологические инструменты для изучения языка и его структуры.
Что такое семиотика и лингвистика?
Семиотика – это наука, изучающая язык как систему знаков и правил их использования. Лингвистика – это наука, изучающая язык как явление вообще, его структуру и функции в различных контекстах.
Какие источники и составные части лингвистической методологии существуют?
Семиотика и лингвистика являются основными источниками и составными частями лингвистической методологии. Они предоставляют инструменты и подходы для изучения языка и его функций.
Что изучает семиотика?
Семиотика изучает систему знаков и правила их использования. Она анализирует, как знаки передают и передавались значения и как они взаимодействуют друг с другом в различных контекстах.
В чем особенности изучения лингвистикой языка?
Лингвистика изучает язык как явление вообще, его структуру и функции. Она исследует различные аспекты языка, такие как фонетика, морфология, синтаксис и семантика, а также его роль в коммуникации и социальном взаимодействии.
Как семиотика и лингвистика применяются в лингвистической методологии?
Семиотика и лингвистика являются важными источниками и инструментами лингвистической методологии. Они предоставляют аналитические методы и понятийный аппарат для изучения и анализа языка, его структуры и функций.
Что такое семиотика?
Семиотика - это наука, изучающая знаковые системы и их функции в общении и познании. Она исследует различные виды знаков и их взаимосвязь с объектами и субъектами.