Исследование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 04.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, СВОЕЙ СЕМЬЕ 6
1.1. Семья как система, институт социализации, малая группа 6
1.2. Самосознание ребенка от рождения до 3-4 лет 10
1.3. Восприятия ребенком 3-4 лет своей семьи 13
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ О СЕБЕ, СВОЕЙ СЕМЬЕ 17
2.1. Организационно-методические основы исследования 17
2.2. Оценка представлений детей 3-4 лет о семе, своей семье 23
2.3. Рекомендации по формированию представлений детей о себе, своей семье 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Рисунок – Распределение детей по полуРисунок – Распределение детей по возрастуТаким образом, в рамках эксперимента было проведено изучение представлений о себе и о семье у детей 3-4 лет.2.2. Оценка представлений детей 3-4 лет о семе, своей семьеОтветы детей на первый блок вопросов (свое имя, фамилия, отчество, пол, имена, фамилии, отчества свои близких) показали, что в целом опрошенные хорошо знают свое имя, фамилию, отчество (средний балл у всех – 3,6±0,1 балла, у мальчиков – 3,3±0,1 балла, у девочек – 3,5±0,1 балла). Затруднения возникали при назывании отчества. Свой пол знали все дети без исключения (средний балл – 4,0±0,0 балла).Инициалы родителей дети знали в целом хуже, чем свои. Так, вся группа показала результат в 3,2±0,1 балла у мамы и 3,0±0,1 балла у папы. У мальчиков результат составил соответственно 3,0±0,2 балла и 2,9±0,2 балла, у девочек – 3,4±0,2 балла и 3,0±0,1 балл. Затруднения вызывали отчества, фамилии родителей, особенно в тех семьях, где фамилии мамы, папы, детей не совпадали. Хуже всего дети владели информацией об инициалах бабушек и дедушек. Средний балл в группе составил 2,4±0,1 балла у бабушек и 2,3±0,1 балла у дедушек. У мальчиков балл составил 2,4±0,1 балла и 25,3±0,1 балла, у девочек – 2,5±0,1 балла и 2,4±0,1 балла. Затруднения вызывали фамилии, отчества родственников (рис. 4).Таким образом, дети владеют информацией о своих инициалах, половой принадлежности, в целом могут назвать имена и фамилии своих родителей. Хуже оценены знания детей об инициалах их бабушек и дедушек.Результаты диагностики с использованием карточки оказали существенно хуже. В частности, дети хорошо справились с первым заданием, назвав членов семьи, которые изображены на рисунке 5. Средний балл в группе составил 3,2±0,1 балла, у мальчиков – 3,4±0,1 балла, у девочек – 3,1±0,1 балла. Вместе с тем, степени родства дети знали плохо. Средний балл при ответе на вопрос «Кем мальчики и девочки приходятся маме и папе?» (сыновьями, дочерями) составил 2,4±0,1 балла (2,5±0,1 балла у мальчиков и 2,4±0,1 балла у девочек). Рисунок – Знания детей об своих инициалах, половой принадлежности, инициалах родителей, бабушек и дедушекОтветы на вопрос «Кем мальчики и девочки приходятся бабушке и дедушке?» (внуками и внучками) был оценен лишь в 2,5±0,1 балла (2,3±0,1 балла у мальчиков и 2,7±0,1 балла у девочек). Не смогли дети ответить и на вопрос «Кем мальчики и девочки приходятся друг другу»? – средний балл составил 2,6±0,1 балла (2,6±0,1 балла у мальчиков, 2,5±0,1 балла у девочек).Хуже всего результаты были при ответе на вопрос «Кем приходятся друг другу папа и мама?». Средний балл здесь составил лишь 1,5±0,1 балла (1,6±0,1 балла у мальчиков и 1,5±0,1 балла у девочек) (рис. 5).Из представленных данных можно судить, что у детей не развиты знания о подсистемах внутри семьи. Рисунок – Представления детей о степени родства На вопрос о том, кто такая мама, дети отмечали ее эмоциональное значение для семьи. Так ответили 11 человек из 29 (37,9%). Также дети отмечали следующие функции женщины в семье:уход за детьми – 8 человек (27,6%);рождение детей – 4 человек (13,8%);хозяйственно-бытовые обязанности – 5 человек (17,2%);трудовые функции – 1 человек (3,4%).Высоко оценивалась и эмоциональная роль отца в семье. О ней сказали 10 детей из 29 (34,5%).Оставшиеся дети отмечали следующие функции мужчины в семье:защита – 9 (31,0%);материальное обеспечение – 7 (24,1%);уход за ребенком – 2 (6,9%);обслуживание дома – 1 (3,4%).Таким образом, можно говорить о том, что у детей сформированы относительно традиционные представления о семье. Рисунок «Моя семья на отдыхе» показал следующие результаты:вся группа показала результат в 2,7±0,1 балла;мальчики показали результат в 2,9±0,1 балла;девочки показали результат в 2,5±0,1 балла. Можно утверждать, что в целом понимание о семье у детей сформировано, каких-либо существенных отклонений, связанных с отношением в семье не выявлено. При выполнении социограммы дети испытывали некоторые трудности, т.е. относительный характер изображаемой семьи был непривычен. Вместе с тем, результаты в целом положительные. Так:вся группа показала результат в 2,3±0,1 балла;мальчики показали результат в 2,4±0,1 балла;девочки показали результат в 2,2±0,1 балла. Рассказ о традициях семьи показал низкий уровень знаний детей о семейных традициях. Так:вся группа показала результат в 1,8±0,1 балла;мальчики показали результат в 1,9±0,1 балла;девочки показали результат в 1,7±0,1 балла. Подводя итоги, отметим, что диагностика выявила ряд проблем, большая часть из которых связана с дефицитом понимания детей степеней родства внутри подсистем. Есть и дефицит знаний об инициалах близких родственников. С другой стороны, дети, в большинстве своем, воспитываются в семьях с традиционными ценностями, которые тяготеют к патриархату. Такое воспитание имеет больше возможностей с точки зрения коррекции демографической ситуации в стране, больший воспитательный потенциал, более ценно для формирования личности ребенка, понимания им семейных ценностей.2.3. Рекомендации по формированию представлений детей о себе, своей семьеПолученные результаты позволяют нам дать следующие рекомендации:Провести более широкомасштабное анкетирование, куда включить не только детей, но и их родителей, бабушек, дедушек. Целью является оценка среды, в которой находится ребенок, ее ценности с точки зрения формирования корректных представлений ребенка о себе, своей семье.Разработать и провести групповые и индивидуальные консультации с родителями по формированию у детей корректных представлений ребенка о себе, своей семье.Разработать и провести серию занятий, призванных сформировать у детей корректных представлений ребенка о себе, своей семье.Создать материально-технические, педагогические, иные условия для свободных сюжетно-ролевых игр детей на тему семьи.Разработать сценарий и провести праздник семьи.Провести среди семей конкурс поделок, посвященный семейной истории.Создать вместе с детьми информационный продукт, например, плакат, макет, леп-бук по проблеме семьи, родства, взаимодействия в семье, например составление генеалогического древа вымышленного персонажа, истории семьи воспитанников и т.д.Таким образом, можно предусмотреть целый ряд мероприятий, которые помогут повысить уровень сформированности представлений детей о себе, своей семье.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках исследования мы оценили представления детей 3-4 лет о себе, своей семье, ролях родителей, детей, ближайших родственников в семье.Полученные сведения позволили сделать следующие выводы:Семья является для ребенка важнейшим агентом социализации, представляет собой многокомпонентную систему с большим число связей, подсистем. Именно в семье человек получает первичные знания, навыки, именно семья транслирует важнейшие морально-этические нормы.Особенности формирования собственного Я у детей с рождения до 3-4 лет заключается в этапности этого процесса. От рождения до 3 лет человек проходит путь от полного отсутствия личности до осознания своего места в семье, отчасти – в обществе. Этап 3-4 лет очень важен, т.к. характеризуется отделением ребенка от отца и матери, появлением у него доли самостоятельности. Проанализировав сведения о представлениях детей 3-4 лет о своей семье был сделан вывод о том, что дети 3-4 лет должны владеть информацией б инициалах семьи, уровнях родственных связей, роли различных членов семьи. К сожалению, исследования показывают, что такие знания, умения и навыки далеко не всегда хорошо сформированы.На практическом примере были изучены особенности представления детей 3-4 лет о себе, своей семье. Был сделан вывод о недостаточном уровне сформированности. Полученные сведения позволили разработать рекомендации по формированию представлений детей о себе, своей семье.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБелкина, В.Н. Детская психология: учеб.пособие для СПО [Текст]/ В.Н. Белкина. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.Векилова, С.А. Психология семьи: учебник и практикум для академическогобакалавриата [Текст]/ С.А Векилова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 308 с.Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академическогобакалавриата [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 446 с.Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст]/ под общ.ред. Л.А, Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 413 с.Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО [Текст]/ О.О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 425 с. Гулевич, О.А. Социальная психология: учебник и практикум для академическогобакалавриата [Текст]/ О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.Кирдяшкина, М.Л. Проявления семейных отношений в сказках детей [Текст]/ М.Л. Кирдяшкина// Акмеология, 2016. – №3(59). – С. 87-92.Колесова, А.О. Будущая семья в представлениях младших школьников [Текст]/ А.О. Колесова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2008. – №4. – С. 209-214. Колесова, А.О. Семья в восприятии детей младшего школьного возраста [Текст]/ А.О. Колесова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2010. – №2. – С. 298-304.Комкова, Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей [Текст]/ Е.И. Комкова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. – №142. – С. 52-63.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений [Текст]/ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие для вузов [Текст]/ О.Г. Прохорова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.Прохорова, О.Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов [Текст]/ О.Г. Прохорова, В.С, Торохтий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 152 с.Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова [и др.]; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. Рождаемость, смертность и естественный прирост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/demo21.xls (дата обращения: 24.02.2020).Суслова, Т.Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ Т.Ф. Суслова, И.В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 343 с. Урантаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.Хилько, М.Е. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов [Текст]/ М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 201 с.Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования [Текст]/ О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Базаева; под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Издательство Юрайн, 2020. – 367 с.Шаповаленко, И.В. Психологические развитие и возрастная психология: учебник и практикум для академическогобакалавриата [Текст]/ И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 457 с.Шевченко, И.О. Авторитет отца в современной российской семье// Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2012. – №2(82). – С. 321-343.Якимова, Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ Т.В. Якимова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 345 с
2. Векилова, С.А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ С.А Векилова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 308 с.
3. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 446 с.
4. Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст]/ под общ. ред. Л.А, Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 413 с.
5. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО [Текст]/ О.О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.
6. Гулевич, О.А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.
7. Кирдяшкина, М.Л. Проявления семейных отношений в сказках детей [Текст]/ М.Л. Кирдяшкина// Акмеология, 2016. – №3(59). – С. 87-92.
8. Колесова, А.О. Будущая семья в представлениях младших школьников [Текст]/ А.О. Колесова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2008. – №4. – С. 209-214.
9. Колесова, А.О. Семья в восприятии детей младшего школьного возраста [Текст]/ А.О. Колесова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2010. – №2. – С. 298-304.
10. Комкова, Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей [Текст]/ Е.И. Комкова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. – №142. – С. 52-63.
11. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
12. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов [Текст]/ О.Г. Прохорова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
13. Прохорова, О.Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов [Текст]/ О.Г. Прохорова, В.С, Торохтий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 152 с.
14. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова [и др.]; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
15. Рождаемость, смертность и естественный прирост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/demo21.xls (дата обращения: 24.02.2020).
16. Суслова, Т.Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ Т.Ф. Суслова, И.В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 343 с.
17. Урантаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
18. Хилько, М.Е. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 201 с.
19. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования [Текст]/ О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Базаева; под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Издательство Юрайн, 2020. – 367 с.
20. Шаповаленко, И.В. Психологические развитие и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 457 с.
21. Шевченко, И.О. Авторитет отца в современной российской семье// Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2012. – №2(82). – С. 321-343.
22. Якимова, Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ Т.В. Якимова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 345 с
Вопрос-ответ:
Какие аспекты формирования представлений о себе и своей семье исследовались у детей 3-4 лет?
В исследовании были рассмотрены следующие аспекты формирования представлений о себе и своей семье у детей 3-4 лет: семья как система, институт социализации и малая группа; самосознание ребенка от рождения до 3-4 лет; восприятия ребенком 3-4 лет своей семьи.
Как можно описать семью с точки зрения исследования?
В рамках исследования семья рассматривается как система, играющая роль института социализации и малой группы. Это означает, что семья влияет на формирование представлений о себе и своей семье у детей 3-4 лет, а также на развитие их самосознания.
Как происходит формирование самосознания у детей от рождения до 3-4 лет?
Формирование самосознания у детей от рождения до 3-4 лет происходит постепенно и включает несколько стадий. Сначала дети осознают себя как физическое существо, затем начинают формировать представления о своих характеристиках, интересах, желаниях. В этом процессе семья играет важную роль, так как взаимодействие с близкими помогает ребенку определить свое место в мире.
Как дети 3-4 лет воспринимают свою семью?
Дети 3-4 лет воспринимают свою семью как близкую и значимую для них группу людей. Они обычно имеют представление о своих родителях, братьях и сестрах, дедушках и бабушках. Они могут описывать своих родных по их внешности, проявлениям заботы и любви к ним.
Как проводилось исследование представлений детей 3-4 лет о себе и своей семье?
Исследование проводилось на основе организационно-методических основ. Ребенкам предлагали разные задания и вопросы, с помощью которых исследователи оценивали их представления о себе и своей семье. Были использованы различные методики и техники, например, рисование, беседа, игры. Результаты исследования позволили сделать выводы о развитии представлений детей 3-4 лет о себе и своей семье.
Какие представления дети могут иметь о своей семье в возрасте 3-4 лет?
Дети в этом возрасте могут иметь представления о том, кто входит в состав их семьи, какие роли играют их родители и близкие родственники, какие обязанности есть в семье, и какие эмоциональные связи существуют между членами семьи.
Как развивается самосознание у детей от рождения до 3-4 лет?
Самосознание у детей развивается постепенно. В начале они осознают своё тело и умение воздействовать на окружающую среду. Постепенно они начинают осознавать свои эмоции, понимать себя в контексте других людей, и формировать представления о себе в качестве индивидуума.
Каким образом исследуются представления детей 3-4 лет о своей семье?
Исследование представлений детей 3-4 лет о своей семье проводится с использованием различных организационно-методических подходов. Например, детям могут предлагать рассказывать о своей семье, рисовать свою семью, играть в ролевые игры с использованием кукол, или отвечать на вопросы в специальной анкете. Важно создать доверительную и спокойную обстановку, чтобы дети могли открыто выразить свои мысли и чувства по поводу своей семьи.