Особенности логопедического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с синдромом Дауна
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 09.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности логопедического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с синдромом Дауна 6
1.1 Особенности структурных компонентов речи у детей с синдромом Дауна 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с синдромом Дауна 13
1.3 Особенности логопедической работы с младшими школьниками с синдромом Дайна 18
Глава 2. Экспериментальное исследование логопедического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с синдромом Дауна 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2 Формирующий эксперимент 31
2.3 Контрольный эксперимент 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 40
Ребенка просят сделать следующее:- иди по линии, нарисованной на полу:- вскочить на две ноги и двигаться вперед: -- попеременно прыгая на одной ноге, а на другой:- Ударьте мяч по полу ладонью: +- повернуть тело направо - налево: +Характеристики ходьбы: прогулки с поддержкой.Характеристика движения: Движения неловкие, неловкие. Координация рук и ног неправильная, равновесия нет. Громкость движения не полная, переключатель работает медленно. Движение осуществляется с помощью логопеда.Пальчиковая моторика. - Показать 2-й и 3-й пальцы сначала справа, а затем слева на обеих руках. - - Покажите свой 2-й и 5-й пальцы, порядок выполнения такой же. - - Сложите все пальцы в кольцо так, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого. -- Поочередно соедините все пальцы с 1-м, начиная со 2-го с правой стороны, и повторите в обратном порядке. -Кнопка вверх: сначала большая, затем средняя и, наконец, маленькая.Ни одно из предложенных заданий не выполняется самостоятельно. Мелкие моторики не развиты.Состояние мимической моторикиВыполнение мимических движенийПравая сторона лицаЛевая сторона лицаПоднимание бровей:вместепоочередно--Зажмуривание глаз:вместепоочередно++Улыбка++Надувание щек:вместепоочередно++Затруднено поднимание бровей вместе и поочередноИсследование артикуляционной моторики:Анатомическое строение артикуляционной системы: без особенностей.Губы («улыбка трубки» по стоимости до 3, до 5). Медленное движение.Язык. С помощью серии движений на языке:- Язык широкий и узкий из-за: +- Поднимите кончик языка и отпустите: +- «Качели»: +- «Лошадка»: +Отмечается гипертонус языка, дрожание кончика языка при многократных движениях и удержание позы. Снижение способности менять позу и удерживать. Объем трафика не завершен.Состояние просодических компонентов речи:Речь не четкая, смазанная. Темп речи в норме. Ритм монотонный.Состояние дыхательной функции:Дыхание поверхностное, ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, дыхание поверхностное (верхнее – ключичное). Носовое дыхание в норме. Исследование произношения звуков: [с] - боковой сигматизм.[з] - [ж] правосторонний боковой парасигматизм.[ш] - [с] правосторонний боковой парасигматизм.[ц] - [t] - односторонний боковой парасигматизм.[ч] -[t] - односторонний боковой парасигматизм.[л], [л'] - ламбдацизм.[р], [р'] - ротацизм.Исследование фонематических функций:Не составляйте слова из заданного количества звуков, которые даны в прерывистой последовательности.С трудом она подбирает слова, начинающиеся с того же звука, который назвал логопед.Заключение: средний уровень речевых функций.Результаты логопедической работы:Было проведено 8 занятий с логопедом. Достигнуты незначительные изменения в фонемном анализе и синтезе:- Научился различать гласные звуки в начале, середине и конце слова.- При выборе согласных в начале, в середине, в конце слова я начал давать правильный ответ с 2 попыток.- Во время фонематического синтеза я научился составлять слова из последовательно заданных звуков. Из данных звучит в нерегулярной последовательности, он выполняет с 2 попыток.Средний уровень формирования речевых функций.Фамилия, имя:Кирилл.Дата рождения: 10. 09. 2010.Дата поступления в ДОУ: 14 .08.2017Общая моторика. Ребенка просят выполнить следующие задачи:- идти по линии, нарисованной на полу:- сесть на две ноги, двигаясь вперед:- прыгать попеременно с одной ноги на другую:- ударить мяч рукой по полу:- поверните тело вправо - влево: -Особенности ходьбы: прогулки самостоятельно, но предложенные задания ничего не делают.Характеристики движения: координация рук и ног неправильная, нет чувства равновесия.Пальчиковая моторика. - показать 2-й и 3-й пальцы сначала справа, затем слева обеими руками: -- показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения одинакова:- согните все пальцы в кольце так, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого: -- поочередно соедините все пальцы с первым, начиная со второго на правой руке, затем повторите то же самое в обратном порядке:- Застегните молнию сверху кнопки: сначала большой, затем средний и, наконец, маленький: -Подвижность пальцев не развита, то есть она не выполняет работу.Состояние мимической моторикиВыполнение мимических движенийПравая сторона лицаЛевая сторона лицаПоднимание бровей:вместепоочередно-+Зажмуривание глаз:вместепоочередно-+улыбка-+Надувание щек:вместепоочередно-+Нарушение мимической моторики правой стороны лица.Исследование артикуляционной моторики:Анатомическое строение артикуляционной системы: без особенностей.Губы (насчитывает от 3 до 5). Медленное движение.Язык. С помощью серии движений на языке:- Язык широкий, узкий из-за оценки: + -- Поднять кончик языка, отпустить: + -- «Качели»: + -- «Лошадка»: + -Отмечено: гипертонус кончика языка, слюноотделение. Кончик языка дрожит при повторных движениях и при удержании позы. Снижение способности менять позу и удерживать. Объем движений не полный, движения медленные, напряженные, гиперкинез.Состояние просодических компонентов речи:Язык не понятный, размытый, медленный, отрывистый, спетый. Если модуляция нарушена, если голос ослаблен до конца фразы.Состояние дыхательной функции:Дыхание неглубокое, ритм дыхания не регулируется семантическим содержанием речи. Устное истечение сложно.Исследование произношения звуков: [a], [о], [у], [э], [ы] - звуки произносятся с носовой утечкой воздуха.[ш], [щ], [с] - [х] - искажение,увелярный глухой звук ,при произнесении которого корень языка поднимается к мягкому нёбу ,образуя щель ,голосовые складки разомкнуты.Звука [з], [ж], [ц], [ч] в речи нет.[х] - при правильном положении языка наблюдается носовая утечка воздуха.Звуки [м], [н] произносятся с носовым оттенком.Звуков [л], [л'] в речи нет - ламбдацизм.Звуков [р], [р'] - ротацизм.Исследование фонематических функций:Он не определяет наличие или отсутствие определенного тона в слове. Изображения с определенным тоном не отображаются. Не выбирайте пары изображений для названных слов паронимов (крыша – крыса, бочка – почка)Не сформирован фонематический анализ и синтез:Не выделяет гласный и согласный звук в начале, в середине, в конце слова. Не определяет из скольких звуков состоит слово.Не подбирает слова на заданный звук.Не составляет слова из последовательно данных звуков (К, О, Т), (Р, У, К, А), (С У, М, К, А).Не составляет слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).Заключение: Низкий уровень сформированности речевых функций.Результаты логопедической работы:Было проведено 8 занятий с логопедом. Без изменений в речи.Низкий уровень формирования речевых функций.Фамилия, имя: Евгений.Дата рождения: 26. 08. 2010Дата поступления в ДОУ: 14.08.2017Общая моторика. Ребенка просят выполнить следующие задачи:- следуйте линии, проведенной на земле: +- прыгай на двух ногах, двигайся вперед: -- попеременно прыгать на одной ноге, а на другой:- ударить мяч по земле ладонью: +- повернуть тело вправо - влево: +Характеристики ходьбы: Ходьба самостоятельно.Характеристика движения: координация движения рук и ног не правильная.Пальчиковая моторика. - Показать 2-й и 3-й пальцы сначала справа, а затем слева на обеих руках: -- Покажите свой 2-й и 5-й пальцы, порядок выполнения такой же: -- Сложите все пальцы в кольцо так, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого: -- Поочередно соедините все пальцы с 1-м, начиная со 2-го с правой стороны, и повторите в обратном порядке: -- Нажмите кнопку: сначала большой, затем средний и, наконец, маленький: -Подвижность пальцев не развита, движение ведется только с помощью логопеда.Состояние мимической моторики.Выполнение мимических движенийПравая сторона лицаЛевая сторона лицаПоднимание бровей:вместепоочередно++Зажмуривание глаз:вместепоочередно++улыбка++Надувание щек:вместепоочередно++Мимическая моторика в норме.Исследование артикуляционной моторики:Анатомическое строение суставной системы: без особенностей.Губы («Улыбка-Трубочка», считая до 3, до 5.) +Замедленное движение.Язык. С серией движений на языке:Язык широкий, узкий из-за: +- Поднимите кончик языка, отпустите: +- «Качели»: +- «Лошадка»: -Примечание: легкий тремор кончика языка при повторных движениях и при сохранении осанки, слюноотделение. Снижение способности изменять и поддерживать осанку. Объем движения не полный, «шум» не производится.Состояние просодических компонентов речи:Речь не четкая, смазанная. Темп замедленный. Ритм монотонный.Состояние дыхательной функции:Дыхание поверхностное, ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. Ротовой выдох сформирован. Исследование произношения звуков:Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.Согласные:[Л], [Л’] – ламбдацизм.[P], [P’] – ротацизм.Исследование фонематических функций:1.) Не выбирает изображения с определенным звуком (ш, п, ф, ц) - молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар2.) Не издает гласный звук в начале слова (облако, аист ...)3.) Не издайте гласный в середине слова (рак, кит ...)4) Не издайте гласный в конце слова (увидел, очки ...)5) Не испускайте согласную в начале слова (танк, мышь ...), в середине слова (лук, белка, груша ...).6) Это не определение первого звука, а последующего звука слова (корова, лошадь ...)7) Он не определяет последовательность и количество звуков в слове (нос, рыба, улитка ...).8) Не сочиняет слова данных звуков в прерывистой последовательности (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).Заключение: низкий уровень сформированности речевых функций.Результаты логопедической работы:Было проведено 8 занятий с логопедом. Небольшие изменения в фонемном анализе и синтезе достигнуты:- Научился различать гласные звуки в начале, в центре и в конце слова.- Выбрав согласные в начале, в середине, в конце слова, я начал давать правильный ответ с 3 попыток.- Во время фонематического синтеза я научился сочинять слова, одновременно ошибаясь со звуками, приведенными в последовательности. Данные звучат нерегулярно, выполняется с 3-х попыток.Низкий уровень формирования речевых функций.Приложение 2. Логопедическая работа по направлениям:1. Развитие артикуляционной моторики:Работа по развитию двигательной подвижности проводится по группам нарушенных звуков этой группы.Евгений, Кирилл - артикуляционная гимнастика для постановки звуков (звуки Л, Р).Костя - артистическая гимнастика для постановки свистунов (C, З, Ц - построить забор, наказать капризный язык, лопаточку или блин, почистить зубы, спеть воду ...); шипящих (Ш, Щ) - построить забор, наказать капризный язык, шпатель, чашу, лошадь, гриб ...)Мы обращаем внимание на диапазон движения, точность исполнения, возможность изменения положения и поддержания его. Борьба с слюноотделением.Мы работаем со всеми детьми, чтобы развить мелкую моторику.Мы работаем с Кириллом над развитием моторики лица.Евгений - настройка и автоматизация звуков (звуки Л, Р).Костя - регулировка звуков (С, З, Ц); шипящий (Ш, Щ). Автоматизация в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференциация свистков и свистков. Постановка саноров (П, Л), автоматизация в слогах, словах, предложениях.2. Развитие просодических компонентов речи.Со всеми детьми проводим работу по развитию темпа, ритма, паузации.3. Регулирование дыхания.Логопед работает со всеми детьми с целью различения вдоха и выдоха носа и рта. Нужно дышать ртом как угодно произвольно, постоянно и ритмично.Все дети работают над увеличением дыхательного объема, нормализуя ритм дыхания и удлиняя выдох рта.Мы работаем с Кириллом, чтобы нормализовать носовое дыхание и устранить нормализацию носового дыхания.4. Развитие фонематических процессов.При изучении фонематических процессов мы выявили ряд расстройств и сгруппировали детей в группы. И они разработали план по устранению фонемных расстройств.1-я группа: Костя - составление слов из звуков, издаваемых в прерывистой последовательности.2 группа: Евгений:1. Подбор изображений с определенным звуком.2. Акцент на гласные в начале слова, в середине слова, в конце слова.3. Выделите согласные в начале слова, в середине слова.4. Определение первого и последующих звуков в словах.5. Определение последовательности и количества звуков в слове.6. Составление слов из звуков, издаваемых в неправильной последовательности.3 – я группа.Кирилл.1. Работать, чтобы определить наличие или отсутствие определенного звука в словах. Подбор пары изображений к словам, названным в паронимах.2. Над выделением гласных и согласных в начале, в середине, в конце слова, определяя, из каких звуков состоит слово. Подбор слов для данного звука.3. Фонематический анализ и синтез работ:4. Составьте слово из звуков, данных последовательно.5. Подборка слов из звуков, приведенных в неправильной последовательности.В нашей работе мы использовали следующие методы работы логопеда:Массаж.- Дифференцированный логопедический массаж (для уменьшения проявлений нарушений иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движения речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее самопроизвольное включение этих мышц в процесс артикуляции, что в свою очередь улучшит качество звуковой системы языка. Необходимо использовать средства, приемы которых в зависимости от характера нарушения мышечного тонуса (расслабляющие или стимулирующие)- Расслабляющий массаж суставных мышц. Применять при повышенном тонусе речевых мышц (лицевых, губных, язычных мышц)- стимулирующий массаж суставных мышц. Проводится при мышечной гипотонии с целью укрепления мышечного тонуса.- Массаж язычных мышц. При спастичности языка проводится расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий массаж. Цель массажа - нормализовать мышечный тонус, увеличить объем и амплитуду суставных движений и уменьшить слюноотделение. Массаж можно проводить разными способами (зондовый массаж, массаж пальцев, массаж деревянной или металлической лопаткой, массаж с зубными щетками ...)- пассивная артикуляционная гимнастика. Выполняется после массажа. Начало, конец и фиксация не зависят от ребенка, требуя от него визуального контроля. Цель состоит в том, чтобы включить в процесс артикуляции новые группы мышц, которые ранее были неактивными, или увеличить интенсивность мышц, которые ранее не включались.- Активная артикуляционная гимнастика. Реализован принцип компенсации, на первых этапах используется максимальное подключение различных анализирующих устройств (визуальных, акустических, тактильных). Тактильный анализатор играет важную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивная гимнастика проводятся перед активной артикуляционной гимнастикой. Для более четкой и дифференцированной кинестезии артикуляции участие тактильного анализатора, зрения и слуха постепенно исключается. При выполнении активных артикуляционных движений в лицевых, губных и язычных мышцах важно сформировать полный диапазон движений и дифференцировать вовлечение различных мышц. Гибкость, симметричные движения; Переключение и скорость переключения. Необходимо развивать произвольность, дифференциацию артикуляционных движений и контроль за их выполнением.Развитие моторики артикуляционного аппарата.Упражнения для губ:Цель: Формирование и развитие правильных и четких движений органов суставного аппарата необходимо для правильного произношения звука.* Трубка. Вытяните закрытые губы вперед с помощью трубки (зубы также должны быть закрыты).* Улыбка. Держи крепко вытянутые губы в улыбке. Зубы не видны.* Бублик. Закруглите губы (шепотом) и немного потяните его вперед. Упражнения выполняются без напряжения, только губы. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.* Забор. Улыбайтесь без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку, как это сделать, нужно издать звук себе и.)Упражнения для языка.* Птенчик. Раскройте рот, широко раскрыв уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.* Шпатель. Откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Вставьте лопатку в рот и опустите ее за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.* Игла. Откройте рот и подтолкните узкий язык далеко вперед.* Лошадь. Открой рот и шлепни языком. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.* Грибок. Улыбнись, обнажив зубы, открой рот и, прижав языком весь самолет к небу, открой его широко ...Коррекция звукопроизношения.Совместная гимнастика используется на этапе подготовки.Техники шипения и шипения:- Используется техника имитации (т.е. мы достигаем изолированного произношения звука)- С механической помощью (щупы используются для создания продольной канавки вдоль центральной линии языка и создания широкого кончика языка за нижними резцами). Подключаем все анализаторы (акустические, визуальные, тактильные).- Используется метод имитации (т.е. мы достигаем изолированного произношения звука).- Отраженное произношение слов, в том числе шипение, свистящие звуки в начале слова, в середине, в конце.- Ребенок самостоятельно запоминает и произносит серии слогов.- Исправлено правильное произношение в предложениях, содержащих слова с шипением и свистом.Приемы постановки саноров: 1. Приемы постановки звука Р.- При отсутствии звука Р – производим выработку проторного звука без вибрации.- Активно используем упражнение « Дятел» - фиксируем положение языка и предлагаем от опорного звука Д – Д -Др – Др…- Опорным может являться звук Т.Без голоса с добавлением голоса.- С механической помощью (использование зонда или шпателя.)- Вибрация с помощью чистого пальчика, делает сам ребенок.- Используются опорные звуки (Д, Ш, Ж).Автоматизация звука проходит:- Открытый слог (Ра – ро – ры…), закрытый слог (ар, ор…), стечение согласных (дра, дро, дры…).- Автоматизация в словах ( рот, рама, рога…). Звук, стоящий в начале слова, середине, в конце.- Автоматизация в предложениях, чистоговорках, скороговорках.Дифференциация важна при параротацизмах.Приемы постановки звука Л.- « Пароход» (И) – ( Л) – (А).- Постановка с механической помощью « Балалайка» - мизинцем прижимаем кончик языка к небу.Автоматизация звука в слогах: А - А – А Ла – Ла – Ла. Ла – Ло - Лы. Лу - Лу – Ла.- Автоматизация в стихах, в словах: в начале слова (лампа, лук…), в середине (пила, молоко…), в конце (пол..)- Можно составить предложение по опорным картинкам или опорным словам. - Автоматизация в чистоговорках ( ЛА ЛА ЛА – запилила пилаЛО – ЛО – ЛО у меня весло…).-Автоматизация в речи.Работа над дыханием.Цель: Развитие у детей способности правильно дышать во время разговора, развитие глубокого дыхания и более продолжительного курса. Увеличьте дыхательную способность.Чтобы зафиксировать длительный произвольный выдох (через рот), необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» ваше дыхание.Если вы делаете дыхательные упражнения, вы не должны перегружать ребенка. Убедитесь, что вы не напрягаете шею, плечи и не принимаете неправильную осанку. Внимание ребенка должно быть сосредоточено на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, длительности произвольного вдоха и выдоха. Необходимо следить за плавностью и ритмом дыхательных движений. Дыхательные упражнения следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении перед едой.Для развития дыхания дети используют дыхательные игры:• взорвать снежинки, кусочки бумаги, пуха со стола, из рук;• взорвать на светлые шарики карандашами и раскатать их на столе.• надувать надувные игрушки и воздушные шарики; Выдувание пузырьков полезно - это дает вам очень точное регулирование выхлопа.Ударьте мяч в ворота.1) Потяните губы вперед с помощью трубки и осторожно продуйте шариком из ваты или пены, лежащим на столе перед ребенком, вставив его между двумя кубиками.2) То же самое, но следует сдуть острым отрывным жиклером. Необходимо провести шарик по одному выпуску, не прерывая воздушный поток. Будьте осторожны, чтобы не дать щекам распухнутьФокус. Улыбнувшись, открыв рот, положите широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края прижимались к верхней губе, а в середине языка образовалась щель - бороздка, и вымойте тампон на кончике носа. Воздух должен проходить посередине языка, тогда шерсть упадет вверх. Необходимо следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.При дыхательных упражнениях строго соблюдается правило: вдыхание совпадает с расширением грудной клетки, выдох с ее сужением.Работа над просодикой.Цель: Научить ребенка использовать голос разной высоты, сформировать способность повышать и понижать голос внутри фразы. Умение использовать мелодически - интонационную сторону речи.* Выделение слова, в котором смысловой удар падает вместе с голосом и движением:Мама Мыло Таня ... Мама Мыло Таня ... Мама Мыло Таня ...* Работа над интонацией:Таня сказала: (рассказ)«Эй, футбол! (восклицание, с оттенком отвращения)Мама сказала (рассказ)"Ну, футбол!" (восклицательный, с легким замешательством)И я ответил (повествовательно)«Футбол!» (восклицание, с радостью) ...* Один из способов выразить эмоции - произнести эмоции:Ах! (руки скрещены с самим собой, выражение страха на ее лице)Ах - я - да! (неодобрительно качает головой и грозит пальцем)Увы! (радость на ее лице, брызги ее рук и подводит их к ее лицу)Привет (крик радости, вытянутая рука)Эй, она! (кричит от радости и машет рукой)В формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (подчеркивание наиболее важных по смыслу слов). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, страх. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и голосовой модуляции облегчается играми - драматизацией и чтением сказок по ролям. В процессе развития просодики ведется работа по формированию и коррекции временных нарушений - ритмических особенностей языка.В работе над ритмом и ритмом вы можете использовать такие движения, как хлопание в ладоши и касание: касание ритма одной или двумя ногами, хлопание в ладоши или одной рукой на теле или на столе. В этом случае ударный слог соответствует более громкому удару или удару по полу, безударному слогу. Важной частью работы является восприятие и воспроизведение ритма стихов. При работе над ритмом речи важно произносить вокальный материал в определенном ритме.5.Развитие фонематических процессов:Цель: Развить фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.Развитие фонематического восприятия:* Я собираюсь издавать звуки, а вы хлопаете, когда слышите звук «с»: С Д Т В Р С Л П Н С* Я собираюсь произносить слоги, и вы хлопаете в ладоши, когда вы слышите слог со звуком «с» РА – СА - ТО - СО - ЗУ - СУ - ВЫ - СЫ - БО*Я собираюсь прочитать слова, и вы хлопаете, когда вы слышите слово со звуком «с»- САНИ - ДИВАН - СЫР - БУКВА - ЛЕС- ЛАК - САНИ - ПЕСОК - КОЗА - ЛИСА * Добавь слог со звуком «с». добавь слог – СА – - ко... коле... ли... о.... ро... добавь слог - СЫ- - бу... ве... воло... но... рель... добавь слог – сок- - ви... ку... ле... но... пе... * Повтори цепочки слогов со звуком «с». СА- СО- СУ СО – СУ – СЭ СЫ – СА – СО СА- СЫ- СЭ СУ – СЫ – СЭ СЫ – СЭ – СО СО – СА - СЫ СУ – СЭ – СО СЭ – СУ – СА *Замени в слове первую букву на звук «с». Какое слово у тебя получится?БОР - ...ОР ДОМ - ...ОМ ЗУД - ... УД КОН - ... ОНЛУК - ... УКПУП - ... УП ТОК - ... ОК ТЫН - ...ЫНРазвитие фонематического анализа:* Выделите гласный в начале слова.* Выделите гласный звук в середине слова (рак, кит ...).* Выделите гласный в конце слова (увидел, очки ...).* Выделите согласную в начале слова (танк, мышь ...), в середине слова (лук, белка, груша ...).* Определите первый и последующие звуки в слове (корова, лошадь ...)* Определите последовательность и количество звуков в слове (нос, рыба, улитка ...)Развитие фонематического синтеза. *Составь слово из последовательно данных звуков (К, О, Т, ), (Р, У, К, А, ), (С, У, М, К, А)*Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности. (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), ( Д, М, Ы).
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994.-216с.
2. Атлашкина Т. В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. - 2005. - 384с.
3. Бакли С. Удовлетворение образовательных потребностей детей с синдромом Дауна [Электронный ресурс] : гл. 2 : [пер. с англ.] / С. Бакли, Дж. Бёрд // Даунсайд Ап : [сайт]. – М., 2003. – URL: http://www.downsideup.org/old/_articles/obrasov2.htm
4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств.- Санкт-Петербург: «Сатис», 1995.
5. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. М., 1970.
6. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
7. Валитова, Е. И. Спецпсихология: учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим специальностям / И.Е. Валитова. - Брест , 2013. - 461 с.
8. Дефектология. Уч. Пос. под ред. И.П. Серова. М.: Гуманитарий.-2005, -368с.
9. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов.// Новый регион. - 2006. № 3- С. 64-69.
10. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.
11. Кожевникова, Е.В. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / Е. В. Кожевникова, Е.В. Клочкова. - СПб.: КАРО, 2007. -137 с.
12. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
13. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. - С. 51-71.
14. Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, - 2004., №2.
15. Лейн, Д. Современные подходы к болезни Дауна / Д. Лейн, Б. Стрэтфорд. - М., 2006.- 193 с.
16. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2002
17. Логоритмика для детей с синдромом Дауна: кн. для родителей / Даунсайт АП, Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна. - М. : Благотворит. фонд «Даунсайд Ап», 2008. - 74с.
18. Нарушение голоса звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: ринолалия и дизартрия. Под ред. Л.С. Волковой. М., Владос, 2003
19. Поле, Е. Синдром Дауна / Е. Поле. – М., 2005. -165 с.
20. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
21. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва, АСТ, 2002.
22. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.
23. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. М., 1980
24. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа.2004- № 10 -С. 26-28.
Вопрос-ответ:
Какие особенности логопедического сопровождения есть у детей с синдромом Дауна?
Особенности логопедического сопровождения у детей с синдромом Дауна связаны с их специфическими структурными компонентами речи и психолого-педагогическими особенностями. Работа с такими детьми требует индивидуального подхода, использования различных методов и техник, а также понимания их потребностей и возможностей.
Какие особенности структурных компонентов речи у детей с синдромом Дауна?
У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются особенности в области фонетики, фонологии, грамматики и лексики. Они могут испытывать трудности в произношении звуков, формировании предложений, обогащении словарного запаса. Логопедическое сопровождение включает в себя работу над устранением этих особенностей и развитием речевых навыков у детей.
Какова психолого-педагогическая характеристика ребенка с синдромом Дауна?
Ребенок с синдромом Дауна обычно имеет задержку в психическом развитии, что оказывает влияние на его обучение и речевое развитие. Они могут иметь проблемы с концентрацией внимания, памятью, абстрактным мышлением. Однако, они обычно обладают хорошей коммуникабельностью, эмоциональной отзывчивостью и творческими способностями. Логопедическое сопровождение помогает им развивать свои способности и преодолевать трудности, связанные с обучением и речью.
Какие методы и техники применяются в логопедической работе с младшими школьниками с синдромом Дауна?
В логопедической работе с младшими школьниками с синдромом Дауна используются различные методы и техники, направленные на развитие речи и коммуникативных навыков. Это могут быть игры, упражнения на артикуляцию, работа с лексикой и грамматикой, развитие навыков чтения и письма. Важным аспектом работы является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его потребностей и возможностей.
Какие особенности речевого развития у детей с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте?
У детей с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте наблюдаются особенности в структурных компонентах речи. Они могут иметь задержку в развитии фонетики, грамматики и лексики. Также, у них часто наблюдается затруднение в формировании связной и понятной речи. Необходимо проводить логопедическое сопровождение и помощь в развитии речевых навыков.
Как проводится логопедическая работа с младшими школьниками с синдромом Дауна?
Логопедическая работа с младшими школьниками с синдромом Дауна должна быть комплексной и индивидуально ориентированной. Важно стимулировать и развивать фонетические, грамматические и лексические навыки, а также помогать в формировании связной и понятной речи. Методы и приемы работы могут включать игры, упражнения, использование различных материалов и техник.
Какая психолого-педагогическая характеристика характерна для детей с синдромом Дауна?
Дети с синдромом Дауна обычно имеют задержку в психологическом и педагогическом развитии. Они часто испытывают затруднения в учебе и адаптации в школьной среде. Однако, они обладают своими индивидуальными способностями и могут успешно развивать свои навыки при поддержке специалистов и родителей.
Какие методы и приемы используются в логопедическом сопровождении детей с синдромом Дауна?
В логопедическом сопровождении детей с синдромом Дауна могут использоваться различные методы и приемы. Это могут быть игры с зеркалом для развития артикуляции, работа с карточками и планшетами для развития лексики, использование специальных материалов для развития грамматических навыков и т.д. Все зависит от индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.
Какие особенности присутствуют в структурных компонентах речи у детей с синдромом Дауна?
У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются особенности в структурных компонентах речи, такие как недостаточное развитие словарного запаса, проблемы с артикуляцией звуков, слабая грамматическая организация предложений и нарушения в фонематическом восприятии.
Как можно охарактеризовать психолого-педагогические особенности ребенка с синдромом Дауна?
У ребенка с синдромом Дауна могут быть следующие психолого-педагогические особенности: задержка психомоторного развития, низкая устойчивость внимания, слабая память и логическое мышление, нарушения в сфере эмоциональной регуляции, особенности социального взаимодействия (трудности в коммуникации и адаптации).
Каковы особенности логопедической работы с младшими школьниками с синдромом Дауна?
Логопедическая работа с младшими школьниками с синдромом Дауна включает в себя индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие речи, улучшение артикуляции звуков, расширение словарного запаса, развитие навыков грамматической организации предложений и улучшение фонематического восприятия. Важными аспектами работы являются также развитие коммуникативных навыков и адаптация в социальной среде.