8. Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 14 14 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 09.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях. Понятие, отличительные особенности экскурсии в дошкольных учреждениях……….…….4
2. Особенности организации и проведения экскурсии в разных возрастных группах………………….……………………………...8
3. Фомы обучения, содержание, организация экскурсии и руководство деятельностью детей в детском саду………...…….11
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………15





Фрагмент для ознакомления

‏Основные различия ‏между уроком ‏и занятием ‏- в ‏степени нагрузки, ‏структуре, а ‏также методах, ‏используемых в ‏ходе обучения.Экскурсии отводится ‏строго фиксированное ‏время в ‏режиме жизни ‏детей. Как ‏правило, это ‏утренние часы, ‏когда умственная ‏и физическая ‏работоспособность детей ‏наиболее высокая. ‏Количество занятий ‏возрастает постепенно, ‏при переходе ‏детей от ‏группы к ‏группе. При ‏сочетании занятий ‏учитывается степень ‏трудности и ‏характер деятельности ‏детей на ‏каждом из ‏них.Содержание ‏конкретного экскурсии ‏разрабатывается на ‏основе требований ‏«Программы воспитания» ‏по данному ‏разделу, с ‏учетом уровня ‏сформированности учебно-познавательной ‏деятельности детей ‏и освоенности ‏предыдущей программы, ‏а также ‏общих задач ‏воспитания и ‏развития детей ‏разных возрастных ‏групп.Программа ‏каждого экскурсии ‏предусматривает:- ‏определенный объем ‏знаний о ‏свойствах и ‏качествах объектов, ‏их преобразовании, ‏связях, о ‏способах действий ‏и т. ‏д., их ‏первичное усвоение, ‏расширение, закрепление, ‏обобщение и ‏систематизацию;- ‏объем практических ‏навыков и ‏умений при ‏обучении продуктивным ‏видам деятельности;- объем ‏навыков и ‏умений, нужных ‏для учебно-познавательной ‏деятельности, их ‏первичное формирование ‏или совершенствование, ‏упражнение в ‏применении;- ‏формирование отношения ‏детей к ‏явлениям и ‏событиям, к ‏знаниям, которые ‏сообщаются и ‏усваиваются на ‏данном занятии, ‏воспитание отношения ‏к собственной ‏деятельности, установление ‏отношений взаимодействия ‏со сверстниками.Объем учебного ‏содержания на ‏каждом занятии ‏небольшой, он ‏определяется с ‏учетом объема ‏памяти и ‏внимания детей ‏разных возрастных ‏групп, возможностей ‏их умственной ‏работоспособности.Занятие ‏проводится со ‏всеми детьми ‏фронтально. Это ‏требует особого ‏внимания к ‏его организации ‏и руководству ‏деятельностью детей.Обстановка на ‏каждом конкретном ‏занятии должна ‏соответствовать характеру ‏предстоящей учебной ‏деятельности детей. ‏Необходимо использовать ‏наглядные и ‏практические методы ‏обучения на ‏экскурсии, привлекать ‏разнообразные наглядные ‏материалы: предметные, ‏изобразительные, графические. ‏При организации ‏экскурсии предусматривается ‏рациональное расположение ‏материала, определяется ‏последовательность его ‏использования, способ ‏подачи и ‏характер деятельности ‏с ним [5, стр.183].Основные ‏дидактические задачи, ‏которые ставятся ‏и разрешаются ‏воспитателем в ‏начале экскурсии:- вызвать ‏интерес к ‏содержанию экскурсии;- собрать ‏внимание детей;- раскрыть ‏перед детьми ‏учебную задачу.Ход экскурсии ‏должен обеспечить ‏активное участие ‏всех детей ‏в решении ‏учебных задач, ‏а также ‏сочетание деятельности, ‏протекающей при ‏непосредственном участии ‏воспитателя, с ‏самостоятельной деятельностью ‏детей. Руководство ‏деятельностью детей ‏на занятии ‏осуществляется различными ‏методами:- ‏направленными на ‏организацию первичного ‏восприятия материала ‏и установление ‏связей с ‏уже усвоенным;- расширением ‏знаний;- ‏направленными на ‏обобщение, закрепление ‏и применение ‏знаний, навыков ‏и умений ‏[12 стр. ‏43].При ‏отборе методов ‏учитывается цель ‏и содержание ‏экскурсии, место ‏в системе ‏работы по ‏данному разделу, ‏возраст детей. ‏Важно активизировать ‏умственную активность ‏детей и ‏их самостоятельность. ‏Умственная активность ‏вызывается прежде ‏всего доступной ‏им мерой ‏трудности выдвигаемых ‏задач, последовательностью ‏их постановки, ‏использованием задач ‏элементарно-проблемного характера, ‏привлечением личного ‏опыта детей.На экскурсии ‏осуществляется освоение ‏содержания программы ‏всеми детьми, ‏поэтому они ‏являются основной ‏формой обучения. ‏Остальные формы ‏используются для ‏обогащения опыта ‏и подготовки ‏детей к ‏усвоению содержания ‏занятий или ‏выступают как ‏средство индивидуального ‏изменения процесса ‏усвоения знаний. ‏Указанные особенности ‏сближают экскурсии ‏как форму ‏обучения со ‏школьным уроком, ‏обеспечивая известную ‏преемственность. Основные ‏различия между ‏уроком и ‏занятием в ‏степени интенсивности ‏нагрузки, структуре ‏и методах, ‏используемых в ‏ходе обучения.Как ведущая, ‏основная форма ‏обучения, экскурсии ‏занимают особое ‏место в ‏системе воспитательной ‏работы детского ‏сада. Экскурсии ‏отводится строго ‏фиксированное время ‏в режиме ‏жизни детей. ‏Как правило, ‏это утренние ‏часы, когда ‏умственная и ‏физическая работоспособность ‏детей наиболее ‏высокая. С ‏характером умственной ‏и физической ‏нагрузки на ‏занятии согласуется ‏содержание и ‏структура прогулки ‏(отбор и ‏чередование наблюдений, ‏игр и ‏труда, сочетание ‏организованной фронтальной ‏или групповой ‏деятельности с ‏самостоятельной, индивидуальной).ЗаключениеВ ‏планомерном развитии ‏процесса обучения ‏на экскурсиях ‏заключаются большие ‏воспитательные возможности ‏формирования у ‏детей знаний, ‏умений, воспитание ‏организованных форм ‏поведения, внимательности, ‏умственной активности.Процесс обучения ‏на экскурсиях ‏позволяет воспитателю ‏равномерно работать ‏со всеми ‏детьми в ‏группе, осуществляя ‏определенную программу.По своему ‏содержанию дошкольное ‏обучение направлено ‏на то, ‏чтобы всесторонне ‏воспитывать и ‏развивать ребенка, ‏используя материал ‏окружающей жизни, ‏давая в ‏известной последовательности ‏знания о ‏природе и ‏людях, навыки ‏счета, рисования, ‏конструирования, пения, ‏движения.Важным ‏принципом организации ‏процесса обучения ‏является систематичность. ‏На этапе ‏раннего детства ‏усвоение знаний, ‏равно как ‏и формирование ‏умений, должно ‏проходить систематически.Ввиду того ‏что большой ‏интервал между ‏экскурсиями нежелателен, ‏возникает необходимость ‏закрепления у ‏детей полученных ‏знаний, умений ‏в самостоятельной ‏деятельности и ‏частично на ‏экскурсиях, направленных ‏на овладение ‏детьми действиями ‏с предметами, ‏на других ‏экскурсиях.Особого ‏внимания требует ‏вопрос о ‏повторности занятий: ‏период раннего ‏детства характеризуется ‏необычайно быстрыми ‏темпами развития, ‏и к ‏каждому возрастному ‏микро-периоду необходимо ‏подходить дифференцированно. ‏Занятие на ‏повторение не ‏должно быть ‏полностью идентичным ‏основному занятию. ‏Простая повторность ‏одних и ‏тех же ‏заданий может ‏привести к ‏механическому, ситуативному ‏запоминанию, а ‏не к ‏поступательному развитию ‏умственной активности ‏на экскурсиях.Итак, для ‏экскурсии как ‏формы организации ‏обучения характерен ‏ряд признаков:- на ‏экскурсиях идет ‏освоение детьми ‏умений по ‏тому или ‏другому разделу ‏обучения;- ‏экскурсии проводятся ‏со всеми ‏детьми данной ‏возрастной группы, ‏с постоянным ‏составом детей;- экскурсии ‏организуются и ‏проводятся под ‏руководством взрослого, ‏который определяет ‏задачи и ‏содержание экскурсии, ‏подбирает методы ‏и приемы, ‏организует и ‏направляет познавательную ‏деятельность детей ‏по освоению ‏знаний, умений ‏и навыков.Экскурсии занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.Список используемой литературы:1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 252 с.2. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 2010. - 208 с.3. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. - 2008 №5. С.56-60.4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.5. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика - Синтез, 2009.7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. - 2012 - №4. С.87-90.8. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). - Мн.: НИО, 2007, - 304 с.9. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2009.10. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2009. С.272.11. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. - Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2009. - 144 с.13. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2009.14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.15. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2011 г. С.336.

Список используемой литературы:
1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 252 с.
2. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 2010. - 208 с.
3. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. - 2008 №5. С.56-60.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.
5. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика - Синтез, 2009.
7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. - 2012 - №4. С.87-90.
8. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). - Мн.: НИО, 2007, - 304 с.
9. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2009.
10. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2009. С.272.
11. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. - Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2009. - 144 с.
13. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2009.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.
15. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2011 г. С.336.

Вопрос-ответ:

Какую пользу может принести экскурсия детям дошкольного возраста?

Экскурсия может принести детям дошкольного возраста множество пользы. Во-первых, она позволяет расширить их кругозор и познакомить с новыми местами, явлениями и является важной частью их познавательного развития. Во-вторых, экскурсия помогает развивать навыки социализации, учиться работать в группе и сотрудничать с другими детьми. Кроме того, она способствует развитию физических навыков, так как дети активно обыскивают окружающую среду и перемещаются по территории.

Какие особенности имеет экскурсия в дошкольных учреждениях?

Экскурсия в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. Во-первых, она должна быть спланированной и организованной таким образом, чтобы дети могли получить максимум пользы от посещения. Во-вторых, экскурсии в дошкольных учреждениях часто проводятся с целью образовательного воздействия на детей, поэтому они должны быть осмысленными и иметь определенные учебные цели. Кроме того, экскурсии должны быть безопасными и адаптированными к возрастным особенностям детей.

Какие особенности организации экскурсии в разных возрастных группах дошкольного возраста?

Организация экскурсии в разных возрастных группах дошкольного возраста имеет свои особенности. Например, для младших групп (2-3 года) экскурсии чаще всего организуются в пределах детского сада или его ближайшей окрестности. Детям предлагаются простые задания и игровые элементы, чтобы удержать их внимание. Для старших групп (5-6 лет) экскурсии могут быть более длительными и включать посещение различных мест или музеев. Детям предлагаются более сложные задания и возможность самостоятельного исследования окружающего мира.

Какую роль играет экскурсия в обучении детей дошкольного возраста?

Экскурсия является эффективным инструментом обучения и развития детей дошкольного возраста. Она позволяет расширить и углубить знания детей, развить их наблюдательность и мышление, способствует развитию социальных навыков и коммуникации. Также экскурсии помогают детям лучше понять и воспринять окружающий мир и его законы.

Чем отличается экскурсия в дошкольных учреждениях от других форм обучения?

Одной из отличительных особенностей экскурсии в дошкольных учреждениях является ее практическая направленность. Дети имеют возможность непосредственно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать его разнообразие и богатство. Экскурсии также помогают детям переносить теоретические знания в практическую жизнь и применять их на практике.

Какие особенности организации и проведения экскурсии в разных возрастных группах?

Организация и проведение экскурсии должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, для детей младшего дошкольного возраста могут быть интересны короткие и простые экскурсии, с акцентом на наблюдение и игру. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать более сложные задания и участие в активных мероприятиях, таких как сбор мусора или посадка растений.

Какими формами обучения могут быть экскурсии в детском саду?

Экскурсии в детском саду могут иметь различные формы, например: посещение музеев, зоопарков, ферм; прогулки по природе и изучение растений и животных; посещение предприятий и ознакомление с различными профессиями. Важно, чтобы экскурсии были организованы с учетом интересов и потребностей детей, и чтобы каждый ребенок смог активно участвовать в процессе обучения.

Какую роль играет экскурсия в обучении детей дошкольного возраста?

Экскурсия играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет детям узнавать новые факты, развивать свою познавательную активность, практически применять полученные знания, развивать особенности своего восприятия окружающего мира.

Какие особенности присущи экскурсии в дошкольных учреждениях?

Экскурсия в дошкольных учреждениях отличается от экскурсий для взрослых. Здесь учитывается возраст детей и забота о безопасности их здоровья. Экскурсии проводятся в игровой форме, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста.

Какие различия в организации экскурсий в разных возрастных группах детей дошкольного возраста?

Организация экскурсий в разных возрастных группах детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Например, для самых маленьких детей проводятся краткие экскурсии с простыми заданиями и игровыми элементами, а для старших детей экскурсии могут включать более сложные задания и практические упражнения.

Какими формами обучения и каким содержанием должна обладать экскурсия в дошкольных учреждениях?

Экскурсии в дошкольных учреждениях должны иметь разнообразные формы обучения и содержание, соответствующее возрасту и развитию детей. Например, экскурсии могут быть игровыми, лекционными или практическими. Одновременно с этим, содержание экскурсии должно быть интересным, адаптированным к возрасту детей и способствующим их познавательному развитию.