Выявление и коррекция дисграфии у обучающихся первых классов
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 25.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы изучения дисграфии в психолого-педагогической и лингвистической науке 6
1.1. Психолингвистический анализ письма 6
1.2. Обучение письму младших школьников 10
1.3. Дисграфия, причины и формы проявления в младшем школьном возрасте 14
1.4. Коррекционные технологии по формированию письменной речи у младших школьников 17
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение дисграфии у обучающихся первых классов 23
2.1. Диагностика дисграфии у обучающихся первых классов 23
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по коррекции дисграфии у обучающихся первых классов 32
2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Учить подбирать слова на заданный гласный (согласный) звук в начале слова.Учить детей делить слова на слоги.Учить составлять предложения, выделять предлоги.Определять количество и порядок слов в предложении.Запомни картинки.Продолжи предложения.Напиши гласные, согласные.Правильные буквы.Назови картинки.Собери кузовок.4.Согласные звуки и буквы.Формировать компетенции о звуковом составе слова.Закрепить акустико-артикуляционные образы гласных и согласных звуков.Закрепить навыки слогового анализа и синтеза.Таблица Шульте.Знаешь ли ты, что?Игра «Стукни кулачком».Назови пару.Замена букв.Вставь слова в предложения5.Согласные звуки и буквыФормировать компетенции о звуковом составе слова.Закрепить акустико-артикуляционные образы гласных и согласных звуков.Закрепить навыки слогового анализа и синтеза.Найди и назови предметы.Верные утверждения.Найди пару.Назови картинки.Собери из букв новые слова.Работа в компьютерной программе «Кроссворды».6.Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью гласныхРазвивать фонематические процессы.Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям.Развивать память, внимание, мышление.Продолжи узор.Знаешь ли ты, что?Запись слогов под диктовку.Вставь пропущенные буквы.Запись слов под диктовку.Придумай предложения по картинке.Работа в программной системе «Гарфилд».7.Различение букв а-яДифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах, словах, предложениях, тексте.Продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я.Найди заданное слово.Верные утверждения.Запоминай и повторяй.Допиши слова.Вставь пропущенные буквы.Сокращение слов.Работа в интернет-портале «Логозавр»8.Различение букв о-ёЗакреплять знания детей о гласных звуках и буквах.Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквамиО –Ё в предложениях и текстах.Графический диктант.Закрась домик.Запоминай и повторяй.Сокращение слов.Вставь пропущенные буквы.Собери корзинку.Выдавливание букв с помощью песка.9.Различение букв у-юУчить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.Осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа, синтеза. Назови букву.Закрась квадратик.Запоминай и повторяй.Запись слов под диктовку.Найди ошибки.Прочитай слова по картинке.10.Буквы е, ё, ю, яУточнить понятие букв е, ё, ю, я. Учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова.Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.Графический диктантЗнаешь ли ты, что?Назови картинки.Запиши слова буквами.Схема слов.11.Буквы е, ё, ю, яЗакреплять знания о гласных.Учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова.Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.Расшифровка слов.Найди ошибку.Назови картинки.Запись слов под диктовку.Составь рассказ по вопросам.12.Буквы е, ё, ю, яЗакреплять знания о гласных.Учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова.Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.Смотри и запоминай.Верные утверждения.Выпиши слова.Собери коробку.13.Деление слов на слогиУпражнять в различении слогов и слов.Дать понятие об открытых и закрытых слогах.Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов. Учить делить двухсложные слова на слоги.Найди фрагмент.Знаешь ли ты, что?Определи количество слогов.Назови картинки.Составь вопросы к предложениям.Работа в интернет-портале «Мерсибо»14.Деление слов на слоги Упражнять в различении слогов и слов. Упражнять в словообразовании односложных слов. Учить делить двухсложные слова на слоги. Упражнять в придумывании слов по заданному слогу. Продолжать учить детей изображать слова графически- схемой.Подчеркни заданное слово.Верные утверждения.Составь слова.Закончи слова.Составь слово.Напиши подходящие слова.15.Деление слов на слоги. Ударение.Упражнять в различении слогов и слов. Упражнять в словообразовании односложных слов. Учить делить двухсложные слова на слоги. Упражнять в придумывании слов по заданному слогу. Продолжать учить детей изображать слова графически- схемой.Подчеркни правильный ответ.Ритмические рисунки.Назови картинки.16.Ударение. Перенос словПовторить изученное об ударении.Повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги. Работать над развитием связной речи детей. Развивать словарный запас.Графический диктант.Знаешь ли ты, что?Выбери картинки по схемам.Измени слова.Исправь ошибки.Напиши рассказ согласными буквами.17.Слова-предметы, слова-признаки, слова-действияНаучить различать слова - предметы, действия, признаки в речевомпотоке.Закрепить умение определять количество и место слов в предложении.Научить детей составлять предложение из двух, трех слов по графической схеме.Выполни по образцу.Подбери слова.Знаешь ли ты, что?Назови картинки.Собери ящик.Работа в программе MicrosoftWord18.Слова-предметы, слова-признаки, слова-действияЗакрепить умение различать слова - предметы, действия, признаки в речевомпотоке.Отработать постановку вопросов к словам - предметам, действиям, признакам.Закрепить умение определять количество и место слов в предложении.Научить детей составлять предложение из двух, трех слов по графической схеме.Таблица ШультеВерные утвержденияУгадай предметыПодбери слова.19.ПредложениеУточнить представления учащихся о предложении, Учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение».Смотри и запоминай.Знаешь ли ты, что?Собери корабликиОпредели количество слов.Найди границы предложений.Составь предложения.Работа в программной системе «Гарфилд».20.ПредложениеУточнить представления учащихся о предложении, Учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение».Закреплять понятия о словах, обозначающих предметы, действия.Графический диктант.Вставь пропущенные предлоги.Составь предложения.Ответь на вопросы.Отгадай ребусы.Работа в тренажере «Дэльфа»2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работыНа заключительном этапе опытной работы была выявлено, что реализуемая программа по коррекции дисграфиидала положительную динамику. Для подтверждения результативности опытной работы, была проведена контрольная диагностика (идентичная констатирующей), которая позволила выявить эффективность разработанной программы занятий по коррекции дисграфии у обучающихся первых классов. Склонность к дисграфиивыявлена нами с помощью метода «Списывание (с доски)» на начальном этапе у 60% детей младшего школьного возраста (высокий уровень – 25%, средний – 55%), у 20 % учеников низкий уровень речевой агрессии. Повторная диагностика показала, что произошло качественное снижение испытуемых, у которых наблюдается склонность кдисграфии (см. рисунок 4).Рис. 4. Сравнительные данные констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Списывание (с доски)»Качественный анализ указанных ошибок показал, что среди них наиболее представленными были ошибки на почве недоразвития языкового анализа и синтеза. Эти ошибки представлены в отсутствии обозначения границ предложения или неверное обозначение (...на траве! Скоро... - "на трове скоро", ...денутся? - "денутся.", Как блестит роса на траве!), слитном написании слов (пропадут с листочков - "проподутслисточков", "пропадетслисточков"), пропусках буквы или слога (взошло - "зашло", "зошло"), добавлении букв (пропадут - "пробподут", свои - "своеи") и перестановке букв (росинки - "росники").Отмечались аграмматизмы разных типов и проявлялись на письме в виде нарушения согласования слов (...росинки пропадут - "росинки пропадёт", "росинке прападут"), пропуска членов предложения (...свои головки. - "свои.", ...к нему свои головки. - "к нему головки.", Как блестит роса на траве! - "Как блестит трава!"), нарушения употребления предложно - падежных конструкций (... пропадут с листочков. - "пропадут с листочками"), неправильном написании приставок (пропадут - "прападут").Оптические ошибки и ошибки, обусловленные недостаточным развитием фонемного распознавания представлены в виде замен и смешения оптически сходных букв (повернули - "повернили"), пропуска элемента буквы (цветы - "цветь"), написания лишнего элемента буквы (утром - "утрош"), нарушения обозначения мягкости согласных с помощью ь или гласных второго ряда я, е, ё, ю, и (блестит - "блесьтит"), замен и смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты (денутся - "денуца"), замен и смешения букв, обозначающих сонорные звуки (головки - "горовки").Повторно проведенная методика «Списывание (с карточки)» позволил нам повторно изучить уровень проявления дисграфии. В ходе начальной диагностики, мы установили, что у значительной части обучающихся средний уровень дисграфии. В классе только у 35 % учеников низкий уровень диграфии. Повторное тестирование также свидетельствует о позитивных сдвигах в коррекции дисграфии (см. рисунок 5).Рис. 5. Сравнительные данные констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Списывание (с карточки)» Качественный анализ указанных ошибок показал, что среди них наиболее представленными были ошибки на почве недоразвития языкового анализа и синтеза. Ошибки на письме проявлялись в виде слитного написания слов (в дом - "вдом"), персевераций (в букет - "в букетет"), раздельного написания слова (вбежали - "в бежали"), пропуска буквы или слога (упала - "упал"), добавления букв или слогов (чудный - "чудесный"), отсутствия обозначения границ предложения или неверное обозначение (... купили букет мимоз. - "купила букет. Мимоз.").Ошибки проявлялись в неправильном написании частей слов (...с сестрой купили букет. - "с сестрай купила букет"), нарушении предложно - падежных конструкций (Алеша с сестрой - "Алеша с сестрай") и согласования слов (Как хороши были мимозы! - "Как хорошо были мимозы!"), а также в заменах и смешениях оптически сходных букв (купили - "кутили"), пропусках элемента буквы (малышка - "мальшка") и написании лишнего элемента буквы (с щеки - "с ıщеки").Ошибки, обусловленные недостаточным развитием фонемного распознавания были представлены нарушением обозначения мягкости согласных с помощью ь или гласных второго ряда я, е, ё, ю, и (с щеки - "с щыки", малышка - "малишка").Методика «Слуховой диктант» показала следующиерезультаты (см. рисунок 6).Рис. 6. Сравнительные данные констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Слуховой диктант»Качественный анализ указанных ошибок показал, что среди них наиболее представленными были ошибки на почве недоразвития языкового анализа и синтеза. На письме отмечаются пропуски букв (часто - "чсто", птицы - "птецы"), отсутствие обозначения границ предложения или неверное обозначение (...ветры. Белка... - "ветры. белка"), слитное написание слов (Дуют сильные ветры. - "Дуют сильныеветры.").Аграмматизмыв виде нарушения последовательности членов предложения (Удачного вам полета! - "Удачного полета вам.").Ошибки, обусловленные недостаточным развитием фонемного распознавания и оптические представлены одинаково. Так, они проявлялись в виде замен и смешения букв, обозначающих звонкие и глухие звуки (запасы - "сапасы"), нарушения обозначения мягкости согласных с помощью ь или гласных второго ряда я, е, ё, и, ю (часто - "чясто"), написания лишнего элемента (вам - "ваш").Обработка данных показала, что по всем показателям есть статистически достоверные различия, то есть показатели, замеренные до проведения формирующего эксперимента указывают на то, что у испытуемых произошли значимые сдвиги по коррекции дисграфии. Таким образом, обработав результаты диагностики можно говорить об эффективности разработанной программы по коррекции дисграфии. Подводя итоги проведенной работе, мы можем отметить, что подобранные нами методики в полной мере соответствовали поставленной цели, задачам и гипотезе исследования. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе исследован процесс письма у обучающихся первых классов. Проанализирован психолингвистический анализ письма, рассмотрен процесс обучения детей письму, дисграфия, коррекционные технологии коррекции нарушений письма. Письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов. Несформированность какой-либо функций может вызвать нарушение письма – дисграфию.Для успешного овладения техникой письма младшим школьникам нужно овладеть техническими, графическими и орфографическими навыками. Анализ литературных данных показал, что нарушения письма разнообразны по своим механизмам и симптоматике, а количество различных подходов к классификации дисграфий свидетельствует о сложности и научной значимости данной проблемы. В исследовании приняли участие 20 обучающихся первого класса. Для выявления дисграфии у обучающихся мы использовали комплекс методов:списывание с доски, списывание с карточки и слуховой диктант.В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено то, что в экспериментальной группе состояние процессов письма у обучающихся находится на низком уровне. В письме обучающихся встречается большое количество дисграфическихошибок. Ошибки имеют стойкий повторяющийся характер и содержатся во всех видах письменных работ.Данные исследования послужили основанием проведения формирующего эксперимента с целью коррекции дисграфии. После апробации программы по коррекции дисграфиипоказатели значительно изменились, в классе увеличился процент среднего и низкого уровня дисграфии. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента по коррекции дисграфии у обучающихся первого класса наблюдается положительная динамика. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбзалимов, Р. Р. Скорочтение: учебное пособие [Текст] / Р. Р. Абзалимов, А. Р. Абзалимова. – У.: Открытая школа, 2018. – 140 с.Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников: учебное пособие [Текст] / О. И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.Баль, Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников [Текст]. — Минск: Ураджай, 2001. — 75 с.Безбородова, М.А., Безбородова Л.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе: статья [Электронный ресурс] / Педагогические технологии. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-graficheskogo-navyka-pisma-v-nachalnoy-shkole . Дата обращения: 15.08.2019.Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы: учебное пособие [Текст] / Е. Д. Бурина. – Каро, 2016. – 192 с.Вренева, Е.П. Компьютерные технологии коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста: статья [Текст] / Е.П. Вренева // Педагогическая информатика №3, 2010. - 30 с.Волкова, Л. С. Логопедия: учебное пособие [Текст] / Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Владос, 2012. –364 c.Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи: учебное пособие [Текст] / Л. С. Выготский. –М., 1985. – 368 с.Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.Давлетова, Р.Н., Мажайская, А.А. Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза [Текст] // Вестник научных конференций, 2016. – 7 с.Дмитриев, С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 128 с.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова, 2015. Режим доступа: www.pedlib.ruКанакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник [Текст] / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2016. – 168 с.Карпенкова, К.Н., Мелешко, Т.М. Песочная терапия как средство коррекции нарушений письменной речи [Текст] // Практическое применение сборник статей, 2015. – 23 с.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.:МиМ, 2003. - 330 с.Коротовских, Т. В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] // сборник статей международной практической конференции №1, Новосибирск: СибАК, 2017. – 9 с.Крек, К. В., Жулина Е. В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматическойдисграфией [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016 г. – 12 с.Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебное пособие [Текст] / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. –224 с.Лалаева, Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников: учебное пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. -СПб.:СПбГУПМ, 1999. - 36 с. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция,- Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2014. — 224 с.Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. — М.: Паритет, 2014. – 56 с.Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие: в 2 т. [Текст ] / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии: учебное пособие [Текст] / А. Р. Лурия, А. А. Смирнова, В. Д. Небылицына. -М.: Педагогика, 1978. – 139 с. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Гном и Д., 2012. – 83 с.Наумова, Е.О. Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: статья [Электронный ресурс] / Е.О. Наумова. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-rechi. Дата обращения: 12.10.2019. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие [Текст] / И. Н Садовникова. -М.: Владос, 2013. – 256 с.Самсонова, С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством дактилирования[Текст] // Cборник статей, Уфа, 2017. – 15 с.Сербиновская, Н. В. Психолингвистика. Исследование и психологическая коррекция письменной речи: учебное пособие [Текст] / Н. В. Сербиновская. – Ростов-на-Дону: ЮФУ; ЮРГУЭС, 2011. – 107 с.Смирнова, С. Р. Классификация логопедических ошибок[Текст] / С.Р. Смирнова. Журнал «Начальная школа», №6, 2003. – 15 с.Сосновикова Н.Ю. Использование арттерапии в начальной школе: статья [Электронный ресурс] / Н.Ю. Сосновикова // образовательная среда для здоровья. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-artterapii-v-nachalnoy-shkole . Дата обращения: 21.10.2019.Хомутская, Е.Ю., Святошенко А.О. Проявления оптической дисграфии при изучении русского и иностранного языков: статья [Электронный ресурс] / Е.Ю.Хомутская. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/proyavleniya-opticheskoy-disgrafii-pri-izuchenii-russkogo-i-inostrannogo-yazykov. Дата обращения: 15.09.2019.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и становление: учебное пособие [Текст] / Л. С. Цветкова. – М., 2009. – 256 с.Чистякова, О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс, Издательство – Литера, 2019. – 80 с.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1Речевой материал «Списывание (с доски» (Р. И. Лалаева)Утро.утром взошло солнце цветы повернули к нему свои головки как блестит роса на траве скоро росинки пропадут с листочков куда они денутсяТекст для проверки.Утром взошло солнце. Цветы повернули к нему свои головки. Как блестит роса на траве! Скоро росинки пропадут с листочков. Куда они денутсяПРИЛОЖЕНИЕ 2Речевой материал «Списывание (с карточки)» (Р. И. Лалаева) БукетАлеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Речевой материал «Слуховой диктант» (И.Н. Садовникова) Пришла осень. Часто идут дожди. Стало холодно. Дуют сильные ветры. Белка делает запасы грибов. Птицы улетают на юг. Удачного вам полета![13]Количественная обработка результатов исследования включала подсчет количества ошибок в каждом виде письменных работ. Подсчет орфографических и специфических ошибок производился отдельно. Специфические ошибки соотносились с формами дисграфии, для симптоматики которых они характерны.
1. Абзалимов, Р. Р. Скорочтение: учебное пособие [Текст] / Р. Р. Абзалимов, А. Р. Абзалимова. – У.: Открытая школа, 2018. – 140 с.
2. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников: учебное пособие [Текст] / О. И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
3. Баль, Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников [Текст]. — Минск: Ураджай, 2001. — 75 с.
4. Безбородова, М.А., Безбородова Л.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе: статья [Электронный ресурс] / Педагогические технологии. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-graficheskogo-navyka-pisma-v-nachalnoy-shkole . Дата обращения: 15.08.2019.
5. Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы: учебное пособие [Текст] / Е. Д. Бурина. – Каро, 2016. – 192 с.
6. Вренева, Е.П. Компьютерные технологии коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста: статья [Текст] / Е.П. Вренева // Педагогическая информатика №3, 2010. - 30 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: учебное пособие [Текст] / Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Владос, 2012. –364 c.
8. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи: учебное пособие [Текст] / Л. С. Выготский. –М., 1985. – 368 с.
9. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.
10. Давлетова, Р.Н., Мажайская, А.А. Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза [Текст] // Вестник научных конференций, 2016. – 7 с.
11. Дмитриев, С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 128 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова, 2015. Режим доступа: www.pedlib.ru
13. Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник [Текст] / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2016. – 168 с.
14. Карпенкова, К.Н., Мелешко, Т.М. Песочная терапия как средство коррекции нарушений письменной речи [Текст] // Практическое применение сборник статей, 2015. – 23 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2003. - 330 с.
16. Коротовских, Т. В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] // сборник статей международной практической конференции №1, Новосибирск: СибАК, 2017. – 9 с.
17. Крек, К. В., Жулина Е. В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016 г. – 12 с.
18. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебное пособие [Текст] / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. –224 с.
19. Лалаева, Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников: учебное пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
20. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция,- Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2014. — 224 с.
21. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. — М.: Паритет, 2014. – 56 с.
22. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие: в 2 т. [Текст ] / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
23. Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии: учебное пособие [Текст] / А. Р. Лурия, А. А. Смирнова, В. Д. Небылицына. -М.: Педагогика, 1978. – 139 с.
24. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Гном и Д., 2012. – 83 с.
25. Наумова, Е.О. Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: статья [Электронный ресурс] / Е.О. Наумова. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-rechi. Дата обращения: 12.10.2019.
26. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие [Текст] / И. Н Садовникова. -М.: Владос, 2013. – 256 с.
27. Самсонова, С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством дактилирования [Текст] // Cборник статей, Уфа, 2017. – 15 с.
28. Сербиновская, Н. В. Психолингвистика. Исследование и психологическая коррекция письменной речи: учебное пособие [Текст] / Н. В. Сербиновская. – Ростов-на-Дону: ЮФУ; ЮРГУЭС, 2011. – 107 с.
29. Смирнова, С. Р. Классификация логопедических ошибок [Текст] / С.Р. Смирнова. Журнал «Начальная школа», №6, 2003. – 15 с.
30. Сосновикова Н.Ю. Использование арттерапии в начальной школе: статья [Электронный ресурс] / Н.Ю. Сосновикова // образовательная среда для здоровья. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-artterapii-v-nachalnoy-shkole . Дата обращения: 21.10.2019.
31. Хомутская, Е.Ю., Святошенко А.О. Проявления оптической дисграфии при изучении русского и иностранного языков: статья [Электронный ресурс] / Е.Ю.Хомутская. Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/proyavleniya-opticheskoy-disgrafii-pri-izuchenii-russkogo-i-inostrannogo-yazykov. Дата обращения: 15.09.2019.
32. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и становление: учебное пособие [Текст] / Л. С. Цветкова. – М., 2009. – 256 с.
33. Чистякова, О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс, Издательство – Литера, 2019. – 80 с.
Вопрос-ответ:
Какие причины и формы проявления дисграфии в младшем школьном возрасте?
Дисграфия в младшем школьном возрасте может быть вызвана различными причинами, такими как недостаточное развитие мелкой моторики и координации движений, нарушения восприятия пространственных отношений, дефекты слухового восприятия и другие. Формы проявления дисграфии могут быть разными: затруднения в формировании букв, ошибки в написании слов, плохая читаемость и разборчивость письма.
Какие технологии исправления дисграфии используются при обучении письму младших школьников?
При обучении письму младших школьников используются различные технологии коррекции дисграфии. Некоторые из них включают работу над формированием правильного ручного почерка, развитием мелкой моторики и координации движений, тренировку зрительного восприятия и памяти, а также использование специальных методик и игр, направленных на развитие письменной речи.
Как происходит психолингвистический анализ письма при изучении дисграфии?
При психолингвистическом анализе письма при изучении дисграфии исследуются различные аспекты письма, такие как скорость письма, читаемость, разборчивость, правильность написания букв и слов. Также анализируется использование пунктуации и правильное построение предложений. Этот анализ позволяет выявить основные проблемы и ошибки в письменной речи, что помогает определить дальнейшие стратегии коррекции и обучения.
Какие методы обучения письму младших школьников изучаются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи изучаются различные методы обучения письму младших школьников, которые были применены в экспериментальном исследовании. В частности, исследуется эффективность использования компьютерных программ, игровых подходов и выравнивающих упражнений в коррекционной педагогике для обучения письму.
Какие причины и формы проявления дисграфии у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников может иметь разнообразные причины и формы проявления. К ним относятся нарушения мелкой моторики, недостаточное владение навыками письма, трудности в восприятии и дифференциации звуков, а также слабая грамматическая осведомленность. Формы проявления дисграфии могут включать затруднения в написании букв и слов, ошибки в написании звуков, неправильную организацию текста и другие.
Какие технологии используются для коррекции письменной речи у младших школьников?
Для коррекции письменной речи у младших школьников применяются различные технологии. Одна из них - индивидуальные занятия с ребенком, в ходе которых работается над его основными проблемами в области письма. Также используются групповые занятия с применением специальных упражнений и игр для развития письменных навыков и грамматической осведомленности. Важную роль играет также работа с родителями, которым предлагается систематически применять коррекционные техники в повседневной жизни ребенка.
В чем состоит психолингвистический анализ письма?
Психолингвистический анализ письма - это исследование, в ходе которого анализируются психологические и лингвистические особенности процесса написания текстов. В рамках исследования применяются различные методы и техники, такие как изучение времени, затрачиваемого на написание разных типов текстов, анализ ошибок и допущенных опечаток, исследование позиций и структуры букв и другие.
Как происходит обучение письму младших школьников?
Обучение письму младших школьников происходит поэтапно. Сначала дети изучают буквы алфавита, учатся правильно их писать и читать. Затем они осваивают написание и чтение простых слов и предложений. В процессе обучения используются различные упражнения и игры, направленные на развитие моторики руки, внимания и памяти, а также на формирование навыков правильного построения букв и слов.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое характеризуется трудностями в формировании и использовании письменных навыков.