Экономическая безопасность страны

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 44 44 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 08.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения 5
1.1. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики 5
1.2. Механизм обеспечения экономической безопасности страны 9
2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2014-2020 годах 12
2.1. Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности России на основе анализа показателей социально - экономического состояния российской экономики 12
2.2. Оценка состояния экономической безопасности России в современных условиях и на перспективу 19
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение 1 44

Фрагмент для ознакомления

Данная проблематика, несомненно, требует своего незамедлительного решения, путем разработки прежде всего правовых и организационных мер, а также усиления взаимодействия между правоохранительными органами зарубежных стран в борьбе с нелегальным перемещением капитала. Так же необходимо создать пространство для заинтересованности российских инвесторов вкладывать именно в развитие российской экономики. Для этого необходим комплекс законодательных и организационных рычагов, направленных на оптимизации данного процесса. 4. Недостаточная открытость российской экономики для иностранных инвесторов. Открытая российская экономика – это экономическая система, направленная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Она противостоит экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности, поэтому, открытость экономики явление нормальное и объективно необходимое.Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов России требует все более открытой экономики, то есть должна быть прозрачность (свободный доступ к макроэкономическим сведениям), экономическая свобода внутри страны и должно быть участие страны и её экономических субъектов в мировом интеграционном процессе. Несомненно, данный вопрос является достаточно проблемным, особенности в период экономической и санкционной политики и ограничений организационного и правового характера. С другой стороны, отечественной экономике до сих пор присущи угрозы, характерные для переходных экономических систем и, что любое негативное дня России развитие политической и экономической ситуации, а тем более «санкционированные» отношения с бывшими экономическими партнерами, не смогут обеспечить устойчивое экономическое развитие государства, и, как следствие, обостряет противоречие региональной дифференциацией по уровню жизни населения, а также обеспечат нарастание отраслевой структурной де-формации экономики в целом. Так же следует учитывать развитие явлений протекционизма в международных отношениях, что так же создает проблемы для открытости российской экономики. Внутренние угрозы — это те факторы, которые оказывает влияние на стабильность экономической системы внутри страны. В общегосударственной стратегии экономической безопасности РФ определены наиболее вероятные угрозы: 1) снижение численности населения и его старение; 2) невысокая конкурентоспособность экономики; 3) высокий уровень инфляции в стране; 4) вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами конкурентами; 5) невысокая инвестиционная активность предпринимателей в стране; 6) структурная деформированность и мало эффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности; 7) неэффективная борьба с коррупцией на всех уровнях государственного управления; 8) несвоевременная разработка и принятие законодательных актов, регулирующих экономические отношения; 9) наличие резервов стратегически важных материальных благ, в объемах, недостаточных для обеспечения экономической безопасности страны. Все без исключения внутренние угрозы очень тесно связаны между собой. Их устранение является необходимым не только для создания высокого уровня экономической безопасности, но и для сохранения российской государственности, а также роста и развития экономики. Проведенный анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности важен не только для того, чтобы их можно было предотвратить и спрогнозировать, а также для разработки стратегии обеспечения экономическойбезопасности как на общегосударственном, так и на региональном уровне управления. Именно на уровне регионов России должно формироваться ядро экономической безопасности, которое позволит сформировать экономическую безопасность в общегосударственном масштабе. Обеспечение экономической безопасности предполагает разработку пороговых значений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Анализ выявленных показателей способствует прежде всего выявлению рисков, а также возникновению новых возможных угроз для экономической безопасности экономической системы. Комплексное решение данной задачи должно включать в себя разработку и реализацию государственной и региональной политики, в основе которой должны лежать взаимодополняющие меры и мероприятия, которые будут объединены стратегической целью и будут охватывать ресурсы всех субъектов Российской Федерации. Содержание и результативность проводимых мероприятий должны сопровождаться сбалансированной и актуальной нормативно-правовой базой. Так как значимую роль в обеспечении экономической безопасности страны играют именно правовые меры. Под законодательным обеспечением экономической безопасности мы понимаем закрепление в компетенции органов государственной власти Российской Федерации, взаимосвязанной и скоординированной совокупности целей, задач, принципов, основных направлений их функционирования как элементов системы обеспечения экономической безопасности. Также необходимо создание действенного и эффективного организационного и законодательного механизма управления уровнем развития экономической безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровнях управления. Ведь именно слаженный организационно-правовой механизм, способен своевременно реагировать на существующие угрозы, а также принимать и реализовывать меры, направленные на подержание стабильного уровня экономической безопасности экономических систем. Обозначенная проблема осложняется и тем, что сегодня различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критически высокого уровня.ЗаключениеВ 21 веке начинается формирование четвертичного сектора, сектора информационных технологий, появляется цифровая экономика. Нематериальное производство начинает превышать в своём объёме материальное, но всё же, именно материальное производство остаётся основой экономического развития, принцип удовлетворения материальных потребностей никто не отменял, но реиндустриализация становится важным фактором современного общества. Современными критериями экономического роста становится появление биотехнологий, робототехники, прорыв в медицине, создание нанотехнологичных отраслей, происходит обновление производственных фондов и т.д., и одним из основных факторов развития становятся инвестиции в «человеческий капитал» и развитие науки и образования. Для создания современного инновационного общества необходимо управление инновационным развитием и выделение основных задач. Основные задачи российской экономики это создание микро - и макроэкономических условий для развития национальных субъектов инновационного развития, необходимость учитывать вызовы со стороны мировой, пока ещё глобальной экономики; макроэкономический анализ экономики России, развитие финансовых институтов; взаимосвязей между экономическим развитием в целом, и развитием науки и наукоёмких производств; формирование институтов и создание стратегии развития институциональной среды собственного инновационного развития. На основе этих революционных задач необходимо выработать основные направления реализации инновационного экономического развития. Можно выделить несколько основных направлений: формирование инфраструктурной среды, которая будет обеспечивать инновационное развитие производства, инфраструктура, особенно транспортная, которая является базой для развития современной экономики России, учитывая её географическое положение и территориальные просторы, и создание на её основе мирового транспортного хаба.Для этого необходимо появление и развитие собственных центров, которые генерируют большие возможности, в том числе и крупные транспортные мультимодальные и интермодальные центры внутри станы. Другим направлением является улучшение конкурентоспособности производимых в стране материальных и нематериальных товаров, для этого необходимо создать чётко структурированную бизнес - среду соединяющую малый, средний и крупный бизнес в единую системообразующую структуру, развивать государственно – частное партнёрство. Особенно важно развитие таких инфраструктур, которые будут обеспечивать развитие промышленности и стимулировать строительство новых инновационных предприятий, развивать цифровую экономику. Создание научных и промышленных кластеров должно стать основой развития российских регионов и региональной экономики в целом. Экономическая безопасность любой страны, это возможность эффективно развиваться, создавать собственную экономическую базу и выбирать национальную стратегию развития. Глобализация в современном мире начинает сдавать свои позиции, постепенно государства переходят на обеспечение собственных национальных интересов, попытка связать глобальные и национальные интересы пока не может реализоваться в полной мере, но тенденции проявляются достаточно явно.Создание санкционного режима вокруг российских интересов, создаёт достаточно большие риски для национальных интересов страны, информационная война дополняет эти риски и наносит репутационный урон, потеря репутации это серьёзный фактор, мешающий экономическому развитию, репутация это нематериальный актив, который позволяет управлять другими активами и главное, даже в условиях политического давления на мировой арене, позволяет проводить самостоятельную экономическую, и не только политику. Выделение на мировой арене нескольких независимых и самостоятельных центров силы, не позволяет России ждать более благоприятных условий, наоборот, эти условия необходимо создавать самим, а для этого важно развивать собственную экономику, и не в сырьевом секторе, а провести успешную конверсию (не в смысле делать вместо боевых самолётов кастрюли, а перевести военные технологии в гражданскую отрасль), развивать науку, а для этого вкладывать инвестиции в образование и развитие общества.Список использованных источниковУказ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // опубликован на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.piavo.gov.ru) 15 мая 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N20 ст. 2902.Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Справочно - информационная система ГАРАНТ.Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 9 мая 2012 г. N102, на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2343.Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С 4–16.Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // Мировая экономика и международные отношения. - № 10, 2002.Белозеров И.П. Место и значимость экономической безопасности в структуре национальной безопасности России [Электронный ресурс] / И.П. Белозеров// Вестник Омского университета Серия «Экономика». – 2010. – №3. С. 2-6.Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / Под ред. проф. В.К. Сенчагова. - М: ИНФРА - М, 2015. С. 35Голубев С.С., Чеботарев С.С. Нормативно-правовые методические меры по реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 127–133.Дементьев Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России / Н.В. Дементьев// Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №12. – С. 43-48Орловская Т.Н. Исследование влияния интеграционных процессов и процессов глобализации на обеспечение экономической безопасности России // Петербургский экономический журнал. 2017. № 2. С. 18-28.Прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Москва. Сентябрь, 2017 // http: // economy.gov.ru / minec/ about / structure / depmacro/ 2017271001Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structureМакроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций / коллектив авторов под ред. В.М. Соколинского. - М.: КНОРУС, 2013.Чеботарев В.С., Елфимов О.М., Рудаков С.А. Экономическая безопасность: учебное пособие. Ч. 1. Н. Новгород, 2017. Чеботарев В.С., Елфимов О.М., Ионов В.А. Экономическая безопасность // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. С. 150.Ханнанова,Т.Р. Актуальные вопросы развития государственных и муниципальных услуг населения в условиях цифровой экономики / Т.Р.Ханнанова, А.Ф.Гарифуллина. –М.: Финансовая экономика 2018.- 753.Приложение 1Таблица 1. Виды и формы государственной экономической политикиПолитикаХарактеристикаСтабилизационная политикаПодход, в соответствии с которым цели экономической политики государства состоят в создании и поддержании условий стабильности, уравновешенности экономической ситуации. Наиболее характерен для ситуации кризиса, спада, когда прежде всего необходимо подавить стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение достояния дел.Политика экономическогоПростаПолитика, проводимая в странах, экономика которых находится на подъеме или такой подъем ожидается,Политика экономическойсправедливостиПолитика, проводимая с позиций честного,добросовестного отношения ко всем людям в стране, учёта их интересов и возможностей, и создания им адекватных, равных условий, правФискальная политикапроявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения в социально-экономических проблем страны Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение и обеспечение применения этихсредствпо назначению.


1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // опубликован на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.piavo.gov.ru) 15 мая 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2902.
2. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Справочно - информационная система ГАРАНТ.
3. Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 9 мая 2012 г. N 102, на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2343.
4. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С 4–16.
5. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // Мировая экономика и международные отношения. - № 10, 2002.
6. Белозеров И.П. Место и значимость экономической безопасности в структуре национальной безопасности России [Электронный ресурс] / И.П. Белозеров// Вестник Омского университета Серия «Экономика». – 2010. – №3. С. 2-6.
7. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / Под ред. проф. В.К. Сенчагова. - М: ИНФРА - М, 2015. С. 35
8. Голубев С.С., Чеботарев С.С. Нормативно-правовые методические меры по реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 127–133.
9. Дементьев Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России / Н.В. Дементьев// Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №12. – С. 43-48
10. Орловская Т.Н. Исследование влияния интеграционных процессов и процессов глобализации на обеспечение экономической безопасности России // Петербургский экономический журнал. 2017. № 2. С. 18-28.
11. Прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Москва. Сентябрь, 2017 // http: // economy.gov.ru / minec / about / structure / depmacro / 2017271001
12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure
13. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций / коллектив авторов под ред. В.М. Соколинского. - М.: КНОРУС, 2013.
14. Чеботарев В.С., Елфимов О.М., Рудаков С.А. Экономическая безопасность: учебное пособие. Ч. 1. Н. Новгород, 2017.
15. Чеботарев В.С., Елфимов О.М., Ионов В.А. Экономическая безопасность // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. С. 150.
16. Ханнанова,Т.Р. Актуальные вопросы развития государственных и муниципальных услуг населения в условиях цифровой экономики / Т.Р.Ханнанова, А.Ф.Гарифуллина. –М.: Финансовая экономика 2018.- 753.

Вопрос-ответ:

Что такое экономическая безопасность страны?

Экономическая безопасность страны - это способность государства обеспечивать устойчивое развитие, защиту национальных экономических интересов и минимизацию рисков, связанных с экономическими факторами.

Как оценивают экономическую безопасность страны?

Оценка экономической безопасности страны осуществляется с помощью различных методов и показателей. Одним из основных методов является анализ макроэкономических показателей, таких как ВВП, инфляция, безработица и другие. Также проводятся оценки уровня конкурентоспособности национальной экономики, уровня развития инфраструктуры и кадрового потенциала, анализируется степень зависимости от внешних рынков и т.д.

Как обеспечивается экономическая безопасность страны?

Экономическая безопасность страны обеспечивается через реализацию государственной политики, направленной на защиту экономических интересов и минимизацию рисков. Важными механизмами обеспечения являются разработка и реализация соответствующих стратегий и программ, создание системы антикризисного управления, развитие инфраструктуры, поддержка инноваций и развитие кадрового потенциала.

Какие критерии и показатели используются для оценки экономической безопасности национальной экономики?

Для оценки экономической безопасности национальной экономики используются различные критерии и показатели, такие как уровень ВВП, инфляция, безработица, уровень конкурентоспособности, уровень развития инфраструктуры, степень зависимости от внешних рынков и многое другое.

Какие макроэкономические показатели характеризуют экономическую безопасность России с 2014 по 2020 годы?

В период с 2014 по 2020 годы макроэкономические показатели экономической безопасности России были различными. Например, в результате санкций и падения цен на нефть, страна столкнулась с ростом инфляции, снижением ВВП и увеличением безработицы. В то же время, в некоторых отраслях, таких как сельское хозяйство и IT-сектор, был достигнут рост. Также были предприняты меры по развитию инфраструктуры и поддержке отечественного производства.

Что такое экономическая безопасность страны?

Экономическая безопасность страны – это совокупность мер и политик, направленных на минимизацию рисков и угроз, которые могут негативно повлиять на экономику государства.

Как оцениваются и обеспечиваются методы экономической безопасности?

Оценка методов экономической безопасности основывается на анализе различных критериев и показателей, таких как уровень инфляции, уровень безработицы, внешний долг, и других экономических факторов. Обеспечение экономической безопасности осуществляется через разработку и реализацию соответствующих государственных политик и механизмов.

Какие критерии и показатели используются для оценки экономической безопасности национальной экономики?

Оценка экономической безопасности национальной экономики происходит на основе следующих критериев и показателей: уровень инфляции, уровень безработицы, валовой внутренний продукт, внешний долг, уровень индустриализации и другие экономические показатели.

Как осуществляется механизм обеспечения экономической безопасности страны?

Механизм обеспечения экономической безопасности страны включает в себя разработку и реализацию государственных программ и политик, направленных на развитие экономики, принятие мер для снижения уровня инфляции и безработицы, контроль за внешним долгом и другими факторами, а также обеспечение стабильности финансовой системы и защиты от внешних экономических угроз.

Какие макроэкономические показатели характеризуют экономическую безопасность Российской Федерации в период с 2014 по 2020 годы?

Макроэкономические показатели, характеризующие экономическую безопасность Российской Федерации в период с 2014 по 2020 годы, включают уровень инфляции, уровень безработицы, внешний долг, валовой внутренний продукт, уровень индустриализации и другие экономические показатели.

Какова сущность экономической безопасности страны?

Экономическая безопасность страны - это состояние, при котором национальная экономика защищена от внутренних и внешних угроз, способна обеспечить устойчивое развитие и благосостояние государства и его граждан.