Влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология личности
  • 86 86 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 23.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Список используемой литературы
1. Таблетки с пробиотиками избавят человека от кариеса. Электронный ресурс: https://sobesednik.ru/zdorove/20160311-tabletki-s-probiotikami-izbavyat-cheloveka-ot-kariesa (дата обращения: 18.01.20).
2. Старовойтова Е. Л. и др. Информативность определения кариесогенных бактерий вида Streptococcus mutans и Lactobacillus spp. у детей раннего возраста //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2017. – . 3. – С. 4-8.
3. Милосердова К. Б. и др. Кариес раннего детского возраста: можно ли предупредить? //Вопросы современной педиатрии. – 2014. – Т. 13. – . 5..
4. López-López A. et al. Health-associated niche inhabitants as oral probiotics: the case of Streptococcus dentisani //Frontiers in microbiology. – 2017. – Т. 8. – С. 379.
5. Burton J. P., Drummond B. K., Chilcott C. N., Tagg J. R., Thomson W. M., Hale J. D., et al. (2013). Influence of the probiotic Streptococcus salivarius strain M18 on indices of dental health in children: a randomized double-blind, placebo-controlled trial. J. Med. Microbiol. 62 875–884. 10.1099/jmm.0.056663-0
6. Riccia D. D., Bizzini F., Perilli M., Polimeni A., Trinchieri V., Amicosante G., et al. (2007). Anti-inflammatory effects of Lactobacillus brevis (CD2) on periodontal disease. Oral Dis. 13 376–385. 10.1111/j.1601-0825.2006.01291.
7. Дарашкевич Л. О. Применение лактоферрина в профилактике кариеса у детей (обзор литературы). – 2018.
8. Хомутова Г. И. Традиционные и перспективные подходы к профилактике кариеса //Журнал «Лечащий Врач». – 2018. – . 9-2015. – С. 84.
9. Nase L., Hatakka K., Savilahi E. et al. Effect of long-term consumption of a probiotic bacterium, lactobacillus rhamnosus GG, in milk on dental caries risk in children // Caries Res. 2001. Nov-Dec. 35 (6). Р. 412- 420.

Возможные вопросы и ответы"
1. Почему в борьбе со S. mutans применяются бактерии того же рода – S. Salivarius?
- Бактериоцины обладают большей эффективностью среди близкородственных бактерий.
2. Назовите основные причины низкой эффективности оральных пробиотиков.
- низкая концентрация пробиотических бактерий в составе препарата, их неактивное состояние, так как в препаратах они чаще всего содержатся в лиофильно высушенном виде.
3. Как преодолеть низкую эффективность оральных пробиотиков?
- Можно в их состав добавить готовые метаболиты пробиотических бактерий
4. Какие еще микроорганизм могут способствовать возникновению кариеса?
-Streptococcuc sanguis, Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus casei, Аctinomices viscose и др
5. Какие еще микроорганизмы могут быть использованы в составе оральных пробиотиков?
-Лакто- и бифидобактерии
Фрагмент для ознакомления

ун-та, 2013. – С. 221–227.Парценяк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика / С.А. Парценяк. – СПб.: А.К.В., 2012. – 387 с.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 2012Психосоматические заболевания: Полный справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2013. – 608 с.Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики психологии. – М., 1997.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. – М., 2005.Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров П.К. Общая патология человека. М.: Медицина 2014Сердюк А.И. Психотерапия больных с соматическими заболеваниями // Международный медицинский журнал. – 2014. – Т-5. – №3.– С. 38-40.Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства. http://psyd-hiatry.ru/lib/54/book/33Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.Соловьева А.Д., Шептулин А.А., Аннамамедова Р.С. Состояние эмоционально-личностной сферы у больных некоторыми гастроэнтерологическими заболеваниями // Сб.матер. Всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2016.–С. 117-123.Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела / Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. – 496 с.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986.Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М., 2002.Хомуленко Т.Б. Основи психосоматики: учеб.-метод. пособие. – Винница: Новая Книга, 2014. – 120 с.Цимбалистов А.В. Патофизиологические аспекты развития сочетанной патологии полости рта и желудочно-кишечного тракта / А.В. Цимбалистов, Н.С. Робакидзе // Стоматология для всех. – 2015. –№ 1. – С. 28–34.Циммерман Я.С., Белоусов Ф.В. Психосоматическая медицина и проблема язвенной болезни // Scand.in astoenterol. – 2014. – Suppl.206. – P. 37-39.Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В.И. Циркин, С.И. Трухина. – Н.Новгород.: Изд-во НГМА, 2013. – 463 с.Чернин В.В. Язвенная болезнь / В.В. Чернин. – Тверь: РИЦ ТГМА, 2015. – 287 с. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Выпуск 1. 2012. МартПриложение 1ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИТест Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI)Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) - является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Шкала ситуативной тревожности№ппСуждениеНикогдаПочти никогдаЧастоПочти всегда1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я внутренне скован12345Я чувствую себя свободно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я ощущаю душевный покой12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряжения123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно1234 Шкала личной тревожностиИнструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.№ппСуждениеНикогдаПочти никогдаЧастоПочти всегда21У меня бывает приподнятое настроение123422Я бываю раздражительным123423Я легко расстраиваюсь123424Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие123425Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть123426Я чувствую прилив сил и желание работать123427Я спокоен, хладнокровен и собран123428Меня тревожат возможные трудности123429Я слишком переживаю из-за пустяков123430Я бываю вполне счастлив123431Я все принимаю близко к сердцу123432Мне не хватает уверенности в себе123433Я чувствую себя беззащитным123434Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей123435У меня бывает хандра123436Я бываю доволен123437Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438Бывает, что я чувствую себя неудачником123439Я уравновешенный человек123440Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234 Самооценка психических состояний (Айзенк)Инструкция к тестуПредлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.Тестовый материалНе чувствую в себе уверенности.Часто из-за пустяков краснею.Мой сон беспокоен.Легко впадаю в уныние.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.Меня пугают трудности.Люблю копаться в своих недостатках.Меня легко убедить.Я мнительный.Я с трудом переношу время ожидания.Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.Я нередко чувствую себя беззащитным.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.Я чувствую растерянность перед трудностями.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.Оставляю за собой последнее слово.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.Меня легко рассердить.Люблю делать замечания другим.Хочу быть авторитетом для других.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».Текст опросникаДумаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.Мои слова не так уж часто расходятся с делом.Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.Мое «Я» всегда мне интересно.Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.Собственное уважение мне еще надо заслужить.Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.Я сам хотел во многом себя переделать.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.Временами я сам собой восхищаюсь.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.Иногда я сам себя плохо понимаю.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.В целом, меня устраивает то, какой я есть.Вряд ли меня можно любить по-настоящему.Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.Тест Самоуважения. Шкала М. РозенбергаИнструкция. Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру. 4 - полностью согласен 3 - согласен 2 - не согласен 1 - абсолютно не согласен Тестовый материал 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. 6. Я к себе хорошо отношусь. 7. В целом я удовлетворен собой. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность. 10.Иногда я думаю, что я во всем нехорош.Приложение 2Результаты диагностикиРезультаты анкетирования испытуемых мужчин(ситуационная тревожность) Таблица 1№ИспытуемыйВозрастБаллыУровень тревожности1135-4480высокая2255-6546высокая3345-5478высокая4435-4444умеренная5535-4441умеренная6635-4458высокая7755-6571высокая8835-4439умеренная9945-5444умеренная101055-6542умеренная111135-4429низкая121345-5439умеренная131545-5438умеренная141645-5438умеренная151935-4430низкаяТаблица 2Результаты анкетирования испытуемых-женщин(ситуационная тревожность)№ИспытуемыйВозрастБаллыУровень тревожности1155-6539умеренная2235-4444умеренная3335-4442умеренная4455-6544умеренная5555-6541умеренная6635-4439умеренная7735-4444умеренная8855-6542умеренная9935-4444умеренная101055-6542умеренная111155-6529низкая121255-6564высокая131445-5458высокая141835-4430низкая152255-6529низкаяРис. 4. Репрезентативные значения критерия Фишера для данных выборок:В данном случае значение критерия Фишера составилиφэмп = 4,277. Таким образом, различия в проявлениях низкого уровня тревожности являются статистически достоверными, и женщин достоверно чаще тревожит ситуация как таковая.Таблица 3Результаты анкетирования испытуемых-мужчин(личностная тревожность)№ИспытуемыйВозрастБаллыУровень тревожности1135-4439умеренная2255-6558умеренная3345-5438умеренная4435-4438умеренная5535-4437умеренная6635-4477высокая7755-6530низкая8835-4439умеренная9945-5458умеренная101055-6538умеренная111135-4438умеренная121245-5458высокая131345-5439умеренная141435-4458умеренная151545-5438умереннаяТаблица 4 Результаты анкетирования испытуемых-женщин(личностная тревожность)№ИспытуемыйВозрастБаллыУровень тревожности1155-6539умеренная2235-4458высокая3335-4438умеренная4455-6538умеренная5555-6537умеренная6635-4477высокая7735-4430низкая8855-6539умеренная9935-4476высокая101055-6529низкая111155-6534умеренная121255-6558высокая131345-5445умеренная141545-5467высокая151645-5428низкаяТаблица 5Результаты исследования самоотношения ОСОШкалымужчиныженщиныU-критерийрср.зн.ст.откл.ср.зн.ст.откл.S интегральная шкала57,1224,3070,1226,05302,000,03*I самоуважение 50,9927,0260,6525,73363,000,20II аутосимпатия42,2927,6755,2330,26351,500,14III ожидаемое отношение от других52,4228,8656,7028,22399,000,45IV самоинтерес63,4430,9975,0826,15366,000,21самоуверенность41,7626,7952,0429,27365,000,21отношение других48,0928,0648,7425,91430,000,76самопринятие53,6525,5763,9628,57353,000,15саморуководство58,8223,3861,1620,25432,500,79самообвинение68,4226,4151,1425,36289,000,02*самоинтерес65,2629,8175,2124,58344,500,11самопонимание52,9827,7955,0232,61423,000,69* - статистически значимые различияРезультаты исследования по Розенбергу и ОСО Таблица 6женщины11888,071,3077,3072,3010,065,7080,089,7079,7060,7010,021,3022593,3086,7047,096,7010,092,3080,034,3038,3043,3010,083,7033296,7080,090,7096,7071,3065,7010,070,7060,3027,7080,094,043685,091,3047,053,010,029,3080,050,7079,7060,7010,094,053169,3071,3069,7039,7071,3065,7032,050,7060,3027,7054,704,3362555,2025,3086,027,3010,07,3332,089,7060,3027,7080,068,7072032,3058,7016,053,029,065,7051,3050,7060,3096,7034,3043,3081862,7044,7077,3027,3010,029,3032,050,7038,3043,3010,068,7092638,3044,709,027,3016,016,7032,034,3092,043,3034,3021,33101988,071,309,072,3049,7081,3032,050,7025,7081,7054,7068,70111196,099,7090,7072,3010,092,3051,3010,079,7015,010,094,0122080,044,7077,3072,3092,3047,7051,3010,092,060,7010,043,30132626,7016,09,039,7049,7029,3051,3016,7060,3060,7034,304,30141996,086,7077,072,071,081,051,010,038,061,080,094,0152874,071,037,027,092,081,032,071,038,061,034,043,0ср.зн.22,5370,1260,6555,2356,7075,0852,0448,7463,9661,1651,1475,2155,02ст.откл.7,7426,0525,7330,2628,2226,1529,2725,9128,5720,2525,3624,5832,61РозенбергSIIIIIIIV1234567мужчины12062,7034,037,3072,3092,3047,7051,3050,7079,7081,7080,043,3023449,080,09,017,7029,029,3051,3050,7060,3096,7011,3099,3033274,3080,069,7027,3010,092,3051,3070,7060,3060,7054,6068,7042749,025,3021,7027,3049,7016,7015,016,7025,7027,7054,7094,051680,071,058,072,010,066,080,051,010,061,010,021,061796,091,093,097,010,092,080,010,092,05,010,084,072174,059,058,053,092,048,051,090,038,082,010,069,082121,045,022,040,029,029,051,071,060,097,034,021,093355,034,091,040,029,07,07,010,080,015,055,069,0101062,7034,037,3096,7010,029,3080,070,7025,7081,7010,083,70113432,3058,7037,3025,3049,7047,707,3034,3079,7081,6020,068,70122038,3016,016,027,3092,307,3332,034,3038,3081,7054,7021,30131793,3086,7086,096,7010,065,7010,089,7079,7043,3010,083,70143288,071,3058,039,7071,3093,3051,3070,7060,3081,7034,3043,30152062,7071,309,072,3049,7029,3051,3034,3038,3081,7080,068,70ср.зн.26,5757,1250,9942,2952,4263,4441,7648,0953,6558,8268,4265,2652,98ст.откл.7,4824,3027,0227,6728,8630,9926,7928,0625,5723,3826,4129,8127,79\Результаты исследования самооценки психического состояния личности по методике Г.АйзенкаМужчины№ п/пШкалыТревожностьФрустрацияАгрессияРигидность151115149611510125129712651141610711471691289411912617107939611159128951475101011101011516Женщины1111637119189981010465971116810610814718117412101210391461610898911151666711910515146612Приложение 3Программа психокоррекции эмоциональной сферы людей схроническими заболеваниями ЖКТЗанятие 1.Цель: Познакомится и договориться о правилах работы в группе. Задачи: Познакомить участников тренинга и ознакомить с правилами тренинга; Способствовать снижению «неловкости» в общении между участниками;Ознакомить участников с материалами тренинга;Подвести итоги.Приветствия и правилами во время прохождения тренинга. Давайте познакомимся так, как это принято в тренинге. Сейчас каждый из собравшихся назовет свое имя, а после этого скажет, что в его понимании тревожность и в чем она может проявляться на примере своей жизни. Прежде чем каждый из нас будет говорить, он должен сначала повторить слова своего соседа справа. Итак, с кого начнем? Завершить знакомство надо обобщением: «Мы увидели, что тревожность – это…. На нее могут влиять …….Теперь наша задача будет состоять в развитии умении управлять своим внутренним состоянием».Сразу после фразы, которая завершает процедуру знакомства, тренер предлагает ввести нормы, или правила для участников тренинга: нельзя опаздывать и пропускать занятия; правило тренинга «здесь и сейчас». главным во время тренинга является, то что происходит в группе, какие чувства вы испытываете во время тренинга; следующие правило заключается в искренности; оценивать друг друга во время тренинга запрещается; личностный вклад участников. Чем активнее вы участвуете в тренинге, тем больше у вас возможностей для личностного роста. Есть ли какие-либо вопросы? Упражнение «Визитная карточка». Это делается для того, чтобы участникам было легче запомнить имена друг друга и позволит убрать «неловкость» в общении между участниками. Каждый участник тренинга получает визитную карточку и пишут на ней свое имя. Затем участники прикладывают визитки к одежде, так чтобы можно было легко прочитать имя участника. Ознакомление с материалами тренинга.Тренер раздает участникам тренинга брошюры с необходимой информацией и базовыми понятиями тренинга, акцентирует свое внимание на цели тренинга, дает необходимую теоретическую информацию, которая пригодится участникам вовремя прохождения тренинга. Обратная связь. Тренер предлагает сесть в круг и каждому из участников тренинга сказать, что он вынес из занятия для себя. Тренер предлагает группе сесть в более тесный круг и говорит: «Давайте вспомним весь сегодняшний день... Я прошу каждого сказать, что сегодня было для него важным, что стало сухим остатком «дня»?Завершается день упражнением под названием «Аплодисменты по кругу». Тренер благодарит группу за проявленную инициативу на занятии и отдачу участников и предлагает игру в ходе, которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом с каждым хлопком усиливаются и в конце звучат громко. Первым начинает тренер, он взглядом выбирает участника и начинает тихонько ему хлопать, смотря ему в глаза, подходит к участнику продолжая аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.Занятие 2Цель: сблизить участников тренинга и настроить на работу в группе. Задачи: Способствовать сближению участников тренинга и настроить их на совместную деятельность в группе;Сплотить группу;Подвести итог занятия. Ритуал приветствия. Здравствуйте! Давайте для начала поприветствуем друг друга. Сейчас каждый из вас продолжит фразу: «Добрый день, меня зовут (имя), я считаю, что сегодня чудесный день, потому, что...».Упражнение «Только вместе». Это упражнение способствует сближению участников тренинга и настраивает их на совместную деятельность в группе (групповую работу). Тренер просит участников разделитесь по парам и встаньте спиной к спине. Затем выполнить следующие действия: попробуйте, не отрывая спины от спины партнера медленно присесть на пол; а теперь встать; а теперь поменяйтесь партнерами и попробуйте еще раз сделать то же самое. После проведения упражнения идет обсуждения следующих вопросов: Что было самым трудным в этом упражнении? С кем вам было легче всего выполнять упражнение? Что способствовало успешному выполнению задания?Упражнение «Печатная машинка». Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст загаданного слова, или фразы, распределяются между ее членами. Задача участников отгадать фразу или слова и как можно быстрее ее собрать при этом, каждый участник должен громко произнести свою букву. Буквы называются по порядку слова, или фразы. Между словами все хлопают в ладоши.Обратная связь (см. 1 занятие)Занятие 3Цель: Освоить метод релаксации и снятия напряженияЗадачи:Провести ритуал приветствия;Повторить прошлое занятие;Овладеть навыками мышечной релаксации;Подвести итоги дня. Ритуал приветствия (см. прошлый день)Повторение прошлого занятия. Короткое напоминание о пройденном материале.Метод активной мышечной релаксации. Ход релаксации: Сейчас мы научимся снимать напряжение. Займите удобную для Вас позу и закройте глаза. При выполнении всех упражнений не забывайте о глубоком дыхании. Вы должны делать глубокий вдох и одновременно сильно напрягать соответствующие группы мышц. Помните о том, что мышцы напрягаются только на вдохе! Расслабляются группу мышц во время полного выдоха. Фиксируйте свое внимание на приятных ощущениях, при расслаблении той лил иной группы мышц. Это упражнение способствует полной релаксации и поможет вам в любой ситуации снизить уровень тревожности и снять напряжение. Итак, давайте начнем нашу релаксацию. Прорабатываем правую кисть руки. Делаем медленно очень глубокий вдох вместе с тем, со всей силой сжимаем сильный кулак правой рукой. После этого мы делаем полный выдох, пытаясь выпустить весь воздух из наших легких и одновременно с тем разжимаем и расслабляем кисть при этом фиксируя свое внимание на тех ощущениях, которые появляются у вас в расслабленных мышцах кисти и предплечья. Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах кисти и предплечье появляется приятная тяжесть, мышцы наполняются теплом. Почувствуйте, как из мышц уходит вся усталость. Зафиксируйте в своей памяти это чувство приятного расслабления и успокоение. Прорабатываем левую кисть руки. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, правая рука заменяется на левую.Концентрируемся на правом плече. Сделайте очень глубокий вдох, одновременно с этим сожмите сильно правую руку в кулак и напрягите бицепс правой руки. Выдохните и снова делайте глубокий вдох, сильно сжимаете в кулак правую руку при этом не забываем напрягать бицепс правой руки. Потом делайте спокойный полный выдох, расслабьте кисть и бицепс. Сконцентрируйте свое внимание на том, как в мышцах правой руки появляются приятные ощущения, постарайтесь все свое внимание заострить на этом ощущении. Чувство усталости покидает ваше тело. Вы расслабляетесь и отдыхаете. Зафиксируйте в памяти приятные ощущения тепла и спокойствия, что возникают при расслаблении мышц вашей правой руки. Концентрация на левое плечо. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.Прорабатываем мышцы лба. На вдохе максимально поднимите вверх брови. При этом глаза остаются закрытыми. На выдохе расслабьте мышцы лба. Почувствуйте, как мышцы лба расслабляются.Концентрируемся на мышцах носа и век. Глаза остаются закрытыми. На вдохе сильно наморщите нос и крепко закройте глаза. На выдохе расслабьте мышцы носа и мышцы ввек. Дайте себе возможность почувствовать, как у вас расслабляться мышцы лица. Концентрация на мышцы рта. Закройте глаза, расслабьтесь. На вдохе резко напрягите мышцы рта, а углы рта постарайтесь как можно сильнее опустить вниз. На выдохе расслабьте мышцы рта. Почувствуйте приятное ощущение от того, как у вас расслабляются не только мышцы рта, но и все мышцы лица. Сконцентрируйтесь на этом. Концентрация на мышцы шеи. Делаем глубокий и мощный вдох, при этом стараемся как можно сильнее наклонить голову вперед, а лопатки максимально поднять вверх и сдвинуть их к хребту. На выдохе постепенно расслабьте мышцы шеи, а лопатки резко опустите вниз. Постарайтесь как можно глубже прочувствовать и зафиксировать в памяти, как в мышцах шеи и в области воротниковой зоны появляется тепло и приятное ощущение тяжести.Работаем с мышцами живота. На вдохе надо сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы живота. Спокойно выдыхая, следует расслабить мышцы живота и почувствовать, как приятное тепло разливается в области солнечного сплетения, как мышцы живота наполняются приятной тяжестью. Почувствуйте, как вас покидает чувство усталости и возникает чувство спокойствия. Прорабатываем мышцы в области промежности. На вдохе необходимо сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы промежности. На выдохе расслабьте мышцы промежности и почувствуйте, как в них появляется приятное чувство тепла и тяжести. Концентрируемся на мышцах правого бедра. На вдохе надо резко напрячь мышцы правого бедра. На выдохе расслабьте мышцы бедра. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тяжести и тепла, которые появились в мышцах бедра.Переходим на мышцы левого бедра. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.Прорабатываем мышцы правой стопы. Правую ногу вытяните вперед. Поставьте ее на пяту. На вдохе большой палец правой ноги максимально на себя. На выдохе расслабьте мышцы, "отпустите" большой палец. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тепла и тяжести, которые появляется в икроножной мышце и мышцах стопы. Все мышцы вашего тела сейчас очень тяжелые. Вы расслаблены. Запомните эти приятные ощущения. На протяжении некоторое время наслаждайтесь этим ощущением расслабления.Работаем с Мышцами левой стопы. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.После выполнения упражнения следует обговорить следующие вопросы: Как чувствуют себя участники после выполнения упражнения? Что вызывало у них трудности? Способствовало ли это упражнение снятию напряжения?Подведение итогов дня (см. занятие 1)Занятие 4Цель: Выработать навыки управления эмоциями (тревожностью) и подвести итогиЗадачи:Провести ритуал приветствия;Выработать навыки управления эмоциями (тревожностью)Повторить прошлое занятие;Подвести итоги.Приветствия и правилами во время прохождения тренинга. Давайте познакомимся так, как это принято в тренинге. Сейчас каждый из собравшихся назовет свое имя, а после этого скажет, что в его понимании тревожность и в чем она может проявляться на примере своей жизни. Прежде чем каждый из нас будет говорить, он должен сначала повторить слова своего соседа справа. Итак, с кого начнем? Завершить знакомство надо обобщением: «Мы увидели, что тревожность – это…. На нее могут влиять …….Теперь наша задача будет состоять в развитии умении управлять своим внутренним состоянием».Сразу после фразы, которая завершает процедуру знакомства, тренер предлагает ввести нормы, или правила для участников тренинга: нельзя опаздывать и пропускать занятия; правило тренинга «здесь и сейчас». главным во время тренинга является, то что происходит в группе, какие чувства вы испытываете во время тренинга; следующие правило заключается в искренности; оценивать друг друга во время тренинга запрещается; личностный вклад участников. Чем активнее вы участвуете в тренинге, тем больше у вас возможностей для личностного роста. Есть ли какие-либо вопросы? Упражнение «Визитная карточка». Это делается для того, чтобы участникам было легче запомнить имена друг друга и позволит убрать «неловкость» в общении между участниками. Каждый участник тренинга получает визитную карточку и пишут на ней свое имя. Затем участники прикладывают визитки к одежде, так чтобы можно было легко прочитать имя участника. Ознакомление с материалами тренинга.Тренер раздает участникам тренинга брошюры с необходимой информацией и базовыми понятиями тренинга, акцентирует свое внимание на цели тренинга, дает необходимую теоретическую информацию, которая пригодится участникам вовремя прохождения тренинга. Обратная связь. Тренер предлагает сесть в круг и каждому из участников тренинга сказать, что он вынес из занятия для себя. Тренер предлагает группе сесть в более тесный круг и говорит: «Давайте вспомним весь сегодняшний день... Я прошу каждого сказать, что сегодня было для него важным, что стало сухим остатком «дня»?Завершается день упражнением под названием «Аплодисменты по кругу». Тренер благодарит группу за проявленную инициативу на занятии и отдачу участников и предлагает игру в ходе, которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом с каждым хлопком усиливаются и в конце звучат громко. Первым начинает тренер, он взглядом выбирает участника и начинает тихонько ему хлопать, смотря ему в глаза, подходит к участнику продолжая аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.Занятие 2Цель: сблизить участников тренинга и настроить на работу в группе. Задачи: Способствовать сближению участников тренинга и настроить их на совместную деятельность в группе;Сплотить группу;Подвести итог занятия. Ритуал приветствия. Здравствуйте! Давайте для начала поприветствуем друг друга. Сейчас каждый из вас продолжит фразу: «Добрый день, меня зовут (имя), я считаю, что сегодня чудесный день, потому, что...».Упражнение «Только вместе». Это упражнение способствует сближению участников тренинга и настраивает их на совместную деятельность в группе (групповую работу). Тренер просит участников разделитесь по парам и встаньте спиной к спине. Затем выполнить следующие действия: попробуйте, не отрывая спины от спины партнера медленно присесть на пол; а теперь встать; а теперь поменяйтесь партнерами и попробуйте еще раз сделать то же самое. После проведения упражнения идет обсуждения следующих вопросов: Что было самым трудным в этом упражнении? С кем вам было легче всего выполнять упражнение? Что способствовало успешному выполнению задания?Упражнение «Печатная машинка». Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст загаданного слова, или фразы, распределяются между ее членами. Задача участников отгадать фразу или слова и как можно быстрее ее собрать при этом, каждый участник должен громко произнести свою букву. Буквы называются по порядку слова, или фразы. Между словами все хлопают в ладоши.Обратная связь (см. 1 занятие)Занятие 3Цель: Освоить метод релаксации и снятия напряженияЗадачи:Провести ритуал приветствия;Повторить прошлое занятие;Овладеть навыками мышечной релаксации;Подвести итоги дня. Ритуал приветствия (см. прошлый день)Повторение прошлого занятия. Короткое напоминание о пройденном материале.Метод активной мышечной релаксации. Ход релаксации: Сейчас мы научимся снимать напряжение. Займите удобную для Вас позу и закройте глаза. При выполнении всех упражнений не забывайте о глубоком дыхании. Вы должны делать глубокий вдох и одновременно сильно напрягать соответствующие группы мышц. Помните о том, что мышцы напрягаются только на вдохе! Расслабляются группу мышц во время полного выдоха. Фиксируйте свое внимание на приятных ощущениях, при расслаблении той лил иной группы мышц. Это упражнение способствует полной релаксации и поможет вам в любой ситуации снизить уровень тревожности и снять напряжение. Итак, давайте начнем нашу релаксацию. Прорабатываем правую кисть руки. Делаем медленно очень глубокий вдох вместе с тем, со всей силой сжимаем сильный кулак правой рукой. После этого мы делаем полный выдох, пытаясь выпустить весь воздух из наших легких и одновременно с тем разжимаем и расслабляем кисть при этом фиксируя свое внимание на тех ощущениях, которые появляются у вас в расслабленных мышцах кисти и предплечья. Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах кисти и предплечье появляется приятная тяжесть, мышцы наполняются теплом. Почувствуйте, как из мышц уходит вся усталость. Зафиксируйте в своей памяти это чувство приятного расслабления и успокоение. Прорабатываем левую кисть руки. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, правая рука заменяется на левую.Концентрируемся на правом плече. Сделайте очень глубокий вдох, одновременно с этим сожмите сильно правую руку в кулак и напрягите бицепс правой руки. Выдохните и снова делайте глубокий вдох, сильно сжимаете в кулак правую руку при этом не забываем напрягать бицепс правой руки. Потом делайте спокойный полный выдох, расслабьте кисть и бицепс. Сконцентрируйте свое внимание на том, как в мышцах правой руки появляются приятные ощущения, постарайтесь все свое внимание заострить на этом ощущении. Чувство усталости покидает ваше тело. Вы расслабляетесь и отдыхаете. Зафиксируйте в памяти приятные ощущения тепла и спокойствия, что возникают при расслаблении мышц вашей правой руки. Концентрация на левое плечо. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.Прорабатываем мышцы лба. На вдохе максимально поднимите вверх брови. При этом глаза остаются закрытыми. На выдохе расслабьте мышцы лба. Почувствуйте, как мышцы лба расслабляются.Концентрируемся на мышцах носа и век. Глаза остаются закрытыми. На вдохе сильно наморщите нос и крепко закройте глаза. На выдохе расслабьте мышцы носа и мышцы ввек. Дайте себе возможность почувствовать, как у вас расслабляться мышцы лица. Концентрация на мышцы рта. Закройте глаза, расслабьтесь. На вдохе резко напрягите мышцы рта, а углы рта постарайтесь как можно сильнее опустить вниз. На выдохе расслабьте мышцы рта. Почувствуйте приятное ощущение от того, как у вас расслабляются не только мышцы рта, но и все мышцы лица. Сконцентрируйтесь на этом. Концентрация на мышцы шеи. Делаем глубокий и мощный вдох, при этом стараемся как можно сильнее наклонить голову вперед, а лопатки максимально поднять вверх и сдвинуть их к хребту. На выдохе постепенно расслабьте мышцы шеи, а лопатки резко опустите вниз. Постарайтесь как можно глубже прочувствовать и зафиксировать в памяти, как в мышцах шеи и в области воротниковой зоны появляется тепло и приятное ощущение тяжести.Работаем с мышцами живота. На вдохе надо сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы живота. Спокойно выдыхая, следует расслабить мышцы живота и почувствовать, как приятное тепло разливается в области солнечного сплетения, как мышцы живота наполняются приятной тяжестью. Почувствуйте, как вас покидает чувство усталости и возникает чувство спокойствия. Прорабатываем мышцы в области промежности. На вдохе необходимо сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы промежности. На выдохе расслабьте мышцы промежности и почувствуйте, как в них появляется приятное чувство тепла и тяжести. Концентрируемся на мышцах правого бедра. На вдохе надо резко напрячь мышцы правого бедра. На выдохе расслабьте мышцы бедра. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тяжести и тепла, которые появились в мышцах бедра.Переходим на мышцы левого бедра. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.Прорабатываем мышцы правой стопы. Правую ногу вытяните вперед. Поставьте ее на пяту. На вдохе большой палец правой ноги максимально на себя. На выдохе расслабьте мышцы, "отпустите" большой палец. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тепла и тяжести, которые появляется в икроножной мышце и мышцах стопы. Все мышцы вашего тела сейчас очень тяжелые. Вы расслаблены. Запомните эти приятные ощущения. На протяжении некоторое время наслаждайтесь этим ощущением расслабления.Работаем с Мышцами левой стопы. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим.После выполнения упражнения следует обговорить следующие вопросы: Как чувствуют себя участники после выполнения упражнения? Что вызывало у них трудности? Способствовало ли это упражнение снятию напряжения?Подведение итогов дня (см. занятие 1)Занятие 4Цель: Выработать навыки управления эмоциями (тревожностью) и подвести итогиЗадачи:Провести ритуал приветствия;Выработать навыки управления эмоциями (тревожностью)Повторить прошлое занятие;Просмотр фильма «Всегда говори Да». Сейчас мы с вами посмотрим фильм под названием «Всегда говори Да». После просмотра фильма тренер предлагает участникам обсудить следующие вопросы: 1.Проанализируйте действие мотивационной силы, показанное в фильме. 2.Как бы поступили на месте героя и почему? Обратная связь в конце тренинга. Тренер предлагает участникам поразмышлять, еще раз пройти события этих дней и рассказать, какими были для каждого эти дни - что это был за опыт. Тренер должен поблагодарить группу за работу, общее творчество, за новые уроки и те открытия, какие участники сделали для себя в процессе работы с ней.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулхаков P.A. Оптимизация методов диагностики и лечения больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, ассоциированной с Helicobacter pylori (региональные особенности): автореф. дис. на соискание уч. степени докт. мед. наук / Р.А. Абдулхаков. – Казань, 2012. – 39 с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. – 476 с.
3. Алекситимия и методы ее определения при пограничних психосоматических расстройствах / Д.Б. Ересько, Г.Л. Исурина, Е.В. Кайдановская, Б.Д. Карвасарский. – СПБ.: Питер, 2015. – 25 с.
4. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Амон. – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 238 с.
5. Арон И.С. Психосоматические аспекты личности детей, страдающих соматическими заболеваниями // Казанский медицинский журнал. – 2015. - №2. –С.133.
6. Аруин Л.И. Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника / Л.И. Аруин, Л.Л. Капуллер, В.А. Исаков // М.: Триада-Х, 2015. – 496 с
7. Ахмедов Т.И., Шовковая Н.В., Федоренко Н.А., Ревуцкий З.Я. Психосоматический подход в медицине // Врачебная практика. Харьковский государственный медицинский университет. – 2012. – №4. – С. 91-96.
8. Бабак О.Я. Психосоматические нарушения при язвенной болезни и способы их коррекции // Современная гастроентерология. – 2014. – №2. – С. 65-67.
9. Банщиков В.М. Медицинская психология/ В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков.– М.: Медицина, 2015.– 657 с
10. Белобор И.В. Течение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки в зависимости от типа личности и эффективность дифференцированной психотропной терапии / И.В. Белобор, И.В. Писарев // Клин. архив. – 2012. – №1. – С. 56-58.
11. Белобородова Э.И., Писаренко И.В., Дорохова Т.А. Течение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки в зависимости от типа личности и эффективность дифференцированной психотропной терапии //Терапевт. арх. – 2015. – Т. 74, № 8. – С. 60-63.
12. Белоусов Ю.В. Детская гастроэнтерология: язвенная болезнь или симптоматическая язва? [Текст] / Ю.В. Белоусов // Здоровье ребенка. – 2012. – № 4 (39). -С.121-128.
13. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2016. – №1. – С.54–65
14. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. – М.: ГЭОТАР МЕДИ-ЦИНА, 2013. – 376 с.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр Академия, 2001.
16. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: Справочник / В.Я. Гиндикин. – М.:Триада-Х, 2015. – 256 с.
17. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
18. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. Справочник, 2003.
19. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб., 2000.
20. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и психосоматический потенциал индивида // Психогенные и психосоматические расстройства: Тез. науч. конф. – Тарту: ТГУ, 1988. – Ч. 1. – С. 201–204.
21. Клиническая психология. / Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб., 2010.
22. Клинические лекции по внутренним болезням в 2-х томах. – Т.2 / Гастроэнтерология, гематология, нефрология / В.Г. Передерий, С.М. Ткач. – К.: Основы, 2016. – 574 с.
23. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1974.
24. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. – М., 2005.
25. Лиз БурбоСлушайте своё тело, вашего лучшего друга на земле http:// www.myword.ru
26. Луиза Хей Исцели себя сам Издательства: Олма Медиа Групп, Олма-Пресс, 2006 г.
27. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. / Вестник МГУ, Психология. 1987, №2.
28. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача / Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер. – СПб.: Санкт-Петербургский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2014. – 255 с.
29. Маев И.В., Барденштейн Л.М., Антоненнко О. М., Каплан Р.Г. Психосоматические аспекты заболеваний желудочно-кишечного тракта // Клиническая медицина. – 2012. – Т. 80. – № 11. – С. 8-13.
30. Максимова Т. М. Субъективные оценки здоровья в социально-гигиенических исследованиях здоровья населения // Сов. Здравоохр. – 2013. – № 10. – С. 63-65.
31. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. –Москва: ООО «Издательство УникумПресс», ООО «Издательский дом Инфра», 2000. – 176 с.
32. Мамедов Р.М. Влияние коплекса социально-поведенческих факторов на взаимосвязанную распространенность воспалительных заболеваний пародонта, хронического гастрита и Helicobacter pylori – инфекции / Р.М.Мамедов // Современная стоматология. – 2016. – № 3. – С. 48–52.
33. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 2005.
34. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М., 2002.
35. Миронов В.Н. Психосоматические аспекты язвенной болезни / В.Н. Миронов, А.Ф. Локинова // Современная медицина. – 2015. – №3. – С. 35-40.
36. Михайлов Б.В. Психосоматические расстройства как общесоматическая проблема // Док- тор. – 2015. – № 6. – С. 9-13.
37. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.
38. Новикова А.И. Качество жизни при психосоматических заболеваниях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2015. – №5. – С. 7-10.
39. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Изд-во моск. ун-та, 2013. – С. 221–227.
40. Парценяк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика / С.А. Парценяк. – СПб.: А.К.В., 2012. – 387 с.
41. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 2012
42. Психосоматические заболевания: Полный справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2013. – 608 с.
43. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики психологии. – М., 1997.
44. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. – М., 2005.
45. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров П.К. Общая патология человека. М.: Медицина 2014
46. Сердюк А.И. Психотерапия больных с соматическими заболеваниями // Международный медицинский журнал. – 2014. – Т-5. – №3.– С. 38-40.
47. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства. http://psyd-hiatry.ru/lib/54/book/33
48. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.
49. Соловьева А.Д., Шептулин А.А., Аннамамедова Р.С. Состояние эмоционально-личностной сферы у больных некоторыми гастроэнтерологическими заболеваниями // Сб.матер. Всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2016.–С. 117-123.
50. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела / Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. – 496 с.
51. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986.
52. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М., 2002.
53. Хомуленко Т.Б. Основи психосоматики: учеб.-метод. пособие. – Винница: Новая Книга, 2014. – 120 с.
54. Цимбалистов А.В. Патофизиологические аспекты развития сочетанной патологии полости рта и желудочно-кишечного тракта / А.В. Цимбалистов, Н.С. Робакидзе // Стоматология для всех. – 2015. –№ 1. – С. 28–34.
55. Циммерман Я.С., Белоусов Ф.В. Психосоматическая медицина и проблема язвенной болезни // Scand.in astoenterol. – 2014. – Suppl.206. – P. 37-39.
56. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В.И. Циркин, С.И. Трухина. – Н.Новгород.: Изд-во НГМА, 2013. – 463 с.
57. Чернин В.В. Язвенная болезнь / В.В. Чернин. – Тверь: РИЦ ТГМА, 2015. – 287 с.
58. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Выпуск 1. 2012. Март

Вопрос-ответ:

Какие личностные особенности могут влиять на психологическое и соматическое здоровье человека?

Различные личностные особенности могут оказывать влияние на психологическое и соматическое здоровье человека. Некоторые из них включают уровень стрессоустойчивости, эмоциональную устойчивость, сознательность, экстраверсию, невротизм и другие. Высокий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости может способствовать лучшему управлению стрессом и снижению риска возникновения психосоматических заболеваний. Сознательность связана с более здоровым образом жизни и следованием медицинским рекомендациям. Экстраверсия может быть связана с улучшенным психологическим здоровьем и адаптивностью, а невротизм - с повышенным риском развития психических и физических проблем.

Какое влияние личностных особенностей на психическое здоровье человека?

Личностные особенности могут оказывать значительное влияние на психическое здоровье человека. Например, высокий уровень невротизма может быть связан с повышенным риском развития депрессии, тревожных состояний и других психических проблем. С другой стороны, высокий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости может способствовать более устойчивой психической состоянию и снижению вероятности развития психических расстройств. Также экстраверсия может быть связана с лучшей адаптацией к социальной среде и меньшим риском развития психических проблем.

Какие личностные особенности могут повлиять на физическое здоровье человека?

Различные личностные особенности могут оказывать влияние на физическое здоровье человека. Например, сознательность и дисциплинированность связаны с более здоровым образом жизни и соблюдением медицинских рекомендаций, таких как регулярное физическое упражнение и правильное питание. Также высокий уровень стрессоустойчивости может помочь в лучшем управлении стрессом и предотвращении развития стрессовых заболеваний. Экстраверсия может быть связана с лучшей адаптивностью и лучшим физическим здоровьем в целом.

Какие личностные особенности могут влиять на психологическое и соматическое здоровье человека?

Личностные особенности, такие как стрессоустойчивость, оптимизм, самоконтроль, степень тревожности и другие, могут оказывать влияние на психологическое и соматическое здоровье человека. Например, люди с высокой стрессоустойчивостью могут лучше справляться с негативными эмоциями и стрессом, что в свою очередь положительно сказывается на их общем здоровье. Оптимистичные люди чаще имеют хорошую психическую и физическую сущностью.

Какие личностные особенности могут повлиять на наличие кариеса у человека?

Некоторые исследования показывают, что личностные особенности, такие как степень тревожности, уровень самоконтроля и страхи могут иметь влияние на наличие кариеса у человека. Например, люди с высоким уровнем тревожности могут иметь склонность к небрежности в уходе за своими зубами, что может способствовать развитию кариеса. Также, недостаток самоконтроля может привести к частому употреблению сладкой и кислой пищи, что также может увеличить риск развития кариеса.

Какой влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека?

Личностные особенности могут оказывать разнообразное влияние на психологическое и соматическое здоровье человека. Например, низкая самооценка и негативное отношение к своему телу могут привести к развитию депрессии и другим психологическим проблемам. Высокий уровень тревожности может привести к беспокойству и повышенному стрессу, что может оказать негативное влияние на общее физическое и психическое состояние человека.

Какие личностные особенности оказывают влияние на психологическое и соматическое здоровье человека?

Различные личностные особенности, такие как уровень стрессоустойчивости, самоэффективность, оптимизм, тревожность, конфликтность и другие, могут оказывать влияние на психологическое и соматическое здоровье человека.

Как уровень стрессоустойчивости влияет на здоровье человека?

Уровень стрессоустойчивости оказывает влияние на здоровье человека. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости могут лучше справляться с негативными ситуациями и иметь более стабильное психологическое и соматическое здоровье по сравнению с людьми с низким уровнем стрессоустойчивости.

Как самоэффективность влияет на здоровье человека?

Самоэффективность, то есть уверенность в своих способностях и умении достигать поставленных целей, может положительно влиять на здоровье человека. Люди с высокой самоэффективностью обычно более мотивированы заботиться о своем психологическом и соматическом здоровье и принимать активные меры для поддержания его.