Государственная Дума РФ, ее правовое положение, функции, права
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 28.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Правовой статус Государственной Думы РФ как нижней палаты российского парламента – Федерального Собрания РФ 5
1.1.Федеральное Собрание РФ как законодательный орган государственной власти: правовое положение, задачи и палаты 5
1.2.Правовой статус и функции Государственной Думы РФ 11
Глава 2.Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы РФ 16
2.1. Правовое положение депутатов Государственной Думы РФ 16
2.2. Ответственность депутатов Государственной Думы РФ 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Данный вопрос уже был поднят в правовой литературе. Было отмечено, что «…проблема формирования эффективных и действенных механизмов ответственности каждого их депутатов, как перед населением, которое его избрало, так и перед коллегами по законодательному органу власти, получает в условиях современности особенное значение и актуальность для общей процедуры повышения юридической культуры структур власти на всех уровнях РФ».В литературе выделяется четыре группы оснований для привлечения депутатов к конституционно-правовой ответственности: 1.Нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также иных нормативных актов. 2.Невыполнение или ненадлежащее выполнение депутатом своих профессиональных обязанностей. 3.Деятельность, не совместимая со статусом депутата. 4.Недостойное поведение депутата Вместе с тем имеется реальная необходимость конкретизации этих оснований для того, чтобы в дальнейшем избежать использования двойных стандартов во время принятия решения, связанного с привлечением того либо другого депутата к ответственности конституционно-правового характера.Положение, устанавливающее запрет депутата Государственной Думы РФ на занятие любой оплачиваемой деятельностью, помимо преподавательской, научной и другой творческой, установлена статьей 97 Конституции РФ, включая ст. 6 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В частности, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы запрещается заниматься деятельностью в сфере предпринимательских отношений в любых ее формах, так как в этом случае также возможен конфликт интересов разных по собственной юридической природе структур. Положение также запрещает вхождение депутатов Государственной Думы Российской Федерации в структуру органа управления хозяйственного общества либо другой коммерческой организации (к перечню которых, несомненно, следует отнести общее собрание акционеров), вместе с тем большое количество депутатов считаются держателями акций разных компаний.Иными словами, законодательство напрямую запрещает вхождение в состав управленческого органа, тогда как постановление Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливая, что общее собрание признается органом управления, подразумевает запрет на участие в деятельности общего собрания. Таким образом, депутат по факту может обладать и контрольным пакетом акций, главное – может не состоять в совете директоров и не принимать участие в деятельности общего собрания. Данная очевидная «лазейка» в законодательстве похожа на ту, в которой применялось слово «подряд» в тексте статьи 81 Конституции РФ. Однако в этой ситуации решение вопроса остается уже не в области толкования. Здесь формируется откровенная юридическая возможность, которой обязательно воспользуются некоторые парламентарии.Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо прямо установить на законодательном уровне запрет на приобретение парламентариями ценных бумаг хозяйственных обществ, также следует обязать депутатов передать существующие активы в доверительное управление на основании принципа «слепого траста» без возможности оказывать воздействие на все решения, которые принимаются поверенным.Весьма обоснованной мерой ответственности за грубое искажение информации налоговой декларации о недвижимом имуществе будет признаваться лишение гражданина соответствующего мандата депутата. В настоящее время за это предусмотрено только общественное порицание, из-за чего в регионах России депутаты один за другим отказываются подавать декларации о доходах.Уже давно назрела объективная потребность ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, устанавливающую признание в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается с умыслом, неправомерное обогащение, т.е. существенное повышение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые он в состоянии разумно обосновать.Как показывает успешный опыт борьбы с коррупционной составляющей в отдельных зарубежных государствах, положения именно данной статьи призваны обеспечивать эффективное действие антикоррупционного механизма. Интеграция данного правового установления в российское законодательство весьма осложнила бы любую возможность ведения депутатами Государственной Думы РФ неправомерной деятельности. В том случае, если в нормы УК РФ ввести статью «Незаконное обогащение», конституционно-правовая ответственность будет наступать для депутатов в виде досрочного прекращения компетенции депутата из-за вынесения обвинительного судебного приговора (невыполнение депутатом конституционной обязанности руководствоваться в собственной деятельности нормами Конституции РФ и российским законодательством). Можно говорить о том, что институт конституционно-правовой ответственности депутатов Государственной Думы РФ в настоящее время не развит надлежащим образом. Для того, чтобы повысить эффективность работы нижней палаты парламента механизмы и основания данной ответственности следует пересмотреть. Ратификация ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, введение в Уголовный кодекс РФ состава преступления «Незаконное обогащение» также должны выступать мерой конституционно-правовой ответственности, так как признаются основанием досрочного прекращения полномочий депутата по причине вынесения обвинительного судебного приговора.Для реализации рассмотренных нововведений требуется не только политическая воля, но и политическая зрелость (законодатель должен ущемить собственное положение во имя долгосрочных парламентских интересов).ЗаключениеФедеральное Собрание РФ состоит из Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ и является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительный характер государственного органа, в общем, не раскрывается в Конституции РФ и развивающем ее законодательстве, в отношении же понятия «законодательный орган» в Конституции РФ имеется четкое представление.Если говорить о порядке формирования Государственной Думы РФ, то можно сказать, что российские законодатели учредили оптимальную модель выборов, в которой сочетаются пропорциональная и мажоритарная системы. Голосование по партийным спискам полностью соответствует Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны.Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Государственная Дума - структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) - Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательной деятельности на федеральном уровне, которая является основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодаря совместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единство двухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числа имеющихся двухпалатных парламентов других государств.Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.Депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регулируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».Мы считаем, что в данном Законе следует установить исчерпывающий перечень оснований ответственности депутатов, а также полный список соответствующих санкций. К основаниям лишения мандата депутата в обязательном порядке необходимо отнести такое основание, как владение акциями хозяйственных обществ, а также наличие незадекларированного имущества.Кроме того, в данном Законе следует урегулировать процесс привлечения депутатов к ответственности, предполагающий судебную проверку фактов, признающихся ее основаниями. Вопрос о лишении мандата депутата необходимо исключить из полномочий самой нижней палаты парламента (для того, чтобы избежать политических расправ), а отнести его к полномочиям Верховного Суда РФ.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская юстиция, 2004 г., N 42. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.2019) О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета от 12 мая 1994 г. N 884. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета от 24 мая 2005 г. N 1085. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 80Научная и учебная литература:1. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2016. - №15. - С.422. Галайда Р.В. Ответственность депутата Государственной Думы Российской Федерации: некоторые вопросы реализации // Журнал «NovaUm.Ru». -2019.- № 19. - С. 136-138.3. Галайда Р.В. Правовой статус депутатов Государственной Думы // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 4. - № 10 (26). - С. 353-358.4.Дураев Т. А., Токарев В. Г. О конституционно-правовом статусе депутата Государственной Думы РФ // Журнал «Право и правоохранительная деятельности в России, странах СНГ и Европейского Союза: законодательство и социальная эффективность». – 2018. –С. 535. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2016 .-432с.6. Колесников Е. В., Пажетных Д. В. Взаимодействие Государственной думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Научный журнал «Современное право». – 2017. – С. 907. Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.8. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 391 с.9. Курашвили А. Ю. Федеральное Собрание РФ в процессе заключения международных договоров // Журнал «Право и современные государства». -2017.- С.5410. Марино И. Порядок формирования Федерального Собрания РФ: проблемы и противоречия // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки». – 2018. –С. 3211. Новикова Л.В., Калинина Я.А. Понятие и содержание законодательной власти России // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – С. 1412. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с.13.Русанова В. А. Правовой статус депутата в РФ // Журнал «Аллея науки». - № 9. – 2018. – С.42714. Смоленский М.Б. Конституционное право России : учебник / М.Б. Смоленский,. Л.Ю. Колюшкина, Е.В. Маркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2017. — 232 с.15. Фомичева О. А. Депутаты как субъекты законодательной инициативы // Журнал «Интерактивная наука». – 2017. – С. 24816. Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2017. – С. 13117. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академическогобакалавриата и магистратуры/ Шахрай С.М.— М.: Статут, 2017.— 624 c.
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская юстиция, 2004 г., N 4
2. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.2019) О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета от 12 мая 1994 г. N 88
4. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета от 24 мая 2005 г. N 108
5. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 80
Научная и учебная литература:
1. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2016. - №15. - С.42
2. Галайда Р.В. Ответственность депутата Государственной Думы Российской Федерации: некоторые вопросы реализации // Журнал «NovaUm.Ru». -2019.- № 19. - С. 136-138.
3. Галайда Р.В. Правовой статус депутатов Государственной Думы // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 4. - № 10 (26). - С. 353-358.
4. Дураев Т. А., Токарев В. Г. О конституционно-правовом статусе депутата Государственной Думы РФ // Журнал «Право и правоохранительная деятельности в России, странах СНГ и Европейского Союза: законодательство и социальная эффективность». – 2018. –С. 53
5. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2016 .-432с.
6. Колесников Е. В., Пажетных Д. В. Взаимодействие Государственной думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Научный журнал «Современное право». – 2017. – С. 90
7. Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.
8. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 391 с.
9. Курашвили А. Ю. Федеральное Собрание РФ в процессе заключения международных договоров // Журнал «Право и современные государства». -2017.- С.54
10. Марино И. Порядок формирования Федерального Собрания РФ: проблемы и противоречия // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки». – 2018. –С. 32
11. Новикова Л.В., Калинина Я.А. Понятие и содержание законодательной власти России // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – С. 14
12. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с.
13. Русанова В. А. Правовой статус депутата в РФ // Журнал «Аллея науки». - № 9. – 2018. – С.427
14. Смоленский М.Б. Конституционное право России : учебник / М.Б. Смоленский,. Л.Ю. Колюшкина, Е.В. Маркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2017. — 232 с.
15. Фомичева О. А. Депутаты как субъекты законодательной инициативы // Журнал «Интерактивная наука». – 2017. – С. 248
16. Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2017. – С. 131
17. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры/ Шахрай С.М.— М.: Статут, 2017.— 624 c.
Вопрос-ответ:
Какое положение занимает Государственная Дума РФ?
Государственная Дума РФ является нижней палатой российского парламента Федерального Собрания РФ.
Какой орган государственной власти является Федеральное Собрание РФ?
Федеральное Собрание РФ является законодательным органом государственной власти.
Какие функции выполняет Государственная Дума РФ?
Государственная Дума РФ выполняет законодательные функции, участвует в формировании правительства, решает вопросы внутренней и внешней политики страны, контролирует деятельность исполнительной власти.
Какое положение занимают депутаты Государственной Думы РФ?
Депутаты Государственной Думы РФ имеют конституционно-правовой статус и осуществляют свою деятельность на законодательной основе.
Какие права и обязанности у депутатов Государственной Думы РФ?
Депутаты Государственной Думы РФ имеют право выражать свою позицию, участвовать в принятии законов, представлять интересы избирателей. Они также обязаны соблюдать законы, работать на благо общества и выполнять свои конституционные обязанности.
Какое правовое положение имеет Государственная Дума РФ?
Государственная Дума РФ имеет статус нижней палаты российского парламента - Федерального Собрания РФ. Ее правовое положение определено Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Какие задачи и функции выполняет Государственная Дума РФ?
Государственная Дума РФ является законодательным органом государственной власти и выполняет ряд задач и функций, включая принятие федеральных законов, контроль за исполнением законов, участие в формировании правительства и другие.
Каково правовое положение депутатов Государственной Думы РФ?
Депутаты Государственной Думы РФ имеют конституционно-правовой статус, который определен Конституцией РФ и законодательством. Они имеют права и обязанности, связанные с решением законодательных вопросов и представительством интересов избирателей.
Какие функции выполняет Федеральное Собрание РФ?
Федеральное Собрание РФ является законодательным органом государственной власти и выполняет функции принятия федеральных законов, контроля за исполнением законов, участия в формировании правительства, установления налогов и другие.
Какие задачи стоят перед Государственной Думой РФ?
Государственная Дума РФ имеет задачи, такие как принятие федеральных законов, контроль за исполнением законов, участие в формировании правительства, решение других вопросов, связанных с законодательной и представительной деятельностью.