Семья как субъект права в римском частном праве: проблемы понимания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Римское право
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 08.04.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Римская семья. Агнатическое и когнитивное родство 3
1.1.Женщина в римском семейном праве 3
1.2. Римская семья 8
1.3. Агнатическое родство и когнитивное сродство 10
Глава 2. Личные и имущественные отношения между супругами 14
2.1. Субъективные семейные права 14
2.2. Брак cum manu 15
2.3. Брак сине Ману 16
Заключение 19
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Нравы запрещают ему судить жену иначе, чем в присутствии домашнего совета, в котором также должны участвовать родственники жены. Закон не накладывал никаких ограничений на власть мужа. С другой стороны, жена в семье мужа получает определенные права: она участвует в семейном культе и считается законной наследницей мужа наравне с детьми.2.3.Брак сине МануВ конце первого периода или в начале второго римляне имели наряду с браками cum manu браки, которые не устанавливали власти мужа над женой, то есть браки sine manu. С появлением таких браков положение замужней женщины полностью меняется. Сам брак sine manu заключается простым брачным соглашением и предоставляет невесту в распоряжение жениха. Если супружеская пара находится под властью отца, то, помимо их согласия, требуется согласие хозяев дома. Однако, если домовладыка отказывается дать свое согласие, то, согласно lex Julia, субъект имеет право подать жалобу мировому судье, который может принудить домовладыку дать свое согласие. Можно обойтись и без согласия хозяина в случае его отсутствия, плена или невменяемости.Женщина, вышедшая замуж в бракеsine manu, не страдает capitis deminutio minima.Она остается агнат в своей прежней семье; если она была alieni juris, она продолжает подчиняться власти хозяина дома; если она была sui juris, она остается таковой и сохраняет право на свою собственность. Такая женщина не вступает в агнатическое родство с семьей своего мужа. Муж не приобретает прав на ее имущество, за исключением той части имущества, которая была отдана ему в качестве приданого (Дос). В личном плане муж тоже не получает власти над ней, она остается под властью и юрисдикцией своего домашнего хозяина. Только в случае прелюбодеяния жены муж имел право сначала убить жену, а затем - согласно lex Julia de adulteriis-возбудить против нее уголовное дело, воспользовавшись другими лицами. К концу этого периода домовладелец утратил право расторгнуть брак своей дочери против ее воли. Отношения мужа и жены юридически проявлялись в том, что подарки между супругами (donations inter virum et uxorem) были запрещены и не имели никакой силы, и что супруги не могли предъявлять друг к другу претензий штрафных и бесчестных, а на другие претензии отвечали взаимно только в пределах своего имущества (beneficium competentiae).С детьми женщина, состоящая в браке в синь Ману, поначалу почти не состоит в юридических отношениях. Мало-помалу все изменилось. Между матерью и детьми существовала взаимная обязанность выплачивать алименты. Сначала эдикт претора, а затем два сенатских советника II века нашей эры (Тертуллиан и Орфитиан) установили между ними право наследования; мать получила определенные права руководить воспитанием детей.Что касается брака cum manu mariti, то его не отменили, но он стал менее популярным. Хорошо известные браки -conferratio, coemptio и usus-после появления брака cum manu они превратились только в методы установления мужской власти. Более того, один из этих методов – usus-вышел из употребления ко времени Гая. Молодая женщина, не прибегая к узурпации trinoctii (прерыванию срока давности владения), могла быть замужем sine manu так долго, как это было необходимо, не рискуя попасть под manus mariti из-за истечения срока. ЗаключениеТаким образом, семейное право в Риме долгое время сохраняло свою автономию от государственного регулирования и попало под контроль цензоров-моралистов. Особенностью семейно-брачных отношений было также наличие так называемого семейного суда: в пределах фамилии хозяин дома был также судьей.Следует отметить, что юридическая деятельность женщины в семье, закрепленная в римском праве, зависела от формы брака. Положение женщины под властью мужа в архаичной семье приравнивалось к положению дочери (loco filiae) и определялось как persona alieni iuris - недействительное в сфере частного права.Особенно это касалось наследственных прав жены. Имущественные последствия мужской власти заключались в следующем: собственность жены полностью переходила к мужчине, в чьей власти она находилась. Пребывание жены под властью мужа характерно для архаических времен, а в период императоров исчезает, поэтому в Corpus iuris Юстиниана мы не находим упоминания о них.В браке без мужского авторитета женщине предоставлялась более законная деятельность. Наиболее ярко это проявляется в Институции Гая (право женщины в браке без мужской власти проводить три ночи в год не дома, избегая тем самым перехода к власти мужа). По мнению Л. Пеппе, реализация этого правила допускала учет интересов различных групп -самой женщины и ее агнатов. Но самое главное-это воля и согласие самой женщины.Законная деятельность женщины в браке без мужской власти выражалась в наличии обязанностей и прав жены, хотя всегда существовала свобода не осуществлять их или не пользоваться ими. В браке без мужской власти жена должна была уважать и повиноваться мужу; быть ему верной; помогать в его заботе о благополучии семьи, следовать за мужем, если он менял место жительства (если жена этого не делала, брак распадался). Женщина имеет право на получение титулов и гражданских прав своего мужа, требовать возврата имущества и получать доходы, получаемые ее мужем.В Древнем Риме развод был довольно редким явлением, так как институт брака имел религиозные черты. В конце эпохи Республики разводы стали довольно частыми. Это не требовало никаких формальностей, но считалось достаточным поведением, которое указывало на нежелание сохранить брак. В этот период брак зависел только от взаимного желания супругов быть в нем, исчезновение этого желания было основанием для прекращения брачных отношений.В постклассическом праве брак трактуется как изначальная воля мужчины и женщины. Законодательство имперских времен было направлено против развода, что существенно отличалось от классического законодательства. В 331 году нашей эры император Константин попытался ввести новые правила развода, особенно для односторонних разводов, ограничив возможность инициативы развода тремя пунктами (как для женщин, так и для мужчин). Жена может развестись с мужем, если он виновен в убийстве, отравлении или осквернении могил.Законодательство Юстиниана также оставляло женщине право инициировать развод на законных основаниях, что включало оставление мужа дома, ложное обвинение его в прелюбодеянии или установление отношений мужа с другой женщиной в доме супругов или вне его.Таким образом, правовой статус женщин в Древнем Риме определялся в определенной степени их ролью в обществе. В то же время она изменялась в зависимости от телесных и сексуальных конфигураций, которые формировались в реальности.Список литературыКудинов О.А. Римское право/Учебно-практическое пособие. М., 2017. Лапустин Б.С. Женщины в ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988.Новицкий И.Б. Римское право: Учебник. М :Теис,2017.Peppe L. Posizione giurudica e ruolo sociale della donna romana in eta republican. Milano: Giuffre, 1984.Оськина И., Лупу А. Женский вопрос в римском праве // ЭЖ-Юрист. 2018. N 46. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие: конспект лекций. М.: Проспект, 2011.Памятники римского права. Институты Юстиниана. / под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова; пер. Д. Расснер.- М.: Зерцало. 1998 год.Хвостов В.М. Система римского права. Семейное право. Наследственное право: Конспект лекций. М., 1909.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I: учебное пособие / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2016.

1. Кудинов О.А. Римское право/Учебно-практическое пособие. М., 2017.
2. Лапустин Б.С. Женщины в ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988.
3. Новицкий И.Б. Римское право: Учебник. М :Теис,2017.
4. Peppe L. Posizione giurudica e ruolo sociale della donna romana in eta republican. Milano: Giuffre, 1984.
5. Оськина И., Лупу А. Женский вопрос в римском праве // ЭЖ-Юрист. 2018. N 46.
6. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие: конспект лекций. М.: Проспект, 2011.
7. Памятники римского права. Институты Юстиниана. / под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова; пер. Д. Расснер.- М.: Зерцало. 1998 год.
8. Хвостов В.М. Система римского права. Семейное право. Наследственное право: Конспект лекций. М., 1909.
9. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I: учебное пособие / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2016.

Вопрос-ответ:

Какими основными видами родства были выделены в римском праве?

В римском праве были выделены два основных вида родства: агнатическое и когнитивное родство.

В чем заключается особая роль женщины в римском семейном праве?

Женщина в римском семейном праве играла особую роль, обладая определенными правами и обязанностями, но она не являлась полноправным субъектом права.

Какие отношения существовали между супругами в римском семейном праве?

Между супругами в римском семейном праве существовали как личные, так и имущественные отношения, которые регулировались специальными нормами.

Чем отличался брак cum manu от брака сине Ману?

Брак cum manu был более строгим и традиционным, при нем жена переходила из власти отца во власть мужа. Брак сине Ману предполагал большую независимость женщины и отсутствие подчинения ее мужу.

Какие литературные источники могут помочь в изучении римского семейного права?

Для изучения римского семейного права полезно обратиться к таким литературным источникам, как работы римских юристов, исторические исследования и комментарии современных ученых.

Что представляет собой римская семья?

Римская семья включала всех членов семьи, находящихся под патриархальной властью главы семьи.

Какое значение имеет агнатическое и когнитивное сродство в римской семье?

Агнатическое сродство основывалось на мужской линии и определяло наследственные права и обязанности внутри семьи, когнитивное сродство же основывалось на общественном признании и регулировало правовые отношения между родственниками.

Какие права имели женщины в римском семейном праве?

Женщины в римском семейном праве не имели полного правового статуса, они были полностью зависимы от мужей или отцов. Однако они могли обладать определенными субъективными семейными правами, такими как право на дарение, прогулки и общение с родственниками.

Какие основные формы брака существовали в римском праве?

В римском праве существовали две основные формы брака: брак cum manu, при котором жена переходила из патриархального властного положения отца в патриархальное властное положение мужа, и брак сине Ману, при котором жена оставалась под патриархальной властью отца.