фильм М. Рома
Заказать уникальное эссе
Тип работы:
Эссе
Предмет:
Кино и телевидение
- 10 10 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 07.04.2020
299 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ХХ в. – особое время в человеческой истории, культурные процессы (новые виды искусства, их направления и течение), которые происходили в различных видах искусства ушедшего века, свидетельствуют, что культура вступила в активную фазу бифуркации – перехода к посткультуре.
Это переход к чему-то принципиально иному, чем известные прежде культуры. Именно в ХХ в. кинематограф сформировался как вид искусства, быстро набирая свой глубокий потенциал, с множеством авангардных направлений.
Кинематограф выступает как отражение реальной действительности и фиксация результатов этого отражения, которые соотносятся как познание и язык. Язык кинематографа трактуется как инструмент социальной коммуникации, способ овладения сознанием общества.
Во второй половины ХХ в., в 50-60-е гг., в национальных киношколах мира сформировались новые направления.
Известный советский кинорежиссер, народный артист СССР М. И. Ромм относится к числу тех создателей фильмов, которые с их постановкой создавали и сам советский кинематограф. Поклонник экранного искусства, режиссер стремился раскрыть все его грани и возможности.
Каждый из пятнадцати поставленных М. Роммом фильмов – это, помимо образца зрелищности, подлинный учебник теории киноискусства, пособие по кинорежиссуре.
При этом М. Ромм выступал не только как кинорежиссер, но и как сценарист, актер, переводчик, педагог, актер и, наконец, как выдающийся культуролог. Он воспитал целую плеяду режиссеров мирового уровня. Своим учителем его считали и считают В. Шукшин, Г. Чухрай, Д Асанова, А. Тарковский, Н. Михалков.
«Обыкновенный фашизм – это итоговый фильм М. Ромма (при жизни), в связи с этим актуальным представляется выявить специфику творческого метода кинорежиссера на материале именно этого фильма .
Данный фильм, безусловно, выходит далеко за рамки обычного среднего кино. До сих пор ведется полемика относительно идеологической компоненты фильмы, специалисты-киноведы либерального направления стремятся обосновать понимание фильма на основе параллели с фантомами «обыкновенного социализма/коммунизма», а затем распространить ее до бинарности «Гитлер – Сталин», а также до утверждения, что Вторая мировая война – это «война двух чудовищ, затыкавших ошибки в своих расчетах нашими телами» .
На наш взгляд, феномен «Обыкновенного фашизма» может быть осмыслен глубоко и верно только в том случае, если подойти к нему по принципам, сформулированным самим М. Роммом: «В гору ведут не жанры, а только душа художника. Это относится и к документу, чье всемогущество без прикосновения художника иллюзорно .... Именно художник заставляет заговорить немую «память человечества» .
Среди особенностей фильма можно выделить ослабление или полное разрушение сюжетных связей, монтажный принцип соединения эпизодов, композиционно-сюжетное переплетение визуального ряда и авторской речи; включение повторяющихся эпизодов, что служит способом подчеркивания внутреннего родства внешне разобщенных явлений и способствуют усилению публицистического пафоса.
«Обыкновенный фашизм» и размышления режиссера об использованном в данной картине монтажном методе «монтажа аттракционов» позволяют оценить выразительные возможности данного способа. М. Ромм полагал, что, «монтаж аттракционов» при соблюдении принципа контрастного соединения комических и трагических элементов, будет работать на глубину смысла картины.
Принципы монтажной организации «Обыкновенного фашизма» основаны не на повествовательной логике последовательно изложенных исторических событий, а на своеобразном диалоге автора и самой Истории, как таковой.
Кинорежиссер использует новую установку на активное взаимодействие физической и экранной реальности, что приводит к радикальной трансформации в понимании роли авторства и специфики движения в кино. Само понятие реальности также подвергается кардинальной трансформации – реальность как последовательный поток жизни, в котором прошлое и настоящее никогда не пересекаются, уступает место реальности, как мозаики, в которой временные пласты постоянно накладываются друг на друга.
Это закономерным образом диктует и новые требования к языку киноповествования, предназначенному описывать такую неустойчивую колеблющуюся реальность: и монтаж, и операторская работа – все выдержано в скачкообразном ритме. Именно единый план-эпизод и нарушение пространственно-временной логики, как подлинно кинематографические приемы, а не традиционный монтаж, позволяют достичь главной цели – установить непосредственный контакт с зрителем, заставить его задуматься .
М. Ромм использовал в своем творчестве основы современной философской и искусствоведческой мысли. Можно отметить, что в понимании целей и задач исторического документально-публицистического кино режиссер во многом сближался со взглядами режиссеров европейской «Новой волны» . В частности, это в рамках «Новой волны» было осмыслено, что специфика конструирования кинотекста основана на интуитивном проникновении автора в материю и последующем осмыслении реальности посредством контакта со зрителем.
И М. Ромма исключительно интересует проблема бытия человека, его места в системе пространственно-временных координат, а также способы использования монтажно-пластических структур, позволяющих визуализировать процессы сознания и восприятия.
Так, М. Ромм постоянно принудительно перебрасывает взгляд зрителя с одного предмета на другой, с одной картины на другую, причем в любом хронологическом порядке. Это позволяет режиссеру избегать следования классическому «миметическому принципу» в своем киноповествовании, заменив его условной реальностью авторского дискурса.
Режиссер не пытается интерпретировать реальность как целостность, напротив, он стремится расширить её границы, разложив на составляющие, тем самым разрушая устоявшиеся штампы восприятия. Для этой цели М. Ромм использует особый способ монтажа – монтажа «аттракционов», как инструмента деконструкции реальности. Монтаж порождает эффект множественности картин мира, которые
Это переход к чему-то принципиально иному, чем известные прежде культуры. Именно в ХХ в. кинематограф сформировался как вид искусства, быстро набирая свой глубокий потенциал, с множеством авангардных направлений.
Кинематограф выступает как отражение реальной действительности и фиксация результатов этого отражения, которые соотносятся как познание и язык. Язык кинематографа трактуется как инструмент социальной коммуникации, способ овладения сознанием общества.
Во второй половины ХХ в., в 50-60-е гг., в национальных киношколах мира сформировались новые направления.
Известный советский кинорежиссер, народный артист СССР М. И. Ромм относится к числу тех создателей фильмов, которые с их постановкой создавали и сам советский кинематограф. Поклонник экранного искусства, режиссер стремился раскрыть все его грани и возможности.
Каждый из пятнадцати поставленных М. Роммом фильмов – это, помимо образца зрелищности, подлинный учебник теории киноискусства, пособие по кинорежиссуре.
При этом М. Ромм выступал не только как кинорежиссер, но и как сценарист, актер, переводчик, педагог, актер и, наконец, как выдающийся культуролог. Он воспитал целую плеяду режиссеров мирового уровня. Своим учителем его считали и считают В. Шукшин, Г. Чухрай, Д Асанова, А. Тарковский, Н. Михалков.
«Обыкновенный фашизм – это итоговый фильм М. Ромма (при жизни), в связи с этим актуальным представляется выявить специфику творческого метода кинорежиссера на материале именно этого фильма .
Данный фильм, безусловно, выходит далеко за рамки обычного среднего кино. До сих пор ведется полемика относительно идеологической компоненты фильмы, специалисты-киноведы либерального направления стремятся обосновать понимание фильма на основе параллели с фантомами «обыкновенного социализма/коммунизма», а затем распространить ее до бинарности «Гитлер – Сталин», а также до утверждения, что Вторая мировая война – это «война двух чудовищ, затыкавших ошибки в своих расчетах нашими телами» .
На наш взгляд, феномен «Обыкновенного фашизма» может быть осмыслен глубоко и верно только в том случае, если подойти к нему по принципам, сформулированным самим М. Роммом: «В гору ведут не жанры, а только душа художника. Это относится и к документу, чье всемогущество без прикосновения художника иллюзорно .... Именно художник заставляет заговорить немую «память человечества» .
Среди особенностей фильма можно выделить ослабление или полное разрушение сюжетных связей, монтажный принцип соединения эпизодов, композиционно-сюжетное переплетение визуального ряда и авторской речи; включение повторяющихся эпизодов, что служит способом подчеркивания внутреннего родства внешне разобщенных явлений и способствуют усилению публицистического пафоса.
«Обыкновенный фашизм» и размышления режиссера об использованном в данной картине монтажном методе «монтажа аттракционов» позволяют оценить выразительные возможности данного способа. М. Ромм полагал, что, «монтаж аттракционов» при соблюдении принципа контрастного соединения комических и трагических элементов, будет работать на глубину смысла картины.
Принципы монтажной организации «Обыкновенного фашизма» основаны не на повествовательной логике последовательно изложенных исторических событий, а на своеобразном диалоге автора и самой Истории, как таковой.
Кинорежиссер использует новую установку на активное взаимодействие физической и экранной реальности, что приводит к радикальной трансформации в понимании роли авторства и специфики движения в кино. Само понятие реальности также подвергается кардинальной трансформации – реальность как последовательный поток жизни, в котором прошлое и настоящее никогда не пересекаются, уступает место реальности, как мозаики, в которой временные пласты постоянно накладываются друг на друга.
Это закономерным образом диктует и новые требования к языку киноповествования, предназначенному описывать такую неустойчивую колеблющуюся реальность: и монтаж, и операторская работа – все выдержано в скачкообразном ритме. Именно единый план-эпизод и нарушение пространственно-временной логики, как подлинно кинематографические приемы, а не традиционный монтаж, позволяют достичь главной цели – установить непосредственный контакт с зрителем, заставить его задуматься .
М. Ромм использовал в своем творчестве основы современной философской и искусствоведческой мысли. Можно отметить, что в понимании целей и задач исторического документально-публицистического кино режиссер во многом сближался со взглядами режиссеров европейской «Новой волны» . В частности, это в рамках «Новой волны» было осмыслено, что специфика конструирования кинотекста основана на интуитивном проникновении автора в материю и последующем осмыслении реальности посредством контакта со зрителем.
И М. Ромма исключительно интересует проблема бытия человека, его места в системе пространственно-временных координат, а также способы использования монтажно-пластических структур, позволяющих визуализировать процессы сознания и восприятия.
Так, М. Ромм постоянно принудительно перебрасывает взгляд зрителя с одного предмета на другой, с одной картины на другую, причем в любом хронологическом порядке. Это позволяет режиссеру избегать следования классическому «миметическому принципу» в своем киноповествовании, заменив его условной реальностью авторского дискурса.
Режиссер не пытается интерпретировать реальность как целостность, напротив, он стремится расширить её границы, разложив на составляющие, тем самым разрушая устоявшиеся штампы восприятия. Для этой цели М. Ромм использует особый способ монтажа – монтажа «аттракционов», как инструмента деконструкции реальности. Монтаж порождает эффект множественности картин мира, которые
Список использованной литературы
1. Бодрова Л. Т. Кино – театр – литература: теоретическое осмысление феномена «художественность» при взаимодействии и оппозиции искусств в мастерской М. И. Ромма / Л.Т. Бодрова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. - № 1. – С. 82-88.
2. Померанец Г. После крушения последних канонов / Г. Померанец // Искусство кино. – 2007. - № 11. – С. 89-99.
3. Фрейлих С. И. Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссера: киносценарий / С. Фрейлих. – Москва : Искусство, 1988. – 87 с.
4. Худякова Л. А. От авангарда к «Новой волне»: смена парадигм в киноэстетике / Л.А. Худякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. - № 6. – С. 44-45.
1. Бодрова Л. Т. Кино – театр – литература: теоретическое осмысление феномена «художественность» при взаимодействии и оппозиции искусств в мастерской М. И. Ромма / Л.Т. Бодрова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. - № 1. – С. 82-88.
2. Померанец Г. После крушения последних канонов / Г. Померанец // Искусство кино. – 2007. - № 11. – С. 89-99.
3. Фрейлих С. И. Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссера: киносценарий / С. Фрейлих. – Москва : Искусство, 1988. – 87 с.
4. Худякова Л. А. От авангарда к «Новой волне»: смена парадигм в киноэстетике / Л.А. Худякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. - № 6. – С. 44-45.