Налоговая политика в России: цели,методы и проблемы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 17.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налоговой политики государства 6
1.1. Понятие налоговой политики и методы ее реализации 6
1.2. Сущность и состав налоговой системы страны как главного объекта налоговой политики 9
2. Анализ современной налоговой политики в России 14
2.1. Особенности формирования налоговой политики России и перспективы ее развития 14
2.2. Налоговая политика России на современном этапе и ее проблемы 17
2.3. Совершенствование налоговой политики в России 21
Заключение 25
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Так, сюда можно отнести выгоды, приобретённые путем прямого присвоения имущества, посредством перевода денег на оффшорные счета, поступление наличных средств в иностранной валюте и т.пКроме того, нельзя не сказать о том, что только в России широко распространена практика предоставления льготного налогообложения для так называемых мобильных видов деятельности, к которым можно отнести посреднические услуги, сделки на фондовых рынках и т.д. и которые можно перенести за пределы российской границы, а не для тех сфер хозяйственной деятельности и, следовательно, доходам от нее, которые жестко привязаны к территории страны – производственный сектор, добыча полезных ископаемых транспортная сеть и т.п. [10, с. 31-36]Таким образом, проанализировав указанные проблемы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российская система налогообложения испытывает значительный кризис, который в определенной мере мешает России достичь необходимого для такого мощного государства уровня социально-экономического развития. Также необходимо сказать о том, что те изменения, которые осуществляются в последнее время в российской системе налогообложения, не приводят, в большинстве своем, к ожидаемому положительному эффекту. Все реформы реализуются в спешке и, как следствие, являются не до конца продуманными и не приносят желаемый результат. Здесь можно говорить о том, что:- во-первых, примерно половина всех налоговых сборов от НДС тратится на возвраты; - во-вторых, налог, уплачиваемый на прибыль хозяйствующих субъектов, не обеспечивает требуемого прироста бюджетных доходов;- в-третьих, введение так называемой плоской шкалы исчисления подоходного налога с физических лиц не вывело из теневого сектора большую часть заработной платы российских работников;- в-четвертых, вследствие разделения пенсии российских граждан на две части – страховую и инвестиционную – появилась такая проблема, как поиск населением более надежных объектов для вложения своих капиталов и др. 2.3. Совершенствование налоговой политики в РоссииНа сегодняшний день органы государственной власти в России должны решить довольно противоречивую задачу – им необходимо одновременно увеличить объемы налоговых доходов в бюджетную систему страны, а также существенно снизить бремя налогообложения для населения и хозяйствующих субъектов. Следует сказать, что для решения этой задачи в России имеется два больших резерва, которые давно нуждаются в переменах. Речь идет о системе льгот, предоставляемых определенным налогоплательщикам по уплате налогов и сборов, и о секторе теневой экономики в России. Говоря о налоговых льготах, следует сказать, что они предоставляются получателям этих льгот из бюджета государства в необходимой сумме и в установленное время, тогда как некоторые бюджетные расходы, в том числе и социальные, уменьшаются и финансируются с задержками. Определить точную сумму, предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов, очень затруднительно, потому что существует категория налогоплательщиков, которые заключают фиктивные сделки, что не платить налоги. Теневая экономика в России как второй резерв повышения налоговых доходов обладает еще большими масштабами. Довольно высокий размер налоговых платежей, которые в совокупности с другими проблемами отечественных предпринимателей, таких как невозможности получения кредитов, отсутствие инвестирования, физический и моральный износ основных фондов, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и т.п., не дают им зачастую даже возможности для простого воспроизводства. Поэтому часть финансовых ресурсов им приходится скрывать от налогообложения, выводя в теневой сектор. Но следует отметить, что сегодня эти средства редко возвращаются в производственную сферу, потому что большие капиталовложения в отечественную экономику в современной России настолько редкие явления, что практически всегда привлекают внимание соответствующих органов. Следовательно, как это не печально, те финансовые ресурсы, которые оказались в теневом секторе, так и остаются там или же вывозятся за пределы страны.[19, с. 18-22].Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что современная система налогообложения не только не в состоянии привлечь новые финансовые ресурсы в национальную экономику, но и способствует утечке из нее денежных средств. На сегодняшний день те формы и средства, которые используются в процессе налогообложения не принимают в расчет реалии экономического развития страны, в большинстве своем они подавляют функционирование национального хозяйства. И поэтому не удивительно, что в таких условиях даже те положительные моменты, которые происходят в отечественной системе налогообложения, не способствуют прирост налоговых доходов в бюджетную систему. Таким образом, ясно видно, что в нашей стране существует острая необходимость осуществления серьезной налоговой политики, но очень важно четко выработать стратегию ее проведения. Главным образом, она должна быть направлена на повышение регулирующей роли налогов, способствующей согласованию интересов органов власти и хозяйствующих субъектов, созданию лучших условий для российских производителей товаров и услуг, осуществлению эффективной налоговой политики в регионах страны. Кроме того, должен быть устранены все несоответствия в действующем налоговой законодательстве. Таким образом, принимая во внимание основные цели той экономической политики, которая проводится сегодня в России, можно выделить следующие направления реформирования системы отечественного налогообложения:- высокая прогрессивность взимания налогов с наиболее высоких доходов, чаще всего полученных спекулятивным путем;- установление для определённой категории налогоплательщиков, имеющих наиболее низкие доходы, минимальной суммы, которая не будет облагаться налогами;- предоставление всех возможных льгот по уплате налогов и сборов для отечественных товаропроизводителей, а также низкооплачиваемого наемного труда;- установление налоговых льгот для основных товаров народного потребления, определяющих необходимый его минимум и цену рабочей силы;- предоставление льгот по уплате налогов и сборов для ввозимой продукции перерабатывающих и наукоемких отраслей;- повышение ставок по налогам и сборам для тех доходов, которые подлежат вывозу за пределы России и не преследуют цели содействия экспорту;- введение специальных режимов налогообложения для отраслей инвестиционной деятельности, главным образом, для капиталовложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что изменение системы налогообложения в современной России должно вестись комплексно, т.е. все производимые реформы должны производится одновременно и в полном объеме. Поэтому политику модернизации налоговой сферы России следует осуществлять в двух принципиально важных направлениях:1) Сокращение нагрузки на налогоплательщиков путем снижения налоговых ставок и, в первую очередь, для отечественных товаропроизводителей и представителей российского бизнеса. 2) Обеспечить уплату всех установленных налоговых законодательством налогов и сборов всеми налогоплательщиками. [10, с. 31-36].Иными словами, основной целью функционирования всей системы налогообложения любого современного развитого государства, которым должна стать Россия, является достижение максимально возможной эффективности работы бюджетной системы посредством установления баланса между доходами и расходами бюджета. В связи с этим проводимая в стране налоговая политика должна иметь тщательно проработанную основу, которая будет учитывать все особенности функционирования государственной системы. ЗаключениеПодводя итог данной работе, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день процесс налогообложения является одним из важнейших составляющих всей проводимой государством экономической политики. На цели и направления налогообложения оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, большее значение из которых имеют уровень социально-экономического развития страны, политическая ситуация в государстве и т.п. Также действующая система налогообложения существенно зависит от социальной и экономической структуры общества, от стратегических задач развития национального хозяйства, а также от имеющихся у государства финансовых обязательств на мировой арене. Эффективное функционирование системы налогообложения страны, чаще всего, достигается путем оптимального соотношения ее задачи и интересов государства и налогоплательщиков. Проводимая политика налогообложения не может быть постоянной в течение длительного времени, т.к. она должна оперативно меняться в связи с происходящими в экономики реформами. Поэтому для того, что сделать систему налогообложения более успешной и эффективной следует адаптировать ее к существующими экономическим условиям. Правильно выбранная политика в сфере налогообложения позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем – получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.Для современной России свойственны следующие особенности черты налогообложения:1) Отсутствие соответствия уровня налогообложения тем финансовым возможностям, которыми обладают налогоплательщики.2) Неопределенность системы налогообложения в связи с тем, что нормативно-правовая база в данной области очень запутана и сложна. 3) Основной проблемой экономики страны является то, что хозяйствующие субъекты уплачивают налоги не в полном объеме. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для проведения эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты налогов.4) Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.С самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в России в 1992 году, проводилась политика максимальных налогов.Она заключается в том, что государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Такая политика не оставляет надежд налогоплательщику и обществу на экономическое развитие. Она производится государством, как правило, в тяжелые времена его развития, такие как война, экономический кризис.Вместе с тем, каких либо предпосылок для проведения политики максимальных налогов тогда не существовало, что привело к резко негативным последствиям.Главным фактором современной налоговой политики РФ является необходимость поддержания баланса бюджетной системы государства. Но вместе с этим необходимо удержать на том же уровне налоговую нагрузку для тех секторов народного хозяйства, в которых установлен ее оптимальный размер. Именно в рамках этих направлений сегодня проводятся различные изменения налогового законодательства и налоговой политики России. Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что для того, чтобы повысить эффективность функционирования отечественной налоговой системы, необходимо сформировать в странетакие условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой – закрыли бы для нечестного налогоплательщика все ныне используемые лазейки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
2. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ в ред. от 02.11.2013 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44971/
3. Федеральный закон от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169428/
4. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161213/
5. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156529/
6. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014. – 286с.
7. Афанасьев, С.Г. Перспективы развития в бюджетной и налоговой политике / С.Г. Афанасьев // Финансы. – 2017. – №2. – с. 19-23.
8. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право/ А.В. Брызгалин. – М.: Аналитик-пресс, 2013. – 608с.
9. Владимирова, Н.П. Налоги и налогообложение / Н.П. Владимирова. – М.: КНОРУС, 2013. – 232с.
10. Ершова, М.И. Налоговая политика России и стран СНГ: сравнение и характеристика / М.И. Ершова // Мировая экономика. – 2018. – № 5. – С. 31-36.
11. Данилевский, Ю.А., Шапигузов, С.М. Налоговая система России/ Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов. – М.: Финансы и статистика, 2015 – 395с.
12. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону.: Феникс, 2014. – 226с.
13. Кашин, В.А. Налоговая политика России на современном этапе / В.А. Кашин // Финансы. – 2017. – № 4. – С. 3-7.
14. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России / Л.Н. Лыкова. – М.: Бек, 2016. – 278с.
15. Никулкина, И.В. Общая теория налогообложения / И.В.Никулкина. – М.: Эксмо, 2015. – 497 с.
16. Осадчий, Н.О. Общая теория налогообложения / Н.О. Осадчий. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 581 с.
17. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение / В.А. Скрипниченко. – М.: Бинфа, 2014. – 452 с.
18. Шаталов, С.Д. Развитие российской налоговой системы / С.Д. Шаталов // Финансы. – 2018. – №2. – C.3-8.
19. Эпов, Б.Д. Какую налоговую политику реализуют в современной России / Б.Д. Эпов // Налоги. – 2017. – № 10. – С. 18-22.
20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru

Вопрос-ответ:

Какие цели преследует налоговая политика в России?

Цели налоговой политики в России включают в себя обеспечение государственного бюджета, регулирование экономики, социальную справедливость, стимулирование инвестиций и развития предпринимательства.

Какие методы используются для реализации налоговой политики в России?

В России используются методы налогообложения, налоговых льгот, административного контроля и надзора за уплатой налогов, а также налогового планирования и пропаганды налогового сознания.

Какова сущность и состав налоговой системы России?

Сущность налоговой системы России заключается в совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей, которые собирает государство. Состав налоговой системы включает в себя такие налоги, как НДС, подоходный налог, налог на прибыль и другие.

Какие особенности формирования налоговой политики в России существуют?

Одной из особенностей формирования налоговой политики в России является большая зависимость от доходов от нефтегазового сектора. Также существуют проблемы с налоговым администрированием и борьбой с налоговыми уклонами.

Какие проблемы современной налоговой политики в России?

Среди проблем современной налоговой политики в России можно выделить высокую ставку налогового бремени, недостаточную эффективность налоговых стимулов, сложность и неопределенность налогового законодательства, а также проблемы с коррупцией и налоговыми уклонами.

Какие цели преследует налоговая политика в России?

Целями налоговой политики в России являются осуществление финансовых потоков государства, обеспечение социальной справедливости, стимулирование экономического развития, привлечение инвестиций и контроль за оборотом денежных средств в стране.

Какие методы используются для реализации налоговой политики в России?

Для реализации налоговой политики в России используются следующие методы: установление налогообложения, введение налоговых льгот и освобождений, контроль за исполнением налоговых обязательств, проведение налоговых реформ и санкций.

Что включает в себя налоговая система России?

Налоговая система России включает в себя набор налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных государством. Она включает в себя налоги на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налоги на имущество, земельный налог и другие.

Какие особенности есть у налоговой политики в России и какие перспективы ее развития?

Особенностями налоговой политики в России являются высокие ставки налогов, сложная система налогообложения, наличие большого числа налоговых льгот и недостаточный контроль за их использованием. Перспективы развития налоговой политики в России связаны с упрощением системы налогообложения, снижением налоговых ставок, улучшением контроля за исполнением налоговых обязательств и совершенствованием налогового администрирования.

Какие проблемы существуют в налоговой политике России на современном этапе?

В налоговой политике России на современном этапе существуют следующие проблемы: высокие налоговые ставки, сложная система налогообложения, недостаточный контроль за исполнением налоговых обязательств, коррупция в налоговой сфере и неравенство налогового бремени на разные секторы экономики.

Каковы цели налоговой политики в России?

Целями налоговой политики в России являются обеспечение финансовой устойчивости государства, снижение бюджетного дефицита, стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости.

Какими методами реализуется налоговая политика в России?

В России налоговая политика реализуется через установление и изменение налоговых ставок и правил, проведение налоговых проверок, стимулирование предпринимательской активности, улучшение налогового администрирования и контроля, принятие налоговых льгот и субсидий.