8. Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 09.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях. Понятие, отличительные особенности экскурсии в дошкольных учреждениях……….…….4
2. Особенности организации и проведения экскурсии в разных возрастных группах………………….……………………………...8
3. Фомы обучения, содержание, организация экскурсии и руководство деятельностью детей в детском саду………...…….11
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………15
Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.Экскурсии отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.Содержание конкретного экскурсии разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.Программа каждого экскурсии предусматривает:- определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;- объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;- объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;- формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на экскурсии, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации экскурсии предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним [5, стр.183].Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале экскурсии:- вызвать интерес к содержанию экскурсии;- собрать внимание детей;- раскрыть перед детьми учебную задачу.Ход экскурсии должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:- направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;- расширением знаний;- направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений [12 стр. 43].При отборе методов учитывается цель и содержание экскурсии, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей.На экскурсии осуществляется освоение содержания программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний. Указанные особенности сближают экскурсии как форму обучения со школьным уроком, обеспечивая известную преемственность. Основные различия между уроком и занятием в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в ходе обучения.Как ведущая, основная форма обучения, экскурсии занимают особое место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсии отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. С характером умственной и физической нагрузки на занятии согласуется содержание и структура прогулки (отбор и чередование наблюдений, игр и труда, сочетание организованной фронтальной или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной).ЗаключениеВ планомерном развитии процесса обучения на экскурсиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.Процесс обучения на экскурсиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.Ввиду того что большой интервал между экскурсиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на экскурсиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других экскурсиях.Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микро-периоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на экскурсиях.Итак, для экскурсии как формы организации обучения характерен ряд признаков:- на экскурсиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения;- экскурсии проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;- экскурсии организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание экскурсии, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.Экскурсии занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.Список используемой литературы:1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 252 с.2. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 2010. - 208 с.3. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. - 2008 №5. С.56-60.4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.5. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика - Синтез, 2009.7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. - 2012 - №4. С.87-90.8. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). - Мн.: НИО, 2007, - 304 с.9. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2009.10. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2009. С.272.11. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. - Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2009. - 144 с.13. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2009.14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.15. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2011 г. С.336.
1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 252 с.
2. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 2010. - 208 с.
3. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. - 2008 №5. С.56-60.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.
5. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика - Синтез, 2009.
7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. - 2012 - №4. С.87-90.
8. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). - Мн.: НИО, 2007, - 304 с.
9. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2009.
10. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2009. С.272.
11. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. - Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2009. - 144 с.
13. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2009.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.
15. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2011 г. С.336.
Вопрос-ответ:
Какую пользу может принести экскурсия детям дошкольного возраста?
Экскурсия может принести детям дошкольного возраста множество пользы. Во-первых, она позволяет расширить их кругозор и познакомить с новыми местами, явлениями и является важной частью их познавательного развития. Во-вторых, экскурсия помогает развивать навыки социализации, учиться работать в группе и сотрудничать с другими детьми. Кроме того, она способствует развитию физических навыков, так как дети активно обыскивают окружающую среду и перемещаются по территории.
Какие особенности имеет экскурсия в дошкольных учреждениях?
Экскурсия в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. Во-первых, она должна быть спланированной и организованной таким образом, чтобы дети могли получить максимум пользы от посещения. Во-вторых, экскурсии в дошкольных учреждениях часто проводятся с целью образовательного воздействия на детей, поэтому они должны быть осмысленными и иметь определенные учебные цели. Кроме того, экскурсии должны быть безопасными и адаптированными к возрастным особенностям детей.
Какие особенности организации экскурсии в разных возрастных группах дошкольного возраста?
Организация экскурсии в разных возрастных группах дошкольного возраста имеет свои особенности. Например, для младших групп (2-3 года) экскурсии чаще всего организуются в пределах детского сада или его ближайшей окрестности. Детям предлагаются простые задания и игровые элементы, чтобы удержать их внимание. Для старших групп (5-6 лет) экскурсии могут быть более длительными и включать посещение различных мест или музеев. Детям предлагаются более сложные задания и возможность самостоятельного исследования окружающего мира.
Какую роль играет экскурсия в обучении детей дошкольного возраста?
Экскурсия является эффективным инструментом обучения и развития детей дошкольного возраста. Она позволяет расширить и углубить знания детей, развить их наблюдательность и мышление, способствует развитию социальных навыков и коммуникации. Также экскурсии помогают детям лучше понять и воспринять окружающий мир и его законы.
Чем отличается экскурсия в дошкольных учреждениях от других форм обучения?
Одной из отличительных особенностей экскурсии в дошкольных учреждениях является ее практическая направленность. Дети имеют возможность непосредственно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать его разнообразие и богатство. Экскурсии также помогают детям переносить теоретические знания в практическую жизнь и применять их на практике.
Какие особенности организации и проведения экскурсии в разных возрастных группах?
Организация и проведение экскурсии должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, для детей младшего дошкольного возраста могут быть интересны короткие и простые экскурсии, с акцентом на наблюдение и игру. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать более сложные задания и участие в активных мероприятиях, таких как сбор мусора или посадка растений.
Какими формами обучения могут быть экскурсии в детском саду?
Экскурсии в детском саду могут иметь различные формы, например: посещение музеев, зоопарков, ферм; прогулки по природе и изучение растений и животных; посещение предприятий и ознакомление с различными профессиями. Важно, чтобы экскурсии были организованы с учетом интересов и потребностей детей, и чтобы каждый ребенок смог активно участвовать в процессе обучения.
Какую роль играет экскурсия в обучении детей дошкольного возраста?
Экскурсия играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет детям узнавать новые факты, развивать свою познавательную активность, практически применять полученные знания, развивать особенности своего восприятия окружающего мира.
Какие особенности присущи экскурсии в дошкольных учреждениях?
Экскурсия в дошкольных учреждениях отличается от экскурсий для взрослых. Здесь учитывается возраст детей и забота о безопасности их здоровья. Экскурсии проводятся в игровой форме, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста.
Какие различия в организации экскурсий в разных возрастных группах детей дошкольного возраста?
Организация экскурсий в разных возрастных группах детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Например, для самых маленьких детей проводятся краткие экскурсии с простыми заданиями и игровыми элементами, а для старших детей экскурсии могут включать более сложные задания и практические упражнения.
Какими формами обучения и каким содержанием должна обладать экскурсия в дошкольных учреждениях?
Экскурсии в дошкольных учреждениях должны иметь разнообразные формы обучения и содержание, соответствующее возрасту и развитию детей. Например, экскурсии могут быть игровыми, лекционными или практическими. Одновременно с этим, содержание экскурсии должно быть интересным, адаптированным к возрасту детей и способствующим их познавательному развитию.