Роль медсестры в реабилитации детей с овз по средством собаки-терапевта (канистотерапия)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 30 30 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 29.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы применения канистерапии в психолого-педагогическом сопровождение детей с ОВЗ 5
1.1. Канистерапия как современное направление в работе с детьми с ОВЗ 5
1.2. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей о ОВЗ… 10
1.3. Специфика организации занятий по канистерапии 13
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению канистерапии в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 23
2.1. Методы и организация исследования 23
2.2. Содержание работы по применению канистотерапии с привлечением медсестры 38
2.3. Оценка эффективности проведенной работы 50
Заключение 56
Список литературы 60




Фрагмент для ознакомления

Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции разработка метода включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.Собаки успокаивают, и избавляют от нервного напряжения, предотвращают сердечные приступы, смягчают скачки кровяного давления, снимают и облегчают болевые синдромы и многое другое. Желание собаки быть рядом с человеком, и всячески демонстрировать ему своё обожание, ласку, преданность, именно эти качества используются специалистами для работы с «проблемными детьми». В настоящее время канистерапия может использоваться при реабилитации и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечнососудистые заболевания, а так же как средство коррекции психо-эмоциональных состояний детей.Ребёнок может получить положительный эмоциональный заряд от общения с животным миром, особенно если этим животным является собака. Дети, занимающиеся с собакой, постепенно переносят, позитивное к ним отношение на своё окружение, на мир в целом, становятся более общительными, легче идут на контакт. Собака при участии специалистов может помочь больному ребёнку сделать его жизнь и жизнь его близких легче, привить им новые качества, которых их лишила болезнь. Занятия канистерапией предполагают тесный тактильный контакт ребёнка с собакой на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускаются исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам-терапевтам.Отличительные особенности программыОсобенность программы состоит в организации учебно-воспитательного процесса с применением метода канистерапии, то есть организации взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями в здоровье со специально подготовленной собакой. Основная идея состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья не только с педагогом, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Преимущество программы в том, что практически отсутствуют противопоказания и побочные эффекты. Ребенок в любом случае получает позитивные эмоции, а это уже очень много для ребятишек с особенностями в развитии.Особенности метода канистерапии:Широта применения. Возможность применения в работе с широким спектром нарушений, различающихся как по форме, так и по тяжести проявлений. Метод канистерапии может применяться даже в процессе работы с очень тяжёлыми детьми, устойчивыми к большинству других коррекционноразвивающих техник.Системность терапевтического воздействия. Повышение адаптационных возможностей ребёнка является результатом развития всей совокупности психических процессов и навыков, расширения возможностей внешней и внутренней деятельности.Эклектичность. Возможность сочетания или включения в процессканистерапии иныхкоррекционно-развивающихметодик ипсихотерапевтических техник.Гибкость. Метод канистерапии обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и регулирование интенсивности воздействий с учётом состояния на данный момент времени.Высокая эмоциональная насыщенность занятий. Взаимодействие ребёнка с собаками носит яркую эмоциональную окраску.Игровая форма занятий. Обеспечивает легкость принятия ребёнком канистерапевтической среды и снижает интенсивность фрустрирующих воздействий.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с ОВЗ.Программа способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения.Цель программы: создание оптимальных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации взаимодействия со специально подготовленными собаками.Задачи:формирование навыков моторной активности у детей с ДЦП, повышение эмоциональной активности ребенка, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно;развитие эмоционального контакта и ориентация аутичного ребенка в социуме;стимуляция психической активности, направленной на развитие восприятия, моторики и зрительно-двигательной функции и развитие речи;формирование целенаправленного поведения и развитие осмысленного отношения к миру;формирование активного позитивного взаимодействия с участниками занятий и собаками;воспитание заботливого отношения к животным.Адресат обучающихсяПрограмма «Добрый пес» адресована детям с ограниченными возможностями в здоровье, больным детским церебральным параличом, детям с задержкой психического развития и умеренной умственной отсталостью, «синдромом Дауна» и детям с проявлениями детского аутизма. Возраст детей проходящих обучение по данной программе - от 6 до 13 лет.Логика построения программыПрограмма рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Программа предусматривает изучение следующих модулей:Вводное занятие. Знакомство ребенка с собакой.Развитие навыков моторной активности у ребенка.Повышение эмоциональной активности ребенка.Развитие речи.Знакомство с материалом программы построено на принципе от простого к сложному.Занятия по программе «Добрый пес» проводятся индивидуально и в группах. В группы дети объединяются по симптоматике и не более 3 человек. Занятия проходят по индивидуальному графику для каждого ребенка. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю (по необходимости). В зависимости от сезона занятия могут проводиться как в помещении учебного класса, так и на открытой площадке, специально оборудованной для занятий с собакой. Продолжительность занятий определяется индивидуально для каждого ребенка и варьируется от 30 до 45 минут.Занятия имеют гибкую структуру, которая подбирается с учетом возрастных особенностей детей, степени выраженности проблем в развитии, эмоционального состояния ребенка в день занятия. Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных. На занятиях активно используются методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (российский психолог, доктор психологических наук), так как контакт - это доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, инструмент изучения и коррекции. Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Содержание занятий включает в себя познавательный материал и элементы развивающих игр и упражнений. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.Формы организации образовательного процессаОсновной формой реализации программы «Добрый пес» является - занятие. Занятия имеют практическую направленность, на каждом занятии проходит непосредственное взаимодействие ребенка и собаки (или нескольких собак по необходимости). Приоритет отдается активным формам преподавания - упражнениям и наглядным - использования рисунков.Принципы построения программыПринцип Доступности и инДивиДуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.Принцип послеДовательности и системности (постепенное усложнение учебного материала от простого к сложному).Принцип инДивиДуализации личностно-ориентированного развития (учитывается индивидуальность воспитанника, его видение окружающего мира, его темперамент, интересы, запросы);Принцип комплексности - тесная взаимосвязь всех сторон образовательного процесса (физической, психологической, воспитательной работы, педагогического контроля, психологический мониторинг).2.3. Оценка эффективности проведенной работыНа контрольном этапе исследования мы использовали те же самые методики, что и на констатирующем.Рассмотрим результаты диагностики детей по методике «Картинки» Смирновой-Холмогоровой.Таблица 5Результаты методики «Картинки» Смирновой-Холмогоровой в экспериментальной группе на контрольном этапе№Фамилия ИмяБаллы (Шифр: «-» - пропуск ответа У-уход от решения; А-агрессивное решение, В-вербальное решение; П-продуктивное решение). Вывод1. Косенко Всеволод4 (АУАУ) Склонность к агрессии, средний уровень социального интеллекта2. Арутюнян Ануш4 (УУУУ) Склонность к избеганию, средний уровень социального интеллекта3. Севастьянов Архип6 (АППА) Высокий уровень социального интеллекта4. Шамсиева Деля5 (-УПП) Нет склонности к агрессии, средний уровень социального интеллекта5. Клименко Дарья5 (УПАА) Склонность к агрессии, средний уровень социального интеллекта6. Сологуб Татьяна6 (ВУПА) Высокий уровень социального интеллекта, склонность использовать разные стратегии: как продуктивные, так и непродуктивные7. Иващенко Денис5 (АААУ) Склонность к агрессии, средний уровень социального интеллекта8. Сухубов Александр4 (У-ПА) Средний уровень социального интеллекта9. Пак Кирилл 4 (АААА) Склонность к агрессии, средний уровень социального интеллекта10.Сидоров Андрей5 (ВУП-) Средний социальный интеллектКак мы видим из Таблицы 5, на контрольном этапе у большинства детей (8 человек) зафиксирован высокий уровень развития социального интеллекта, у двоих – высокий. Среднего уровня после проведения серии коррекционных занятий не осталось. Далее рассмотрим результаты методики «Несуществующее животное».Показатели, характеризующие эмоциональность учащихся по методике «Несуществующее животное»Рисунок 2 – Результаты исследования в экспериментальной группе по методике «Несуществующее животное» на контрольном этапе исследованияТаким образом, полученные на контрольном этапе исследования по методике «Несуществующее животное» результаты показали, что из 10 испытуемых, у 4(40%) испытуемых выявлена агрессивность, 3(30%) испытуемым свойственно импульсивность, подавлены 4(40%) испытуемых, эмоциональная неустойчивость выявлено у 3(30%), заниженная самооценка у 5(50%) и выраженная тревожность у 40%. Почти по всем показателям уровень выраженности снизился, но незначительно, в среднем на 10%.Далее рассмотрим результаты детей по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» Орловой И.А., Холмогоровой В.МТаблица 6Уровень общения со сверстниками детей экспериментальной группы№Фамилия ИмяБаллы Уровень развития общения со сверстниками1. Косенко Всеволод2 Средний2. Арутюнян Ануш2 Средний3. Севастьянов Архип1 Высокий4. Шамсиева Деля2 Средний5. Клменко Дарья2 Средний6. Сологуб Татьяна2 Средний7. Иващенко Денис2 Средний8. Сухубов Александр1 Высокий 9. Пак Кирилл 2 Средний10.Сидоров Андрей3 Низкий Как мы видим из таблицы 6, у большинства детей экспериментальной группы (7 человек) отмечен средний уровень развития общения со сверстниками, у двоих человек – высокий уровень. На низком остался один ребенок. Для контингента детей с умственной отсталостью данные результаты мы расцениваем как позитивную динамику.Далее рассмотрим результаты диагностики детей по методике «Неоконченые рассказы» Гавриловой Т.П.Таблица 7Характер эмпатии у детей экспериментальной группы№Фамилия ИмяБаллы (в пользу другого) Характер эмпатии1. Адамян Андроник3 Гуманистическая2. Гаспарян Татевик2Гуманистическая3. Самойленко Юлия1 Эгоцентрическая4. Самойленко Юрий2Гуманистическая5. Симоненко Наталья1 Эгоцентрическая6. Силантьева Ангелина2Гуманистическая7. Логинов Семен2 Гуманистическая8. Баичкин Дмитрий1 Эгоцентрическая9. Сапронов Антон2Гуманистическая10.Зинченко Макар3ГуманистическаяКак мы видим из таблицы 7, у большинства детей (70%) гуманистический характер эмпатии, у троих (30%) – эгоцентрический, детей, которые с заданием не справились, выявлено не было. Это говорит о том, что большинство детей видят ситуацию на контрольном этапе исследования не только со своей позиции, но и способны поставить себя на место другого, что в целом для детей с умственной отсталостью может быть расценено как позитивная динамика. ГруппыТестыЭкспериментальная группа (контрольный этап)Экспериментальная группа (констатирующий этап)Уровень достоверности различия средних по t-критерию Стьюдента ХmσхMσУровень общения1,60,10,411,80,10,412,07 (p>0,05)Эмпатия1,90,040,511,80,040,511,51 (p>0,05)Статистическая обработка позволила сделать выводы, что экспериментальная программа позволила получить достоверный (p>0,05) прирост в экспериментальной группе как в показателях уровня общения, так и относительно эмпатии, также значительный прогресс выявлен не только для балльного распределения, но и для распределения по уровням. Таким образом, повторное эмпирическое исследование социальных навыков детей с умственной отсталостью показало, что у большинства детей с умственной отсталостью социальные навыки развиты лучше, чем на констатирующем этапе исследования. Следовательно, разработанная и апробированная нами программа показала свою эффективность. ЗаключениеКанистерапия являетсяочень интересным и перспективным методомпсихообразовательнойработы.К сожалению, технический прогресс значительныев отдаляет человека от природы, которая способна восстанавливать и исцелять.Безусловная любовь и абсолютное принятие, что дарят нам собаки, осуществляют чудеса даже с «особыми» детьми.Итак, синтезируя результаты исследований, определим преимуществаканистерапиивпсихообразовательнойреабилитационной деятельности.1.Общение с собакой, в первую очередь, повышает мотивацию, поэтому прогресс происходит не на преодолении препятствий (физических, психических), а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-нибудь для животного.Собака является достаточно активным участником взаимодействия, к тому же она тонко чувствует настрой ребенка, его психоэмоциональное состояние, угадывает его желания.2.Важным аспектом является то, что собака понимает, что ей хочется сказать ребенок, а это дает возможность ребенку почувствовать себя успешным, проявить своий лидерские качества и получить положительную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который рядом.3.Ребенок реализует и удовлетворяет потребности: быть признанной в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность в общественно полезном труде, проявления заботы об окружающих и тому подобное.4.Дети с умственной отсталостью и другими особенностями развития общаютсясо взрослыми и сверстниками более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.5.Несомненную пользу для развития когнитивной сферы ребенка.Поскольку в ходезанятий используется много новых слов и терминов по кинологии, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задачи, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к учебе.6.Собака считывает информацию об эмоциональном состоянии ребенка на невербальном уровне, что позволяет ей более чутко реагировать на меняющееся состояние ребенка и помогать последний контролировать свои эмоции.7.Программа занятий может включать в себя и физическую реабилитацию.Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.При этом механизм улучшения самочувствия связан с усиленным производством эндорфинов при длительной мышечной активности, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.8.Важной составляющей занятий является наглядность.Для проведения занятий используются стенды, плакаты, кинологическое снаряжения (собачьи игрушки,поводкии т.д.), костюмированные театральные шоу с собаками.Дети не только привлекаются к участию в различных играх, но также являются активными участниками разработки и подготовки сценариев шоу, музыкальных постановок,сказкотерапии, выходят с собаками и показывают разные номера, придумывают и проводят соревнования, в которых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми.В результате занятий удается помочь детям преодолеть страх и неуверенность в себе во время публичных выступлений.В РФ канистерапиясовершенно новое и молодое направление реабилитации и терапии, которым занимается небольшое количествоэнтузиастов-психологов, инструкторов-дрессировщиков,реабилитологов.Существует потребность в создании соответствующих государственных нормативов, методических рекомендаций сотрудничестве со специалистами соответствующей медицинской направленности и в проведении исследований с целью отслеживания результативности применения метода.Вторая глава дипломной работы посвящена эмпирическому изучению социальных навыков на занятиях школьного цикла. Рассмотрены методические приемы изучения социальных навыков на предметных уроках, проанализированы результаты экспериментального изучения социальных навыков на занятиях школьного цикла, а также произведено сравнительное изучение социальных навыков на предметных уроках.Работа реабилитационной медицинской сестры в команде со специалистами в рамкам канистерапии представляет собой не только максимальное физическое восстановление пациента, но и его личного и социального статуса, способ подхода к человеку с ограниченными возможностями, характеризующемуся разносторонними усилиями, направленными на различные сферы жизнедеятельности и на изменение его отношения к себе и к своей болезни.Данная служба требует от медицинской сестры опыта, высокой профессиональной подготовки, глубоких знаний в области медицины, педагогики, психологии, социологии и права, а так же умение обучить и психологически поддержать пациентов и членов их семей.В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что на контрольном этапе исследования у большинства детей с умственной отсталостью социальные навыки развиты лучше, чем на констатирующем этапе исследования. Следовательно, разработанная и апробированная нами программа показала свою эффективность.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза нашла эмпирическое подтверждение.Список литературыБлинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова // Учебное пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136с.Брак, У.Б. Отставание в развития [Текст] / У.Б. Брак. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство // Отклонения и нарушения. - М.: Академия, 2005. - 352 с.Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния ребенка (нормативы детского возраста). — М., 2002. — 96 с.Веревкина О.В. Анималотерапия как инновационный и перспективный метод психологической работы // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки». – 2017. – № 5. – С. 1-11.Власова, Т.А., Иванов, Е.С., Певзнер, М.С. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. Защиринская О.В. // Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.Ворожбитова А.Л., Тютина Е.А. Рекреационный потенциал канистерапии в условиях реабилитационного центра для детей и подростков - Труды Северо-Кавказского федерального университета 1997, 4, 162.Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; [учебн. для вузов;спец. л-ра]. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский; [Библиотека всемирной психологи]. – М. : Изд-во «Смысл». – 2005. – 1136 с.Голенищева, Н.В. Коррекционные аспекты канистерапии - зарубежный и российский опыт[Текст] / Н. В. Голенищева. - М., 2006. - 116 с.Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. - М., 1999. - 216 с. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры - Ученые записки Забайкаль-ского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2016, 11, 2.Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записка ЗабГУ. – 2016. – Т. 11, № 2. – С. 135-142.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная; [учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-тов / 2-е изд., перераб.]. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 122 с.Камнева О.А. Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями -Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2011, 21-1, 85-89.Канон канистерапии[Текст] /Методические наработки польского общества канистерапии. -Спб., 2005. -119с.Кароматов И.Д. Простые лекарственные средства - в четырех книгах, книга четвертая Lambert Academic Publishing Saarbruchken Deutschland 2014.Кароматов Иномджон Джураевич, Баймуродов Раджаб Сайфитдинович Канистерапия (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kanisterapiya-obzor-literatury (дата обращения: 27.02.2020). Князева Н.А. Канистерапия - это оздоровление, лечение и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при общении с собаками - Внешкольник, 2012, 2 (149), 33-34.Ковалец, И. В. Азбука эмоций[Текст] /И. В. Ковалец // Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод, пособие для педагогов общего и спец. образования. -М.: Владос, 2003Когаловская А. С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии - Вестник Ивановского государственного университета. Право. Психология. Педагогика. 2013, Вып. 1, 41-46.Когаловская А.С. Условия позитивных изменений при канистерапии - Труды Ивановского Государственного Университета. Серия «Естественные, общественные науки» 2014, 1, 60-65.Когаловская, А.С. Возможности анималотерапии в работе с детьми и подростками, испытывающими трудности в социально-психологической адаптации[Текст] /А.С. Когаловская.-М., 2007.-116с.Корнеев Л.А. Слово о собаке / Л.А. Корнеев. – Москва: Мысль, 1989. – 256 с. Коррекционная педагогика[Текст]: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2001. - 320 с.Криволапчук, Н.. Собака + целитель. Как воспитать своего домашнего доктора. [Текст] /Н. Криволапчук. -М.: СПб., 2007. - 213с.Левина С.Д. Зоотерапия-перспективное направление психотерапии расстройств шизофренического спектра - Независимый психиатрический журнал 2012, II, 78-83.Любимова Т. Л. Канис-терапия как средство реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития / Т.Л. Любимова // Специальная психология. – №1. – 2010. -http://psydog.ru/d/1009345/d/detisnarusheniyemintellektualnogorazvitiya.docx.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых[Текст]: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. - 192 с.Лях К.Ф., Карпенкова Н.М. Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям -Вестник Мордовского университета 2012, 1, 138-141.Мальцева М. Н. Приемы канистерапии при работе с пациентами страдающими расстройствами аутистического спектра / М. Н. Мальцева. – 2014. – http://wolcha.ru/sobaki-i-ljudi/2081-kanis-terapiya-i-autizm.html.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] /Мамайчук И. -СПб.,2003. - 224 с.Медведев А. Собака-целитель: 10 основных методов канистерапии/ А. Медведев, И. Медведева. – М. : АСТ, 2007. – 24 с.Медведев, А.Н.. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии [Текст] / Александр Медведев, Ирина Медведева - М.: АСТ Москва, 2007. - 64 с.НикольскаяА.В., Ульянова Н. А. Ненаправленная анималотерапия[Текст] / Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых. -М.:Аквариум-Принт, 2009.Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. — 2-е изд. — М.: Теревинф,2009. — (Особый ребенок).— 112 с.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст] / под ред. Битянова М.Р. - М., - 2005.Приемы контактной канистерапии - множество рекомендаций по лечению с помощью собак применительно к конкретным симптомам, болезням, проблемам [Текст] / Сборник.- СПб., 2008. - 214с.Савичева С.В., Крячко О.В., Лукоянова Л.А. Пет-терапия: патофизиологические аспекты и выводы (сообщение первое) -Иппология и ветеринария 2015, 2 (16), 90-92.Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе: [по материал. зарубежн. источн.] / Л. В. Смолова // Ученые записки Санкт-Петербургского Ин-та Психологии и социальной работы. – Вып. 1, том 9. – 2008. – С. 45-50.Субботин А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. – «Макцентр. Издательство», 2004. – 160 с.Субботин, А. В., Раш,евская Л. Л.. Лечебная кинология. [Текст]. Теоретические подходы и практическая реализация / А.В.Субботин, Л.Л. Ращевская— М.: «Макцентр», 2004.- 116с.Татаринцева Н.А. Канистерапия как метод работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (18-30 лет) - Вне рамок, вне границ. Материалы II всероссийского открытого образовательного форума г. Барнаул, 28-30 марта 2016 года, Барнаул 2016, 121.Темникова Е.Ю., Бондарчук Ю.А. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи - Вестник Томского Государственного Педагогического Университета 2017, 1, 178.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии [Текст]: : учеб.пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю. Федорович. - М.:УМК"Психология",МПСИ, 2005. - 376 сЦветкова М. В. Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 746-747.Coren S. How Therapy Dogs Almost Never Cameto Exist / Stanley Coren. – Psychology Today. – Sussex Publishers, LL. – 2013. – https://www.psychologytoday.com/blog/caninecorner/201302/how-therapy-dogs-almost-never-came-exist.Donvan J. Autism’s First Child / J. Donvan., C. Zucker. – 2010. –http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2010/10/autisms-first-child/308227.Guérin A. Animal-Assisted Intervention for Autism / A. Guérin, М. O’Haire / Purdue University. – 2015. – http://vet.purdue.edu/chab/ohaire/index.php.Herzog Н. Does Animal-Assisted Therapy Really Work? What clinical trials reveal about the effectiveness of four-legged therapists / Herzog Hal Psychology Today. – Sussex Publishers. – 2014. – https://www.psychologytoday.com/blog/animals-and-us/201411/doesanimal assisted-therapy-really-work. Kanony kynoterapii // Pierwotny document przygotowany. – «Kanonów Polskiej Hipoterapii». – 2006. – http://www.kynoterapia.eu/kynoterapia.html.Levinson B. The dog as «co-therapist» / B. Levinson // Mental Hygiene. – 1962. – С. 46, 60-64.Rettner R. Dogs Reduce Stress in Kids with Autism / Rachael Rettner // Live Science. – 2010. – http://www.livescience.com/10166-dogs-reduce-stress-kids-autism.htmlWolff S. Thehistory of autism / Sula Wolff // European Child & Adolescent Psychiatry. –Vol. 13, No. 4. – Steinkopff Verlag, 2004. – С. 202.

Список литературы

1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова // Учебное пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136с.
Брак, У.Б. Отставание в развития [Текст] / У.Б. Брак. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство // Отклонения и нарушения. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
2. Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния ребенка (нормативы детского возраста). — М., 2002. — 96 с.
3. Веревкина О.В. Анималотерапия как инновационный и перспективный метод психологической работы // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки». – 2017. – № 5. – С. 1-11.
4. Власова, Т.А., Иванов, Е.С., Певзнер, М.С. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. Защиринская О.В. // Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.
5. Ворожбитова А.Л., Тютина Е.А. Рекреационный потенциал канистерапии в условиях реабилитационного центра для детей и подростков - Труды Северо-Кавказского федерального университета 1997, 4, 162.
6. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; [учебн. для вузов;спец. л-ра]. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский; [Библиотека всемирной психологи]. – М. : Изд-во «Смысл». – 2005. – 1136 с.
8. Голенищева, Н.В. Коррекционные аспекты канистерапии - зарубежный и российский опыт[Текст] / Н. В. Голенищева. - М., 2006. - 116 с.
9. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. - М., 1999. - 216 с.
10. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры - Ученые записки Забайкаль-ского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2016, 11, 2.
11. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записка ЗабГУ. – 2016. – Т. 11, № 2. – С. 135-142.
12. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная; [учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-тов / 2-е изд., перераб.]. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 122 с.
13. Камнева О.А. Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями -Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2011, 21-1, 85-89.
14. Канон канистерапии[Текст] /Методические наработки польского общества канистерапии. -Спб., 2005. -119с.
15. Кароматов И.Д. Простые лекарственные средства - в четырех книгах, книга четвертая Lambert Academic Publishing Saarbruchken Deutschland 2014.
16. Кароматов Иномджон Джураевич, Баймуродов Раджаб Сайфитдинович Канистерапия (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kanisterapiya-obzor-literatury (дата обращения: 27.02.2020).
17. Князева Н.А. Канистерапия - это оздоровление, лечение и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при общении с собаками - Внешкольник, 2012, 2 (149), 33-34.
18. Ковалец, И. В. Азбука эмоций[Текст] /И. В. Ковалец // Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод, пособие для педагогов общего и спец. образования. -М.: Владос, 2003
19. Когаловская А. С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии - Вестник Ивановского государственного университета. Право. Психология. Педагогика. 2013, Вып. 1, 41-46.
20. Когаловская А.С. Условия позитивных изменений при канистерапии - Труды Ивановского Государственного Университета. Серия «Естественные, общественные науки» 2014, 1, 60-65.
21. Когаловская, А.С. Возможности анималотерапии в работе с детьми и подростками, испытывающими трудности в социально-психологической адаптации[Текст] /А.С. Когаловская.-М., 2007.-116с.
22. Корнеев Л.А. Слово о собаке / Л.А. Корнеев. – Москва: Мысль, 1989. – 256 с.
23. Коррекционная педагогика[Текст]: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2001. - 320 с.
24. Криволапчук, Н.. Собака + целитель. Как воспитать своего домашнего доктора. [Текст] /Н. Криволапчук. -М.: СПб., 2007. - 213с.
25. Левина С.Д. Зоотерапия-перспективное направление психотерапии расстройств шизофренического спектра - Независимый психиатрический журнал 2012, II, 78-83.
26. Любимова Т. Л. Канис-терапия как средство реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития / Т.Л. Любимова // Специальная психология. – №1. – 2010. -http://psydog.ru/d/1009345/d/detisnarusheniyemintellektualnogorazvitiya.docx.
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых[Текст]: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. - 192 с.
28. Лях К.Ф., Карпенкова Н.М. Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям -Вестник Мордовского университета 2012, 1, 138-141.
29. Мальцева М. Н. Приемы канистерапии при работе с пациентами страдающими расстройствами аутистического спектра / М. Н. Мальцева. – 2014. – http://wolcha.ru/sobaki-i-ljudi/2081-kanis-terapiya-i-autizm.html.
30. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] /Мамайчук И. -СПб.,2003. - 224 с.
31. Медведев А. Собака-целитель: 10 основных методов канистерапии/ А. Медведев, И. Медведева. – М. : АСТ, 2007. – 24 с.
32. Медведев, А.Н.. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии [Текст] / Александр Медведев, Ирина Медведева - М.: АСТ Москва, 2007. - 64 с.
33. Никольская А.В., Ульянова Н. А. Ненаправленная анималотерапия[Текст] / Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых. -М.:Аквариум-Принт, 2009.
34. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. — 2-е изд. — М.: Теревинф,2009. — (Особый ребенок).— 112 с.
35. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст] / под ред. Битянова М.Р. - М., - 2005.
36. Приемы контактной канистерапии - множество рекомендаций по лечению с помощью собак применительно к конкретным симптомам, болезням, проблемам [Текст] / Сборник.- СПб., 2008. - 214с.
37. Савичева С.В., Крячко О.В., Лукоянова Л.А. Пет-терапия: патофизиологические аспекты и выводы (сообщение первое) -Иппология и ветеринария 2015, 2 (16), 90-92.
38. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе: [по материал. зарубежн. источн.] / Л. В. Смолова // Ученые записки Санкт-Петербургского Ин-та Психологии и социальной работы. – Вып. 1, том 9. – 2008. – С. 45-50.
39. Субботин А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. – «Макцентр. Издательство», 2004. – 160 с.
40. Субботин, А. В., Раш,евская Л. Л.. Лечебная кинология. [Текст]. Теоретические подходы и практическая реализация / А.В.Субботин, Л.Л. Ращевская— М.: «Макцентр», 2004.- 116с.
41. Татаринцева Н.А. Канистерапия как метод работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (18-30 лет) - Вне рамок, вне границ. Материалы II всероссийского открытого образовательного форума г. Барнаул, 28-30 марта 2016 года, Барнаул 2016, 121.
42. Темникова Е.Ю., Бондарчук Ю.А. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи - Вестник Томского Государственного Педагогического Университета 2017, 1, 178.
43. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии [Текст]: : учеб.пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю. Федорович. - М.:УМК"Психология",МПСИ, 2005. - 376 с
44. Цветкова М. В. Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 746-747.
45. Coren S. How Therapy Dogs Almost Never Cameto Exist / Stanley Coren. – Psychology Today. – Sussex Publishers, LL. – 2013. – https://www.psychologytoday.com/blog/caninecorner/201302/how-therapy-dogs-almost-never-came-exist.
46. Donvan J. Autism’s First Child / J. Donvan., C. Zucker. – 2010. –http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2010/10/autisms-first-child/308227.
47. Guérin A. Animal-Assisted Intervention for Autism / A. Guérin, М. O’Haire / Purdue University. – 2015. – http://vet.purdue.edu/chab/ohaire/index.php.
48. Herzog Н. Does Animal-Assisted Therapy Really Work? What clinical trials reveal about the effectiveness of four-legged therapists / Herzog Hal Psychology Today. – Sussex Publishers. – 2014. – https://www.psychologytoday.com/blog/animals-and-us/201411/doesanimal assisted-therapy-really-work.
49. Kanony kynoterapii // Pierwotny document przygotowany. – «Kanonów Polskiej Hipoterapii». – 2006. – http://www.kynoterapia.eu/kynoterapia.html.
50. Levinson B. The dog as «co-therapist» / B. Levinson // Mental Hygiene. – 1962. – С. 46, 60-64.
51. Rettner R. Dogs Reduce Stress in Kids with Autism / Rachael Rettner // Live Science. – 2010. – http://www.livescience.com/10166-dogs-reduce-stress-kids-autism.html
52. Wolff S. Thehistory of autism / Sula Wolff // European Child & Adolescent Psychiatry. –Vol. 13, No. 4. – Steinkopff Verlag, 2004. – С. 202.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать канистерапию в реабилитации детей с ОВЗ?

Канистерапия является современным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она позволяет использовать собаку-терапевта в качестве помощника при проведении реабилитационных занятий. Контакт с животным способствует улучшению эмоционального состояния ребенка, развитию коммуникативных навыков и мотивации.

Какие психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ?

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода со стороны педагогов и медсестер. Необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, создавать специальные условия для обучения и развития, использовать разнообразные методы и техники. Канистерапия является одним из инновационных подходов, который помогает детям с ОВЗ эффективно преодолевать свои трудности.

Как организуются занятия по канистерапии?

Организация занятий по канистерапии требует специфического подхода. Сначала проводится предварительная работа с ребенком, чтобы он смог установить контакт с собакой-терапевтом. Затем начинаются специальные упражнения, включающие в себя физические и психологические задания. Ребенок вовлекается в игру с собакой, что помогает ему развивать координацию движений, моторику и социальные навыки.

Какие результаты показала экспериментальная работа по внедрению канистерапии?

Экспериментальная работа по внедрению канистерапии показала положительные результаты. Дети с ограниченными возможностями здоровья, участвующие в таких занятиях, стали более активными и социально адаптированными. Они показали улучшение эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и моторики. Канистерапия стала эффективным инструментом в реабилитации детей с ОВЗ.

Какую роль играет медсестра в реабилитации детей с ОВЗ через канистерапию?

Медсестра играет важную роль в проведении канистерапии, она выступает в качестве проводника между ребенком, собакой-терапевтом и родителями. Она контролирует безопасность процесса, помогает ребенку установить контакт с собакой, создает доверительную атмосферу на занятиях.

Что такое канистерапия и какова ее роль в работе с детьми с ОВЗ?

Канистерапия представляет собой современное направление в работе с детьми с ОВЗ, основанное на использовании собаки-терапевта в процессе реабилитации. Роль канистерапии заключается в улучшении физического и психологического состояния детей, развитии их коммуникативных и социальных навыков.

Какие психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ?

Сопровождение детей с ОВЗ требует особого подхода со стороны психологов и педагогов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потребности и способности. Также необходимо создать условия для активного включения ребенка в образовательный процесс и развитие его навыков.

Каковы особенности организации занятий по канистерапии?

Организация занятий по канистерапии требует подготовки и определенных навыков. Важно учитывать физические и эмоциональные особенности каждого ребенка, создавать безопасную и доверительную атмосферу на занятиях. Также важно проводить систематическую оценку эффективности канистерапии и вносить коррективы в работу в соответствии с потребностями детей.

Как прошла экспериментальная работа по внедрению канистерапии в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ?

Экспериментальная работа по внедрению канистерапии в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ была успешной. Результаты показали положительное влияние канистерапии на различные аспекты развития детей, включая улучшение моторики, коммуникативных навыков и социализации. Это подтверждает эффективность данного метода в работе с детьми с ОВЗ.