Проблема реализации ценностей идеологии Просвещения в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Характеристика политико-правовых воззрений эпохи Просвещения 6
1.1.Западноевропейские теории 6
1.2.Русские просветители 17
Глава 2.Реализация ценностей просветительской идеологии в реформаторской деятельности Екатерины Великой 25
2.1.Внутренняя политика. «Наказ» Екатерины Великой 25
2.2.Реализация просветительских принципов во внешнеполитической деятельности Екатерины Великой 31
Заключение 35
Список литературы 36



Фрагмент для ознакомления

Правительство и «средние власти» (органы государственного управления) - это прямые исполнители воли монарха и тех законов, которые он издает. Современными исследователями часто условно осуществляется разделение правления Екатерины II по социально-политической направленности на два этапа. Первый из них (до крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева в 1773–1775 гг.) - это и есть период так называемого «просвещенного абсолютизма». Второй период (после крестьянской войны) продолжался до смерти Екатерины II и являлся открытой дворянской реакцией.Екатерина Великая (1762-1796) правила на протяжении почти всей второй половины XVIII столетия. Период правления ознаменовался усилением и ростом крепостнических отношений. В 1785 году состоялось издание специального «Ремесленного положения», которое представляло собой часть «Жалованной грамоты городам». За счет того, что были отменены внутренние таможенные пошлины с 1754 г., стал развиваться всероссийский рынок. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги. О политике просвещенного абсолютизма можно сказать, что заключалась в том, что Екатерина Великая использовала положения просветительской идеологии для того, чтобы укрепить крепостнический строй. Одна из первых реформ – разделение Сената на департаменты, которые имели определенные полномочия. Данная реформа была направлена на то, чтобы улучшить центральное управление страной. Однако, что важно отметить, Сенатом была утрачена законодательная власть, постепенно всей ее полнотой завладела сама императрица. Екатериной в 1764 г. было осуществлено проведение секуляризации церковных имуществ. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Тут важно заметить, что секуляризация сопровождалась активизацией монастырских крестьян, которыми организовывались массовые волнения. В 1765 г. в стране стали межевать земли. Екатерина Великая созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для того, чтобы составить новый свод законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. и создала для неё «Наказ». Под предлогом начала войны с Турцией Комиссию распустили. «Наказ» Екатерины для работы Уложенной комиссии включал в себя 22 главы, а разбит был на 655 статей. Это своего рода теория политики просвещённого абсолютизма, выработанная императрицей. По большей части текст «Наказа» состоял из цитат трудов и высказываний известных идеологов Просвещения. Екатерина II подчёркивала, что самодержавие преследует исключительно одну цель – благо народа, всех её подданных. Интересно было понимание императрицей понятия «свобода». Свобода, как она полагала, «есть право делать то, что законы дозволяют». Императрица хотела издать новые законы, которые «с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти». Огромное значение «Наказа» заключалось в том, что в законодательстве России появилось понятие презумпции невиновности, пусть и ограниченное сословными рамками. «Наказ» и созыв Уложенной комиссии можно воспринимать как попытку Екатерины II модернизировать страну, заложить основы законной самодержавной монархии. После создания знаменитого «Наказа» для Уложенной комиссии 1767 года законотворчество стало любимейшим делом Екатерины. Она называла эту страсть болезнью «законобесия». Крестьянская война заставила Екатерину II провести серию реформ, направленных на централизацию и унификацию управления в центре и на местах и законодательное закрепление сословных прав населения. 7 ноября 1775 г. состоялось принятие «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».В 1785 г. была опубликована Жалованная грамота городам. Жалованная грамота городам закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной категории – гильдейского купечества.Доказательством того, что Екатерина II в целом следовала принципам «просвещенного абсолютизма» было учреждение системы воспитательно-образцовых учреждений в России: училище при академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж. Императрица считала, что Россия нуждается в эволюционном пути развития и перемен. Соответственно, нужно разрабатывать грамотные и разумные законы.Как уже отмечалось ранее, идеологию просвещенного абсолютизма Екатерина Великая обосновала в «Наказе» - важнейшем политическом и историческом документе данной эпохи.Он способствует раскрытию принципов политического устройства, выдвинутых известными просветителями - Дидро, Монтескье, Д`Аламбером. Исходя из «Наказа» следует, что монархия является идеальной формой правления. «Наказ» по сути осуществляет обоснование политических принципов абсолютистского государства: власти монарха, сословного деления общества. Эти признаки основаны на «естественном» праве одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина Великая постоянно приводит исторические примеры, чтобы обосновать значимость и необходимость сохранения абсолютизма в России. Власть монарха должна обладать неограниченным характером, именно он должен консолидировать общество, осуществлять создание и толкование законов. Опираясь на идеи просветителей, Екатерина, тем не менее, толковала их в духе собственной концепции абсолютизма, пытаясь оправдать существование в России крепостничества.Как считала Екатерина Великая, абсолютная власть существует не для того, чтобы лишить людей свободы, а для того, чтобы направить их действия на достижений благих целей. Достаточно оригинальным выглядит и понятие свободы в «Наказе» императрицы. Свобода является «спокойствием духа», которое, в свою очередь, проистекает от сознания собственной безопасности. Свобода подразумевает право делать то, что разрешено законом. Что же касается сословной структуры в обществе, крепостного права, то Екатерина полагала, что отмена крепостного права станет катастрофой для России, поскольку совершенно не согласуется с самим духом русского народа.Таким образом, мы сталкиваемся с явным противоречием. С одной стороны, согласно «Наказу», Россия претендует на то, чтобы представлять собой часть цивилизованной Европы, тогда как с другой, в ней наблюдается существование узаконенного рабства.Эпоху правления Екатерины Великой часто называют «золотым веком дворянства». И это не случайно, поскольку просвещенный абсолютизм Екатерины был направлен укрепление прав и привилегий представителей дворянского сословия. Главная черта Екатерины II как государственного деятеля выражалась в полной и откровенной поддержке правящего класса дворян. В первые годы царствования были укреплены и расширены права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), если этого не желали, монопольное право владения землей (Генеральное межевание 1765 г.), на винокурение (1765 г.).2.2.Реализация просветительских принципов во внешнеполитической деятельности Екатерины ВеликойЕкатерина Великая (1762-1796) проводила весьма энергичную внешнюю политику, в итоге оказавшуюся успешной для Российского государства. Россия при ней завоевала Крым и берега Черного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей народонаселение империи на 12 млн. душ.Вступив на престол. Екатерина Великая применила новые методы взаимодействия с другими государствами, которые обеспечивали создание необходимой внешнеполитической системы.Первый метод заключался в умении занять нейтральную позицию в европейских делах и в дальнейшем использовать ее в интересах России.Второй метод представлял собой стремление создавать союзы с другими государствами для решения общих внешнеполитических задач.Третьим методом было стремление решать вопросы внешнеполитического характера, имевшие целью несколько интересов России, через достижение компромиссов.Четвертый метод внешнеполитической деятельности Екатерины представлял собой проведение эффектных военных операций, которые обеспечивали уверенность в отстаивании Россией своих интересов в Европе.Пятый метод заключался в том, что решение внешнеполитических вопросов проводилось через локализацию и разделение их, то есть стремление Екатерины разрешать проблемы внешней политики без постороннего вмешательства, без участия третьих сторон, и не вместе, а порознь.Немаловажным являлся и шестой метод внешнеполитической деятельности императрицы: активное участие во внешней политике государства самой Екатерины. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!» - говорила она Потемкину.С молодых лет вовлеченная придворными интригами в большую политику, Екатерина уже имела значительный опыт в деле дипломатии, имела также собственные дипломатические способности, которые развила в дальнейшем до состояния совершенства. Она обладала большим искусством: притворства, которое в 18 веке, как и часто позже; считалось основным качеством дипломата. Не менее искусно использовала Екатерина Великая «просветительную» фразеологию, которой она умело прикрывала свои честолюбивые замыслы. Сила Екатерины как дипломата заключалась, однако, не в этом. Как умная женщина; она понимала, что достоинство страны, которой она управляет, и ее собственное достоинство: В своих дипломатических выступлениях она выставляла себя поборницей национальной политики, не отделяя себя от России. В целом внешняя политика Екатерины II имела весомые результаты, ею достигнутые. Екатерина Великая успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы.Внешнеполитическими результатами 34-летнего пребывания Екатерины на троне были значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса великой державы. Внешняя политика Российского государства при Екатерине была направлена на укрепление роли России в мире и расширение её территории.Немаловажную роль в формировании внешнеполитической деятельности Екатерины II играл социальный фактор, поскольку для выполнения задач внешней политики привлекались представители различных социальных сословий. Кроме того, кадры различных ведомств использовались государством не только по прямому предназначению, но и в проведении внешней политики.При рассмотрении влияния социального фактора на внешнеполитическую деятельность важно подчеркнуть, что XVIII в. являлся одной из эпох активного меж цивилизационного взаимодействия, взаимопроникновения культур, открывавших широкие возможности для восприятия зарубежного опыта общественного развития. Причем через такой способ знакомства с жизнью западных и восточных держав проходили десятки и сотни одаренных русских подданных. Именно они на протяжении всего XVIII столетия знакомились с социальными процессами в Швеции, Пруссии, Польше, Саксонии, Австро-Венгрии, Италии, Дании, Голландии, Швейцарии, германских княжествах и других странах.Общение с выдающимися зарубежными лицами, восприятие особенностей и условий развития социума на Западе и Востоке способствовали совершенствованию процесса проведения внешней политики.В процессе решения Восточного вопроса русский дипломатический корпус соприкасался с социальными процессами в Дунайских княжествах, Османской империи, Персии, государствах Кавказа. В регионах Дальнего Востока и Аляски также происходили социальные взаимодействия русских представителей. Они несли в местные народы свои традиционные ценности и, в свою очередь, перенимали фрагменты жизни этих регионов.Стереотипы и стандарты межнационального взаимодействия, задаваемые культурными образцами, неписанными правилами и традициями, этническими, родственными и другими предпочтениями социальной субъективности играли во внешнеполитической деятельности екатерининского времени значительную роль. Таким образом, в ходе развития международных отношений дипломатические представители России решали не только вопросы внешней политики, но и перенимали зарубежный образ жизни дипломатической работы.Сановники, руководившие внешней политикой при Екатерине, служили лишь исполнителями воли императрицы и должны были довольствоваться ролью ее помощников.ЗаключениеКак уже упоминалось ранее, важнейшее достижение философии Просвещения – это теория разделения властей, которая не теряет своей актуальности и поныне.теорию разделения властей разработали и обосновали одни из лучших философов Нового времени – Джон Локк и Шарль Монтескье. Российские просветители осуществляли критику неограниченного самодержавия и крепостничества, отсутствия грамотных законов. В целом, давая оценку идеологии и политики просвещенного абсолютизма, реформаторской деятельности Екатерины Великой, можно сделать вывод о том, что здесь присутствовали многие декларативные положения, которые не могли получить свою реализацию в эпоху процветания крепостничества и деспотизма. Крепостничество заметно приводило к усилению отставания России от стран Европы, представляя собой фактор замедления социального и экономического развития. Тем не менее, идеология просвещенного абсолютизма имеет многие положительные моменты, которые способствовали изменению правового менталитета русского общества того времени, а именно, это принцип существования закона как инструмента управления, обязательного наличия грамотных и хорошо продуманных законов, над чем в первый период правления Екатерина Великая работала особенно усердно. В целом, Российская империя смогла доказать и укрепить свой статус мировой державы, что также нашло выражение в выступлении ее как посредника в ходе урегулирования «войны за баварское наследство» и заключении различных союзов.Особая заслуга Екатерины Великой состоит в успешном отражении агрессии со стороны Швеции. Список литературыАнисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2008. БлаугМ. Локк, Джон // 100 великихэкономистовдоКейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. 600 с.Быстренко В.И., Паско М.Ю. и др. Отечественная история. – Новосибирск, 2008. История внешней политики России. (Конец XV - 1917 г.). [Электронный ресурс]// https://www.twirpx.com/file/592541/ Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., 1997. Каменский А.Б. Россия в 18 веке. [Электронный ресурс] // https://litresp.ru/chitat/ru/К/kamenskij-aleksandr-borisovich/rossiya-v-xviii-veke/5 Каплунов А. С. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 486-488. — URLhttps://moluch.ru/archive/99/22183/Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/149/41879/Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.//URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_Index.php Лифщиц М.А. Вольтер — мыслитель и художник // Собр. соч. в 3 т. - М., 1986. Т. II. Лылова М.Е. Внешнеполитическая деятельность императрицы Екатерины Второй Великой : 1762-1796 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Лылова Марина Евгеньевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М., 2002. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М., 2004.Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/readМоряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. – М., 1994.Моряков В.И. Русские просветители и крепостное право.//Вестник МГУ. № 8. 2014.Моряков В.И. Екатерина II — просветитель или консерватор? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2010. № 3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2009.Рахматуллин М. Императрица Екатерина Великая./М. Рахматуллин//Наука и жизнь.// http://nauka.relis.ru/Стретерн П. Джон Локк.//URL http://psylib.org.ua/books/stret01/index.htm Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского.//URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/

Список литературы

1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2008.
2. БлаугМ. Локк, Джон // 100 великихэкономистовдоКейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. 600 с.
3. Быстренко В.И., Паско М.Ю. и др. Отечественная история. – Новосибирск, 2008.
4. История внешней политики России. (Конец XV - 1917 г.). [Электронный ресурс]// https://www.twirpx.com/file/592541/
5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., 1997.
6. Каменский А.Б. Россия в 18 веке. [Электронный ресурс] // https://litresp.ru/chitat/ru/К/kamenskij-aleksandr-borisovich/rossiya-v-xviii-veke/5
7. Каплунов А. С. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 486-488. — URLhttps://moluch.ru/archive/99/22183/
8. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/149/41879/
9. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
10. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.//URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_Index.php
11. Лифщиц М.А. Вольтер — мыслитель и художник // Собр. соч. в 3 т. - М., 1986. Т. II.
12. Лылова М.Е. Внешнеполитическая деятельность императрицы Екатерины Второй Великой : 1762-1796 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Лылова Марина Евгеньевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.
13. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М., 2002.
14. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М., 2004.
15. Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read
16. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. – М., 1994.
17. Моряков В.И. Русские просветители и крепостное право.//Вестник МГУ. № 8. 2014.
18. Моряков В.И. Екатерина II — просветитель или консерватор? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2010. № 3.
19. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2009.
20. Рахматуллин М. Императрица Екатерина Великая./М. Рахматуллин//Наука и жизнь.// http://nauka.relis.ru/
21. Стретерн П. Джон Локк.//URL http://psylib.org.ua/books/stret01/index.htm
22. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского.//URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/

Вопрос-ответ:

Какие теории были основой политико-правовых воззрений эпохи Просветления?

Основными теориями, лежащими в основе политико-правовых воззрений эпохи Просветления, были западноевропейские теории.

Какие русские просветители существовали в эпоху Просветления?

В эпоху Просветления на Руси существовали такие просветители, как Денис Иванович Фонвизин, Василий Дмитриевич Адодуров, Григорий Александрович Потемкин и многие другие.

В чем заключается реализация ценностей просветительской идеологии Екатериной II?

Екатерина II реализовывала ценности просветительской идеологии через свою реформаторскую деятельность, осуществляя наказы и внешнеполитические реформы.

Какие просветительские принципы были реализованы во внутренней политике Екатерины Великой?

Во внутренней политике Екатерины Великой были реализованы просветительские принципы, такие как реформы в системе образования, привлечение зарубежных специалистов, освобождение крестьян от крепостной зависимости и т.д.

Какие ценности просветительской идеологии были реализованы во внешнеполитической деятельности Екатерины Великой?

Во внешнеполитической деятельности Екатерины Великой были реализованы ценности просветительской идеологии, такие как расширение границ империи, ведение просветительской политики в отношении приграничных народов, поддержка Европейского Просвещения и т.д.

Какие политические и правовые воззрения были характерны для эпохи Просвещения?

В эпоху Просвещения были характерны политические и правовые воззрения, направленные на ограничение власти монарха, установление конституционной монархии и защиту основных прав и свобод граждан.

Какие теории Просвещения были популярны в Западной Европе?

В Западной Европе популярными теориями Просвещения были идеи разделения властей, социального контракта, народовластия, рационализма и натуральных прав человека.

Какие просветители были в России?

В России выделяются такие просветители, как Михаил Ломоносов, Денис Фонвизин, Александр Радищев, Николай Новиков и другие, которые выступали за социальные и политические реформы, просвещение и справедливость.