Речежанровые характеристики категориальных ситуаций агрессии в педагогическом дискурсе
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Речежанровые характеристики категориальных ситуаций агрессии в педагогическом дискурсе…...........................................................6
1.1. Понятия речевого жанра и категориальной ситуации……………6
1.2. Категориальные ситуации агрессии в контексте педагогики……11
Выводы по первой главе……………………………………………….15
ГЛАВА 2. Исследование речежанровых характеристик категориальных ситуаций агрессии в педагогическом дискурсе……………………………...17
2.1. Классификация ситуаций речевой агрессии в педагогическом дискурсе …………………………………………………………………………17
2.2. Речевая агрессия в представлении педагогов и учеников………..20
2.3. Методические рекомендации для учителей по устранению педагогической агрессии …………………………………………………….28
Выводы по второй главе…………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опасность речевой педагогической агрессии заключается в том, что она становится источником проявления агрессии учащихся в связи с их склонностью к копированию агрессивных речевых действий и повышенным стремление к подражанию. Добиваясь видимости послушания и поддержания дисциплины на уроке, педагог вырабатывает у детей ответное поведение. Школьники в ответ нагрубившему учителю могут начать прогуливать школу, хамить педагогу в ответ, дразнить его и даже насмехаться над ним [20].Выбирая для коммуникации этот специфический способ общения, учитель должен отдавать себе отчёт в том, что, во-первых, такой выбранный им дискурс может спровоцировать ответную агрессию и, во-вторых, учитель сам создаёт базу для усвоения агрессивной модели поведения (как речевого, так и неречевого), то есть сама по себе агрессия учителя является предпосылкой для появления агрессии в речи учащихся [14].2.3. Методические рекомендации для учителей по устранению педагогической агрессииВажнейший критерий оптимального педагогического общения с учениками – это создание благоприятного психологического климата, целенаправленное формирование определённых межличностных отношений в школьной аудитории, и умение осуществлять эту деятельность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога.Преподаватель должен научить своих учеников видеть и понимать красоту в самых простых вещах. Особенно это важно сейчас, когда в жизненных приоритетах у некоторых подростков на первом месте стоят легкомыслие, жажда наживы и богатства. Несомненно, что ведущее место в становлении ребёнка должны занимать их родители [19]. Но как быть тем, у кого не совсем благополучные семьи? А ведь иногда у таких родителей дети бывают умные, талантливые и способные. И здесь на выручку как раз может прийти учитель. Человек, который выслушает, поймёт, научит и подскажет. Таким ребятам преподаватель и друг и помощник. Чуткость, нравственность, отзывчивость, объективность, умение творчески мыслить – все эти черты нужны учителю ничуть не меньше, чем его знания и квалификация.Педагог должен быть примером и эталоном для своих воспитанников. Это должно проявляться не только в его знаниях и стиле, но и в умение корректно, вежливо и сдержанно общаться с учениками. Этический кодекс преподавателя не менее важен, чем его профессиональная квалификация.Важнейшие качества для учителя – это этика, нравственность, душевность и сдержанность. Манера общения, тон голоса, жесты, поза должны говорить об интеллигентном и образованном человеке. Учителю необходимо постоянно совершенствоваться, следить за инновациями, повышать свой профессионализм. Педагог должен любить детей и, соответственно, свою профессию. Без этого качества даже самому талантливому педагогу в школе будет тяжело, а детям с ним − вдвойне сложно.Основным и, пожалуй, единственным конструктивным способом избежать речевую агрессию в педагогическом дискурсе является наличие должного авторитета учителя, поэтому методика борьбы с деструктивным поведением в образовательном процессе сводится к методике формирования педагогического авторитета. Невозможно разработать такую методику, которая будет работать абсолютно во всех случаях, так как те или иные педагогические приемы и методы будут уместны в деятельности педагога в зависимости от того, каким человеком он является, что свойственно его личности. Однако мы попробуем дать некоторые рекомендации по развитию педагогическогоавторитета.Обучающийся должен чувствовать силу в лице педагога, что возможно только в том случае, если учитель знает свой предмет и владеет методикой его преподавания близко к совершенству. Поэтому первой ступенью к формированию авторитета выступает повышение собственного уровня знаний. Осознание педагогом значения его действий для будущего поколения позволит отнестись к работе не как к способу заработка, но как к важной миссии, заключающейся в воспитании и становлении новой личности, а, как известно, воспитание заключается по большей части в делах, а не словах. Поэтому педагог, желающий избежать речевую агрессию, должен заниматься саморазвитием. Мы можем выделить следующие черты педагога, обладающего авторитетом, который исключает возникновение ситуаций речевой агрессии в педагогическомдискурсе: - саморазвитие, включающее чтение научной и методической литературы по преподаваемому предмету и применение полученных знаний на практике, а также психологической литературы, направленной на лучшее понимание обучающихся и самого себя;- спокойствие, что возможно при наличии должного психического здоровья или использовании психологических приемов, заставляющих спокойно относиться ко всему;- уверенность, но не излишняя. Если педагог не прав, то он должен это принять, а если прав – доказать свою правоту; - предельная честность, ведь дети интуитивно чувствуют ложь, а уважать человека, способного обмануть, невозможно − да и не за что;- любовь к детям, ведь ненависть порождает ненависть; - любовь к профессии, педагог должен чувствовать, что это – его призвание. Таким образом, для исключения возможностей возникновения речевой агрессии в педагогической среде необходимо относиться спокойнее к происходящему, ни в коем случае не переходить на личности и осознавать высшую цель образовательного процесса, творцом которого является учитель. Надо понимать, что педагог является примером для обучающихся, поэтому от его поведения зависит поведение школьников. Педагогу же, который ведет себя неадекватно, можно посоветовать ознакомиться с методическими пособиями по преподаванию того или иного предмета или сходить на прием к психологу. Последний пункт употребим и по отношению к обучающемуся, за которым замечены случаи агрессивного поведения. Выводы по второй главеАгрессия – весьма распространенное явление в педагогической среде. Причинами возникновения речевой агрессии могут выступать следующие факторы: 1. Девиантное поведение обучающегося или группы обучающихся;2. Недостаточное образование педагога;3. Низкий уровень воспитания учителя. Речевая агрессия может быть оправданной и неоправданной. Оправданной является агрессия, представляющая собой реакцию на девиантное поведение обучающихся. Неоправданной считается та агрессия, которая вызвана не внешними раздражителями (в полном значении этого слова – действиями обучающихся с целью «раздражить»), а внутренним состоянием педагога. Классификация ситуаций речевой агрессии в педагогическом дискурсе помогает систематизировать знания об этом явлении, что позволяет найти способы избежать агрессивное поведение с точки зрения причины возникновения такого поведения.Для понимания отношения участников педагогического процесса к речевой агрессии нами был проведен опрос по соответствующей проблеме, в котором приняли участие 50 учителей и 52 обучающихся. Исследование показало, что большинство обучающихся проявляют адекватное отношение к понятию «речевая агрессия» и считают, что любые её проявления недопустимы в ходе образовательного процесса. Среди педагогов также распространено негативное мнение о речевой агрессии, хотя агрессия учителя, оправдываемая сложностью профессии, допускается.Основным и, пожалуй, единственным конструктивным способом избежать речевую агрессию в педагогическом дискурсе является наличие должного авторитета учителя, поэтому методика борьбы с деструктивным поведением в образовательном процессе сводится к методике формирования педагогического авторитета. Невозможно разработать такую методику, которая будет работать абсолютно во всех случаях, так как те или иные педагогические приемы и методы будут уместны в деятельности педагога в зависимости от того, каким человеком он является, что свойственно его личности. Для исключения возможностей возникновения речевой агрессии в педагогической среде необходимо относиться спокойнее к происходящему, ни в коем случае не переходить на личности и осознавать высшую цель образовательного процесса, творцом которого является учитель. Надо понимать, что педагог является примером для обучающихся, поэтому от его поведения зависит поведение и другой стороны образовательного процесса.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы мы познакомились с понятиями «речевые жанры» и «категориальные ситуации», что помогло охарактеризовать случаи вербальной агрессии в педагогическом дискурсе. Так, речевыми жанрами называются те жанры, которые используются в речи, то есть жанры общения (в противоположность художественным и научным жанрам). Они бывают устными или письменными, простыми или сложными. Категориальная ситуация представляет собой реализацию элементов определенной семантической категории в высказывании. Под речевой агрессией понимается словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений человека. Опасность педагогической агрессии заключается в том, что она становится источником проявления агрессии учащихся в связи с их склонностью к копированию агрессивных речевых действий и повышенным стремление к подражанию. Добиваясь видимости послушания и поддержания дисциплины на уроке, педагог вырабатывает у детей ответное поведение.В первом параграфе второй главы мы классифицировали ситуации речевой агрессии в педагогическом дискурсе по причине их возникновения:1. Девиантное поведение обучающегося или группы обучающихся;2. Недостаточное образование педагога;3. Низкий уровень воспитания. Также отметим, что речевая агрессия может быть оправданной (если причина кроется в первом пункте) и неоправданной. Для исключения возможности возникновения речевой агрессии в педагогической среде необходимо относиться спокойнее к происходящему, ни в коем случае не переходить на личности и осознавать высшую цель образовательного процесса, творцом которого является учитель. Надо понимать, что педагог является примером для обучающихся, поэтому от его поведения зависит поведение школьников.Таким образом, речевая педагогическая агрессия является распространенным явлением в современных школах. Практически каждый участник образовательного процесса сталкивался с агрессией на практике; большинство считает недопустимым возникновение таких ситуаций. Не существует универсального алгоритма исключения категориальных ситуаций агрессии из педагогического дискурса. Каждый случай уникален, каждый педагог – личность, которой присущи те или иные качества. Поэтому и методические рекомендации по исследуемой нами проблеме должны разрабатываться индивидуально. Однако мы склонны предположить, что педагог, обладающий должным авторитетом, менее подвержен агрессии. Поэтому вопрос о предотвращении появления деструктивного поведения сводится к вопросу о формировании педагогического авторитета. Единственная универсальная рекомендация, которую мы можем дать, − педагог должен любить детей и свою профессию. Без любви, пусть и скрытой, ни авторитет, ни спокойная рабочая атмосфера в классе не представляются нам возможными. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 240 с. 2. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации// Жанры речи. − 1997. − С. 18.3. Бондарко А. В. К проблемеинтенциональности в грамматике // Вопросы языкознания. − 1994. − № 2 − С. 29-42.4. Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики русской аспектологии. − СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. − 220 с.5. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. − М.: Яз.славян. культуры, 2002. − 736 с.6. Гусева Е.Н. Специфика образовательной коммуникации и вербальной агрессии в системе «Учитель – Ученик» // Мир науки, культуры и образования. − 2015. − №6 − С. 21-23.7. Данилов С. Ю. Речевой жанр проработки в тоталитарной культуре.Автореф. дисс. … канд. филол. наук. − Екатеринбург, 2001. – 18 с.8. Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. − 2017. − №10. – С. 311-323.9. Дунев А. И. Интерпретационный компонент в структуреинтенционального содержания высказывания // Проблемыинтерпретационной лингвистики: автор – текст – адресат. Межвузовскийсборник научных трудов./ Под ред. проф. Т. А. Трипольской. − Новосибирск:Изд. НГПУ, 2001. − С. 95-100.10. Дунев А.И. Речевой портрет учителя как лингвистическая и как методическая проблема // Открытая методика: в поисках утраченного или шаг в будущее?: сборник научных докладов и статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 19–20 октября 2018) / под.ред. Е. Р. Ядровской. − Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. − 230 с. 11. ДымарскийМ.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. − СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. − 284 с.12. Кобякова Н.Г. Речевая агрессия учителя в современной школе // Вестник ТГПИ. − 2012. − С.24-28.13. Cысоева Е.Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления. – Вестник Самарского университета. − 2018. − №4. – С. 48-53.14. Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. − М.: Республика, 1994. − 447 с.15. Холодович А.А. Типология речи//Историко-типологические исследования. – М.: Наука, 1967. – С. 202-208.16. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра//Жанры речи. −1997. − № 1. − С. 91–92.17. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 360 с.18. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия: Территория вражды. – М.: Форум, 2013. – 388 с.19. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. − JI.: Изд-во Ленингр. у-та, 1988. − 160 с.20. Якунин В.А., Силенок М.М. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ. − 1983.− № 17 − С. 42-48.
2. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации// Жанры речи. − 1997. − С. 18.
3. Бондарко А. В. К проблеме интенциональности в грамматике // Вопросы языкознания. − 1994. − № 2 − С. 29-42.
4. Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики русской аспектологии. − СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. − 220 с.
5. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. − М.: Яз. славян. культуры, 2002. − 736 с.
6. Гусева Е.Н. Специфика образовательной коммуникации и вербальной агрессии в системе «Учитель – Ученик» // Мир науки, культуры и образования. − 2015. − №6 − С. 21-23.
7. Данилов С. Ю. Речевой жанр проработки в тоталитарной культуре. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. − Екатеринбург, 2001. – 18 с.
8. Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. − 2017. − №10. – С. 311-323.
9. Дунев А. И. Интерпретационный компонент в структуре интенционального содержания высказывания // Проблемы интерпретационной лингвистики: автор – текст – адресат. Межвузовский сборник научных трудов./ Под ред. проф. Т. А. Трипольской. − Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. − С. 95-100.
10. Дунев А.И. Речевой портрет учителя как лингвистическая и как методическая проблема // Открытая методика: в поисках утраченного или шаг в будущее?: сборник научных докладов и статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 19–20 октября 2018) / под. ред. Е. Р. Ядровской. − Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. − 230 с.
11. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. − СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. − 284 с.
12. Кобякова Н.Г. Речевая агрессия учителя в современной школе // Вестник ТГПИ. − 2012. − С. 24-28.
13. Cысоева Е.Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления. – Вестник Самарского университета. − 2018. − №4. – С. 48-53.
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. − М.: Республика, 1994. − 447 с.
15. Холодович А.А. Типология речи // Историко-типологические исследования. – М.: Наука, 1967. – С. 202-208.
16. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра//Жанры речи. −1997. − № 1. − С. 91–92.
17. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 360 с.
18. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия: Территория вражды. – М.: Форум, 2013. – 388 с.
19. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. − JI.: Изд-во Ленингр. у-та, 1988. − 160 с.
20. Якунин В.А., Силенок М.М. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ. − 1983.− № 17 − С. 42-48.
Вопрос-ответ:
Что такое речевой жанр и категориальная ситуация?
Речевой жанр - это форма коммуникации, которая объединяет тексты с определенными структурными и функциональными характеристиками. Категориальная ситуация - это ситуация общения, которая определяет особенности использования речевых жанров.
Какие категориальные ситуации агрессии существуют в педагогическом дискурсе?
В педагогическом дискурсе можно выделить несколько категориальных ситуаций агрессии, таких как: конфликт между учениками, проявление агрессии со стороны учителя, агрессия в школьной среде и др.
Какие речежанровые характеристики присущи категориальным ситуациям агрессии?
Речежанровые характеристики категориальных ситуаций агрессии включают: языковые особенности текстов, структурные элементы жанра, специфические функции и цели коммуникации, а также степень выраженности эмоций и негативных оценок в текстах.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: категориальные ситуации агрессии имеют свои характерные особенности в педагогическом дискурсе, речевые жанры используются для выражения и описания этих ситуаций, а понимание и анализ речежанровых характеристик помогает лучше понять и изучить агрессию в педагогическом контексте.
Что означает исследование речежанровых характеристик категориальных ситуаций агрессии?
Исследование речежанровых характеристик категориальных ситуаций агрессии означает изучение особенностей речевых жанров, которые используются при описании и анализе ситуаций агрессии. В процессе такого исследования анализируются языковые и структурные особенности текстов, а также их функциональные и эмоциональные характеристики.
Какие речевые жанры и категориальные ситуации агрессии рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются речежанровые характеристики категориальных ситуаций агрессии в педагогическом дискурсе.
Что представляет собой понятие "речевого жанра"?
Понятие "речевого жанра" описывает определенный тип текста или коммуникативную форму, которая имеет свои устойчивые структурные и функциональные характеристики.
Какие категориальные ситуации агрессии рассматриваются в контексте педагогики в статье?
В статье рассматриваются категориальные ситуации агрессии, связанные с педагогическим процессом, такие как конфликты между учениками, проявления агрессии со стороны учителей и насилие в школьной среде.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что речежанровые характеристики категориальных ситуаций агрессии в педагогическом дискурсе имеют свои особенности и требуют специального исследования.
Какие методы исследования используются для изучения речежанровых характеристик категориальных ситуаций агрессии?
Для изучения речежанровых характеристик категориальных ситуаций агрессии используются методы анализа речевых жанров, дискурсивного анализа, интервьюирования и анкетирования.