Методические разработки к изучению краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 28.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. – Теоретические основы изучения рукокрылых в школьном курсе биологии
Морфофизиологические особенности отряда рукокрылые
Экология рукокрылых
Методы биологических исследований рукокрылых
Глава 2. – Методика изучения рукокрылых в школьном курсе биологии
2.1 Место темы «Отряд Рукокрылые» в школьном курсе биологии
2.2 Изучение рукокрылых млекопитающих на уроках биологии
2.3 Практикум по теме «Рукокрылые»
Заключение
Список литературы
Добывая это сладкое лакомство, они тем самым способствуют процессу опыления цветков. Эвкалипт и инжир – излюбленная пища летучих лисиц.Значение рукокрылых млекопитающих в природе и жизни человека.Представители животных, о которых идет речь в нашей статье, своей жизнедеятельность приносят как пользу, так и вред. Например, в Пакистане на летучую собаку ведется нелегальная интенсивная охота, поскольку она имеет очень ценный жир. В некоторых странах блюда из рукокрылых являются изысканным деликатесом. Известно, что в древние времена инки украшали мехом этих животных свою одежду. Причем такой наряд был признаком богатства и власти. Известны случаи, когда летучие мыши в больших количествах поедали вредителей леса, тем самым способствуя его росту. Рукокрылые, питающиеся плодами, способствуют их распространению. Преодолевая в течение суток приличные расстояния, летучие мыши и крыланы переносят и их семена. Вместе с непереваренными остатками пищи они попадают в почву, далеко от местности произрастания. Все это способствует расселению многих видов растений по поверхности планеты. Представители рукокрылых занимают свою важную нишу в пищевых цепях многих экосистем. Они не только уничтожают различные живые компоненты биоценозов. Перенося опасные инфекционные заболевания, они способны регулировать их численность. Отрицательное значение рукокрылых также связано с тем, что, питаясь сочными плодами, они все чаще предпочитают лакомиться ими в садах, нанося существенный вред урожаю. Эти животные, являясь основой мифов и легенд о вампирах, чаще всего безопаснее, чем многие другие. Итак, отряд рукокрылых является единственной систематической группой класса млекопитающих, способных к активному полету благодаря наличию киля и кожных складок, образующих крылья.2.3 Практикум по теме «Рукокрылые»На данный момент пред современной наукой стоит актуальная задача - заинтересовать школьников в изучении естественнонаучных дисциплин, в частности – биологии. Помочь понять необходимость научных концепций, теорий, характерных для биологии, осознать универсальность законов природы и их значимости в жизни человека.Для того чтобы наиболее эффективно осуществить этот образовательный процесс необходимо содействовать ученикам в процессе обучения, развивать в них потребность к познавательной деятельности и интерес к самостоятельному поиску информации, а в процессе получать те навыки и умения, которые в дальнейшем помогут развиваться в выбранном направлении и быть эффективным во всех сферах науки и жизни в целом.Для того чтобы стимулировать интерес к биологии необходимо применять на этапе школьного обучения инновационные методики в организации образовательного процесса, использовать современные технологии обучения.Именно нестандартный подход к изучению привычных на первый взгляд вещей, с учётом интересов учеников и использованием современных достоверных научных данных может стимулировать интерес к биологии.Интерактивные технологии обучения являются наиболее эффективными с точки зрения актуализации познания у учащихся.Это процесс, основанный на системе правил для организации взаимодействия между школьниками, студентами и преподавателями, педагогически, обеспечивающих продуктивным познавательным общением, благодаря чему создаются условия для школьников, чтобы преуспеть в учебной деятельности и развить необходимые навыки.Одним из современных и эффективных способов преподнести информацию учащимся в интересном формате является квест - интеллектуальная игра, в которой участник или участники должны пройти через ряд препятствий, показывая смекалку для достижения цели. В английском языке слово «quest» означает: поиск, искать, разыскивать.Использование интерактивных технологий обучения, предназначены для решения различных задач, в том числе:Развитие коммуникативных универсальных учебных действий, Развитие познавательных универсальных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации)3. Обеспечение формирования умений и навыков самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения4. Обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение стрессовой нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности. Одним из наиболее эффективных видов интерактивных технологий – интерактивная игра, она позволяет улучшить взаимодействие педагога и учеников, позволяет учащимся сознательно усвоить информацию.Образовательные квесты в настоящее время становятся всё более популярными, так как сам по себе подобный интерактив требует от участников решения нестандартных интеллектуальных задач, с целью дальнейшего продвижения по условному сюжету.Сюжет в свою очередь может быть предопределённым, или подразумевать разнообразие исходов событий, которые зависят от игрока, его выбора и предпринятых действий.В образовательном процессе квест представляет собой вид деятельности в котором ученики самостоятельно проводят поиск информации и изучают её по определенным локациям, решают проблему (поставленную задачу) с применением ранее полученных знаний и навыков, получая в процессе новый опыт, а также информацию относительно предмета своего исследования.В отличие от классического урока или лабораторной работы квест требует от участников практического применения своих знаний пусть и в искусственно смоделированных условиях, он обладает сюжетными элементами, задействует ресурсы территории на которой проводится и вовлекает в процесс расследования своих участников.Образовательные квесты могут быть организованны на совершенно разных территориях, их выбор обусловлен лишь тем насколько то или иное место соответствует ожидаемым результатам и насколько в тех или иных условиях можно наиболее эффективно осуществить интерактивный образовательный процесс.В зависимости от сюжета квесты могут быть: 1. Линейными. В них игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не достигнут цели2. Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но пути решения выбирают самостоятельно3. Кольцевыми, они представляют собой линейный квест, но замкнутыйСтруктура образовательного квеста может выглядеть следующим образом: 1. введение (сюжет, роли)задания (этапы, вопросы, задания)порядок выполнения (бонусы, штрафы)оценка (итоги, вознаграждение)От педагога при разработке квеста требуется определение актальных целей и задач, аудитории участников, формата квеста, написание сценария, выбор локации, оценка ресурсов, поиск помощи в организации мероприятия, а также назначение даты проведения интерактива и мотивация будущих участников.Задачами проведения квеста являются: 1. Более подробное изучение школьного курса биологии; 2. Обращение внимания обучающихся на проблемы исчезновения и недостаточной изученности видов из отряда рукокрылые3. Формирование у обучающихся интереса к познавательной деятельности, самостоятельному поиску необходимой информации4. Углубленное и наглядное изучение материала, которому в школьном курсе отведено малое количество времени5. Экологическое и эстетическое воспитание школьниковДля проведения такого мероприятия с целью углубленного изучения отряда рукокрылые подойдёт естественно-научный музей, располагающий наглядной материальной базой либо природный объект, находящийся в территориальной доступности для проведения интерактива, безопасный для учеников и относящийся к теме открытого урока.Итогом практического занятия принято ожидать получение учениками опыта применения ранее полученных знаний, их углубление и закрепление, повышение интереса к изучению живой природы, а также укрепления понимания важности сохранения исчезающих видов рукокрылых.ЗаключениеВ школьном курсе биологии идиоадаптациям к ночному образу жизни уделено мало внимания, а информация, представленная в учебниках не достаточно ёмкая и её количества недостаточно для того чтобы подробно изучить такую достаточно сложную и важную тему как «отряд рукокрылые». Информации, касаемо краснокнижных представителей данного отряда тем более не представлено, именно по этой причине, является необходимым сделать доступными для обучающихся источники литературы, несущие информацию по данному разделу, организовать внутриклассные занятия, в том числе и лабораторные, которые раскроют проблематику важности сохранения краснокнижных представителей рукокрылых.Эффективным способом развить интерес к естественным наукам, проблемам биоразнообразия, а также морфофизиологическим особенностям представителей отряда рукокрылые являются интерактивные занятия, которые могут включать в себя предоставление наглядного материала, такого как – фиксированные препараты, таблицы, слайдовые презентации, мероприятия выездного характера (посещение музеев, естественно-научных институтов, полевые экскурсии). Также важным пунктом в изучении данного раздела в школьном курсе является проведение самостоятельных работ учениками, которые включают в себя – наблюдение, опыты и практические работы. Данные методы исследований помогут не только более углубленно изучить отряд, но и развить в учащихся самостоятельность, обучить их эффективному поиску информации из имеющихся доступных им источников.Список литературыА. Новик. Рукокрылые летуны // Юный натуралист. — 1975. — № 7. — С. 30—35.Александра Борисова. Крылья для Бэтмена. Газета.ru (25.02.2013). Дата обращения 10 февраля 2016.Анна Говорова. Летучие мыши используют разную тактику приземления вниз головойБаранов А.А. и др. Фауна и экология животных юга Средней Сибири. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. – Красноярск, 2006.Башенина Н.В. Географическая изменчивость хищных птиц и их питание // Орнитология, 1968. Вып. 9. С 49-57.Ботвинкин А.Д. Летучие мыши в Прибайкалье (биология, методы наблюдения, охрана). – Иркутск, 2002. – 208 с.Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М. С. Гилярова и др. — М.: изд. Советская Энциклопедия, 1989.Гаврилов Э.И., Иванчев В.П., Котов А.А., Кошелев А.И., Назаров Ю.Н., Нечаев В.А., Нумеров А.Д., Приклонский С.Г., Пукинский Ю.Б., Рустамов А.К. Птицы России и сопредельных регионов. Рябкообразные. Голубеобразные. Кукушкообразные. Совообразные. – М.: Наука, 1993. – 400 с.И. М. Ковалева, Л. А. Тараборкин. Вклад кожи летательных перепонок в общий газообмен у рукокрылых (Сhiroptera) // Доклады Национальной академии наук Украины. — 2007. — № 9. — С. 140—145.Инна Тер-Григорян. Летучие мыши переговорили всех. Газета.ru (22.10.2007).Кузякин А. П. Летучие мыши (Систематика, образ жизни и польза для сельского и лесного хозяйства). — М.: Советская наука, 1950. — 443 с.Курсков А. Н. Рукокрылые охотники. — М.: Лесная промышленность, 1978. — 136, [8] с. — 70 000 экз.Мосияш С. С. Летающие ночью: Научно-популярный очерк о рукокрылых / Рецензенты: К. К. Панютин, О. Ф. Чернова. — М.: Знание, 1985. — 160 с. — 150 000 экз.Наумов Н. П., Карташев Н. Н. 2 // Зоология позвоночных. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биологических специальностей университетов. — М.: «Высшая школа», 1979. — 175 с.Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. — Ч. 2. — Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 272 с., ил.Нэнси Симмонс. Встать на крыло // В мире науки. — 2009. — № 3.Павел Котляр. Летучие лисы освоили оральный секс. Газета.ru (6.04.2013). Дата обращения 5 февраля 2016.Пасечник В.В. Биология. 7 класс. – 3-е изд. – М.:2014. – 256 с.Пономарёва И.Н. Биология. 7 класс. – М.: 2014. – 272 с.Пётр Смирнов. Грязь расправляет крылья. Газета.ru (23.04.2008). ДатаПоздняков А. А. 2010. Этимология русских названий рукокрылых. — Первые международные Беккеровские чтения (22—27 мая 2010 года). — Волгоград. — С. 362—364.Соколов В. Е. Систематика млекопитающих. Т. 1. (отряды: однопроходных, сумчатых, насекомоядных, шерстокрылов, рукокрылых, приматов, неполнозубых, ящеров). — М.: Высшая школа, 1973. — 432 с.Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – Дрофа, 2014. – 256 с.Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. – М.: 2014. – 160 с.Тарасов О. В. Радиоэкология наземных позвоночных головной части Восточно-Уральского радиоактивного следа: Автореф. дис. канд. биол. наук. — Озерск, 2000.Шнобелевка-2010: бактерии в соплях китов и бородах учёных (недоступная ссылка). Membrana (1 октября 2010).Hutcheon J. M., J. A. W. Kirsch 2004. Camping in a different tree: Results of molecular systematic studies of bats using DNA-DNA hybridization. -— J. Mamm. Evol., 11(1): 17-44.Hutcheon J.M., Kirsch J.A.W. 2006. A moveable face: deconstructing the Microchiroptera and a new classification of extant bats. — ActaChiropterologica, 8(1): 1-10.Nishihara H., Hasegawa M., Okada N. 2006. Pegasoferae, an unexpected mammalian clade revealed by tracking ancient retroposon insertions. — Proceedings of the of Sciences of , 103: 9929-9934.СссылкиРоссийская Рабочая Группа по Рукокрылым на сайте Зоологического музея Московского государственного университета имени М. В. ЛомоносоваЛетучие мыши — Рукокрылые Chiroptera (chiroptera.ru) — сайт о рукокрылых
2. Александра Борисова. Крылья для Бэтмена. Газета.ru (25.02.2013). Дата обращения 10 февраля 2016.
3. Анна Говорова. Летучие мыши используют разную тактику приземления вниз головой
4. Баранов А.А. и др. Фауна и экология животных юга Средней Сибири. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. – Красноярск, 2006.
5. Башенина Н.В. Географическая изменчивость хищных птиц и их питание // Орнитология, 1968. Вып. 9. С 49-57.
6. Ботвинкин А.Д. Летучие мыши в Прибайкалье (биология, методы наблюдения, охрана). – Иркутск, 2002. – 208 с.
7. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М. С. Гилярова и др. — М.: изд. Советская Энциклопедия, 1989.
8. Гаврилов Э.И., Иванчев В.П., Котов А.А., Кошелев А.И., Назаров Ю.Н., Нечаев В.А., Нумеров А.Д., Приклонский С.Г., Пукинский Ю.Б., Рустамов А.К. Птицы России и сопредельных регионов. Рябкообразные. Голубеобразные. Кукушкообразные. Совообразные. – М.: Наука, 1993. – 400 с.
9. И. М. Ковалева, Л. А. Тараборкин. Вклад кожи летательных перепонок в общий газообмен у рукокрылых (Сhiroptera) // Доклады Национальной академии наук Украины. — 2007. — № 9. — С. 140—145.
10. Инна Тер-Григорян. Летучие мыши переговорили всех. Газета.ru (22.10.2007).
11. Кузякин А. П. Летучие мыши (Систематика, образ жизни и польза для сельского и лесного хозяйства). — М.: Советская наука, 1950. — 443 с.
12. Курсков А. Н. Рукокрылые охотники. — М.: Лесная промышленность, 1978. — 136, [8] с. — 70 000 экз.
13. Мосияш С. С. Летающие ночью: Научно-популярный очерк о рукокрылых / Рецензенты: К. К. Панютин, О. Ф. Чернова. — М.: Знание, 1985. — 160 с. — 150 000 экз.
14. Наумов Н. П., Карташев Н. Н. 2 // Зоология позвоночных. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биологических специальностей университетов. — М.: «Высшая школа», 1979. — 175 с.
15. Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. — Ч. 2. — Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 272 с., ил.
16. Нэнси Симмонс. Встать на крыло // В мире науки. — 2009. — № 3.
17. Павел Котляр. Летучие лисы освоили оральный секс. Газета.ru (6.04.2013). Дата обращения 5 февраля 2016.
18. Пасечник В.В. Биология. 7 класс. – 3-е изд. – М.:2014. – 256 с.
19. Пономарёва И.Н. Биология. 7 класс. – М.: 2014. – 272 с.
20. Пётр Смирнов. Грязь расправляет крылья. Газета.ru (23.04.2008). Дата
21. Поздняков А. А. 2010. Этимология русских названий рукокрылых. — Первые международные Беккеровские чтения (22—27 мая 2010 года). — Волгоград. — С. 362—364.
22. Соколов В. Е. Систематика млекопитающих. Т. 1. (отряды: однопроходных, сумчатых, насекомоядных, шерстокрылов, рукокрылых, приматов, неполнозубых, ящеров). — М.: Высшая школа, 1973. — 432 с.
23. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – Дрофа, 2014. – 256 с.
24. Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. – М.: 2014. – 160 с.
25. Тарасов О. В. Радиоэкология наземных позвоночных головной части Восточно-Уральского радиоактивного следа: Автореф. дис. канд. биол. наук. — Озерск, 2000.
26. Шнобелевка-2010: бактерии в соплях китов и бородах учёных (недоступная ссылка). Membrana (1 октября 2010).
27. Hutcheon J. M., J. A. W. Kirsch 2004. Camping in a different tree: Results of molecular systematic studies of bats using DNA-DNA hybridization. -— J. Mamm. Evol., 11(1): 17-44.
28. Hutcheon J.M., Kirsch J.A.W. 2006. A moveable face: deconstructing the Microchiroptera and a new classification of extant bats. — Acta Chiropterologica, 8(1): 1-10.
29. Nishihara H., Hasegawa M., Okada N. 2006. Pegasoferae, an unexpected mammalian clade revealed by tracking ancient retroposon insertions. — Proceedings of the of Sciences of , 103: 9929-9934.
Сссылки
1. Российская Рабочая Группа по Рукокрылым на сайте Зоологического музея Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
2. Летучие мыши — Рукокрылые Chiroptera (chiroptera.ru) — сайт о рукокрылых
Вопрос-ответ:
Какие методические разработки существуют для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии?
Существует несколько методических разработок к изучению краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии. Одна из таких разработок включает в себя теоретические основы изучения рукокрылых, морфофизиологические особенности отряда рукокрылые, экологию рукокрылых и методы биологических исследований рукокрылых. Также существует методика изучения рукокрылых в школьном курсе биологии, которая включает разделы о месте темы отряда рукокрылые в школьном курсе биологии, изучение рукокрылых млекопитающих на уроках биологии и практикум по теме Рукокрыл.
Какие теоретические основы изучения рукокрылых включает методическая разработка к школьному курсу биологии?
Методическая разработка к школьному курсу биологии включает в себя теоретические основы изучения рукокрылых. Это включает в себя изучение морфофизиологических особенностей отряда рукокрылые, таких как строение и функционирование их летательного аппарата, определение классификации и систематики рукокрылых, а также изучение их биологических особенностей и поведения.
Какие методы биологических исследований используются при изучении рукокрылых?
При изучении рукокрылых, используются различные методы биологических исследований. Некоторые из них включают проведение полевых наблюдений рукокрылых в естественной среде обитания, сбор и анализ их морфологических и физиологических данных, изучение их поведения и взаимодействия с другими видами и оценку их численности и популяционной динамики.
Какие методические разработки существуют по изучению краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии?
Существуют различные методические разработки, которые предлагаются для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии. Некоторые из них включают в себя проведение полевых исследований, изучение анатомии и физиологии рукокрылых, а также участие в протоколировании видов в рамках научных проектов.
Какие особенности морфологии и физиологии отряда рукокрылых?
Отряд рукокрылых отличается от других групп рукокрылых млекопитающих особыми морфофизиологическими особенностями. Одна из основных особенностей - наличие летательных перетяжек, позволяющих рукокрылым летать. Они также имеют особую структуру крыла и костную систему, а также специализированную морфологию, которая позволяет им приспосабливаться к различным условиям среды.
Какие методы биологических исследований применяются при изучении рукокрылых?
При изучении рукокрылых применяются различные методы биологических исследований. Одним из таких методов является метод наблюдения в естественной среде обитания рукокрылых, который позволяет изучать их поведение и экологию. Также используются методы сбора проб, дальнейшего анализа и классификации с помощью микроскопических методов, а также методы эксперимента, позволяющие проводить дополнительные исследования и проверять гипотезы.
Какова методика изучения рукокрылых в школьном курсе биологии?
Методика изучения рукокрылых в школьном курсе биологии включает несколько аспектов. Во-первых, она предполагает изучение основных теоретических сведений о рукокрылых, их морфологии, физиологии и экологии. Во-вторых, она включает проведение практических занятий, таких как наблюдения и эксперименты, которые позволяют учащимся получить практические навыки в работе с рукокрылыми.
Какие методические разработки доступны для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии?
Для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии доступны различные методические разработки, которые содержат информацию о морфофизиологических особенностях рукокрылых, их экологии, а также методах биологических исследований. Эти разработки помогают учащимся понять значимость и уникальность данного отряда млекопитающих.
Каковы основные теоретические базы изучения рукокрылых в школьном курсе биологии?
Основные теоретические базы изучения рукокрылых в школьном курсе биологии включают изучение их морфофизиологических особенностей, их экологии и ролях в экосистемах. Ученики узнают о значимости рукокрылых в природных биоценозах, включая их роль в распространении пылевых зерен растений, опыления цветков, а также в распространении семян и пищевых продуктов.
Какие методы биологических исследований используются при изучении рукокрылых?
При изучении рукокрылых могут использоваться различные методы биологических исследований. Сюда входят наблюдения в природной среде, исследования анатомической структуры рукокрылых, анализ экологических взаимодействий, изучение поведенческих особенностей, а также сбор образцов и проведение лабораторных исследований.
Какую роль играют рукокрылые в экосистемах?
Рукокрылые играют важную роль в экосистемах. Они являются важными опылителями цветков и распространителями семян. Кроме того, они участвуют в циркуляции пылевых зерен растений, что помогает сохранить биоразнообразие и экологическую устойчивость. Рукокрылые также являются источником пищи для других животных.
Какие методические разработки существуют для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии?
Существует ряд методических разработок, которые могут быть использованы для изучения краснокнижных видов рукокрылых в школьном курсе биологии. Одна из них предполагает использование учебных пособий, аудиовизуальных материалов и интерактивных заданий, которые помогут учащимся узнать больше о рукокрылых. Другая методика включает в себя проведение экскурсий в места обитания рукокрылых, где школьники смогут наблюдать за этими животными в естественной среде.