Логопедия (Особенности долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 31 31 страница
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 10.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР 6
1.1 Общие представления о памяти, ее видах и процессах 6
1.2 Развитие долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР 13
1.3 Методы исследования долговременной памяти у старших дошкольников 17
Вывод по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР 20
2.1 Организация, цель, задачи и методы исследования 20
2.2 Содержание и методики исследования 21
2.3 Анализ результатов исследования 23
Вывод по второй главе 26
Заключение 28
Список литературы 31


Фрагмент для ознакомления

У Светы П. были ошибки дублирования слов, она не воспроизвела ни одного из последних 4 слов.Результаты диагностики точности запоминания связанных по смыслу слов.Результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 3. Таблица 3Изучение точности запоминания связанных по смыслу слов№ п/пДошкольникКол-во воспроизведенных словУровень1Андрей О.5Средний2Никита Т.4Низкий3Олег Г.4Низкий4Милена А.2Очень низкий5Борис Д.3Низкий6Света П.1Очень низкий7Вика К.2Очень низкий8Даша Л.2Очень низкийРис. 3. Результаты диагностики точности запоминания связанных по смыслу словТак, согласно полученным данным, как и в первой методике, дошкольников с высоким уровнем точности запоминания связанных по смыслу слов, не было обнаружено.Средний уровень характерен для одного ребенка – Андрея О., он назвал 5 слов из 10 предложенных пар.Низкий уровень показали 37,5% детей (3 ребенка), они не смогли воспроизвести 6-7 слов из 10.Очень низкий уровень характерен для 4 дошкольников (50% детей, принимавших участие в исследовании). Данные испытуемые назвали только 1-2 слова.Трудности в запоминании связанных по смыслу слов, возможно, связаны с особенностями развития старших дошкольников с ОНР, согласно которым у детей нарушен опосредованный характер запоминания, а также процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений.Вывод по второй главеТаким образом, в рамках практической части исследования:Определена цель эмпирического исследования – изучение особенностей долговременной памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Сформулированы задачи и этапы исследования.Указаны методы исследования: педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов.Определена база исследования, охарактеризована выборка исследования: в исследовании приняли участие 8 старших дошкольников с диагнозом OНР в возрасте 5-6 лет, посещающих логопедическую группу.Использованы следующие методики исследования: «Долговременная память» А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина; диагностика точности запоминания связанных по смыслу слов.В ходе диагностики получены следующие данные:В процессе изучения уровня долговременной памяти получено, что большинство обследованных детей показали очень низкие и низкие результаты. Ни один ребенок не имеет высокого уровня долговременной памяти. Средний уровень показал один дошкольник. В процессе изучения уровня точности запоминания связанных по смыслу слов выявлено, что дошкольников с высоким уровнем точности запоминания связанных по смыслу слов не было обнаружено; средний уровень характерен для одного ребенка; низкий уровень показали 37,5% детей (3 ребенка); очень низкий уровень характерен для 4 дошкольников (50% детей, принимавших участие в исследовании). После анализа результатов по проведенным методикам были сделаны следующие выводы об особенностяхдолгосрочной памяти у детей старшего дошкольного возраста с OHP:Большинство детей забывалиинструкцию, экспериментатору приходилось ее повторять. Часто дошкольники, которые показали низкий и очень низкий уровень долговременной памяти, пропускалислова из середины ряда, меняли их последовательность. Встречались ошибки дублирования слов.Встречалась невозможность воспроизведения последних предъявленных слов.Наблюдались трудности в запоминании связанных по смыслу слов, связанные, по нашему предположению, с особенностями развития старших дошкольников с ОНР, согласно которым у детей нарушен опосредованный характер запоминания, а также процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений.ЗаключениеАнализ специализированной литературы показал, что восприятие и память тесно связаны с речевой функцией, и, следовательно, речевая функция тесно связана со всеми компонентами функциональной системы. Потеря одной функции влечет за собой нарушение другой. В настоящее время в специализированной литературе имеются указания на то, что у детей с общим нарушением речи нарушена речевая память.Авторы отмечают недостаточную стабильность внимания, возможности его распространения ограничены. С относительно сохраненной семантической, логической памятью страдает словесная память и снижается производительность памяти. Они забывают сложные инструкции, элементы последовательности задач. У самых слабых детей низкая активность в воспоминаниях может сочетаться с ограниченными возможностями для развития познавательной деятельности.Такие дети, без специальной подготовки, с трудом осваивают анализ и синтез, сравнение и обобщение. На современном этапе основное внимание ученых привлекается к изучению взаимосвязи между речью и мышлением; другие вопросы, такие как речь и память, речь и внимание, не разработаны настолько подробно, что говорит о выборе темы, ее актуальности. Исходя из вышеизложенного и анализируя многие литературные источники, можноговорить о том, что память – это умственный процесс организации и наполнения прошлого опыта, который позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания.Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является наиболее важной когнитивной функцией, лежащей в основе человеческого развития и обучения. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Необходимым условием для запоминания является взаимодействие субъекта с объектами.Таким образом, целевое действие продуктивно в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности формируются наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления нервных связей.Целью исследования былоизучение долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследованияОписаны общие представления о памяти, ее видах и процессах.Рассмотрены теоретические подходы к особенностям долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР.Охарактеризованы методы исследования долговременной памяти у дошкольников.Изучены особенности долговременной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Подводя итоги практической части работы, можно сформулировать следующие выводы.В процессе изучения уровня долговременной памяти получено, что большинство обследованных детей показали очень низкие и низкие результаты. Ни один ребенок не имеет высокого уровня долговременной памяти. Средний уровень показал один дошкольник. В процессе изучения уровня точности запоминания связанных по смыслу слов выявлено, что дошкольников с высоким уровнем точности запоминания связанных по смыслу слов не было обнаружено; средний уровень характерен для одного ребенка; низкий уровень показали 37,5% детей (3 ребенка); очень низкий уровень характерен для 4 дошкольников (50% детей, принимавших участие в исследовании). После анализа результатов по проведенным методикам были сделаны следующие выводы об особенностяхдолгосрочной памяти у детей старшего дошкольного возраста с OHP:Большинство детей забывалиинструкцию, экспериментатору приходилось ее повторять. Часто дошкольники, которые показали низкий и очень низкий уровень долговременной памяти, пропускалислова из середины ряда, меняли их последовательность. Встречались ошибки дублирования слов.Встречалась невозможность воспроизведения последних предъявленных слов.Наблюдались трудности в запоминании связанных по смыслу слов, связанные, по нашему предположению, с особенностями развития старших дошкольников с ОНР, согласно которым у детей нарушен опосредованный характер запоминания, а также процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений.Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой старшие дошкольники с ОНР характеризуются низким уровнем долгосрочной памяти и низким уровнем точности запоминания, была экспериментально подтверждена.Список литературыАверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]:учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп. – М., 2017. – 731 с.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста[Текст] / Н.М.Аксарина. – М., 2018. – 564 с.Андреева, Г.М. Социальная психология[Текст] /Г.М.Андреева. – М., Аспект Пресс, 2019. – 285 с.Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения[Текст] /В.П.Балобанова [и др.].. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 473 с.Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи[Текст] /В. И.Бельтюков. – М.: Изд-во АПН, 2017. – 385 с.Блонский, П. П. Память и мышление [Текст]/ Наркомпрос, Гос. науч.-исслед. ин-т психологии. - М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. - 213, [1] с. - (Психологические исследования / под ред В. Н. Колбановского ; т.3). - Рез.: англ. - Библиогр.: с. 209-212.Выготский, Л.С. Детская психология[Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2018. – 428 с.Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи[Текст] /Ю.Ф.Гаркуша. – М., 2017.- 381 с.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада[Текст] /В.В.Гербова. - М., 2019. – 196 с.Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] /И.В.Дубровина[и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников[Текст] /Л.Н.Ефименкова. – М., 2018. – 537 с.Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей. [Текст] / В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р. Е. Левиной. – М., Просвещение, 2019. – 362 с.Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии[Текст] /Н. С.Жукова[и др.]. – М., 2019. – 376 с.Занков, Л.В. Избранные педагогические труды[Текст] /Л.В.Занков. – М., 1990, 1996, 1999.Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность[Текст]. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.–3-е изд., перераб. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 656с. –(Хрестоматия по психологии).– 346 - 354 с.Калягин, В.А. Логопсихология[Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия», 2017. – 248 с.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи[Текст] /Г.А.Каше. – М., 2018. – 175 с.Ковшиков, В.А.,Элькин, Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией [Текст] // Дефектология. – 2018. – 453 с.Лебедев, А. Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти [Текст]// Психологический журнал. – Т. 13. – №2, 1992. – С. 30-41.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии[Текст] /Р.Е.Левина. – М: Наука, 2018. – 361 с.Левченко, И.Ю., Дубровина, Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти[Текст] /И.Ю.Левченко[и др.]. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики[Текст] /А.Н. Леонтьев. –Петербург.,2018. – 376 с.Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека[Текст] /А. Р.Лурия. – Изд-во МГУ, 2017. – 284 с.Ляудис, В.Я. Память в процессе развития[Текст] /В.Я.Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.Микадзе, Ю.В., Корсакова, Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе[Текст] /Ю.В.Микадзе[и др.]. – Инфра-М, РИОР, 2019. – 320 с.Овчинникова, Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи[Текст]// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – Инфра-М, 2017. – 464 с.Психология [Текст]/ Под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009.– 660 с.Психология памяти [Текст]/ Под редакцией Ю.Б.Гипенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.Самойлова, И.Е. Развитие познавательных процессов у дошкольников [Текст]/ И.Е. Самойлова. – М.: Инфра-М, 2014. – 487 с.Сенсорное воспитание дошкольника [Текст]/ под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. –М.: Проспект, 2019. - 782 с.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей[Текст]/Е.И.Тихеева. – М.: Прогресс, 2018. – 352 с.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология[Текст]/ Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада[Текст]/Т. Б.Филичева[и др.].– Краснодар.: Краснодарское книжное изд-во., 2019. – 142 с.Филичева, Т.Б., Орлова, О.С., Туманова, Т.В. Основы дошкольной логопедии[Текст]/ Т. Б.Филичева[и др.]. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с. Флоренская, Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений[Текст]/Ю. А.Флоренская. – Петербург, 2018. – 151 с.Хватцев, М. Е. Логопедия[Текст]/М. Е. Хватцев. – М.: Статут, 2017. – 847 с.Цукер, М. Б. Введение в невропатологию детского возраста[Текст]/М. Б.Цукер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 1189 с.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности детей Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/user/165096/page/diagnosticheskie-materialy.

Список литературы


1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп. – М., 2017. – 731 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. – М., 2018. – 564 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М., Аспект Пресс, 2019. – 285 с.
4. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова [и др.].. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 473 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: Изд-во АПН, 2017. – 385 с.
6. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / Наркомпрос, Гос. науч.-исслед. ин-т психологии. - М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. - 213, [1] с. - (Психологические исследования / под ред В. Н. Колбановского ; т.3). - Рез.: англ. - Библиогр.: с. 209-212.
7. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2018. – 428 с.
8. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 2017.- 381 с.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М., 2019. – 196 с.
10. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И.В. Дубровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., 2018. – 537 с.
12. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей. [Текст] / В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р. Е. Левиной. – М., Просвещение, 2019. – 362 с.
13. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии [Текст] / Н. С. Жукова [и др.]. – М., 2019. – 376 с.
14. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. – М., 1990, 1996, 1999.
15. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность [Текст]. В кн.: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 656с. – (Хрестоматия по психологии). – 346 - 354 с.
16. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2017. – 248 с.
17. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 2018. – 175 с.
18. Ковшиков, В.А., Элькин, Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией [Текст] // Дефектология. – 2018. – 453 с.
19. Лебедев, А. Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти [Текст] // Психологический журнал. – Т. 13. – №2, 1992. – С. 30-41.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М: Наука, 2018. – 361 с.
21. Левченко, И.Ю., Дубровина, Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст] / И.Ю. Левченко [и др.]. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Петербург., 2018. – 376 с.
23. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. – Изд-во МГУ, 2017. – 284 с.
24. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
25. Микадзе, Ю.В., Корсакова, Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе [Текст] / Ю.В. Микадзе [и др.]. – Инфра-М, РИОР, 2019. – 320 с.
26. Овчинникова, Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – Инфра-М, 2017. – 464 с.
27. Психология [Текст] / Под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009. – 660 с.
28. Психология памяти [Текст] / Под редакцией Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.
29. Самойлова, И.Е. Развитие познавательных процессов у дошкольников [Текст] / И.Е. Самойлова. – М.: Инфра-М, 2014. – 487 с.
30. Сенсорное воспитание дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Проспект, 2019. - 782 с.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Прогресс, 2018. – 352 с.
32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
33. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева [и др.]. – Краснодар.: Краснодарское книжное изд-во., 2019. – 142 с.
34. Филичева, Т.Б., Орлова, О.С., Туманова, Т.В. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева [и др.]. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
35. Флоренская, Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений [Текст] / Ю. А. Флоренская. – Петербург, 2018. – 151 с.
36. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М.: Статут, 2017. – 847 с.
37. Цукер, М. Б. Введение в невропатологию детского возраста [Текст] / М. Б. Цукер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 1189 с.
38. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
39. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности детей Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/user/165096/page/diagnosticheskie-materialy.

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы используются при изучении долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР?

При изучении долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР применяются различные подходы, включающие наблюдение, эксперименты и анкетирование. Важно учитывать особенности каждого ребенка для более точного анализа его памяти.

Какие основные типы памяти существуют, и как они развиваются у старших дошкольников с ОНР?

Основные типы памяти, которые существуют, включают кратковременную память и долговременную память. У старших дошкольников с ОНР развитие долговременной памяти может быть отставшим по сравнению с их сверстниками без ОНР. Недостатки в развитии памяти могут вызывать трудности в усвоении новых материалов и запоминании информации.

Как исследуют долговременную память у старших дошкольников с ОНР?

Для исследования долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР применяются различные методы, включающие проведение экспериментов, наблюдения за поведением ребенка, а также использование анкетирования. Целью таких исследований является выявление особенностей памяти у детей с ОНР и разработка эффективных методик обучения и поддержки.

Какими способами можно помочь старшим дошкольникам с ОНР развить и улучшить их долговременную память?

Для помощи старшим дошкольникам с ОНР в развитии и улучшении долговременной памяти можно использовать различные подходы. Для усиления памяти можно применять такие методы, как повторение информации, использование ассоциаций и запоминание по алфавиту. Также важно использовать разнообразные игры и упражнения, которые помогут развить память и концентрацию.

Какие сложности могут возникать у старших дошкольников с ОНР из-за проблем с долговременной памятью?

Проблемы с долговременной памятью у старших дошкольников с ОНР могут приводить к различным трудностям. Например, дети могут испытывать затруднения в усвоении и запоминании новых материалов, а также в постановке целей и планировании своих действий. Важно помочь таким детям развить и улучшить их память, чтобы они могли успешно осваивать новые знания и навыки.

Какие представления о памяти имеются у старших дошкольников с ОНР?

Старшие дошкольники с ОНР могут иметь ограниченные представления о памяти. Они могут не понимать, что память является важным инструментом для запоминания и использования информации. У них может быть затруднение с сохранением и воспроизведением информации.

Как развивается долговременная память у старших дошкольников с ОНР?

Развитие долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР может быть относительно медленным. Они могут иметь проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, особенно если она связана с абстрактными понятиями или нет ярких ассоциаций. Однако, с помощью специальных упражнений и методик, они могут улучшить свои навыки памяти.

Какие методы исследования используются для изучения долговременной памяти у старших дошкольников?

Для изучения долговременной памяти у старших дошкольников используются различные методы исследования. Например, можно проводить эксперименты, в которых детям предлагается запомнить определенную информацию и потом восстановить ее. Также можно использовать наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, чтобы оценить их способность к сохранению информации в памяти.

Какие особенности долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР могут быть выявлены в результате исследования?

Исследования могут выявить различные особенности долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР. Например, они могут иметь затруднения с запоминанием информации, особенно если она нетривиальная или нет ярких ассоциаций. Они также могут иметь проблемы с воспроизведением информации, особенно если она была запомнена в прошлом.

Каковы выводы, полученные в результате исследования долговременной памяти у старших дошкольников с ОНР?

По результатам исследования было выяснено, что старшие дошкольники с ОНР имеют определенные трудности с долговременной памятью. Они могут иметь затруднения с запоминанием и воспроизведением информации, особенно если она требует абстрактного мышления или нет ярких ассоциаций. Однако, с помощью специальных методик и тренировок, они могут улучшить свои навыки памяти.