Психолого-педагогическая работа по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 62 62 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 31.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Общая характеристика развития личности в младшем школьном возрасте 6
1.2. Рефлексия как психологический феномен 11
1.3. Развитие рефлексивных умений в младшем школьном возрасте 22
Выводы по главе 1 28
2. Опытно-поисковая работа по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста 29
2.1. Изучение уровня развития рефлексивных умений у младших школьников 29
2.2. Организация работы по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста 37
2.3. Анализ результатов исследования 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 61

Фрагмент для ознакомления

Анкета полезна тем, что некоторые пункты можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока учитель обращает особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ – это повысит ценность анкетирования. Кроме вышеупомянутых приемов рефлексии, которые могут проводиться как в устной, так и в письменной форме, можно предложить приемы только письменного рефлексии, которые имеют свои положительные стороны. Так, письменная рефлексия занимает больше времени на уроке, но позволяет развить очень ценные качества: умение выделять главное и кратко записать основные позиции изученного материала. К таким приемам относятся известные всем эссе, «Бортовой журнал», «Дневник», «Синквейн». Отдельно следует отметить универсальность приема «Синквейн», ценность которого заключается в том, что применять его можно к текстам из каждого предмета, когда нужно понять и осмыслить его содержание. Кроме традиционного варианта синквейна можно предложить следующие вариации: составление короткого рассказа по готовым синквейнам с использованием слов и фраз, которые входят в его состав; коррекция и совершенствование синквейну; анализ неполного синквейна без указания его темы и определения названия; составление синквейна-загадки (без первой строки). Вообще, учителю надо постоянно разнообразить арсенал приемов рефлексии, чтобы уроки были интересными и результативными, то есть цель одна, а средства разные. И, конечно же, приоритет надо отдавать рефлексии деятельности, рефлексии содержания учебного материала.Мы разработали несколько вариантов рефлексивных приемов, которые могут быть использованы для развития рефлексивных умений младших школьниковПриемы проведения рефлексии настроения в начале урока. 1. «Солнышко улыбается ...» Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между учащимися, оперативное включение их в деятельность. Возрастной период: учащиеся 2 класса.  Этап урока: психологический настрой. Порядок работы: Ученики сидят или стоят за партами. Учитель произносит фразу: «Солнышко улыбается тем, кто... ...еще не проснулся ...в хорошем настроении ... улыбнулся сегодня одноклассникам ... немного расстроен тому подобное. Те, кого касается та или иная характеристика, поднимают ручки ладошками вверх, как будто тянутся к солнышку. Этот метод может быть использован с целью рефлексии взаимодействия, что произошло. В этом случае учитель может включить в формулировку оценочные суждения, а ученики, вставая выражать оценку. Например, «Солнышко улыбается тем, кто ...доволен своей работой ...не доволен ...устал ...хотел бы еще поработать. Можно также пофантазировать насчет названия приема. Это может быть: «Дождик накрапывает...», «Снежинки падают...» и тому подобное. Соответственно этому меняются и движения детей, что особенно интересно и не надоедает учащимся.2. «Треугольник настроения».  Цель: определение эмоциональной готовности учащихся к работе, организация коммуникации между учащимися, оперативное включение их в деятельность. Возрастной период: ученики 2 классов. Этап урока: психологический настрой в начале урока, итоги.Порядок работы: Учитель предлагает учащимся определить свое настроение по параметрам: «радость», «печаль», «неуверенность» (параметры могут меняться). По просьбе учителя дети образуют в определенной части класса мнимый «треугольник», стороны которого и являются вышеупомянутыми параметрами. Сначала определяется количество учеников каждой «стороны», а затем «стороны»(дети) формируют «треугольник». Понятно, что «стороны» вряд ли будут одинаковые по длине. Целесообразно этот же прием использовать и во время подведения итогов урока, чтобы отследить динамику эмоционального состояния учащихся. К современному уроку выдвигается множество требований. Одним из них является сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также предотвращать переутомлении органов чувств ребенка и интеллектуальному истощению. Этому способствует проведение рефлексии, направленной на эмоциональную сферу и настроение ребенка. Приемы проведения рефлексии деятельности. Чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока, можно использовать уже известный прием «Лестницы успеха». Цель: оценить активность каждого ученика на разных этапах урока, формировать навыки самооценки. Возрастной период: учащиеся 2 класса. Оборудование: листы бумаги (формат А5), цветные карандаши. Этап урока: подведение итогов после проведения любого этапа урока. Порядок проведения 1.Учитель раздает листы в виде ступеней, количество которых зависит от количества этапов или задач урока. На доске этапы урока содержание задач дублируются. 2. Учащиеся в течение урока или в конце урока (на усмотрение учителя) оценивают свою работу или свое эмоциональное состояние (на усмотрение учителя) средствами цвета. Значение цветов и их количество выбирает учитель. Большинство интересных и эффективных методов и приемов рефлексии можно использовать с учащимися 3,4 классов, но такие навыки как самооценивание, самопознание и самоконтроль необходимо формировать у учащихся, начиная со2-го класса. С этой целью предлагаем следующие приемы, которые не отнимают много времени на уроке, активизируют познавательную деятельность и интерес учащихся. Прием «Рефлексивная физкультминутка» №1. Учитель предлагает учащимся дать оценку отдельным компонентам урока через выполнение отдельных движений, а также выразить свое отношение к тому, что произошло. Движения могут быть такими: - присесть – низкая оценка, негативное отношение; - обычная поза, руки вдоль туловища – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; - руки, согнутые в локтях, на поясе – хорошая оценка, позитивное отношение; - руки вверху, хлопки в ладоши – очень высокая оценка, захват. Порядок работы: 1. Учитель знакомит учащихся с движениями, объясняя их значение. 2. Затем учитель называет отдельные элементы урока: смысл, работа в группе или паре, собственная деятельность ученика, деятельность учителя, а ученики движениями выражают свою оценку и отношение. Движения можно менять, чтобы дети не теряли интерес. Прием «Рефлексивная физкультминутка» №2. Порядок работы тот же, что и во время предыдущего приема, но со звуковым сопровождением. Учитель предлагает выразить оценку и отношение с помощью определенных движений и звуков типа: «Юху –у –у!», «Ваау» - очень высокая оценка, увлечение; «Фифти-фифти», «Окей» - удовлетворительная оценка, спокойное отношение; «О-йо –йой...», «Упс...» - низкая оценка, негативное отношение. Такие приемы незначительные по времени проведения и одновременно интересны детям. Прием «Найди себя» №3.Цель: определить уровень осознания ребенком значения и содержания собственных действий, формировать навыки самооценки, умений аргументировать свою позицию. Возрастной период: учащиеся 2 класса. Оборудование: карточки (форматА5) с определенными фразами, размещенные в определенных секторах класса. Этап урока: подведение итогов после проведения урока. Порядок проведения 1.Учитель предлагает ученикам определиться относительно своей позиции по итогам урока (степень понимания и осознания изученного на уроке): «Все понятно», «Понял сам и могу объяснить другу», «Имею еще вопрос...», «Хочу знать еще!». 2. Далее учитель просит учеников встать у карты с соответствующим содержанием. Если на уроке есть время, то можно предложить детям аргументировать свой выбор. Главное для учителя – всегда четко помнить и определять приоритеты, ведь не урок предназначен для рефлексии, а рефлексия - для урока. Важнее урок, а рефлексия только обслуживает его и позволяет определить эффективность занятия. Поэтому этот этап должен быть ярким, но не забирать много времени. Именно в условиях сознательного обучения происходит становление таких важных качеств личности, как рефлективность, спонтанность, критичность мышления, умения работать с информацией, анализировать свою деятельность и ее результаты. Таким образом, нами были рассмотрены особенности организации работы по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста и разработаны упражнения про развитию рефлексивных умений младших школьников. Данные упражнения являются яркими, но не забирают много времени на уроке. Именно в условиях сознательного обучения происходит становление таких важных качеств личности, как рефлективность, спонтанность, критичность мышления, умения работать с информацией, анализировать свою деятельность и ее результаты.2.3. Анализ результатов исследованияС целью выявления эффективности разработанных нами упражнений по развитию коммуникативных умений младших школьников намибыл проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить изменения (динамику) в уровне развития рефлексивных умений младших школьников.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя следующие методы:1.Методика «Игрушечный язык» (Л.В. Берцфан, Г.А. Цукерман, В.Г. Романко)– для диагностики рефлексивного самоконтроля2. «Методика поправок» (Л.К. Маркова, Т.А. Матис)– для диагностики рефлексивной самокоррекции2. Методика «Хороший ученик»О.А. Карабановой, адаптированная для младшего школьного возраста (для диагностики рефлексивной самооценки)3. Методика «Самоанализ (анализ) личности» О.И. Мотков(для диагностики самоанализа)В результате проведения методики «Игрушечный язык» в экспериментальном классе, было выявлено, что у большей части детей 60% высокий уровень развития рефлексивного самоконтроля. Данные дети смогли легко и быстро перестроить свой способ действий. У 30 % детей уровень самоконтроля средний. Только у 10% младших школьников экспериментального класса уровень рефлексивного самоконтроля низкий. (рис. 10)Рис. 10 – Уровень рефлексивного самоконтроля детей экспериментального классаВ контрольном классе у большей части детей (45%) по-прежнему низкий уровень развития рефлексивного самоконтроля, у 35 % детей уровень самоконтроля средний, у 20% - высокий (рис. 11).Рис. 11 – Уровень рефлексивного самоконтроля детей контрольного классаВ результате проведения «Методики поправок» в экспериментальном классе было выявлено, что у большей части детей (70%) уровень самокоррекции высокий, у25% - средний уровень, у 5% - низкий (рис. 12).В контрольном классе по-прежнему большая часть детей показала низкий уровень самокоррекции – 45%. У 40 % детей контрольного класса средний уровень самокоррекции, а у 15 % - высокий (рис. 13).Рис. 12 – Уровень рефлексивной самокоррекции детей экспериментального классаРис. 13 – Уровень рефлексивной самокоррекции детей контрольного классаВ результате проведения методики «Хороший ученик» в экспериментальном классе было выявлено, что у большей части детей (60%) высокий уровень рефлексивной самооценки. 35% детей имеет средний уровень рефлексивной самооценки. 5% детей имеют низкий уровень рефлексивной самооценки (рис. 14).Рис. 14 – Уровень рефлексивной самооценки детей экспериментального классаРис. 15 – Уровень рефлексивной самокоррекции детей контрольного классаВ контрольном классе большая часть детей (40%), по-прежнему, имеет низкий уровень рефлексивной самооценки, 35% - средний уровень, 25% детей имеют высокий уровень рефлексивной самооценки (рис. 15).На рисунке 16 представлены результаты методики «Самоанализ (анализ) личности» в экспериментальном классе.Рис. 16 – Уровень рефлексивного самоанализа детей экспериментального классаКак видно из рисунка 16, в экспериментальном классе было выявлено, что большая часть детей (65%) имеет высокий уровень рефлексивного самоанализа, у 30% детей – средний уровень, у 5 % детей экспериментального классанизкийуровень рефлексивного самоанализа. В контрольном классе при повторном проведении методики низкий уровень рефлексивного самоанализа был выявлен у 50% детей, средний – у 35% детей, низкий у 15% детей (рис. 17)Рис. 17 – Уровень рефлексивного самоанализа детей контрольного классаРис. 18 – Сравнительный анализ уровня развития рефлексивных умений учеников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментаНа рисунке 18 приведен сравнительный анализ уровня развития рефлексивных умений учеников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента.Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что у детей у большей части детей экспериментального класса (65%) высокий уровень развития рефлексивных умений, у 35% детей – средний уровень, у 5% - низкий уровень развития рефлексивных умений. В контрольном классе у детей, по прежнему, преимущественно низкий уровень развития коммуникативных умений (45%). Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленных нами и внедрённых в образовательный процесс упражнений по развитию рефлексивных умений младших школьников.Выводы по главе 2Опытно-поисковая работа по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста была проведена базе МБОУ СОШ с детьми младшего школьного возраста. В исследовании участвовали дети 2 «А» и в «Б» класса всего в количестве 40 человек, которые были соответственно определены как экспериментальный и контрольный класс, по 20 человек в каждом. При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях. Исследование проводилось нами с разрешения родителей. Констатирующий этап эксперимента показал, что у детей и контрольного, и экспериментального классов, уровень развития рефлексивных умений примерно одинаковый. У большей части детей (50% экспериментального класса и 45% детей контрольного класса) низкий уровень развития рефлексивных умений. У 35% детей экспериментального класса и 35% детей контрольного класса уровень развития рефлексивных умений средний. У 15% детей экспериментального класса и 20 % детей контрольного класса высокий уровень развития рефлексивных умений. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию рефлексивных умений младших школьников.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, нами были рассмотрены особенности организации работы по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста и разработаны упражнения про развитию рефлексивных умений младших школьников. Данные упражнения являются яркими, но не забирают много времени на уроке. Именно в условиях сознательного обучения происходит становление таких важных качеств личности, как рефлективность, спонтанность, критичность мышления, умения работать с информацией, анализировать свою деятельность и ее результаты.Контрольный этап эксперимента показал, что у детей у большей части детей экспериментального класса (65%) высокий уровень развития рефлексивных умений, у 35% детей – средний уровень, у 5% - низкий уровень развития рефлексивных умений. В контрольном классе у детей, по прежнему, преимущественно низкий уровень развития коммуникативных умений (45%). Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленных нами и внедрённых в образовательный процесс упражнений по развитию рефлексивных умений младших школьников.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Младший школьный возраст является важным этапом развития ребенка. В младшем школьном возрасте у ребенка закладывается понимание и осознание норм и правил поведения, установленных социумом. Младший школьный возраст характеризуется совершенствованием нервной системы, костно-мышечного аппарата и развитием психических функций. В младшем школьном возрасте происходят качественные изменения в личности ребенка, которые связаны с ростом его самосознания. Ребенок начинает осознавать себя личностью, при этом он еще не личность в восприятии взрослых, но в собственном восприятии уже личность. Личностному развитию ребенка способствует овладение им комплексом нравственных требований и умений. Происходит смена ведущих видов деятельности, на первое место становится учебная деятельность. Особенностью рефлексии как психологического процесса является то, что у нее нет собственного содержания. Состояние рефлексии – это всегда рефлексирования чего-то другого, другой смысл. Итак, благодаря рефлексии человек получает возможность принципиально нового типа взаимодействия с действительностью в формах мышления. Она не только оперирует абстрактными объектами, намечает пути выхода из различных состояний и ситуаций, а еще и мыслит в категориях как реально существующего, так и потенциального развития.Основными рефлексивными умениями младших школьников является самоконтроль (способность самостоятельно следить за собственными действиями, поступками, соотносить их с требованиями определенных норм), самоанализ (определение сильных и слабых сторон своей работы на основе сравнения того, что наработано, с тем, что было запланировано сделать), самокоррекция (исправления самим учеником осознанной ошибки с целью повышения уровня реализации деятельности), самооценка (дает возможность школьнику оценить себя и свои возможности).Опытно-поисковая работа по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста была проведена базе МБОУ СОШ с детьми младшего школьного возраста. В исследовании участвовали дети 2 «А» и в «Б» класса всего в количестве 40 человек, которые были соответственно определены как экспериментальный и контрольный класс, по 20 человек в каждом. При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях. Исследование проводилось нами с разрешения родителей. Констатирующий этап эксперимента показал, что у детей и контрольного, и экспериментального классов, уровень развития рефлексивных умений примерно одинаковый. У большей части детей (50% экспериментального класса и 45% детей контрольного класса) низкий уровень развития рефлексивных умений. У 35% детей экспериментального класса и 35% детей контрольного класса уровень развития рефлексивных умений средний. У 15% детей экспериментального класса и 20 % детей контрольного класса высокий уровень развития рефлексивных умений. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию рефлексивных умений младших школьников.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, нами были рассмотрены особенности организации работы по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста и разработаны упражнения про развитию рефлексивных умений младших школьников. Данные упражнения являются яркими, но не забирают много времени на уроке. Именно в условиях сознательного обучения происходит становление таких важных качеств личности, как рефлективность, спонтанность, критичность мышления, умения работать с информацией, анализировать свою деятельность и ее результаты.Контрольный этап эксперимента показал, что у детей у большей части детей экспериментального класса (65%) высокий уровень развития рефлексивных умений, у 35% детей – средний уровень, у 5% - низкий уровень развития рефлексивных умений. В контрольном классе у детей, по прежнему, преимущественно низкий уровень развития коммуникативных умений (45%). Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленных нами и внедрённых в образовательный процесс упражнений по развитию рефлексивных умений младших школьников.Список литературыБондаренко Л.В. Формирование рефлексивных умений у учащихся: методические рекомендации / Л.В. Бондаренко, Т.Ф. Ушева. – Красноярск: КК ИПК РО, 2011. – 80 сВитушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 31-37Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2–е, перераб. и доп. [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Д.Иванов. – М.: Изд–во УРАО; 1999. – 616 сВыготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 385 сВыготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С.Выготский. – М.:Воронеж, 1996. – 513 с.Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков. – 2012. – № 3 – С. 14 – 19Давыдов, В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников [Текст] / В. В. Давыдов. – Тбилиси. Алтея, 2008. – 687 сДемина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие [Текст] / Л.Д.Демина, И.А.Ральникова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. - 132 с.Дуткевич, Т. В. Детская психология. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Дуткевич. – М. : Центр учебной литературы, 2012. – 424 cЕлисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 91-94.Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В.Карпов // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. − 176 с.Ладенко, И. С. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: сб. ст. АН СССР, Сиб. Отделение, ин-т истории, филологии и философии [Текст] / отв. ред. И. С. Ладенко. − Новосибирск: Наука, Сиб. Огд-ние, 1987. − 235 сЛекторский В.А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании / В.А. Лекторский // Проблемы рефлексии в научном познании: Межвузовский сб. / Отв. ред. В.Н. Борисов. – Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. – С. 5-7.Мамонова Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников / Е.Б. Мамонова // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 34-42Марчукова, О. Ю. Проблема эффективности учебной деятельности [Текст] / О. Ю. Марчукова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 33-34Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст]/ В. С. Мухина — М.: Институт практической психологии, 1998. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн. 1. Общие основы психологии. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р. В. Овчарова — М.: ТЦ «Сфера», 1999. Огурцова, М. Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников [Текст] / М. Э. Огурцова, О. А. Томашевская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 89-96.Поливанова Н. И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей [Текст] / Н. И. Поливанова, В. В. Рубцов, М. А. Семенова // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.Прокофьева М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 144-146.Прокофьева, М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] / М. Б. Прокофьева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2016 г.). − СПб.: Свое издательство, 2016. − С. 144-146. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубенштейн С-Пб, 1999. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 сСеменов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С.35.Филоненко, А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. − 2014. − №8. − С. 892-894.Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности. [Текст]/ Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). − Пермь: Меркурий, 2012. − С. 90-92Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Академия педагогических наук РСФСР [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 339 с.ПриложенияПриложение 1. Градусник настроенияПриложение 2. Рефлексивная мишень

1. Бондаренко Л.В. Формирование рефлексивных умений у учащихся: методические рекомендации / Л.В. Бондаренко, Т.Ф. Ушева. – Красноярск: КК ИПК РО, 2011. – 80 с
2. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 31-37
3. Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2–е, перераб. и доп. [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Д.Иванов. – М.: Изд–во УРАО; 1999. – 616 с
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 385 с
5. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С.Выготский. – М.:Воронеж, 1996. – 513 с.
6. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков. – 2012. – № 3 – С. 14 – 19
7. Давыдов, В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников [Текст] / В. В. Давыдов. – Тбилиси. Алтея, 2008. – 687 с
8. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие [Текст] / Л.Д.Демина, И.А.Ральникова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. - 132 с.
9. Дуткевич, Т. В. Детская психология. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Дуткевич. – М. : Центр учебной литературы, 2012. – 424 c
10. Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 91-94.
11. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В.Карпов // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. − 176 с.
13. Ладенко, И. С. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: сб. ст. АН СССР, Сиб. Отделение, ин-т истории, филологии и философии [Текст] / отв. ред. И. С. Ладенко. − Новосибирск: Наука, Сиб. Огд-ние, 1987. − 235 с
14. Лекторский В.А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании / В.А. Лекторский // Проблемы рефлексии в научном познании: Межвузовский сб. / Отв. ред. В.Н. Борисов. – Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. – С. 5-7.
15. Мамонова Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников / Е.Б. Мамонова // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 34-42
16. Марчукова, О. Ю. Проблема эффективности учебной деятельности [Текст] / О. Ю. Марчукова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 33-34
17. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст]/ В. С. Мухина — М.: Институт практической психологии, 1998.
18. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн. 1. Общие основы психологии.
19. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р. В. Овчарова — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
20. Огурцова, М. Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников [Текст] / М. Э. Огурцова, О. А. Томашевская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 89-96.
21. Поливанова Н. И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей [Текст] / Н. И. Поливанова, В. В. Рубцов, М. А. Семенова // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.
22. Прокофьева М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 144-146.
23. Прокофьева, М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] / М. Б. Прокофьева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2016 г.). − СПб.: Свое издательство, 2016. − С. 144-146.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубенштейн С-Пб, 1999.
25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с
26. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С.35.
27. Филоненко, А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. − 2014. − №8. − С. 892-894.
28. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности. [Текст]/ Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.
29. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). − Пермь: Меркурий, 2012. − С. 90-92
30. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Академия педагогических наук РСФСР [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 339 с.

Вопрос-ответ:

Какие умения развиваются у детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста развивают такие умения, как рефлексия, самоанализ, саморегуляция, сравнение и оценка своих действий.

Что такое рефлексия и как она связана с развитием умений у детей?

Рефлексия - это способность рассматривать, анализировать и оценивать свои действия и мысли. Она связана с развитием умений у детей, так как позволяет им осознавать свои сильные и слабые стороны, учиться на своих ошибках и стремиться к улучшению.

Каким образом можно развивать рефлексивные умения у детей младшего школьного возраста?

Для развития рефлексивных умений у детей можно использовать различные педагогические методы, такие как анализ ситуаций, обсуждение их причин и последствий, тренинги по саморефлексии и саморегуляции, игры, направленные на осознание себя и своих действий.

Как важно развитие рефлексивных умений в младшем школьном возрасте?

Развитие рефлексивных умений в младшем школьном возрасте является важным, так как помогает детям осознавать свои действия, анализировать свои мысли и чувства, а также развивать навыки самоанализа и саморегуляции.

Какой опытно-поисковой работой можно развивать рефлексивные умения у детей младшего школьного возраста?

Для развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста можно проводить опытно-поисковую работу, например, задавать им вопросы о ситуациях из их жизни, в которых они могли бы применить свои рефлексивные умения, а также стимулировать их обдумывать свои действия и находить возможные решения проблем.

Какие рефлексивные умения развиваются у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста развиваются такие рефлексивные умения как саморегуляция, самоконтроль, самооценка, анализ и оценка своих поступков и поведения.

Как рефлексия влияет на развитие личности детей младшего школьного возраста?

Рефлексия позволяет детям осознавать свои поступки и поведение, анализировать их и делать выводы. Это помогает развивать самоконтроль, саморегуляцию и самооценку, а также способствует формированию автономности и ответственности.

Как проводится психолого-педагогическая работа по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста?

Психолого-педагогическая работа включает в себя различные методики и приемы, такие как рефлексивные игры, диалоги, рассказы, рефлексивные дневники, обратная связь и т.д. Она направлена на поддержку и развитие рефлексии у детей через создание специальных ситуаций и заданий для самоанализа и анализа своих действий.