Медико-хирургическая академия ( Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова )

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.03.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА ВМА ИМ. С.М. КИРОВА 5
1.1.Исторические аспекты создания Военно-медицинской академии 5
1.2.Руководители ВМА им. С.М. Кирова 10
1.3.Структура ВМА им. С.М. Кирова 13
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВМА ИМ. С.М. КИРОВА С 1798 ДО НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 19
2.1. История медико—хирургической академии 19
2.2.Развитие Императорской Медико-хирургической академии 24
2.3. «Золотой век» ВМА им. С.М.Кирова 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Фрагмент для ознакомления

Для того чтобы вице-президент мог быть верным помощником президента и действовать с ним единодушно на благо Академии, это звание присваивается только по выбору президента. Эти требования П. А. Дубовицкого были чрезвычайно важны. Бесполезность и даже вредность попечителя Мосса была очевидна. Попечитель, не имеющий специального медицинского образования, не может принимать решения по научным и образовательным вопросам. Упразднение этой должности освободило Академию от грубого произвола и полицейского надзора, открыло короткие пути к решению административных, учебных и научных задач. При Военном министерстве Академия финансировалась лучше, чем при Министерстве внутренних дел. После поражения в Крымской войне правительство решило восстановить военный престиж России и не считалось с расходами на финансирование армии. В первый же месяц работы, 29 января 1857 года, П. А. Дубовицкий предложил конференции принять активное участие в составлении нового устава академии и предложил обсудить следующие вопросы: создать новые программы предметов, которые должны быть известны поступающим в Академию.; с ростом числа студентов, увеличением числа преподавателей, восстановлением должности ассистента; учреждением новых кафедр; установлением правила, что высшие должности в Военно-медицинском ведомстве (главные врачи военных госпиталей, штабные врачи корпусов и др.) были заменены только лица, имеющие высшие медицинские ученые звания (доктор медицины и хирургии, доктор медицинских наук); пересмотреть штат Академии. Талант выдающегося деятеля П. А. Дубовицкого проявился на посту президента Академии с 1857 по 1867 год. Благодаря неиссякаемой энергии, огромному авторитету и управленческому опыту, объединив все прогрессивные силы академии, П. А. Дубовицкий существенно реорганизовал Академию. Удвоилось число кафедр естественных и медицинских наук. Были созданы самостоятельные кафедры: химии, физики с климатологией и физической географией, ботаники с фитотерапией и фитофизиологией, зоологии со сравнительной анатомией. Вместе с физиологом И. Т. Глебов (вице-президент) и известный химик Н.Н. Зинин (ученый секретарь Конференции) П. А. Дубовицкий провели реформы образования, имевшие общегосударственное значение. Был введен курс геологии с минералогией и палеонтологией. Впервые в России и Европе были созданы кафедры и клиники: патологической анатомии (1859), восстановлены кафедры глазных болезней (1860), оперативной хирургии и топографической анатомии (1865), гигиены и медицинской полиции (1865), детских болезней (1865), психических и нервных болезней (1867). Реорганизован перестроенный в 1864-1866 годах 2-й военно-сухопутный госпиталь, состоящий из 13 медицинских отделений. Эти кафедры возглавлялись профессорами-заведующими кафедрами, чтобы повысить качество медицинской помощи. В целях улучшения преподавания клиники Академии стали принимать на бесплатное лечение значительно большее число пациентов из числа гражданского населения. С этой же целью ученик П. А. Дубовицкого, профессор П. П. Заблоцкий-Десятовский, создал хирургический музей, где студенты практически изучали хирургические инструменты, сервисное оборудование военно-медицинского учреждения, а также особенности повреждений от холодного оружия. По словам основателя музея, "ни одна иностранная школа, даже в Лондоне и Париже, не имеет и десятой части того, что собрано в хирургическом музее."При клиниках были открыты амбулатории (1860). В них преподавательский состав имел возможность знакомить студентов Академии с начальными формами проявления заболевания, для отбора и демонстрации больных, необходимых для учебных занятий. При этом П. А. Дубовицкий предвосхитил идею объединения больниц и поликлиник, которая нашла свое воплощение только при советской власти. Имя П. А. Дубовицкий, организатор, связан с развитием и совершенствованием системы подготовки медицинских и научно-педагогических кадров, расцветом деятельности Академии. По предложению П. А. Дубовицкого в конце 1857 года докторские диссертации были защищены на русском языке, а не на латыни. Это способствовало более детальному изложению охраняемых положений и способствовало широкому распространению медицинских знаний и укреплению самостоятельности отечественной науки. Одним из нововведений П. А. Дубовицкого, сыгравшим большую роль в развитии отечественной медицины и хирургии в частности, была организация в 1858 году при Академии Института повышения квалификации врачей (медицинского института), призванного готовить профессорско-преподавательский состав из числа наиболее способных выпускников. С тех пор ежегодно 10 человек, окончивших Академию с отличными результатами, оставались в Академии на 3 года для дальнейшего совершенствования. Из них по окончании обучения 3 лучших, согласно конкурсу, были отправлены еще на 2 года за границу, чтобы познакомиться с лучшими медицинскими учреждениями Европы, а затем и Америки. Затем-двухлетний доцент, и только после этого молодой ученый может быть избран профессором. Питомцами института в разное время были: С. П. Коломнин, М. С. Субботин, В. А. Ратимов, В. Н. Шамов, Р. Р. вреден, В. Н.Шевкуненко, В. А. Оппель, н. н. Петров, С. С. Гирголав. Сегодня, по сути, продолжением этого института является адъюнкт и аспирантура.В создании и успешной работе медицинского института значительное место принадлежало вице-президенту профессору И. Т. Глебову, который в течение 10 лет был его первым руководителем. Большинство выпускников этого института стали профессорами МГУ и вузов (А. П. Доброславин, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. Л. Левшин, В. В. Пашутин и др.).). П. А. Дубовицкий исходил из принципов, сформулированных им позднее в статье" о замене кафедр профессорами в Медико-хирургической академии " (1862). Он утверждал, что даже при лучшей организации учебного заведения, при наличии всех необходимых инструментов и пособий успех невозможен без правильного выбора преподавателей; неудачный выбор профессора обрекает на совершенный застой ту часть, которую он должен преподавать. Его мысли вызвали сильное возражение со стороны профессоров мха Э. А. Юнге, н.ф. Здекауэра и В. В. Бессера. Они предлагали снять или понизить требования к кандидату на профессорскую должность. В. В. Бессер, например, считал возможным поступать в докторантуру без ученых степеней, если только кандидаты при поступлении проявят себя способными людьми. Созданный в 1858 году медицинский институт мог дать врачебно-хирургической академии первых выпускников не ранее чем через 5 лет, но профессорско-преподавательский состав Академии нуждался в срочном обновлении. В начале 1859 года в Академии был учрежден институт частных профессоров (частных учителей). Они имели ученую степень и были допущены конференцией к чтению лекций в Академии, но не имели звания и прав профессоров. Студенты не обязаны были посещать их лекции, но талантливый состав молодых преподавателей, представлявших факультативный курс учебной программы, вызвал большой интерес, и аудитории на их лекциях были заполнены. Многие преподаватели Академии прошли через частную докторантуру, и это сыграло важную роль в подготовке профессоров. Первыми Приват-доцентами были И. И. Равич, В. Ольшанский, В. М. Флоринский и др. Н. и. пирогов и П. А. Дубовицкий, обсуждая проект Генерального Устава российских университетов, призывали к прекращению практики приглашения профессоров из-за рубежа и к принятию мер по обеспечению подготовки своих профессоров. Н. и. пирогов предложил создать двухлетний институт доцентов-стипендиатов с конкурсным поступлением на должность.Впервые в России созданы клиники и отделения психиатрии, гинекологии, оперативной хирургии, офтальмологии, отоларингологии, педиатрии и др.были созданы. Он создал "медицинский институт", ставший прообразом адъюнкт-школы. Создав в 1872 году" специальный медицинский курс для подготовки акушерок", Академия стала первой в ряде стран мира и в России инициатором формирования высшего женского образования вообще и Медицинского женского образования в частности.К работе в Академии он привлек известных преподавателей и ученых, воспитал и подготовил плеяду талантливых и молодых ученых, которые впоследствии стали его славой и гордостью. Сеченов И. М. – основоположник отечественной физиологии дал научное обоснование мозговых рефлексов. Труды Боткина открыли новый этап в развитии клинической медицины. Он создал крупнейшую в России терапевтическую школу, в том числе первую кафедру военно-полевой терапии, и ввел в практику лабораторные методы исследования. Ему удалось построить больницу для бедных, которая теперь носит его имя.Академик Павлов И. П. стал одним из 1-ых в мире лауреатов Нобелевской премии по медицине. Благодаря своим классическим исследованиям в сфере физиологии кровообращения, пищеварения и нервной высшей деятельности он совершил революцию в физиологии. Его учение о двух сигнальных системах и условных рефлексах – большой вклад в мировую науку.Бехтерев В. М., выдающийся психолог, психиатр и невролог, стал организатором в России психиатрической службы, основоположником психотерапии.Молодой хирург Коротков Н. С. свое имя увековечил открытием метода измерения артериального давления.Выдающийся русский физик Петров В. В., прямой преемник Ломоносова М. В., первым в мире открыл закон преобразования электрической энергии в свет.Основатель русской химической школы – профессор Н. Н. Зинин. В своей лаборатории А. Нобель работал долгое время, позже продолжив опыты своего учителя, которые были реализованы в изобретении динамита. Нобель также известен как основатель самой престижной научной премии, которая названа его именем. Еще один ученик Зинина Н. Н. – профессор Бородин А. П., который снискал всеобщее уважение как блестящий химик и лектор, а также как автор знаменитой оперы "Князь Игорь" и иных музыкальных произведений. Царское правительство, которое было недовольно духом свободы мысли и раскрепощенности в обществе после победы в Отечественной войне 1812 г. и в особенности после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, принимает решение об усилении милитаризации жизни и учебного процесса и переименовании Академии в Военно-медицинскую (1881 год) в соответствии с новым Положением об Академии, обязанной готовить хирургов и врачей исключительно для нужд морского и военного ведомств. Из его структуры были исключены ветеринарный и фармацевтический отделы.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. профессор Коломнин С. П. впервые в мире применил переливание крови в полевых условиях. Хирург Склифосовский Н. В. внедрял применение асептиков и антисептиков в полевых условиях. В результате этой войны, ни. Пирогов публикует одну из своих наиболее известных научных работ - "военная медицина и частная помощь на театре военных действий в Болгарии и в тылу армии в 1877-1878 гг.", где формулирует положения военно-полевой хирургии, организации медицинского обеспечения войск, которые в дальнейшем легли в основу военно-медицинской современной доктрины.В войне с Японией в 1904-1905 годах рентгеновские аппараты впервые были использованы в русской армии для диагностики по инициативе Вельяминова Н.А. Главный хирург Маньчжурской армии Р. Р. Вреден свой вклад внес в разработку новых методов хирургических вмешательств.Первая мировая война характеризовалась особой ожесточенностью, массовыми эпидемиями, применением новых средств борьбы. В разработке проблем военной гигиены принимали участие профессора Академии Доброславин А. П., Шидловский С. В., Левашов В. А.Работы В. А. Ратимова, Г. И. Тернера и В. А. Оппеля способствовали дальнейшему развитию военно-полевой хирургии. В 1915 году профессор В. А. Оппель предложил систему поэтапного лечения раненых.ЗАКЛЮЧЕНИЕОфициальной датой создания является 18 (29 декабря) 1798 года, когда Павел I подписал указ о строительстве помещений для учебных театров (аудиторий) медицинского училища и для общежитий его студентов. Датой подписания указа считается День основания Медико-хирургической (с 1881 года — Военно-медицинской) академии. 12 февраля 1799 года император утвердил доклад А. И. Васильева, в котором определил основные задачи Медико-хирургической академии. Профессорам, которые преподавали в течение 25 и более лет, выплачивалась пожизненная пенсия из казны, равная полной заработной плате персонала.Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия была создана не на голом месте,а путем преобразования из Санкт-Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в Медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся в первом и втором классах Академии именовались студентами, а учащиеся в третьем и четвертом классах-студентами. Студентам последних двух классов были присвоены права студентов Московского университета.В 1808 году император Александр I возвел академию в ранг" первого учебного заведения Империи": она получила права Академии наук, ей было разрешено избирать собственных академиков, и она стала называться императорской Медико-хирургической Академией (имха).Фактически историю его создания можно отнести к первой трети XVIII века-по указу императора Петра I в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне для оказания медицинской помощи "служилым людям" в 1715 году была основана Адмиралтейская больница, а через год — Адмиралтейская больница в Кронштадте. И в этих госпиталях, называемых общими госпиталями, а также в том, который был создан в 1706 году. госпиталь в Москве, созданный в первой половине XVIII века, госпитальные (медицинские и хирургические) училища, положившие начало своеобразной отечественной системе военно-медицинского образования. Эти школы были объединены в Главное медицинское училище в 1786 году.Академия с гордостью причисляет к своим ученым И. М. Сеченова-основателя современной школы физиологов, автора всемирно известного классического психофизиологического трактата "рефлексы мозга" (1863).С. П. Боткин-руководитель крупнейшей терапевтической школы, оказавшей огромное влияние на развитие отечественной медицины, принесшей широкую известность и широкую известность Академии.И. П. Павлов, блестящий ученый и всемирно известный физиолог, проработал в Академии более 50 лет своей жизни. Он и его коллеги выполнили всемирно известные работы по физиологии кровообращения и пищеварения, создали физиологию высшей нервной деятельности. За свою работу по пищеварению И. П. Павлов был одним из первых ученых в мире, удостоенных Нобелевской премии в 1904 году.Хирурги Н. в. Склифосовский, П. П. Пелехин, М. С. Субботин, офтальмологи Е. А. Юнге, В. И. Добровольский, Л. Г. Беллярминов, оториноларинголог Н.П. Симановский, ортопед Г. И. Тернер, дерматовенерологи В. М. Тарновский, Т. П. Павлов, патофизиологи В. В. Пашутин, П. М. Альбицкий были широко известны в России и за рубежом. Трудно переоценить заслуги Военно-медицинской академии, и только перечень их не может содержаться в одной статье, но из всего вышесказанного ясно, какую огромную роль она сыграла в становлении и развитии медицинского образования и науки не только в России, но и далеко за ее пределами.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Будко, А.А. Император Павел I и российская медицина / А.А. Будко, Е.Ф. Селиванов // Вестн. Росс. Акад. естеств. наук. – 2000 – Т.4, № 2 – С. 149–153.2.Будко А. А. Петр I: «При тех больных солдатах быть всегда…». Медицина Санкт-Петербурга — армии и флоту. К 300-летию Санкт-Петербурга. // Военно-исторический журнал. — 2003. — №3.Военно-медицинская академия, Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 19924.Военно-медицинская академия // Волков С. В., Русский офицерский корпус. — М., Воениздат, 19935.Военно-медицинская академия / Иванов Н. Г. // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 225—2266.Иванов Н. Г. Военно-медицинская академия // Вавилония — Гюйс / Председ. глав. ред. комисс. П. С. Грачёв. — М.: Военное изд-во, 1994. — С. 163—164. 7.Императорская военно-медицинская академия // [Елисавета Петровна — Инициатива]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — С. 596—597.8.История военной медицины России. / А.А. Будко [и др.] – СПб.: ВМА, 2002.9.История Императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии: 1798–1898. – СПб., 1898.10.Кузьмин-Караваев В. Д. Медицинская академия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.11.Мухин Владимир, Военная медицина мирового уровня. // Независимое военное обозрение. — 10.06.200512.Сологуб К. Н., Форменная одежда слушателей и студентов Императорской Военно-медицинской академии (1881—1913). // Мундир: интернет-журнал для любителей униформы. — 2011. — № 1(3).13.Учебная и научная база Военно-медицинской академии: сборник / под ред. А.Б. Белевитина. — СПб: ЭЛБИ-СПб, 2008. — С. 41. — 232 с.14.Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России / Я.А. Чистович. – СПб, 1883.15.Шевченко Ю.Л. Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии (1798—1998): Справочник / Воен.-мед. акад. — СПб.: Наука, 1998.16.Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова [Электронный ресурс] Режим доступа:https://vmeda.mil.ru/17.Устав федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации[Электронный ресурс] Режим доступа:https://vmeda.mil.ru/upload/site56/document_file/ustav_vmeda.pdf

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Будко, А.А. Император Павел I и российская медицина / А.А. Будко, Е.Ф. Селиванов // Вестн. Росс. Акад. естеств. наук. – 2000 – Т.4, № 2 – С. 149–153.
2.Будко А. А. Петр I: «При тех больных солдатах быть всегда…». Медицина Санкт-Петербурга — армии и флоту. К 300-летию Санкт-Петербурга. // Военно-исторический журнал. — 2003. — №
3.Военно-медицинская академия, Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992
4.Военно-медицинская академия // Волков С. В., Русский офицерский корпус. — М., Воениздат, 1993
5.Военно-медицинская академия / Иванов Н. Г. // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 225—226
6.Иванов Н. Г. Военно-медицинская академия // Вавилония — Гюйс / Председ. глав. ред. комисс. П. С. Грачёв. — М.: Военное изд-во, 1994. — С. 163—164.
7.Императорская военно-медицинская академия // [Елисавета Петровна — Инициатива]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — С. 596—597.
8.История военной медицины России. / А.А. Будко [и др.] – СПб.: ВМА, 2002.
9.История Императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии: 1798–1898. – СПб., 1898.
10.Кузьмин-Караваев В. Д. Медицинская академия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
11.Мухин Владимир, Военная медицина мирового уровня. // Независимое военное обозрение. — 10.06.2005
12.Сологуб К. Н., Форменная одежда слушателей и студентов Императорской Военно-медицинской академии (1881—1913). // Мундир: интернет-журнал для любителей униформы. — 2011. — № 1(3).
13.Учебная и научная база Военно-медицинской академии: сборник / под ред. А.Б. Белевитина. — СПб: ЭЛБИ-СПб, 2008. — С. 41. — 232 с.
14.Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России / Я.А. Чистович. – СПб, 1883.
15.Шевченко Ю.Л. Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии (1798—1998): Справочник / Воен.-мед. акад. — СПб.: Наука, 1998.
16.Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vmeda.mil.ru/
17.Устав федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vmeda.mil.ru/upload/site56/document_file/ustav_vmeda.pdf

Вопрос-ответ:

Что такое Военно медицинская академия имени С.М. Кирова?

Военно медицинская академия имени С.М. Кирова - это одно из ведущих учебно-научных медицинских учреждений в России, которое готовит высококвалифицированных врачей и проводит исследования в области военной медицины.

Какова история создания Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

История создания Военно медицинской академии имени С.М. Кирова начинается в 1798 году с создания медико-хирургической академии. Затем она преобразовалась в Императорскую Медико-хирургическую академию, существовавшую до начала Первой мировой войны.

Кто являлся руководителями Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

Руководителями Военно медицинской академии имени С.М. Кирова были такие известные врачи, как академик В.И. Разумовский, академик А.А. Киселев, профессор Г.А. Баранов, профессор Н.И. Шамов и многие другие.

Какова структура Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

Структура Военно медицинской академии имени С.М. Кирова включает в себя различные факультеты, институты и научно-исследовательские центры, которые занимаются образовательной и научной работой в области медицины и военной медицины.

Как развивалась Военно медицинская академия имени С.М. Кирова с 1798 года до начала Первой мировой войны?

С 1798 года до начала Первой мировой войны Военно медицинская академия имени С.М. Кирова прошла длительный путь развития, начиная с создания медико-хирургической академии и преобразования ее в Императорскую Медико-хирургическую академию. В это время академия достигла высокого уровня качества образования и проводила множество научных исследований.

Какую роль играет Военно медицинская академия имени С.М. Кирова?

Военно медицинская академия имени С.М. Кирова играет ключевую роль в подготовке военных врачей и медицинского персонала для Вооруженных Сил России.

Какой исторический путь прошла Военно медицинская академия имени С.М. Кирова?

Военно медицинская академия имени С.М. Кирова имеет долгую историю, начиная с создания Медико-хирургической академии в 1798 году и последующего развития в Императорскую Медико-хирургическую академию до становления Военно медицинской академии имени С.М. Кирова.

Какова структура Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

Структура ВМА имени С.М. Кирова включает в себя различные факультеты, кафедры, лаборатории, клиники и другие подразделения, обеспечивающие образовательный и научно-исследовательский процессы академии.

Кто был руководителями Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

Руководителями ВМА имени С.М. Кирова в разные периоды были известные медики и ученые, такие как С.М. Киров, А.М. Вышинский, Н.А. Бауман, А.П. Каплун и многие другие.

Какие исторические события отметить в развитии Военно медицинской академии имени С.М. Кирова до начала Первой мировой войны?

Важными событиями в развитии ВМА имени С.М. Кирова до начала Первой мировой войны являются создание Медико-хирургической академии в 1798 году, возникновение Императорской Медико-хирургической академии, а также период "золотого века" академии, когда она достигла высокого уровня в области медицины и науки.

Когда была основана Военно медицинская академия имени С.М. Кирова?

Военно медицинская академия имени С.М. Кирова была основана в 1798 году.

Кто является руководителем Военно медицинской академии имени С.М. Кирова?

Руководителем Военно медицинской академии имени С.М. Кирова является академик Сергей Петрович Щепин.