креативные стратегии продвижения феноменов современного искусства в интернет-пространстве
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 29.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и методологические основы интернет-продвижения 8
1.1 Современные стратегии продвижения: определения, типология 8
1.1.1 SMM-продвижение 12
1.1.2 WEB-сайты 18
1.1.3 Методы стимулирования сбыта 19
1.2 Специфика и каналы интернет-продвижения в области искусства 21
1.2.1 Поисковая оптимизация сайта 27
1.2.2 Контекстная реклама 32
1.2.3 Интернет-PR 34
1.2.4 Медийная реклама 36
1.2.5 Вирусный маркетинг 38
1.2.6 Продвижение через партнеров и арт-порталы 41
2 Интернет-продвижение арт-галереи современного искусства: практический аспект 45
2.1 Ситуационный анализ деятельности арт-галереи современного искусства «Х» 45
2.2 Анализ каналов позиционирования арт-галереи современного искусства «Х» в арт-пространстве 52
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации интернет-продвижения арт-галереи современного искусства «Х» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложение 1 74
Общеизвестно, что музеи ассоциируются с храмом знаний, просвещением и историей человеческой цивилизации, но не всегда с современным социальным институтом, успешно удовлетворяющим потребности населения. Это является причиной возникновения некоторых коммуникационных проблем. Директор арт-галереи «Х», размышляя о кризисе музеев, утверждает, что население все чаще задается вопросом, зачем нужны музеи, что он делает сегодня для общества?. Существует стереотип, что музейные работники – это профессионалы, которые «хранят вещи в подвалах», никому не показывая их. Для того чтобы музей смог доказать свою важность, он должен перенять новейшие технологии, грамотно использовать инструменты рекламы, PR и маркетинга.В деятельности по продвижению арт-галерея «Х» использует комплексный подход. Это и публикации в СМИ, и изготовление пакета представительской продукции, и наружная реклама, и прочиеATL-коммуникации. Имидж арт-галереи «Х», как учреждения культуры, составляет и фирменный стиль, который отражает его предназначение и деятельность. Галерея имеет свою цветовую стилистику и свое фирменное написание названия. Причем отметим, что единую стилистику необходимо использовать в качестве фирменного стиля во всей маркетинговой деятельности галереи. В качестве замечания можно отметить, например, отсутствие использования фирменной стилистике в издательской деятельности галереи и при изготовлении сувенирной продукции. Кроме того, фирменная символика отсутствует у галереи и в оформлении представительского продукции (бланков, писем и т. д.) . Среди традиционных каналов ATL-коммуникации арт-галерея «Х» также использует:Радио и ТВ – самые эффективные каналы распространения рекламной информации, т. к. обладают возможностью музыкального, шумового сопровождения, охватывают большой сегмент аудитории. Кроме того, эффективность достигается за счет использования крупных планов, камерности действия с небольшим числом действующих лиц, а также тем, что телевизионная речь близка к формам межличностного рекламного сообщения.Руководящий состав арт-галереичасто дает интервью, выступает с сообщениями по телевидению, рассказывая о предстоящих событиях галереи, гостях и т. д. Параллельно рекламирует атрибутику или описывает преимущества своей галереи, делая акцент на то, что авангардистские, современные, талантливые художники имеют великолепные шансы позиционирования своего искусства, размещая свои экспозиции именно в галерее «Х».Печатные СМИвсегда воспринимались аудиторией в качестве авторитетного источника информации. Напечатанные тексты поддаются многократному прочтению и изучению. Арт-галерея в своей рекламной деятельности используют:- пресс-релизы, информирующие общественность о предостоящих собтиях. Создается пресс-релиз как официальное сообщение для СМИ с целью привлечения внимания и информирования общественности, а также с целью приглашения журналистов и возможно иных лиц;- бэкграундеры – информация о профиле деятельности галереи, ее истории, планах. Раздаются бэкграундеры в основном на каком-либо мероприятии журналистам, в дополнении пресс-релиза;- кейс-истории – случай-история о благоприятном использовании потребителем услуги организации или разрешении проблемной ситуации;- имиджевые статьи, которые служат созданию и поддержке имиджа арт-галереи.Прямая почтовая рассылка (directmail), которая работает на точечную целевую аудиторию при осуществлении деятельности по продажи произведений искусства. Отмечается, что эффективность прямой рассылки зависит от ее содержания, к примеру включение в рассылку дисконтных карт или права первого льготного обслуживания повышает заинтересованность потребителей в разы. Кроме того, рассылка может содержать слова благодарности, подчеркивая важность человека для арт-галереи. При этом адресность направляемых материалов, повышает узнаваемость рекламируемых услуг. Стоит отметить, что арт-галерея «Х» успешно осваивает новые формы продвижения, в частности, офлайн и онлайн. К офлайн рекламе относится наружная реклама, полиграфия, буклеты и другие виды рекламы. К онлайн, т. е. в пространстве digital-маркетинга, задействуются все возможные формы цифровых каналов: телевидение, радио, интернет, социальные медиа и другие формы. Также инструменты Digital-маркетинга позволяют достигать целевую аудиторию не только в онлайн, но и в офлайн среде за счет приложений, смс и др. Эту практику галереи подтверждают и слова искусствоведа М. Ираидиной, отмечающей, что при помощи digital музеи становятся доступными и понятными широкому кругу лиц. Использование digital продвигает музейный бренд с минимальными вложениями.Рассмотрим деятельность по продвижению арт-галерея «Х» в социальных сетях, к примеру в «ВКонтакте». В данной социальной сети создана страница галереи, на которой, кроме традиционного информирования посетителей о предстоящих мероприятиях, размещается информация о различных конкурсах. Данные конкурсы вызывают достаточно большой интерес у посетителей, которые выкладывают очень интересные и оригинальные ответы, подтверждая эффективность продвижения галереи в социальных сетях. Об эффективности страницы «Вконтакте» говорит количество ее подписчиков – около 5000 тысяч участников. Можно также отметить, что использование различных средств и методов продвижения позволяет арт-галереи «Х» увеличить число посетителей, улучшить их обслуживание, сформировать положительный имидж и репутацию, получить поддержку государственных органов и общественных организаций сферы культуры. В деятельности по продвижению культурных объектов используются технологии рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта и др.Резюмируя отметим, что продвижение арт-галереи и ее экспозиций – достаточно сложный процесс, при котором учитывается специфика учреждения, его культурный продукт, его географическое месторасположение и т. д. Поэтому сегодня галерея использует актуальные тенденции в продвижении культурного продукта: централизация экспозиционно-выставочной политики, брендирование, использование событийных технологий и др. Еще более эффективному продвижению арт-галереи «Х» художественного музея должно способствовать: создание вирусного ролика и продвижение его в социальных сетях; взаимодействие с мировыми СМИ; приглашение лидеров мнений, политиков и известных персон и др.2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации интернет-продвижения арт-галереи современного искусства «Х»Анализ стратегий продвижения арт-галереи «Х» показал, что сотрудниками галереи осуществляется активная работа при помощи традиционных ATL-коммуникаций. Несомненно, что процессы цифровизации, интернета вещей, блокчейна в жизни общества, в том числе и в сфере искусства, реализация концепции информационного государства и электронного правительства и т. д. обуславливают необходимость активизации деятельности галереи в пространстве диджитал, в пространстве технологических инноваций. Современный «умный» музей подразумевает не только взаимодействие «умных» объектов и датчиков, но и продвижения музея при помощи интернет-технологий.Поэтому в качестве рекомендаций сотрудникам арт-галереи «Х» можно предложить следующие рекомендации по оптимизации интрент-продвижения:В области SMM-продвижения необходимо активизировать работу по получению отчета по социальным сетям, который дает представление об эффективности SMM-активностей. Он состоит из трех вкладок: Summary (общая), Content (контент), Devices (устройства).Рассмотрим алгоритм создания данного отчета:Вкладка Summary (общая). Выбираем тип Explorer («Анализ»). Добавляем следующие метрики: пользователи; сеансы пользователей, страницы/сеансы, % сеансов с выполнением поиска; ценность цели за сеанс.В качестве параметров выбираем: социальная сеть, город.Также добавляем фильтр, исключающий неопределенные социальные сети, попавшие в (notset). Данный фильтр будет распространяться на все создаваемые вкладки.Получаем такой отчет, который наглядно показывает, через аккаунты каких социальных сетей потребители попадают на сайт арт-галереи «Х».Кроме того, хотелось бы отметить, что предложенный и реализуемый контент в социальных сетях арт-галереи «Х» не является окончательным вариантом и требует дальнейшего усовершенствования. В частности, мы считаем необходимым размещения на страницах социальных сетей функции оформления билета для посещения (бланка заявки, договора для юридических лиц.). Кроме того, считаем, что нужно усовершенствовать страницу обратной связи с клиентами, разместив информацию о звонке сотрудников предприятия потенциальным посетителям («Напишите свой номер телефона и наши сотрудники свяжутся с Вами в течение десяти минут») и т. д. Но в любом случае можно с уверенностью утверждать, что страницы социальных сетей арт-галереи «Х» является одним из эффективных средств продвижения продукции предприятия, играют большое значение при формировании его положительного имиджа. Грамотное сопровождение страниц социальных сетей способно дать хороший результат в деятельности по продвижению услуг галереи, и в более крупном масштабе - распространению духовных ценностей, искусствоведческих знаний у населения.Использование блогов и видеоканалов. Художник Такаши Мураками, чьи работы стоят на арт-рынке миллионы долларов, в интервью РИА Новости отмечал: «для интернет-поколения гораздо важнее то, что выйдет на YouTube, чем то, что напечатают в газетах. Сегодня, чтобы приобрести популярность, художнику достаточно вывесить свои работы в Интернете. Я, например, каждый день начинаю с просмотра YouTube».Интервью с художниками (лучше в их мастерских), рассказы кураторов и научных сотрудников музеев и галерей, видеоролики с произведениями искусства – в современном обществе более востребованный и охотно потребляемый вид информации.Среди современных арт-проектов, предоставляющих возможность продвижения в мире изобразительного искусства можно отметить, например, интернет-телеканал «Искусство ТВ», существовавший в начале 2010-х годов, YouTube-каналы «OH! MY ART» (ведущая – искусствовед, в прошлом телевизионный журналист Юлия Панкратова), представляющий самые последние выставки, и Hot Culture / Haute Culture (ведущий – журналист Александр Малич), ориентированный на показ интервью известных личностей в мире искусства. Наиболее интересными среди всех являются, по мнению автора работы, «Дневники современного искусства» проекта «Паша в квадрате», запущенные музеем современного искусства Эрарта летом 2019 года. Руководитель арт-отдела Павел Маркайтис рассказывает об искусстве не как лектор или как экскурсовод – его речь скорее напоминает диалог с конкретным человеком (зрителем, который смотрит канал). Доступность подачи, много личных оценок в сопровождении с качественным, актуальным иигровым мультимедийным контентом не могут не привлекать современного пользователя (в среднем от 31 000 до 41 000 просмотров каждого выпуска).Значимость блогов (сетевых дневников), в том числе, как компонентов персональных сайтов творческих личностей неуклонно возрастает. На сегодняшний день, блоггеры едва ли не популярнее СМИ. Они становятся кумирами, за их жизнью ежечасно следят, стараются подражать. Зачастую они способны сформировать общественное мнение, чем нередко пользуются рекламодатели. Блоггер, набравший определенное количество подписчиков, рассматривается как целевая программа по инвестициям – в него вкладываются деньги, и он становится PR-проектом, то есть стартовым хайп-проектом. Ведение блога художником также может быть перспективным.Однако для того, чтобы блог не превращался в неинтересную страницу с«информационным мусором», необходимыкачественные изображения и острые, живые тексты. Качественный блог должен иметь, по мнению Ю.В. Кондаковой, четкое позиционирование, регулярные обновления и соответствоватьинформационным потребностям целевой аудитории. Блог художника не только может раскрытьвсе грани его творчества, но и служит тематической площадкой для размещения разнообразных информационных материалов, полезных его посетителям (например, тематические статьи по искусству, материалы о новых арт-проектах и выставках, подборки ссылок на арт-ресурсы, знаковых цитат великихмастеров и т. д.).В блоге издательства «Манн, Иванов и Фербер» 15 советов из книги Кэрол Марин «Ни дня без кисти», касательно продвиженияее творчества через интернет. Крупным шрифтом выделены слова художницы о том, как она представляет себя в сети: «Каждый день после обеда я делаю фотографию своей сегодняшней картины. Затем я загружаю фотографию в компьютер и редактирую ее. Потом выкладываю фото в свой блог. Придумываю подходящий текст. Дальше я создаю аукцион для своих картин.» Ведение своего канала или блога это каждодневная большая работа, на которую художники не всегда хотят тратить драгоценное время. В этом случае хорошо наладить сотрудничество с профессиональными блогерами или нанять сотрудника, который будет непосредственно осуществлять данную деятельность. Данный сотрудник должен писать авторские, профессиональные статьи и заметки в блог. Интересные и живые материалы о современном искусстве, описание процессов работы над картинами и творческие планы художников, выставляемых в арт-галерее будет способствовать пивлечению внимания как неискушенных зрителей, так и профессиональных галеристов и художественных критиков, тем самым создавая дополнительную рекламу.Оптимизация сайта.Для продвижения арт-галереи, прежде всего, необходим красивый сайт. Поэтому в качестве рекомендации можно обозначить деятельность по осуществлению стильного редизайна сайта и внедрения адаптивной верстки под мобильные устройства. Для раскрутки произведений искусства можно главную страницу осовременить работами художников. Также при наведении курсора на картину можно увидеть ее название и технику исполнения, не заходя внутрь, на страницу работы. Асимметричное расположение блоков с живописью также будет придавать сайту черты свежести, авангардности и привлекательности.Продвижение в YoTube.Еще одним способом продвижения арт-галереи является создание авторского художественного видео. Видео контент является отличным способом заявить миру о деятельности галереи, художников. Можно создать канал галереи на YoTube и наполнить его короткими и захватывающими видео-анонсами новых событий и картин, процессы написания будущих шедевров и т. д. Создание и оптимизация канала на YouTube позволяет занять еще одну строку выдачи Google и других поисковиков. На сайте галереи можно разместить (по согласованию) ссылки известных блогеров, которые помогут быть в курсе самых важных выставок и новых имен, а ещё разобраться в основных терминах и познакомиться с историей искусства. Это также привлечет на сайт галереи новыех посетителей. К примеру, ссылку на блог Д. Зальца –заслуженного и скандального арт-критика, чье влияние на современный арт-рынок трудно не заметить (обладатель Пулицеровской премии). Личный блог Зальца по духу вполне напоминает его язвительные колонки в New York Magazine. Восновном критик публикует работы интересных современных и не очень художников, иногда дополняя их шутливыми или информативными описаниями.Блог Н. Спектора – главного куратора и арт-директора музея С. Гуггенхайма. В своем блоге Спектор делится своими впечатлениями и мыслями об увиденных в Нью-Йорке и за его пределами произведениях искусства, не стесняясь в выражениях (в описании аккаунта даже есть предупреждение, что комментарии Спектор могут не совпадать с позицией музея, где она работает). Нетрудно заметить, что Спектор феминистка и поддерживает движение #MeToo, также уделяет особое внимание произведениям искусства, созданным женщинами, мигрантами и представителями ЛГБТКИА+ и др.Создание анимированной галереи, виртуальных экскурсийСуществует несколько способов создания виртуальной экскурсии:- ипользование технологии создания презентаций;- использования инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок);- использование геоинформационных систем (Yandex, Google);- 3D-моделирование (создание модели предмета);- использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).Важно также отметить новизну самого явления виртуальной экскурсии. Первая виртуальная экскурсия была разработана в 1994 году в Великобритании и представляла собой 3D-реконструкцию интерьера замка Дадли.Данный проект являлся новаторской формой проведения экскурсионной деятельности. Специально для него была разработана система навигации. Она также послужила базой для новых разработок в этой области. На сегодняшний день технические аспекты разработки виртуальных экскурсий достаточно хорошо развиты. Далеко шагнувшие цифровые технологии позволяют собрать виртуальную экскурсию из обычных фотографий, сделанных на телефон.Таким образом, интернет-технологии, использующиеся при продвижении арт-галереи, имеют свою специфику. Они выражаются в возможности создавать большое количество новостных поводов при продвижении, необходимости постоянного мониторинга изменяющихся тенденций в деятельности арт-галереи, а также осуществления постоянной и непрерывной работы с различными целевыми аудиториями в виде проведения разнообразных манипуляций в интернет-пространстве. В любом случае, предложенные способы оптимизации интернет-продвижения арт-галереи «Х» должны способствовать повышению ее узнаваемости, формированию и поддержке благоприятного имиджа, увеличивать продажи произведений искусств мастеров, выставляющихся в галерее, создавать им положительный имидж или поддерживать созданный ими скандальный имидж и т. д. Актуальной для продвижения культурных проектов является коммуникация через «лидеров мнений» – деятелей искусства, художников, критиков, галеристов, которые своим участием в различных культурных проектах привлекают внимание целевых аудиторий к деятельности галереи Кроме того, важной интернет-технологией, использующейся для продвижения галереи, является организация обратной связи с посетителями сайта, проведение онлайн мастер-классов, воркошопов и семинаров. В любом случае, предложенные мероприятия должны повысить не только визуальный и культурный процесс восприятия арт-галереи «Х», но и способствовать ее продвижению в мировое культурное пространство, повышать прибыль как владельцам галереи, так и участникам ее выставочных проектов.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сформулировать ряд основополагающих выводов.Инновационные процессы, реализуемые в наши дни во всех сферах и уровнях социальной реальности, начали активно применяться и в духовной сфере нашего общества, в арт-пространстве. Это привело к активной переоценке коммуникационных стратегий, в том числе, и стратегий продвижений товаров/услуг арт-бизнеса. Стратегии продвижения в сфере искусства представляют сегодня технологии, направленные на достижения взаимодействий между всеми участниками арт-рынка, которые наиболее заинтересованы в данном продукте, адаптировании всех коммерческих переменных – цены, места, позиционирования, реализации и т .д. Одним из актуальных на данный момент инновационных каналов продвижения в сфере арт-бизнеса является интернет-маркетинг, осуществляющийся посредством публикаций и распространением тематических и популярных новостей в Интернет-СМИ; взаимодействия с социальными сетями, ведением работы на сайтах организаций и т.д. Эффективность реализации интернет-стратегий обуславливается комплексным характером, т.е. использованием нескольких инструментов продвижения в Интернете. Комплексная стратегия выступает наиболее гибким методом рекламного продвижения, позволяющая значительно сократить расходы на услуги Интернет-маркетинга, а также способствует достижению быстрых и эффективных результатов. Общая эффективность комплексной стратегии интернет-продвижения будет более высокой в зависимости от эффективной реализации отдельных каналов, взятых по отдельности. В этом проявляется эффект синергии интернет-продвижения в пространстве арт-бизнеса.Кроме того, большим преимуществом интернет-продвижения в пространстве арт-бизнеса является сравнительно низкие затраты. Пользователи могут бесплатно заводить чаты, аккаунты и наполнять их контентом, т. е. информационным насыщением при помощи создания коммуникативных поводов, событий, имеющих отношение к продвигаемому проекту; осуществлять партнерство, предполагающее наличие репостов, позволяющих переопубликовывать запись другим пользователям; при помощи визуализации распространять визуальную, графическую информацию о проекте, произведении искусства и т. д. Проставлением хештегов в сообщениях можно привлечь тематических последователей, единомышленников и внимание к новостям и профилю.Кроме того, в настоящее время интернет-ресурсы предоставляют множество возможностей для полноценного поиска и сортировки информации, хранения файлов, обработки изображений, блогинга и т.д., привлекая тем самым широкий круг общественности, чем, в свою очередь, пользуются владельцы арт-галерей, музеев для проведения маркетинговой политики своих фирм, позиционирования своей продукции.Анализ инструментов интернет-продвижения арт-галереи помог выявить приоритеты их выбора, предотвратить ошибки, факторы их реализации. Это также позволило сформировать ряд рекомендаций по оптимизации интернет-деятельности арт-галереи «Х». В частности, в работе показана необходимость организации обратной связи с посетителями сайта арт-галереи как ключевого фактора продвижения галереи в интернете, ее мероприятий, площадки, где ценители искусства могут высказывать свои мнения и суждения. Кроме того, хэдлайнеры, т.е. лидеры мнений, экспертыи известныеперсоны, ссылки на их блоги, страницы в социальных сетях, могут также способствовать привлечению новых посетителей сайта арт-галереи. Кроме того, блоггеры, пишущие на тему культуры, искусства, инноваций, новой мультимедийной интерактивной инсталляции также могут заинтересовать ценителей искусства.Итоги и результаты изучения генезиса применения интернет-технологий в процессе продвижения произведений искусства, арт-галерей, музеев позволяет сделать вывод, что в условиях развития информационного общества и технологий их рольбудет расти и усиливаться во всех сферах массовой коммуникации, в том числе и в области культуры и искусства, принимать новые формы и методы. Сегодня инструменты интернет-продвижения способствует извлечению и увеличению коммерческой прибыли в области культуры и искусства, позиционированию художественных проектов в мировое социокультурное пространство.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАакер Д., Смит Э. Эффект стрекозы. Все об улетных промо-компаниях в социальных сетях / Д. Аакер. Юнайтед Пресс, 2011. 256 с.Алексеева О.Я. Влияние видеохостинга Youtube на современную подростковую интернет-субкультуру (мемы, лайки, хайпы, etc.) / О.Я. Алексеева // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: мат-лы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 16 февраля 2018 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научный редактор С. А. Сухоруков]. СПб.: СПбГУП, 2018. Алешина И.В. Паблик рилейшнз дня менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. М. : Знание, 2017. 192 с.Андросов Н., Ворошилова И., Долгов В., Замарацкая С., Манн И., Носова Е., Овчинников Р., Рыжиков С., Сухов С., Черницкая М. Интернет-маркетинг на 100 % / под ред. С. Сухова. СПб.: Питер, 2009. 240 с.Антипов К. Три измерения эффективности рекламы / К. Антипов // Маркетолог. 2000. № 9. С. 34-40.Арт-рынок – рай для продаж. [Электронныйресурс]. Режимдлядоступа: http://ubr.ua/ business-practice/innovation-in-business/art-rynok-ukrainy--- rai-dlia-spekuliantov-46182Арутюнова А. Арт-Рынок в XXI в.: Пространство художественного эксперимента : учебное пособие / А. Арутюнова. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 232 с.Ашманов И. С. Оптимизация и продвижение в поисковых системах / И.С. Ашманов и др. 4-е изд. СПб.: Питер, 2019. 136 с.Бабаев А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. М.: Книга по Требованию, 2015. 304 c.Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб.: «БХВ-Санкт-Петербург», 2000.Баранов А. А. 3 правила успеха Интернет-маркетинга / А. А. Баранов. СПб.: Питер, 2013. 232 с.Барта Р. Рекламный менеджмент / Р. Барта. СПб. : Изд.-во «Прогресс», 1999. 293 с.Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. 2016. №22. С. 236-238. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34966/.Бухаркова О. В. Управление продажами / О. В. Бухаркова. – СПб: Речь, 2016. – 455 с.Буянов Д.В. Современное искусство и художественно-образное пространство рекламы / Д.В. Буянов. Саранск: МГПИ, 2017. 210 с.Веселов С. Формирование рынка рекламы в России в первой половине 90-х годов / С. Веселов. // Маркетинг. 1995. №1. С. 67-69.Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России : практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенова. М. :РусПартнер Лтд, 1994. 391 с.Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С.4953. Годин А. А., Годин А.М., Комаров В.М. Интернет-реклама. М: Дашкон и К 2009. 168 с.Голик В. С. Эффективность Интернет-маркетинга в бизнесе./ В. С. Голик. М.: Дикта, 2008.Голубков Е. П. Маркетинг : стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков. – М. : Изд-во «Финпресс», 2005. – 201 с.Гольман И. А. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена / И. А. Гольман, Н. С. Добробабенко. – Новосибирск : АСКМО, 2011. – 189 с.Григорьев В.Р. Информационные вирусы – новое оружие массового поражения / В. Р. Григорьев // Информационные войны. 2008.№ 3. С. 67-72.Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э. Б. Гусев. М. : Дашков и К, 2005. Демидов В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. / В. Е. Демидов. М. : Экономика, 2014. 521 с.Дибб С. Практическое руководство по маркетинговому планированию / С. Дибб. СПб : Питер, 2011. 471 с.Евстафьев В. А. Отечественный рынок рекламы диагностирует стабильный рост / В. А. Евстафьев // Известия. 2014. 26 марта. С. 2.Заграевский С.Проблемы и перспективы российского рынка современного искусства / С. Заграевский // Художественный совет. № 5. 2011. Игумнова Е. А., Радецкая, И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 10. – С. 13-20. Инвестиции в произведения искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goldinvestor.ru/investicii-proizvedeniya-iskusstva.Казарен К. Экономика рунета: Ежегодное общероссийское исследование / под ред. К. Казарен. М.: РАЭК, 2018. 64 с.Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital [Электронный ресурс] // Outofcloud. Режим доступа: http://outofcloud.ru/blog/2017/03/30/kak-muzei-uvelichivayut-celevuyu-auditoriyu-s-pomoshhyu-digitalКаким будет музей будущего? [Электронный ресурс] / http://postnauka.ru/video/29812Карцева Е. А. Российский арт-рынок от истоков до наших дней / Е. А Карцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artandyou.ru/category/art/post/rossiskyi_art_rynok_ot_istokov_do_nashih_dney.Кондакова Ю. В. Арт-PR в Интернете: к вопросу о позиционировании молодого художника / Ю.В. Кондакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: мат-лы международной научно-практической конференции 14–15 апреля 2016 года. Екатеринбург, 2016. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М. : Ростинтер 1990. 611 с.Котов Ю. И. Помощь отечественному предпринимателю – наша общая задача / Ю. И. Котов // Экспо-вестник. – 2018. – № 3. – С. 40-45.Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России / И. В. Крылов. М. : Дело, 1996. 526 с. : ил.Кукушкин Н. В. Аукционные продажи как наиболее конкурентная среда ценообразования на рынке произведений изобразительного искусства : Сб.науч. ст. / Н. В. Кукушкин ; под ред. Л. Д. Абрамовой // Экономика. Управление. Культура. № 13 (1). Москва : ГУУ, 2006.Курасова М., Секерин В. Организация рекламных кампаний в системе Интернет // Маркетинг. 2007. № 4. С. 76-80.Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formyЛагутин А.Б., Лучкин, Д. Экспертиза интернет-ресурсов по культуре и искусству (проблемы и возможные пути их решения) / А.Б. Лагутин, Д. Лучкин // Портал РЭБ / Журнал ЭБ. [Электронный ресурс]. Вып. 2. Т. 4. 2001. Режим доступа: http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200004/Lagutin-R.htm. Загл. с экранаЛитвина Л. П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) / Л. П. Литвина // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М. №5. 2001. С. 30-58.Мануйлов М. А. Психология рекламы / М. А. Мануйлов. М. :Гостехиздат, 2005. 36 с.Медийная реклама в интернете: виды, преимущества, эффективность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2015/05/06/medijnaya-reklama-v-internete-vidy-preimushestvaeffektivnost/#ixzz3pQRzuRe5.Николаюк И. В. Информационные коммуникационные технологии в образовании / И. В. Николаюк. Забайкальский гос. Гуманитарно- пед. ун-т. Им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010. 129с. Портер В. Коммуникации в организации / В. Портер. СПб.: Алькор, 2014. 128 с.Пэтл К. Секреты успеха в электронном бизнесе/Пер. с англ. под ред. Г. С. Осипова. СПб.: Питер, 2001.Райт Дж. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе / Дж. Райт. М., 2018. 190 с. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2013. 368 с. Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства / С. Скатерщиков. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 533 с.Скрипник Ю. 15 приемов арт-маркетинга на примере миниатюрных картин / Ю. Скрипник // Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер». [Электронный ресурс]. 11 ноября 2016. Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/11/15-priemov-art-marketinga-na-primere-miniatyurnyx-kartin/Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе/Л. Н. Федотова. М. : Издательский дом «Камерон», 2005. 464 с.Халилов Д., Маркетинг в социальных сетях. Манн, Иванов и Фербер, 2013.Халлиган Б., Шах Д. Маркетинг в Интернете: как привлечь клиентов с помощью Google, социальных сетей и блогов. М.: «Диалектика», 2010.Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе /Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К°, 2017. – 348 сЭффективность и анализ контекстной рекламы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://seo.ru/blog/effektivnost-kontekstnoy-reklamy/Югай И.И. Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения / И.И. Югай. СПб., 2018. SMM без проблем. «Ingate». 2012. 45 с.Youtube Интервью: Владимир Лузан, директор красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://luchshee-video.ru/watch/intervyu:-vladimir-luzan-direktor-krasnoyarskogo-khudozhestvennogo-muzeya-im-vi-surikova/M0h_CuwPp2IПриложение 1Анкета1. Знаете ли вы о новых выставках, проводимых сейчас в арт-галереи «Х»?а. Да б. Нет в.Слышал/слышалаг.Не интересуюсь2. Откуда вы узнаете о программах и выставках проводимых в арт-галерее «Х»?а. из рекламы б. из СМИв. Из интернет-источниковг. по рассказам друзей/знакомых4. Участвовали ли Вы в каких либо мероприятиях, проводимым арт-галереей «Х»?а. Да, конечноб. Да, но мне там не понравилосьв. В качестве наблюдателя г. Нет, никогда5. Видели ли вы в арт-галерее «Х» использование новых технологий ?а. Да, даже пользовалсяб. Да, но не использовала в. Нет6. Знали ли вы о существование виртуального музея?а. Даб. Знаю, но не смотрел/смотрелав. Первый раз слышу, надо посмотретьд. Не слышал/а и смотреть не будуСпасибо, за ответы и помощь в проведении исследования!Таблица 1 – Матрица ответов на анкету «Ваше отношение к деятельности арт-галерее «Х»?»№Содержание вопросаответы%Количество1Ваш пол?мужской2030женский801202Ваш возраст?15-20293520-2536,65525 и старше33,3503Место проживания?город66,6100область31,347Другой регион234Ваше образование?Учусь в школе6,610среднее16,725Высшее76,61155 Нравится ли Вам современные музеи?да23,435нет76,61156Бывали ли вы в арт-галерее «Х»?да66,6100нет33,3507Нравится ли Вам посещать арт-галерею «Х»?да100150нет008Опишите что Вам понравилось при посещении арт-галерею «Х»Позитивное настроение100150Нейтральное настроение009Ваше отношение к формам проведения экскурсийПоложительное1421Скучное70105Нейтральное162410Придете ли Вы еще раз в арт-галерею «Х»?Да74111Нет12,719Не думала об этом13,32011Укажите в порядке убывания значимости наиболее интересные формы проведения досугакинотеатры1421Выезд на природу3655Шоу-программы3550Музеи 162412Что привлекает вас в арт-галерее?Атмосфера 1421Искусство 3655Экскурсии1624Развлекательная программа355013Откуда берете информацию о новых выставках или проходящих там мероприятий?Рассказы знакомых3550Афиши в городе1625Реклама на телевидении3550Из самой галерее, т. к. недавно посещал ее1625
1. Аакер Д., Смит Э. Эффект стрекозы. Все об улетных промо-компаниях в социальных сетях / Д. Аакер. Юнайтед Пресс, 2011. 256 с.
2. Алексеева О.Я. Влияние видеохостинга Youtube на современную подростковую интернет-субкультуру (мемы, лайки, хайпы, etc.) / О.Я. Алексеева // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: мат-лы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 16 февраля 2018 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научный редактор С. А. Сухоруков]. СПб.: СПбГУП, 2018.
3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз дня менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. М. : Знание, 2017. 192 с.
4. Андросов Н., Ворошилова И., Долгов В., Замарацкая С., Манн И., Носова Е., Овчинников Р., Рыжиков С., Сухов С., Черницкая М. Интернет-маркетинг на 100 % / под ред. С. Сухова. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
5. Антипов К. Три измерения эффективности рекламы / К. Антипов // Маркетолог. 2000. № 9. С. 34-40.
6. Арт-рынок – рай для продаж. [Электронный ресурс]. Режим для доступа: http://ubr.ua/ business-practice/innovation-in-business/art-rynok-ukrainy--- rai-dlia-spekuliantov-46182
7. Арутюнова А. Арт-Рынок в XXI в.: Пространство художественного эксперимента : учебное пособие / А. Арутюнова. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 232 с.
8. Ашманов И. С. Оптимизация и продвижение в поисковых системах / И.С. Ашманов и др. ¬ 4-е изд. СПб.: Питер, 2019. 136 с.
9. Бабаев А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. М.: Книга по Требованию, 2015. 304 c.
10. Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб.: «БХВ-Санкт-Петербург», 2000.
11. Баранов А. А. 3 правила успеха Интернет-маркетинга / А. А. Баранов. СПб.: Питер, 2013. 232 с.
12. Барта Р. Рекламный менеджмент / Р. Барта. СПб. : Изд.-во «Прогресс», 1999. 293 с.
13. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. 2016. №22. С. 236-238. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34966/.
14. Бухаркова О. В. Управление продажами / О. В. Бухаркова. – СПб: Речь, 2016. – 455 с.
15. Буянов Д.В . Современное искусство и художественно-образное пространство рекламы / Д.В. Буянов. Саранск: МГПИ, 2017. 210 с.
16. Веселов С. Формирование рынка рекламы в России в первой половине 90-х годов / С. Веселов. // Маркетинг. 1995. №1. С. 67-69.
17. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России : практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенова. М. : РусПартнер Лтд, 1994. 391 с.
18. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С.4953.
19. Годин А. А., Годин А.М., Комаров В.М. Интернет-реклама. М: Дашкон и К 2009. 168 с.
20. Голик В. С. Эффективность Интернет-маркетинга в бизнесе./ В. С. Голик. М.: Дикта, 2008.
21. Голубков Е. П. Маркетинг : стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков. – М. : Изд-во «Финпресс», 2005. – 201 с.
22. Гольман И. А. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена / И. А. Гольман, Н. С. Добробабенко. – Новосибирск : АСКМО, 2011. – 189 с.
23. Григорьев В.Р. Информационные вирусы – новое оружие массового поражения / В. Р. Григорьев // Информационные войны. 2008.№ 3. С. 67-72.
24. Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э. Б. Гусев. М. : Дашков и К, 2005.
25. Демидов В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. / В. Е. Демидов. М. : Экономика, 2014. 521 с.
26. Дибб С. Практическое руководство по маркетинговому планированию / С. Дибб. СПб : Питер, 2011. 471 с.
27. Евстафьев В. А. Отечественный рынок рекламы диагностирует стабильный рост / В. А. Евстафьев // Известия. 2014. 26 марта. С. 2.
28. Заграевский С.Проблемы и перспективы российского рынка современного искусства / С. Заграевский // Художественный совет. № 5. 2011.
29. Игумнова Е. А., Радецкая, И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 10. – С. 13-20.
30. Инвестиции в произведения искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goldinvestor.ru/investicii-proizvedeniya-iskusstva.
31. Казарен К. Экономика рунета: Ежегодное общероссийское исследование / под ред. К. Казарен. М.: РАЭК, 2018. 64 с.
32. Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital [Электронный ресурс] // Outofcloud. Режим доступа: http://outofcloud.ru/blog/2017/03/30/kak-muzei-uvelichivayut-celevuyu-auditoriyu-s-pomoshhyu-digital
33. Каким будет музей будущего? [Электронный ресурс] / http://postnauka.ru/video/29812
34. Карцева Е. А. Российский арт-рынок от истоков до наших дней / Е. А Карцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artandyou.ru/category/art/post/rossiskyi_art_rynok_ot_istokov_do_nashih_dney.
35. Кондакова Ю. В. Арт-PR в Интернете: к вопросу о позиционировании молодого художника / Ю.В. Кондакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: мат-лы международной научно-практической конференции 14–15 апреля 2016 года. Екатеринбург, 2016.
36. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М. : Ростинтер 1990. 611 с.
37. Котов Ю. И. Помощь отечественному предпринимателю – наша общая задача / Ю. И. Котов // Экспо-вестник. – 2018. – № 3. – С. 40-45.
38. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России / И. В. Крылов. М. : Дело, 1996. 526 с. : ил.
39. Кукушкин Н. В. Аукционные продажи как наиболее конкурентная среда ценообразования на рынке произведений изобразительного искусства : Сб.науч. ст. / Н. В. Кукушкин ; под ред. Л. Д. Абрамовой // Экономика. Управление. Культура. № 13 (1). Москва : ГУУ, 2006.
40. Курасова М., Секерин В. Организация рекламных кампаний в системе Интернет // Маркетинг. 2007. № 4. С. 76-80.
41. Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy
42. Лагутин А.Б., Лучкин, Д. Экспертиза интернет-ресурсов по культуре и искусству (проблемы и возможные пути их решения) / А.Б. Лагутин, Д. Лучкин // Портал РЭБ / Журнал ЭБ. [Электронный ресурс]. Вып. 2. Т. 4. 2001. Режим доступа: http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200004/Lagutin-R.htm. Загл. с экрана
43. Литвина Л. П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) / Л. П. Литвина // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М. №5. 2001. С. 30-58.
44. Мануйлов М. А. Психология рекламы / М. А. Мануйлов. М. :Гостехиздат, 2005. 36 с.
45. Медийная реклама в интернете: виды, преимущества, эффективность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2015/05/06/medijnaya-reklama-v-internete-vidy-preimushestvaeffektivnost/#ixzz3pQRzuRe5.
46. Николаюк И. В. Информационные коммуникационные технологии в образовании / И. В. Николаюк. Забайкальский гос. Гуманитарно- пед. ун-т. Им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010. 129с.
47. Портер В. Коммуникации в организации / В. Портер. СПб.: Алькор, 2014. 128 с.
48. Пэтл К. Секреты успеха в электронном бизнесе/Пер. с англ. под ред. Г. С. Осипова. СПб.: Питер, 2001.
49. Райт Дж. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе / Дж. Райт. М., 2018. 190 с.
50. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2013. 368 с.
51. Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства / С. Скатерщиков. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 533 с.
52. Скрипник Ю. 15 приемов арт-маркетинга на примере миниатюрных картин / Ю. Скрипник // Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер». [Электронный ресурс]. 11 ноября 2016. Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/11/15-priemov-art-marketinga-na-primere-miniatyurnyx-kartin/
53. Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе/Л. Н. Федотова. М. : Издательский дом «Камерон», 2005. 464 с.
54. Халилов Д., Маркетинг в социальных сетях. Манн, Иванов и Фербер, 2013.
55. Халлиган Б., Шах Д. Маркетинг в Интернете: как привлечь клиентов с помощью Google, социальных сетей и блогов. М.: «Диалектика», 2010.
56. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе /Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К°, 2017. – 348 с
57. Эффективность и анализ контекстной рекламы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://seo.ru/blog/effektivnost-kontekstnoy-reklamy/
58. Югай И.И. Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения / И.И. Югай. СПб., 2018.
59. SMM без проблем. «Ingate». 2012. 45 с.
60. Youtube Интервью: Владимир Лузан, директор красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://luchshee-video.ru/watch/intervyu:-vladimir-luzan-direktor-krasnoyarskogo-khudozhestvennogo-muzeya-im-vi-surikova/M0h_CuwPp2I