Сравнительный анализ психологических подходов к изучению памяти
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 26.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ 6
1.1. Общая характеристика и основные виды памяти 6
1.2. Процессы памяти и основные закономерности их протекания 10
1.3. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 14
2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Процедура исследования 21
2.2 Результаты исследования 22
2.3. Рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Для этого работодатель в лице определенных групп специалистов может использовать мотивы поведения сотрудников и стимулы их трудовой деятельности.
Для того чтобы максимизировать действия стимулов стоит начать соблюдения определенных принципов. Рассмотрим их более подробно.
Принцип доступности. Каждый стимул должен быть доступным для каждого сотрудника. Условия стимулирования должны быть демократичны и понятны.
Принцип ощутимости. Можно отметить наличие порога действенности стимула. Для различных сотрудников ощутимо наличие стимула и в один рубль, для иных малым будет и десять рублей. Это стоит принимать во внимание в процессе определения нижнего порога стимула.
Принцип постепенности. Материальные стимулы могут подвергаться постоянной корректировке в область повышения, что стоит принимать во внимание в практической деятельности. Однажды существенно завышенное вознаграждение может оказать отрицательное воздействие на мотивации сотрудников из-за формирования ожидания повышенного вознаграждений и появлением новых нижних порогов стимула, который мог бы устроить работников. Ни в коем случае недопустимо уменьшение уровня материального стимулирования, какого бы он высокого уровня не достиг.
Принцип сочетания материальных и моральных стимулов. По собственной природе группа материальных и моральных факторов практически ничем не отличаются. Все будет зависеть от места, времени и субъектов влияния таких факторов. При этом стоит рассматривать уровень развития экономики, традиции тех либо иных организаций, в том числе материальное состояние, возрастную категорию и половую принадлежность сотрудников.
Принцип сочетания стимулов и антистимулов. На основании опыта лидирующих компаний можно увидеть наличие постоянной трансформации стимулов от преобладания антистимулов (из-за страха, снижения количества доплат, штрафных санкций) и до преимущественного применения стимулов. Все будет зависеть от уровня развитости организации, ее истории, рода деятельности, уровня квалифицированности, профессиональной подготовленности и социального состава сотрудников [8].
При всем при этом особенно важно принимать во внимание наличие того факта, что каждый наемный труд обладает определенными особенностями. Такие особенности заключаются в том, что условия трудовой деятельности могут быть определены при помощи менеджеров организации. Они не всегда могут устраивать тех, кто приходит в организацию для трудовой деятельности, и при этом довольно часты ситуации, когда это производится вынужденно. Если интересы сотрудников и предоставленные для них условия трудовой деятельности не совпали, то труд будет порождать различное отношение у сотрудников. Идеальное положение с мотивацией в организации может быть создано только тогда, когда каждый сотрудник, который работает в этой организации будет обладать собственным «храмом», который и будет определяющим в процессе взаимоотношений между работниками и трудовой деятельностью. Формирование такого храма в душе во многом необходимо осуществлять руководству, при соблюдении определенных правил мотивации.
Проведение работы по управлению сотрудниками, в особенности их мотивацией к труду должно опираться на принципы системного подхода и анализа, что может свидетельствовать об охвате всего кадрового состава организации, увязке определенных решений в рамках подсистемы при учете воздействия из на всю систему в общем, анализа и принятия решений по отношению сотрудников при учете факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей [7].
На сегодняшний день можно отметить наличие колоссального количества методов для оказания влияния на мотивацию определенных сотрудников, при всем при этом их диапазон все время расширяется. Более этого, наличие того фактора, который на сегодняшний день способен мотивировать определенного человека к проведению интенсивной трудовой деятельности, завтра может стать следствием «отключения» этого же человека. Никто не может со 100% гарантией говорить о том, как осуществляется детальное действие механизма мотивации, какой силой должен обладать мотивирующий фактор и когда он сможет сработать, не говоря уже о том, что на каком основании он вообще начинает срабатывать. При наличии всей широты методик, благодаря которым возможна реализация мотивации сотрудников, руководству организации необходимо проводить самостоятельный выбор того, как будет проводиться стимулирование всех работников для того чтобы исполнить основную задачу – выживание компании в положении жесткой конкурентной борьбы. Если же этот самый отбор производился неудачно, то у руководителя может возникнуть ситуация при которой придется координировать усилия большого количества людей и сообща проводить реализацию потенциальных возможностей группы людей коллектива для блага процветания компании и общества в общем [5].
Также стоит не забывать о том, что у руководства организации есть возможность для разработки прекрасных планов и стратегий, осуществления поиска оптимальных структур и формирования эффективных систем для передачи и обработки информационных данных, установления в организации самого современного оборудования и применения самых лучших технологий. Но все это может сводиться на нет, в случае если члены организации не будут осуществлять эффективной работы, если они не будут хорошо справляться с поставленной обязанностью, не смогут вест себя в коллективе необходимым образом, стремиться благодаря собственному труду оказывать воздействие на достижение организацией ее целей и исполнения с ее стороны заложенной миссии. Готовность сотрудников к исполнению собственной работы выступает в качестве одного из основных факторов успеха деятельности каждого предприятия (организации).
Следовательно, благодаря применению разных форм и методик для стимулирования предоставит возможности для руководства организации проводить действенную мотивацию кадров к проведению эффективной работы, что в тоже время, может оказать содействие как самой работе организации, но и ее развитию. На основании этого можно сказать о том, что хозяйственная деятельность организации в большинстве своем находится в зависимости от правильной организации финансовой и управленческой деятельности в организации [7].
Успешность любой компании в большинстве своем находится в зависимости от того, насколько полно и точно проводился анализ реального положения дел в области управления организацией. Суть экономических реформ заключается в утверждении таких условий хозяйственной деятельности, при которых работники способны получить реальные возможности для проявления собственной инициативы и для пробуждения такими условиями интереса к трудовой деятельности у работников. Ничего не может простимулировать сотрудников так, как уровень высокой заработной платы, премии и бонусов.
В качестве систем участия сотрудников в прибыли организации стоит рассматривать разделение между ними и сотрудниками организации суммы прибыли, которую организация получает при повышении производительности либо уровня качества. При всем при этом стоит рассматривать уровень производительности всей организации либо участка, а не отдельно взятых сотрудников. Можно говорить о наличии некоторых разновидностей премирования, к примеру «Системы Скэнлона», «Системы Ракера», «Системы Импрошейр». Основным направлением первой и второй из приведенных систем является – минимизация количества расходов на заработную плату и заключаются они в стимулировании сотрудников к снижению количества фактических издержек в сравнении с плановыми и распределении высвободившегося количества финансовых ресурсов между работников и организацией, формировании благодаря появившимся ресурсам премиальных фондов. Основным направлением последней системы является экономия рабочего времени и уменьшение уровня трудоемкости продукции. Но такие системы ориентируются на сотрудников, которые могут получать почасовую оплату труда, индивидуальные трудовые усилия, которые не всегда обладают прямой взаимосвязью с конечными финансовыми результатами [4].
- «премиальные надбавки на основании заслуг сотрудников (бонусы)». Исчисление осуществляется на основании единой методики (опираясь на трудовой стаж либо рейтинг). Может применяться в ряде таких ситуаций, при которых могут возникать определенные трудности с проведением оценки конечных результатов либо в положении, при котором на конечные результаты могут оказывать многие факторы. В числе основных преимуществ данной системы оплаты трудовой деятельности стоит выделить стимулирование как производственных, но и прочих существенных показателей, также данная систем может оказывать содействие для налаживания взаимодействия между сотрудниками. В качестве основных недостатков стоит выделить наличие определенных трудностей в формулировании общей методики, благодаря которой и будет обеспечиваться сопоставимость неоднородных случаев, увеличиваться вероятность субъективной оценки заслуг сотрудников. Данная система может применяться, чаще всего, при использовании таких систем бонусов: премирования руководящего состава организации на основании итогов определенного календарного периода, специализированного премирования руководства среднего звена за исполнение особенно сложных заданий в форме оплаты обеда в дорогом ресторане, оплаты туристических путевок, награждения ценными подарками, премированием уникальных работников, премированием за внесение полезных предложений, премированием за коллективные предложения сотрудников, в том числе выплата фиксированных надбавок-бонусов за выслугу лет, выплаты персональных надбавок к сумме должностного оклада для удержания самых высококвалифицированных сотрудников, выплата надбавок за наличие наиболее высокого уровня квалификации (за знание иностранных языков, за наличие некоторого количества высших образований, за наличие ученых степеней и так далее), выплата надбавок для некурящих работников [5].
- выплата комиссионного вознаграждения.
- принятие участия в составе прибыли на основании оценок финансовых значений в показателях компании. Для того чтобы достигнут приведенной цели руководством организации может использоваться группа таких методов: «бесплатных» акций – организацией производится выпуск акций на основании цены, которая менее рыночной и осуществляется их продажа либо они дарятся для собственных работников; опционов – для работников организации может быть предоставлена возможность для приобретения акций организации в будущем на основании фиксированной цены [6].
Следовательно, в качестве основных принципов построения систем оплаты трудовой деятельности российских организаций и предприятий выступают такие: принцип сдельной оплаты, индивидуальной оплаты на основании результатов трудовой деятельности, оплаты результатов группы, общефирменного стимулирования, оплаты по заслугам, участия в составе прибыли и доходов компании.
В большинстве наиболее крупных российских компаний, в числе которых необходимо выделение, к примеру АО «Лукойл», для того чтобы стимулировать ответственность сотрудников проведена работа по разработке и введению рациональной модели трудовых взаимоотношений (РМТО). Основной значимостью РМТО является то, что она может приводить в соответствие интересы работодателя и сотрудников организации, а основное, что может связывать интересы работников и работодателя – заработная плата. Этого удалось добиться за счет того, что на основании системы оплаты труда производится стимулирование сотрудников для повышения собственной квалификации. Каждым сотрудников периодически осуществляется прохождение аттестации качества труда, от которой будет зависеть уровень заработной платы. Также стоит сказать о том, что такая модель трудовых взаимоотношений обладает требованиями к сотрудникам, направленным на соблюдение мер промышленной безопасности, что относится к одному из наиболее важных составляющих системы трудовых взаимоотношений, которые могут иметь отношение к оплате трудовой деятельности. Данное условие в системе оплаты трудовой деятельности предусматривается для каждого рабочего места [5].
Для того чтобы стимулировать трудовую деятельность в государственных организациях довольно часто может применяться модель, которую использовали организации еще в советское время. Оплата трудовой деятельности в советские времена обладала уравнительным характером и могла производиться на основании тарифных ставок, которые не допускали превышение установленного уровня заработной платы для определенной категории сотрудников. Данный порядок работы не мог способствовать полноценному раскрытию трудового потенциала сотрудников, так как предельно допустимые уровни заработной платы фиксировались заранее, невзирая на тот факт, что присутствовали определенные отличия в личностных потенциалах работников. Но даже при наличии отмеченных недостатков в положении административно-командной системы и планового распределения, советская модель могла стимулировать труд и обеспечивать для работников получение хорошей социальной защищенности в сравнении с периодом 1990 годов, при которых на территории Российской Федерации стали проводиться экономические преобразования.
Все большей значимостью в области системы мотивации начинает пользоваться нематериальная мотивация. Системой нематериальной мотивации является сумма внешних стимулов с немонетарным характером, которые могут применяться организацией для того чтобы поощрять эффективность трудовой деятельности работников. О наличии нематериальной мотивации много говорится среди HR-менеджеров, а также среди руководящего звена. Принято считать, что каждая организация должна обладать стандартным набором корпоративных мероприятий и льгот: бесплатными обедами, чай-кофе, экскурсиями, новым годом, днем компании и, естественно, веревочными курсами, основной направленностью которых является совместное преодоление преград на природе. В составе нематериальных мотивации стоит выделить наличие и прочих групп факторов: зачисления в составе кадрового резерва, наличия возможностей для карьерного роста, принятие участи в составе интересных проектов организации, поздравление с днем рождения и так далее[3].
Проведем исследование наиболее эффективных мер, относящихся к составу нематериальной мотивации сотрудников без расходования значительного количества финансовых ресурсов.
Улучшение климата внутри трудового коллектива
Улучшение условий труда.
В области улучшения условий трудовой деятельности, по аналогии с пунктами, которые нами рассматривались выше, присутствуют собственные важные мелочи. Определенные сотрудники серьезно переживают проблемы, которые могут иметь отношение к кондиционерам: одни вечно под ними мерзнут, иные простывают, берут больничные, и в конечном счете – это может стать следствием постоянных укутываний на работе, которые не всегда комфортны либо эстетичны, либо к ссорам внутри коллектива, на основании этого можно всегда найти и сотрудников, которым всегда жарко. Следовательно, можно говорить о наличии простого выхода для того чтобы избежать появления таких конфликтных ситуаций – это, разумно располагать кондиционеры, и предоставлять возможности для самих работников в определении удобного для них рабочего места. Также к довольно распространенной ситуации стоит относить то, когда в процессе формирования комфорта в офисах занимаются расставлением растений, которые требуют постоянного ухода. Но не каждый сотрудник цветовод по собственной натуре, некоторые могут быть угнетены постоянным уходом за цветами, либо и того хуже – ухода попросту нет и стоят «гербарии». Растения относятся к индивидуальному обустройству рабочего места, и лучше для сотрудников предоставить определенную свободу в данных вопросах. Так работодатель сможет увидеть, что каждый сотрудник разный, что одни из них смогут придерживаться простой чистоты на рабочем месте, а иные будут заставлять столы рамками с фото близких, будут заниматься украшением собственных кабинетов елками и заниматься вырезанием ажурных снежинок к Новому году. И все такие действия в действительности будут радовать глаза всех сотрудников в зависимости от его мировосприятия и повышать уровень комфортности рабочего места [11].
Исключения в условиях рабочего графика
В качестве основной меры для нематериальной мотивации сотрудников может выступать наличие индивидуального подхода к графику рабочего времени.
Ослабление положений корпоративного кодекса или их отмена.
В большинстве организаций можно отметить наличие кодексов корпоративной этики и стиля, но в каждой из них акцент делается на существенно разные области деятельности. Кроме этого, корпоративными кодексами определенных компаний предусматривается наличие определенных запретов на ведение служебных романов. Естественно, в положении с бурными романтическими отношениями внутри отдела, которые могут отвлекать от работы и стать следствием постоянных конфликтных ситуаций при процировании любовных отношений на группу рабочих вопросов, запрет является обоснованным, но такие крайности грамотным руководителем не могут быть допущены и без регламентации в составе корпоративного кодекса. Чаще всего, данный запрет, в результате которого человек может быть уволен просто из-за того, что завязал отношения с коллегой, но они продемонстрированы только после рабочего времени и никак не могут связываться с процессом трудовой деятельности, могут восприниматься в составе коллектива довольно негативно. Данный негатив будет все сильнее нарастать из-за того, что все должности различны и требуют иногда полностью погрузиться в процесс работы, из-за чего у одиноких людей может просто не быть другой возможности для поиска второй половинки, кроме как на рабочем месте. Тогда можно сказать о том, что запрет для иного человека в проявлении чего-либо – может вызвать появление риска формирования дополнительного количества стрессовых ситуаций в коллективе, что в конечном счете может стать следствием потери высококвалифицированных сотрудников. Но также особенно важно не только провести разработку эффективной системы нематериальной мотивации сотрудников в организации, но и провести ее грамотное введение. С правовой точки зрения отмечается наличие некоторых методов для закрепления способов мотивации. Рассмотрим их более подробно [13].
Разработка отдельных групп приказов в организации. Данные приказы могут издаваться для каждого определенного метода мотивации, в положении, при котором они используются постепенно.
Если же говорить о сумме ресурсов мотивационных в определенной области, то необходимо их объединение в одном приказе. Так, к примеру, возможно формирование приказа об улучшении условий трудовой деятельности при включении в нем комплекса мотивационных мероприятий.
Проведение работы по внесению изменений в составе кодекса корпоративной этики и стиле.
Такие перемены могут относиться к ограничениям либо расширению уже регламентированных со стороны корпоративного кодекса положений, либо же наоборот, вводит какой-то новый элемент. Но особенно важным моментом является то, чтобы изменения могли находиться в четком соответствии с основными целями данного кодекса и не могли вступать в противоречивые отношения с прочими группами положений.
3) Работа по разработке и введению мотивационных программ сотрудников [29].
Проведение оценки эффективности системы мотивации относится к отдельной немаловажной задаче, которая ставится перед руководителями в процессе введения новых систем мотивирования. Оценку эффективности каждого объекта можно рассматривать в качестве результативности относительно достижения поставленного ряда задач.
(1)
(2)
Следовательно, в процессе определения уровня эффективности системы мотивации необходимо определение результатов и затрат. Затраты в тоже время могут быть разделены на такие разновидности:
- оплату трудовой деятельности работников, которые заняты в процессе реализации мотивационной системы;
- оплату сумма материальных и нематериальных факторов в системе мотивации;
- организацию мотивационной системы (то есть проведение разработки + инфраструктуры) [31].
Итоги будут совпадать с итогами финансово-хозяйственной деятельности компании. Очевидным становится наличие того факта, что значение эффективности самой по себе системы является малоинтересным, а особенно важное значение отводится для изменения эффективности на основании проведенных изменений.
Но процесс внесения изменений заставляет руководство выделять дополнительное количество времени, да и вступление системы мотивации в максимально эффективную фазу (при которых системы мотивации сотрудников начали находиться в соответствии с заложенными в системе мотивации) также не скоро. В качестве основного следствия выступает изменение результатов, которое уже не будет относиться к следствию одного изменения мотивационной системы (в качестве основной причины уже будет выступать фактор внешней среды либо последствия прочих параллельно протекающих в организации процессов).
Уровень эффективности мотивационной системы может быть определен на основании степени достижения экономической и социальной целей. Экономические цели взаимосвязаны с процессом производственной деятельности организации и могут быть отражены в составе экономических показателей и экономических критериев эффективности его деятельности [5].
Социальные цели могут быть реализованы в форме исполнения ожиданий, потребностей и интересов работников. Такие потребности достаточно различны, и их значимость может измениться в разные временные периоды. На основании целей определяется направление работы. Они также могут охарактеризовать положение, к которому можно стремиться за счет реализации определенных стратегий. Удовлетворенность работой может также быть различной в зависимости от того, как удалось организовать производственный, экономический, социальный и мотивационный процессы. Разная степень удовлетворенности может отражать и разный уровень достижения социальных целей системы.
На основании этого в качестве критерия качества принятия решений, который был бы способен соизмерить уровень экономической и социальной эффективности мотивации, может выступать уровень достижения целей. Социальная эффективность в форме стимулов может реализовываться только в тот момент, когда функционирование организации будет надежным и оно сможет получать прибыль, на основании чего можно будет реализовать мероприятия по проведению политики стимулирования. В тот же период времени, организация может добиться увеличения уровня экономической эффективности начав с определенного уровня социальной эффективности. Как следствие, можно отметить наличие взаимосвязи между социальной и экономической экономией.
В случае достижения экономической и социальной эффективности необходимо сохранение баланса интересов. Он может считаться достигнутым только в тот момента, когда заинтересованные стороны могут признавать в качестве приемлемого компромиссное решение. Со стороны мотивационного влияния на индивидов разные группы факторов, которые способны оказывать воздействие на производительность и уровень эффективности трудовой деятельности, могут сводиться к 3 основным: работоспособности (возможностям индивидов), готовности к деятельности и условиям трудовой деятельности [25].
36
1. Андрюшин, И.И. Нарциссизм и когнитивная сфера личности в системе отношений к себе и другому / И.И. Андрюшин, Д.Е. Алексеев // Мир психологии : научно-методический журнал / ред. Д.И. Фельдштейн. – 2011. – № 3 (67). – С. 216–222.
2. Ахметова, Л.В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения / Л.В. Ахметова. // Вестник ТГПУ. – 2012. – Выпуск 9 (87). – С. 105–108.
3. Бруннер,•Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие игровые упражнения. Серия: Психологический практикум / Е.Ю. Бруннер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 317 с.
4. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 338–353.
5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. – М. : Владос-Пресс, 2015. – 296 с.
6. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с.
7. Все о младшем школьнике / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 399 с. : ил.
8. Выготский Л.С. Психология /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2012. -1008с.
9. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 288 с.
10. Гусева, А.В. Педагогика когнитивной сферы личности / А.В. Гусева // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 2. – С. 29–32.
11. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2011. – С. 91–94.
12. Депутат, Е.С. Рекомендации по коррекции поведения гиперактивного ребенка / И.С. Депутат, Ю.С. Джос, Ю.А. Иорданова. – Архангельск : СФУ, 2012. – 50 с.
13. Егорова, М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей : Возрастной и генетический анализ / М.С. Егорова // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 36–46.
14. Жедунова, Л.Г. Исследование когнитивной сферы у воспитанников детских домов / Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасова // Ярославский педагогический вестник. –2014. – № 1-2. – С. 114–121.
15. Жердева, Л.А. Психокоррекция школьников с нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах / Л.А. Жердева // Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Орел : ОГУ, 2014. – Вып. 1. – C. 85–94.
16. Зырянова, Н.М. Межвозрастные связи ключевых характеристик когнитивной сферы детей дошкольного и подросткового возраста / Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Чертакова // Теоретическая и экспериментальная психология : ежекв. науч. журн. / Учреждение РАО «Психол. ин-т». –2011. –Т. 1. – № 2. – С. 5– 16.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология : от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – 3-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 2011. – 175 с.
18. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2011. – 176 с.
19. Локалова, Н.П. Связь когнитивно-эмоционального развития со становлением позитивных личностных характеристик старших младших школьников / Н.П. Локалова, Л.И. Никонова // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 13–23.
20. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. – М. : Педагогика, 2011. – 192 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
22. Маланцева, О. Младшие школьники с синдромом «дефицита внимания и гиперактивности» / О. Маланцева // Соц. педагогика. – 2011. – № 1. – С. 73–76.
23. Меланченко, Е. Нарушения познавательных процессов у детей и подростков : расстройства восприятия, внимания, памяти. Педагогические способы коррекции : лекция 4 / Е. Меланченко // Здоровье детей. – 2011. – № 20. – С. 11–21.
24. Мелентьева Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник, 2014. – № 4. – Том II. – С.259- 263.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2011. – 389 с.
26. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
27. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 640 с.
28. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Анисимовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013.
29. Петрова, Л.М. Возрастно-половые особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Л. М. Петрова. – СПб., 2011. – 20 с.
30. Петрова, О.О. Возрастная психология / О.О. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 222 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2011. – 464 с.
32. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Комплекс методик : метод. пособие / А.Д. Виноградова и др. ; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2014. – 48 с.
33. Психология эмоций. / Г.М. Бреслав. – М. 2014.
34. Пьянкова, С.Д. Дифференциация и интеграция когнитивной сферы : психогенетический анализ : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / С.Д. Пьянкова ; Психол. ин-т Рос. акад. образования. – М., 2013. – 24 с. : ил.
35. Сараева, Н.М. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях / Н.М. Сараева // Психол.наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 73–79.
36. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М. : Тривола, 2011. – 598 с. : ил.
37. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. / Л.П.Стрелкова. – М. Просвещение, 2012.
38. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2011. – 92 с.
39. Сумина, Т.Г. Практический аспект развития когнитивной и креативной сфер в процессе школьного обучения / Т.Г. Сумина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе : науч. журн. – 2015. – № 27 (Материалы IX международной научно-практической конференции). – C. 129–135.
40. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2011. – № 4. – С. 74–80.
41. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина - Ярославль: Академия развития, 2017. - 240 с.
42. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - М.: Феникс, 2019. - 816 с.
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления.- М.: Изд-во МГУ, 2019. - 215 с.
44. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные виды памяти существуют?
Основные виды памяти включают кратковременную (рабочую) память, долговременную память и эпизодическую память. Кратковременная память отвечает за хранение информации на короткое время, долговременная память сохраняет информацию на более длительный срок, а эпизодическая память позволяет запоминать конкретные события и переживания.
Какие процессы памяти существуют и как они протекают?
Процессы памяти включают кодирование, сохранение и восстановление информации. Кодирование происходит при первоначальном приеме информации и заключается в ее переработке и преобразовании в удобную для запоминания форму. Сохранение информации происходит на основе формирования стабильных связей между нейронами, а восстановление информации осуществляется при необходимости вызвать в памяти ранее запомненную информацию.
Какие особенности характерны для детей младшего школьного возраста в контексте памяти?
Дети младшего школьного возраста обладают особенностями в развитии памяти. Например, у них еще слабо развита кратковременная память, поэтому они могут забывать информацию в течение нескольких секунд. Дети также склонны к забыванию информации после периода без использования: если воспоминание не повторяется, они могут забыть ее. Кроме того, у детей младшего школьного возраста проявляется ограничение вместимости памяти, то есть они могут запомнить ограниченное количество элементов информации одновременно.
Какие результаты были получены в исследовании памяти у детей младшего школьного возраста?
В исследовании памяти у детей младшего школьного возраста было выявлено, что их кратковременная память значительно улучшается с возрастом. Они становятся способными запоминать больше элементов информации одновременно и более успешно восстанавливать ранее изученные материалы. Также было выяснено, что повторение информации с помощью повторений и ассоциаций способствует лучшему запоминанию у детей младшего школьного возраста.
Какие существуют основные виды памяти?
Основные виды памяти - это сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
Какие процессы происходят в памяти и какие закономерности их протекания можно выделить?
В памяти происходят такие процессы, как кодирование, сохранение и воспроизведение информации. Основные закономерности протекания этих процессов включают ограниченную емкость кратковременной памяти, влияние повторений на запоминание и влияние контекста на воспроизведение информации.
Как можно охарактеризовать память детей младшего школьного возраста?
Память детей младшего школьного возраста характеризуется тем, что они лучше запоминают визуальную информацию, чем аудиальную. Они также обладают ограниченной емкостью кратковременной памяти и могут испытывать трудности с воспроизведением информации в правильном порядке.
Какие рекомендации могут быть даны по развитию памяти детей?
Для развития памяти детей можно рекомендовать разнообразные упражнения, такие как игры на запоминание изображений, повторение информации в разных контекстах, использование ассоциаций и мнемонических приемов.