Специфика ситуационного подхода к управлению: его особенности и сферы его приложения.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 30.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность ситуационного подхода к управлению и его развитие
1.1. Понятие, особенности и методология ситуационного подхода
1.2. Развитие ситуационного подхода
2. Ситуационный подход к лидерству
2.1. Применение ситуационного подхода к изучению лидерства
2.2. Современные теории изучения лидерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Другая теория, возникшая в русле ситуационного подхода, опирается на представление о том, что основная задача лидера - мотивировать своих подчиненных. Роберт Хаус предположил, что эффективность руководителя складывается из двух составляющих - умения обеспечивать максимальное вознаграждение для тех, кем он руководит, за достижение ими целей организации и облегчения пути к этим целям. В соответствии со свойствами коллектива и ситуацией, в которой находится организация, наибольшего успеха в этом позволяет достичь один из четырех стилей лидерства -директивный, поддерживающий, привлекающий к участию в принятии решений или ориентированный на достижение.
Помимо перечисленных в последние годы возникло еще несколько теорий, связывающих успешность стиля руководства с параметрами ситуации, и есть все основания ожидать дальнейшего развития исследований в этой области.
Ученые пытаются определить, какие особенности поведения и личные качества руководителя более всего соответствуют определенным ситуациям. В зависимости от особенностей конкретной ситуации должны выбираться различные стили руководства. В общем случае руководитель должен стремиться к выработке такого стиля, который должен привести к высокой производительности труда и к достаточной удовлетворенности от него работающих.
Однако, по мнению некоторых современных управленцев, понятие «ситуационных подход» на практике устойчиво закрепилось за одной-единственной наиболее известной моделью, разработку которой связывают в первую очередь с именами Кеннета Бланшара – автора бестселлера «Одноминутный менеджер и ситуационное руководство», и Пола Херси – создателя Центра Исследований Лидерства (Калифорния). По сведениям Центра Пола Херси, обучение данной концепции прошли более 10 миллионов менеджеров, работающих более чем в 1000 компаний мира. Среди компаний, внедривших в свою управленческую практику - Nortel Networks, Mobil, IBM, Caterpillar, Harris и многие другие.
Одна из вероятных причин – почему данная модель управления получила столь широкое распространение – возможно, состоит в том, что определение уровня готовности сотрудника основано не исследовании глубинных мотивов его поступков, а на его поведенческих проявлениях. Таким образом, для освоения ключевых базисов этой концепции не надо становиться глубоким психологом; в этом смысле, ситуационная модель – это инструмент, доступный всем. Суть этой концепции управления принципиально сводится к следующим трем пунктам:
• Во-первых, нужно уметь использовать разные стили руководства – уметь быть жестким либо мягким, авторитарным либо демократичным, и пр. т.е. разным.
• Во-вторых, требуется уметь определять, насколько данный конкретный подчиненный готов к выполнению данной конкретной задачи. Под словом «готов» понимается «способен» (т.е. имеет достаточно знаний, навыков и опыта), и «настроен» (т.е. в должной степени присутствуют его мотивированность, энтузиазм и уверенность в своих силах)
• В-третьих, необходимо правильно соотносить первое и второе, т.е. требуется умение применять различные стили управления в зависимости от степени готовности сотрудника.
В тоже время, другие ситуационные модели позволяют руководителю оперировать гораздо большим числом переменных, в том числе – организационных, а не только личностных. Это позволяет выбирать стиль управления не только по отношению к конкретному сотруднику, но и принимать решения, касающиеся всего подразделения и даже компании в целом:
• Так, концепция Фреда Фидлера позволяет не только определить наиболее оптимальный стиль взаимодействия руководителя с его сотрудниками, но и при необходимости – выбрать наилучшего руководителя из имеющихся претендентов, ориентируясь на его личные качества;
• Модель Виктора Врума и его коллег предлагает простой и практичный инструмент ситуационного принятия групповых решений;
• Постоянно обновляемый авторами подход «Путь-цель» Роберта Хауса и Теренса Митчелла рассматривает целый комплекс стилей управления, затрагивающих как индивидуальный уровень взаимодействия руководителей с сотрудниками, так и корпоративный уровень – так, они вводят такие стили управления, как Поведение лидера, основанное на корпоративных ценностях, или Поведение руководителя, направленное на представительство и налаживание связей; и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуационный подход в менеджменте разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный выбор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент времени.
Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкретной организации.
Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:
1. Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля, включая количественные методы принятия решений.
2. Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации.
3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.
4. Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Пер. с англ. / Под. Ред. Ю.Н. Капруревского – СПб.: Изд-во «Питер» 1999. – 816 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
Кравченко А.И. История менеджмента: Учебн. пособие для студентов и вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с.
Мескон М.Х., Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2005, 720 с.
Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.— СПб.: Альфа, 2001.—240 с.
Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами, под редакцией Базарова Т.Ю. Выпуск – 1 - http://www.hrm21.ru
http://www.market-journal.com
http://dps.smrtlc.ru/ - управление человеческими ресурсами
Концепции управления персоналом: ситуационная модель управления (развитие гибкости руководителя) - http://www.asconsult.ru/
Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению - http://www.inventech.ru/lib
Ситуационный подход к лидерству - http://www.infomanagement.ru.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.— СПб.: Альфа, 2001
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001
Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Пер. с англ. / Под. Ред. Ю.Н. Капруревского – СПб.: Изд-во «Питер» 1999
Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001
http://www.market-journal.com
Концепции управления персоналом: ситуационная модель управления (развитие гибкости руководителя) - http://www.asconsult.ru/
http://www.market-journal.com
Концепции управления персоналом: ситуационная модель управления (развитие гибкости руководителя) - http://www.asconsult.ru/
21
Ситуационные факторы
Потребности исполнителей
Характер работы (задачи)
Первичные потребности
Вторичные потребности
Структуриро-вана
Неструктуриро-вана
Стиль «Ориентация на человека»
Стиль «Ориентация на задачу»
2.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
3.Кравченко А.И. История менеджмента: Учебн. пособие для студентов и вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с.
4.Мескон М.Х., Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2005, 720 с.
5.Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.— СПб.: Альфа, 2001.—240 с.
6.Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.
7.Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
8.Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами, под редакцией Базарова Т.Ю. Выпуск – 1 - http://www.hrm21.ru
9.http://www.market-journal.com
10. http://dps.smrtlc.ru/ - управление человеческими ресурсами
11. Концепции управления персоналом: ситуационная модель управления (развитие гибкости руководителя) - http://www.asconsult.ru/
12. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению - http://www.inventech.ru/lib
13. Ситуационный подход к лидерству - http://www.infomanagement.ru.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности ситуационного подхода к управлению?
Ситуационный подход к управлению предполагает, что эффективность управления зависит от умения адаптироваться к различным ситуациям. Основные особенности этого подхода заключаются в учете контекста, гибкости и подборе наилучшего стиля управления для каждой конкретной ситуации.
Какова сущность ситуационного подхода к управлению и его развитие?
Сущность ситуационного подхода в том, что он предполагает, что эффективное управление зависит от адаптации стиля управления к конкретной ситуации. Развитие ситуационного подхода включает разработку моделей и инструментов для определения ситуаций и подбора соответствующего стиля управления.
Каким образом ситуационный подход применяется к изучению лидерства?
Ситуационный подход к изучению лидерства предполагает анализ лидерских действий и решений в контексте конкретной ситуации. Основные аспекты исследования включают анализ стилей лидерства, техник и стратегий, используемых лидерами в различных ситуациях.
Какие теории изучения лидерства связаны с ситуационным подходом?
Среди современных теорий изучения лидерства, связанных с ситуационным подходом, можно выделить теорию "путь-цели", которая предполагает, что определенные стили лидерства подходят для определенных ситуаций, а также теорию "замены на стиле", которая утверждает, что эффективность лидерства зависит от соответствия лидера и ситуации.
В каких сферах применяется ситуационный подход к управлению?
Ситуационный подход может применяться в различных сферах управления, включая бизнес, политику, образование и т. д. Во всех этих сферах адаптация стиля управления к конкретным ситуациям играет важную роль в достижении успеха и эффективности.
Какова сущность ситуационного подхода к управлению?
Сущность ситуационного подхода к управлению заключается в том, что эффективное управление зависит от способности руководителя адаптироваться к различным ситуациям. Вместо того, чтобы придерживаться одной стратегии или стиля руководства, руководитель должен уметь анализировать текущую ситуацию и выбирать наиболее подходящий подход к управлению.
Какие особенности и методология ситуационного подхода к управлению?
Особенностью ситуационного подхода является то, что подход сфокусирован на адаптации к ситуации и выборе наиболее подходящего подхода к управлению. Методология ситуационного подхода включает в себя анализ ситуации, оценку компетенций и навыков сотрудников, выбор наилучшего способа взаимодействия с персоналом и управление изменениями в ситуации.
Каким образом развивается ситуационный подход к управлению?
Ситуационный подход к управлению развивается путем улучшения навыков руководителя в анализе ситуации и выборе наиболее подходящего подхода к управлению. Это достигается через обучение, тренинги и практику. Кроме того, развитие ситуационного подхода связано с развитием теорий и методологий управления, которые учитывают ситуационные факторы и способствуют эффективному управлению в различных ситуациях.
Как применяется ситуационный подход к изучению лидерства?
Ситуационный подход к изучению лидерства предполагает анализировать различные ситуации, в которых лидер может оказаться, и выбирать наиболее подходящий стиль лидерства для каждой конкретной ситуации. Такой подход помогает лидерам быть гибкими и эффективно управлять своей командой в зависимости от текущей ситуации.