Эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения стихотворных произведений в начальной школе
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 22.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания в процессе изучения стихотворных произведений в начальной школе 9
1.1 Эстетическое воспитание, сущность и составляющие компоненты 9
1.2 Категории прекрасного в эстетическом воспитании 18
1.3 Методические основы анализа художественного текста в начальной школе на уроках литературного чтения 26
Глава 2. Формирование литературных интересов младших школьников 36
2.1 Художественно-эстетическое воспитание как формирование эстетических вкусов в начальной школе 36
2.2 Пути формирования эстетического воспитания учащихся начальной школы 44
2.3Методические рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы 51
Заключение 59
Список литературы 62
1 Абульханова К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. – М,: Мысль, 1991. – 210 с.
2 Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М.: «Дрофа», 2002
3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Академия, 1997.
4 Алферов А.Д. Родной язык в средней школе / А.Д. Алферов. – М.: Школа, 2012. – 430 с.
5 Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». M.,2001.C.I48-I49.
6 Анафиева Э.Р., Чеботарева И.А. Методические основы анализа художественного текста в начальной школе на уроках литературного чтения/ Э. Р. Анафриева // Январские педагогические чтения. – 2015.–№ 1. – С. 94-98.
7 Асмолов А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 310 с.
8 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 174 с.
9 Белинский В.Г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0360. shtml.
10 Билецкий А.И. Избранные труды по теории литературы / А.И. Билецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 482 с
11 Бла¬го¬во В.А. Н. Ога¬рев. Рус¬ские во¬про¬сы / В. А. Благово // Сво-бод¬ная мысль. – 1993.– № 2
12 Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя / Б.А. Буяльский. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 176 с
13 Гавриловец К. В.Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников / К. В. Гавриловец. – Минск : Нар.света, 2018.– 128 с.
14 Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С.Газман. – М.: Мирос, 2002. – 296 с.
15 Галишникова Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане: дис. ...д-ра пед. наук/Е.М. Галишникова. – Казань, 2004. – 397 с.
16 Гневнова Л. «Высокая вода венецианцев». Изучение повести Д.Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11 кл. // Литература. 2005. - № 2. - С.22 - 23.
17 Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. – 2011. - №7. – С. 86-90.
18 Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки / Г.А. Гуковский. – М.: Просвещение, 2016. – 266 с.
19 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.
20 Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста: (На материале школьных учебников) / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999. – 172 с
21 Ильин Е.Н. Урок, на котором рождается читатель. Дидактические приемы общения с книгой / Е.Н. Ильин // Сельская школа. – 2007. – № 4. – С. 69-75.
22 Каган М. Культура – философия – искусство / М. Каган. – М.: Знание, 1988. – 63с.
23 Качурин М.Г. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного произведения (в V–VIII класах) / М.Г. Качурин, М.А. Шнеерсон. – СПб.: Наука, 2011. – 196 с.
24 Кислова Л.С. Метафизика детства в драматургии Ксении Драгунской. // Вестник СамГУ. – 2009. - №1(67). – С. 112-116.
25 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)/ М. В. Кларин. – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
26 Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок,2006. – 150 с.
27 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: учеб. пособие / Б.О. Корман. – М.: Наука, 2012. – 113 с
28 Курилов А.С. Виссарион Белинский // Белинский В.Г. Литературный критик (1811 - 1848). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obelinskom.ru/ob_avtore/348.html
29 Кучинский В.Д. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественных произведений / В.Д. Кучинский. – Омск: Омское Зап. Сиб. изд., 2017. – 90 с.
30 Ланин Б. А. Современная литература в школе XXI в. // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 55-60.
31 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е гг. Т. 2. – М.: Академия, 2003. – 686 с.
32 Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда./ Д. Лихачев – М.: Искусство, 1992. – 359с.
33 Любимов О.И. Путь к художественному слову. Опорные схемы-конспекты по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 10 класс / О.И. Любимов // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 12. – С. 20-31.
34 Мильситова С.В. Педагогические теории, системы и технологии [Электронный ресурс] / С.В. Мильситова. – Электрон.дан. – Кемерово: КемГУ, 2011. – 197 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/30018.
35 Мухаметзянова Г.В. Трудовое и эстетическое воспитание / Г.В. Мухаметзянова, И.И. Карева. – Казань: КГУ, 1991 – 184 с.
36 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004 – 453 с.
37 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 1993. – С. 130-250.
38 Педагогика как теория воспитания и обучения / ред. Г. Ушамирской. – М.: Студенческая наука, 2012. – Ч. 1. Сборник студенческих работ. – 1497 с.
39 Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников / З. И.Романовская. – М.:Педагогика, 2002. – 250 с.
40 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
41 Рыбникова М.А. Избранные труды / ред. коллегия: Д.Д. Благой и др.; сост. В.В. Щевелев; Акад. пед. наук РСФСР. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1989. – 609 с.
42 Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
43 Симонова П. С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе / П. С. Симонова // Молодой ученый. – 2018. – № 2. – С. 142-146.
44 Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с.
45 Смирнова Н.Л. Методика изучения драматических произведений в 5-8 классах: дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2004. – 279 с.
46 Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: (Методика воспитания коллектива)/ В.А.Сухомлинский; Пер. с укр. Н.Дангуловой.– М.: Молодая гвардия, 1975.– 239с.
47 Сухомлинский В.А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 2012. – 410 с.
48 Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Томс. политехн. инст-т С. М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск.: Изд-во Томского университета, 1998. – 235 с
49 Фатеева H.A. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Агар, 2000
50 Цыплакова Т. В. Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Цыплакова Т. В.; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 248 с.
51 Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Просвещение, 1992. – 477с.
52 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: прогресс, 2009. – 160 с.
53 Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации : Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон. – М. : Ин-т практ. Психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет эстетическое воспитание учащихся в начальной школе?
Эстетическое воспитание в начальной школе имеет большое значение, так как оно способствует развитию эстетических чувств детей, формированию их вкусовых предпочтений, а также развитию их творческого потенциала.
Какие компоненты включаются в эстетическое воспитание?
Компоненты эстетического воспитания включают в себя эмоционально-чувственную сферу, когнитивную сферу и поведенческую сферу. Это значит, что в процессе изучения стихотворных произведений дети эмоционально переживают их содержание, приобретают знания о художественных особенностях стихотворений и формируют ценностные установки и нормы поведения.
Какие категории прекрасного используются в эстетическом воспитании?
В эстетическом воспитании используются следующие категории прекрасного: гармония, красота, эмоциональность, оригинальность, выразительность. Они помогают развить художественный вкус детей и научиться ценить и понимать произведения искусства.
Какие методические основы используются при анализе художественного текста в начальной школе?
При анализе художественного текста в начальной школе используются следующие методические основы: разбор стихотворения на составные элементы (стихосложение, образы, метафоры и т.д.), обсуждение содержания и эмоциональное восприятие произведения, сравнение разных стихотворений по заданной теме или образу.
Что способствует формированию литературных интересов учащихся?
Формированию литературных интересов учащихся способствуют такие факторы, как качество и разнообразие литературных произведений, динамичность и интерактивность уроков чтения, использование методов и приемов, позволяющих активизировать участие детей в процессе изучения стихотворений, а также создание возможности для творческой самореализации детей.
Что такое эстетическое воспитание?
Эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетических чувств, вкуса и эстетического сознания учащихся. Оно направлено на развитие их эстетической культуры и способностей к эстетическим переживаниям и оценке произведений искусства.
Какие категории прекрасного используются в эстетическом воспитании?
В эстетическом воспитании используются следующие категории прекрасного: гармония, симметрия, пропорция, ритм, цвет, звук, движение и др. Эти категории помогают учащимся понять и оценить красоту искусства и природы.
Какие методические основы анализа художественного текста используются на уроках литературного чтения в начальной школе?
На уроках литературного чтения в начальной школе используются следующие методические основы анализа художественного текста: анализ содержания произведения, анализ композиции, анализ образов, анализ языка и стиля, анализ эмоционального воздействия на читателя. Эти методы помогают учащимся понять и оценить художественные ценности стихотворных произведений.