Особенности детско-родительских взаимоотношений у младших и старших подростков, склонных к девиантному поведению
Заказать уникальную дипломную работу- 97 97 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 15.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений родителей с детьми подросткового возраста 7
1.1. Подросток как субъект исследования в отечественной и зарубежной психологии и педагогике 7
1.2. Причины, обуславливающие девиантное поведение подростка 15
1.3. Факторы семейного воспитания, обуславливающие становление личности подростка 25
1.4. Основные направления и методы психолого-педагогической работы с подростками группы риска 36
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов, обуславливающих семейные взаимоотношения между родителями и подростками 48
2.1. Методы и процедура исследования 48
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 51
2.3. Рекомендации к программе коррекции детско-родительских отношений в семьях, где есть подросток 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 88
Список использованной литературы 94
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).ПРИЛОЖЕНИЕ 8Данные SPSS по критерию корреляции Манна-УитниСтатистические критерииa Опросник склонности к агрессии Басса-ПерриV4V5Копинг-поведениеV7V8V9V10О родителях ОДОРV12V13V14V15V16V17V18V19V20V28V29V30V31V32V33V34V35U Манна-Уитни0,0000,0000,0000,0000,0000,0000,0000,5000,0000,0000,0000,0000,0000,0000,0000,0000,0000,5000,5000,0000,5000,5000,5000,0000,0000,000W Вилкоксона1,0001,0001,0001,0001,0001,0001,0001,5001,0001,0001,0001,0001,0001,0001,0001,0001,0001,5001,5001,0001,5001,5001,5001,0001,0001,000Z-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,0000,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,000-1,0000,0000,000-1,0000,0000,0000,000-1,000-1,000-1,000Асимп. знач. (двухсторонняя)0,3170,3170,3170,3170,3170,3170,3171,0000,3170,3170,3170,3170,3170,3170,3170,3170,3171,0001,0000,3171,0001,0001,0000,3170,3170,317Точная знч. [2*(1-сторон. знач.)]1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000b1,000ba. Группирующая переменная: V1b. Не скорректировано на наличие связей.
Зарубежные источники
1. Adolescent Psychology: What Makes Teens Different, And How Can Psychology Help? // Betterhelp URL: https://www.betterhelp.com/advice/adolescence/adolescent-psychology-what-makes-teens-different-and-how-can-psychology-help (дата обращения: 30.04.2020)
2. Hall G. Stanley Adolescence: its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education // - New York: 1924.
3. Psychological characteristics of Teenagers // Winners URL: http://winners.virtualclassroom.org/0617/characterists/teenagersnf.html (дата обращения: 30.04.2020)
4. The Teenager's Brain Do you understand your teenager's thoughts? // Psychology Today URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/health-matters/201006/the-teenagers-brain (дата обращения: 30.04.2020).
5. Clausen J. (1968). Perspectives on childhood socialization. In Clausen, J.Socialization and Society, Little Brown, Boston, pp. 130–181.
6. Clinard M. (1964). Anomie and Deviant Behavior, Free Press, New York.
7. Eisenstadt S. N. (1956). From generation to generation: Age groups and social structure, Free Press, Glencoe, Ill.
8. Kornhauser R. R. (1978).Social Sources of Delinquency: An Appraisal of Analytic Models, University of Chicago Press, Chicago.
9. Maccoby E. (1968). The development of moral values and behavior in childhood. In Clausen, J. (ed.),Socialization and Society, Little, Brown, Boston.
10. Relationships with parents and families: why teenagers need them Available at: https://raisingchildren.net.au/pre-teens/communicating-relationships/family-relationships/relationships-with-parents-teens (дата обращения: 30.04.2020)
11. Teenage Problems in School and Tips to Resolve Them Available at: https://teens.lovetoknow.com/Teenage_Problems_in_School (дата обращения: 30.04.2020)
Отечественные источники
12. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс/ Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
13. Айхорн, А.Р. Трудный подросток [Текст] / А.Р. Айхорн. – М.: "Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс", 2001. – 158 с.
14. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. М.: Дата Сквер,2009. – 248 с.
15. Батура А. Ю. Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в процессе профессионального самоопределения студенческой молодежи / А. Ю. Батура // Культура: открытый формат – 2016: сб. науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2017. – С. 444-449.
16. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Педагогика, 2008. – 197 с.
17. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2011. - 341 с
18. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 504 с.
19. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – СПб.: С.-Петерб. филиал ИС РАН, 1993 – 167 с.
20. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 240 с.
21. Григорьев, А.Д. Социальная работа с несовершеннолетними преступниками: история, проблемы, тенденции [Текст] / А.Д. Григорьев, М.А. Кожурова; Мин. междунар. образоват. центр. – Мн.: Адукацыя I выхаванне , 2000. – 72 с.
22. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник МГУ.-1997.-серия 18.-№3,-с.45-55.
23. Дорожко А.А. Социально-педагогические условия организации деятельности молодежных любительских объединений / А. А. Дорожко // Культура: открытый формат – 2016: сб. науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2017. – С. 458-460.
24. Ермолович С. Я. Девиантные подростки как объект внимания социального работника [Текст] / С.Я. Ермолович. – Мн.: Адукацыя I выхаванне, 1999. – 110 с.
25. Жулумбетова Н. А. Современные социально-педагогические подходы в работе с трудными подростками / Н. А. Жулумбетова // Инфоурок [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО https://infourok.ru/sovremennie-socialnopedagogicheskie-podhodi-v-rabote-s-trudnimi-podrostkami1290503.html. – Дата доступа: 15.02.2020
26. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
27. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (психология развития). / Л. Ц. Кагермазова // Электронный учебник [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc. – Дата доступа: 15.02.2020
28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг: учебное пособие для вузов. – М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
29. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
30. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально–психологические и психиатрические аспекты [Текст] / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 2008. – 206 с.
31. Конникова Т.Е. Проблемы воспитания подростков [Текст] / Т. Е. Конникова, д-р пед. наук. - Москва : Знание, 1972. - 32 с.
32. Куманев В.А. Формирование мировоззрения подростка [Текст]. - Москва: Знание, 1979. - 30 с.
33. Литовчик Н. Н. Педагогика: пособие / Н. Н. Литовчик. – Минск: Белорус. Энцикл. Им. П. Бровки, 2010. – 215 с.
34. Макарова Г.Л. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних [Текст] / Г.Л. Макарова, О.А. Колосанова // Педагогическое обозрение. – 2008 – №2-3. – С.14-22.
35. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2005. – 198 с.
36. Невский И. А. Склонности учащихся, их изучение и развитие в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т общ. и политехн. образования. — М., 1964. — 18, [1] с.
37. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с..
38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушателей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Ф. Райс ; пер. с англ. Н. Мальгиной [и др.]. - 8-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2000. - 656с
39. Рогова Е.Е. Проблемы одиночества в подростковом возрасте : [монография] / Е. Е. Рогова. - Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2007. - 132 с.
40. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
41. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
42. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков: тенденции, проблемы, пути решения [Текст] / Л. П. Чичерин, Р. Я. Нагаев, В. О. Щепин, С. Г. Ахмерова. - Уфа : АИНСИ, 2016. - 164 с.
43. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
44. Трифонова О. М. Оптимизация профессионального самоопределения школьников в социально-культурных центрах: дис… канд. пед. наук: 13.00.05 / О. М. Трифонова. – Барнаул, 2006. – 188 с.
45. Яйдельская С.В. Способы организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде // Человека в современном мире: проблемы и решения. - Владимир, 2011. - 568 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности можно выделить в детско-родительских взаимоотношениях у младших и старших подростков склонных к девиантному поведению?
Одной из особенностей данной группы подростков является нарушение общения с родителями, возможное отсутствие взаимопонимания и конфликты. Также характерным является низкий уровень доверия и сопротивление подростков к родительскому контролю.
Какие причины обуславливают девиантное поведение подростка?
Девиантное поведение подростка может быть вызвано различными факторами, включая негативное влияние окружения, плохое воспитание, отсутствие поддержки и любви со стороны родителей, проблемы в общении и недостаток внимания.
Какие факторы семейного воспитания влияют на становление личности подростка?
Факторы семейного воспитания, влияющие на становление личности подростка, включают уровень эмоциональной близости, поддержки и взаимодействия в семье, определение границ и правил, примеры поведения со стороны родителей, а также обеспечение безопасной и поддерживающей среды.
Какие основные направления и методы используются в исследовании детско-родительских взаимоотношений с подростками?
В исследовании детско-родительских взаимоотношений с подростками используются различные методы, включая опросники, наблюдение, интервью, анализ качественных и количественных данных. Основные направления исследования включают изучение коммуникации, уровня доверия, родительского контроля, взаимного влияния и эмоционального климата в семье.
Как подросток рассматривается в отечественной и зарубежной психологии и педагогике?
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике подросток рассматривается как субъект исследования. В этом возрастном периоде происходят значительные изменения в физическом и психологическом развитии подростка, а также в его отношениях с окружающим миром, включая родительские взаимоотношения.
Какие особенности детско-родительских взаимоотношений у младших и старших подростков склонных к девиантному поведению?
У младших подростков, склонных к девиантному поведению, отмечаются частые конфликты с родителями, недоверие и непонимание взаимоотношений. Они проявляют повышенную агрессивность и склонность к протестному поведению. У старших подростков, склонных к девиантному поведению, взаимоотношения с родителями характеризуются нарастающим отчуждением, отсутствием коммуникации и взаимопонимания, а также отрицанием авторитета родителей.
Какие причины обуславливают девиантное поведение подростка?
Причины девиантного поведения подростка могут быть разнообразными. Они могут включать негативный опыт взаимоотношений с родителями, семейные конфликты, отсутствие внимания и поддержки, негативное влияние сверстников, плохой школьный опыт, наличие психических или поведенческих расстройств, а также факторы социальной среды.
Какие факторы семейного воспитания обуславливают становление личности подростка?
Факторы семейного воспитания, обуславливающие становление личности подростка, включают стиль воспитания родителей, уровень эмоциональной поддержки, степень контроля и наказаний, качество коммуникации, наличие семейных традиций и ценностей, родительскую поддержку развития и самореализации. Также важным фактором является пример, который родители демонстрируют в своей повседневной жизни.
Какие основные направления и методы применяются в работе с подростками склонными к девиантному поведению?
Основными направлениями в работе с подростками, склонными к девиантному поведению, являются психологическая коррекция поведения, семейная терапия, работа с социальным окружением, формирование навыков адаптивного поведения и развитие эмоциональной компетентности. В методах работы используются психологические тренинги, групповые занятия, индивидуальные консультации, игровая терапия, арт-терапия и другие подходы, направленные на развитие самосознания и ответственности перед своими действиями.
Какие особенности детско-родительских взаимоотношений у младших подростков склонных к девиантному поведению?
У младших подростков, склонных к девиантному поведению, может наблюдаться конфликтная ситуация в семье, недостаток доверия и понимания со стороны родителей, а также ограничение свободы и самостоятельности.
Какие факторы семейного воспитания обуславливают становление личности подростка?
Семейное воспитание играет важную роль в становлении личности подростка. Факторы, которые обуславливают это, включают: стиль и качество родительского воспитания, уровень коммуникации в семье, наличие поддержки со стороны родителей, наличие правил и границ, а также уровень эмоциональной поддержки и эмоциональной доступности родителей.