Использование СМИ как механизма воздействия на массовое сознание
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 19.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Исторический анализ феномена Средств Массовой Информации и массового сознания
II. Средства Массовой Информации как механизм влияния на массовое сознание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Причина может быть обнаружена и в СМ К, и в обществе, и в самом человеке.
Теория активной аудитории делает акцент на зрителях, читателях, слушателях, выбирающих интересующие их программы. В этом случае СМК выступают в роли фактора, но не причины поведения людей. В случае с «перестройкой» СМК играли факторную роль возбудителя перемен, а причина крылась в самих людях, в том числе и в правящей элите, в их желании жить по-другому.
Крайнюю позицию занимает постмодернистский плюрализм, отрицающий какое-либо влияние СМК в силу того, что люди, как индивидуалисты, «слушают и смотрят» только себя и потребляют в СМК только то, что им нравится. СМК приходится также индивидуализироваться, приспосабливаясь к вкусам все более специфических групп аудитории.
Но чаще всего для большинства людей СМК выступают в роли фактора, разгоняющего или тормозящего личные и социальные реакции по поводу каких-то проблем. Сила и формы воздействия связаны с теориями селекции, «повестки дня», культивации, восприятия информации.
Важность СМИ как инструмента воздействия на массовое сознание вызвала исследования, в результате которых был разработан ряд теорий, специально посвященных медиаэффектам.
Теория связи эффектов СМК с использованием и удовлетворением потребностей является одной из наиболее развитых теорий о факторах воздействия на эффекты. Истоки теории находят у Г. Лассвелла, который в 1948 г. пытался понять причины обращения людей к СМК. Он выявил три функции СМК — наблюдение за средой, анализ событий, передача социального опыта.
Множество исследований в последующем позволили установить зависимость СМК от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМК и чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМК с точки зрения их Влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях.
Обращение человека к СМК является процессом удовлетворения коммуникационных потребностей, которые, в свою очередь, связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей. Чаще всего используют типологию потребностей А. Маслоу, на основе которой строятся мотивы получения информации:
поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем;
поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация);
выяснение условий жизни других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, социальное общение (интеграция и социальное взаимодействие);
развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнения свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей.
Отсюда следует многообразие мотивов обращения к СМК. Они основаны па ожидании, что потребности будут удовлетворены. После обращения к СМК человек положительно или отрицательно оценивает полученную информацию. Отсюда следует важное условие эффективности СМК — стремиться максимизировать соответствие информации потребностям и мотивам аудитории.
Генеральный директор «Нашего радио» М. Зотов в интервью журналу «Итоги» так говорил о потребностях слушателей: «Ситуация меняется в сторону разговорности. Нужна беседа, разговор со слушателем. Если человека никто не развлеает, он организует себе музыкальный досуг лучше, чем любая станция. Поставит диски, скачает файлы — и вперед. Разница только в том. что на радио есть джипглы и реклама. 'Гак что добавлять общения придется. Чисто музыкальные каналы себя изживают. Но я не говорил бы, что ток-радио — это наше будущее. Будущее — это правильное сочетание шуток, разговоров и музыки».
В разработку теории информационных потребностей важный вклад внес А. В. Соколов. Человек как живое существо представляет собой динамическую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Саморегулирование направлено на сохранение устойчивости при изменении внешней или внутренней среды. Например, если становится холоднее, мы одеваемся в более теплую одежду. Если начинаем испытывать чувство жажды, то утоляем ее. Таким образом возникает и реализуется потребность в тепле и жидкости. И в том и в другом случае человек получает информацию извне или от самого организма об отклонениях от нормы и принимает меры для того, чтобы сохранить устойчивость своего нормального существования.
Коммуникационная потребность — это необходимость получения сообщений, в частности от СМК, для поддержания себя в норме или в желаемом состоянии. Выше речь шла о ликвидации отклонений от нормы или, по мысли Соколова, о преодолении возникающих рассогласований, осмысливаемых нервной системой и сознанием.
Перед СМК стоит задача вместе с аудиторией изучать процесс возникновения и формирования коммуникационных потребностей и своевременно предоставлять необходимую информацию. В этом залог их успешного функционирования на рынке.
Люди учатся моделировать свое поведение по примеру родителей, ровесников, учителей, друзей, а также наблюдая за игрой и жизнью кино- и телезвезд, литературных героев и известных в обществе людей.
Теория социального обучения (подражания) предполагает следующую технологическую цепочку действий:
человек обращает внимание на чье-то поведение;
оно его привлекает или восхищает;
у него возникает желание подражать;
он начинает вести себя по-новому;
5) если это поведение нравится, то оно становится частью егообраза мышления и жизни.
Таким образом, обучение — это социальный процесс моделирования (подражания) поведения людей, которые нас восхищают. При положительной обратной связи оно будет закрепляться в ценностях и повторяться в действиях. Определенные виды поведения поддерживаются, пропагандируются, культивируются обществом в целом, бизнесом, культурой, политикой, социальными группами.
Сегодня в обществе сохраняются различия по социальным возможностям доступа к СМИ, по индивидуальным способностям и потребностям в массовой информации. Теория говорит о том, что с увеличением информационных потоков в обществе через СМИ люди с более высоким социально-экономическим статусом и уровнем образования быстрее получают эту информацию, чем люди с более низким статусом. В результате между ними скорее растет разрыв в знаниях, чем происходит его сглаживание. МК может способствовать усилению неравенства. Показателями неравенства являются: уровень знаний или информации о явлении или событии; доля ресурсов, которыми обладают индивид или группа; время.
Факторы, влияющие на этот разрыв, следующие:
разные информационные потребности и СМК;
целевая направленность сообщений;
мотивы, интересы и способы отбора;
информационно-коммуникационные умения;
типы социальных связей, контактов, включенность в те или иные организации;
различный доступ к знаниям.
Определяющим фактором может быть оценка значимости конкретной информации. Разрыв меньше в информации о повседневных делах и, естественно, больше в вопросах, требующих профессиональной подготовки. Сближаются позиции в ситуации борьбы общества с другим государством или межнационального конфликта.
Из СМК больше всего сближает людей телевидение как самый массовый канал потребления информации. Пресса наиболее дифференцирован на.
Сами по себе различия естественны. Но проблема заключается в том, что не до всех слоев населения доходят необходимые современному человеку научные знания. В странах «третьего мира» еще много просто неграмотных. В России в 1990-е годы вновь возникла проблема роста числа детей, не имеющих дома и не обучающихся в школе. Для развитых стран существует проблема функциональной неграмотности (11; 45). Наблюдается хождение иррациональных знаний, суеверий и.т. п. Все это способствует распространению ненаучных знаний, ведет к девиантному поведению, является источником социальной напряженности.
В целом СМК ориентированы на более образованные и экономически сильные группы людей и тем самым способствуют сохранению или усилению их неравенства в получении и использовании знаний.
Эффект убеждения как результат медиавоздействия очень важен, потому что влияет на поведение людей. На протяжении всей истории исследований эффекта убеждения предлагались различные объяснения и модели, призванные объяснить это явление.
Г. Лассвелл обнаружил, что во время Второй мировой войны сильное воздействие оказывала пропаганда. К. Ховленд установил три последовательных этапа успешного убеждения, выраженного тремя глаголами — обратить внимание на медиасообщение, понять его содержание и согласиться с ним. Он выделил несколько факторов, обусловливающих эффективность убеждения: достоверность источника сообщения, его аргументированность, личностные характеристики членов аудитории, вид воздействия и др.
Разнообразие воздействующих элементов, выявленных на материале коротких заметок в женских журналах, ставит перед нами новую проблему. До недавнего времени предполагалось, что информационная заметка – жанр сухой и не подлежащий экспансии воздействующих элементов. Полем деятельности речевого манипулирования считались публицистические жанры. Необходимо понять, является ли развитие использования воздействующих элементов в заметке следствием их исчезновения в «классических» жанрах или же малые информационных жанрах являются новой сферой активизации воздействующих элементов, и функции воздействующих элементов в разных жанрах отличаются друг от друга.
Если говорить о журнале Cosmopolitan, то можно сказать, что в нем экспансия воздействующих элементов в малые информационных жанры вызвана двумя факторами: журнальным зэппенингом (термин TV-журналистики, явление постоянного переключения с канала на канал, когда реклама должна быть настолько короткой, чтобы успеть за те несколько секунд, что телезритель останавливается на канале, ему запомниться) и активным формированием собственной аудитории. Известно, что журнал чаще всего просматривается, но не читается. Следовательно, целесообразно большие материалы разбивать на несколько маленьких.
При этом ежемесячный журнал испытывает недостаток в информации, которую он может подать как информационно-новостной материал. Материал, который в целом виде представлял бы собой, скорее, обозрение или статью, превращается из-за этих двух факторов в подборку заметок. Чтобы читатель проглядел все эти заметки, они должны быть крайне яркими, броскими, в том числе и в плане воздействующих элементов. Авторы и редактора вынуждены выискивать новые сочетания воздействующих элементов, которые окажутся способными привлечь читателя к журналу.
Вместе с необходимостью подстраиваться под читателя мы наблюдаем сегодня стремление многих журналов создавать аудиторию «под себя». Журнал в таком случае пропагандирует образ жизни, в который входит покупка данного журнала. Множество заметок формируют фрагментарное восприятие окружающей жизни, тем самым облегчая процесс воздействия на читателя. Одновременно с этим воздействие идет и через сами небольшие заметки, в которых информация подается как объективная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средства массовой информации оказывают разнообразное влияние на массовое сознание. Медиавоздействие различается, в первую очередь, по типам СМИ: печатные, аудиальные и аудиовизуальные медиа в силу своей природы обладают различным потенциалом воздействия и сферами его приложения. Принято считать, что в процессе исторического и технологического развития общества и массовой коммуникации возникающие типы средств массовой информации отражали и реализовывали потребности и запросы современного им общества. Так, с появлением новых электронных форм печать стала ориентироваться на развлекательные и аналитические функции, функции изменения общественного, массового сознания. Телевидение, обеспечивая новостное информирование и развлекательное восприятие, формирует общественное мнение и закладывает приоритеты и ценности общества потребления. Телевидение, в качестве "оптового поставщика образов", отличается от других СМИ. В наш век телевидение заменило сказочников и сказателей былин. Различные категории телезрителей начинают мыслить сходно под воздействием телевидения, так как получают одинаковую информацию. Диалог, который раньше служил защитой против манипуляций, играет все меньшее значение, и получатели сообщений пассивно воспринимают сигналы от тех, кто распространяет информацию. СМИ пропускают культуру, общественные явления через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.
СМИ создают определенную текстуально-идеологизированную «аудиоиконосферу», в которой живет современный человек и которая служит четкой концептуализации действительности. Именно сфера массовой коммуникации способствует тому, что общество выступает как «генератор социального гипноза», попадая под влияние которого мы становимся согласованно живущей ассоциацией, именно в СМИ наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция.
Обобщая основные приемы воздействия СМК на массовое сознание, надо выделить следующие:
неадекватное отображение фактологии и структуры картины мира;
упрощение процесса мышления, включая оценивание, в котором рациональные компоненты замещены ярлыками, стереотипами, имиджами, «сияющими обобщениями» и прочими манипулятивными конструкциями);
пассивность восприятия: массовое сознание уже привыкло к простым формам информирования и большим объемам развлекательной информации.
В обществе сегодня достаточно примеров влияния СМИ на аудиторию и на массовое сознание. В различных ситуациях средства массовой информации могут оказывать кратковременное и долгосрочное воздействие. Основыми сферами для приложения потенциала медийного воздействия являются поле отбора информации (следовательно, восприятие редуцированной картины мира) и поле восприятия информации (степень и возможность оказания внешнего воздействия на каждого отдельного индивида).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арендт Х. Люди в темные времена [Текст] / Ханна Арендт; пер. с англ. и нем.: Г.Дашевского, Б.Дубина. — М.: Московская школа политических исслед., 2003. — 312 с.
Бережная М. А. Телевидение и социальная помощь. СПб., 2002. [Текст] / М. А. Бережная. – СПб.: Изд-во С-Петербургского гос. Универ., 2002. - 164 с.
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ [Текст] / Брайант Дж., Томпсон С.; пер. с англ. Кулебы В.В., Лебеденко Я.А.; под ред. Крайникова Э.В.. - М.: Диалектика-Вильямс, 2004. – 432 с.
Бурдье П. Социология политики [Текст] / Пьер Бурдье; пер. с фр.: Е.Д.Вознесенская; Ю.М.Ледовских, Г.А.Чередниченко, Н.А.Шматко; сост. и общ. ред. Н.А.Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — 333, [3] с.
Бурдье П. Социология социального пространства [Текст] / Пьер Бурдье; пер. с фр. под ред. Н.А.Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с.
Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 328 с.
Винтерхофф-Шпурк, Петер. Медиапсихология. Основные принципы [Текст] : пер. с нем. / П. Винтерхофф-Шпурк ; ред. науч. А. А. Киселева. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 288 с.
Воржецов А.Г. Общественное согласие в России: реальность и перспективы: монография [Текст] / Александр Григорьевич Воржецов; Казанский государственный технологический университет. — Казань: Карпол, 1998. — 103, [3] с.
Деннис Э. Беседы о масс-медиа [Текст]/ Э. Деннис, Д. Мэррил; пер. с англ. Изд- во "Вагриус". - М.: Вагриус, 1997 г. – 205 с.
Есин Б.И. История русской журналистики 1703 – 1917 [Текст] / Б.И. Есин. - М: Флинта: Наука, 2000.
Зобов, Р. А. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия [Текст] / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. - СПб. : СПбГУ, 1995. - 88 с.
Крестникова И., Левшина Е. Корпоративная филантропия: мифы и реальность: результаты социологического исследования [Текст]/ И. Крестникова, Е. Левшина. — М.: Charities Aid Foundation, 2002. — 68 c.
Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / Лукина М.М., Фомичева И.Д. — М.: Факультет журналистики. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
Маркелов М.Ю. Война за кадром: Профессия - русский журналист [Текст]/ М.Ю. Маркелов. - М: Эксмо, 2004. – 416 с.
Массовое сознание и массовые действия. [Текст]. - М. : Ин-т социологии РАН, 1994. - 152 с.
Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике [Текст]/ С.А. Михайлов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2002. – 268 с.
Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. [Текст] / Ф. Т. Михайлов. - М. : Наука, 1990. - 224 с.
Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России [Текст]/ И.Б.Михайловская, Е.Ф.Кузьминский, Ю.Н.Мазаев; Проектная группа по правам человека. — М., 1997. — 94 с.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований [Текст]/ М.М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 1999. – 240 с.
Общество и книга: от Гутенберга до Интернета [Текст] / общ. ред. А. П. Короолёва. - М. : Традиция, 2000. - 280 с.
Пацлаф, Р. Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей: Пер. с нем. [Текст] / Р. Пацлаф. - М. : evidentis, 2003. - 220 с.
Петрова, Н. П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. [Текст] / Н. П. Петрова. - СПб. : Речь, 2002. - 216 с.
Почепцов, Г. Теория и практика коммуникации. [Текст] / Г. Почепцов. - М. : Центр, 1998. - 352 с.
Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие для вузов - Изд. 2-е, перераб., доп. [Текст]/ Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 352 с.
Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Технические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ [Текст]/ Е.П. Прохоров. - М.: РИП-Холдинг, 2005. – 202 с.
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы [Текст]/ Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т; пер. с англ. Изд- во "Вагриус". - М.: Вагриус, 1998 г. – 235 с.
Свитич Л.Г., Ширяева А.А.. Российский журналист и журналистское образование. Социологические исследования [Текст]/ Свитич Л.Г., Ширяева А.А.. . - М.: ВК, 2006. – 324 с.
Спивак, Д. Л. Измененные состояния массового сознания [Текст] / Д. Л. Спивак. - СПб. : Гарт-Курсив: Фонд "Ленингр. галерея", 1996. - 127 с.
Структура общества и массовое сознание [Текст] / ред. П. М. Козырева. - М. : Ин-т социологии РАН, 1994. - 196 с.
Шишкина М.А. Паблик Рилейшнз в системе социального управления [Текст] / М. А. Шишкина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - 444 с.
Яковлев, И. П. Современные теории массовых коммуникаций : учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. [Текст]/ И.П. Яковлев — СПб. : Роза мира, 2007.- 124 с.
См. подробнее: Фомичева И. Д. Социология СМИ. М„ 2007.
2
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арендт Х. Люди в темные времена [Текст] / Ханна Арендт; пер. с англ. и нем.: Г.Дашевского, Б.Дубина. — М.: Московская школа политических исслед., 2003. — 312 с.
2.Бережная М. А. Телевидение и социальная помощь. СПб., 2002. [Текст] / М. А. Бережная. – СПб.: Изд-во С-Петербургского гос. Универ., 2002. - 164 с.
3.Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ [Текст] / Брайант Дж., Томпсон С.; пер. с англ. Кулебы В.В., Лебеденко Я.А.; под ред. Крайникова Э.В.. - М.: Диалектика-Вильямс, 2004. – 432 с.
4.Бурдье П. Социология политики [Текст] / Пьер Бурдье; пер. с фр.: Е.Д.Вознесенская; Ю.М.Ледовских, Г.А.Чередниченко, Н.А.Шматко; сост. и общ. ред. Н.А.Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — 333, [3] с.
5.Бурдье П. Социология социального пространства [Текст] / Пьер Бурдье; пер. с фр. под ред. Н.А.Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с.
6.Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 328 с.
7. Винтерхофф-Шпурк, Петер. Медиапсихология. Основные принципы [Текст] : пер. с нем. / П. Винтерхофф-Шпурк ; ред. науч. А. А. Киселева. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 288 с.
8.Воржецов А.Г. Общественное согласие в России: реальность и перспективы: монография [Текст] / Александр Григорьевич Воржецов; Казанский государственный технологический университет. — Казань: Карпол, 1998. — 103, [3] с.
9.Деннис Э. Беседы о масс-медиа [Текст]/ Э. Деннис, Д. Мэррил; пер. с англ. Изд- во "Вагриус". - М.: Вагриус, 1997 г. – 205 с.
10.Есин Б.И. История русской журналистики 1703 – 1917 [Текст] / Б.И. Есин. - М: Флинта: Наука, 2000.
11.Зобов, Р. А. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия [Текст] / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. - СПб. : СПбГУ, 1995. - 88 с.
12.Крестникова И., Левшина Е. Корпоративная филантропия: мифы и реальность: результаты социологического исследования [Текст]/ И. Крестникова, Е. Левшина. — М.: Charities Aid Foundation, 2002. — 68 c.
13.Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / Лукина М.М., Фомичева И.Д. — М.: Факультет журналистики. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
14.Маркелов М.Ю. Война за кадром: Профессия - русский журналист [Текст]/ М.Ю. Маркелов. - М: Эксмо, 2004. – 416 с.
15.Массовое сознание и массовые действия. [Текст]. - М. : Ин-т социологии РАН, 1994. - 152 с.
16.Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике [Текст]/ С.А. Михайлов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2002. – 268 с.
17. Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. [Текст] / Ф. Т. Михайлов. - М. : Наука, 1990. - 224 с.
18.Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России [Текст]/ И.Б.Михайловская, Е.Ф.Кузьминский, Ю.Н.Мазаев; Проектная группа по правам человека. — М., 1997. — 94 с.
19.Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований [Текст]/ М.М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 1999. – 240 с.
20. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета [Текст] / общ. ред. А. П. Короолёва. - М. : Традиция, 2000. - 280 с.
21.Пацлаф, Р. Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей: Пер. с нем. [Текст] / Р. Пацлаф. - М. : evidentis, 2003. - 220 с.
22. Петрова, Н. П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. [Текст] / Н. П. Петрова. - СПб. : Речь, 2002. - 216 с.
23.Почепцов, Г. Теория и практика коммуникации. [Текст] / Г. Почепцов. - М. : Центр, 1998. - 352 с.
24.Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие для вузов - Изд. 2-е, перераб., доп. [Текст]/ Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 352 с.
25.Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Технические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ [Текст]/ Е.П. Прохоров. - М.: РИП-Холдинг, 2005. – 202 с.
26.Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы [Текст]/ Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т; пер. с англ. Изд- во "Вагриус". - М.: Вагриус, 1998 г. – 235 с.
27.Свитич Л.Г., Ширяева А.А.. Российский журналист и журналистское образование. Социологические исследования [Текст]/ Свитич Л.Г., Ширяева А.А.. . - М.: ВК, 2006. – 324 с.
28.Спивак, Д. Л. Измененные состояния массового сознания [Текст] / Д. Л. Спивак. - СПб. : Гарт-Курсив: Фонд "Ленингр. галерея", 1996. - 127 с.
29.Структура общества и массовое сознание [Текст] / ред. П. М. Козырева. - М. : Ин-т социологии РАН, 1994. - 196 с.
30.Шишкина М.А. Паблик Рилейшнз в системе социального управления [Текст] / М. А. Шишкина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - 444 с.
31.Яковлев, И. П. Современные теории массовых коммуникаций : учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. [Текст]/ И.П. Яковлев — СПб. : Роза мира, 2007.- 124 с.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывают СМИ на массовое сознание?
СМИ оказывают значительное влияние на массовое сознание, формируя общественные представления, ценности и убеждения.
Каков исторический анализ феномена Средств Массовой Информации и массового сознания?
Исторический анализ показывает, что СМИ появились вместе с развитием печати и телевидения, и их роль в формировании массового сознания неуклонно росла.
Почему СМИ рассматриваются как механизм влияния на массовое сознание?
СМИ рассматриваются как механизм влияния на массовое сознание, потому что они имеют огромную аудиторию и способны доставлять информацию и мнения массам.
Какую роль играет активная аудитория в теории Средств Массовой Информации?
Активная аудитория играет ключевую роль в теории Средств Массовой Информации, поскольку она выбирает интересующие ее программы и является активным участником процесса воздействия.
Могут ли СМИ быть причиной поведения людей?
СМИ могут оказывать влияние на поведение людей, но они не являются единственной причиной. Причины поведения можно найти и в обществе, и в самом человеке.
Что такое СМИ?
СМИ - это средства массовой информации, такие как газеты, телевидение, радио и интернет-ресурсы.
Как СМИ влияют на массовое сознание?
СМИ используются для формирования общественного мнения, манипуляции и контроля над информацией. Они могут влиять на восприятие людьми событий и формирование их убеждений.
Какие причины влияния СМИ на массовое сознание?
Причины влияния СМИ на массовое сознание могут быть обнаружены и в самих СМИ, и в обществе, и в самом человеке. Например, СМИ могут воздействовать на массы через рекламу, политические сообщения или специально подобранный контент.
Какая теория делает акцент на активной аудитории СМИ?
Теория активной аудитории делает акцент на зрителях, читателях, слушателях, выбирающих интересующие их программы. Она предполагает, что люди активно участвуют в процессе восприятия информации и могут самостоятельно анализировать и проверять ее.
Какая роль СМИ в теории активной аудитории?
В теории активной аудитории СМИ выступают в роли фактора, но не причины поведения людей. Они предоставляют информацию, но итоговое решение о приеме и восприятии этой информации принимает сама аудитория.